Пушкин 1827 год

Никакое другое время года не представлено так широко и ярко в пушкинском творчестве, как осень.
Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновенье», особое состояние, «блаженное расположение духа, когда мечтания явственно рисуются перед вами, и вы обретаете живые неожиданные слова для воплощения видений ваших, когда стихи легко ложатся под перо ваше, и звучные рифмы бегут навстречу стройной мысли» («Египетские ночи»).
Чем же так дорога осень поэту?
Пушкин в стихотворении «Осень» так говорит о своём отношении к этому времени года:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…
В этом стихотворении чудесными описаниями осенней природы поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к этому времени года, а в последних строках этого неоконченного отрывка он показывает с необычайной убедительностью и поэтичность, как рождается в его душе вдохновение, как появляются его поэтические создания:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы…
…И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
(«Осень», 1833)
Поэт умеет найти поэтические черты в увядании осенней природы: желтеющая листва деревьев окрашивается у него в багрец и золото. Это любовное восприятие её человеком, который действительно любит и умеет подметить поэтические черты осени. Недаром французский писатель Проспер Мериме отметил, что «поэзия расцветает у Пушкина из самой трезвой прозы».
Немало описаний осенней природы мы встречаем в романе «Евгений Онегин». Знакомый с детства отрывок «Уж небо осенью дышало» знакомит нас с поздней осенью в деревне. В этом отрывке есть и путник, мчащийся во весь дух на коне, испугавшись волка, и пастух, отработавший в летнюю страду, и деревенская девушка, поющая за прялкой, и мальчишки, катающиеся на коньках по замёрзшей речке.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(Глава IV, строфа XL)
Другой отрывок из знаменитого романа проникнут иным настроением. В нём тоже говорится об осени, но здесь нет прямого, простого изображения картин природы и образов людей, тесно связанных с жизнью природы. В этом отрывке сама природа поэтически очеловечена, иносказательно представлена в образе живого существа.
…Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…
(Глава VII, строфа XXIX)
Действительно, осенью А.С.Пушкин испытывал необычайный прилив сил. Необыкновенным подъёмом и размахом творческого гения поэта ознаменовалась Болдинская осень 1830 года. В истории всей мировой литературы невозможно привести другой пример, когда за три месяца писатель создал бы такое количество прекрасных произведений. В эту знаменитую «болдинскую осень» Пушкин закончил VIII и IX главы романа «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», четыре «маленьких трагедии» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»), «Историю села Горюхино», «Сказку о попе и работнике его Балде» около 30 стихотворений (в том числе такие, как «Бесы», «Элегия», «Шалость», «Моя родословная»), несколько критических статей и заметок. Произведения одной «болдинской осени» могли бы увековечить имя поэта.
Пушкин прожил в Болдине в эту осень около трёх месяцев. Здесь он провёл итоги дум и замыслов предшествующих лет и наметил, особенно в прозе, новые темы.
В Болдине поэт побывает ещё два раза (в 1833 и в 1834 гг.), тоже осенью. И эти посещения оставили заметный след в его творчестве. Но знаменитая «болдинская осень» 1830 года осталась неповторимой в творческой жизни поэта.

Последние годы жизни были крайне непростыми в жизни Александра Сергеевича Пушкина. Над поэтом довлела немилость царского двора, материальное положение тоже оставляло желать лучшего. Желая унизить признанного поэта, Николай 1 произвел Пушкина в камер-юнкеры в конце 1833 года. Такое звание присваивалось обычно молодым дворянам. В ответ Пушкин подал прошение об отставке с тем, чтобы уехать в свое имение. Он хотел заниматься исключительно литературным творчеством. Но получил ответ, что если он уйдет со службы, то утратит доступ к архивам.

Этого поэт, много и плодотворно работавший над историческими темами, допустить не мог. В тот период он создал «Историю Пугачева», работал над историей Петра. Поэтому Пушкин решил смириться и отозвал свое прошение об отставке.

Пушкин интересовался историей Франции, феодальными отношениями, и в частности, французскими революциями. Он уже сделал первые наброски «Сцен из рыцарских времен», составил план повести «Мария Шонинг».

В 1833-36-м годах Пушкин написал следующие произведения: Поэмы » Анджело» и «Медный всадник», повести «Дубровский», «Капитанская дочка», «Египетские ночи» и «Пиковая дама», целый ряд стихотворений.

Сначала 1836 года Пушкин начал издавать журнал «Современник», доходом с которого он рассчитывал покрыть свои долги. В журнале, кроме самого Пушкина издавались Н.В. Гоголь, А. И. Тургенев, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский. Но успехом у читателей журнал не пользовался при тираже 5 тысяч экземпляров, он имел всего 600 постоянных подписчиков.

Несмотря на все трудности и преграды, которые возникали перед Пушкиным в лице издателей и цензоров, Александр Сергеевич много работал, вынашивал идеи и планы своего дальнейшего творчества. Он задумал «Роман на Кавказских водах», размышлял над большим психологическим романом с элементами авантюры, в котором предполагал показать всю Россию – от декаристов, до лесных разбойников, планировал написать произведение о Христе.

В этот же период в России появился некий Дантес, вынужденный покинуть родину из-за своих политических взглядов. Этот человек умел втираться в доверие к людям, влюблять в себя женщин. И очень скоро приобрел в Петербурге влиятельных покровителей. С Натальей Николаевной Пушкиной он познакомился на балу в Анничковом дворце. И тут же по Петербургу поползли грязные сплетни о его отношениях с женой известного поэта. Пушкин не мог стерпеть ни сплетен, ни пасквиля, разосланного его друзьям. Он вызвал Дантеса на дуэль. Тот не на шутку испугался, и чтобы как-то погасить гнев поэта, сделал предложение Екатерине Николаевне, которая, как свидетельствует молва, была влюблена в него. Свадьба состоялась, но слухи вокруг Натальи Николаевны и Дантеса не утихли. Напротив, они обрастали все новыми грязными подробностями.

Взбешенный Пушкин написал оскорбительное письмо барону Геккерну, по официальным документам — приемному отцу Дантеса, а по слухам, его любовнику. В своем письме он в резкой форме отказывал от дома барону и Дантесу. На что барон ответил, что вызов на дуэль остается в силе, и что Дантес принимает его.

Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Существует неподтвержденная версия, точнее, уже в наше время проводилась трассологическая экспертиза, доказывавшая, что поэта убил не Дантес, что пуля прилетела со стороны. Эта версия имеет право на существование, если вспомнить, что Дантес боялся дуэли. Нельзя исключать вероятности, что Дантес мог сговориться с Геккерном. С другой стороны, царское правительство и охранка опасались влияния Пушкина на умы людей. Как знать. Есть версия, что пуля могла быть послана одним из ищеек Беккендорфа. Впрочем, это маловероятно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *