Психология и религия

Кирилл Карпенко

Можно ли объединить религию и психологию? Или как выразился В. М. Розин, «возможен ли кентавр»?

И психология, и религия помогают человеку справиться с трудными жизненными ситуациями. Психолог может быть верующим, и верующий – психологом. Есть священники, которые активно изучают и используют психологическое знание в своей работе. Есть психологи, которые эффективно используют религиозный опыт и религиозные знания в своей работе. Но помимо точек пересечения, общих черт у психологии и религии есть ряд принципиальных различий.

Пропасть между двумя подходами можно продемонстрировать на примере известной библейской истории, в которой Авраам, повинуясь божьей воле, вознамерился принести в жертву своего единственного сына (Быт. 22:1 – 14). С точки зрения религии такая решимость в претворении божьей воли считается добродетелью, заслуживающей восхищения. С точки зрения психологии голоса в голове, приказывающие убить своего ребёнка, явный признак серьёзного психического расстройства, требующий лечения.

Религия учит человека гармонии с Богом. Психология ведёт людей к гармонии, в первую очередь, с самим собой и окружающими.

Религия возлагает ответственность на Бога, психология – на человека.

Религиозное мировоззрение требует от человека искать в себе грехи, чем больше грехов найдёт человек, тем лучше. Психология помогает человеку избавиться от чувства греховности (невротической вины).

Религия явление национальное, местное. Хотя есть мировые религии, всё же можно сказать, что в каждой стране своя религия. Психология как наука явление универсальное. Хотя есть разные школы, направления, методологии справедливо утверждение, что в разных странах психология – это одна и та же наука.

Религия основывается на одной системе догм и не приемлет никакие другие подходы. Психология основывается на разных методологиях, разных представлениях о природе человека.

Религия стремится быть вечной, верующему трудно представить, что когда-нибудь его религия станет никому не нужна. Психология стремится быть полезной, а не вечной. Так знаменитый психоанализ сегодня практически не востребован психологами и психотерапевтами, лишь несколько процентов профессионалов в настоящее время используют его в своей работе. Однако психологи нисколько не огорчаются этому факту, а разрабатывают и используют новые методы помощи людям.

Религия не критична к противоречиям и не требует доказательств своих истин. Психология требует доказательств и основывается на контролируемой критичности.

Религиозные люди претендуют на обладание полнотой знания (пути, истины и жизни). Психологи обладают ограниченным знанием и в своей работе используют стратегию «ограниченного учительства».

С некоторыми из приведённых утверждений можно поспорить. Мне же хотелось бы, чтобы остался бесспорным только вывод: психология и религия это разные явления, разные сферы. Между ними много общего. Специалисты в гносеологии говорят, что сегодня наука и религия близки как никогда. Однако как бы близко они не сходились они остаются разными сущностями.

Литература

  1. Розин В. М. Религия и психотерапия: возможен ли кентавр? // Консультативная психология и психотерапия. 1994. № 2.
  2. Слободчиков В. И. Христианская психология в системе психологического знания. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 2.
  3. Спиридонов В. Ф. Опасные связи, или тщетная предосторожность. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 4.
  4. Пашковский В. Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: краткое руководство для врачей. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2006.

Статья опубликована: Школьный психолог. — 2013. — № 3.

История Психологического общества при Императорском Московском университете (1885-1922)

К 125-летнему юбилею МПО

А. Н. Ждан

Ждан Антонина Николаевна

член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, признанный специалист в области истории психологии.

В марте 2010 года в Москве состоялась научная конференция, посвященная 125-летию со дня основания Московского психологического общества. Оно было создано при Московском университете как его органическая часть, одно из его научных обществ и стало органом междисциплинарного взаимодействия внутри университетского сообщества в целях прогресса психологии, исторически первой формой реализации университетской идеи единства знания в этой области.

В рамках конференции обсуждались актуальные проблемы современного состояния и основных направлений развития российской психологической науки. Самостоятельный интерес представляет изучение истории становления и направлений деятельности Общества, анализ его роли в развитии психологической мысли в России.

Основание Психологического общества

История Московского психологического общества (МПО) начинается 24 января 1885 года, когда оно провело свое

первое заседание. Общество было создано при Московском университете группой профессоров разных факультетов по инициативе заведующего кафедрой философии Матвея Михайловича Троицкого1. К его учреждению ученый привлек профессоров всех факультетов Московского университета. 15 из них вместе с самим профессором М.М. Троицким явились учредителями Психологического общества. Это были профессора: филологи (Всеволод Федорович Миллер, Николай Ильич Стороженко, Филипп Федорович Фортунатов); юристы (Николай Андреевич Зверев, Георгий Евграфович Колоколов; Сергей Андреевич Муромцев); социолог, правовед и этнограф Максим Максимович Ковалевский; экономист Александр Иванович Чупров; антрополог Дмитрий Николаевич Анучин; зоолог, антрополог Анатолий Петрович Богданов; зоолог Сергей Алексеевич Усов; физиолог Федор Петрович Шереметьевский; математик Николай Васильевич Бугаев; невропатолог и психиатр Алексей Яковлевич Кожевников; доктор медицины, руководитель кафедры судебной медицины на

1 Троицкий Матвей Михайлович (1.08.1835 — 22.03.1899). С 1875 г. — профессор кафедры философии Московского университета, декан историко-филологического факультета Московского университета (1880-1884; 1889—1891; 1893—1894). Исполнял обязанности Ректора Московского университета (1895—1896). Докторская диссертация «Немецкая психология в текущем столетии» (1867, в двух томах) содержит изложение теорий английского ассоцианизма. Собственная психологическая теория Троицкого выдержана в духе английской ассоциативной психологии («Наука о духе», в двух томах, 1882; «Учебник логики», в трех книгах, 1885—1888).

юридическом факультете Виктор Алексеевич Легонин.

Осознание необходимости привлечения для развития психологии специальных знаний из разных наук и признание невозможности разработки их одним лицом стали причиной создания Психологического общества как органа, объединившего представителей всех необходимых наук, изучаемых на различных факультетах Московского университета. Среди них: психология человека, история литературы, сравнительное языкознание, право, статистика, зоология, антропология, физиология мозга и нервной системы, психиатрия, судебная медицина и др.

15 июля 1884 г. Министр Народного просвещения утвердил Устав Психологического общества. Согласно этому Уставу «Психологическое общество, состоящее при Императорском московском университете, имеет целью разработку Психологии в ее составе, приложениях и истории и распространение психологических знаний в России. Означенной цели Общество достигает обсуждением в своих заседаниях вопросов: а) системы Психологии во всех формах ее обработки; в) приложения психологических учений к разработке других наук, как то: Логики, Морали, Философии права, Эстетики, Педагогики и т. д.; в) истории Психологии и ее приложений в древнее и новое время» .

Учрежденное название общества «психологическое» отражало понимание М.М. Троицким места и роли психологии в системе наук, согласно которому она признавалась общей основой многих дисциплин и всех философских наук. Нерасторжимую связь психологии с философией философ и психолог ГГ. Шлет, активный член Общества с 1907 года, называл «природной связью психологии с философией», сохраняющей свое значение и после факта выделения специальных наук из лона философии. Эту мысль он выразил в статье «Один путь в психологии и куда он ведет» , опубликованной в сборнике, которым МПО отметило 30-летие научно-педагогической деятельности Л.М. Лопатина (члена МПО с момента основания Об-

щества, его Председателя в 1899-1920, редактора журнала «Вопросы философии и психологии» на протяжении многих лет) .

Первое заседание МПО 24 января 1885 г. имело чисто организационный характер, на нем были избраны члены Совета общества, определено место заседаний. Председателем МПО был избран М.М. Троицкий, по инициативе которого оно и было создано.

На первом публичном заседании МПО 14 марта 1885 г. он произнес большую речь «Современное учение о задачах и методах психологии», в которой изложил свои взгляды на задачи психологии и Психологического общества .

В ней М.М. Троицкий обосновывал положение о регулярном междисциплинарном взаимодействии психологии с другими науками внутри университетского сообщества, при этом подчеркивая значение психологии для них. Опираясь на авторитеты, ученый показал значимость изучения связи духа, психических фактов с фактами телесными как в здоровом организме, так при болезненных изменениях его строения и функций. Отсюда вытекало утверждение о необходимости разработки для науки о духе знаний из сферы анатомии, физиологии, психиатрии. В то же время, он отметил, что исторические факты, свидетельствующие о влиянии успехов культуры на развитие психических сил человека, указывают на значение изучения истории общества и культуры, языка, данных этнографии для разработки психологической науки. Психология человека должна разрабатываться также параллельно с изучением психики животных. Свой обзор М.М. Троицкий завершил выводом о значении психологии для логики, философии права, эстетики, педагогики, теории общества и практической политики и других областей знания. В дальнейшем Психологическое общество всей своей деятельностью утверждало идею важности объединения наук как гуманитарного, так и естественнонаучного профиля и необходимость научной образованности для развития философско-психологического мышления в целях синтетического исследования психологических проблем.

Деятельность Психологического общества имела следующие направления.

1. Научные заседания (2 раза в месяц) с обсуждением докладов по широкому кругу психологических, философских проблем, проблем психопатологии, этики. Так, Общество неоднократно обсуждало вопрос о свободе воли и в связи с ним — о гипнотизме, причем некоторые из заседаний сопровождались демонстрацией опытов гипнотизации. Обсуждались вопросы о происхождении математических истин, о пространстве и времени и другие. Заседания носили конструктивный рабочий характер, продолжались от трех до четырех часов, обсуждение некоторых вопросов нередко переносилось на следующее заседание. Такими были, например, заседания, посвященные новым экспериментальным методам исследования, гипнотизму и внушению, вопросам о соотношении философии и психологии. На заседаниях МПО обсуждались также новейшие концепции в области биологии и естествознания — неовитализм, энергетизм, эволюционные концепции и т. п.

2. Издание «Трудов Московского Психологического общества» имело целью распространение философских и психологических знаний в России. «Труды» (выходили в 1888—1894 г.г., вып. 1—8) включали рефераты докладов членов Общества, но, в основном, это были переводы философско-психологической классики. В переводах членов Общества были изданы сочинения И. Канта, К. Фишера, Б. Спинозы, Р. Декарта, Г. Лейбница.

3. Издание журнала «Вопросы философии и психологии» (с 1889 г., последний номер журнала — кн. 141—142 — вышел в 1918 г.), первого в России журнала по психологии и философии. Статьи, помещаемые в нем, в значительной степени состояли из сообщений, обсуждаемых на заседаниях Общества. С 1899 г. журнал издавался совместно с Философским обществом (созданным при Петербургском университете в 1897) как общий орган русской философской и психологической мысли. С этого времени в названии журнала стояло: «Издание МПО при содействии Санкт-Петербургского философского общества». Журнал способствовал объединению научных сил в области философии и психологии, давал возможность следить за работой МПО всем интересующимся его проблематикой.

Первый период — период становления (1885-1887)

Первый период деятельности МПО под председательством М.М. Троицкого оценивается как недостаточно интенсивный (15 заседаний за 3 года). Что связывают не только с состоянием фи-

Учрежденное название общества «психологическое» отражало понимание М.М. Троицким места и роли психологии в системе наук, согласно которому она признавалась общей основой многих дисциплин и всех философских наук.

лософско-психологических знаний, но и с некоторыми личностными особенностями его председателя. Например, Я.Н. Колубовский, некоторое время бывший секретарем журнала «Вопросы философии и психологии», в своих воспоминаниях характеризовал Троицкого как «человека ума холодного, кабинетного ученого, который, очевидно, не обладал особыми качествами, которые необходимы для объединения людей разных течений и направлений» . Однако, Вл. Соловьев считал, что «имя Матвея Михайловича Троицкого должно навсегда остаться в нашей умственной истории» . В.Н. Ивановский, ученик Троицкого, называл его главный труд «Наука о духе» (1882) «целой энциклопедией психологического и теоретико-познавательного характера» . Н.Н. Ланге называл его «непонятым русским психологом», он писал, что книга М.М. Троицкого «Наука о духе» «по важности поднятых в ней вопросов, по глубине научности их решения … смело может быть поставлена наряду со знаменитыми творениями, такими как «Система логики» Дж. Ст. Милля или психологический трактат Бэна» . Е.А. Будилова в своей монографии «Социально-психологические проблемы в русской науке» (1983) приходит к выводу о том, что «в трудах М.М. Троицкого была сделана попытка подойти к проблемам социальной психологии и социальной обусловленности психики» . Следует признать, что творчество Троицкого еще недостаточно изучено нашими историками психологии.

Второй период — период расцвета (1888-1898)

Наиболее ярким в деятельности МПО был период, проходивший под председательством Н.Я. Грота2. Этот период Л.М. Лопатин назвал «героическим». Он был отмечен частотой заседаний и активностью разворачивавшихся на них дискуссий; основанием (под редакцией Н.Я. Грота) журнала «Вопросы философии и психологии» — одного из старейших философских и психологиче-

ских журналов, издаваемых в дореволюционной России; изданием «Трудов Московского психологического общества». Тематика заседаний Психологического общества часто выходила за рамки чисто научных проблем и включала такие вопросы, которые волновали не только специалистов, но и вызывали сочувствие и интерес со стороны образованной публики. Некоторые заседания приобретали характер общественных событий. Таким было заседание 14 марта 1887 г., на котором выступал Л.Н. Толстой с докладом «О понятии жизни», в котором он поднимал вопрос о смысле жизни и о его освещении наукой. Большой общественный резонанс вызвал доклад Вл. Соловьева «О причинах упадка средневекового миросозерцания» на заседании 19 октября 1891, в котором рассматривался вопрос о реальной роли религии и церкви в обществе.

Психологическое общество отметило заслуги Н.Я. Грота, издав на свои средства посвященный его памяти сборник, составленный из статей о его жизни и творчестве, воспоминаний и писем товарищей и учеников . Сюда же вошел его «Автобиографический очерк» с подробной характеристикой собственной философско-психологической мысли в ее эволюции и с перечнем основных трудов. Историк А.А. Кизеветтер, (профессор Московского университета, член-корреспондент АН, высланный в 1922 г. за враждебное отношение к советской власти) писал о Психологическом обществе в книге, посвященной 175-летнему юбилею Московского университета (1930), изданной в Париже Обществом бывших воспитанников Императорского Московского университета и Комитетом, организованным при Русском народном университете в Праге. Он утверждал, что Психологическое общество 1890-х годов возбуждало интерес к философским вопросам, здесь выступали Вл. Соловьев, Н.Я. Грот, Л.М. Лопатин, Н.Ф. Кони, изредка — маститый Б.Н. Чичерин, что заседания МПО представляли собой «истинные праздники для людей, охваченных интересом к идеологическим спорам».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третий период (1899-1918)

После смерти Н.Я. Грота (1899) председателем МПО был избран Л.М. Лопатин3. С 1894 г. он — соредактор, а с 1905 г. вплоть до прекращения издания в апреле 1918 г. — единственный и бессменный редактор журнала «Вопросы философии и психологии». Деятельность МПО под председательством Л.М. Лопатина проходила в русле тех же направлений, которые сложились и получили развитие при Н.Я. Гроте: заседания, посвященные обсуждению состояния философии и психологии; издательская деятельность. Основываясь на идее взаимосвязи философии и нравственных проблем, Л.М. Лопатин признавал значимость психологического анализа явлений нравственного мира. Он уделял большое внимание вопросам этики как в деятельности МПО, так и в собственных выступлениях на заседаниях и в статьях в журнале «Вопросы философии и психологии». Ученый считал, что философский анализ данных науки должен дать такое учение о жизни, которое давало бы человеку более прочные и ясные начала для его нравственной деятельности. По Л.М. Лопатину, в нашем отношении к вопросам нравственности и в нашей деятельности в области теоретической психологии не должно быть двойной бухгалтерии. «Если бы мы больше чувствовали нравственный смысл наших теоретических взглядов и их глубокую нерасторжимую связь с нашими нравственными воззрениями, — писал Л.М.Лопатин, — мы относились бы к коренным вопросам теоретического знания живее и серьезнее» .

Четвертый период -период кризиса (1918-1922)

Масштабные общественно-политические события в России второго десятилетия XX века: первая мировая война 1914-18 г.г., Октябрьская революция 1917 г. и последующая за ней Гражданская война 1918-20 г.г., — создали экстремальные условия, коренным образом повлиявшие на характер и содержание деятельности МПО. Прекратилась издательская деятельность. Перестал выхо-

2 Грот Николай Яковлевич (18.04.1852 — 23.05.1899) — профессор, зав. кафедрой философии Московского университета (с 1886). Организатор и первый редактор журнала «Вопросы философии и психологии» (1889—1893). В первом своем психологическом исследовании (магистерская диссертация «Психология чувствований в ее истории и главных основах», 1880) рассматривал психику как совокупность четырех фаз, составляющих психический оборот, как акт приспособления организма к среде. С этих же позиций рассматривал познавательную деятельность (докторская диссертация «К вопросу о реформе логики. Опыт новой теории умственных процессов», 1882). Обсуждал центральные вопросы психологии: о сущности психического, о методах психологии. Высоко оценивал значение экспериментального метода, исследование вопросов психологии связывал с задачами научного обоснования высших начал нравственности. Был дружен с Л.Н. Толстым, ввел его в состав Психологического общества, участвовал в подготовке к изданию книги Л. Толстого «О жизни», написанной на основе его выступления на заседании МПО (1887). В числе близких друзей Грота — А.А. Фет, Вл. Соловьев, братья Е. и С. Трубецкие, Л.М. Лопатин и др.

3 Лопатин Лев Михайлович (1.06.1855 — 21.03.1920) — выпускник историко-филологического факультета (1879), профессор Московского университета (1892), соредактор (с 1894) и единственный редактор журнала «Вопросы философии и психологии» (с 1905 вплоть до прекращения издания в 1918 г.). Читал курс психологии. Защищал метод самонаблюдения («Метод самонаблюдения в психологии», 1902).

дить журнал «Вопросы философии и психологии»: последний сдвоенный номер вышел в 1918 г. Общество работало очень неравномерно. Так, в 1918 г. состоялось два заседания: первое — 30 марта годичное распорядительное, на котором было избрано Правление Общества (председателем вновь был избран Л.М. Лопатин) и второе — 6 апреля с выступлением А.И. Огнева с докладом «Идеальное и реальное в сознании». В 1919 г. состоялись два заседания в феврале, одно в марте и три в апреле. В этот период обсуждались в основном философские вопросы. Психологическая проблематика была представлена лишь на двух заседаниях, на которых шла речь о проблемах эволюции психики: доклад А.Н. Север-цова «Психика как фактор эволюции высших животных и человека» (6 апреля 1919 г.) и доклад Н.Н. Котс «Проблема «мыслящих” животных и ее вероятная разгадка» (27 апреля 1919 г.). Затем в деятельности Общества последовал годичный перерыв, в течение которого умерли председатель Общества Л.М. Лопатин, его заместитель В.М. Хвостов и некоторые другие члены Общества.

На заседании 20 мая 1920 г. председателем МПО был избран И.А. Ильин4.

В центре его философско-психологических раздумий — проблема человека, личности как единства трех ее составляющих — духа, души и тела, ее духовного развития, пути духовного обновления общества. С 1910 г. И.А. Ильин -член МПО, активный автор журнала «Вопросы философии и психологии». Начало публикациям положила обширная статья «Понятие права и силы» (1910). В ней ученый разделяет два понятия: юридическое понятие права как совокупности норм, устанавливающих должное, и понятие нравственности как категории реального правосознания, обозначающей действительность психологическую, выходящую за рамки нормативно-логической сферы и становящуюся силой, причинно определяющей индивидуальное сознание и поведение. В этом же журнале им были опубликованы шесть больших статей по философии Гегеля, написанные по материалам

прочитанных на заседаниях МПО серии докладов: «Учение Гегеля о сущности спекулятивного мышления» (1914), «Борьба за право перед судом нормального правосознания» и др. Эти доклады составили ядро его фундаментального двухтомного исследования «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918). В МПО И.А. Ильин выступал также с докладом по феноменологии Гуссерля. На посту председателя МПО И.А. Ильин оставался до 1922 г., когда Общество было закрыто. Последнее заседание состоялось 15 июня 1922 г.

Период деятельности МПО под председательством И.А. Ильина практически не изучен. Это были годы кризиса, который переживало Психологическое общество, как и все другие научные общества в России. Деятельность МПО свелась к организации заседаний (которые не были регулярными) и обсуждению докладов. 14 ноября 1920 г. состоялось торжественное заседание историко-филологического факультета Московского университета и МПО, посвященное памяти Л.М. Лопатина (скончался 8(21) марта 1920 г.). Был заслушан ряд докладов, посвященных личности и анализу философско-психологических взглядов Л.М. Лопатина, его нравственного учения и учения о свободе. Следующее заседание (6 марта 1921 г.) было посвящено памяти религиозного философа и общественного деятеля, одного из самых активных деятелей МПО — Е.Н. Трубецкого с докладами о его личности и анализом взглядов. Все заседания МПО были посвящены философским проблемам: классическим философским концепциям (доклады Б.А. Фохта о трансцендентальном методе Канта, А.Ф. Лосева о теории абстракции у Платона), вопросам философско-религиозного содержания с акцентом на духовно-нравственное становление личности и общественные события в России (доклады И.А. Ильина «Первоосновы нормального религиозного опыта», «Религиозный смысл искренности»), проблемам философии общества (доклады С.Л. Франка «О логической природе общественного явления», И.А. Ильина «Аксиомы правосознания»).

Так, постепенно сокращаясь, психологическая проблематика к концу деятельности МПО практически сошла на нет, а затем и само Общество прекратило свое существование по известным причинам, выходящим за рамки философии и науки.

Историческое значение деятельности МПО

Есть все основания признать выдающуюся роль Московского психологического общества в истории психологической науки, философии и культуры. Деятельность МПО способствовала выработке традиций отечественной психологии, среди которых высокая философская культура исследований; внимание к коренным теоретическим и методологическим вопросам; соблюдение принципа комплексного подхода к анализу сложнейших психологических проблем; учет нерасторжимой связи психологического знания с его нравственным смыслом; интерес к проблемам духовности человека, его нравственным устоям, свободной самодеятельности и творчеству.

Духовное наследие, созданное личными трудами и мыслями М.М. Троицкого, Н.Я. Грота, Л.М. Лопатина, И.А Ильина не пропало даром. Выступая на открытии Юбилейной конференции 26 марта 2010 г., директор Психологического института РАО В.В. Рубцов высказал мысль о том, что можно говорить о преемственности между МПО и созданием Психологического института РАО -основатель Психологического института Г.И. Челпанов был учеником Н.Я. Грота, и деятельность МПО в целом подготовила создание Психологического института, ставшего главным хранителем традиций Московского Психологического общества в отечественной науке.

Деятельность Общества служила установлению творческих связей русских ученых с выдающимися деятелями зарубежной философии и науки. Ученые разных стран были почетными членами Общества. Среди них — В. Вундт, Г. Гельмгольц, Э. Дюбуа-Реймон, В. Виндельбанд и Э. Целлер (Германия), А. Бэн и Г. Спенсер (Англия), Т Рибо и Ш. Рише (Фран-

4 Ильин Иван Александрович (28.03(9.04).1883 — 21.12.1954) — русский религиозный философ, политический мыслитель, блестящий публицист. Выпускник юридического факультета Московского университета (1906), он получил фундаментальную подготовку по праву под руководством выдающегося ученого-правоведа П.И. Новгородцева. После сдачи экзаменов на степень магистра (1909) — доцент Московского университета. 19 мая 1918 г. блестяще защитил магистерскую диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», за которую ему была присуждена магистерская и одновременно степень доктора государственных наук.

С 1921 г. — профессор МГУ. Был членом Института Научной философии, созданного при факультете общественных наук в университете в 1921 г. К режиму советской власти, установившемуся после революции 1917 г., относился резко отрицательно. Вслед за арестом в августе 1922 г. приговорен к высылке из России. С октября 1922 г. жил в эмиграции: в Германии (Берлин, 1922—1938), в Швейцарии (пригород Цюриха, Цолликон, 1938 — до смерти 21 декабря 1954). За рубежом активно включился в жизнь русских эмигрантов. Был одним из создателей Русского научного института в Берлине, а в 1923—24 г.г. — деканом его юридического факультета. В разных странах Европы выступал с лекциями и докладами о русской литературе и культуре, об основах правосознания. В эмиграции продолжались его активная публицистическая деятельность, философское творчество.

ция), У. Джеймс и Э. Титченер (Америка), Г. Гефдинг (Дания) и др. Деятельность МПО способствовала органичному включению русской психологической мысли в мировую науку при сохранении ее своеобразия в понимании задач и проблем психологии. Отчеты о деятельности МПО помещали журналы «Mind», «Archive f. Gesch. d. Philosophie» и др. В журнале «Вопросы философии и психологии» публиковались рецензии и обзоры иностранной литературы почти одновременно с выходом книг и статей западноевропейских философов и психологов.

Московское психологическое общество явилось исторически первой формой институциализации, организационного объединения всех научных сил в области психологии. Конечно, при этом нельзя забывать, что в том же 1885 г., когда было создано МПО, несколькими месяцами позже, осенью, в Казанском университете В.М. Бехтерев организовал лабораторию экспериментальной психологии, и в ноябре мы будем отмечать 125-летие этого события. Не умаляя важности этого факта и признавая неоценимый вклад, внесенный работами этой лаборатории в отечественную психологию, мы считаем, что по масштабности, по широте тематики, по количеству участников, по тому влиянию, которое оказали эти два события на последующее развитие отечественной психологии, на первое место должна быть поставлена деятельность Московского психологического общества.

После того как открылись психологические лаборатории в ряде научных центров России (в 1885 — в Казани, в 1895 — в Москве, в 1896 — в Одессе и др.) и был создан Психологический институт при Московском университете (начал функционировать в 1912 г., официальное открытие — 1914 г.), эти учреждения стали центрами разработки психологической науки и распространения знаний в этой области.

В истории отечественной психологии началась новая эпоха ее развития как самостоятельной отдельной науки, имеющей собственные структурные уч-

реждения для проведения исследований и подготовки научных. В этих новых исторических условиях Психологическое общество стало органом координации и объединения научно-исследовательских работ.

После высылки И.А.Ильина за границу на печально знаменитом философском пароходе в 1922 г. Психологическое общество было распущено вместе с другими научными организациями.

Заключение

На этом история МПО не закончилась. В 1957 г., опираясь на сложившиеся направления, опыт и традиции, в новых исторических условиях Московское Психологическое общество возобновило свою деятельность как Отделение Общества психологов РСФСР, созданного при АПН РСФСР, а с 1994 г. — как региональное отделение РПО при РАН. Его председателями были видные ученые:

• А.В. Запорожец (1957—1964)5

• Н.А. Менчинская (1964—1983)6

• А.М. Матюшкин (несколько месяцев в 1983 г.)7

• А.В. Брушлинский (1983-1988)8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• И.И. Ильясов (1988-1989)9.

После И.И.Ильясова председателем

МПО была избрана и по настоящее время является Диана Борисовна Богоявленская — Почетный член РАО, заведующая лабораторией Психологического института РАО, основатель научной школы психологии творчества и одаренности, профессор Московского университета (по совместительству).

Литература

1. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. — М., 1983.

2. Ивановский В.Н. М.М. Троицкий // Вопр. философии и психологии. — 1899.

— Кн. 47. — С. УІ-ХУІ.

3. Колубовский Я.Н. Из литературных воспоминаний // Исторический вестник. — Т. СХХХУІ (136). — 1914. — №4. -С. 134-149.

4. Ланге Н.Н. Непонятый русский психолог: рукопись // Будилова Е.А. Социаль-

но-психологические проблемы в русской науке. — М., 1983.

5. Лопатин Л.М. Больная искренность // Вопросы философии и психологии. -1893. — Кн. 16. — С. 109-114.

6. Николай Яковлевич Грот в очерках, воспоминаниях и письмах товарищей и учеников, друзей и почитателей. — СПб, 1911.

7. Соловьев В.С. Три характеристики. М.М. Троицкий — Н.Я. Грот — П.Д. Юре-вич // Собр. соч.: В 10 т. — 2-е изд. — Т. 9.

— СПб, 1913.

8. Троицкий М.М. Современное учение о задачах и методах психологии // М.М. Троицкий. Учебник логики. — Кн.3. — М., 1888.

9. Устав Психологического общества, состоящего при Императорском Московском Университете. — М., 1885.

10. Философский сборник: Льву Михайловичу Лопатину к тридцатилетию научнопедагогической деятельности. От Московского психологического общества. 1881-1911. — М., 1912.

Психологическое общество всей своей деятельностью утверждало идею важности объединения наук как гуманитарного, так и естественнонаучного профиля и необходимость научной образованности для развития философско-психологического мышления.

5 Запорожец Александр Владимирович (12.09.1905 — 7.10.1981) — выпускник 2-го МГУ (1930), доцент, профессор кафедры психологии философского факультета (1943-1966), кафедры общей и прикладной психологии факультета психологии Московского университета (1966-1970). Основатель и директор Института дошкольного воспитания АПН РСФСР (1960-1981).

6 Менчинская Наталья Александровна (2.01.1905 — 6.07.1984) — профессор Психологического Института АПН СССР, заведовала лабораторией психологии обучения и умственного развития школьника (1937-1981), создала научную школу по психологии обучения.

7 Матюшкин Алексей Михайлович (20.12.1927 — 07.07.2004) — выпускник отделения психологии философского факультета (1953), профессор факультета психологии Московского университета (1978-1981), директор Психологического института АПН СССР (1983-1990). С 1994 — заведующий лабораторией психологии одаренности этого института.

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Бурлуцкая Е.В. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ» вузовского компонента цикла ДС по специальности 030101 ФИЛОСОФИЯ Ростов-на-Дону 2007 Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии ЮФУ от «23» апреля 2007 года (протокол № 9) 3 СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1 Пояснительная записка………………………………………………4 2 Тематическое планирование курса ……………………………….…5 3 Программа курса ………………………………………..…………….6 4 План занятий……………………………………………………………8 5 Литература к темам курса..…………………………………………….11 6 Вопросы к зачету …………………………….…………………….…15 7 Контрольные работы для ОЗО.……………………………………….16 8 Глоссарий ……………….……………………………………..………19 4 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью спецкурса «Психология религии» является формирование и углубление знаний об истории становления данной религиоведческой дисциплины, кругом ее основных проблем и современных тенденций. Задачи спецкурса: — изучить основные психологические концепции религии XIX – XX вв., — рассмотреть основные тенденции развития психологических исследований религии; — проанализировать базисные теоретические принципы функционирования религиозности в социокультурной системе, в малых группах, в психике индивида. — исследовать психологические аспекты религиозного сознания и культовой практики на материале различных религий. Место спецкурса в учебном процессе. Данный спецкурс направлен на углубление фундаментальной и профессиональной подготовки студентов – философов, специализирующихся по кафедре философии религии. 5 2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Наименование Количество Количество темы часов ДО часов ОЗО 1 Предмет и методологические 2 2 проблемы психологии религии 2 Становление психологии религии 12 2 как научной дисциплины 3 Религиозность: психологические 2 2 причины и функции 4 Психологические аспекты 4 2 религиозной системы 5 Формирование религиозной 4 2 личности 6 Проблема религиозного опыта 4 2 7 Психологические особенности 8 2 религий Итого 36 14 6 3 ПРОГРАММА КУРСА Тема 1 Предмет и методологические проблемы психологии религии Место психологии религии в системе наук. Особенности психологии религии как междисциплинарного научного знания. Основные проблемы психологии религии: психологическая детерминированность религии, специфика религиозного сознания, религиозный опыт, типология религиозной личности и пр. Методы и техники эмпирических исследований религиозных явлений. Основные направления психологии религии: светский и конфессиональный подходы. Пастырская психология. Религиозная психотерапия. Тема 2 Становление психологии религии как научной дисциплины Предпосылки появления психологии религии. Анализ психологических аспектов религии в трудах основоположников психологии религии В. Вундта, Т. Рибо, Т. Флурнуа, У. Джемса и др. Американская психология религии: основные направления и школы. Психопатологический подход к изучению религиозности французскими исследователями (Ж.Шарко, П.Рише, П.Жане и др.). Теории религии в концепциях бихевиоризма, психоанализа, трансперсональной психологии. Отечественная психология религии: основные проблемы и перспективы. Концепции религиозной психики Д.М. Угриновича, К.К. Платонова, Ю.Ф. Борункова, Б.Ф. Поршнева. Тенденции современной психологии религии. Тема 3 Религиозность: психологические причины и функции Соотношение психологических, гносеологических, социальных корней религии в религиозной психике верующего. Исторический и индивидуально- психологический подходы к психологическим основам религиозности. Религия в духовном развитии личности. Религия и творчество. Религия и социально- психологическая гармония личности. Исповедь. Медитация. Катарсис. Утешение. 7 Тема 4 Психологические аспекты религиозной системы Специфика религиозного сознания. Психологические характеристики религиозного сознания. Религиозная вера. Значение культовой практики в религиозной системе. Психологическое влияние обряда на религиозную психику. Религиозные отношения как фактор воздействия на индивида. Типы религиозных организаций. Психология религиозных групп. Феномен сектантства и психология «сектантского мировоззрения». Тема 5 Формирование религиозной личности Особенности возникновения и развития религиозности в детстве, отрочестве, юности, зрелом пожилом возрасте. Влияние половых различий на религиозность. Типы религиозной личности. Основные каналы формирования религиозной личности. Традиционная и нетрадиционная религиозность. Религиозная пропаганда. Психология религиозного «обращения». Проблема «психопрограммирования». Методы деструктивного воздействия на верующего. Тема 6 Проблема религиозного опыта Сущность и формы религиозного опыта. Определение, природа, классификация религиозного опыта. Понятие «мистического опыта» и его общая характеристика. Основные типы мистического опыта. Биологические основания «состояний измененного сознания». Значение экстатических состояний в культуре. Специфика мистицизма в различных культурных традициях. Психология мистического опыта. Тема 7 Психологические особенности религий Методологические основания психологического анализа религии. Формирование психики в процессе антропогенеза и первичные религиозные воззрения. Психологическое содержание верований на ранних этапах эволюции 8 религии. Шаманские психотехнические приемы и психология архаической символики. Мистериальные культы. Психологические особенности восточных религий. Психотехника даосизма, индуизма, буддизма. Психологическая характеристика представлений о высшем сакральном объекте в авраамистических религиях (индуизм, христианство, ислам). 4 ПЛАН ЗАНЯТИЙ Тема 1 Предмет и методологические проблемы психологии религии 1 Место психологии религии как междисциплинарного научного знания; 2 Основные проблемы и методы психологии религии; 3 Светский и конфессиональный подходы к психологии религии; 4 Пастырская психология и религиозная психотерапия. Тема 2 Становление психологии религии как научной дисциплины 1-е занятие 1 Предпосылки возникновения психологии религии; 2 Основные направления исследования религиозно-психологических феноменов в 19 веке. 3 Американская психология религии; 4 Индивидуально-психологический религиозный опыт в исследованиях У. Джемса. 2-е занятие 1 Методологические основы изучения религии с позиции психологии народов. 2 Психологические аспекты культуры в концепции В.Вундта. 3 «Миф и религия» В.Вундта. 9 3-е занятие 1 Общепсихологический подход (Т. Рибо, Т. Флурнуа); 2 Исследование патологических форм религиозности французскими психологами и психиатрами (Ж. Шарко, П. Жане). 4-е занятие 1 Фрейдизм и религия; 2 Послефрейдовский период в развитии психоаналитических трактовок религиозных феноменов. 5-е занятие 1 Бихевиористские концепции религии; 2 Трансперсональная психология религии. 6-е занятие 1 Традиции отечественной психологии религии; 2 Концепции религиозной психики Д.М. Угриновича, К.К. Платонова, А.Ф. Борункова; 3 Проблемы палеопсихологии в исследованиях Б.Ф. Поршнева; 4 Тенденции современной психологии религии; Тема 3 Религиозность: психологические причины и функции 1 Психологические основы религиозности; 2 Психотерапевтическая функция религии; 3 Исповедь, медитация, катарсис в контексте психологической гармонизации личности человека; 4 Религиозное утешение и психотерапия. Современные методы психотерапии и психологической помощи человеку. 10 Тема 4 Психологические аспекты религиозной системы 1-е занятие 1 Структура религиозного комплекса; 2 Специфика религиозного сознания; 3 Религиозная вера: соотношение эмоционального и рационального. 2-е занятие 1 Психологические аспекты религиозного культа; 2 Религиозные отношения в общине верующих; 3 Характеристика типов религиозных сообществ и религиозного мировоззрения адептов. Тема 5 Формирование религиозной личности 1-е занятие 1 Социально-психологический анализ религиозности детства, отрочества, юности, зрелого и пожилого возрастов; 2 Половозрастные особенности религиозности. 2-е занятие 1 Формирования личности верующего в процессе религиозного воспитания; 2 Религиозное «обращение» и специфика нетрадиционной религиозности; 3 Методы деструктивного воздействия на верующего. Тема 6 Проблема религиозного опыта 1-е занятие 1 Сущность и формы религиозного опыта; 2 Основные типы мистического опыта; 3 Психология мистического опыта; 4 Биологические основания «состояний измененного сознания». 11 Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *