Псалом 8

Что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его

Другой переводчик (неизвестный) говорит: что каждый человек, что помнишь его. Третий (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) вместо: посещаешь, говорит: посе­тить его. Сказав о сотворенной природе и посред­ством части означив целое, пророк обращает теперь речь к промышлению о людях. Хотя и упомянутые создания суще­ствуют для нашего рода и суть доказательства промышления, которым он пользуется, – потому что все твари для человека, – но пророк касается и другого вида промышления, начиная го­ворить о нем не вдруг, но с великой предусмотрительностью, воздав благодарность за вселенную и сказав о всеобщих благодеяниях, а потом уже и представляя величие попечения, относящегося к человеку. Если и прежде человек был ни­что, то тем более он таков после столь многих и великих грехов, когда пришел Христос. Таким образом, он пока­зывает, что пришествие Христово было делом не только по­щады, но и великого человеколюбия. Подлинно, Бог, как пре­восходный врач, оставив здоровых, пришел к нам – боль­ным, ничтожным. Представляя это, он и говорил: «Что есть человек»? Иначе сказать: он – ничто, существо ничего не знача­щее. Видя такое промышление, такое попечение и такие распо­ряжения, какие сделал Бог для спасения человеческого рода, он крайне удивляется и изумляется, почему Он удостоил человека такого промышления. Представь, что для него все ви­димое, для него все распоряжения от Адама до пришествия Христова, для него рай, заповеди, казни, чудеса, наказания и благодеяния, во времена закона, для него Сын Божий сделался человеком. А что сказать о благах будущих, которыми он будет наслаждаться? Представляя все это, пророк и говорит: что такое человек, что он удостоен таких благ? Действительно, кто представит себе, сколько для человека сделано и делается, и сколько получит он впоследствии времени, тот исполнится великого изумления и ясно увидит, как печется Бог об этом творении.

Беседы на псалмы. На псалом 8.

Псалом 8: Что такое человек?

Бог невообразимо велик. Человек, напротив, беспомощно мал. И все же Бог увенчал человека великою честью и славою. Это чудо благодати заставляет Давида затаить дыхание и выразительно умолкнуть.

8:1, 2 Величие Бога явственно видно во всем творении, если только у человека есть глаза, чтобы это увидеть. Любая область естественных наук изобилует свидетельствами мудрости и могущества Творца. Слава Его простирается превыше небес. Планеты, звезды, безграничные просторы вселенной дают лишь неполное представление о том, как в действительности велик Бог. И все же изощряющийся в умствованиях человек смотрит сквозь эти свидетельства, как если бы их и не было.

8:3 Но из уст младенцев с их неиспорченной верой льется бесхитростная песнь о величии Божием. Именно это провозгласил Сам Господь Христос: Бог утаил эти истины от мудрых и разумных, чтобы раскрыть их младенцам (Мф. 11:25).

Имеем ли мы в виду грудных детей в буквальном смысле слова или же тех учеников Господа, кто в своей вере в Него уподобился детям, остается истиной то, что они составляют Божий форпост на пути любого Его врага. Зачастую они заставляют умолкнуть врагов Бога своими детскими вопросами или наивными замечаниями. Точно так же, как нужна лишь маленькая иголка, чтобы проколоть большой воздушный шар, сермяжная правда этих последователей Агнца нередко лишает опоры высокомерные претензии тех, кто не хочет видеть руку Божию в творении и провидении!

8:4 Ни одна наука не в состоянии так явно показать человеку его незначительность и величие Бога, как астрономия. Иллюстрацией здесь служит тот простой факт, что астрономические расстояния приходится измерять в световых годах (это путь, который свет проходит за год). Свет распространяется со скоростью 300 000 километров в секунду, а в году 31,5 миллиона секунд, так что свет проходит свыше девяти триллионов километров за один единственный год! А некоторые звезды находятся на расстоянии миллиардов световых лет от

Земли. Не удивительно, что такие числа называют астрономическими.

Взгляд на ночное небо порождает глубокие мысли о Боге. Глядя на луну и звезды, человек понимает, что это – дело Его перстов. Если мы только задумаемся о неисчислимых мириадах звезд, о безграничных просторах вселенной, о силах, с математической точностью удерживающих планеты на их орбитах, это не может не поразить воображение.

8:5 По сравнению с остальной вселенной планета Земля – лишь комочек космической пыли. А в таком случае, что есть человек, ходящий по этой планете? Но Бога интересует каждый из нас! Он проявляет Свое глубоко личное, сердечное участие в отношениях с каждым человеческим существом.

(8:5) В оригинале здесь стоит Elohim; см. примечания в НКИ.

8:6 Бог сотворил человека по образу Своему и подобию Своему. По сравнению с Собой и ангелами Бог умалил человека, но не много; Бог увенчал его такими божественными, сходными со Своими, качествами, которых нет ни у каких других существ на земле. Все, что сотворил Бог, оказалось хорошо, но сотворение человека оценено как «хорошо весьма».

8:7-9 Человек, созданный для того, чтобы быть представителем Бога на земле, сделался владыкою всех животных, птиц небесных, рыб морских и рептилий. Не осталось ничего, что не покорялось бы ему.

И все же священнописатель послания к Евреям напоминает нам, что в настоящее время мы еще не видим, чтобы человек располагал такой неоспоримой властью (Евр. 2:5-9). Собаки облаивают человека, змеи его жалят, птицы и рыбы устремляются прочь от него. Объясняется это тем, что с того времени, как в мир через Адама вошел грех, человек лишился своего неограниченного владычества над низшей тварью.

Но замысел Божий остался прежним. Бог предопределил, что человек действительно будет владычествовать, и ничто не может воспрепятствовать этому Божиему замыслу. Итак, хотя сейчас мы еще не видим, чтобы все покорялось человеку, мы видим Иисуса – Того, через Кого будет восстановлено владычество человека над творением. Когда Иисус пришел на землю, Он на время был умален перед ангелами, чтобы умереть, полностью как Человек, за род человеческий. Теперь Он увенчан славою и честью и воссел одесную Бога. Однажды Христос, Сын Человеческий, вернется на землю, чтобы править как Царь царей и Господь господствующих (Отк. 17:14). Во время тысячелетнего Царства владычество, утраченное через первого Адама, будет возвращено последним Адамом.

8:10 Тогда искупленный народ Божий с новым ликованием объединится в вознесении хвалы: «Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!»

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *