Психологическая помощь после ДТП

Главная / ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Уярский» / Поведение очевидцев и участников при ДТП

Как правильно поступить, не нарушая Правила, если ты попал в ДТП или оказался на участке дороги в тот момент, когда там столкнулись автомобили, или произошел наезд на велосипедиста или пешехода? Проехать (пройти) мимо или остановиться?

Основные правила поведения водителя, причастного к ДТП, то есть участника ДТП:

• немедленно остановить и не трогать с места транспорт, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;

• принять меры предосторожности на месте происшествия, чтобы предупредить другие несчастные случаи – включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь);

• принять возможные меры для оказания первой медицинской помощи пострадавшим, вызвать «скорую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном транспорте в ближайшее лечебное учреждение. Если на попутном отправить невозможно, то доставить пострадавших в больницу нужно на своем транспорте, сообщить свою фамилию, номерной регистрационный знак транспортного средства и возвратиться к месту происшествия;

• освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспорте в лечебное учреждение нужно предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию и принять все возможные меры к их сохранению в неизменном виде и организации объезда места происшествия;

• сообщить о случившемся работникам полиции;

• записать фамилии и адреса свидетелей и очевидцев происшествия;

• ожидать прибытия сотрудников полиции.

Почти также и в той же последовательности нужно действовать и очевидцам ДТП. То есть, в первую очередь, выполняются действия, связанные с оказанием помощи людям и предупреждением других несчастных случаев. В этой ситуации особенно важно не забыть № телефона полиции – 02, и «скорой помощи» – 03!

Если по каким-либо причинам водитель, совершивший ДТП или другое грубое нарушение ПДД, угрожающее жизни людей, покинул место происшествия и пытается скрыться, то очевидец должен записать номерной знак его машины, запомнить ее марку, цвет, число ехавших в ней людей. Эти данные следует сообщить ближайшему сотруднику полиции. Это поможет разобраться в причинах ДТП, тем более, что это могут быть единственные сведения. Уехав с места происшествия (будучи свидетелем), вы лишаете следствие возможности объективно разобраться в случившемся, установить виновника аварии.

Вокруг дорожно-транспортного происшествия любят собираться праздные зеваки. Они будут смотреть на реакцию водителей. Поэтому желательно вести себя корректно и сдержанно, возможно, что в нем есть доля и вашей вины. Давая волю эмоциям, вы можете потерять контроль над ситуацией и упустить важные обстоятельства и детали.

Прибывшим на место происшествия сотрудникам ДПС ГИБДД водитель обязан передать водительское удостоверение и документы на транспортное средство. Не придумывайте никаких легенд о причинах ДТП. Если вы не согласны с чем-либо, напишите в протоколе свои замечания или же просто: «Не согласен», и распишитесь.

Если в результате ДТП нет пострадавших, то инспектор ДПС ГИБДД на месте происшествия составляет протокол на виновное лицо за конкретное нарушение ПДД. При спорном вопросе, а также если в ДТП имеются пострадавшие, материал для дальнейшей проверки направляется в отделение дознания ГИБДД, где по окончании административного расследования принимается решение в соответствии с действующим законодательством.

При наличии у пострадавших тяжелых повреждений или в случае смерти людей в ДТП, материалы происшествия направляются в следственный отдел ОВД, где возбуждается уголовное дело, решение по которому выносит суд.

Виновность того или иного участника столкновения транспортных средств определяется судом по исковому заявлению граждан в порядке гражданского судопроизводства. При нарушении ПДД, за которое предусмотрено наказание по Кодексу об административных правонарушениях, на водителя накладывается штраф, который должен быть оплачен через отделение сбербанка в течение 60 дней с момента вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

ОГИБДД «Уярский»

Водитель. Даже при небольшом ДТП переживает сильнейший стресс

На автомобильный транспорт приходится львиная доля аварий — до 80%, согласно мировой статистики. Среди водителей принято обсуждать сложность ремонта, ущерб и юридические аспекты (кто виноват, как вести себя в суде) аварии. И при этом забывают о психологических травмах. А зря. Ведь даже мелкая авария может существенно повлиять на водителя — многие после ДТП панически боятся не только садиться за руль, но даже ездить в качестве пассажира. Кроме того, такая травма может привести к проблемам в семейной жизни и работе.

«Сегодня» с помощью специалистов центра контраварийной подготовки «Корда Профи» и центра практической психологии «Имаго» выяснила, как пережить стресс с минимальными потерями.

СИНДРОМ ФРОНТОВИКА

В литературе по психиатрии часто используют словосочетание «афганский синдром» (впервые оно стало фигурировать после обследования ветеранов войны в Афганистане). Оно означает постоянное чувство угрозы для жизни, страх смерти, боли, излишняя подозрительность, навязчивые идеи. Медицинское название — посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Несмотря на то, что водители, попавшие в ДТП, в подавляющем большинстве случаев никогда не были на войне, очень часто они испытывают свойственные военным синдромы. «После аварии прошел уже год, а я когда сажусь за руль, ощущаю спиной и затылком опасность, даже когда на дорога пустая. Я прямо чувствую, что вот-вот снова попаду в ДТП», — делится своей проблемой водитель Алексей М. из Киева.

Такого рода расстройство, если не обратиться за помощью к психологу, может привести к серьезным проблемам. Так, психотерапевт Татьяна Назаренко рассказала про пациента, который дошел до того, что стал бояться садиться в транспорт вообще. При этом стал раздражительным и агрессивным, что привело к проблемам в семье. Другой пациент стал излишне суеверным и испортил отношения с близкими людьми — ему казалось, что его сглазили завистники.

«Часто стресс пытаются лечить водкой или таблетками. Буквально за год такой «терапии» к ПТРС прибавится зависимость и проблемы со здоровьем», — говорит эксперт.

ПУТЬ К АВТОРЕАБИЛИТАЦИИ

Во-первых, ни в коем случае нельзя долго корить себя за аварию — вы действовали согласно тем знаниям и навыкам, что у вас были на тот момент. Во-вторых, нужно осознать, что страх — естественная реакция организма, вызванная инстинктом самосохранения. И если человек уже побывал в ДТП, когда угроза его жизни и/или здоровью (в том числе и психическому) была ощутима, то организм как бы пытается не допустить ее повторения. И перед водителем стоит задача уговорить самого себя в том, что в случае повторения аварийной ситуации вы сможете выйти из нее. Для этого нужно прокрутить несколько раз ее в голове (рассматривая ситуацию со стороны так, как будто смотрите видеозапись), а затем обсудить с опытным водителем либо инструктором одного из центров повышения квалификации водителей. Это позволит понять, каких навыков управления авто не хватило, изучить их на закрытой площадке (где бояться нечего) и отработать до автоматизма — чтобы при возникновении опасности сработал условный рефлекс.

Реклама

ОГРАДИТЕСЬ ОТ КРИТИКИ

Попавшим в ДТП водителям-новичкам (особенно женщинам) очень часто близкие, сами того не осознавая, прививают комплексы — говорят обидные слова либо демотивируют фразами вроде «я же говорил», «тебе еще рано», «не твое» и тому подобное (в том числе с использованием ненормативной лексики). Такого рода информационная обработка, пусть и из лучших побуждений, способна ввергнуть человека в депрессию. Кроме того, она опасна в том случае, если водитель все-таки рискнет сесть за руль, сказанные фразы способны настроить на новую аварию. Поэтому лучше сразу договориться с родственниками и друзьями не обсуждать эту тему. А если в ДТП побывал кто-то из ваших близких, окажите ему максимальную психологическую поддержку. Ведь, по словам опрошенных нами экспертов, чем быстрее после аварии человек снова начинает водить, тем легче ему избавиться от страха снова попасть в аварию.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПОСЛЕ ДТП: 5 СОВЕТОВ

1. Отдохните. Даже если ДТП незначительное (мелкие царапины), лучше в этот день не планировать поездок, а передохнуть. Даже при мелкой аварии у человека выделяется адреналин и нужно дать организму время прийти в норму.

2. Настрой. Что ни делается — то к лучшему. Возможно, ангел-хранитель позволил попасть вам в небольшое ДТП для того, чтобы вы не попали в крупную аварию в этот же день. К тому же опыт всегда постигается путем проб и ошибок.

3. Взгляд со стороны. Проанализируйте аварию, но представляя, что за рулем находитесь не вы, а кто-то другой.

4. Помощь специалистов. Если стресс не проходит сам по себе, поможет только психолог. А дополнительные знания и правильные навыки вождения можно закрепить лишь с помощью профессионального инструктора. Советчик-сосед может только усугубить ситуацию.

5. Сроки. Уже через несколько дней после ДТП желательно снова сесть за руль. Пусть это даже будет авто инструктора. Иначе навыки быстро потеряются, что усугубит страх.

Новости на эту же тему:

Конечно, лучше в ДТП не попадать. Но если оно произошло следует сконцентрироваться чтобы избежать ошибок, которые потом могут стать причиной частичного или даже полного отказа страховой компании от выполнения обязательств по выплатам, предусмотренным полисом ОСАГО.

Итак, самое главное – вспомнить требования ППД: оказать медпомощь пострадавшим, выставить знак аварийной остановки (иначе штраф 500 руб), переписать данные свидетелей ДТП. После этого следует вызвать дорожную полицию по тел.112 и связаться со своей страховой компанией для фиксации факта ДТП. Затем, совместно с другими участниками происшествия следует заполнить извещение о ДТП – Европротокол (прилагается в пакете к полису ОСАГО). Отнеситесь к этому очень внимательно – следует тщательным образом зафиксировать и описать все обстоятельства ДТП(особенно при оформлении без сотрудников ГИБДД ) и все поврежденные деталей автомобиля. Не стесняйтесь и вписывайте максимально подробно, даже если ошибетесь и укажите лишнее – не беда, а вот если что-то упустите, потом доказывать причинно-следственную связь будет гораздо сложнее.
С аналогичной тщательностью изучите подготовленную нарядом ДПС, прибывшем на место происшествия, справку о ДТП (форма 748). В случае если сотрудники полиции указали не все поврежденные детали и элементы кузова укажите им на это, наличие скрытых повреждений так же обязательно отражается в справке о ДТП. Помните, страховая компания рассчитает страховое возмещение только по перечисленному в справке ущербу.
В случае признания вас невиновным в дорожно-транспортном происшествии, вы со всеми бумагами (извещение о ДТП, справка формы 748, постановлением или определением дознавателя) отправляетесь в страховую компанию (СК) виновника, предварительно согласовав с ней, все необходимые документы. Необходимо помнить, что страховую выплату может получить только владелец пострадавшего транспортного средства или лицо полномочное на то нотариальной доверенностью. С недавнего времени в соответствии в федеральным законом Вы можете обратиться и к своему страховщику, но выплаты в этом случае будут зависеть исключительно от его добросовестности. Практика показывает, что зачастую между страховщиками не оказывается договора о партнерстве и пострадавшего спустя месяц отправляют в компанию виновника ДТП.
Страховщик направит вас на оценку ущерба. Не стесняйтесь указывать оценщику на все, даже мелкие повреждения. Добейтесь осмотра автомобиля на предмет скрытых повреждений (внутренние детали, «геометрия» кузова и т.п.) В случае несогласия с результатами оценки, обратитесь к независимым экспертам и обращайтесь в суд. Практика показывает, что некоторые страховщики рассчитывают страховую премию по заведомо заниженным расценкам. Знаю случаи, когда нормо-час работ оценивался в 5-7 раз ниже рыночных показателей, а износ деталей считался из расчета 1% в месяц. В этой связи, если вы до ДТП, заменяли детали ТС на новые, и у Вас сохранились квитанции или чеки, необходимо предоставить их эксперту. В результате 8-летний автомобиль просто обесценивался. В большинстве случаев суд встает на сторону пострадавшего.
Ну и пожалуй самое главное: если у вас нет времени, или в тягость заниматься всеми формальностями, или сумма страхового возмещения необоснованно занижена, обратитесь к профессионалам, которые помогут грамотно разобраться и с правоохранительными органами, и подготовить необходимые бумаги страховщику.

Эксперт по автострахованию, Евгений Макаров Источник: http://kurier-media.ru/

Сирота Н. А., Ярославская М. А. (Москва)

Сирота Наталья Александровна

– член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

– доктор медицинских наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующая кафедрой клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета.

E-mail: sirotan@mail.ru

Ярославская Мария Александровна

– кандидат психологических наук, клинический психолог «Психиатрической клинической больницы № 12» Департамента здравоохранения города Москвы.

E-mail: visiteuse@mail.ru

Аннотация. Настоящее исследование посвящено изучению стратегий стресс-преодолевающего поведения при хронических неспецифических заболеваниях легких. Определены роль и значение использования тех или иных форм совладающего поведения у больных хроническими неспецифическими заболеваниями легких в процессе адаптации и дезадаптации к болезни. Это позволяет расширить современные научные представления о роли психических факторов в возник-новении, протекании и лечении хронических соматических заболеваний.

Ключевые слова: способы адаптации, совладающее поведение, бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Введение.

Изучение особенностей адаптации субъекта в стрессовых ситуациях широко распространено в зарубежной и в отечественной психологии, медицине. Понятие «адаптации» является общенаучным. Оно используется в гуманитарных, философских и естественных науках. Междисциплинарный характер представленного феномена обуславливает существование различных по содержанию определений понятия «адаптация» в зависимости от того, какие ее аспекты рассматриваются – биологические, личностные или социальные. Единого определения понятия адаптации не существует. Адаптация – динамический аспект функционирования субъекта в изменяющихся условиях . Mechan D. определяет процесс адаптации как способ активной защиты от неблагоприятных воздействий путем изменения поведения (преодоление – coping) и защиты (nerence) . Адаптация определяется степенью психологического, социального и физиологического совладания пациента с хроническими заболеваниями . Это явление следует изучать на разных уровнях обобщенности .

Одно из главных назначений адаптации – приспособление к стрессовым ситуациям. Lazarus R. S. различает физиологический и психологический виды стресса . Психический (эмоциональный) стресс – это оценка предстоящей ситуации как сложной, угрожающей на основе индивидуальных знаний и опыта; физиологический – связан с реальным раздражителем . Требование среды, оценивающиеся субъектом как угрожающее, которое нарушает его адаптацию, контроль, препятствует самоактуализации, вызывает стресс . События, воспринятые как стрессовые, обычно включают элементы воздействия и нежелательности. Кроме того, события, воспринимающиеся неопределенными, как правило, расцениваются достаточно стрессовыми .

Стресс-адаптационные модели обеспечивают основу для изучения мероприятий по содействию адаптации к хроническим заболеваниям и считается, что адаптация может рассматриваться как активный процесс, в рамках которого индивид приспосабливается к окружающей среде и проблеме хронической болезни . Одним из ведущих качеств личности считается использование механизмов преодоления стрессовых ситуаций.

Изучение поведения, направленного на преодоление трудностей, стрессовых ситуаций в зарубежной и отечественной психологии приводится в рамках исследований, посвященных анализу «coping»-механизмов или «coping behavior». Под совладающим поведением понимают особый вид социального поведения, позволяющий субъекту с помощью осознанных действий, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией . Выбор адекватной стратегии преодоления во многом зависит от способности субъекта к когнитивной оценке ситуации. Результатом когнитивного оценивания является восприятие субъектом ситуации как решаемой, подконтрольной или не разрешаемой, неконтролируемой. Использование разнообразных форм совладающего поведения субъектом обеспечивают копинг-ресурсы личности, к которым относят: сенсорные и когнитивные ресурсы, личностные структуры, коммуникативную и психоэмоциональную составляющие . Становление и выбор копинг-стратегий сопряжены с возрастными этапами развития субъекта . После формирования индивидуальный стиль совладания субъекта достаточно устойчив . При этом следует подчеркнуть возможность обучения совладающему поведению, за счет овладения определенной последовательностью действий, которая может быть описана и воспринята субъектом . Эффективность совладающего поведения зависит от характеристик, ценностей и целей личности, типа и фазы стрессовых событий, а также конкретных результатов, отобранных для оценки . В ходе многочисленных исследований установлено, что дети и подростки с хроническими заболеваниями, используют широкий спектр совладающих стратегий , точно так же как взрослые, дети используют разнообразные виды копинга при столкновении с «ситуацией болезни» . Здоровье и его восстановление в ситуации заболевания определяются степенью совладания с болезнью, занятием активной позиции по отношению к нему . Определяющим фактором активности является потенциал копинг-ресурсов личности. Преодоление играет ближайшую роль между адаптацией и стрессовыми событиями, которые могут приводить к депрессивным и тревожным расстройствам . Таким образом, совладание со стрессом является процессом, который может способствовать или препятствовать адаптации. Модели стресса и совладание с заболеванием, обеспечивают полезную основу, с помощью которой можно понять, каким образом угроза для здоровья, решение проблем и поведение, связаны между собой .

Целью исследования явилось изучение стратегий совладающего со стрессом болезни поведения как психологических способов адаптации у больных хроническими неспецифическими заболеваниями легких.

Материалы и методы.

В исследовании приняли участие 180 человек в возрасте от 30 до 60 лет. Основная группа включала в себя 120 пациентов, страдающих хроническими неспецифическими заболеваниями легких. Большинство больных находилось на стационарном лечении в отделениях Городской клинической больницы № 70 г. Москвы.

Выборка из 120 пациентов была разбита на 2 группы. В первую группу вошли 60 больных, имеющих диагноз бронхиальная астма (БА) (шифр по МКБ-10 J45.0 – J45.9), средний возраст составил – 47,2 ± 10,2.

Вторую группу составили 60 человек, имеющих диагноз – хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) (шифр по МКБ-10 J44.1), средний возраст – 52,7±6,1.

Группу сравнения составили 60 условно здоровых лиц, не имеющих заболеваний дыхательных путей, средний возраст составил – 42,8±8,7.

Для изучения частоты использования и оценки степени эффективности копинг-стратегий применялись копинг-опросник Ways of Coping Questionnaire (WCQ) R. S. Lazarus, S. Folkman, адаптированный в лаборатории психоневрологического института им. В. М. Бехтерева под руководством Л. И. Вассермана, методика «Проактивное совладающее поведение» (L. G. Aspinwall, R. Schwarzer, S. Taubert, 1999, адаптация Е. С. Старченковой в модификации В. М. Ялтонского, 2009).

При статистической обработке результатов рассчитывались среднеарифметические значения, стандартные отклонения, достоверность различий между группами. Последний показатель рассчитывался по U-критерию Манна-Уитни. При обработке результатов использовалась компьютерная статистическая программа «Statistica 6.0». Использовали также программу MICROSOFT EXCEL 2003. Расчет производился с достоверностью p ≤ 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение.

В ходе проведенного исследования установлено, что больные БА для совладания со стрессовыми и проблемными ситуациями, в частности, к заболеванию, достоверно в большей степени (P<0,05), в сравнении со здоровыми испытуемыми и больными ХОБЛ, обращаются к эмоционально-ориентированным копинг-стратегиям, таким как: «конфронтация», «дистанцирование», «поиск социальной поддержки», «бегство-избегание» (диаграмма № 1).

Больные БА, с одной стороны, склонны отрицать наличие у себя проблем и уходить от их решения, не признавать личной роли в возникновении трудностей, ухудшения своего состояния. С другой – фиксированы на своих соматических ощущениях и эмоциональных переживаниях, что предрасполагает к формированию ипохондрического радикала. В попытках снятия возникшего эмоционального напряжения пациенты могут прибегать к употреблению алкоголя, курению, перееданию, т.е. реагирование по типу уклонения в стрессовых ситуациях, с одной стороны, позволяет снизить степень эмоциональной вовлеченности, с другой, свидетельствует о трудностях пациентов гибко регулировать межличностные отношения, недостаточном развитии личностных ресурсов, психологической и физиологической ослабленности организма в связи с заболеванием.

В период ухудшения соматического состояния отмечаются так же эмоционально-экспрессивные реакции, неперсонифицированное эмоциональное враждебное реагирование, недостаточная целенаправленность действий. Больные склонны к авторитарному и конфликтному поведению, зачастую перекладывают ответственность за свои действия и состояния здоровья на других людей. Эмоционально деструктивное отреагирование на возникающие проблемы и трудности способствует развитию эмоционального истощения, растрате индивидуальных ресурсов, уводят от продуктивного решения возникших трудностей, приводя тем самым к превышению адаптивных возможностей индивидуума.

Несмотря на демонстрацию агрессивных тенденций в поведении у больных БА обнаруживается высокая поисковая активность социальной поддержки: стремление получить информационную, эмоциональную и действенную поддержку от ближайшего окружения, рекомендаций по лечению, что указывает на осознание пациентами необходимости обращения за медицинской помощью, ограничением деятельности в период обострения заболевания, а также потребностью в самой социальной поддержке. Чрезмерное обращение к социальной поддержке может, с одной стороны, приводить к формированию зависимой позиции от социума, с другой, способствовать развитию циничного и дегуманизированного, потребительского восприятия социального окружения.

Как видно из диаграммы № 2, достоверно более низкие значения (P<0,05) получены у пациентов, страдающих БА по шкалам: «проактивное преодоление», «рефлексивное преодоление», «стратегическое планирование». У больных БА недостаточно развиты навыки самостоятельного разрешения трудностей, целеполагания, рассмотрения вариантов разрешения конфликтных или затруднительных ситуаций.

Мы видим, что в структуре личности больных БА наблюдаются скорее защитные механизмы, отрицающие, искажающие восприятие реальности, способствующие формированию неадаптивных вариантов копинг-стратегий, включающих поведенческую пассивность в решении, слабую эмоциональную регуляцию, характеризующуюся, преимущественно, аффективными вспышками, стремлением перекладывания ответственности и вины за состояние здоровья, свои поступки, на ближайшее окружение, т.е. в большей степени выявляется дезадаптивное дисфункциональное реагирование в стрессовой ситуации.

В отличие от пациентов, страдающих БА, больные ХОБЛ для совладания со стрессовыми и проблемными ситуациями, в частности к заболеванию, используют в большей степени копинг-стратегии, ориентированные на самообладание, взвешенный рациональный подход к решениям, сдерживание и подавление эмоций (диаграммы № 1, № 2). Пациенты, страдающие ХОБЛ достоверно в большей степени (P<0,05), в сравнении с больными БА и здоровыми испытуемыми, привержены проблемно-ориентированным стратегиям совладающего поведения, таким как: «стратегическое планирование», «самоконтроль», «принятие ответственности», «планирование решения проблемы».

Больные ХОБЛ стремятся производить оценку поставленных целей и создавать условия для их более успешного достижения, сознательно и ответственно подходят к важности соблюдения медицинских назначений в сохранении и поддержании собственного здоровья, самочувствия.

Наряду с вышеизложенным пациенты, страдающие ХОБЛ достоверно реже (P<0,05) больных БА и здоровых испытуемых, обращаются к копингу «положительная переоценка» и эмоционально-ориентированным стратегиям: «поиск инструментальной поддержки», поиск эмоциональной поддержки», «конфронтация», «дистанцирование», «бегство-избегание».

То есть больные ХОБЛ имеют выраженные затруднения в положительном переосмыслении проблемных ситуаций. Зачастую негативно переоценивают прошлое, настоящее и перспективы на будущее, испытывают ощущение неудовлетворенности своими достижениями. Они недостаточно используют механизмы отстранения и отвлечения, склонны к чрезмерному подавлению и сдерживанию эмоции, испытывают затруднения в вербализации своих переживаний, потребностей, желаний, тем самым провоцируя возрастание накопления негативных переживаний, внутреннего напряжения, чрезмерному сосредоточению на стрессовой ситуации, что ведет к эмоциональному истощению, растрате индивидуальных ресурсов, снижает энергетические и функциональные резервы организма. Невозможность адекватно передавать свое эмоциональное состояние окружающим, чрезмерное стремление контролировать свое поведение и желание скрыть свое состояние и переживания, замкнутость ведет к деформации отношений с социальным окружением, социальной изолированности, недостатку межличностного взаимодействия. Пациенты редко обращаются за советами, рекомендациями, что может приводить к ограничению средств по решению затруднительных и стрессовых ситуаций, тем самым повышает риск развития дезадаптивного реагирования больного в проблемной обстановке.

Таким образом, чрезмерное обращение к копинг-стратегиям, ориентированным на самоконтроль, взвешенный рациональный подход в решениях проблемных ситуаций, сдерживание, сокрытие и подавление эмоций, а так же недостаточное использование механизмов отстранения, отвлечения, провоцирует возникновение психологического и физического напряжения, снижает энергетические и функциональные резервы организма, ведет к деформации отношений с социальным окружением, социальной изолированности, недостатку межличностного взаимодействия, что провоцирует ухудшение психологического и соматического состояния, дисфункции организма.

Выводы.

1. Психологические стратегии адаптации к заболеванию у больных бронхиальной астмой и больных хронической обструктивной болезнью легких различны. Больные бронхиальной астмой при совладании с трудными жизненными ситуациями и заболеванием используют в большей степени эмоционально-ориентированные стратегии. Для больных хронической обструктивной болезнью легких в ситуациях стресса и заболевания наиболее предпочтительными стратегиями совладания являются проблемно-ориентированные.

2. Больные бронхиальной астмой при совладании с трудными жизненными ситуациями и заболеванием проявляют поведенческую пассивность, слабую эмоциональную регуляцию, характеризующуюся, преимущественно, аффективными вспышками, стремлением перекладывать ответственность и вину за состояние здоровья, свои поступки на ближайшее окружение.

3. У больных хронической обструктивной болезнью легких отмечается чрезмерное обращение к копинг-стратегиям, ориентированным на самообладание, взвешенный рациональный подход в решениях проблемных ситуаций, сдерживание, сокрытие и подавление эмоций, а также недостаточное использование механизмов отстранения, отвлечения, редкое обращение к социальной поддержке.

Ссылка для цитирования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *