Псалом 18

2. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6. и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7. от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8. Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11. они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;
12. и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13. кто усмотрит погрешности свои? От тайных очисти меня
14. и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Начальнику хора. Псалом Давида.
2. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
Начало откровения псалма 18 — это чувство восторга от совершенства творения.
Действительно, какая грандиозная и славная картина!
3. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
Эта речь дневного проявления жизни, разнообразия и гармонии, представлена нам в положительном свете художественного восприятия и музыкой в душе .
Такая же, славная, в лунном и звёздном небе, но уже тихая, и во всех своих положительных качествах, предстаёт нам ночь.
Если день наполняет нас впечатлением, ночь приносит покой и наш мысленный взор уносит в неведомые дали.
4. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
Четвёртый стих продолжает констатировать о масштабах распространяющейся жизни, напоминая о небесном её происхождении. Велики небеса в которых Бог поставил жилище солнцу.
5. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6. и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
Далее мы видим образ жениха, выходящего из брачного чертога (атмосфера торжества), в радости, как исполин (сила и крепость) солнце проходит своё поприще – картина великолепия!
7. от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
Седьмой стих указывает в этом великолепном поприще на совершенную добродетель – «ничто не укрыто от теплоты Его».
Этот божественный созидательный закон Господа совершенен. Он укрепляет душу, потому что отражает божественную мудрость и надёжность.
8. Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
Далее говорится, что откровение Господа умудряет простых и Его праведные повеления веселят сердце.
9. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
Здесь в простоте открывается то, что уподобившись Богу в созидательных и добродетельных путях, человек обретает веру в Его поддержку и благословение.
10. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
На фоне божественного совершенства грех обличается резче и контрастней. И псалом говорит уже …о страхе Господнем!
Так же, как и следствие – о судах Господних, подразумевающих результат греха.
11. они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;
12. и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
О судах говорится, как о сладком мёде и о золоте потому, что знание от Творца произвело и очищение в страхе Господнем (который «чист» — 10 стих)
и смирение — бодрствуя в судах Господних (12й стих).
А «смиренным дает Господь благодать» – мир и радость в Святом Духе (11й стих).
13. кто усмотрит погрешности свои? От тайных очисти меня
14. и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
Видно, как внимание в богопознании переносится глубже внутрь себя, и псалом переходит на исповедь и молитву .
От созерцания к созерцанию, от переживания к переживанию рождаются чувства, открывающие духовную мудрость, разнообразие и опыт духовной жизни.
Псалом 18 в миниатюре отражает путь и глубину откровения «через рассматривание творений».
15. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
В последнем, 15-м стихе содержится просьба к Богу принять благоугодными слова уст и помышление сердца. Здесь осознание своего человеческого несовершенства в предстоянии пред Богом.
В данном случае, осознание своего несовершенства и нечистоты (тайных погрешностей) отразилось молитвенной исповедью и просьбой принять молитву. И такое прозрение может достигнуть того предела, когда наступает безмолвная молитва.
Последняя фраза псалма подытоживает веру и любовь
– «Господи, твердыня моя и избавитель мой!».

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 18

Толкование Псалма 18

Псалом воспевает величие Творца в природе и величие закона Его, который действует в человеке, очищая, укрепляя и умудряя его. Ничто в содержании псалма не подсказывает времени и обстоятельств написания его. Представляется, что, вот, охваченный восхищением, царь наблюдает небеса, эту усеянную бесчисленными яркими светилами «твердь».

Ночная картина неба сменяется, может быть, в воображении Давида, дневной: солнце, величайшее из светил, выходит из «чертога» своего. Царь мыслит о славе Божией, которую «проповедует природа», и по аналогии в сознании его возникает мысль о совершенстве нравственного закона Творца. В сердце его рождается торжественный гимн, песнь восхищения и хвалы.

«Надпись» соответствует стиху 1.

А. Небеса проповедуют славу Божию (18:2-7)

Пс. 18:2-5б. Они вещают о делах рук Его. Изо дня в день они как бы «держат речь» к людям, донося до них знание о Творце. Простираясь «из конца в конец земли», небеса проповедуют повсюду, и нет языка и… наречия, т. е. нет народа и племени, которым была бы недоступна их бессловесная речь (которые не слышали бы голос их); сравните Рим. 1:18-20.

Пс. 18:5в-7. В небесах «поставлено» жилище солнцу. Оно сравнивается с сияющим красотою женихом и с могучим атлетом, радостно пробегающим поприще свое (т. е. обходящим землю, чтобы согреть ее, не обделив своей теплотой ни одного уголка ее; стих 7).

Б. О совершенстве Божиего закона (18:8-12)

Пс. 18:8-10. Размышления псалмопевца переключаются на духовную, нравственную сферу. Закон… Повеления… Страх… Суды, исходящие от Господа, — здесь понятия более или менее идентичные. Все они соответствуют откровениям Его человеку для блага его, так как затрагивают лучшие струны его души, порождают в нем стремление к идеальному, формируют и направляют это стремление. «Закон» в стихе 8 (который включает в себя и все последующие идентичные понятия в стихе 9 и 10) направлен на нравственное укрепление людей, их воспитание (умудрение и просвещение). Он «веселит» им сердце — при мысли, что Господь, суды Которого праведны, царит надо всем.

Страх, т. е. благоговение перед Собой, внушает людям Сам Бог, потому-то он, который есть «начало мудрости», не иссякнет вовек.

Пс. 18:11-12. В глазах Давида откровение Господне — желаннее золота и слаще меда. Он, раб Божий, храним им, и в том, что Бог дает ему соблюдать закон Его, видит великую для себя награду.

В. Молитва об очищении (18:13-15)

Пс. 18:13-15. Понимая, что человек рождается с наклонностью ко греху и потому нередко грешит, не сознавая того (как бы втайне от самого себя), Давид просит, чтобы Господь, видящий его (как и каждого человека) подноготную, вовремя дал бы ему осознать опасность того или иного шага, удержал от него и тем очистил от последствий тайных греховных влечений (стих 13).

Однако и сознавая, что то или иное делать не следует, человек далеко не всегда в состоянии не сделать этого. Чтобы удержаться от совершения грехов умышленных и не дать им «возобладать» над собою, он тем более нуждается в Божией помощи. Горячо желая быть «непорочным» и спастись от великого развращения, действующего в этом мире, Давид просит Бога помочь ему в этом (стих 14). Дай, чтобы и слова и мысли, и чувства мои были угодны Тебе, Господи, твердыня моя и Избавитель мой! — заключает псалмопевец гимн Всевышнему.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *