Псалом 87

Псалом 87: Самый грустный Псалом

В псалме 87 мы встречаемся с самыми сильными проявлениями человеческой скорби и страдания. Кажется, что автор использует самые мрачные и горькие выражения для описания своей безнадежной ситуации. Ему кажется, что у него нет выхода – он словно лежит в одиночестве в палате для неизлечимо больных. Оттуда его могут увезти только в морг; рано или поздно лицо его накроют простыней и увезут на тележке, и это лишь вопрос времени.

87:2, 3 Единственное светлое место в псалме – имя Бога, с которого он начинается: «Господи, Боже спасения моего!» Гебелен называет это место единственным лучиком света, пробивающимся сквозь мрак, звездой, пронизывающей густую полночную тьму.

Но сразу же после этого автор начинает описывать свое мучительное, невыносимое состояние. Днем и ночью он взывает к Господу, но не получает облегчения. Когда Бог выведет его из этого безвыходного положения, прислушается к молитве и что-нибудь сделает?

87:4-8 Его жизнь – сплошные бедствия, он неотвратимо движется к смерти и преисподней. Он уже считается мертвым и сравнялся с ними. Силы его покинули. Между мертвыми брошенный, он подобен раненому воину, без сознания лежащему на усеянном трупами поле сражения, или жертве войны, захороненной вместе с другими в братской могиле. Он чувствует, что Бог забыл его, что он отринут от любой надежды на помощь Бога. Как заключенный, брошенный в темницу, он ввергнут Богом в ров преисподний, полный ужаса, мрачный и отвратительный. Он чувствует, что всему этому может быть только одно объяснение: Бог гневается на него, и его захлестывают огромные волны Божьего суда.

87:9, 10 Его знакомые оставили его, как будто он болен проказой. Они обращаются с ним, как с чудовищем или «проклятой вещью» (Нокс). Он заключен в камере, бежать из которой невозможно. Его глаза, когда-то ясные и выразительные, потеряли свой блеск. Кажется, что молитвы его бесполезны. Весь день он взывает к Господу, простирает руки в искренней мольбе, но ничего не происходит.

87:11 Далее автор псалма задает Богу ряд вопросов и просит сказать, какая польза будет Богу от его смерти. Эти вопросы показывают нам, как мало знали ветхозаветные святые о смерти и жизни после нее. Читая их, мы испытываем невероятную благодарность Богу за свою уверенность в том, что умереть значит быть со Христом, и это для нас гораздо лучше (Флп. 1:23). Вот какие вопросы задает автор псалма:

Сотворяет ли Бог чудо для тех, кто умер? Предполагается отрицательный ответ. Для иудея, живущего по закону, смерть была таинственной областью забвения, в которой не происходило ничего конструктивного.

Разве «тени» встанут и будут славить Бога? Считалось, что после смерти люди превращаются в призрачные тени, неспособные восхвалять Господа.

87:12, 13 Разве в гробе будет возвещаема милость Божья, Его истина – в Аваддоне, месте тления?

«Считалось, что в серых, мрачных и пыльных подземельях шеола невозможны действия и речи, конечно же, в собственных интересах Бога было сохранять как можно дольше жизнь тем, чья искренняя хвала всегда была Ему угодна».

87:14-19 Автор псалма взывает к Господу с еще большим пылом. Пока он жив, Бог каждое утро сможет слышать его страстную молитву. Он озадачен тем, что Бог совершенно оставил его, не проявляет никакой жалости и милосердия. С юности его жизнь была непрерывным процессом страдания и умирания. Теперь Божьи ужасы достигли апогея, и он изнемогает. Ярость Божья нахлынула на него, как приливная волна, Его устрашения лишили дара речи. Поток окружает его с ревом; волны смыкаются над ним. Кажется, что Бог заставил всех друзей и искренних оставить его. Его единственный товарищ – тьма.

Так заканчивается самый печальный из псалмов. Если вы удивляетесь, почему он был включен в Библию, то давайте послушаем свидетельство Дж. Н. Дарби. Он сказал, что было время, когда только этот отрывок Писания мог помочь ему: он видел, что кому-то до него было так же плохо. Кларк цитирует неизвестный источник:

«Во всей Библии есть только один такой псалом, так что данный опыт довольно редок, но он дает уверенность даже самым отчаявшимся в том, что Бог не оставит их».

Песнь псалма сыном Кореовым, в конец, о Маелефе еже (чтоб) отвещати, разума Еману Израильтянину

Что значит: песнь псалма и сынам Корея, о том мы сказали в главе пятой предисловия к сей книге. Надписывается сей псалом «в конец» потому что пророчество, заключающееся в нем, относится к концу. Предыдущий 86-й псалом пророчествовал — о рождении Христа, а сей пророчествует, по словам Евсевия, о смерти Его и о сошествии Его в ад, по словам Афанасия. Выражение: о Маелее, поставлено вместо: о ликовании (в других списках стоит о ликовании духовном); ибо при пении сего псалма употреблялся хор. Еже отвещати поставлено вместо: при ответе; потому что пели хором с аккомпанементом органов; то есть, при пении псалма играли и на органе, и играя на органе вместе и пели хором, т. е. органы отвечали, аккомпанировали хору. Далее в надписи стоит: «разума», потому что от читающих его требуется разумения, так как в псалме сем сокрытая мысль есть о таинственной смерти Господа. За сим надпись: «Еману Израильтянину», значит то, что псалом сей дан Давидом сему Еману Израильтянину, потому что оный дан им не только сынам Корея, но и первому певцу Еману для пения. Притом сыны Корея были певцами в одном хоре, а Еман в другом, а посему и пет был псалом на оба хора, или вместе певших его или отдельно. Некоторые списки содержат: Ефам, вместо Еман, но лучше писать Еман как здесь, а в следующем псалме: Ефам. Ибо в книге Паралипоменон написано: и сказал Давид начальствующим над левитами: поставьте братьев их песнопецами с органами, навлами и гуслями…. и поставили левиты Емана сына Иoилева, и из братьев его Асаф сын Варахии и из сынов Мерара братьев его, Ефан сын Киссеев (1 Пар. 15:16). Наконец в надписи присовокуплено: Израильтянину, не потому, что прочие певцы не были израильтяне, но потому что были и иноплеменники, соименные Еману и Ефаму, почему, для различия от них, прибавлено прилагательное: израильтянину.

Феодорит сказывает, что псалом сей исторически предсказывает о рабстве иудеев в Вавилоне; а ответ указывает на преемственные повторения пения хоров отделений, и дан этот псалом сынам Корея для того, чтоб пели его под руководством Емана и для ответствования, т. е. для повторения песнопения. Молитва cия приличествует и благочестивейшим из иудеев. Евсевий: Сего Емана называет Зараитянином, т. е. сыном Зары Иудина, каковый Еман, по еврейскому писанию, был в Египте до Моисея. Аполлинарий Емана называет потомком Корея, а Корей был потомок Каафа, сына Левиина.

Толковая Библия Лопухина

«Песнь. Псалом» – указывает на музыкально-вокальное исполнение «сынов Кореевых», «учение Емана Езрахита» указывает на писателя Емана, левита из фамилии Кореев, современника Давида и начальника над хором. Называется он езрахитянином потому, что долгое время жил среди потомков Зары из колена Иудова. – «Учение» – это произведение представляет размышление по поводу переживаемых событий. «На Махалаф» – слово, за утратой его первоначального значения, оставлено без перевода. Предполагают, что этим словом начиналась какая-то народная песнь, а потому надписание указывает характер напева – по образцу песни, начинающейся этим словом.

Данный псалом – самый грустный, безотрадный в Псалтири по той степени скорби и тяжелого чувства, которые изображены здесь писателем. Трудно указать время и повод его написания. Так как писателем был Еман, современник Давида, преданный ему и разделявший с ним его жизненные злоключения, то можно думать, что он написан по поводу какого-то тяжелого бедствия, переживаемого Давидом, может быть – гонения от Авессалома, что и подтверждается содержанием псалма, где Давид изображается оставленным друзьями, им гнушались, он в бедствиях, из которых не видит выхода; все это согласно с положением Давида во времена восстания Авессалома. Псалом полон жалобы на безвыходность положения писателя, на близость гибели от врагов и на сознание своей полной беззащитности.

Услыши мою молитву, Господи, так как я покрыт скорбями и бедствиями, угрожавшими мне смертью (1–7). Ты изливаешь на меня свой гнев: удалил от меня моих друзей; истомил от ожидания Твоей помощи (8–10). Если я умру, то могу ли славить Тебя в шеоле? (11–13). Я постоянно взываю к Тебе, так как Твои бедствия сокрушили меня, я оставлен даже самыми близкими друзьями (14–19).

Пс.87:2. Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою:

«Днем вопию и ночью пред Тобою» – постоянно, неусыпно писатель взывал к Богу о помощи ввиду тяжелого и безвыходного своего положения.

Пс.87:4. ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней.

«Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней» – я полон страданий как духовных, так и телесных. Под «душевными» страданиями можно разуметь или внутреннее терзание Давида за свое преступление с Вирсавией, бывшее причиною неурядиц его семейной жизни в лице восставшего Авессалома, или, что вероятнее (так как писателем был Еман, непричастный этому греху), вообще душевное, угнетенное состояние от переживаемых им бедствий. Под «телесными» – внешние, физические бедствия Давида, прежде всего его болезнь.

Пс.87:5. Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы,

Пс.87:6. между мертвыми брошенный, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты.

«Я сравнялся с нисходящими в могилу» – я, по-видимому, должен разделить судьбу с теми, кто близок к смерти, шеолу. Я беспомощен «между мертвыми брошенный» – безнадежно покинутый, приговоренный к смерти. Я Тобою оставлен «как убитые, лежащие во гробе», которых Ты оставил и не посещаешь Своей милостью. Пребывание и жизнь в шеоле есть по этому воззрению пребывание вне милости Бога, находящимся там Он не покровительствует и оставляет вне Своего попечения.

Пс.87:7. Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну.

Пс.87:8. Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил .

Пс.87:9. Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти.

Пс.87:10. Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои.

Ты, Господи, присудил меня к смерти, обильно наливаешь на меня свой гнев («ярость… и… волны») в многочисленных моих страданиях; сделался я одиноким, оставленным даже друзьями («удалил… знакомых»). Сношения со мною они считают осквернением («сделал меня отвратительным для них»), что, вероятно, указывает на какую-то тяжелую болезнь Давида, считавшуюся другими заразительной и гнусной, наподобие проказы.

Вероятно, это та же болезнь, о какой говорил Давид в 37 псалме (Пс. 37:6-9), почему можно считать псалом написанным в то же время, т. е. во время начавшегося восстания Авессалома. Я заключен в этих бедствиях и не вижу из них выхода. – «Око мое истомилось от горести» – глаза ослабели от бедствий, страданий или в смысле, что зрение физически притупилось от слез Давида о своем положении, или образно – в том, что его страдания так продолжительны, что его зрение притупилось от ожидания, высматривания помощи от Бога.

Пс.87:11. Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?

Пс.87:12. или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления?

Пс.87:13. разве во мраке позна́ют чудеса Твои, и в земле забвения – правду Твою?

Молитва писателя об освобождении от бедствий принимает здесь иной характер. Если человек умер, то он исчез безвозвратно для земного существования, ушел в тот мир, где Господь уже не творит чудес. Умершего не может исцелить врачебное искусство, чтобы он мог жить и прославлять Бога в шеоле («во мраке.., в земле забвения» – т. е. лишенной физического света и как бы забытой Богом) никто не может знать о совершаемых Богом чудесах и делах Его великого правосудия. Значит, умерший безвременно, не естественной смертью, как того опасается и для себя писатель псалма, не может осуществить цели назначения человека на земле – воспевать дела Господни и благоговейно чтить Его имя.

Пс.87:14. Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя.

Пс.87:15. Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня?

Сознание того, что Господь не допустит человека умереть, не давши ему исполнить своего назначения, ободряет писателя и дает ему силы снова просить Бога о милости и спрашивать Бога – зачем Ты, Господи, «отреваешь душу мою» – зачем не исполняешь желаний моей души, моей молитвы о Твоей помощи?

Пс.87:16. Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю.

«Я несчастен и истаеваю с юности» – я с юности страдаю. Это можно понимать в отношении к Давиду в гонения от Саула, когда он был юношей. Эти бедствия не оставляют его и теперь, в переживаемые гонения от Авессалома. Указаниями на степень и глубину своих бедствий писатель и заканчивает псалом.

Этот псалом – четвертый в шестопсалмии. Ночной мрак напоминает ад, сон – смерть. Назначением этого псалма в утреннем богослужении, перед наступлением дня, Церковь напоминает человеку о необходимости усилий с его стороны избежать отвержения от Бога, что возможно только при помощи Бога и молитвы к Нему (5, 14), чтобы не подвергнуться вечной ночи, вечной гибели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *