Издательство Сретенского монастыря
М. ∙ 2010
Эта книга является не просто учебным пособием для учащих и учащихся православных богословских учебных заведений. Она затрагивает вопросы, которые беспокоят сейчас многих людей, ищущих смысла жизни и пытающихся найти себя в безбрежном море современного религиозного плюрализма. Православный взгляд на различные стороны человеческой жизни и деятельности, предлагаемый в книге, поможет читателю лучше понять христианство, его отношение к миру и назначение человека.
«Полагаю же, что всякий имеющий ум, признает первым для нас благом ученость, и не только сию благороднейшую и нашу ученость, которая презирая все украшения и плодовитость речи, емлется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которою многие из христиан, по худому разумению, гнушаются, как злохудожною, опасною и удаляющую от Бога.… напротив, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве»
Св. Григорий Богослов. Слово 43.
Оглавление
Глава I. Понятие об Апологетике
§ 1. Разделы апологетики
§ 2. Краткий очерк истории Апологетики
§ 3. Русская апологетика
Глава II. Религия
§ 1. Человек, мир, религия
§ 2. Что такое религия
§ 3. О чем говорит слово «религия»
§ 4. Основные истины религии
§ 5. Сущность религии
§ 6. Взгляды отдельных философов на религию
1. Взгляд Канта
2. Взгляд Гегеля
3. Взгляд Шлейермахера
§ 7. Происхождение религии
1. Натуралистическая гипотеза
2. Анимистическая гипотеза
3. Гипотеза Фейербаха
4. Социальная гипотеза
5. Положительный взгляд на происхождение религии
§ 8. Первая религия
§ 9. Многообразие религий
§ 10. Не каждая вера есть религия
§ 11. Псевдорелигиозные системы мысли: деизм, пантеизм, теизм
Глава III. О бытии Бога
§ 1. Доказательство
1. Понятие о доказательстве
2. Доказательство и истинность
3. Об относительности эмпирических доказательств
4. Выводы
§ 2. Бога нет, потому что…
1. Наука доказала, что Бога нет
2. Его никто не видел
3. Библия содержит в себе много противоречий
4. В мире много страданий
§ 3. Бог есть
1. Космологический аргумент
2. Телеологический аргумент
3. Онтологический аргумент
4. Психологический аргумент
5. Нравственный аргумент
6. Религиозно-опытный аргумент
Глава IV. Религия и человеческая деятельность
§ 1. Наука
1. Наука или религия?
2. Понятие науки
3. Постулаты науки
4. Методы науки
5. О достоверности научного знания
6. О критериях в науке
7. Наука и мировоззрение
8. Наука и религия
9. Религия и наука
10. Вера и знание в религии и науке
11. Некоторые выводы
§ 2. Путь разума в поисках истины
1. Философия
2. Наука
3. Наука или мистика?
4. Христианство
§ 3. Основа социального служения Церкви
§ 4. Свобода христианина, свобода Церкви и религиозная свобода
Глава V. Откровение
§ 1. Виды откровений
§ 2. Общее Откровение и его признаки
§ 3. Индивидуальное откровение и его признаки104
§ 4. Экзорцизм
§ 5. Оценка естественного богопознания
Глава VI. Язычество
§ 1. Натурализм
§ 2. Идолопоклонство
§ 3. Мистицизм
§ 4. Магизм
§ 5. Истоки и сущность язычества
§ 6. Оценка язычества
Глава VII. Ветхозаветная религия
§ 1. Учение
§ 2. Ветхозаветная религия и христианство
Глава VIII. Духовная жизнь
§ 1. Основы духовной жизни (по творениям святителя Игнатия Брянчанинова)
1. Правильная мысль
2. Что значит вера во Христа
3. Познай самого себя
4. Добрые дела
5. Опасно преждевременное бесстрастие
6. Правильная молитва
7. Прелесть
8. Наставник
9. Католицизм
10. Истина одна
§ 2. О молитве истинной и ложной. Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова) и в «Откровенных рассказах странника»
1. Истоки молитвы и ее цель
2. Ступени молитвы
3. Ум и сердце в молитве
4. Благодатные действия молитвы Иисусовой
5. Сновидения
6. Наставления старца
7. Источники
8. Молитва и добродетели (заповеди)
9. Непрестанная молитва
10. Техника молитвы
11. Количество и качество молитв
§ 3. О святости в Православии
1. Бог и человек
2. Ступени жизни
3. Писание и Церковь
4. Святость
5. Законы жизни
6. Любовь и заблуждение
8. Плоды Духа
Глава IX. Происхождение мира
§ 1. Две нехристианские концепции
§ 2. Христианское понимание мира
§ 3. Гипотеза антимира
§ 4.Творение или (и) эволюция
§ 5. Христианская экология
Глава X. Эсхатологическая проблема в русском православном богословии и религиозно-философской мысли ХХ века
§ 1. Понятие об эсхатологии и ее различные аспекты
§ 2. Антихрист
§ 3. 666 и ИНН
§ 4. Антиномия геенны
Предисловие к четвертому изданию (М. 2002).
Естественно для христианина знать твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк. 1, 4). Но, как пишет апостол Петр, он должен быть готовым и всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). Ибо Сам Господь повелевает: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19–20).
Проповедь христианства – сложное и ответственное дело, поскольку от его успешности зависит спасение многих людей. Оно требует и знания вероучительных и нравственных истин христианства, и понимания духовной жизни, и определенного ознакомления с основными сторонами человеческой жизни и деятельности, прежде всего, с религиозной, философской, научной. Оно с необходимостью предполагает и знание ответа на главные и наиболее волнующие современников вопросы. Все это требует специальной подготовки, которой преимущественно и занимается Апологетика (Основное богословие).
Апологетика ориентирована на людей различных убеждений и уровней веры: и только что пришедших в ограду Церкви, у которых еще немало сомнений, и находящихся «около церковных стен», но ищущих Истины, смысла жизни и интересующихся христианством. И тем и другим, как не имеющим, большей частью, духовного опыта, не пережившим в себе Бога, необходимо рациональное обоснование истин веры. Предлагаемая работа, рассматривая многие вопросы, как общерелигиозного, так и специфически христианского характера, ориентирована на эту цель. И можно присоединиться к словам Ивана Ильина, сказанным им в предисловии к своему сборнику «Пути России»: «Эта книга написана для ищущих; для тех, кто еще не «имеет», но хочет «иметь»; хочет глубоко и искренно. Эта книга написана для сомневающихся — не ироническим, разъедающим и, в сущности говоря, уже отрицающим сомнением, но вопрошающим творческим сомнением, идущим из глубины сердца».
Предисловие к 7-му изданию (М. 2008).
Сущностью любой религии является духовная жизнь. Без опытного ее познания все прочие религиозные истины – догматические, нравственные и, тем более, вся внешняя сторона религии (ее культ) становятся пустыми и безжизненными формами, создающими видимость религиозной жизни, но оставляющими верующего без Бога. Такая религиозная вера, по меткому выражению А.С. Хомякова, превращается в мертвое веренье, которое является одним из самых тяжелых соблазнов, уловляющих множество христиан всех конфессий.
Что такое религия? Как придти к правильной вере? Какие препятствия стоят сегодня на ее пути, что нужно знать, чтобы избежать веренья? Каковы основы духовной жизни в православии, и каковы критерии ее истинности? Эти и другие вопросы рассматриваются в книге с привлечением разных источников: как святоотеческих, богословских, так и светских, научных, гуманитарных. Поэтому данная книга может служить не только учебным пособием для православных учебных заведений, но и послужить материалом для размышлений интересующимся православием.
Президент Рассел М. Нельсон, Президент Кворума Двенадцати Апостолов и известный кардиохирург, говорил о том, как религия и наука совместимы друг с другом.
«Между наукой и религией нет противоречия, – сказал он. – Конфликт возникает только от недостаточного знания либо науки, либо религии, либо того и другого вместе… Независимо от того, откуда исходит истина, – из научной лаборатории или из откровения от Бога, – они совместимы»4.
Таким образом, если у вас когда-либо возникали вопросы о том, как возраст Земли, эра динозавров, эволюция или что-либо еще, о чем вы узнали в классе естественных наук, совместимо с Евангелием, то это прекрасно! Все это совместимо, но все же остается еще множество вопросов, поскольку нам еще предстоит многое узнать. Брат Брайан Даун, ученый-фармацевт из Квебека, Канада, сказал, что он с нетерпением ждет времени, когда все будет открыто нам (см. У. и З. 101: 32–34).
А пока «мы ограничены в своей способности постигать все тайны окружающего нас мира рамками научных достижений, – говорит он. – Точно так же мы ограничены в своем понимании тайн Божьих и Его великого замысла для Своих детей».
Поэтому нам не стоит беспокоиться, если мы почувствовали противоречие между нашим пониманием Евангелия и тем, что мы узнаем благодаря науке. На самом деле ни одно из научных открытий не может доказать ошибочность вашей веры.
Если вам нравится наука, изучите как можно глубже интересующую вас сферу. Ваша вера может дать вам преимущество. Брат Ричард Гарднер, профессор кафедры биологии университета Южной Вирджинии, говорит, что его вера в Евангелие Иисуса Христа значительно помогла ему.
«В периоды, когда возникают трудности в исследованиях и кажется, что выхода нет, – а в исследованиях это происходит довольно часто, – ви́дение перспективы благословений Евангелия помогает мне пережить это», – говорит он.
Брат Даун также считает, что его вера помогает ему в его научной работе.
«Я всегда трудился с верой в то, что во всем есть логика и порядок, и если я буду достаточно долго и усердно изучать какой-нибудь вопрос, Небесный Отец в конце концов откроет мой разум для получения ответа», – говорит он.