Псковская область монастыри

Монастыри в Пскове

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь — одна из древнейших в России обителей, находится на левом берегу реки Великой при впадении в нее небольшой речки Мирожки. Монастырь является одним из важнейших памятников мировой культуры и объектом внимания международной организации ЮНЕСКО.

Спасо-Преображенский собор возведен в 1156 году по инициативе архиепископа Новгородского Нифонта. Древнее предание гласит, что архиепископ сам лично ходил с деревянной чашей, собирая средства на его создание. Эта расписная алая чаша сохранилась до нашего времени и находится в Псковском музее-заповеднике.

Для внутренней отделки храма были приглашены византийские мастера, которые расписали его стены фресковой живописью. Они почти полностью восстановлены в первоначальном виде и представляют собой образец высочайшего качества исполнения, поражая любителей древности сочностью и живостью красок.

В настоящее время является действующим монастырем. Главной святыней Мирожского Спасо-Преображенского монастыря сегодня является икона Богородицы «Мирожская». Это список с чудотворной иконы, которая хранится в Псковском музее-заповеднике.

Снетогорский монастырь расположен в 3,5 км от центра Пскова на высоком берегу реки Великой. Название горы Снятная (Снетная) происходит от слова «снеть» — снеток — крошечная рыбка, которой так славится Псков. Ныне женский, этот монастырь основан, по церковному преданию, в XIII веке, как мужской, знаменитым «храброборцем», защитником «града Святой Троицы» князем Довмонтом и преподобномучеником игуменом Иоасафом.

Древнейшая дошедшая до нашего времени постройка монастыря — это каменный собор Рождества Богородицы, сооружённый в 1310 году. В начале XVI века монастырь получил каменную трапезную палату со столпообразной церковью (в 1519 году) и восьмигранную церковь Вознесения под Колоколы, увенчанную высоким шатром колокольни. Кельи и ограда оставались деревянными. Таким монастырь изображён на иконе, находящейся в Псковском музее.

Лучшее в Снетогорье — его всемирно известные фрески. Псковские художники создали живописные произведения, по эмоционально-экспрессивной напряженности, свободной живописной манере и богословским откровениям вырывающиеся за пределы мирожских образцов. Так впервые в 1313 году заявила о себе во весь голос знаменитая в будущем псковская художественная традиция. В настоящее время богослужения проводятся в церкви Николы, при ней находится и монастырская трапезная.

Храмы в Пскове

Дом Святой Троицы — Свято-Троицкий кафедральный собор — символ Псковской земли. Современное здание собора является четвертым по счету. По повелению Ольги был заложен первый деревянный Троицкий собор, а ныне существующий строился 17 лет и был закончен в 1699 году. Он значительно отличается от предыдущих прежде всего своей высотой, достигающей 72 метров.

Собор увенчан пятью главами, символизирующими Христа и четырех евангелистов. Здание поражает своим богатым убранством. В нем находится уникальный деревянный золоченый семиярусный иконостас. Из икон особенно почитают псковичи чудотворный образ Богоматери Чирской, перенесенный в 1420 году крестным ходом в собор в память об избавлении города от моровой язвы. Еще одна чтимая святыня храма — рака с мощами святых угодников: святых благоверных князей псковских Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, святого мученика Иоасафа, игумена Снетогорского монастыря, святого блаженного Николая юродивого, псковского чудотворца.

Храм открыт ежедневно с 9:00 до 20:00, проводятся богослужения.
Телефоны: +7 (8112) 72-40-59, +7 (8112) 72-71-52.

Собор Иоанна Предтечи располагается на левом берегу реки Великой, напротив устья реки Псковы. В древности в этом месте был девичий Ивановский монастырь и место захоронения монахинь, в миру знатных псковитянок. В летописи собор упомянут под 1243 годом. Он был построен принявшей монашество княгиней Евфросинией Рогволодовной, теткой прославленного псковского князя Довмонта, предательски убитой по воле ее мужа псковского князя Ярослава Владимировича. Евфросиния была первой игуменьей монастыря, где и предана земле. При осаде Пскова королем Швеции Густавом-Адольфом в августе 1615 года у монастыря был устроен шведами укрепленный городок, откуда артиллерия неприятеля вела огонь по башням. В 1925 году монастырь был ликвидирован. Храм несет в себе черты новгородской церковной архитектуры. В настоящее время является действующим приходским храмом.
Адрес: г. Псков, ул. Горького, 1а.
Телефон: +7 (8112) 57-50-01.

Церковь Святителя Василия Великого (на Горке) назван так потому, что островком среди обширного болота была горка, на которой живописно возвышается этот древний храм, окруженный зеленью деревьев. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка, ныне превращенный в улицу Пушкинскую. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города. Она проходила как раз возле церкви, и тут же стояла башня, с которой открывался вид на окрестные просторы. На башне висел осадный колокол. 8 сентября 1581 года удары этого колокола возвестили граждан о начавшемся наступлении полчищ Батория. Церковь Василия на Горке — едва ли не самый известный памятник архитектуры XVI в. Тип церкви — обычный псковский. В настоящее время храм действующий; при нем работает мастерская художественной ковки.
Сайт: www.hramnagorke.ru

Церковь Николы со Усохи — один из выдающихся памятников псковской школы зодчества XVI века. Место, где находится церковь, называлось раньше «усохою», что, по-видимому, означало «высохшее русло». Каменный храм был сооружен здесь впервые в 1371 году. В 1535 году поставлен заново. Прежняя церковь была уничтожена пожаром. В 1946-1974 годах церковь реставрировали.

По величине этот храм был вторым культовым зданием в Пскове после Троицкого кафедрального собора. Сейчас высота церкви на два метра скрыта культурными напластованиями.

Церковь Николы со Усохи сохранила удивительную пристройку с юго-востока, известную в Пскове как «часовня неугасимой свечи». Эта небольшая, с крохотной изящной главкой усыпальница прорезана крупными арками — и по контрасту форм (приему, которым мастерски владели псковичи) обращает на себя внимание. В глубокой полукруглой нише часовни был написан лик святителя Николая Чудотворца. Перед ним постоянно теплилась лампада, и горели свечи — отсюда и название часовни.

Храм Александра Невского — воинский храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского славного 96-го Омского полка был выстроен за 14 месяцев и освящен 4 октября 1908 года. Это красивый из красного кирпича храм включен в заповедную историческую часть древнего Пскова. В 1924 году храм был превращен в солдатский клуб, а с 1947 года в нем размещался Дом офицеров, затем склад.

По просьбе верующих, лишь с 13 марта 1992 года внутри храма возобновились ежедневные богослужения. После 1917 года впервые в России главой государства церкви были подарены колокола. На главном из них изображены герб России, святой Александр Невский и надпись «Колокол отлит в Каменске-Уральском товариществом «Пятков и К°» в лето 1995 от Рождества Христова в честь 775-летия святого благоверного князя Александра Невского и передан в дар храму града Пскова первым президентом России Борисом Ельциным». Знаком возрождения воинского храма также стал и бесценный дар Святейшего Патриарха Алексия II — монументальная работа палехских художников «Житие Александра Невского», удостоенная Государственной премии России в области литературы и искусства.

В память погибших воинов всех времен горит неугасаемая лампада на панихидном столе. Храм занимается издательской деятельностью, имеются музей и библиотека, действуют воскресные школы для детей и взрослых, проводятся Александро-Невские чтения, паломнические поездки.
Храм открыт ежедневно с 6:00 до 22:00.
Адрес: г. Псков, ул. Мирная, 1, а/я 518.

Церковь Богоявления с Запсковья стоит на высоком берегу Псковы, отмечая мост через реку. На противоположной стороне в старину были еще две Богоявленские церкви, образующие своеобразный «святой треугольник» в месте традиционного крещенского водосвятия. Существующая церковь построена в 1496 году на месте более ранней. К церкви примыкает пятипролетная каменная звонница. На ней висели семь колоколов. Самый большой был отлит в царствование Иоанна Васильевича Грозного.

4 мая 1927 года принято решение губисполкома о закрытии церкви. Видимо, властям всё-таки пришлось отступить перед верующими, так как вторично решение о закрытии принято Псковским городским советом 9 сентября и 28 ноября 1938 года. В годы Великой Отечественной войны церковь сильно разрушена в результате попадания авиабомбы и артиллерийских снарядов. В огне погиб иконостас XYIII века. В северном приделе, в притворе звонницы, была устроена конюшня.

Церковь частично реставрирована в 1948-1953 годах по проекту Ю.П.Спегальского. В ходе реставрации обнаружены фрагменты фресковой росписи.

Известный французский архитектор и теоретик архитектуры Ае Корбюзье в годы сотрудничества с советскими архитекторами побывал в Пскове. Он восхищался архитектурой древнего Пскова, но самое сильное впечатление на него произвела церковь Богоявления с Запсковья. Воздействие архитектуры этого храма было столь сильным, что, как он сам признавался, когда ему довелось проектировать и строить в 1950-1953 гг. капеллу (часовню) в родном городе Роншане, он вдохновлен был образом Богоявленской церкви Пскова. В настоящее время церковь действующая.

Церковь Успенья Богородицы с Пароменья построена в 1444 году на паромной переправе через реку Великую из города на Завеличье, а в 1521 году была перестроена в каменную. Пароменская церковь сохраняет замечательную пятипролетную звонницу, поставленную рядом с храмом — явление чисто псковской архитектурной традиции. В этой церкви бывал Иван Грозный и сделал подарок храму: витую панагию с изображением святого Георгия Победоносца. Когда-то в церковной ризнице хранился серебряный ковш Петра I. Сегодня церковь действующая.

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома упоминается в летописи под 1399 годом. Ансамбль построен в память о победе псковичей над войсками Стефана Батория в 1581-1582 годах. Старцу Дорофею, автору иконы Покровского монастыря, явилось видение Пресвятой Богородицы на месте будущего штурма города поляками. Название «Покрова от Пролома» произошло в память о тех далеких и драматических событиях. Долгое время в храме хранился синодик с именами псковичей, павших при отражении штурма врага.

В 1582 году благодарные псковичи вместе с воеводой И.П.Шуйским, руководителем обороны города, перестроили Покровскую церковь, присоединив к ней еще одну — Рождества Богородицы. Церкви Покрова и Рождества Богородицы имеют общую внутреннюю стену и совершенно одинаковые конструктивные особенности: повышенные своды, по одной апсиде и главке. В 1993 году храм был возвращен Русской православной церкви. Богослужения проводятся регулярно.

Клирикам, монашествующим и мирянам Псковской митрополии
Обращение Митрополита Псковского и Порховского Тихона

Не близок путь к древнему городищу Владимирец: 100 с лишним километров от Пскова. Но вот дремучий лес расступается, словно в сказке, перед глазами возникает дивный образ: высокий холм, а на нем – белокаменная церковь с голубыми куполами. Это Никольский храм Свято-Введенского женского монастыря.

С городищем Владимирец связаны несколько преданий, уходящих вглубь веков. Согласно одному из них, здесь родился креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир внук княгини Ольги. В его честь на вершине Володчиной горы воздвигнута Часовня св. равноап. князя Владимира.

Ныне существующий каменный Храм Святителя Николая Чудотворца, вокруг которого и обосновался современный монастырь, был построен в 1790-1797 гг. Этот утопающий в зелени, словно слившийся с природой, храм выглядит небольшим снаружи, но поражает своими внутренними размерами. Увы, в тридцатые годы 20 века храм был закрыт, а почти все его старинные иконы были уничтожены.

Но Господь поругаем не бывает. Символично, что именно в год 1000-летия крещения Руси, в 1988 году, по благословению архиепископа Владимира (Котлярова) – ныне митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, восстанавливать разоренную Никольскую церковь приезжает из Псково-Печерского монастыря иеромонах Нифонт (Корчев) — ныне архимандрит.

14 долгих лет непрестанных трудов и горячих молитв потребовались для того, чтобы Владимирец вновь вернулся к полноценной духовной жизни. Постепенно вокруг храма стала складываться община насельниц. И осенью 2003 года Святейший Синод РПЦ благословил открытие на Володчиной горе Свято-Введенского женского монастыря, который по праву можно назвать пустынножительной обителью.

Сегодня в монастыре живут около 20 сестер, а архимандрит Нифонт (Корчев) остается духовником и строителем обители. Вдали от мирской жизни они служат Богу, подобно древним монахам-отшельникам.

Монастырь преображается, заботами и молитвами нашего владыки Тихона (Шевкунова), митрополита Псковского и Порховского, трудами насельниц, паломников.

Судьба современного Владимирца зависит от жизни строящегося здесь монастыря. Едут сюда паломники и верят, что из их пожертвований, собранных на «кирпичики» вырастет когда-нибудь на Володчиной горе новый храм в память святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.

Крыпецкий Иоанно — Богословский мужской монастырь

г. Псков, ул. л. Поземского, 62. а/я 179 Крыпецкий монастырь. Тел. (8112) 16-71-74, м.т. 89113611090

Крыпецкий Иоанно — Богословский мужской монастырь, находится во Псковской епархии, в в 23 километрах от Пскова. Основатель обители — Савва пришёл в Псков с Св. Афонской горы или из Сербии и сперва поселился в Снетогорском монастыре, близ г. Пскова, там был принят игуменом и братией. Но близость этой обители от города и стремление к пустынножительству побудили Савву покинуть Снетогорский монастырь и перейти в Елизаровский, к Преподобному Евфросину, у которого он пробыл несколько лет. Потом, желая ещё строжайшего уединения, одинокой жизни и подвижничества Савва выпросил у Евфросина благословение на пустынножительство. Он удалился в глубь лесных болот, и поселился в урочище под названием Крыпцы, находившемся в непроходимом месте, где жили только медведи и другие дикие звери, около озера, обильного рыбой.

Там, на камне Савва поставил себе малую хижину и там жил в посте и молитве. Нелегко ему приходилось в глухом лесу, среди топких болот, зверья и комарья. Возделывал землю, чтобы от своих трудов питаться, а не от чужих. Вскоре к нему стали стекаться на жительство ученики, привлекаемые молвою о святой его жизни.

В 1487 году был официально основан мужской монастырь «на вече». Ему дана была крепостная грамота на землю с уставом монастырского строения. Первый храм монастыря был деревянным. Ныне существующий каменный собор построен в 1557 году.

Не желая сам начальствовать, блаженный старец в обители своей поставил Игумена по имени Кассиана, и устроил общежительство, не дозволяя никому из братии считать что — либо своим, хотя бы кто и пожертвовал из имения своего при вступлении в монастырь. В келии у самого Саввы ничего не было, кроме иконы Спасителя и Божией Матери, убогой мантии да ветхой рогожки, на которой он ложился для короткого отдыха. Крыпецкий отшельник, как описывает его житие, был велик ростом, с бородой седою, как снег, густою и не очень длинною. Преставился преподобный Савва 28 августа 1495 года. Ученики с великим плачем погребли Савву на правой стороне построенной им деревянной церкви Св. Иоанна Богослова.

Спустя 50 лет по смерти Саввы его житие писал монах Василий из Крипецкого монастыря. В музее Паганкины палаты сегодня находится Сербское Евангелие, принадлежавшее Савве и икона к. 16 века с изображением Саввы Крипецкого, с клеймами вокруг, где изображены сцены его жизни.

Связь Крыпецкого монастыря с Москвой при Борисе Годунове приняла обратный характер: на погибель Москве. Демократический Псков в смутное время стоял за самозванцев, даже выдвинул своего. Существует легенда, что Григорий Отрепьев бежал в Литву через Крыпецкий монастырь; что в монастыре он переночевал. Здесь у Григория были знакомые и он передал своё имя монаху Леониду, с которым поспешил дальше. Быть может эту историю слышал в Пскове Пушкин: ведь «Борис Годунов» написан им на Псковщине.

В 17 веке при царе Алексее Михайловиче в этом монастыре пребывал «во иночестве» Афанасий Лаврентьевич Ордин — Нащокин — крупный сановник, начальник Посольского приказа, любимец царя. Он был образован, великолепно владел ин. языками, знал математику. Он становится министром иностранных дел, организовал на Чёрном море и на Каспии флот. В 1672 году удаляется от гос. дел и становится монахом Антонием. При нём уничтожили звонницу и над трапезной церковью надстроили столп колокольни по московскому образцу.

В нач. 18 века монастырь восстанавливали после длительного запустения, в 1782 году он сильно горел «от варения монашествующей братией к празднику Иоанна Богослова квасу».

В нач. 19 века в монастыре живал митрополит Евгений Болховитинов — просвещённый человек, друг Державина. Евгений Болховитинов много писал, собирал историю Псковских монастырей, написал «Историю княжества Псковского». С 1816 по 1822 год Е. Болховитинов возглавлял Псковскую епархию и жил в Снетогорском монастыре. Он ценил особую красоту Крыпецкого монастыря. Для него трапезную палату превратили в настоятельские покои, сняв с неё своды и расширив окна. Колокольню ещё раз перестроили, но теперь на санкт-петербургский манер.

Монастырь был закрыт в 1918 году, а собор — в 1923 году. В 1990 году монастырь передан государством церкви.

В к. 19 — н. 20 века в Крыпецком монастыре жил монах Корнилий (ум. в 1903г.). Имя которого стало известным многим и вне пределов Псковского края в связи с его примечательным завещанием — пророчеством о своём погребении «головой на север». Слова Корнилия — «и будет это на бедствие Росси» — вызвали интерес к его личности. Корнилий утверждал, что бедствия России окончатся, как только тело будет предано земле по чину православной Церкви, т. е. лицом на восток. Монах Корнилий — уроженец д. Великое Село, расположенной в 7 км от Пскова. О детстве монаха Корнилия сохранилось очень мало сведений. Мальчик Лука (мирское имя Корнилия) с 3 лет был наделён удивительным даром прозорливости, ясновиденья. А будучи десятилетним мальчиком, видел то, что происходило в ближайшей деревне, знал то, что произойдёт в ближайшие дни. Где и когда пострижен в монашество — неизвестно. Вероятно, что в ранней молодости ушёл в Крыпецкой монастырь на послушание и там же был причислен к иноческому лику. Была в нём великая любовь к людям. Любимым изречением старца было: «Другому пожелаешь — себе получишь!». Многим людям Корнилий предсказал будущее, а так же и другие грядущие события. А в 1900 г. за 17 лет до свержения дома Романовых Корнилий сказал: «Не будет у нас царя! Сменят его, как плохого хозяина.»

В 1905 году сбылось пророчество Корнилия, о том, что колокольня обагрится кровью. На ней, действительно, было убито несколько монахов. Корнилий предсказал также день и час своей смерти. Говорил он и о том, что тело его не опустят в землю в день отпевания. И, действительно, гроб старца после отпевания не сразу был предан земле, потому что настоятеля не было тогда в монастыре. На время гроб поставили в склеп под часовней. Не дождавшись настоятеля монастырские работники похоронили старца, положив его головою … на север. Так исполнилось пророчество Корнилия о своём необычном погребении.

«Похоронят меня, — говорил, — вся Россия заплачет.» И действительно, через год началась русско — японская война. Стала «плакать Россия». Но Корнилий предсказывал и конец этих бедствий. «Когда тело моё переложат как следует, тогда и окончаться бедствия России. В 1913 году, спустя 10 лет после смерти Корнилия, нашлись люди хотевшие исполнить последнюю волю покойного: передать его тело правильному погребению. Но это дело не вызвало интереса, т. к. люди от которых зависело решение этого вопроса усомнились в достоверности этого пророчества.

В 1917 — 1918 годах Крыпецкий монастырь переживал тяжёлые дни. Серебряковцы разорили его, увели скот, увезли все запасы продуктов. Игумен и часть монашествующих были арестованы. В эти смутные дни вспомнили иноки Крыпецкого монастыря о пророчестве Корнилия. Игумен Нафанаил созвал братию на совет. На совете решили исполнить волю почившего Корнилия. Могила старца была отрыта, была отслужена панихида. Гроб, действительно, был опущен неправильно. При вскрытии могилы Корнилия присутствовала женщина, хорошо его знавшая и семью которой он часто навещал. Его переложили, не открывая. Было уже поздно, совершенно темно. Тут женщина вспомнила, что сделали что-то не так. К тому же нагрянули красногвардейцы из отряда Серебрякова. Начались допросы.

И так, первая попытка выполнить завещание Корнилия потерпела неудачу. В 1943 — 1944 годах вновь поднимался вопрос о перекладывании останков Корнилия, но осуществить это намерение не позволили обстоятельства военного времени.

Совсем недавно, в 1997 году останки Корнилия были перезахоронены. Корнилий пророчествовал также и о закрытии монастыря и о том, что его вновь восстановят и будет он красивым и значительным.

В 1990 г. Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь передан Русской Православной Церкви. Ощутимое возрождение обители началось только в 1995 г. — год 500-летнего юбилея со дня преставления преподобного Саввы Крыпецкого. С этого времени в монастыре снова затеплились молитва и духовная жизнь ее обитателей. В настоящее время в монастыре братии около 25 человек.

Материалы: «Русские церкви» http://r-oc.1gb.ru;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *