Психологический аспект

Как соотносятся понятия «психика» и «душа»?

Если и то, и другое понимаются в расширительном, самом общем и нестрогом смысле, как все пространство внутреннего мира в человеке, то это конечно же синонимы, и до сих пор у многих авторов можно увидеть чередование: психические процессы называются как душевные процессы, психические заболевания – как заболевания душевные.

Однако сам язык подсказывает, что так обще и нестрого говорить не следует. «Душевный человек», «душевная речь», «душевное волнение», «душевная склонность» — эти словосочетания имеют ясное и важное для нас содержание, в то время как говорить «психический человек», «психическая речь», «психическое волнение» и «психическая склонность» — невозможно и странно.

Как вспоминал Б.И. Братусь, «На одном из общих семинаров моя коллега, профессор Г. А. Цукерман наглядно показала это в следующем опыте. Она предложила собравшейся аудитории мысленно заменить слово «душа» на слово «психика» в привычных выражениях типа: «я в нем души не чаю», «мы живем душа в душу», «у нас царит теплая душевная атмосфера». Реакцией зала было оживление и смех. Действительно, никто, даже в порядке оговорки, не спутает, не скажет — «я в нем психики не чаю», «мы живем психика в психику», «у нас царит теплая психическая атмосфера».

В более строгом и более узком понимании, психика – это внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением для адекватного реагирования на запросы и требования внешнего мира. Как мы уже говорили, психика – это прожектор, который направлен на внешний мир, то, что позволяет ориентироваться во внешнем мире, адаптироваться к внешнему миру и быть адекватным обстоятельствам и ожиданиями окружающих людей.

И тогда психическое здоровье, это психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. Противоположность психическому здоровью — психические отклонения, психические расстройства и психические заболевания. При нормальной сохранности психики, при полной психической адекватности человек может быть болен душевно. Может быть и наоборот: душевное здоровье, бодрость при некоторой психической неадекватности.

Что касается понятия «душа», то, верно, «душа» в широком смысле – это все пространство внутренней жизни человека, все внутреннее в нас. Но так можно говорить только до тех пор, пока мы не вспомнили, что у человек есть еще и .

Подробно, интересно и глубоко об этом пишет Б.С. Братусь в статье «Психология — наука о психике или учение о душе».

Троица «ум, душа и дух» является одной из основ нашего культурного менталитета, и легко слышать, что этом перечислении ум и дух от души отличаются. Ум, душа, дух – все это наше внутренне, при этом к душе точнее относить все то, что в нас не просто внутреннее, но еще теплое и .

Ум к душе все-таки не относят: ум может быть живой, но он построен на программах, а не на теле, и теплоты в нем нет. Ум – это программа, в лучшем случае в уме, кроме жесткости, будет гибкость, в уме может быть есть свет, но в уме нет теплоты.

Возвращаясь к душе — делают душу живой и теплой ее органы: живое лицо и особенно глаза (зеркало души), живая речь с богатыми интонациями, теплые слова и отзывчивое дыхание.

Психика и душа – не одно и тоже.
Душа – часть психики, а именно живая и теплая, не программная часть психики.

Из всего многообразия специальных методов подбора персонала интервью остается важнейшим. Однако из литературы менеджеры по персоналу могут почерпнуть лишь самые общие рекомендации на уровне здравого смысла (например: будьте дружелюбны, записывайте впечатления и т.п.).
Вместе с тем в смежных науках уже давно накоплен обширный опыт проведения интервью, особенно в журналистике и социологии ; ].

Начнем азбуку интервью с ряда важных теоретических аспектов интервьюирования.

Поскольку основной проблемой интервью является получение знаний о респонденте, менеджеру по персоналу необходимо четко понимать природу и особенности этого процесса. Можно выделить три основных аспекта процесса извлечения знаний:

  • психологический;
  • лингвистический;
  • методический.

Психологические проблемы извлечения знаний

Из трех аспектов извлечения знаний психологический является ведущим, поскольку он определяет успешность и эффективность взаимодействия (общения) менеджера по кадрам и кандидата на должность.

Очень приблизительно потери информации в ходе беседы (Мицич, 1987) отражены на рисунке 1: до менеджера по персоналу, проводящего интервью, доходит лишь менее трети информации, которой владеет и о которой хочет рассказать кандидат на должность. Потери информации связаны с объективными законами общения и ограничениями вербального (словесного) общения.

Менеджер по кадрам может увеличить информативность общения с кандидатом за счет использования психологических знаний.

Поскольку структуру модели общения составляют участники общения (партнеры) и средства общения (процедура), выделим два слоя психологических проблем, возникающих в ходе интервью: контактный и процедурный — и рассмотрим их подробно.

Контактный слой

Повседневной практикой и специальными экспериментами неоспоримо доказано, что дружеская атмосфера больше влияет на результат контакта, чем само содержание вопросов.

Прогнозировать совместимость в общении со стопроцентной гарантией невозможно. Но можно выделить ряд факторов (черт личности и других особенностей участников), несомненно, влияющих на эффективность интервью:

Пол и возраст

Значения параметров пола и возраста хотя и влияют на эффективность контакта, но не являются критическими. В литературе отмечается, что хорошие результаты дают гетерогенные (смешанные) пары — мужчина/женщина и соотношение:

20 > (Вэ — Ва) > 5,

где Вэ — возраст сотрудника, а Ва — возраст менеджера по кадрам.

Характеристики личности и темперамента

Под личностью обычно понимается устойчивая система психологических черт, характеризующих данного человека. Рекомендуемые черты для менеджера по кадрам: доброжелательность, аналитичность, хорошая память, внимание, наблюдательность, воображение, впечатлительность, большая собранность, настойчивость, общительность, находчивость.

Из четырех классических типов темперамента для эффективной работы с персоналом предпочтительными являются сангвиники и холерики.

Известный эксперт по социальному интервьюированию Э. Ноэль так охарактеризовала идеального интервьюера: «Он должен выглядеть здоровым, спокойным, уверенным, внушать доверие, быть искренним, веселым, проявлять интерес к беседе, быть опрятно одетым, ухоженным». Блестящая характеристика интервьюера, по Ноэль, — общительный педант.

Когнитивный стиль

Учет природы собственных когнитивных (познавательных) процессов, а также особенностей респондента влияет на эффективность общения. Поэтому возникает потребность в изучении когнитивных стилей, то есть системы средств и индивидуальных приемов, к которым прибегает человек для организации своей деятельности.

Можно выделить несколько важных характеристик когнитивных стилей:

А) полезависимость — поленезависимость.
Поленезависимость — качество, позволяющее человеку акцентировать внимание лишь на тех аспектах проблемы, которые необходимы для решения конкретной задачи, отбрасывая все лишнее, другими словами, позволяющее человеку не зависеть от фона. Эта характеристика соответствует таким чертам личности, как аналитичность мышления, способность вычленения сути дела. Поленезависимость является одной из характерных профессиональных черт когнитивного стиля наиболее квалифицированных менеджеров по кадрам. Однако приходится учитывать, что общаются лучше полезависимые люди, поскольку они более контактны. Особенно полезны для общения гетерогенные (смешанные) пары, когда один из участников интервью полезависимый, а другой — поленезависимый. По некоторым данным, мужчины более поленезависимы, чем женщины.

Б) импульсивность — рефлективность (рефлексивность).
Под импульсивностью понимается быстрое принятие решения (часто без его достаточного обоснования), а под рефлексивностью — склонность к рассудительности. Рефлексивность, по экспериментальным данным, соответствует способности к формированию понятий и продуктивности стратегий решения логических задач. Таким образом, менеджеру по кадрам желательно быть рефлексивным, хотя собственный стиль изменяется лишь частично и с большим напряжением.

В) ригидность — гибкость.
Этот фактор характеризует способность человека к изменению установок и точек зрения в соответствии с изменяющейся ситуацией. Ригидные (жесткие, заторможенные) люди не склонны менять свои представления и структуру восприятия. Напротив, гибкие — легко приспосабливаются к новой обстановке. Если кандидат на вакансию вполне может себе позволить ригидность (что характерно для долго работающих над одной проблемой специалистов, особенно старшего возраста), то для менеджера по персоналу эта характеристика когнитивного стиля явно противопоказана. Увеличение ригидности с возрастом отмечается многими психологами.

Г) различительная способность.
Различительная способность характеризует возможности человека различать понятия и разбивать их на классы и подклассы. Обычно у женщин диапазон различительной способности эже, чем у мужчин.

Мотивация

На эффективность интервью влияет также и мотивация, то есть стремление к успеху. Менеджер по кадрам в зависимости от условий должен изыскивать разнообразные стимулы для сотрудников-кандидатов. Претендент на должность передает менеджеру по кадрам самую ценную для него информацию — личную, при этом он в состоянии стресса и часто не умеет раскрыться. И если одни люди с удовольствием говорят о себе, то другие весьма неохотно приоткрывают завесы защиты. Иногда полезно возбудить в сотруднике дух соперничества, конкуренции (не нарушая, естественно, обстановки сотрудничества).

Процедурный слой

Параметры процедурного слоя описывают процесс проведения интервью:

  • Ситуация общения (место, время, продолжительность)

Беседу лучше всего проводить в небольшом помещении наедине, поскольку посторонние люди нарушают доверительность беседы. Американский психолог И. Атватер считает, что наиболее благоприятная дистанция между собеседниками при деловом общении — от 1 до 3 метров. Минимальным «комфортным» расстоянием можно считать 0,7—0,8 метра.

Интервью — трудоемкий процесс, и поэтому длительность одного сеанса обычно не превышает 1,5—2 часов. Это время лучше выбрать в первой половине дня, если сотрудник типа «жаворонок», и во второй — в случае «совы». Известно, что взаимная утомляемость партнеров при беседе наступает обычно через 20—25 минут, поэтому в сеансе нужны паузы.

  • Оборудование (вспомогательные средства, освещенность, мебель)

Для протоколирования результатов используются следующие способы:

  1. запись на бумаге непосредственно по ходу беседы;
  2. запись на диктофон, помогающая менеджеру проанализировать весь ход интервью и свои ошибки;
  3. запоминание с последующей записью;
  4. видеосъемка.

Наиболее распространенным способом пока является первый. При этом наибольшая опасность — потеря получаемых знаний, поскольку любая запись ответов — это уже интерпретация, то есть привнесение субъективного понимания предмета.

Освещенность и мебель должны способствовать обстановке доверительности, слишком яркий свет или неудобный стул зачастую усугубляют нервозность респондентов.

  • Профессиональные приемы (темп, стиль, методы и др.)

Учет индивидуального темпа и стиля речи претендента на должность позволяет менеджеру по персоналу снизить напряженность процедуры извлечения знаний. Типичной ошибкой является навязывание собственных темпа и стиля.

На успешность также влияет длина фраз, которые произносит менеджер по персоналу. Это было установлено американскими учеными — лингвистом Р. Ингве и психологом Дж. Миллером при проведении исследования о причинах низкой усвояемости команд на военно-морском флоте США. Причина была в длине команд. Оказалось, что человек лучше всего воспринимает предложения глубиной (или длиной) 7±2 слова. Это число (7±2) получило название число Ингве-Миллера. Можно считать его мерой «разговорности» речи.

Большая часть информации поступает к менеджеру по персоналу в форме предложений на естественном языке. Однако внешняя речь претендента на должность есть воспроизведение его внутренней речи (мышления), которая гораздо богаче и многообразнее. Для передачи этой внутренней речи человек использует и невербальные средства, такие как интонация, мимика, жесты. Опытный менеджер по кадрам старается записывать по возможности в протокол (в форме ремарок) эту дополнительную информацию.

Кратко рассмотрев в статье психологический аспект интервью, мы только приоткрыли занавес этой сложнейшей проблемы. В последующих статьях мы остановимся на лингвистическом и методическом аспектах, а также рассмотрим профессиональные методы и приемы, которыми должен владеть менеджер по персоналу, взявший на себя смелость определить пригодность кандидата на должность в ходе короткой процедуры — интервью.

Литература:

Глоссарий

Под когнитивным стилем человека понимается совокупность особенностей предпочтений при решении познавательных задач. Он определяет способ достижения результата.

Данная публикация размещена в «Энциклопедии менеджера E-xecutive.ru» в рамках сотрудничества с проектом www.cfin.ru

На портале www.cfin.ru она расположена

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

В.В. АРТЕМЬЕВА,

психолог наркологического диспансера № 12 г. Москвы

Аннотация. Анализируется психологические особенности деятельности социальных работников в направлении работы с подростками, склонными к девиантному поведению, правонарушителями, лицами с алкогольной и наркотической зависимостью.

Ключевые слова: девиантное поведение, психологические особенности деятельности, мотивы поведения, возрастные особенности, психология социальной работы, психофизиологические функции, стресс, психологическая незащищенность, устойчивость профессиональной деятельности, профилактика правонарушений.

THE MAIN ASPEKTS OF PSYCHOLOGICAL ACHVITY OF SOCIAL

V.V. ARTEMYEWA, №12 Moskow Drug abuse clinik psychologist

Процессы, происходящие в нашей стране на протяжении двух последних десятилетий, привели к глубоким изменениям в базисных основах жизнедеятельности общества. Порицание существовавших основ, отказ от устоявшегося образа жизни при неясности перспектив и механизма реализации намеченного, привели к возникновению сопутствующих фундаментальной перестройке негативных социальных последствий общее снижение уровня жизни основной части населения; рост безработицы, миграции; снижение социального статуса основного социального элемента любого развитого общества — семьи.

Необходимость удовлетворения материальных потребностей основной «ячейки общества» привела к дисбалансу социально значимых ориентиров. Сокращение времени общения родителей с детьми отрицательно отразилось на результатах смены привычной системы ценностей и мотивов поведения. В результе значительная часть подростков оказалась в зоне социального неблагополучия, что внешне проявляется в росте сквернословия, количества курящих, детской беспризорности, социального сиротства, ранней алко- и наркотизации, криминальной активности малолетних. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в течение пяти последних лет на каждые 100 тыс. подростков, живущих в России и достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, превосходит на четверть аналогичный показатель в отношении взрослой части населения. Значительная часть правонарушений и преступлений совершается подростками в состоянии наркотичес-

кого и (или) алкогольного опьянения. Статистика отражает стабилизацию и рост негативных проявлений среди подростков. У современных подростков более половины проб алкогольных напитков происходит в возрасте до 13 лет1. Доказано, что 43% детей у женщин, страдающих алкоголизмом, рождается с алкогольной эмбриопатией2.

Эти факты свидетельствуют о возникновении и распространении проблемы девиантного поведения подростков и превращении ее в серьезную социальную проблему, характерную для современной России и нуждающуюся в комплексном осмыслении и безотлагательном решении.

Преодоление указанной проблемы предполагает использование комплексного подхода, сочетающего в себе в качестве структурных элементов ряд обязательных этапов-действий: объективного анализа; эффективной профилактической работы; пресечения противоправных деяний; повышения профессионализма субъектов деятельности при усилении ее конкретности.

В возрастные особенности подростков предполагают наряду с разработкой специальных методов и форм работы, выполнение требований по профессиональной компетентности тех людей, которые работают с ними.

Возрастные особенности подростков обусловливают признание их в качестве наиболее сложного объекта воспитательной деятельности в силу всевозможных не только правовых, но и психологических трудностей. Возрастает значение разработки механизма именно

психологического воздействия на подростка в направлении достижения поставленной цели. В настоящее время актуально обращение к психологическим особенностям личности субъекта воспитательной деятельности, психологический анализ самой деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков, психологических факторов, детерминирующих этот процесс. Все это дает основание утверждать об актуальности и своевременности обоснования особенностей психологического обеспечения данной деятельности.

Идея анализа деятельности, как метод научной психологии человека заложена еще в ранних работах Л.С. Выгодского. Однако согласно утверждению А.Н. Леонтьева прежде, чем удалось описать в первом приближении общую структуру человеческой деятельности, прошел достаточно длительный период3. При рассмотрении на ранних этапах деятельности в общем, собирательном значении, по мнению ряда авторов (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.), допускался подход, несколько упрощающий реальное отображение происходящего. Объективно мы всегда имеем дело с особенностями разных видов и проявлений деятельности, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, воздействует на объект потребности, снижается по мере удовлетворения и при необходимости возникает вновь, но уже с новыми характеризующими чертами, соответствующими изменившимся условиям.

Отдельные виды деятельности могут различаться между собой по совокупности классифицирующих признаков, например таких, как способ осуществления, пространственно-временная характеристика, физиологические механизмы, форма проявления, эмоциональная напряженность. Вместе с тем А.Н. Леонтьев считает, что в качестве главного, определяющего признака любой деятельности выступает предметная область, или различие предметов деятельности, придающее ей четкую и определенную направленность4.

Выбор предмета деятельности неразрывно связан с удовлетворением той или иной потребности, ее мотивацией. Возникновение в деятельности целенаправленных процессов исторически является следствием формирования общественной жизни человека. Деятельность участников совместного труда побуждается продуктом, непосредственно удовлетворяющим потребности каждого из них, но простейшее разделение труда приводит к возникновению результатов, которые сами по себе не способны удовлетворять потребности лиц, производящих эти продукты.

Деятельность не является самодостаточным и аддитивным процессом. Она не существует иначе, как в форме действий или цепи действий. Любая осознанная деятельность предполагает достижение ряда конкретных, возможно заранее планируемых целей, большая часть которых связана между собой четкой

последовательностью. Вместе с тем выделение и осознание целей представляет собой длительный процесс апробирования целей действием и их предметным наполнением. По мнению Гегеля, человек «не может определить цель своего действования, пока он не действовал…»5.

Психическая деятельность тесно взаимодействует с физиологической. Наиболее подробно эта взаимосвязь рассмотрена в трудах С.Л. Рубинштейна, который отмечал, что это две составляющие рефлекторной отражательной деятельности, и что психологическое исследование выступает продолжением физиологического исследования6. Отношения, связывающие между собой психологию и физиологию, похожи скорее на отношения физиологии и биохимии: прогресс физиологии ведет к углублению физиологического анализа до уровня биохимических процессов; при этом только развитие физиологии рождает проблематику, составляющую специфическую область биохи-мии7. Взаимосвязь и взаимообусловленность данных процессов отмечал также И.П. Павлов: «Прежде всего, важно понять психологически, а потом уже переводить на физиологический язык»8.

Л.С. Выготский утверждал: «Ни в одной науке нет стольких трудностей. соединений различного в одном, как в психологии. Предмет психологии — самый трудный из всего, что есть в мире. Ни одна наука не представляет такого разнообразия и полноты методических проблем, таких туго затянутых узлов, неразрешимых противоречий, как наша»9.

Включение в исследование деятельности уровня психофизиологических функций позволяет изучить широкий комплекс реальных проявлений деятельности. Изучение деятельности и ее продукта составляет специальную психологическую проблему, которая представляется одной из наиболее сложных10.

Специфичной с точки зрения субъектно-объектных отношений деятельности предстает многофакторная деятельность в социальной сфере жизни общества. Данное направление, по нашему мнению, последние два десятилетия в силу известных обстоятельств изменения направления развития страны, наряду с его необычайной сложностью и многокомпонентнос-тью, является и наиболее показательным с точки зрения внешних проявлений. Для деятельности в социальной сфере характерно слияние понятий субъекта и объекта в едином образе предмета воздействия по причине его одухотворенности и активности, а также необходимость учета обратной связи, которая, исходя из опыта, в большинстве случаев представляется умеренно прогнозируемой по обратному вектору.

Вопрос взаимодействия «субъект — субъект» (учитель — ученик, врач — пациент, психолог — клиент) еще не достаточно изучен в гуманитарных науках. Сегодня центральный вопрос для общей, педагогической психологии, психологии труда и др. Он тесно взаимосвязан с методологическими принципами науки, с

активным использованием хорошо разработанных и апробированных техник психотерапии, расширением сферы их использования. Субъектно-субъектное взаимодействие и, следовательно, его анализ становится еще сложнее в современных условиях, характеризующихся сменой приоритетов развития и переходным характером последнего. Это обусловливает расширение видов деятельности субъектов, действующих в особых и экстремальных условиях. Примером служит деятельность государственных служащих, социальных работников, которые выполняют трудовые функции в неблагоприятных в психологическом отношении условиях. В их деятельности доминируют стрессовые состояния, вызванные нестабильностью внешней социальной среды, недостатками в организации труда, трудностями в профессиональных взаимодействиях, в том числе из-за непрофессионализма партнеров, частого появления трудно прогнозируемых экстремальных ситуаций, недостаточность ресурсов для их решения, динамичностью предмета воздействия и в достаточном числе случаев открытым и скрытым противодействием последнего.

Для современного общества характерны сопряженные тенденции развития. «С одной стороны, оно движется в «эвпсихическом» направлении, предполагающем организацию условий жизни и профессиональной деятельности, способствующих. развитию человеческой природы, возрастанию числа. самоактуализирующихся людей. С другой стороны, современные социально-экономические проблемы и последствия научно-технического прогресса оказывают отрицательное влияние на жизнь человека и экологию среды. У большинства они вызывают социальную и профессиональную напряженность, состояние тревоги, дистресса. Следствием этого становится неудовлетворенность трудом, снижение эффективности и надежности профессиональной деятельности, появление «маргиналов от профессии»11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под стрессом в общем виде понимании этого слова понимают большой круг состояний физического и психического напряжения, возникающих у человека в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. С начала 1960-х гг., понятие «стресс» активно используется психологами для описания состояния человека в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Большой вклад в изучение психологических механизмов этого феномена внес Р. Лазарус, один из основоположников когнитивной теории стресса, базирующейся на субъективной оценке, которую дает человек угрожающим факторам12.

В ряде исследований показано, что на возникновение стрессовых состояний человека в процессе труда серьезно влияют не только собственно физические параметры стрессогенных факторов, но и особенности профессиональной ментальности людей13. Если обратиться за примером к представителям со-

циономических профессий (человек — человек), то здесь можно увидеть, что в большинстве случаев они следуют из иерархий функциональных взаимодействий работников или работников с одухотворенным предметом воздействия. Так, высокомерие, подавление инициативы, хамство, непризнание объективных проявлений, идущие «сверху вниз», не менее стрессогенным, чем халатность, пассивность, игнорирование распоряжений, незаслуженная критика, идущие «снизу вверх». Сочетание таких условий работы со стремлением человека к профессиональному развитию, независимости суждений, самостоятельности, достижению заранее прогнозируемого результата, усугубляемые ориентированностью специалиста на конкретное дело, решение задач, может создавать психологическое напряжение в коллективе, приводящее к возникновению и разрастанию конфликтов.

Условия труда, отличающиеся от обычных, характерны для многих профессий. Социальная и психологическая незащищенность делает условия труда многих россиян близкими к особым и экстремальным. Изначально и традиционно в центре внимания психологии труда были авиационная, морская, военная отрасли, отличающиеся почти уникальными условиями труда. К настоящему времени ситуация изменилась. Представители массовых профессий все чаще вынуждены работать в условиях воздействия экстремальных факторов или угроз их появления. Труд бухгалтера, водителя автобуса, социального работника в 1980 г. и в 2005—2010 гг. кардинально различается по содержанию. Компьютеры на производстве, увеличение в десятки и сотни раз объема исходной информации, введение возмездных отношений в большинстве сфер деятельности, динамика изменили условия и трудовые отношения практически во всех профессиях.

Действие экстремальных факторов приводит к возникновению у субъектов труда негативных психических состояний типа динамического рассогласования, которые отрицательно сказываются на регуляции деятельности и снижают ее эффективность и надежность. Компенсация отрицательного влияния негативных функциональных состояний осуществляется за счет волевых усилий человека с подключением его резервных возможностей. При этом резервные возможности организма и психики должны быть функциональными, т.е. связанными с наличным запасом знаний, навыков, умений работника, не опредмечен-ными в живом труде.

Общим для всех условий — затрудненных, особых, экстремальных и сверхэкстремальных — выступают время и характер действия стрессогенных факторов. Главное отличие между разными складывающимися в работе ситуациями состоит не в специфике, новизне и уникальности экстремальных факторов, а в периодичности, частоте и длительности их воздействия на человека, а также в количественных характеристиках

их интенсивности (мощности, действенности). Большое значение имеет не то, какой именно повреждающий фактор действует на человека в данный момент, а то, как он сочетается с другими условиями по времени и физической интенсивности.

Затрудненные условия деятельности формирует множество факторов. В качестве наиболее распространенных среди них можно назвать реальную и прогнозируемую опасность для здоровья и жизни; частое возникновение непредвиденных ситуаций, функциональных состояний; высокую ответственность, боязнь ошибок, неудач, их последствий; возможные конфликты в коллективе, в том числе в результате неудачного, непродуктивного взаимодействия; особенности корпоративной культуры; особенности переработки информации и принятия решений; снижение или утрату определенного социального статуса. Наиболее сложными представляются ситуации, когда возмущения прямо воздействуют на человека как субъект труда, как личность и индивидуальность. Важнейшими условиями обеспечения надежности и эффективности деятельности людей в особых и экстремальных условиях остается высокий уровень саморегуляции и формирование психологической готовности.

Согласно исследованиям В.Г. Зазыкина, вопрос сохранения устойчивости профессиональной деятельности актуален для 95% респондентов-служащих. Условиями устойчивости деятельности вообще и деятельности социального работника, в частности, при воздействии дестабилизирующих факторов выступают умение принимать точные, своевременные и правильные решения; умение предвидеть; умение выполнять свои профессиональные обязанности на высоком уровне; коммуникативные навыки; знание подопечного контингента; высокая работоспособность; коммуникативные навыки; собственно стрессоустойчивость. Исключительная особенность деятельности социального работника состоит в слабости административного и других ресурсов.

Вместе с тем именно психологи и социальные работники реализуют неформальный индивидуальный подход в области профилактики правонарушений, используя элементы исправительно-корректирующего воздействия. Это целенаправленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что правонарушители под воздействием воспитателей, общественности, коллективов вырабатывают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают навыками и привычками социально-позитивного поведения, развивают свои чувства и волю. В то же время индивидуальная профилактика направлена на устранение неблагоприятных влияний окружающей среды на конкретную личность.

Чтобы эффективно управлять этим процессом, целесообразно использовать профилактические методы, которые призваны обеспечить:

Ф выработку нравственного сознания у правонарушителя;

Ф формирование у него навыков и привычек позитивного поведения;

Ф воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным явлениям;

Ф социальное оздоровление микросреды.

Особое внимание должно быть обращено лиц: возвратившихся из мест лишения свободы или воспитательных колоний; совершивших преступление, но освобожденных от уголовной ответственности вследствие амнистии или по другим причинам; вернувшихся из специально-воспитательных учреждений; совершивших правонарушения; употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества; привлеченных не менее двух раз к административной ответственности; злостно уклоняющихся от учебы, работы, ведущих антиобщественный образ жизни, и др.

Мировой и общественный опыт по профилактике правонарушений показывает, что первичным звеном в решении этой проблемы должна стать массовая сеть консультативных или стационарных учреждений, где было бы возможно оказывать все виды помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, включая диагностику индивидуальных особенностей человека, условий его жизни и воспитания. Специалисты — социальные работники, психологи, медики, юристы, педагоги — должны обеспечить адекватную помощь нуждающемуся, организуя профилактическую работу, коррекцию поведения, адаптацию к сложным условиям жизни дезадаптивных личностей, их реабилитацию.

Профилактическое воздействие оптимально, если учитывает особенности и тенденции развития личности и совпадает с ее внутренними побуждениями; тогда процесс внешнего профилактического воздействия как бы сливается с процессом самовоспитания, саморазвития.

Проведении профилактики можно выделить три уровня воспитательно-профилактического воздействия на личность правонарушителя и девиантного подростка.

1) воспитательно-профилактическое воздействие всей системы воспитания, обучения в многообразии форм нравственно-воспитательной, культурно-воспитательной работы; содействие в бытовом и трудовом устройстве, овладении трудовыми навыками, повышении производственной квалификации; принятие мер, направленных на устранение обстоятельств, оказывающих отрицательное влияние на условия жизнедеятельности правонарушителей, привлечение их к образовательной трудовой и досуговой деятельности;

2) целенаправленная работа по перевоспитанию трудных подростков, молодежи, осуществляемая в образовательных и других трудовых коллективах (при участии психологов, социальных работников, пред-

ставителей религиозных организаций, спортсменов, бывших осужденных и др.);

3) последовательное и непрерывное воспитательно -профилактическое воздействие на сознание правонарушителей (особенно молодых). Вся многогранная индивидуальная профилактика должна опираться на основные положения социальной работы, психологии, педагогики, криминологии и других наук. Практическая сторона этой деятельности состоит в оказании содействия таким правонарушителям в трудоустройстве; создание нормальных бытовых условий; нормализации отношений в семье и с окружающими, ограждении их от отрицательного влияния.

Комплексный подход к реализации этих мероприятий позволит достичь конкретных результатов в направлении снижения количества правонарушений и преступлений, оздоровит общую социальную ситуацию в стране.

Литература

1. Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000.

2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004.

3. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы // Гуманитарные исследования в психотерапии. 2007. С. 1159—2003.

4. Геберт Д., фон Розенштиль Л. Организационная психология. Харьков, 2006.

5. Демин А.Н. Личность в кризисе занятости. Краснодар, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Зазыкин В.Г., Зайцева Е.В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве. М., 1998.

9. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2003.

10. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. М., 2005.

11. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

12. Медведев В.И. Эмоциональные состояния // Физиология трудовой деятельности. СПб., 1993. С. 161—208.

13. Обознов А.А. Психологическая регуляция операторской деятельности. М., 2003.

14. ОгневА.В. Субъектогенез и психотренинг саморегуляции. Воронеж, 1997.

15. Орел В.Е. Синдром психологического выгорания личности. М., 2005.

16. Цымбал Е.И.Несовершеннолетние преступники с аномалиями психики. М., 2007.

1 Кошкина Е.А., Киржанова В.В. Основные тенденции распространения наркологических расстройств в Российской Федерации в 2002 г. // Психиатрия и психофармокология. 2003. № 4. С. 140-142.

2 Реан А.А., Морозова Е.И. и др. Социальное сиротство в современной России: аналит. доклад / под ред. А.А. Реан. М., 2002. С. 45.

3 Леонтьев А.Н. Очерки развития психики. М., 1947. С. 41.

4 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность; 2-е изд., стер. М., 2005. С. 80.

5 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1959. Т. 4. С. 212-213.

6 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1954. С. 219-221.

7 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. С. 89.

8 Павлов И.П. Павловские клинические среды. М.; Л. 1954. Т 1. С. 275.

9 Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса: Собр. соч.; в 6 т. М., 1982. Т. 1. С. 417-418.

10 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. С. 122.

11 Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М., 2003. С. 3.

13 Толочек В.А. Современная психология труда: 2-е изд. СПб., 2008. С. 210.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *