Псалом 12 для чего читают?

Чин пения двенадцати псалмов

Как пели их преподобные отцы-пустынники днём и ночью, о чём вспоминается в книгах отеческих и в житиях и мучениях святых многих.

Этот чин принёс со Святой горы преподобный Досифей, архимандрит Киево-Печерский.

Священник: Благословен Бог наш:

Мирянин же: По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу

Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.

Трисвятое

Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва Святой Троице

Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Священник: Ибо Твоё Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков.

Мы же: Аминь.

Чтец: Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Придите, поклонимся Царю нашему, Богу.

Придите, поклонимся и припадём к Христу, Царю, нашему Богу.

Придите, поклонимся и припадём к Самому Христу, Царю и Богу нашему.

Псалом 26

Господь – просвещение моё и Спаситель мой: кого убоюсь? Господь – защитник жизни моей: от кого устрашусь? Когда приближались ко мне злодеи, чтобы съесть плоть мою, притеснители мои и враги мои, – они сами ослабели и пали. Если построится против меня полк, не убоится сердце моё; если поднимется на меня война, и при этом я надеюсь. Одного просил я у Господа, этого буду искать, чтобы обитать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать мне красоту Господню и посещать храм святой Его. Ибо Он скрыл меня в обители Своей в день бедствий моих, сохранил меня тайно в скинии Своей, на скалу возвысил меня. И ныне, вот, Он возвысил главу мою против врагов моих: обошёл я скинию Его и принёс в ней жертву хвалы и восклицания; буду петь и воспевать Господа! Услышь, Господи, голос мой, которым я воззвал, помилуй меня и услышь меня. Тебе сказало сердце моё: «Господа взыщу». Взыскало Тебя лицо моё; лица? Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица? Твоего от меня, и не уклонись во гневе от раба Твоего. Будь мне помощником, не отринь меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой. Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь принял меня. Дай мне закон, Господи, на пути Твоём, и направь меня на стезю? прямую ради врагов моих. Не предай меня душам теснящих меня, ибо восстали на меня свидетели неправедные – но неправда обманула себя. Я верю, что увижу блага Господни на земле живых. Надейся на Господа! Мужайся, и да укрепляется сердце Твоё, и надейся на Господа!

Псалом 31

Блаженны те, кому прощены беззакония и у кого покрыты грехи! Блажен муж, кому Господь не зачтёт греха, и в устах его нет коварства. Ибо я замолчал; состарились кости мои от того, что кричал я весь день, ибо днём и ночью тяготела на мне рука Твоя; я превратился в страдальца, когда уязвил меня тёрн. Беззаконие моё я сознал и греха моего не сокрыл; я сказал: «Исповедаюсь в беззаконии моём Господу», – и Ты простил нечестие сердца моего. Потому помолится Тебе всякий праведник в подходящее время, – и тогда при разливе многих вод они к нему не приблизятся. Ты мне прибежище от скорби, охватившей меня; Радость моя! Избавь меня от окруживших меня. «Вразумлю тебя и наставлю тебя на этом пути, по которому ты пойдёшь, устремлю на тебя очи Мои». Не будьте как конь и мул, у которых нет разума, уздой и удилами нужно челюсти их затягивать, не покоряющихся тебе. Много ударов грешнику, а надеющегося на Господа окружит милость. Веселитесь о Господе, и радуйтесь, праведные, и хвалитесь, все правые сердцем.

Псалом 56

Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я буду надеяться, доколе не минует беззаконие. Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствовавшему мне. Он послал с небес и спас меня, предал поношению попирающих меня. Послал Бог милость Свою и истину Свою и избавил душу мою из среды молодых львов. Я уснул встревоженным: сыны? человеческие, зубы их – оружие и стрелы, и язык их – острый меч. Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле – слава Твоя. Сеть приготовили ногам моим и согнули душу мою; выкопали пред лицом моим яму – и упали в неё! Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё, буду петь и воспевать во славе моей. Пробудись, слава моя, пробудись, псалтирь и гусли. Я проснусь с рассветом! Буду славить Тебя среди народов, Господи, воспевать Тебя среди племён. Ибо возвеличилась до небес милость Твоя и до облаков – истина Твоя. Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле – слава Твоя!

Затем:

Трисвятое.

Слава, И ныне.

Пресвятая Троица.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава, И ныне.

Отче наш.

Тропари, глас 1

Объятия отеческие открыть мне поспеши: блудно я растратил жизнь мою, на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно! Ныне не презри обнищавшего моего сердца, ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю: «Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою!»

Слава: Когда придёшь Ты, Боже, на землю со славою весь мiр затрепещет; река огненная течёт пред Престолом Суда, книги открываются и тайны объявляются. Тогда избавь меня от огня неугасимого и удостой меня стать справа от Тебя, Судия праведнейший.

И ныне: Все мы знаем Тебя, Матерь Божию, поистине явившуюся девою и после родов, с любовью прибегая к Твоей благости; ибо в Тебе мы, грешные, имеем защиту и в Тебе приобрели спасение при искушениях, единой всенепорочной.

Затем:

Господи, помилуй, (30 раз)

Придите, поклонимся: (Трижды)

Псалом 33

Буду благословлять Господа во всякое время, хвала Ему всегда на устах моих. В Господе восхвалится душа моя, – да услышат кроткие и возвеселятся. Возвеличьте Господа со мною и вознесём имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня. Придите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся. Этот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его. Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их. Вкусите, и увидите, что благ Господь, – блажен муж, который уповает на Него. Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его. Богатые обнищали и стали голодать, а ищущие Господа не потерпят нужды? ни в каком благе. Придите, дети, послушайте меня, страху Господню научу вас. Кто – человек, желающий жить, кто хочет увидеть добрые дни? Удержи язык свой от зла и уста свои от коварных речей. Уклонись от зла и сотвори добро, взыщи мира и устремись к нему: очи Господни – на праведных, и уши Его – к молитве их; но лицо Господне – на творящих зло, чтобы истребить с земли память о них. Воззвали праведные – и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их. Близко Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт. Много скорбей у праведных – и от всех их избавит их Господь. Хранит Господь все кости их, ни одна из них не сокрушится. Смерть грешников зла, и ненавидящие праведного погрешат. Избавит Господь души рабов Своих, и не погрешат все, уповающие на Него.

Псалом 38

Я сказал: «Буду хранить пути мои, чтобы не грешить мне языком моим». Я поставил для уст моих охрану, когда стоял нечестивый предо мною. Я стал нем, и смирился, и смолчал, как не имеющий благ, и боль моя возобновилась. Согрелось сердце моё во мне и в размышлении моём загорелся огонь. Я произнёс языком моим: «Покажи мне, Господи, конец мой, и число дней моих, какое оно, дабы я познал, чего не хватает мне». Вот, Ты пядями размерил дни мои, и естество моё – как ничто пред Тобою; впрочем, всё – тщета?, всякий человек живущий. Подлинно, как призрак, преходящ человек, только напрасно волнуется; копит и не знает, для кого он то соберёт. И ныне, кто – терпение моё? Не Господь ли? И естество моё – от Тебя. От всех беззаконий моих избавь меня: на поношение безумному Ты отдал меня! Я стал нем и не открывал уст моих, ибо Ты соделал так. Отклони от меня удары Твои, ибо от крепости руки? Твоей я исчез. В обличениях за беззаконие Ты наставил человека и изнурил, как паутину, душу его; впрочем, тщета? – всякий человек! Услышь молитву мою, Господи, и прошению моему внемли?, не промолчи, видя слёзы мои, ибо поселенец я у Тебя и пришелец, как все отцы мои. Дай облегчение мне, чтобы я отдохнул прежде, чем отойду и уже не будет меня.

Псалом 40

Блажен помышляющий о нищем и бедном: в день бедствия избавит его Господь. Господь да сохранит его, и оживит его, и сделает его блаженным на земле, и да не предаст его в руки врагов его! Господь да поможет ему на ложе страдания его: всё ложе его Ты изменил во время болезни его. Я сказал: «Господи, помилуй меня, исцели душу мою, ибо я согрешил пред Тобой!» Враги мои сказали обо мне злое: «Когда он умрёт и погибнет имя его?» И если кто входил посмотреть, говорило напраслину сердце его, собирал он себе беззаконие, выходил наружу, и сговаривались вместе. Против меня шептались все враги мои, против меня замышляли зло; слово беззаконное возвели на меня: «Неужели спящий снова восстанет?» Ведь и человек мирный со мной, на которого я полагался, вкушающий хлебы мои, поднял пяту? на меня. Но Ты, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им. Я познаю?, что Ты меня возжелал, из того, что не порадуется враг мой о мне. А меня за беззлобие Ты поддержал и укрепил меня пред лицом Твоим навек. Благословен Господь, Бог Израиля, от века и до века. Да будет, да будет!

Затем:

Трисвятое.

Слава, И ныне.

Пресвятая Троица.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава, И ныне.

Отче наш.

Тропари, глас 4

Смиренную мою душу посети, Господи, во грехах всю жизнь растратившую; так же как блудницу, и меня прими, и спаси меня.

Слава: Всю мою жизнь я постыдно провёл, Господи, с блудницами, несчастный. Как блудный сын в сокрушении взываю: «Отче Небесный, я согрешил, смилуйся и спаси меня, и не отринь меня, по своей воле от Тебя удалившегося и из-за бесплодных дел ныне обнищавшего.

И ныне: К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадём, в покаянии взывая из глубины души: «Владычица, помоги, над нами сжалившись, поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!»

Затем:

Господи, помилуй, (30 раз)

Придите, поклонимся: (Трижды)

Псалом 69

Боже, на помощь мне обратись, Господи, помочь мне поспеши. Да устыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да обратятся вспять и постыдятся желающие мне зла, да возвратятся тотчас со стыдом говорящие мне: «Хорошо же, хорошо же!» Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все ищущие Тебя, Боже, и да говорят непрестанно: «Да возвеличится Господь» любящие спасение Твоё. Я же беден и нищ; Боже, помоги мне. Помощник мой и избавитель мой – Ты; Господи, не замедли!

Псалом 70

На Тебя я, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня и освободи меня, склони ко мне ухо Твоё и спаси меня. Стань для меня Богом-Защитником и местом укреплённым, чтобы спасти меня, ибо твердыня моя и прибежище моё – Ты. Боже мой, избавь меня из руки грешника, из руки законопреступника и обидчика. Ибо Ты – терпение моё, Господи, Господь – надежда моя с юности моей. На Тебе я утвердился от утробы, от чрева матери моей Ты – мой покровитель; о Тебе пение моё непрестанно. Как бы дивом стал я для многих, – и Ты – помощник мой крепкий; да наполнятся уста мои хвалою, чтобы мне воспевать славу Твою, весь день – великолепие Твоё. Не отвергни меня во время старости, при оскудении силы моей не оставь меня. Ибо сказали враги мои мне, и подстерегающие душу мою решили вместе, говоря: «Бог оставил его, преследуйте и захватите его, ибо нет избавителя». Боже мой, не удаляйся от меня, Боже мой, на помощь мне обратись! Да устыдятся и исчезнут клевещущие на душу мою, да облекутся в стыд и позор ищущие мне зла. Я же буду всегда уповать на Тебя, и умножу всякую хвалу Тебе. Уста мои будут возвещать правду Твою, весь день – спасение Твоё; ибо не познал я наук книжных. Войду в храм в могуществе Господнем; Господи, вспомню правду Тебя, Единого. Боже мой, чему Ты научил меня с юности моей, и доныне буду возвещать – чудеса Твои. И до старости и лет преклонных, Боже, не оставь меня, доколе не возвещу о мышце Твоей всему роду грядущему, о могуществе Твоём и правде Твоей. Боже, до самых высот, – в том, что Ты для меня сделал великого, Боже, – кто подобен Тебе? Сколько Ты показал мне скорбей многих и злых, и, обратившись, оживотворил меня и из бездн земли? вывел меня. Умножил Ты на мне величие Твоё и, обратившись, утешил меня, и из бездн земли? снова вывел меня. И я прославлю Тебя среди народов, Господи, на орудиях струнных – истину Твою, Боже, сыграю Тебе на гуслях, святой Израилев. Возликуют уста мои, когда буду петь Тебе, и душа моя, которую Ты избавил. А ещё и язык мой весь день возвещать будет правду Твою, когда постыдятся и посрамятся ищущие мне зла.

Псалом 76

Гласом моим я к Господу воззвал, гласом моим к Богу – и Он внял мне. В день скорби моей я Бога взыскал, ночью воздвиг мои руки пред Ним – и не был обманут. Отказалась от утешения душа моя; вспомнил я Бога – и возвеселился. Рассуждал – и малодушествовал дух мой. Предваряли ночные стражи очи мои; я был взволнован и не мог говорить; размышлял о днях древних и годы вечные вспомнил и вник. Ночью с сердцем моим рассуждал и испытывал дух мой: неужели навеки отвергнет Господь, и не будет более благоволить? Или до конца милость свою отсечёт, окончил речь от рода в род? Или забудет сжалиться Бог, или сдержит во гневе Своём сострадание Своё? И сказал я: «Ныне начал я понимать: эта перемена – от десницы Всевышнего». Вспомнил я дела Господни; ибо буду вспоминать от начала чудеса Твои, и вникать во все дела Твои и о деяниях Твоих рассуждать. Боже, в святости путь Твой. Кто Бог великий, как Бог наш? Ты – Бог, творящий чудеса, Ты явил среди народов силу Твою, избавил мышцею Своею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа. Видели Тебя воды, Боже, видели Тебя воды и убоялись, взволновались бездны, множество шума вод. Звук издали облака, ибо стрелы Твои пролетали. Голос грома Твоего в круге небес, озарили молнии Твои вселенную, содрогнулась и в трепет пришла земля. В море путь Твой, и стези? Твои в водах многих, и следов Твоих не узнают. Повёл Ты, как овец, народ Твой рукою Моисея и Аарона.

Затем:

Трисвятое.

Слава, И ныне.

Пресвятая Троица.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава, И ныне.

Отче наш.

Тропари, глас 6

Помышляю о дне страшном и оплакиваю злые мои деяния. Как я дам ответ Бессмертному Царю? Или как дерзну я, блудный, взглянуть на Судию?? Милосердный Отче, Сын Единородный, Дух Святой, помилуй меня!

Слава: В долине плача, на месте, которое Ты назначил, когда сядешь, Милостивый, сотворить праведный суд, не обличи моё сокровенное и не посрами меня пред Ангелами, но пощади меня, Боже, и помилуй меня.

И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородица, дабы мы, надеясь на Тебя, не постыдились, но избавились молитвами Твоими от бед, ибо Ты – спасение рода христианского.

Затем:

Господи, помилуй, (30 раз)

Придите, поклонимся: (Трижды)

Псалом 101

Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придёт к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твоё; в день, , скоро услышь меня; ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня; сердце моё поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои пристали к плоти моей. Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле. Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною. Я ем пепел, как хлеб, и питьё моё растворяю слезами, от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознёс меня и низверг меня. Дни мои – как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава. Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род. Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, – ибо пришло время; ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют. И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей. Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей; призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их. Напишется о сём для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа, ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его – в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу. Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои. Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. В начале Ты, основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся. Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицом Твоим.

Молитва Манассии{Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден], царя Иудейского

Господи Вседержитель, Боже отцов наших: Авраама, и Исаака, и Иакова, и семени их праведного, сотворивший небо и землю со всем благолепием их, связавший море словом повеления Твоего, заключивший бездну и запечатавший её страшным и славным именем Твоим, Которого все боятся, и трепещут от лица силы Твоей, потому что никому не устоять пред великолепием славы Твоей, и нестерпим грозный гнев Твой на грешников! Но безмерна и непостижима милость обетования Твоего; ибо Ты Господь высочайший, милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеющий о злых делах человеческих. Ты, Господи, по множеству Твоей благости, обещал покаяние и прощение согрешившим Тебе и, по множеству сострадания Твоего, определил покаяние грешникам во спасение. Так вот, Ты, Господи, Боже Сил, не положил покаяния праведным Аврааму, и Исааку, и Иакову, не согрешившим Тебе, но положил покаяние мне, грешнику, потому что я согрешил более числа песка морского. Умножились беззакония мои, Господи, умножились беззакония мои, и недостоин я взглянуть и увидеть высоту небесную от множества неправд моих. Я согбен многими узами железными, так что не могу поднять головы моей, и нет мне облегчения, потому что возбудил я гнев Твой и злое пред Тобою сотворил: не исполнил воли Твоей и не сохранил повелений Твоих. И ныне преклоняю колени сердца моего, нуждаясь в Твоей благости. Согрешил я, Господи, согрешил, и беззакония мои я знаю; но прошу, молясь Тебе: отпусти мне, Господи, отпусти мне, и не погуби меня с беззакониями моими, и, навеки разгневавшись, не соблюди злых дел моих, и не осуди меня в глубочайшие места земли. Ибо Ты, Боже, – Бог кающихся, и на мне явишь всю благость Твою, ибо Ты спасёшь меня, недостойного, по великой милости Твоей, и я буду восхвалять Тебя непрестанно во все дни жизни моей, ибо Тебя воспевают все Силы небесные, и Твоя слава во веки веков. Аминь.

Славословие вседневное

Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение. Восхваляем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя ради великой славы Твоей. Господи, Царь Небесный, Боже Отче Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе, и Дух Святой! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отчий, подъемлющий грех мiра, помилуй нас. Подъемлющий грехи мiра, прими молитву нашу, Сидящий справа от Отца, помилуй нас. Ибо Ты – один Свят, Ты один – Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. На всякий день благословлю Тебя и восхвалю имя Твоё во веки, и в век века. Господи, Ты стал для нас прибежищем от рода в род. Я сказал: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, ибо я согрешил пред Тобой. Господи, к Тебе я прибег, научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой. Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоём мы увидим свет. Простри милость Твою к знающим Тебя. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Аминь. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповаем на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Благословен Ты, Владыка, вразуми меня повелениями Твоими. Благословен Ты, Святой, просвети меня повелениями Твоими. Господи, милость Твоя вовек, созданий рук Твоих не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва святого Евстратия

Величая, превозношу Тебя, Господи, ибо призрел Ты на смирение моё и не заключил меня в руках врагов, но спас от бедствий душу мою. И ныне, Владыка, да покроет меня рука Твоя и да придёт ко мне милость Твоя, ибо в смятении душа моя и страдает при выходе своём из жалкого моего и скверного тела сего, страшась, чтобы как-нибудь злой замысел противника не встретил и не ниспроверг её во тьме из-за грехов, случившихся со мною в жизни сей в ведении и неведении. Будь милостив ко мне, Владыка, и да не увидит душа моя мрачного и тёмного взора злых демонов, но да примут её Ангелы Твои сияющие и светлые. Дай славу имени Твоему святому и Твоею силою возведи меня к божественному Твоему судилищу. Когда судим я буду, да не овладеет мною рука князя мiра сего, чтобы увлечь меня, грешника, во глубину ада, но предстань мне и будь мне Спасителем и Защитником. Ведь даже эти телесные мучения – веселие для рабов Твоих. Помилуй, Господи, осквернённую страстями житейскими душу мою, и прими её, очищенную покаянием и исповеданием, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Затем:

Трисвятое.

Слава, И ныне.

Пресвятая Троица.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава, И ныне.

Отче наш.

Тропари, глас 8

Оком милосердным, Господи, воззри? на моё смирение: ибо понемногу жизнь моя сокращается, и от дел нет мне спасения. Потому молюсь: «Оком милосердным, Господи, воззри? на моё смирение и спаси меня!»

Слава: Век мой кончается, и страшный Твой престол готовится, жизнь моя проходит, суд меня ждёт, грозя мне огненною мукою и пламенем неугасимым. Слёз потоки подай мне и угаси его силу, желающий спасения всех людей.

И ныне: Ради нас рождённый от Девы и распятие претерпевший, ниспровергший смертью смерть и явивший воскресение как Бог, не презри, Благой, созданных рукою Твоею; яви человеколюбие Твоё, Милостивый, прими родившую Тебя Богородицу, ходатайствующую за нас, и спаси, Спаситель наш, людей отчаявшихся.

Затем: Господи, помилуй, (30 раз). И отпуст.

<<предыдущая оглавление следующая>>

Келейное правило

…Ты просишь разрешить оставить навсегда чтение четырех кафизм Псалтири, которые ты обязательно читала. Бог да благословит оставить. Господь ни от кого не требу­ет подвигов сверх силы и возможности. Ты стала жало­ваться на слабость головы, и притом ты настоятельница, обязанная смотреть за поведением сестер и за внешними делами и потребностями обители; как же возможно тебе совершать большое правило келейное? Древние отцы и пустынные довольствовались чтением 12 псалмов утром и вечером, а остальное время употребляли на рукоделие, чте­ние духовных книг и молитву Иисусову (преп. Амвросий).

Рукоделие оставлять тебе не следует, а только должно заниматься им в приличное время, не оставляя четочного правила и другого молитвенного вычитывания, от которых враг тебя отвлекает, потому что все благословенное состав­ляет существенную пользу монаха: оттого исполнять это бывает тяжело и как бы неудобно, и как бы всё и все этому мешают. Причины и тяжести таких неудобств есть ухищрение и отвлечение вражие, так как все благословенное ему не нравится. Ты же, зная это, понуждайся испол­нять по благословению назначенное, равно не оставляй и устной Иисусовой молитвы (преп. Амвросий).

Пишешь мне о своем болезненном состоянии, что ты изнемогла до крайности, а между тем общая трапеза не может тебя удовлетворить, вследствие чего часто ропщешь. И несмотря на такое изнеможение, ты наложила на себя подвиг ходить ко всем службам церковным и кроме того ежедневно прочитываешь в келье акафист, Евангелие и Псалтирь по главе, вследствие чего тебе нет времени от­дохнуть и нет усердия к послушанию. При твоей болезнен­ности можешь к церковным службам в будни совсем не ходить, потому что и здоровым можно оставаться только до шестопсалмия, кто имеет послушание. Келейное правило, которое ты на себя наложила, советую совсем оставить и употреблять это время на отдых, тогда и к послушанию будет более охоты, и дух будет спокойнее. Не забывай, что послушание выше поста и молитвы, а от ропота старайся воздерживаться по мере сил (преп. Амвросий).

Ты все заботишься о мелочной точности правила. За­боться больше о качестве молитвы и душевном мире, а в остальном больные должны более смиряться (преп. Амвро­сий).

Двойное келейное правило исполнять тебе дозволено только в таком случае, когда, по совершении всего, остается еще сила и время, а при немощи довольно совершить и однажды (преп. Амвросий).

Вообще замечу тебе, что ты все разветвляешь путь благочестия. Путь сей — простой, а у тебя выходит все как-то и сложно, и мелочно, ты все заботишься о мелочных подробностях и правилах. Я уже и говорил, и писал тебе, и опять повторяю, что, по словам святого Иоанна Дамаскина, больные и слабые, касательно внешних трудов и подвигов, должны трудиться сколько могут, соображаясь и с немощью своею, и с силами своими, а затем главное для них правило состоит в благодарности и смирении, т. е. чтобы посылаемые им болезни и немощи сносить не только без ропота, но и благодарить Бога за все, а в своей неисправ­ности смиряться пред Господом и людьми (преп. Амвросий).

Перед всенощной ходить ли к повечерию, когда оно бывает отдельно, — в этом соображайся с силами своими. После всенощной, когда она отходит поздно, можно про­читать конец молитв на сон грядущим (Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей…). Каноны же можно вычи­тать прежде всенощной, сколько успеешь (преп. Амвросий).

Со своим уставом в чужой монастырь не входят, со своим уставом и в монастырь не приходят. Главное для тебя: слушаться, разумно по Бозе, монастырского начальства и прилаживаться к общим порядкам, келейно же совершать в простоте, что можешь, и Господь примет и малое правильно, со смирением исполняемое. Не в том важность, какие пра­вила исполняем, а как их исполняем. Ты все скорбишь в недоумении, что, может быть, не так делаешь. Святой Лествичник говорит, что сомневаться и долго пребывать в недоумении о чем-либо есть признак гордой и славолюбивом души. Пишешь: и на здоровых нападает лень и немощь. Но здоровый может понудиться, больной же если сверх силы понудится, бывает смущение на смущение, по словам святого Исаака Сирина. Больному набрать себе разные правила, значит никогда не хотеть выйти из смущенного состояния. — Ты меня часто спрашиваешь, а словам моим не внемлешь и все держишься за свое мудрование. Сколько раз говорил и писал я тебе, что немощному и слабому, как говорит святой Иоанн Дамаскин, необходимее всего смире­ние и благодарение (преп. Амвросий).

Досылаю тебе листок с означением канонов, как они читаются у нас в скиту. Если что из означенного выслуша­ешь в церкви, того в келье уже не нужно читать, а что в церкви не читается, то можешь читать у себя в келье, если имеешь время и силы. А если когда чего не успеешь вы­читать, по немощи и другим обстоятельствам, то не смущать­ся, а заменять оное смиренным самоукорением. Но преж­де всего должно тебе всегда помнить слова преподобного Макария Египетского: «Если кто принуждает себя к мо­литве, пока не приимет дарования от Бога, а к смиренно­мудрию, к любви, к кротости и к прочим добродетелям не приневоливает и не нудит себя в той же мере, то бывает иногда к нему Божия благодать по его молитве и проше­нию; потому что благ и милостив Бог, и просящим у Него дает просимое. Но не приуготовив и не приучив себя к исчисленным выше добродетелям, или утрачивает он ми­лость Божию, или приемлет и падает, или не преуспевает от высокоумия; потому что не предает себя от всего про­изволения заповедям Господним» (Из 7-ми Слов. 1-е Слово. Отд. 14) (преп. Амвросий).

…В силу установления святых отцов утро до полудня посвящать молитве, а потом заботиться об откровении помыслов старцам и беседовании с ними. К последнему слову может относиться чтение святоотеческих писаний (преп. Амвросий).

Ты в болезни много приложила себе келейного прави­ла. А при молитве соразмерность почитается, как говорит Григорий Синаит. Еще пишешь, что ты в четочном пяти­сотенном правиле молитвы без поклонов творишь умом, приличнее в келейном правиле творить устами, разве толь­ко немощь телесная препятствует (преп. Амвросий).

…Писала ты, что когда бываешь больна, то тебе за­труднительно класть земные поклоны, и спрашиваешь: как же тебе быть? И об этом я тебе не раз говорил и писал, что вредно понуждать немощное тело выше силы его и что от этого бывает только смущение на смущение. Если не мо­жешь класть земных поклонов, клади поясные, или стоя, сидя, или хоть лежа твори молитву, а вместо поклонов хоть осеняй себя крестным знамением, на первых 30 молитвах каждой сотницы, при исполнении четочного пятисотного правила (преп. Амвросий).

Пишешь, что от лености и от усталости не исполня­ешь иногда молитвенного правила и так засыпаешь и про­сыпаешь. Должно лень от усталости отличать. Если устала и так заснула от бессилия, то укоряй себя больше пред Богом и кайся, и смиряйся. Если же ты не устала, а просто не хочется молиться, то это уже лень — тут должно по­нуждать себя к молитве, хотя бы она была и рассеянная. Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою какою можем, а за самое понуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет (преп. Иосиф).

Спрашиваешь про келейное правило. Пятисотницу на­до непременно справлять, и стесняться нечем, это общий долг монашествующих. Потом читай Апостол и Евангелие по главе, если время есть. Твори так молитву Иисусову, а главное, надо, чтобы помыслы не блуждали кой-где, а на одном месте были. Для этого и правила все установлены (преп. Иосиф).

Во втором своем письме написала ты, что набрала мно­го молитвенных правил, а исполнять их не успеваешь, отчас­ти потому, что тебе некогда — занята казначейскими дела­ми, отчасти же и по слабости сил. Не следует набирать много правил, а должно все делать по силам. И Бог ничего не требует от нас сверх наших сил. Определи себе посиль­ное правило и держись его всегда. Хотя бы то правило было короткое, только старайся совершать его со внимани­ем. А то в иной раз долго промолишься, а в другой — проспишь. При посильном же правиле не будешь смущать­ся (преп. Иосиф).

Лучше прочитать не все молитвенное правило, по недо­статку времени, но со вниманием. Страшные слова сказаны в Священном Писании: «Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением» (Иер. 48, 10) (преп. Никон).

Не всякий может часто становиться на молитву в те­чение дня. Но понуждать себя на молитву, хотя мысленную, если при людях, всякому возможно. Возможно начинать и оканчивать всякое дело и занятие возношением ума к Богу. Неполезно холодное отношение к делу молитвы. «Отмолился, вычитал, что положено, и свободен. Отбыл повинность свою». Такая молитва не дает благих плодов. А такая молитва и бывает у тех, кто ограничивает свое обращение к Богу только совершением правила или хождением в цер­ковь, не стремясь к тому, чтобы молитва наполнила и осветила всю их жизнь, все их дела. Желаемое настроение молитвенное не сразу достигается, требуются целые годы на приобретение сего, но понуждать себя необходимо, необхо­димо считать себя постоянно должником пред Богом как во всех добродетелях, так и в молитве. Надо стяжать сердечное сознание необходимости молитвы и, чтобы не отгонять от себя молитвенного настроения, надо охранять себя от вся­кого неблагоговейного слова и поступка, от всего, что нару­шает мир душевный, что не по совести, не по закону Божию (преп. Никон).

…Пишешь, что дорогой вместо правила ты всегда про­читываешь триста раз «Богородице Дево, радуйся». Скажи мне, где ты взяла обыкновение читать эту молитву, как ты ее читаешь, кто так учит и какой святой так делал. Не нужно самочиние, а нужно действовать так, как действова­ли святые отцы и как предписывает наша Мать Святая Церковь. Такое действование будет законное. Мы же все­гда видим, что святые отцы упражнялись в молитве Иису­совой (преп. Иларион).

Вопрос: «Когда я просижу позже 9 часов, справлять пятисотницу?» Ответ: «Если по уважительной причине, например, сроч­ное послушание, тогда ложитесь спать, а потом надо мне сказать на следующий день, а вам, если особенного дела нет, то, как 9 часов, оставляйте все и начинайте справлять. Вообще это время от 9 до 10 часов положено на пятисотницу, чтобы к утрени встать уже бодро» (преп. Варсонофий).

Если приходится пропустить что-либо из правила, то на следующий день не исполняйте пропущенное, только надо мне сказать, некоторые так рассуждают: «Сегодня пятисот­ницу не буду справлять, а завтра две справлю». Так не надо, ибо впадете в неоплатные долги, а пропустили, так пропустили, делать нечего. …А в случае, если застанешь утренние молитвы, но не с самого начала, то ничего, хорошо, что кончик слышал (преп. Варсонофий).

<Келейное правило> все читать на славянском языке, а порядок чтения такой: сначала две кафизмы со всеми мо­литвами и поклонами; затем две главы из Апостола (Апо­калипсис на келейном правиле не читается), главу Еванге­лия и помянник. Это все… после трапезы до чая. Остается пятисотница на вечер от 9—10 часов после благословения перед сном (преп. Варсонофий).

Вопрос: «Вы не раз говорили, чтобы я держался за пятисотницу. Что это значит?» Ответ: «Держаться — значит аккуратно и исправно ис­полнять ее в положенные дни. Вот и батюшка Амвросий так говорил одному из своих учеников, схимонаху о. Мелхиседеку, который мне передавал об этом сам: «Держись за пятисотницу, как за спасительное вервие, не заблудишься». Почему так? Очевидно, потому, что в ней есть некая сила. Батюшка Амвросий не открыл нам, какая это сила, в чем она заключается, но можем думать, что в произношении имени Иисуса Христа. Другие думают, что сила в том, что пятисотница ведет свое начало от древних святых отцев Египта и Палестины… Когда читают всякие другие молитвы, все еще чего, когда же начинают справлять пятисотницу, сразу падают помыслы. Враг сразу ополчается. Вот из этого мы познаем, что пятисотница имеет некую силу, если она столь ненавистна врагу» (преп. Варсонофий).

Клевета

Скорбишь и о том, что <на> тебя клевещут напрасно. Вспомни, как клеветали Господа нашего Иисуса Христа, Царя славы! Кто ж мы? Он безгрешен, а мы, хотя в том и невиновны, но в других случаях много повинны пред Бо­гом, а за те-то невидимые грехи попускает Бог клевету ложную, чтобы оною очистить те грехи (преп. Макарий).

…Ты оклеветаема в том, в чем знаю, что ты невинна: то-то и хорошо, что невинна; люди клевещут, а Бог оправ­дает, а между тем надобно веровать, что это попущено Божиим смотрением, чтобы терпением сего порицания ты очистилась от грехов другого рода, в неимении коих никто не похвалится, да скорби оные восполнят недостаток под­вигов твоих монастырских… Когда смиришься, то и успо­коишься, и молись за оскорбляющих тебя, и во всех скорбях твоих старайся находить себя виновною, если не чем другим, то тем, что не понесла, не терпела и не исполнила заповедь любви к ближнему (преп. Макарий).

Не смущайся, но полагайся на волю Божию, и ежели тебя поносят ложною клеветою, то паче радуйся и при­нимай это врачеванием твоих душевных страстей, и как сама сознаешь, что это есть воздаяние за слова или дела, коими оскорбляла твоих ближних, и за прочее преступление заповедей Божиих… Радуйся, что сподобляет тебя Господь благотворить столько причинившим тебе обиду, и не осквер­няй исполнения сей заповеди злопомнением. Когда же ви­дишь неотступность от тебя сего змия <злопомнения>, по­вергай свою немощь пред Богом и проси Его помощи (преп. Макарий).

Ты пишешь, что тяжко переносить клевету. Что хотят, то говорят, хорошо, что ты невинна. Пора тебе научиться: чистое к поганому не пристанет; случаи сии научают нас терпению и смирению, чрез познание наших немощей, а ты старайся более быть приветливою с теми, кои тебе благоде­тельствуют <то есть клевещут>, и быть благодушною и мо­литься за них (преп. Макарий).

…Что ты пишешь о некоторых лицах, которые сши­вают на тебя ковы, то и сам ты согласишься с тем: они могут сделать только то, что угодно будет попустить Богу; и будь в этом утвержден, что и влас главы нашея не погиб­нет без воли Его (Лк. 21, 18). Если же и угодно Ему попустить тебе потерпеть какое-либо искушение и скорбь, то все это по благости Его и любви к тебе. Он или веру твою испытует, или ищет твоего терпения. Скорби бывают нам полезны, они нас невольно смиряют, а всегдашнее благоденствие возвышает; но когда Господь видит нашу немощь, то и щадит нас и избавляет от искушений или, посылая скорби, скоро подает и утешение и чрез скорби научает нас опытности в жизни, дабы сохранялись впредь от вредящего нас. А за тех людей, кои стараются тебя очернить, молись Богу и от души прощай их, да и сам получишь от Бога прощение грехов твоих (преп. Макарий).

Ты не сама накликала клевету, а Бог попустил. И бу­дет ти благо и отпущение грехов, которым мы все повинны… Знай и твердо веруй, что бесчестие есть монаха истинная честь и слава. Я радуюсь, что тебя винят, в чем ты неповинна, за то Господь избавит тебя от других опасно­стей (преп. Анатолий).

Я обыкновенный человек. Стараюсь ничего из себя не строить. Стараюсь ко всем относиться по совести, ради спасения и своего, и приходящих ко мне… Я даже доволен бываю, когда мнения обо мне расходятся, потому что, хотя это и неприятно для самолюбия, но полезно для спасения души… (преп. Никон).

…Пишете, что… были возмущены духом против бесславных слухов, клевет на вас, но, о… дочь моя, наша христианская обязанность неотложно требует, по возмож­ности, сим… находящее претерпевать и сим Бессмертному нашему Создателю и Искупителю подражать, и сие во бла­женствах упоминает так: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (и которые претерпят сие, то) радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 11—12) (преп. Лев).

Вот и вышли мы все монахи дельные: целую кучу клевет набрали, да наприбавляли, да других переклепали, а мним о себе, что мы угнетенные страдальцы, обиженные, оскорбленные, на самом же деле не меньше фарисея всех уничижаем донельзя, и уничижаем по одним догадкам и подозрениям, забывая слова Писания: «горе напаяющему подруга своего питием мутным» (Ср.: Авв. 2, 15). В нас какая-то смесь: мнимся и Промысл Божий признавать, и других не перестаем обвинять, аки бы препятствующих и сопротивляющихся нашим предприятиям. Когда мы резко говорим о других, то это ничего, извиняем себя тем, что мы говорим просто, дружелюбно, от ревности ко благу. Если же слышим, что другой сказал что-либо вопреки нас, тогда негодуем и возводим это до великих степеней клеветы, забы­вая проповедуемое Православною Церковью, что кийждо от своих дел или прославится, или постыдится и кийждо сам о себе воздаст слово Богу (преп. Амвросий).

Еще слабый молится, чтобы его не клеветали, а муже­ственный молится, чтобы Бог помог ему других не клеветать ни словесно, ни мысленно (преп. Амвросий).

Письмо твое получил, содержание которого — про­должение искушений и наветов чрез о. К., но есть старин­ная мудрая поговорка: Бог не попустит, свинья не съест, и в Псалтири сказано: «солга неправда себе» (Пс. 26, 12). К. хочет одолеть тебя неправдою, но обманется в неправ­де своей, по псаломским словам. Неправда эта солжет ему и самого может подвергнуть великому бедствию не только в будущей жизни, но и в настоящей. Фараон притеснял израильтян, но сказано, что он погряз в воде, как олово. К. консистория не всемирная история. И история только после пишет правду о всех. Не бойся частых следствий и дознаний, которые могут послужить только к твоему оправданию. Когда рассмотрят все ложные доносы К., тогда могут сотворить ему и другое какое-либо наказание и обсечь ему крылья, кото­рыми он теперь без толку машет от злого расположения, хотя досадить другим. Но досада эта может обратиться на главу его самого. Несомненно веруй неложному Апостольскому слову: «ве­рен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже мо­жете, но со искушением сотворит и избытие» (1 Кор. 10, 13) (преп. Амвросий).

Во время скорби читай 32-й псалом, Господь и изба­вит тебя и прежде всего будет умиротворять твой дух. Впрочем, если бы попущением Божиим и удалось против­никам улучить свою волю, и тогда будет правильнее и благонадежнее по сказанному: «Блажени изгнаны правды ради» (Мф. 5, 10). Но видно, что они и сами опасаются и не дерзают на это, а хотят угрозами тебя изгнать, чтобы сама ушла. Поэтому и не советую тебе, чтобы ты сама решилась исполнить волю и желание противников твоих, вернее пре­даваться во всем воле Божией, и силен Господь избавить нас, как древле избавил неповинную Сусанну от ее про­тивников и клеветников (преп. Амвросий).

Что мать Н. много наговорила о тебе, об этом слишком не заботься и не скорби, а предай все это суду Божию. Переписку же со мною тебе оставлять нет причины, а можешь писать мне по-прежнему, надеясь на милость Бо­жию, что силен Господь покрыть тебя от всех козней вражиих (преп. Амвросий).

Между добродетелями главными, основными поставля­ются четыре добродетели: мудрость, мужество, целомудрие и правда. Смиренный Никита Стифат пишет, что каждая из этих добродетелей находится между другими: мужество с одной стороны имеет терпение, а с другой — крепкое сопротивление. Вас публично и даже печатно поносят. Хотя переносить это очень тяжело и оскорбительно, но в девяти блаженствах евангельских главным и высшим по­ставлено последнее, т. е. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 11—12). И с другой стороны, глаго­лет Господь во Святом Евангелии: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелам» (Ср.: Мк. 8, 38) (преп. Амвросий).

Однажды батюшка <преподобный Варсонофий>, пока­зывая… письмо, написанное, видимо, нарочно коверкан­ным поддельным почерком, сказал: «Вот письмо. В нем меня обзывают самыми площадными, ругательными словами. Особенно за мои собеседования в монастыре. Думаю на того, на другого… но кто бы это ни был, во всяком случае — благодетель. Может быть, Господь за это простит мне что-либо из моих грехов…» (преп. Варсонофий).

Клятва

…Клятва нерассудная не имеет никакой силы, даже и от священника вязание нерассудное не имеет силы, но от епископа разрешается, по правилам. Есть одна повесть: «в Молдавии митрополит, ехавши по дороге, увидел пастуха и попросил у него ягненка, а тот ему отказал; он же, оскор­бившись, сказал: «будь ты проклят!» В то же время некото­рым из прозорливых открыто было, что клятва из уст мит­рополита пошла и, подошед к пастуху, не могла в него войти, но обратилась паки к митрополиту и в него вошла». Это ужасная повесть: и потому-то опасно налагать клятву (преп. Макарий).

Крест и Евангелие никогда ни за кого не целуй (преп. Амвросий).

Чин, како подобает пети дванадесять псалмов особь, ихже пояху преподобнии отцы пустыннии во дни и в нощи, о нихже вспоминается в книгах отеческих и в житиях и мучениих святых многих.

Сей же чин принесе от святыя горы преподобный Досифей архимандрит Киево-Печерский.

По обычнем начале глаголем:

За молитв святых отец наших, Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас, аминь. (поклон)

Ограждая лице свое, читаем:

Царю небесныи, Утешителю, Душе истинныи, Иже везде сыи и вся исполняя, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже, душа наша.

Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас. (трижды с поклонами).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святыи, посети и исцели немощи наша; имене Твоего ради.

Господи помилуй. (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех; да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; хлеб наш насущныи даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение; но избави нас от лукаваго.

Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас.

Аминь.

Господи, помилуй, 12.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).

Приидите, поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).

Приидите, поклонимся и припадем к Самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).

Псалом 26/>

Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого ся убою? Господь Защититель животу моему, от кого ся устрашу? Внегда приближатися на мя злобующе, снести плотии моих, оскорбляющии мя, и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Нань аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати церковь святую Его. Яко скры мя в крове Своем в день зла моего, покры мя в тайне крова Своего. На камень вознесе мя, и ныне се вознесе главу мою на враги моя, обыдох и пожрох в крове Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, им же воззвах, помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего, помощник ми буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на путь правыи, враг моих ради. Не предаждь мене в душах стужающим ми, яко восташа на мя свидетели неправеднии, и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.

Псалом 31/>

Блажени, им же отпустишася беззакония, и им же прикрышася греси. Блажен муж, ему же не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть. Яко умолчах, обетшаша кости моя, зовущу ми весь день. Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя, возвратихся на страсть, егда унзе ми терн. Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты отпустил еси нечестие сердца моего. За то помолится к Тебе всяк преподобныи во время благопотребно, обаче в потопе вод мног, к нему не приближатся. Ты еси прибежище мое, от скорби одержащия мя, радосте моя, избави мя от обышедших мя. Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, вонь же пойдеши, утвержу на тя очи Мои. Не будите яко конь имск, имже несть разума, броздами и уздою челюсти их востягнеши, неприближающимся к тебе. Многи раны грешному, уповающаго же на Господа милость обыдет. Веселитеся о Господе, и радуйтеся, праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем.

Псалом 56/>

Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя. И на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие. Воззову к Богу Вышнему, Богу, благодеявшему мне. Посла с Небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя. Посла Бог милость Свою и истину Свою, и изъят душу мою от среды скимен, поспах смущен. Сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр. Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Сеть уготоваша ногам моим, и смириша душу мою. Ископаша пред лицем моим яму и впадошася в ню. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое, пою и воспою во славе моей. Востани слава моя, востани псалтырю и гусли, востану рано. Исповемся Тебе в людех, Господи, пою Тебе во языцех. Яко возвеличися до Небес милость Твоя, и даже до облак истина Твоя. Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.

Таже, Трисвятое, и по Отче наш…

Тропари, глас 1/>

Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно изжих мое житие, но на богатство неизживущее взираю щедрот Твоих, Спасе: ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо, Господи, умилением зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою.

Слава: Егда приидеши, Боже, судити на землю со славою, и вострепещут всяческая, река же огненная пред судищем потечет, книги разгнутся, и тайная обличатся, тогда избави мя огня негасимаго, и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие праведныи.

И ныне: Матерь Тя Божию молим вси Дево; в щедроты Твои прибегаем любовию и в благодать Твою; Тебе бо имамы грешнии спасение, и Тебе стяжахом в напастех Едину всенепорочную.

Посем: Господи, помилуй, 30.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.

Честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога, Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем.

И поклон.

Именем Господним благослови, отче.

За молитв святых отец наших, Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.

В Великий пост (кроме суббот и воскресений), а также и в другие посты (и на масленнице в среду и пятницу):

Господи помилуй, 40, Слава, и ныне. (И 17 поклонов с молитвою св. Ефрема Сирина).

Честнейшую херувим… (поклон земной великий). Именем Господним… За молитв святых отец наших…
И молитва св. Ефрема:
Господи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене (земной великий поклон).
Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (земной великий поклон).
Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь (земной великий поклон).
5–6. Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (дважды с поклонами).
Боже, милостив буди мне грешному (поклон).
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон).
Создавыи мя Господи, помилуй. (поклон).
Без числа согреших Господи, прости мя (поклон).
11–16. Повторяем молитвы 5–10 с земными поклонами.
Затем еще раз читаем всю молитву св. Ефрема Сирина и земной великий поклон.

Приидите, поклонимся… трижды.

Псалом 33/>

Благословлю Господа на всяко время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбий моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий возва, и Господь услыша и, и от всех скорбий его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь, блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидете, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяи живот, любяи дни видети благи? Удержи язык свой от зла, и устне свои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мир, и пожени и. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне, на творящия злая, еже потребити от земли память их. Возваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех печалей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь душа раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии Нань.

Псалом 38/>

Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати языком моим: положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною. Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися. Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь. Глаголах языком моим: скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, чесо лишаюся аз? Се пядию измерены положил еси дни моя, и состав мой яко нивочто же пред Тобою; обаче всяческая суета всяк человек живыи. Иде убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровищует, и невесть, кому собирает я. И ныне кто терпение мое, не Господь ли? и состав мой от Тебе есть. От всех беззаконии моих избави мя, поношение безумному дал мя еси. Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотвори. Отстави от мене раны Твоя, от крепости бо руки Твоея аз исчезох. Во обличении о беззаконии показал еси человека, и истаял еси, яко паучину, душу его; обаче всуе всяк человек. Услыши молитву мою Господи, и моление мое внуши; слез моих не премолчиши, яко пресельник аз от Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои. Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду, и к тому не буду.

Псалом 40/>

Блажен разумеваяи на нища и убога, в день лют избавит и Господь. Господь сохранит и, и живит и, и ублажит и на земли, и не предаст его в руки врагов его. Господь поможет ему на одре болезни его; все ложе его обратил еси в болезнь его. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Ти. Врази мои реша мне злая: когда умрет и погибнет имя его? И вхождаше видети; всуе глаголаше: сердце его собра беззаконие ему; исхождаше вон, и глаголаше вкупе. На мя шептаху вси врази мои, на мя помышляху злая мне. Слово законопреступное возложиша на мя, еда спяи не приложит воскреснути. Ибо человек мира моего, нань же уповах, ядыи хлебы моя, возвеличи на мя пяту. Ты же, Господи, помилуй мя и воздвигни мя и воздам им. О сем познах, яко восхоте мя; яко не возрадуется враг мой о мне. Мене же за незлобие прият, и утвердил мя еси пред Собою в век. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века, будет, будет.

Таже, Трисвятое, и по Отче наш…

Тропари, глас 4:/>

Смиренную душу мою посети Господи, иже во гресех житие все изжившу. Но яко блудницу приими мене и спаси мя.

Слава: Все житие мое блудно изжих Господи, со блудницами окаянныи; яко же блудныи умилением зову: Отче Небесныи, согреших, очисти, и приими мя, и не отрини мене от Себе, от Тебе удалившагося, и неплодными делы ныне обнищавша.

И ныне: К Богородице прилежно ныне притецем грешнии, со смирением припадающе и покаянием, вопиюще из глубины душевныя: Владычице, помози, милосердовавши на ны, потщися, яко изгибаем от множества грехов, не отврати раб Своих тощь, Тебе бо едину помощницу имамы.

Посем: Господи, помилуй, 30. И далее, якоже пренаписахом.

Таже, Приидите, поклонимся… трижды.

Псалом 69/>

Боже, в помощь мою воньми, Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою. Да возвратятся вспять и постыдятся, хотящии ми злая. Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благо же, благо же. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе, вси ищущии Тебе Боже, и да глаголют выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Аз же нищ есмь и убог, Боже, помози ми. Помощник мой и Избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни.

Псалом 70/>

На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся в век. Правдою Твоею изми мя и избави мя. Приклони ко мне ухо Твое и спаси мя. Буди ми в Бог Защититель и в место крепко спасти мя, яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты. Боже мой, изми мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго. Яко Ты еси терпение мое, Господи, Господи упование мое от юности моея. В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой Покровитель. О Тебе пение мое выну, яко чудо бых многим, и Ты помощник мой крепок. Да исполнятся уста моя похвалы, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Не отверзи мене во время старости, внегда исчезати крепости моей, не остави мене. Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе. Глаголюще: Бог оставил есть его, поженете и имете его, яко несть избавляяи. Боже мой, не удалися от мене, Боже мой, в помощь мою вонми. Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне. Аз же всегда уповаю на Тя и приложу на всяку похвалу Твою. Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое. Яко не познах книжна, вниду в силе Господни, Господи, помяну правду Твою Единаго. Боже мой, яже научил мя еси от юности моея, и до ныне возвещу чудеса Твоя. И даже до старости и маторства, Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему. Силу Твою и правду Твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия. Боже, кто подобен Тебе? Елики явил ми еси скорби многи и злы, и обращь оживил мя еси, и от бездн земли возведе мя. Умножил еси на мне величествие Твое, и обращь утешил мя еси, и от бездн земли паки возведе мя. Ибо аз исповемся Тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину Твою, Боже, пою Тебе в гуслех, Святый Израилев. Возрадуетеся устне мои, егда пою Тебе, и душа моя, юже еси избавил. Еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне.

Псалом 76/>

Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми. В день печали моея Бога взысках, руками моима нощию пред Ним, и не прельщен бых. Отвержеся утешитися душа моя, помянух Бога и возвеселихся, возскорбех и пренеможе дух мой. Предваристе стражбы очи мои, смутихся и не глаголах. Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучихся. Нощию сердцем моим глумляхся, и тужаше дух мой. Еда во веки отринет Господь, и не приложит благоволити паки? Или до конца милость Свою отсечет, сконча глагол от рода в род? Еда забудет ущедрити Бог? Или удержит во гневе Своем щедроты Своя? И рех: ныне начах, си измена десница Вышняго. Помянух дела Господня, яко помяну от зачала чудес Твоих. И поучуся во всех делех Твоих, и в зачинаниих Твоих поглумлюся. Боже, во святем путь Твой; кто Бог велии яко Бог наш? Ты еси Бог творяи чудеса. Познал еси в людех силу Твою, избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Ияковля и Иосифовы. Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася; смутишася бездны множеством шума вод. Глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят, глас грома Твоего в колеси. Осветиша молния Твоя вселенную, подвижася и трепетна бысть земля. В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих, и стопы Твоя не познаются. Наставил еси яко овца люди Твоя, рукою Моисеовою и Ааронею.

Таже, Трисвятое, и по Отче наш…

Молитва Исусова.

Тропари, глас 6:/>

Помышляю день страшныи и плачуся деянии моих лукавых; како отвещаю Безсмертному Царю? Коим ли дерзновением воззрю на Судию блудныи аз? Благоутробныи Отче, Сыне Единородныи, Душе Святыи, помилуй нас.

Слава: Во юдоли плачевне на месте идеже положи, егда сядеши Милостиве, сотворити праведныи суд, не обличи моя сокровенная, ниже посрами мене пред ангелы, но пощади мя, Боже, и помилуй мя.

И ныне: Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице Дево, надеющиися на Тя не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение роду християнскому.

Посем: Господи, помилуй, 30, и далее якоже преднаписася.

Таже, Приидите, поклонимся… трижды.

Псалом 101/>

Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Не отврати лица Твоего от мене, в онь же день аще скорблю. Приклони ко мне ухо Твое, в онь же день аще призову Тя, скоро услыши мя. Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася. Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой. От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей. Уподобихся неясыти пустынному, бых яко нощныи вран на нырищи. Забдех и бых яко птица особящаяся на зде. Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся. Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях. От лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низверже мя. Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. Ты же Господи, во веки пребываеши, и память Твоя в род и род. Ты воскрес ущедриши Сиона, яко время ущедрити его, яко прииде время. Яко благоволиша раби Твои камение его, и персть его ущедрят. И убоятся языцы имени Господня, и вси царие земстии славы Твоея. Яко созиждет Господь Сиона, и явится в славе Своей. Призре на молитву убогих, и не уничижи моления их. Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа. Яко призре с высоты святыя Своея, Господь с Небесе на землю призре. Услышати воздыхания окованных, разрешити сыны умерщвленных. Возвестити в Сионе имя Господне, и хвалу Его во Иеросалиме. Внегда собратися людем вкупе, и царие работати Господеви. Отвеща ему на пути крепости его, умаление дний моих возвести ми. Не возведи мене в преполовение дний моих, в род и род лета Твоя. В началех Ты Господи, землю основа, и дела рук Твоих суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши; и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши их, и изменятся. Ты же тожде еси, и лета твоя не оскудеют. Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится.

Молитва Манассии, царя Иудейска/>

Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраамов и Исааков и Ияковль, и семене их праведнаго. Сотворивыи небо и землю со всею лепотою их, и сопныи море словом повеления Твоего. Затворивыи бездну, и запечатлев ю страшным и славным именем Твоим, Его же вся боятся, и трепещут от лица славы Твоея. Яко непостоянна велелепота славы Твоея, и не стерпим гнев еже на грешники прещения Твоего. Безчислена же и неизследованна милость обещания Твоего. Ты бо еси Господь вышнии, милосерд, долготерпелив и многомилостив, и каяся о злобах человеческих. Но Ты Господи, по множеству благости Твоея, обеща покаяние и оставление согрешшим к Тебе, и множеством щедрот Твоих нарече покаяние грешником во спасение. Ты убо Господи Боже праведных, неси положил покаяние праведным Твоим, Аврааму и Исааку и Иякову, не согрешившим пред Тобою, но положил еси покаяние мне грешному, зане согреших Ти паче числа песка морскаго. Умножишася беззакония моя Господи, умножишася, и несмь достоин воззрети и видети высоту небесную, от множества неправд моих связан есмь многими юзами железными. Яко не возвести ми главы моея, и несть ми восклонения. Зане прогневах ярость Твою, и лукавое пред Тобою сотворих. И не сотворих воли Твоея, не сохраних повелении Твоих. И ныне поклоняю колена сердца моего, и молю яже от Тебе благость. Согреших Господи, согреших, и беззакония моя аз свем. Но прошу и молюся Тебе: отради ми Господи, отради ми, и не погуби мене со беззаконьми моими. Ниже в век враждовав соблюдеши зол моих, и не осуди мене в преисподних земли. Зане Ты еси Боже, Бог кающихся, да и на мне явиши всю благость Твою, яко недостойна суща спасеши мя, по мнозей милости Твоей. И восхвалю Тя всегда, во вся дни живота моего. Яко Тебе поют вся силы небесныя, и Твоя есть слава во веки, аминь.

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя (поклон), кланяемтися, славословим Тя (поклон), благодарим Тя, великия ради славы Твоея (поклон). Господи, Царю небесныи. Боже Отче Вседержителю, и Господи Сыне Единородныи, Исусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже Агньче Божии, Сыне Отечь, вземляи грех мiра, помилуй нас, Вземляи грехи мiра, приими молитвы наша; седяи одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят, Ты еси Един Господь, Исус Христос, в славу Богу Отцу, аминь.

На всяк день благословим Тя, и восхвалим имя Твое во веки и в век века.

Господи, прибежище бысть нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, и исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Яко от Тебе есть источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя.

Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально, и прославлено имя Твое во веки, аминь.

Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи нас оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми нас оправданием Твоим. Благословен еси, Святыи, просвети нас оправданием Твоими.

Господи, милость Твоя во веки, и дела руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Молитва великаго Евстратия/>

Величая величаю Тя Господи, яко призрел еси на смирение мое, и неси мене затворил в руках вражиих, но спасл еси от бед душу мою. И ныне Владыко, да покрыет мя рука Твоя, и да приидет на мя милость Твоя, яко смятеся душа моя, и болезненна есть во исхождении своем, от окаяннаго ми и смраднаго телесе сего. Да некогда лукавыи супостата совет срящет, и препнет ю во тьме, за неведомыя и ведомыя в житии сем бывшия ми грехи. Милостив ми буди, Владыко, и да не узрит душа моя темнаго взора лукавых бесов, но да приимут ю ангели Твои светлии и пресветлии. Даждь славу имени Твоему святому, и Твоею силою возведи мя на божественныи Твой суд. Внегда судитимися, да не приимет мене рука князя мiра сего, исторгнути мя грешника во глубину адову. Но предстани ми, и буди мой Спаситель и Заступник. Телесныя бо сия муки, веселие суть рабом Твоим. Помилуй, Господи, осквернившуюся страстьми жития сего душу мою, и чисту ю ради покаяния и исповедания приими. Яко благословен еси во веки веком, аминь.

Таже, Трисвятое, и по Отче наш…

Молитва Исусова.

Тропари, глас 8/>

Оком милосердым Господи, виждь мое смирение. Яко по малу жизнь моя скончевается, и от дел несть спасения. Сего ради молюся: оком благоутробным Ти Господи, виждь смирение мое и спаси мя.

Слава: Век мой скончавается, и страшный Твой престол готовится, житие мое мимо ходит, суд мене ждет, претя мне огненною мукою, и пламенем негасимым. Слезам тучу подаждь ми и угаси его силу, хотяи спастися всем человеком.

И ныне: Иже нас ради рождеися от Девы, и распятие претерпев, Благии, испровергии смертию смерть, и воскресение явлеи, яко Бог. Не презри их же созда рукою Своею. Яви человеколюбие Свое, Милостиве. Приими Рождьшую Тя Богородицу молящуюся за ны, и спаси Спасе наш, люди согрешшыя.

Таже, Господи помилуй, 30.

Честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога, Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем. (поклон).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон), и ныне и присно и во веки веком, аминь (поклон).

Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови (поклон).

И отпуст: Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, и преподобных и богоносных отец наших, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Затем — прощение.

Аще ли пост, творим поклоны по преждеписанному.

По 17 поклонех Слава, и ныне. Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (без поклонов). И отпуст псалтырный: Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, Силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святых небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давыда (и святаго, его же есть день) и всех святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

И прощение. Наклонившись до земли, не крестясь, читай:

Ослаби, остави, отпусти Боже, согрешения моя, вольная и невольная, яже в слове и в деле, и яже в ведении и не в ведении, яже во уме и в помышлении, яже во дни и в нощи, вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец, аминь.

Вставши, читай молитву сию с поклонами:

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благо сотвори, братиям и всем сродником нашим, иже и уединившимся, даруй им вся, яже ко спасению прошения и живот вечныи (поклон).

В болезнех сущия посети и исцели, в темницах сущих свободи, по водам плавающим Правитель буди и иже в путех шествующим исправи и поспеши (поклон).

Помяни Господи, и плененныя братию нашу, единоверных православныя веры, и избави их всякаго злаго обстояния (поклон).

Помилуй Господи, давших нам милостыню и заповедавших нам, недостойным, молитися о них, прости их и помилуй (поклон).

Помилуй Господи, труждающихся и служащих нам, милующих и питающих нас, и даруй им вся, яже ко спасению, прошения и живот вечныи (поклон).

Помяни Господи, прежде отшедшия отцы и братию нашу и всели их, идеже присещает свет лица Твоего (поклон).

Помяни Господи, и нашу худость и убожество, и просвети наш ум светом разума святаго Евангелия Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, аминь (поклон).

Господи, помилуй (трижды).

И обычные исходные поклоны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *