Псков основание

16:10, 13 января 2010, ПАИ

13 января 1510 года в Пскове по воле великого князя Московского Василия III был снят вечевой колокол. Со стороны великого князя это был шаг к укреплению российской государственности. Обвинив псковичей в чинении препятствий государеву наместнику, он пресёк внутренние псковские распри, повелев донести до граждан Псковской республики свою волю: «снять прочь вечевой колокол и более не быть вечам во Пскове; а быть во Пскове государеву наместнику». Посланник с княжеской волей прибыл в Псков 12 января 1510 года, 13 января колокол звонил в последний раз. Как отмечают историки, «Василий III без войны сумел подчинить древний Псков, который более шести веков, подобно Новгороду, сохранял свои гражданские уставы и вече». Псковская республика окончательно вошла в состав Московского государства.

Своё мнение по поводу этого эпохального исторического события высказал псковский писатель Александр Бологов.

Я думаю, человеку трудно оценить значение присоединения Пскова к Московскому княжеству в 1510 году. Даже многодумному, знающему, изучившему историю. Потому, что некоторые процессы в жизни происходят трансцендентные какие-то, не поддающиеся осмыслению. История сама как бы творит. Я вот с этой точки зрения всегда отношусь к этому факту консолидации русских княжеств и в частности присоединения Пскова, нашего любимого, к Москве. Иначе трудно себе представить, как бы развивалась история, ибо ни одно ни средневековое государство, ни послесредневековое: ни Швеция великая в своё время, ни Польша — громадное государство, ни Испания, ни Англия (Британия) не создали такие империи, которые бы консолидировались и выросли в могучее государство. И мы должны как богу молиться нашей истории, тем событиях, которые свершились.

Россию окружали воинственные племена и государства, особенно с запада. Пскову выпала участь отражать нападения, и он в этих битвах укреплялся. Росла и торговля, чтобы материальные ресурсы заиметь, чтобы купить оружие. И конечно вопрос был таков, что вынудило Псков укрепиться после распада Киевской Руси. Стали укрепляться наши княжества, но что они могли сделать поодиночке? И конечно же то, что свершил Василий III — он продолжил традиции Ивана Калиты — первого, по существу, московского князя, который группировал вокруг себя и объединял государства, чтобы стать сильным государством потому, что этот материк огромный, самый большой, требовал. История его, его физика требовала объединения людского, чтобы разрабатывать ресурсы внутренние, так я говорю условно.

Тем не менее, для псковичей это присоединение оказалось горьким. Конечно, Псков горевал. 300 семей, как говорят нам летописи, были перевезены. Как впрочем и всюду. И не только у Пскова, и такая же судьба по существу ожидала Новгород, и Смоленск позже, и Рязань, которую тот же Василий III присоединял к Москве. Но вот эта центростремительная сила, она объединяла, втягивала государства потому, что только Москва, которая в центре России находится, которая находится в очень удобном климате, далеко от врагов, от восточных, от западных орденов (Псков закалился в них только), и истории это было благо. Это был вызов истории слезам псковичей, которые, конечно, пострадали лично, 300 семей разрозненно переселены разом в Москву и другие города и княжества — это был плач великий, может и кровь здесь была, и сопротивления, но в основном сопротивлялись объединению не люди «молодшие», а бояре. Они знали что потеряют свою власть, что под руку попадут великому князю, их власть кончится по существу. Но Псков стал развиваться, промышленность стала развиваться, торговля стала развиваться.

После присоединения Псков приобрёл много и в плане духовного развития. Я думаю, когда происходит единение народа, консолидация, когда всякие течения, я уже не имею ввиду религиозный стержень один, но всякие течения общественные, течения мысли, культуры объединяются в одно — это только увеличивает потенциал роста народа: нравственного, культурного, хозяйственного. И, конечно, объединение это было великим благом (пусть историки на меня не обижаются) и неизбежным, главное. Центр страны притягивал все окраинные государства. После этого и Кострома, и Ярославль, и Рязань, и Тверь присоединились, а потом пошла и Сибирь. Надо сказать, что в средние века князья наши были настолько гениальны по сравнению со многими руководителями государства более позднего времени, что они делали то дело, которое им бог приказал делать и судьба. Это было не обосновано расчётами каких-то деятелей, это было обосновано историей. Иного пути у нас не было.

Из страниц истории известно, что к началу XVI века Псков фактически утратил свою независимость, но пока сохранял старые, вечевые порядки. Между тем большинство русских земель к тому времени уже было объединено Москвой и образовалось единое Русское государство. Новый великий князь Василий III решил, что пришло время покончить с остатками самостоятельности Пскова. В 1509 году в Псков был послан наместник — князь Иван Михайлович Репня-Оболенский. Он приехал тайно, не явился на вече и не принёс ему присяги. Новый наместник отказался признавать псковские законы, он сам устанавливал и собирал налоги с населения, судил псковичей без участия представителей веча, словом, вёл себя, как обычный городской наместник «государя всея Руси». Узнав, что великий князь в Новгороде, псковские бояре отправили туда своих послов с жалобами на нового наместника Репню-Оболенского. Репня в свою очередь поехал к Василию III жаловаться на псковичей. Когда наступил день 6 января 1510 года, псковских посадников и бояр пригласили в Кремль. Бояре Василия III объявили собравшимся в Грановитой палате посадникам великокняжескую волю. Великий князь требовал уничтожения псковского веча и должности посадников и распространения на Псковскую землю московской системы управления: «Вечу не быть, вечевой колокол снять, посадникам не быть, а быть в Пскове двум наместникам великого князя, а в пригородах по наместнику». Это означало полную ликвидацию Псковской феодальной республики и присоединение Псковской земли к Москве. Через несколько дней из Новгорода приехал посол Василия III Третьяк Далматов. По случаю его прибытия было созвано вече, и Третьяк объявил собравшимся волю Василия III. Когда 13 января 1510 года на глазах всего псковского люда «спустиша колокол вечевой у святыя Троица», то начали собравшиеся, «на колокол смотря, плакати по своей старине и по своей воли…». Как свидетельствовал современник событий, автор знаменитой «Повести о псковском взятии», не плакали только младенцы, сосущие молоко. Так, совершенно бескровно, указом великого князя Московского Василия III пало вольное, шумное, свободолюбивое псковское вече — самый демократичный орган управления в средневековой Руси.

О предпосылках присоединения Псковской республики к Московскому княжеству рассуждает кандидат исторических наук Владимир Аракчеев.

Псков объединяла, и не только с Московским великим княжеством, но и с другими русскими землями целая система взаимоотношений, ведь Псков обладал такими же как восточно-русские земли языком. Он был включён с 1399 года в политическую систему великого княжения Владимирского, то есть, великий московский князь автоматически являлся псковским государем и присылал в Псков на княжение своего наместника. Из Москвы псковичи получали военную помощь в борьбе с Литвой, ливонским орденом, и наоборот, пытаясь захватить Новгород, московский князь опирался на помощь псковичей. Поэтому когда в публицистике слышишь размышления о том ,что вот азиатская монархия, азиатская деспотия московских князей сломала европейский по сути республиканский строй Пскова, возникает масса несоответствий реальных исторических фактов этим умозрительным представлениям.

Псков был типичным средневековым восточно-европейским государством своего времени. Ему были свойственны такие же достижения и такие же пороки как и другим государствам. В Пскове, несомненно, существовало вече и выборная система замещения государственных должностей. Но и преувеличивать демократизм этой системы тоже не следует. Псковские посадники были крупными землевладельцами. Занятие должности посадников было наследственным, а это значит, что ни один чёрный человек Пскова никогда не мог стать посадником, он, несомненно, мог занять другую должность, например, сотского гостевого или купеческого старосты, но должность посадника имела аристократический характер. И это, несмотря на то, что многие чёрные люди были крупными торговцами и обладали землями, были частными владельцами земли. Потому что в Псковской республике существовала система близкая к тому, что мы называем частной собственностью на землю.

Включение Пскова в Московское государство: было оно взятием или присоединением? Видите ли, ни тот, ни другой термин не точны. Потому что слово взятие было использовано летописцами в первой половине XVI века для того, чтобы подчеркнуть насильственный характер инкорпорации — включения Пскова в состав единого государство. Слово присоединение тоже не совсем точно. Ведь когда мы говорим «присоединение», то мы подразумеваем присоединение части или какого элемента к уже существующему целому, но дело в том ,что в момент присоединения Пскова к Москве русское государство ещё создавалось, значит, правильнее говорить о вхождении Пскова в состав единого русского государства. Конечно, правящая элита Пскова и наверняка многие чёрные люди не были энтузиастами объединения с Москвой. И великому князю Василию пришлось для включения Пскова в своё государство применять войска. К Пскову была подтянута крупная армия. По отзыву немецких купцов — самая крупная, которую они когда-либо видели на северо-западе, но в то же время следует подчеркнуть, что захвата Пскова военным путём не было. Псковичи добровольно сложили оружие и не стали ставить щит против государя.

История до нас доносит сведения о том, что псковичи провожали вечевой колокол плачем. То, что этот колокол рассыпался на множество колокольчиков Валдая — это не более чем красивая легенда, придуманная краеведами в XIX веке. На самом деле вечевой колокол был свезён в Москву либо использован в качестве обычного колокола, либо был переплавлен. Но дело не в колоколе. Колокол — это всего лишь символ республиканского строя Пскова. Нужно иметь ввиду что включение Пскова в Московское государство было абсолютно бескровным. Из Пскова была депортировано 300 семей. Это были посадники, это были, видимо, наиболее знатные и богатые из купцов. Но этим репрессии псковичей в 1510 году ограничились. Разумеется, осуществляя депортацию, Василий преследовал одну цель — не допустить создания здесь условий для возникновения какой-либо оппозиции. В то же время не следует думать, что в Европе вольные города, подобные Пскову, входили в состав королевств совершенно добровольно или наоборот, что вообще города захватывались бескровно.

Когда датский король Кристьерн второй вступил в 1520 году в Стокгольм, спустя 10 лет после псковского взятия, он казнил в городе более 100 человек, среди которых были епископы, бургомистры, причём трупы казнённых в течение трёх дней лежали на городской площади. Это была знаменитая Стокгольмская кровавая баня, которая хорошо известна всем специалистам по истории западной Европы. Вот на этом примере, по-моему, очень хорошо видно, что методы Великого Московского князя Василия по присоединению Пскова были жёсткими, но отнюдь не страдали параксизмами жестокости, не были чрезмерно жестокими.

Псков был присоединён к Московскому государству одним из последних. Одна из причин состояла в том, что Псков находился на периферии, это была окраинная земля, а вторая причина состояла в том, что Псков был верным союзником Москвы на протяжении десятилетий. Псковичи 111 лет фактически были вассалами великого московского княжения. На псковской печати — официальном символе государственности — значилась надпись «Печать псковская вотчины великого князя московского». Для того чтобы назвать республику вотчиной суверенного правителя-монарха необходимо было обладать особым мировосприятием, которое, конечно, не укладывается в нашем современном представлении о демократии. Но титулование Пскова как вотчины — это еще не всё: псковичи не только словом, своей символикой но и делом доказывали свой союз с Москвой. Во второй половине XV века сначала Василий II — московский князь, потом Иван III осуществили в общей сложности три крупных похода на Новгород. В 1456, 1471 и 1477 годах, и трижды псковичи оказывали военную помощь великому князю, причём во время похода 71 года новгородцы умоляли псковичей оказать им союзническую помощь, но псковичи отправили 10-тысячное войско разорять новгородский пригород Вышегород — это на территории нынешнего Дедовичского района. Отношения Пскова с Новгородом в XV веке были очень сложными. Несмотря на то, что развод между ним был осуществлён очень цивилизованно. Псков, в общем-то, получил без какого-то сопротивления Новгорода. Новгородцы периодически конфликтовали с Псковом, и даже существует версия, что оживлённое крепостное строительство на рубеже XIV-XV веков было ничем иным как попыткой защититься от Новгорода, а не от ливонского ордена. Эту версию выдвинул известный московский архитектор-реставратор Геннадий Макеев.

То, что потерял Псков в результате включения в состав единого государства это очевидно — это самоуправление, причём даже не самоуправление, а республиканские институты власти — это вече, это институт посадников. Самоуправление Псков впоследствии получил в середине XVI века по земской реформе Ивана Грозного, но вот республиканские институты были утрачены. Но опять-таки, утрачены они были небезвозвратно. Например, ряд статей из свода законов древнего Пскова — Псковской Судной грамоты — вошёл в состав судебника 1497 года, а это значит, что между законодательством республиканского Пскова и монархической Москвы не было непреодолимых противоречий, поскольку это была правовая система, сформировавшаяся на территории уже создававшегося русского государства. Приобрёл, очевидно, защиту от посягательств извне. Потому, что в конце XV начале XVI века Псков дважды подвергался опустошающим нападениям ливонского ордена. Первый раз ливонские рыцари захватили уничтожили Кобылий городок, который с тех пор стал называться Кобыльим городищем — недалеко от места Ледового побоища. Второй раз в 1501 году немцы захватили и разрушили Остров — один из важнейших пригорода Пскова. И поэтому, конечно же, для псковичей очень остро стоял вопрос защиты своей границы с запада и с юга — со стороны Литвы. Эту защиту Псков получил. Кроме того, не следует забывать, что Псков и другие русские земли, в том числе Москву объединял единый язык и одна вера, поэтому литература, создававшаяся в Пскове, можно сказать, получила новый импульс для своего развития.

И глубоко символичен тот факт, что спустя полтора-два года после присоединения, именно в псковском Елеазаровом монастыре создаёт свои знаменитые публицистические послания Филофей. В них он ставит очень важные вопросы нравственного самосовершенствования общества и провозглашает Москву Третьим Римом.

Псков!

Псков — уютный старинный город, памятник древнерусского зодчества с 2000-летней историей. Своими древними крепостями, соборами и архитектурными ансамблями он известен во всем мире. Псков вобрал в себя историю и традиции русской земли, стал одним из духовных центров России.Сердце Пскова — неприступный Кремль, хорошо сохранившийся до нашего времени.

История Пскова

Первые письменные упоминания о Псковщине (современном Пскове) датируются 903 г., а согласно археологическим раскопкам первое славянское поселение на территории Псковского Кремля существовало уже в 9 веке. По мнению ученых возраст Пскова оценивается в 1500-2000 лет.

С 10 до начала 12 веков Псковщина входила в состав Древнерусского государства, а позже — Новгородской земли. Официально отделение Пскова от Новгорода произошло лишь в 1348 г. по условиям Болотовского договора — тогда город становится столицей Псковской Вечевой республики.

В 1510 г. Псков вошел в состав Московского Государства, в 1521 г. ставшего единым Русским княжеством.

Псковская крепость (нынешний Псковский Кремль) сыграла важную роль в Ливонской войне, тогда как во время Второй мировой войны город сильно пострадал.

В 1944 г. Псков становится центром Псковской области, а в 2010 г. получает звание «Города воинской славы».

Районы города

Исторически сложилось деление Пскова на 4 района. Центр включает в себя Псковский Кремль и территорию вокруг него, на севере за рекой Пскова лежит Запсковье, на западе за рекой Великой — Завеличье, на юге и юге-востоке — Завокзалье.

Наиболее интересен с туристической точки зрения Центральный район. Он насыщен архитектурными, мемориальными и историческими памятниками. Запсковье — тихая, зеленая часть города, где расположены палаты Трубинских, Гремячая башня, Дом причта, церковь Богоявления со звонницей, ансамбль церкви Константина и Елены, церковь Ильи Мокрого с луга. В Завеличье, которое хоть и находится на другом берегу от исторического центра, сохранились церки 12-18 веков и монастыри — Спасо-Мирожский и Иоанно-Предтеченский. Долины рек Великая и Пскова с историческими парками и скверами охраняются государством как природные составляющие городского ансамбля.

Что привезти

Традиционные псковские промыслы — это, прежде всего, ручная ковка — кованые подсвечники, гвозди, скобы и многие другие кузнечные изделия. Удивительная керамика — горшочки, кружки, крынки, свистульки, игрушки ручной работы. Все это можно найти в сувенирных магазинах.

Кафе и рестораны Пскова →

В характерную атмосферу старины можно погрузиться не только в псковских музеях, но и в ресторанах. В Пскове поужинать в палатах 17 века или интерьерах деревянной избы — обычное дело. Встречаются достопримечательности общественного питания, буквально вписанные в крепостные стены. Обстановка и меню у таких заведений соответствующие — здесь подают блюда древнерусской кухни и фирменные псковские кушанья. Ценник зависит от уровня заведения — в среднем поужинать в ресторане можно от 1000 рублей

Развлечения и достопримечательности

Туристы приезжают в Псков, чтобы увидеть его достопримечательности и, прежде всего, Псковскую крепость — самую большую крепость в Европе. Пять защитных колец, включая сердце комплекса — Псковский Кремль, именуемый Кромом, являют собой памятник русского оборонного зодчества. Кром — один из красивейших архитектурных ансамблей России, представляющий историческую и культурную ценность. Он находится на мысе у слияния рек Великая и Пскова. В него входят — Довмонтов город, Приказные палаты и другие старинные здания и башни; на одной из них, Власьевской, есть смотровая площадка.

В Пскове множество храмов — древних, почти с 1000-летней историей, и совсем «молодых», возраст которых насчитывает 200-300 лет. Псковские белокаменные купеческие палаты намного старше Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Главная святыня Пскова — Троицкий собор. Он воздвигнут на том месте, где по легенде княгиня Ольга увидела сходящиеся вместе три луча света. О победе в Ледовом побоище в нем молился сам Александр Невский. Мирожский монастырь в Завеличье — хранилище древних фресок. В его Спасо-Преображенском соборе, храме домонгольского периода, сохранились настенные росписи 12 века, не имеющие аналогов ни в русской, ни в византийской живописи этого периода.

Уникальную коллекцию древних икон, редкого оружия и средневекового серебра хранит музей-заповедник Поганкины палаты. Гремячая башня на правом берегу реки Псковы — самое мистическое место в городе, с ней связано множество легенд о плененной княжне, сокровищах и нечистой силе, заводящей их искателей на погибель.

Ниже по течению реки Великой на окраине современного Пскова расположен Снетогорский монастырь. Его название произошло от слова «сметь» — снеток — имени крошечной рыбки, которой славится Псков. Древнейшая сохранившаяся постройка монастыря — каменный собор.

Псков для детей

Детям в Пскове будет интересно не меньше, чем взрослым. Кузнечный двор наверняка привлечет внимание мальчишек — здесь они узнают, что такое настоящая кузница, и увидят шедевры местных мастеров. Как управлялся город в старину, расскажут экспонаты Приказных палат. В этом музее демократичные правила — разрешают трогать вещи из экспозиции и фотографироваться за боярским столом. В тайны неведомых галактик поможет проникнуть местный Планетарий со звездным залом на 60 человек.

Сюжет: 500-летие присоединения Псковских земель к Московскому княжеству Лев Лифшиц пообещал помочь Псковской области в год празднования 500-летия российского федерализма Минэкономразвития поддерживает идею празднования 500-летия присоединения Пскова к Российскому государству Борис Полозов: К 500-летнему юбилею необходимо решить вопрос ветхого фонда В Пскове надо поставить памятник 500-летию присоединения наших земель к Москве, считает Анатолий Копосов Федеральные средства к 500-летию необходимо направить в социальную сферу, уверен ректор ПГПУ Дмитрий Шахов: Газификация и увековечивание истории праздника должны стать приоритетными тратами в год юбилея Владимир Никитин считает, что к юбилею в области необходимо отреставрировать памятники культуры Александр Лобачев предлагает к юбилею улучшить привлекательность Псковщины для туристов Перед предстоящим юбилеем Владимир Меньшиков предлагает уделить внимание памятникам и музеям Иван Цецерский: Тратить надо на то, что запомнится надолго и останется навсегда Юрий Шматов предлагает к 2010 году отреставрировать памятники, храмы и учреждения культуры Сергей Гоголев: Юбилей присоединения Пскова к Москве должны почувствовать все жители области Николай Лыжин: Псковичам надо осознать саму суть празднования присоединения Пскова к Москве К юбилею присоединения Пскова к Москве необходимо отремонтировать дороги, считает Юрий Сорокин Минрегионразвития РФ поддержало инициативу празднования 500-летия присоединения Пскова к Москве Татьяна Ешина: Псков достоин стать местом проведения 500-летия создания Централизованного государства 500-летием присоединения Пскова к Москве надо воспользоваться разумно, считает директор псковского театра Савелий Ямщиков поддержал идею празднования 500-летия присоединения Псковских земель к Московскому княжеству Пластмассовый город У председателя клуба псковских краеведов двоякое отношение к празднованию 500-летия присоединения Псковских земель Борис Полозов: 500-летие объединения российских земель — это праздник, который нужен людям Дату присоединения Пскова к Москве надо отмечать без помпезности, считает экс-декан истфака ПГПУ С учетом притязаний Прибалтики юбилей присоединения Пскова к Москве надо отмечать в масштабе России, считает Александр Голышев 500-летие присоединения Пскова к Москве — это повод переосмыслить историю, считает Феда Тесленко Любая дата Псковской земли достойна отмечаться в российском масштабе, считает директор Псковского музея-заповедника Лидер псковского «Яблока» не считает юбилей присоединения Пскова к Москве праздником, так как это была драма Владислав Туманов: Псковичам история дала шанс напомнить России о своем вкладе в укрепление российской государственности России нужно напомнить о 500-летии присоединения Псковских земель к Москве, считает Алексей Сигуткин 500-летие присоединения Пскова к Московскому государству должно быть на слуху, считает Леонид Трифонов Псковские историки уже начали готовиться к 500-летию присоединения Псковских земель к Москве Максим Костиков: 500-летие присоединения Псковских земель к Москве должно стать праздником российского федерализма Присоединение Псковской земли к Московскому государству значимо для всей России, считают псковские историки Михаил Кузнецов: Псковская область, как приграничный регион, находится в поле зрения Правительства и Президента

История любого региона неповторима и своеобразна, однако историческое значение Пскова и его земель общепризнанно. Именно здесь, на северо-западной окраине Руси, выковывались скрепы общенационального государства, объединившего народы Восточной Европы. История Псковской области возникла и развивается на стыке культур и цивилизаций, что и определяет ее своеобразие. Территория области была заселена славянскими племенами – кривичами и словенами ильменскими – в VI–VII веках. Освоение новых земель происходило в процессе как мирной ассимиляции местного балтского и угро-финского населения, так и вооруженных столкновений. В VIII–IX веках на многочисленных холмах возводятся укрепленные поселения, ставшие племенными центрами. Это городища псковского Кремля, Камно, «Труворово» городище Старого Изборска, Борохново у поселка Палкино, Ржева Пустая в Бежаницком районе, Городец на Ловати под Великими Луками.

Знания, полученные в результате археологических исследований, дополняются первыми летописными известиями – уже под 862 годом в «Повести временных лет» упоминается Изборск как место вокняжения скандинавского князя Трувора. Современные историки критически относятся к этому известию: многолетними раскопками В.В. Седова доказано, что Изборск возник и развивался как племенной центр вне какого бы то ни было скандинавского влияния. Одно несомненно: в 862 году, принятом в качестве условной даты образования Российского государства, и Изборск, и Псков уже существовали как городские центры. Пскову, в отличие от Изборска, были хорошо известны «варяги» в X веке – этим временем датируется открытое зимой 2003 года погребение знатной скандинавской женщины. И в контексте этого открытия становится ясно происхождение святой Ольги, которая, видимо, принадлежала к варяжско-славянской княжеской семье, обосновавшейся в низовьях реки Великой. Династический брак, который заключил наследник Киевской державы Игорь с правившей в Пскове знатью, был свидетельством влиятельности и мощи местного племенного союза кривичей.

Псков уже на рубеже XI–XII веков осознавался как один из «стольных градов» – мест пребывания представителей княжеской семьи, поэтому здесь оказался в качестве наместника великого киевского князя Владимира один из его младших сыновей Судислав. Во время междоусобных войн после кончины Владимира в 1015–1036 гг. Судислав, видимо, не признавал власти Киева, за что и поплатился в 1036 году, будучи заключенным в «поруб» своим сводным братом Ярославом Мудрым. Когда в начале XII века Древняя Русь раскололась на независимые земли и княжества, Псков оказался в составе Новгородского государства. Псковичи вместе с ладожанами участвовали в вечевых собраниях в Новгороде, в том числе в вече 1136 года, на котором произошло изгнание новгородского князя Всеволода Мстиславича. Князь Всеволод, не оставивший надежд вернуть власть над Новгородом, в 1137 году прибыл в Псков и был торжественно возведен на княжеский стол. Всеволод, в крещении Гавриил, недолго правил здесь, закончив свой земной путь в феврале 1138 года, но навсегда остался в памяти псковичей как первый князь Псковского государства.

Каким временем датировать обретение Псковом независимости? Современные исследователи не склонны давать однозначный ответ на этот вопрос, прежде всего потому, что абсолютно независимые, суверенные государства в эпоху средневековья были редкостью. С 1137 г. в Пскове был княжеский стол, сюда в качестве военачальников и судей приглашали князей, но они почти всегда признавали над собой суверенитет других государственных образований. До 1341 года Псков признавал суверенитет Новгорода, а в церковном отношении, находясь в каноническом подчинении новгородского архиепископа, сохранил некоторую зависимость от своего «старшего брата» и позднее. С Новгородом объединяли псковичей и общие геополитические интересы. В начале XIII века в Прибалтике складывается государство немецких рыцарей и бюргеров – Орден Меченосцев (с 1136 года – Тевтонский орден в Ливонии). С 1228 года псковичи оказываются на острие атак немецких рыцарей, а вскоре и литовских дружин. Поэтому военно-политический союз Новгорода и Пскова сохранился вопреки настроениям части местной правящей элиты.

В 1242 году он прошел проверку на прочность в боях с немецкими рыцарями, когда русские войска под командованием Александра Невского на берегу Псковско-Чудского озера разгромили отряд немецких рыцарей. Воинская доблесть князя Александра нашла продолжение в подвигах псковского князя Довмонта (Тимофея), успешно отражавшего нападения врагов и преследовавшего их далеко за пределами Псковской земли.

Однако с Западом Псков не только воевал, но и активно сотрудничал. Наша земля, как и Новгород, была важнейшей контактной зоной между Русью и Западной Европой. На западном сырье (цветные металлы) работало средневековое псковское ремесло, а вместе с хозяйственным импортом заимствовались и достижения культуры. Псков не был изолирован от западного влияния и обогащался опытом других народов. Псковские купцы активно осваивали рынки Ревеля, Дерпта, Риги, Полоцка, а их торговые права гарантировались международными соглашениями, в том числе с городами Ганзы. В популярных статьях иногда утверждается, что Псков был членом Ганзейского союза, что совершенно не соответствует истине. В состав Ганзы входили только немецкие города, а Псков, так же как Новгород, Антверпен, Лондон был партнером немецкого торгового союза.

Индикатором деловой активности псковичей является чеканка собственной монеты – «деньги псковской» – начавшаяся в 1420-х годах.

В международных договорах Псковское государство называлось «Псковом», или «Великим Псковом». Это наименование отражало сущность Псковского государства, ключевую роль в котором играла городская община и ее вечевые институты. Псковские князья, играя важную роль в укреплении обороноспособности города, суде, делили властные полномочия с выборными институтами власти, что позволяет охарактеризовать государственное устройство древнего Пскова как республику. Каково было влияние республиканского строя на эволюцию общественных отношений и политико-правовой культуры псковского общества? Республиканскому государственному строю, сложившемуся в своих развитых формах к XV веку, были присущи качества, резко отличавшие его от монархического строя княжеств Северо-восточной Руси. Если в пространстве власти русских княжеств абсолютно доминировал князь, то пространство власти вечевых республик было насыщено конкурировавшими на политическом поле структурами, уравновешивавшими друг друга. Это вече, посадники, князь, сотские, наместник архиепископа. Перечисленные государственные институты обладали существенными политическими и правовыми полномочиями. Вече обладало законодательными функциями, в руках посадников, с XIV века образовывавших коллективный представительный от концов орган власти, находилась исполнительная и высшая судебная власть, которую посадники делили с князем. Суд по торговым делам и вопросы городского благоустройства были прерогативой сотских, а нотариат (регистрация поземельных сделок) сосредоточивался в руках владычного наместника.

Такое распределение властных и юридических полномочий обеспечивало коллегиальность законотворческой и административной деятельности. Помимо олигархического по своему составу института посадников к процессам управления и суда подключались средние слои городского населения: «земцы», купцы (сотские, купеческие и кончанские старосты), черные люди (уличанские старосты). Поэтому, несмотря на олигархический характер власти посадников, вполне справедливо определить систему власти в Пскове как республиканскую. Оригинальный характер получило в процессе развития и право Пскова. Псковская судная грамота стала концентрированным выражением правосознания общества вечевого города. Некоторые черты правовой культуры можно выделить и в летописном материале, хотя круг интересов летописца был всегда избирательным. Тем не менее из летописей мы знаем о фактах превышения своих полномочий жителями псковских пригородов, когда, например, жители Опочки казнили «коневого татя» (конокрада), хотя по закону такой приговор могла вынести лишь Господа – высший судебный орган Пскова. В древнем Пскове была точно определена специфика уголовных преступлений, и общество таким образом демонстрировало возможность совместных действий с целью борьбы с преступностью. Доминирование в Псковской судной грамоте статей, регулирующих гражданско-правовые отношения, доказывает важную роль закона в повседневной экономической деятельности псковичей.

Военно-политический союз Москвы и Пскова, действовавший почти полвека, оказал весомое влияние и на внутреннюю жизнь вечевого города. В 1460-х годах в Пскове проводятся административные реформы, оптимизировавшие его судебную систему. Последняя редакция наиболее полного процессуального кодекса на Руси – Псковской судной грамоты – была осуществлена при участии московских администраторов. На вторую половину XV в. приходится большинство летописных известий о вечевых собраниях в Пскове, от этого времени нам известны имена большинства псковских посадников. Безусловно, самодержавие московских государей и республиканская государственность Пскова были политически противоположными системами. Однако единые вера и язык создали возможность той лишь на первый взгляд парадоксальной ситуации, когда военный щит монархической Москвы обеспечил на рубеже XV–XVI вв. защиту вечевого строя, тех свобод, которые стали для Пскова конституционными.

Вечевой Псков внес существенный вклад в развитие не только политико-правовой, но и материальной культуры Руси. Далеко за пределами города были известны искусство местных ремесленников, зодчих, художников. Псковские мастера по металлообработке знали все, что было известно в прославленных ремесленных центрах западной Европы и Ближнего Востока, в том числе владели технологией изготовления высокоуглеродистой стали. Высокоразвитое эстетическое чувство было присуще всем слоям псковского населения, проявляясь в украшении массовых бытовых предметов. Но подлинного величия достигли архитектурные и художественные шедевры наших зодчих и живописцев.

С 1474 г. псковские каменщики возводят храмы в Троице-Сергиевом монастыре и Москве, осуществив синтез традиций московского зодчества и псковской архитектурной школы. Столь же высокий художественный уровень свойственен и мастерам монументальной живописи, которые осуществляли росписи как местных храмов (Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, Рождественский собор Снетогорского монастыря, храмы Довмонтова города, церковь Успения в Мелетове), так и западноевропейских (капелла св. Креста в Кракове).

Таким образом, накануне 1510 г. Псков представлял собой развитый в культурном, политическом и экономическом отношениях город-государство, связанный с другими русскими землями тысячью нитей. Во все времена Псков оставался органической частью Русской земли, поддерживая спасительный в условиях постоянной иностранной угрозы союз с другими русскими областями: до середины XIV в. – с Великим Новгородом, а с 1399 г. – с великим московским князем. Именно из Москвы приглашались в Псков князья-наместники, присутствие которых в городе было равнозначно заключению военно-политического союза с собирательницей русских земель. Высокая миссия Москвы отчетливо осознавалась уже современниками, и в сообщении, датируемым зимой 1440/41 г., псковский летописец титулует московского князя Василия II «господарем», а с 1468 г. псковичи пускают в оборот печать, носившую надпись «Печать псковская вотчины великого князя Ивана Васильевича». Псковские посадники стали осознавать правителя Русского государства как государя и «царя». Именно так звучит титул Ивана III в договоре Новгорода и Пскова с епископом Дерпта 1474 г.: «господина нашого и государа нашого великого князя Ивана Васильевича, цара всея Руси». Решающую роль в отражении нападений Ливонского ордена на Псков в 1480–1481 и 1501–1502 гг. сыграли войска, присланные великим князем московским.

Самостоятельное политическое бытие Пскова не могло продолжаться вечно, прежде всего в силу объективных причин. XV–XVI столетия в Европе стали эпохой образования централизованных государств, в рамках которых вольным городам было легче защищать свои экономические интересы. Вхождение Пскова в состав Русского государства в январе 1510 г. осознавалось многими современниками как трагическое событие, но для будущего оно оказалось благотворным. На вече 13 января посадники объявили решение Господина Пскова: в соответствии с ранее заключенными договорами с великим государем, Псков под его властью будет по-прежнему «жить по старине в добровольи». Псковичи расценивали свое решение о присоединении к Русскому государству как добровольное, а не принудительное. Василий III в течение двух недель достиг решительного успеха, приведшего к ликвидации боярской республики, которая пала не только из-за военного поражения, но и в силу внутреннего политического кризиса олигархической власти бояр. Псков получил уставную жалованную грамоту, где был определен порядок наместничьего управления. Вхождение Пскова в состав Русского государства сопровождалось массовыми перемещениями населения. Выслав псковских посадников и некоторых других представителей правящей элиты на восток, в пределы бывшего Великого княжества Владимирского, великокняжеская администрация преследовала цель ликвидации почвы для местного сепаратизма. Подобные акции великокняжеская власть предпринимала в Новгороде в 1478–1484 гг. и позднее при присоединении Смоленска. Существенным приобретением великокняжеской власти были земельные владения «сведеных пскович»; их вотчины пошли в раздачу детям боярским, а дворы в Среднем городе были заселены купцами, переселенными из городов Северо-восточной Руси.

В политическом смысле присоединение Пскова произошло за шестнадцать дней – с 12 по 28 января 1510 г., и столь быстрый успех дал возможность Василию III не проводить крутой ломки сложившегося здесь порядка. Даже программа переселений псковских посадников выглядит весьма ограниченной сравнительно с теми результатами, которые принес Москве поход на Псков 1510 г. Псков и его жители сохранили существенные права в самых разных сферах деятельности и многие атрибуты времен независимости. Во-первых, за Псковом остались внешнеполитические функции: его наместники и гости-старосты как и до 1510 г. вели переговоры и заключали соглашения с Ливонией (1531 г.) Во-вторых, Псков сохранил систему самоуправления в виде старост, заседавших в наместничьем суде и собиравших налоги.

Расцвет Пскова продолжался и в XVI в., свидетельством чему, в частности, остаются для нас многие памятники архитектуры и живописи той поры. С 1516 по 1564 г. в Пскове было возведено 38 церквей, столько же, сколько за все предыдущее XV столетие. До настоящего времени храмы, построенные в первой половине XVI в., служат украшением древнего города. Псков являлся одним из крупнейших городов Русского государства, уступая лишь Москве и Новгороду. Население Пскова составляло около 30 тыс. человек, а Псковской земли – 150 тыс. жителей. Площадь Пскова в черте укреплений Окольного города (1465 г.) составляла 215 га. Вместе с неукрепленным посадом территория Пскова составляла 428 га, что вполне сопоставимо с площадью крупнейших городов Западной Европы, например Парижа XVI в. (430 га). Будучи торговыми воротами России на западной границе, Псков продолжал аккумулировать финансовые ресурсы, занимая ведущие позиции в стране по сбору прямых налогов и торговых пошлин. Важным атрибутом финансово-экономической самостоятельности Пскова оставался денежный двор, а местная монетная чеканка стала эталонной для России. Изображенный на лицевой стороне псковской деньги всадник с копьем в руке дал название российскому денежному номиналу («копейка»).

В монастырях Псковской земли продолжалось летописание, а старец Елеазарова монастыря Филофей в своих посланиях Василию III и дьяку Мунехину формулирует российский вариант идеи трансляции империи – представление о Москве как о «третьем Риме». Велико культурное и духовное наследие Псково-Печерского и Крыпецкого монастырей.

Таким образом, 1510-й год, когда пало независимое Псковское государство, не был непреодолимой гранью между двумя эпохами; скорее, он способствовал взаимообогащению объединившихся русских земель. Для наших современников 1510 год приобретает значение водораздела, стоя на котором, легче разглядеть и предыдущий, и последующий периоды истории нашего города. Псковская земля и ее защитники покрыли себя неувядаемой славой в дни обороны Пскова от войск Батория (1581 г.) и Густава-Адольфа (1615 г.)

В начале XVII века Псковской земле, как и всей России, пришлось пережить Смуту – первую гражданскую войну. Псков так и не признал власть польских и шведских оккупантов, и современные историки ставят наш город в один ряд с такими центрами национально-освободительного движения, как Рязань и Нижний Новгород.

С Псковом была связана административная деятельность дипломата и экономиста А.Л. Ордина-Нащокина (1606–1680 гг.), который на посту псковского воеводы предложил смелый проект городской реформы. Псков XVI–XVII веков оставался важным торговым центром на западных рубежах России. Здесь был Большой торг в окольном городе, рыбный торг на берегах Псковы у Кремля, гостиные дворы для иностранных купцов на Завеличье. Среди торговцев выделялись «гости», ведшие коммерческие операции за рубежом (Хозины, Поганкины). Из семей оборотистых предпринимателей Меншиковых, Русиновых выбираются псковские земские старосты, собиравшие налоги и осуществлявшие низшую административную власть.

Завоевание Прибалтики и строительство Петербурга при Петре I резко изменили темп жизни и само ее наполнение в Псковской земле. Утратив военный и экономический приоритет, она становится колыбелью русской культуры. Детские годы в Пскове провел первый русский историк В.Н. Татищев, здесь бывал агроном и мемуарист А.Т. Болотов.

Своим рабочим «кабинетом» считал Михайловское А.С. Пушкин, на псковской земле были созданы музыкальные шедевры Мусоргского и Римского-Корсакова. В Великих Луках в конце XIX века жил выдающийся литератор символист Ф.К. Сологуб, а писательская колония в Холомках под Порховом после революции 1917 года стала местом встреч и творчества поэтом и художников. Интенсивная церковная жизнь Псковской губернии на рубеже XIX–XX веков способствовала проявлению в стенах семинарии пастырского таланта будущего патриарха Тихона.

В уездном городе Витебской губернии Невель в 1918–1920 гг. начиналась научная деятельность крупнейшего российского мыслителя XX века М.М. Бахтина. Жители губернии и области самоотверженно вставали на защиту своей земли. В годы Отечественной войны 1812 г. проявился крупный полководческий талант связанного с псковской землей генерала П.П. Коновницына, а в годы Великой Отечественной войны – К.К. Рокоссовского.

В насыщенном памятниками истории современном Пскове есть чему поучиться современным россиянам, озабоченным развитием культуры и поддержанием лучших ее традиций, освоением опыта наших далеких предков. В этом отношении Псков по праву может стать опытной лабораторией, где будут продолжены в широких масштабах научные реставрации памятников древней архитектуры. Здесь могут быть апробированы практические формы активного взаимодействия Администрации области и научного сообщества, призванные способствовать познанию нашей истории, развитию нашей культуры и делу патриотического воспитания нашего народа.

Аракчеев В.А., доцент кафедры отечественной истории ПГПУ, кандидату исторических наук

К началу XVI века Псков фактически утратил свою независимость, но пока сохранял старые, вечевые порядки. Между тем большинство русских земель к тому времени уже было объединено Москвой и образовалось единое Русское государство. Новый великий князь Василий III решил, что пришло время покончить с остатками самостоятельности Пскова.
В 1509 году в Псков был послан наместник — князь Иван Михайлович Репня-Оболенский. Он приехал тайно, не явился на вече и не принес ему присяги. Новый наместник отказался признавать псковские законы, он сам устанавливал и собирал налоги с населения, судил псковичей без участия представителей веча, словом, вёл себя, как обычный городской наместник «государя всея Руси». Узнав, что великий князь в Новгороде, псковские бояре отправили туда своих послов с жалобами на нового наместника Репню-Оболенского. Репня в свою очередь поехал к Василию III жаловаться на псковичей.

Когда наступил день 6 января 1510 года, псковских посадников и бояр пригласили в кремль. Бояре Василия III объявили собравшимся в Грановитой палате посадникам великокняжескую волю. Великий князь требовал уничтожения псковского веча и должности посадников и распространения на Псковскую землю московской системы управления: «Вечу не быть, вечевой колокол снять, посадникам не быть, а быть в Пскове двум наместникам великого князя, а в пригородах по наместнику». Это означало полную ликвидацию Псковской феодальной республики и присоединение Псковской земли к Москве.

Через несколько дней из Новгорода приехал посол Василия III Третьяк Далматов. По случаю его прибытия было созвано вече, и Третьяк объявил собравшимся волю Василия III.
Когда 13 января 1510 года на глазах всего псковского люда «спустиша колокол вечевой у святыя Троица», то начали собравшиеся, «на колокол смотря, плакати по своей старине и по своей воли…». Как свидетельствовал современник событий, автор знаменитой «Повести о псковском взятии», не плакали только младенцы, сосущие молоко.

Так, совершенно бескровно, указом великого князя Московского Василия III пало вольное, шумное, свободолюбивое псковское вече — самый демократичный орган управления в средневековой Руси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *