Псалом 150

Аллилуиа.

Давид оканчивает книгу псалтири, по замечанию Златоуста, хвалением и благодарением Богу, научая и нас благодарить Бога за все благодеяния и несчастья, какие угодно Ему послать нам, и должны делать сие в начале и конце каждого нашего дела. (1)

Пс.150:1. Хвалите Бога во святых Его

Хвалите, так начинает, и славьте Бога за святых Его, т. е. за то, что Он жизни людей даровал такое святое благоустройство, что она, по словам Златоуста, из людей сделала их ангелами.

Хвалите Его во утверждении (за твердь) силы Его.

Т. е. хвалите Его за твердь, созданную так божественною Его силою. Под твердью же разумеет второе небо, как созерцаемое и возбуждающее удивление своим величием, красотою и проч. Заметь порядок наблюдаемый пророком, поелику на земле святые люди достойны большей чести, чем все другие твари; а после них и видимое нами небо.

Пс.150:2. Хвалите Его на силах Его

Хвалите Его за могущество, которое, как вообще, так и в частности, открывается, совершая разные чудеса; или же хвалите Его за могущество Его, которое созданные Им твари одним своим видом возвещают, проповедуя всемогущество Творца.

Хвалите Его по множеству величествия Его

Т. е. хвалите за безмерное Его величие. Ибо и в 144-м псалме сказал: «величию Ею несть конца».

Пс.150:3–5. Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех; хвалите Его в тимпане и лице (хором), хвалите Его во струнах и органе; хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания.

Пророк повелевает Иудеям хвалить Бога всякими музыкальными средствами, как голосом, так и музыкальными инструментами; христианам же повелевает делать это всеми органами телесных членов: глазами, устами, ушами, руками и ногами. Ибо если глаза не смотрят на непотребное и постыдное, но на приличное и полезное; если уши не слушают развращенных речей, но внимают честному и полезному для души; если уста не произносят соблазнительного; если руки не исполнены скупости, если удерживаются от убийства и хищничества, и простираются к добрым делам; если нога не устремляется к порокам, но идет путем правым: тогда мы подлинно всеми органами хвалим Бога, приносим Ему благозвучную согласную песнь. Иудеи всеми поименованными здесь инструментами некогда прославляли Бога, как мы об этом говорили в предисловии к своему толкованию. Под «ликом» здесь разумеет песнь, которую пели хором. Ибо это иной род мелодии, производимый без музыкальных инструментов; иной же род мелодии, производимый струнами. Под «органом» разумеет особенный инструмент, называемый у нас вообще органом; впрочем это название может относиться и ко всем другим инструментам. «Кимвалы» также были двух родов: одни «доброгласные», благозвучные, которые употреблялись при божественных песнях и пениях, а другие, которые издавали звук противный и тяжелый и которые употреблялись на бранях при восклицаниях.

(1) Мне известны и иносказания, в каковых принимают другие сии органы; но я оставляю их, как оставил много других подобных в различных псалмах, так как таковые иносказания легко опровергаются и с трудом принимаются.

(1) Huccкuй говорит: Один кимвал есть премирное естество Ангельское, другой кимвал словесная тварь человеческая, как говорит великий Апостол, что всякий язык исповедует, т. е. небесных и земных и преисподних, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Итак, когда вся тварь составить в одном ликостоянии стройность из всех и горних и дольних и на подобие кимвала мысленная тварь и ныне разделившаяся по причине грехов и далеко одна от другой отстоящая производит доброзвучие из нашего согласия, когда говорю, наше естество сблизится с ангельским и, вышедши из слитности, божественное сие ополчение воскликнет при торжественном поражении врагов победную песнь; тогда будет хвала от всякого дыхания на всегда продолжающая благодать и блаженство.

Пс.150:6. Всякое дыхание да хвалит Господа!

Сим обращением ко всему царепророк побуждает к хвалению и благодарению Бога весь род и всяк возраст человеческий. Ибо дыханием называет душу, а душою выражает целого человека, как частью целое сложное. Итак, Давид призывает верующих в настоящей жизни к хвалению Бога, а в будущее воскресение призывает и неверных к хвалению и прославлению Бога: потому что тогда все и верные и неверные приклонят колено пред Богом и будут хвалить Его. (1)

(1) Евceвия: Сие слово весьма сообразно с объемом целой книги псалмов, положив печать на все, призывает к хвалению Бога всякое дыхание, как бы в великом теле совокупляет главу с ногами и прочее члены мира сего в одно целое и составляя из всего одну стройность: ибо это может быть целью всего, именно то, чтобы дыхание, расторгнувшее союз и распавшееся на различные противные друг другу свойства, прекратило наконец сие враждебное отношение друг к другу, покорилось одному игу и составляло один лик спасаемых Богом, чтобы всякое дыхание, совокупившись в одно, хотя не при одних и тех же органах, впрочем имея в виду одну цель – Бога, могло воссылать Ему хвалу. Слова Феодорита: Не только Иудеи, но и все люди; ибо, по словам божественного Апостола, Бог не есть Бог одних Иудеев, но и язычников. Итак, в 44-м и 100-м псалмах сказал: да благословит всякая плоть святое имя Его, а здесь всякое дыхание да хвалит Господа. Но ни там не призывает одну плоть, ни здесь одно дыхание, а и там и здесь повелевается хвалить Бога всех и телом и душою. Достославен конец целого творения псалмов и согласен с целью пророчества; ибо пророчество возвещает спасение народам, и конец пророчества содержит повеление достигнувшим оного хвалить Благодетеля. И мы не только слышим слова сии, но и видим исполнение сего на деле; ибо в каждом городе и селении, и на полях и в самых дальних местах, и на горах и холмах и в необитаемой и совершенной пустынной земле воссылается хвала Богу всяческих.

Посему и мы все должны хвалить и благодарить Бога, и словом, и делом, за все, и всегда: потому что всегдашнее хваление Бога есть дело необходимое для нас разумных людей и всегда требуется от нас, как долг неизбежный; это жертва удобоприобретаемая; это, по Златоусту, служение ангельское. Исполняя сие, мы непреткновенно совершим течение настоящей жизни и получим будущие блага по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с которым Отцу и вместе Святому Духу слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его

Достойно внимания, во-первых, то, что Пророк приглашает хвалить Святых вообще, а не некоторых из Святых в частности. Отсюда можно заимствовать наставление, не излишнее для тех, которые к одному из Святых, по его славе или по дознанной на себе его помощи, прилепляются не только преимущественною любовию, что надлежало бы признать справедливым и естественным, но как бы исключительною, простертою до невнимания к другим праведникам.

Если заповедь Божия повелевает нам любить всех человеков, не смотря на то, что в некоторых из них и не любезныя качества встречаются: то кольми паче должно и свойственно любить всех Святых, которых все качества и действия достойны любви и благословения.

После сказаннаго, теперь не трудно признать в разсматриваемом нами изречении Псалмопевца другую поучительную знаменательность выражения. Он приглашает не просто хвалить Святых, но хвалить их так, чтобы в них прославляем был Бог. Хвалите Бога во святых Его.

Святые суть сосуды благодати. Но чья в них благодать? Не их, а Божия. И хотя она дана им от Бога, соответственно их вере, любви, подвигам; и хотя совершившиеся Святые утверждены в благодати на веки: но при всем том она не сделалась их собственностию, а пребывает Божиим дарованием, Божиею в них собственностию. Посему и не имеют они власти употреблять ее по своему произволу, и не пожелают так употреблять ее, по своему смирению и преданности воле Божией, употребляют же только по воле Божией. Итак если ты приближаешься к Святому, не одушевляясь в то же время верою и усердием к Богу: то и надлежит опасаться, что ты прикоснешься только к сосуду благодати, а заключенной в нем благодати не достигнешь. Если же приступая с молитвою к Святому, в то же время чрез него приступаешь с верою к Богу: то преклоняешь к себе и сосуд, и заключенную в нем благодать; молитва Святаго восходит к Богу, и возносит твою молитву; благоволение Божие нисходит, дарование Божие во Святом движется, и, по мере твоей веры, орошает твою душу; благословение Божие осеняет твои мысли и дела, и твои во благих желания исполняются.

Слово в день памяти преподобного Сергия. 1849 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *