Психология семьи

Федеральное агентство по образованию РФ

Контрольная работа

По дисциплине: Психология и Педагогика.

Тема: «Психология семьи и семейных отношений».

Выполнила:

Студентка 3 курса

г. Пермь, 2010

Введение

Глава 1. Культурно-историческая природа семьи.

    1. Определение семьи. Брак и семья.

    2. Функции семьи.

    3. Структура семьи.

    4. Стадии жизненного цикла семьи.

Глава 2. Совместимость и конфликтность в семейных отношениях.

2.1 Понятие и примеры психологической совместимости.

2.2 Супружеские взаимоотношения и психологическая помощь молодым супругам.
Глава 3. Рефлексия.
Список используемой литературы

Введение

Психология семьи — относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины.

За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Актуальность развития новой научной дисциплины — психологии семьи — связана с общим ухудшением психологической атмосферы и ростом дисфункциональности и конфликтности в значительной части российских семей. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившихся ролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами. Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов — алкоголизм, агрессия, — нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста и формирования идентичности.

Изменение демографической ситуации — падение рождаемости и, как следствие, увеличение удельного веса однодетных семей — приводит к трудностям личностного развития и недостаточной коммуникативной компетентности детей, воспитывающихся в таких семьях.

Увеличение числа разводов — не менее 1/3 семей, заключивших брак, распадается — стало одной из наиболее острых социальных проблем. Цена развода оказывается чрезвычайно велика. По стрессогенности развод занимает одно из первых мест среди трудных жизненных событий. Результатом развода и распада семьи становится формирование неполной семьи, преимущественно материнского типа. В значительном числе случаев в такой семье наблюдается ролевая перегрузка матери и, как следствие, снижение эффективности воспитания. Психологическими следствиями развода и воспитания детей в неполной семье оказываются нарушения развития Я-концепции, нарушения формирования полоролевой идентичности, аффективные нарушения, нарушения общения со сверстниками и в семье.

Другой социальной проблемой является рост числа неофициальных (гражданских) браков. Главной причиной предпочтения гражданских браков является неготовность супругов принять на себя всю полноту ответственности за семью, партнера и детей. 1

Теоретической основой психологии семьи стали исследования в социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической психологии, клинической психологии.

Система научных знаний, добытая в различных сферах психологического исследования, опыт практики оказания психологической помощи семье и семейного консультирования создали теоретическую основу современной семейной психологии, актуальной задачей которой является интеграция знаний о семье и практического опыта работы с семьей в целостную психологическую дисциплину — психологию семьи.

Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.

Задачи психологии семьи включают:

• исследование закономерностей становления и развития функционально-ролевой структуры семьи на различных стадиях ее жизненного цикла;

•изучение добрачного периода, особенностей поиска и выбора брачного

партнера;

• изучение психологических особенностей супружеских отношений;

•изучение психологических особенностей детско-родительских отношений;

•изучение роли семейного воспитания в развитии ребенка на различных

возрастных стадиях;

•изучение ненормативных кризисов семьи и выработку стратегий их пре-

одоления.

Изучение семейных отношений, их изменений, проблем и выходов их этих проблем является неотъемлемой частью каждого государства, так как именно семья всегда являлась, является, и будет являться основой любого общества.

При этом существует значительная трудность изучения семейных отношений, которая связана

а) с проблемой разработки и внедрения методического инструментария, не наносящего ущерба респондентам и их семейным отношениям;

б) с влиянием самого факта участия испытуемых в исследовании на их взаимоотношения и психическое состояние;

в) с характером воздействия экспериментатора на образ жизни в семье, близость и интимные отношения.

Вместе с тем к настоящему времени разработано большое количество вербальных и невербальных методов, позволяющих с высокой степенью достоверности изучать семейные отношения.2

Аспектов изучения семейных отношений множество.

В настоящей работе более узко будет рассмотрен вопрос совместимости и конфликтности в семейных отношениях.

Глава 1. Культурно-историческая природа семьи.

1.1. Определение семьи. Брак и семья.

Брак и семья — общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными.

Брак — особый социальный институт, исторически обусловленная, социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям. Брак является основой формирования семьи.

Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители — дети), брачные отношения (муж — жена, супруги). Такое определение семьи, основанное на первый взгляд на внешних и апсихологичных критериях, на самом деле подчеркивает две характеристики семьи, имеющие ключевое значение для понимания психологических закономерностей функционирования семьи.

Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения проблем внутригрупповой коммуникации, т.е. общения между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения ее отношений с социальным окружением — с прародительской семьей и т.д. Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения семьи как социальной системы. Во-вторых, особый характер семьи как малой социальной группы связан с высокой аффективной интенсивностью и эмоциональной перенасыщенностью отношений между членами семьи, где на одном полюсе — отношения любви, принятия и привязанности, а на другом — отношения ненависти, отвержения, зависимости, негативизма.3

Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений — статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.

Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) — уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.).4

Важнейшей функцией семьи является фелицитивная функция — функция удовлетворения потребности человека в счастье (от лат. felicio — счастье).

Семья — существенный фактор эмоционального благополучия личности, определяющий аффективный тон ее мироощущения. Любовь и брак решающим образом определяют переживание личностью счастья и удовлетворенности жизнью. Люди, состоящие в браке, оказываются счастливее одиноких людей.

1.2 Функции семьи.

Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отражающей как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:

• экономическую (материально-производственную), хозяйственно-бытовую. В доиндустриальном обществе семья была первичной производственной группой, обеспечивавшей себе все основные материальные условия существования или создававшей продукты для обмена. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов.

• репродуктивную (деторождение и воспроизводство населения).

важнейшая социальная функция семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны. Решение задач планирования рождаемости и воспроизводства населения составляет важную функцию государственной политики практически во всех странах, независимо от того, сталкиваются ли они с проблемой кризиса рождаемости и дефицита людских производительных ресурсов или, напротив, — необходимостью ограничения уровня рождаемости;

• функцию воспитания детей. Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние годы. С возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи;

• сексуально-эротическую. Лишь избирательные, стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая личность, создают условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров;

• функцию духовного общения, предполагающую духовное взаимообогащение членов семьи; информационный обмен; обсуждение наиболее значимых для личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни; общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи;

•функцию эмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуализации;

•рекреативную (восстановительную) — функцию обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи;

• функцию социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи).

За последние десятилетия заметно возросло значение функции эмоциональной поддержки и принятия (включая эмпатию и привязанность), реализующей потребности человека в аффилиации и любви. В современном обществе любовь является сущностной характеристикой отношений в семье, заключение браков определяется в первую очередь наличием любви между супругами. Впрочем, и причины разводов в значительном числе случаев лежат в области эмоционально-личностных отношений супругов: все чаще супруги при разводе ссылаются на утрату чувства любви и эмоциональной близости, отсутствие эмоциональной поддержки и взаимопонимания.5

Беседа как метод психологии

Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.

Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.

Было бы ошибкой считать, что беседа — самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка.

Беседа как метод психодиагностики имеет некоторые различия по форме и характеру организации.

Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.

Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым).

По форме оно бывает:

— свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);
— стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);
частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

Диагностическим целям в большей мере соответствует стандартизованная форма интервью, поскольку дает возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности отработать все вопросы.

Однако следует применять его только тогда, когда отвечающий охотно идет на это. В противном случае результат может быть неудовлетворительным, поскольку стандартизованное интервью многими людьми воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что ограничивает проявления непосредственности и искренности отвечающего. Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать отвечающего.

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические.

Диагностическое интервью — это метод получения информации общего содержания и направлен на зондирование различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, положения в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т.д. Оно может быть управляемым и неуправляемым (исповедальным).

Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

Определенные трудности в применении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми. В этом случае стандартизованное интервью используется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью).

У детей чаще всего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и поэтому не всегда удается сразу установить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы. В этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши, бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняют его к общению.

В беседе с детьми очень важную роль играет правильно сформулированный вопрос. Как уже говорилось выше, вопросы являются основными элементами в структуре беседы. Они чаще всего распределяются на три группы:

— прямые («Ты боишься грозы?»);
косвенные («Что ты делаешь, когда бывает гроза?»);
— проективные («Дети боятся грозы? Ну а как ты?»).

Косвенные и проективные вопросы помогают выявить такие особенности, которые трудно поддаются осознанию. Их можно использовать, чтобы исключить социально желательные ответы.

Проводя беседу, очень важно по отношению к ребенку занять правильную позицию, и больше всего здесь подходит принципы недирективной психотерапии:

— психолог должен создать человеческое тепло, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт; он должен принимать ребенка таким, каков он есть;
— своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу взаимного доверия, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства;
— психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка, он ничего не осуждает, но в то же время и не оправдывает, однако при этом все понимает.

Регистрация ответов не должна нарушать общение и тормозить детскую непосредственность. Более предпочтительно использовать запись от руки, чем магнитофонную, поскольку она позволяет сохранить естественность ситуации, меньше отвлекает ребенка, не сковывает. В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как паузы, интонации, тон, темп речи и т.п.

Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика
Просмотров: 58241

Все материалы из данного источника: Акимова М.К. ->

Понравился проект и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями, кликнув по кнопкам социальных сетей!

Вам также может быть интересно:

Будьте в курсе. Присоединяйтесь к нашему сообществу!

Обухова И.А.

ПРОБЛЕМЫ ДОБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ МОЛОДЕЖИ XXI ВЕКА

г. Тамбов
irinochka.obukhova@yandex.ru

Современный мир постоянно меняется, это касается и политической сферы жизни человека и социальной, в том числе меняются и ценности, нормы, стандарты поведения. Эта трансформация оказывает влияние на человеческие отношения, в том числе добрачные, институт семьи, взаимоотношение людей в браке.

Кризисные процессы в нынешнем обществе оказывают негативное влияние в первую очередь на основную его ячейку – семью, так О.В. Переверзева считает, под влиянием общественных изменений снижается устойчивость семейных отношений, количество разводов увеличивается, остро встает проблема сиротства и внебрачных детей. Все это в совокупности влияет на функционирование института добрачного поведения .

Сегодня в моду вошли свобода нравов, терпимое отношение к разводам, изменилось отношение к возрасту вступления в брак. Новое поколение стало намного раскрепощеннее, официальный брак уже не является обязательным атрибутом совместных отношений, сменившись фактическим. Рождение детей также все чаще происходит вне официальных отношений родителей. Исходя из этого, проблемы современной семьи берут начало именно в добрачных проблемах молодежи, в характере взаимоотношений молодых людей в добрачный период.

Добрачные отношения представляют собой комплексный процесс и включают в себя две основные разновидности: свидания (ухаживания) и сожительства. Результаты многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, приводящая молодых людей к семейной жизни, оказывает существенное влияние на прочность брака в дальнейшем . Перечислим основные факторы: обстоятельства знакомства; первое впечатление; продолжительность периода ухаживания; время обдумывания брачного предложения; возраст будущей пары; родители и их отношение к браку своих детей.

С какими же проблемами сталкиваются в период добрачных отношений?

Во-первых, идеализация партнера, она является частным явлением добрачных отношений, которое в дальнейшем может оказать негативное влияние на супружеские отношения. Существуют несколько точек зрения на роль идеализации партнера в добрачном периоде .

1. Идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнеру.

2. Для высокоразвитых людей идеализация не свойственна (по мнению А. Маслоу).

3. Идеализация партнера может стать стимулом для развития его личности, характера, помощью в достижении какой-либо цели либо в устранении недостатков. Таким образом, идеализация партнера может приносить как негативные, так и позитивные черты в добрачные отношения, но в целом идеализация скорее вредит отношениям, особенно после перехода отношений в брачный период, когда люди сталкиваются с бытовыми трудностями и проблемами.

Несмотря на идеализацию партнера, в ходе добрачных отношений люди выдвигают ряд требований к партнеру, их анализ приведен на рисунке 1.

Наиболее важными качествами для человека, вступающего в семейную жизнь, по мнению мужчин и женщин, является ответственность, заботливость и терпеливость.

Рисунок 1. Требования к будущему партнеру по браку

Стоит отметить, что не маловажными качествами мужчины считают хозяйственность и трудолюбие.

Во-вторых, речь идет о сожительстве. В советское время сожительство находилось под запретом, а если и возникали такие случаи, то общество реагировало на них весьма резко и негативно. В современном же мире больше внимания уделяется отношениям, любви, поэтому проверить их прочность перед браком, пожив несколько месяцев, а иногда и лет вместе стало обычным явлением. Для партнеров добрачное сожительство дает ощущение семейных отношений без социальных обязательств и боязни процедуры развода.

Закономерным становится вопрос: а можно ли сделать брак более счастливым, начав его с испытательного срока? К сожалению, не все так радужно и однозначно, как кажется с первого взгляда, социологические исследования и опросы показали, что сожительство не является хорошей подготовкой к браку или предотвращением разводов. Наоборот, оно может серьезно ослабить институт семьи и снизить шансы вступить в брак. Пары, достаточно долгое время проживающие до брака совместно, менее склонны вступать в брак и заводить детей, что в результате приводит к их распаду.

В ходе исследования респондентам был задан вопрос, который затрагивал следующую проблему: можно ли жить совместно, вести общее хозяйство, если люди не собираются пожениться, или законные отношения – это обязательное условие сожительства. Мнения мужчин по вопросу сожительства разделились поровну: 46% считают, что сожительство и законный брак неразрывно связаны, а 43% –наоборот, по их мнению, можно жить вместе, даже если свадьба и не планируется. Женщины в этом вопросе более определены: 69% выступают за совместное проживание только в случае дальнейшего замужества и только 27% думают иначе (рисунок 2).

Рисунок 2. Отношение к сожительству

Судя по данным, можно сказать, что женщины придают сожительству большее значение и не относятся к нему легкомысленно, считая, что оно является неким этапом законных отношений.

Фактический брак не накладывает каких-либо серьезных обязательств как официальный. Иногда добрачный опыт совместного проживания помогает в будущем найти подходящего человека для вступления в брак, поскольку сожительство является хорошим способом узнать лучше друг друга. Но с другой стороны, люди, которые готовы к добрачной совместной жизни, по сравнению со сторонниками официального брака, менее ответственны .

В добрачный период отношений определяются весьма важные характеристики будущей семьи. Во-первых, оба будущих супруга должны способствовать развитию личности друг друга. Во-вторых, будущие супруги должны иметь общность ценностных представлений относительно постановки семейных целей и способов их реализации. В-третьих, семья, даже в её добрачный период должна рассматриваться парой как важное жизненное пространство каждого члена семьи.

Проблемы добрачных отношений неизбежно переходят в семейные, становятся основой для дальнейших разногласий и ссор. Умение увидеть и решить эти проблемы еще на этапе добрачных отношений может уберечь молодых людей от необдуманных браков или, наоборот, укрепить их отношения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Безусловно, важнейшим звеном на начальном этапе психотерапии является собеседование с ребенком. Основные задачи первичного собеседования с ребенком — это установление контакта с ним, получение информации о психическом и личностном развитии ребенка, о восприятии им своей жизненной ситуации, обсуждение вопросов конфиденциальности. На первом собеседовании с ребенком закладывается основа дальнейшего терапевтического взаимодействия, терапевтического союза ребенка и психотерапевта.

На этом этапе психотерапевт должен объяснить ребенку свою роль, прояснить, почему ребенок оказался у него в кабинете. Часто дети вообще не имеют представления ни о том, кто такой психотерапевт, ни чем психотерапевт может быть им полезен. Можно попытаться узнать у ребенка, почему, по его мнению, родители привели его к психологу. Если ребенок проявляет сопротивление, можно рассказать ему о некоторых беспокойствах родителей.

Встреча с ребенком включает беседу с ним и, если это необходимо, выполнение им разного рода заданий. После того, как терапевт почувствует, что у ребенка появилось некоторое представление о том, кто такой психотерапевт (психолог) и почему родители привели его к психотерапевту, можно поговорить о чувствах ребенка, о ситуациях, в которых он радуется, злится или чувствует себя счастливым.

Конечно, следует обратить внимание на внешний вид ребенка, на особенности его речи, на то, как он ориентируется в окружающей действительности, на его настроение и интересы. В ходе беседы важно получить информацию об окружающей ребенка социальной среде и о сто отношении к ней (ситуация в семье, школе, отношения со сверстниками). Помимо сведений, получаемых в ходе беседы с ребенком, терапевт наблюдает за его поведением в кабинете.

На этапе вводного собеседования всегда лучше использовать игровые проективные методики. Во-первых, они интересны ребенку, во-вторых, дают важную информацию о его эмоциональной и интеллектуальной сферах, а в-третьих, выявляют уровень функционирования ребенка в настоящий момент.

Работая с ребенком, терапевт должен иметь репертуар гибких стратегий. Конечно, тесты и вопросы должны соответствовать уровню развития ребенка. Например, это могут быть методики «Три желания» («Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?»), «Необитаемый остров» («Кого бы ты взял с собой на необитаемый остров?»), «Метаморфозы» («В какое животное, растение и т.д. ты хотел бы на несколько минут превратиться?»). Эти методики выявляют и психологические границы «Я» ребенка, и его защитные механизмы. Ответ ребенка на вопрос: «Какого возраста ты хотел бы быть?» отражает его восприятие своей жизненной ситуации, желание вернуться в прошлое или вырваться из настоящего. Можно расспросить ребенка о его снах, фантазиях, любимых шутках.

Очень полезно использовать на вводном собеседовании рисуночные методики: «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Дом — дерево — человек», «Несуществующее животное», «Семья животных», рисунки на свободную тему, такие как «Нарисуй, что хочешь» или «Красивый рисунок». Они выявляют особенности эмоциональной и личностной сферы, особенности восприятия ребенком семейных отношений и семейной атмосферы.

Важно помнить о том, что использование проективных тестов предполагает соответствующую квалификацию и опыт психолога, т.е. помнить о необходимости соблюдать границы профессиональной компетентности.

Безусловно важным и информативным методом является наблюдение за свободной игрой ребенка. По тому, как играет ребенок — придумывает ли он сюжет, воображаемых персонажей, какие игрушки использует, какие ситуации проживает, разговаривает ли за персонажей и т.д. — можно получить представление и об эмоциональной сфере, и о развитии когнитивных функций, и о семейном окружении ребенка, и о его страхах и тревогах. Характер заданий и игрушек должен соответствовать уровню развития ребенка.

В ходе беседы с ребенком и выполнения им заданий следует фиксировать реакцию ребенка на психолога (на его интонации, поддержку и т.д.), попытки отказа от ответов или выполнения задания, обращение к психологу за помощью или одобрением.

По завершении вводного собеседования с ребенком, несмотря на имеющуюся информацию, для выработки терапевтического плана психотерапевту, возможно, потребуются дополнительные данные о ребенке. Для этого на следующих встречах можно провести дополнительную психологическую диагностику с использованием тестов, опросников. Так, если возникает предположение о том, что проблемы ребенка лежат в сфере умственного развития (если жалоба касается школьной неуспешное™ или если к этому предположению подталкивают рисунки и игра ребенка), то могут быть использованы шкала интеллекта Векслера, методики «Классификация» и «Прогрессивные матрицы Равена».

В случае если необходима более полная информация о личностной сфере ребенка, можно обратиться к «большим» проективным методикам — модификациям методики TAT (САТ-А — детский апперцептивный тест с изображениями животных и САТ-Н — детский апперцентивный тест с изображениями людей). Конечно, не следует давать «большие» проективные методики сразу на первой же встрече с ребенком. Прежде всего, необходимость в них может и не возникнуть. Кроме того, с помощью этих методик происходит погружение в глубокие слои личности. Глубокое раскрытие ребенка на начальном этапе психотерапии провоцирует проявление вытесненного материала, что может мешать установлению рабочего альянса. Использовать детский апперцептивный тест (CAT) могут только специально подготовленные психологи-консультанты и психотерапевты.

Первая встреча с подростком обычно проводится в форме беседы (интервью), целью которой является получение информации о текущей жизни подростка, его отношениях в школе и с друзьями, об отношениях и ситуации в семье, его интересах и т.п. Такая беседа дает возможность получить определенную информацию и постепенно вовлечь подростка в разговор на темы, которых он избегает. (Подробнее о проведении диагностического этапа с подростком можно узнать в книге «Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков».) При работе с подростками для выявления их эмоционального состояния и личностных особенностей используются различные шкалы и опросники — например, шкала «Я-концепция» Пирса — Харриса, личностные опросники, шкалы тревожности, личностные проективные методики.

По мнению некоторых психотерапевтов, уже на первом собеседовании с ребенком нужно устанавливать необходимые минимальные ограничения. Запрещаются любые формы физической агрессии ребенка по отношению к психотерапевту и к себе, также запрещается специально портить оборудование кабинета. По мнению других авторов (Г. Лэндрет, К. Мустакас, К. О’Коннор, В. Оклендер и др.), ограничения нужно вводить только тогда, когда в них возникает необходимость (об ограничениях см. параграф 2.2). В поддержку второй точки зрения следует заметить, что на вводном собеседовании дети редко ведут себя агрессивно или аффективно. На первых порах они чаще демонстрируют тревогу — ведь они находятся в новой, незнакомой обстановке, с незнакомым человеком.

Один из вопросов, который необходимо обсудить на вводном собеседовании с ребенком, касается конфиденциальности и ее границ. Терапевт должен объяснить ребенку, что не будет рассказывать родителям о том, что он говорил на сессии. Но если терапевт сочтет необходимым в интересах ребенка сообщить какую-то информацию родителям, то он обязательно предупредит об этом ребенка. Необходимо «просто и прямо», но выражению О’Коннора, сообщить ребенку о тех ситуациях, когда конфиденциальность должна быть нарушена. Важно, чтобы ребенок сознательно принимал решение о том, что говорить, а чего не говорить на сессии. Он должен представлять последствия своей откровенности.

Поскольку клиентами с точки зрения закона считаются родители, и, следовательно, они обладают правом на информацию, связанную с процессом психотерапии, право ребенка на конфиденциальность априори ограничено. При этом следует заметить, что вопросы конфиденциальности очень сложные и такие ситуации требуют от психотерапевта деликатности, гибкости и умения находить компромиссы.

С нашей точки зрения, этап первой встречи только с одним ребенком, без родителей, очень важен. Важно увидеть ребенка «в отсутствии того силового поля, которое создают взрослые». Часто именно родители блокируют спонтанность ребенка. Связано это может быть, прежде всего, со сверхожиданиями (гиперэкспектациями) родителей. Им очень хочется, чтобы их ребенок был самым умным, самым ловким и т.д., и они проецируют на него свои ожидания. Эти ожидания, порой неадекватные, заставляют некоторых родителей (особенно матерей) чрезвычайно активно вмешиваться во взаимодействие терапевта и ребенка. Иногда это доходит до крайностей, но даже если мать старательно сдерживает себя и свои эмоции, концентрация чувств в ней так высока, что просто физически ощущается, как поток ее тревоги направляется на ребенка.

Дети, в свою очередь, чувствуют эти транслируемые им ожидания и тревогу. Кроме того, если мать находится в кабинете психолога, ребенку очень хочется понравиться ей, «сделать все правильно». Поэтому, прежде чем сделать что-то, он сначала неуверенно смотрит на мать и лишь потом, получив ее негласное одобрение, выполняет какое-то задание. Все это повышает тревожность ребенка и искажает результаты методик, если «диагностическая» сессия проходит в присутствии родителей. (Безусловно, реакция ребенка на родителей и поведение родителей являются очень информативными, но увидеть это можно и на совместной встрече со всей семьей.) В присутствии родителей, по словам Г. Лэндрета, ребенок не будет чувствовать себя в достаточной безопасности для того, чтобы исследовать важные для себя области. Создание этого ощущения безопасности важно уже на первой встрече.

Вообще, решение вопроса о присутствии родителей на этапе диагностики (на консультации) зависит от возраста ребенка, от характера проблем и других условий. С точки зрения Г. В. Бурменской, оптимальным является сочетание трех возможных вариантов — беседа психолога с ребенком один на один, пробы на совместную деятельность ребенка с родителями и выполнение ребенком определенных методик в присутствии родителей, которые могут лишь наблюдать за происходящим, не вмешиваясь.

Если же речь идет о ребенке раннего или младшего дошкольного возраста, то первую встречу с ним следует проводить в присутствии матери, так как малышу может быть страшно остаться без нее.

На этапе первичной беседы с ребенком важно обращать внимание на то, как он расстается со своими родителями (или только с матерью), уходит ли он от них легко или плачет и цепляется за родителей, а также за кого из них он держится больше. Следует обратить внимание и на реакцию родителей на расставание с ребенком.

Не менее информативна и встреча ребенка с родителями после окончания сессии. Некоторые дети не хотят уходить из кабинета, потому что им нравится, что взрослый человек уделяет внимание только ему — такой опыт довольно редко встречается в жизни современных детей. Каким-то детям не терпится продемонстрировать родителям, что они нарисовали или построили. Нередко даже младшие школьники хотят показать родителям не только свои рисунки, но и опросники, которые они заполнили, или хотят, чтобы родители послушали рассказ, который они сочинили. Скорее всего, в этом желании показать родителям какие-то продукты своей деятельности есть и «гордость за достижения», желание одобрения со стороны родителей, но есть и желание (возможно, бессознательное) привлечь к себе их внимание, показать, какой он, что его волнует, приоткрыть свой внутренний мир. У кого-то из детей, напротив, явно повышается тревога перед встречей с родителями, что может свидетельствовать о неблагополучии в их отношениях.

Важно подчеркнуть, что диагностический этап с ребенком может проходить по-разному в зависимости от терапевтического подхода или школы, к которым принадлежит психотерапевт. Различаться будут и значимость этого этапа в процессе терапии, и то, на чем он фокусируется. Так, О’Коннор отмечает, что в психоаналитическом направлении для планирования терапии психотерапевту необходимо иметь достаточно полное представление об уровне организации и функционирования личности ребенка, уровне развития и взаимодействия личностных структур. Важно иметь информацию о потенциальных источниках внутренних конфликтов, которые являются причиной симптомов ребенка. Эти сведения можно получить с помощью интервью, проективных методик или игры ребенка. Столь же важно время от времени применять психодиагностические методы в процессе психотерапии, чтобы лучше понимать, какие изменения происходят с ребенком.

В гуманистических направлениях, в частности, в недирективной игровой терапии, которая не опирается на структурированную теорию личности, терапевту необходимо меньше информации о личностных структурах и внутренних конфликтах ребенка. Тем не менее, игровому гуманистическому терапевту, так же как и психоаналитику, нужно иметь представление о настоящем уровне развития ребенка — эта информация важна для организации оптимальной игровой психотерапевтической среды. В большей степени игровому недирективному терапевту необходимы сведения о межличностных отношениях ребенка в настоящий момент. По мнению Г. Лэн- дрета и Д. Суини, проблемы диагностики и планирования являются важными, но не главными для игровой терапии, центрированной на ребенке. Более того, с их точки зрения, в этом подходе знание проблем ребенка может даже помешать, так как игровой недирективный терапевт сосредоточен «на внутренней сущности личности ребенка, на том, кем ребенок может стать, а не на том, кем он привык быть в прошлом». Недирективный игровой терапевт фокусируется на детях, а не на проблемах, необходимую информацию он получает из игры ребенка.

Что касается диагностики в поведенческой терапии, то в ее фокусе находятся проблемное поведение ребенка и те факторы, которые влияют на появление этих форм поведения.

Этап первичного собеседования с ребенком, получение необходимой информации о нем может потребовать нескольких встреч (двух-четырех).

Супружеские отношения представляют собой «совокупность социально регламентированных отношений между брачными партнерами» , т.е. между мужем и женой.

Исходя из общенаучного принципа системности, супружеские отношения не могут быть рассмотрены вне семьи – той системы, компонентами которой они являются. Семья – это сложное социальное образование, «ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» . Супружеская пара традиционно считается «ядром» семьи, супружеские отношения наряду с отношениями между родителями и детьми – первостепенными семейными отношениями .

Семья может быть рассмотрена с нескольких позиций. С одной стороны, семья – это социальный институт, основная составляющая социума («ячейка общества»). С другой стороны, это социально-культурная и психологическая среда обитания индивидуальности: каждого из ее членов. Таким образом, семья играет важную роль как для каждого человека – члена семьи, так и для общества в целом.

В соответствии с конкретными аспектами жизнедеятельности семьи, имеющими индивидуально-личностное и общественное значение, выделяют следующие основные функции семьи :

  1. Воспитательная функция – удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализовываться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
  2. Хозяйственно-бытовая функция – удовлетворение материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.д.), содействие сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
  3. Эмоциональная функция – удовлетворение членами семьи потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
  4. Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Данная функция семьи играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
  5. Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи.
  6. Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

Таким образом, семья представляет собой единицу определенного социума, на которой базируется данное общество и внутри которой реализуются его закономерности, и одну из ведущих сфер удовлетворения потребностей личности, следовательно, и мотиваторов ее поведения. Поэтому процессы, происходящие внутри семьи, с одной стороны, подвержены воздействию процессов, происходящих в обществе, с другой стороны, оказывают значительное влияние на формирование всех аспектов жизнедеятельности общества.

Одной из главных характеристик семьи является ее структура. Структура семьи – это состав семьи, число ее членов и совокупность взаимоотношений между ними . Структура семьи рассматривается с точки зрения функций, выполняемых ее членами, и взаимоотношениями в ней.

Каждая семья проходит в своем развитии несколько этапов, каждый из которых отличается от других этапов структурой семьи, иерархией и характером выполнения функций семьи. Выделяют следующие основные стадии супружеских отношений :

  1. Добрачный период – стадия выбора партнера. Этот этап завершается юридическим оформлением отношений или началом ведения совместного хозяйства, если речь идет о гражданском браке.
  2. Зарождение семьи – с момента заключения брака до рождения первого ребенка. На этой стадии, в первую очередь, происходит адаптация супругов к условиям семейной жизни и к психологическим особенностям друг друга.
  3. Рождение и воспитание детей – с момента рождения первого ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей. С точки зрения супружеских отношений на данной стадии наиболее сложно сохранить эмоциональную общность в совершенно иных условиях, чем те, в которых она формировалась, – в условиях загруженности домашними и трудовыми обязанностями обычно снижается удовлетворенность браком. Оптимальная позиция супругов по отношению друг к другу – стремление помочь, взаимное сочувствие, эмоциональная поддержка.
  4. Период после отделения ставших самостоятельными детей – супруги снова живут одни. На данном этапе трудности супружеских отношений возникают в связи с необходимостью перестройки привычного образа жизни и усугубляются распространенными возрастными нарушениями здоровья супругов.

Характер супружеских отношений обусловливается степенью эффективности выполнения семьей своих функций, адекватностью структуры семьи, соответствием особенностей жизнедеятельности семьи стадии своего развития. Особенности супружеских отношений влияют, в первую очередь, на степень эмоционально-психологического благополучия семьи, в зависимости от которой выделяют следующие типы семей :

  1. Благополучные семьи. Семьи данного типа характеризуются высокой степенью эмоционально-психологического благополучия, функциональной эффективностью, структурной и динамической адекватностью. Проблемы, существующие в благополучных семьях, в большинстве случаев связаны либо с взаимодействием их членов с внешней по отношению к семье средой, либо с чрезмерным стремлением защитить друг друга и помочь другим членам семьи (гиперопека).
  2. Неблагополучные семьи. В семьях данного типа степень эмоционально-психологического благополучия снижена, существуют функциональные, структурные и/или динамические нарушения. В зависимости от уровня и характера перечисленных нарушений различают несколько видов неблагополучных семей:
    • Проблемные семьи. Для них характерно длительное существование трудностей, способных нанести ощутимый удар стабильности брака. Например, отсутствие жилья, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение на длительный срок за преступление и ряд других проблем. В таких семьях вероятно обострение взаимоотношений, появление психических расстройств у одного или обоих супругов.
    • Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях членов семьи существуют сферы, где их интересы сталкиваются, продолжая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брак может сохраниться благодаря другим факторам, а также уступкам, а также компромиссным решениям конфликтов.
    • Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей супругов носит острый характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки. К кризисным брачным союзам можно отнести все те, которые распадаются, или находятся на грани распада.

Таким образом, супружеские отношения входят в состав межличностных семейных отношений, что обусловливает их подверженность влиянию таких объективных факторов, как структура и этап развития семьи. При этом супружеские отношения участвуют в формировании типа семьи и определяют устойчивость брака. Связь между супружескими отношениями и функциональными особенностями семьи является взаимной: с одной стороны, характер супружеских отношений воздействует на особенности выполнения семьей своих функций, с другой стороны – способность или неспособность семьи выполнять ту или иную функцию влияет на супружеские отношения.

Далее: Личность, общество и супружеские отношения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *