Путешествия Павла

1819
Женитьба штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского (1788-1839) на Марии Федоровне Нечаевой (1800-1837), дочери московского купца Федора Тимофеевича Нечаева.
1820
13 (25) октября
Рождение старшего брата писателя Михаила.

1821
30 октября (11 ноября)
Рождение у М.А. и М.Ф.Достоевских второго сына — Федора.
1831
Покупка М. А. Достоевским маленького имения в Каширском уезде Тульской губернии, состоявшего из двух небольших деревенек — сельца Дарового и Чермашни (приобретена в 1832 году). С этого времени вплоть до отъезда в Петербург каждое лето Достоевский проводит в Даровом.
1833
январь
Для подготовки к пансиону с гимназическим курсом Михаила и Федора Достоевских отдали на полупансион к Н. И. Драшусову (Сушарду), куда они ездили ежедневно по утрам и возвращались к обеду.
1834
Поступление двух старших братьев в московский частный пансион Леонтия Ивановича Чермака.
1837
29 января (10 февраля)
Смерть Пушкина, остро пережитая Достоевским. Известие о ней дошло до него только через месяц.
27 февраля (11 марта)
Смерть Марии Федоровны Достоевской
май
Переезд старших братьев в Петербург для поступления в Инженерное училище. Поступление братьев Достоевских в приготовительный пансион капитана К.Ф. Костомарова.
1 (13) июля
Уход М. А. Достоевского в отставку и вскоре за тем переезд его в деревню.
1838
16 (28) января
Поступление Ф.М.Достоевского в Инженерное училище.
июнь
Отъезд Михаила Достоевского в Ревель для поступления в Инженерную команду.
1839
июнь
Смерть Михаила Андреевича Достоевского, убитого (по семейному преданию) его крепостными.
1841
август
Достоевский произведен в полевые инженер-прапорщики и переведен в нижний офицерский класс. Он получает возможность жить вне стен Инженерного училища. Снимает квартиру на Караванной улице близ Манежа.
1844
январь
Достоевский переводит «Евгению Гранде» О. Бальзака. Зимой им задуман роман «Бедные люди».
август
Достоевский подает прошение об отставке.
1845
конец мая
Достоевский читает «Бедные люди» Д. Григоровичу. Тот советует показать роман Некрасову и относит ему рукопись. Восторг Некрасова и Белинского по прочтении «Бедных людей». Еще до публикации романа имя Достоевского становится известным в петербургских литературных кружках.
1846
январь
Выходит «Петербургский сборник», издаваемый Некрасовым, в котором опубликован роман Достоевского «Бедные люди».
февраль
В № 2 «Отечественных записок» А.А. Краевского опубликована повесть «Двойник».
октябрь
В № 10 «Отечественных записок» напечатан рассказ «Господин Прохарчин».
декабрь
Достоевский работает над «Неточкой Незвановой». В этом году Достоевский знакомится с Аполлоном и Валерианом Майковыми, А.Н. Плещеевым, М.В. Петрашевским.
1847
январь
Выходит № 1 «Современника» с публикацией «Романа в 9 письмах». Достоевский начинает посещать пятницы М. В. Петрашевского, пользуется его библиотекой.
октябрь
В «Отечественных записках» начинает печататься повесть Достоевского «Хозяйка».
1848
январь
Выходит № 1 «Отечественных записок» с рассказом Достоевского «Чужая жена». В № 2 «Отечественных записок» — повесть «Слабое сердце».
декабрь
Выходит № 12 «Отечественных записок» с повестью «Белые ночи» и рассказом «Ревнивый муж». Достоевский сближается с Н.А.Спешневым. Под руководством Спешнева организуется особое тайное общество, куда вошли наиболее решительные петрашевцы: Достоевский, Н.А.Мордвинов, Н.А.Момбелли, П.Н.Филиппов, Н.П.Григорьев, В.А.Милютин. Общество ставит своей задачей «произвести переворот в России».
1849
январь
В № 1 «Отечественных записок» начинает публиковаться роман Достоевского «Неточка Незванова». Достоевский предлагает А.Н.Майкову вступить в «особое тайное общество с тайной типографией», во главе которого стоит Н.А.Спешнев.
23 апреля (5 мая)
Рано утром проходят аресты членов кружка Петрашевского. Достоевского арестовывают в 4 часа утра. Всего в эту ночь арестовано «36 человек разного звания». Достоевский заключен в камеру № 9 «Секретного дома» Алексеевского равелина.
ноябрь
Приговор военно-судной комиссии: «…за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, — лишить <…> чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием». Приговор рассмотрен генерал-аудиториатом. Утверждение Николаем I приговора, измененного генерал-аудиториатом: Достоевскому — четыре года каторги, потом рядовым. Но помилование должно быть объявлено «лишь в ту минуту, когда все уже будет готово к исполнению казни».
22 декабря (2 января)
Казнь на Семеновском плацу. Приостановка казни и чтение рескрипта о помиловании.
1850
9 (21) января
Достоевский, С.Ф.Дуров и И.Ф.Л. Ястржембский по пути из Петербурга в Омский острог прибывают в Тобольск. В Тобольском остроге Достоевского и Дурова посещают жены декабристов: Н.Д.Фонвизина и П.Е.Анненкова с дочерью. Фонвизина дарит Достоевскому Евангелие со спрятанными в переплете 10 рублями.
23 января (4 февраля)
Достоевский и Дуров прибывают в Омскую крепость.
1850-1854
Достоевский — каторжанин Омской крепости.
1854
23 января (4 февраля)
Достоевский выходит из острога. Зачислен рядовым в войска Отдельного сибирского корпуса.
конец февраля
Достоевский отправляется в Семипалатинск, в 7-й Сибирский линейный батальон.
весна
Достоевский знакомится с Александром Ивановичем и Марией Дмитриевной Исаевыми, их сыном Павлом.
1855
март
В связи с «высочайшим манифестом», ознаменовавшим восшествие на престол Александра II, опубликован приказ о «льготах и милостях» к «впавшим в преступления лицам Военного ведомства».
середина мая
А.И.Исаев получает назначение управляющим по корчемной части в город Кузнецк Тобольской губернии. Отъезд Исаевых из Семипалатинска.
август
Смерть А.И.Исаева.
1856
Знакомство и дружба с Ч.Ч.Валихановым.
ноябрь
Достоевский делает официальное предложение М.Д.Исаевой и получает ее согласие на брак.
1857
6 (18) февраля
Достоевский в Кузнецке венчается с М.Д.Исаевой. На обратном пути из Кузнецка с Достоевским случается сильнейший припадок, врач констатирует «настоящую падучую».
17 (29) апреля
Высочайшим указом Правительствующему сенату Достоевскому возвращено потомственное дворянство. Это дает ему возможность публиковать свои произведения. В № 8 «Отечественных записок» напечатан «Маленький герой».
1858, до 8 (20) марта
Достоевский подает прошение об отставке.
1859, март
В № 3 «Русского слова» опубликована повесть «Дядюшкин сон». Достоевский получает долгожданную отставку. За писателем установлен секретный надзор. Местом жительства Достоевский избирает Тверь.
ноябрь-декабрь
В № 11-12 «Отечественных записок» публикуется «Село Степанчиково и его обитатели».
20 декабря (1 января)
Получив разрешение иметь жительство в Петербурге, Достоевский с семьей приезжает в Петербург.
1860, весна
Выходят «Сочинения Ф.М.Достоевского» в 2 томах.
1(13) сентября
В газете «Русский мир» № 67 опубликованы «Введение» и 1-я глава «Записок из Мертвого дома».
1861, январь
Выходит № 1 журнала «Время» с первой частью романа «Униженные и оскорбленные» и «рядом статей о русской литературе». Продолжается публикация «Записок из Мертвого дома» в «Русском мире».
1862, 7 (19) июня
Достоевский в первый раз выезжает за границу. За 2,5 месяца он посетил более 20-ти городов Западной Европы (Берлин, Дрезден, Висбаден, Кельн, Париж, Лондон, Флоренцию, Турин, Женеву, Вену и др.)
1863
24 мая ( 5 июня)
Высочайшее повеление о запрещении журнала «Время» (за статью «Роковой вопрос»).
около 4(16) августа — около 21 октября (3 ноября)
Достоевский выезжает из Петербурга за границу (Берлин, Висбаден, Париж, Баден-Баден, Турин, Генуя, Рим, Неаполь, Ливорно, Гомбург, Дрезден)
1864
24 января (5 февраля)
М.М.Достоевский получает разрешение издавать журнал «Эпоха».
март
Выходит сдвоенный номер журнала «Эпоха» с «Записками из подполья».
15 (27) апреля
Умирает М.Д.Достоевская, жена писателя
10 (22) июля
Умирает М.М.Достоевский, старший брат Достоевского. Писатель продолжает издание «Эпохи», принимая на себя долги умершего брата.
1865
22 марта (3 апреля)
Выходит № 2 журнала «Эпоха» с рассказом «Необыкновенное событие, или Пассаж в пассаже…» Этот номер стал последним, издание возобновлено не было. Писателя преследуют кредиторы.
после 16 (28) июля
Спасаясь от кредиторов, Достоевский уезжает из Петербурга в Европу.
29 июля (10 августа)
Начало работы над романом «Преступление и наказание».
1866
январь
С № 1 в журнале «Русский вестник» начинает печататься роман «Преступление и наказание». Публикация продолжается в течение всего года.
4 (16) октября
К Достоевскому приходит А.Г.Сниткина, двадцатилетняя ученица курсов стенографии, его будущая жена и ангел-хранитель. Достоевский начинает диктовать роман «Игрок».
31 октября (12 ноября)
Завершена работа над романом «Игрок».
3 (15) ноября
Достоевский обращается к А.Г.Сниткиной с просьбой стенографировать последнюю часть романа «Преступление и наказание».
8 (20) ноября
Достоевский делает предложение А.Г.Сниткиной стать его женой. Она с радостью соглашается.
1867
15 (27) февраля
В Троицком (Измайловском) соборе — венчание Достоевского и А.Г.Сниткиной.
14 (26) апреля
Достоевский и А.Г. уезжают за границу, как предполагалось, на несколько месяцев. Но проживут они в Европе более четырех лет. (Берлин, Дрезден, Баден-Баден, Базель, Женева, Веве, Милан, Флоренция)
1868
январь
В № 1 «Русского вестника» начинается публикация романа «Идиот».
22 февраля (5 марта)
У Достоевских в Женеве родилась дочь Софья.
12 (24) мая
Смерть Сони Достоевской. Достоевский глубоко переживает смерть дочери.
1869
январь
Достоевский заканчивает работу над романом «Идиот».
14 (26) сентября
У Достоевского рождается вторая дочь — Любовь.
1871
январь
В журнале «Русский вестник» начинает печататься роман «Бесы».
8 (20) июля
Достоевские возвращаются в Петербург.
16 (28) июля
У Достоевских родился сын Федор.
1872
май
В.Г.Перов по заказу П.М.Третьякова пишет портрет Достоевского.
15 (27) мая
Достоевские отправляются на лето в Старую Руссу. В № 11-12 «Русского вестника» заканчивается публикация «Бесов» (без главы «У Тихона»).
начало сентября
Достоевский с семьей возвращается из Старой Руссы в Петербург.
декабрь
Достоевский принимает на себя обязанности главного редактора газеты-журнала «Гражданин», издаваемого В.П.Мещерским.
1873
январь
С № 1 «Гражданина» начинается публикация «Дневника писателя».
февраль
Достоевский избирается членом Славянского благотворительного комитета.
до 11 (23) июня
А.Г.Достоевская с детьми уезжает в Старую Руссу.
30 июня (12 июля)
Достоевский выезжает к семье в Старую Руссу. К осени семья возвращается в Петербург.
1874
февраль
Достоевский начинает работу над романом «Подросток».
10-12 (22-24) мая
Достоевский с семьей выезжает в Старую Руссу.
9 (12) июня
Достоевский приезжает в Берлин, через день выезжает в Эмс, где ему рекомендовано врачами пройти курс лечения эмскими минеральными водами.
начало августа
Возвращается в Старую Руссу, в которой семья Достоевского проведет более года (до сентября 1875)
1875
январь
В «Отечественных записках» начинает печататься роман «Подросток».
23 мая (4 июня)
Достоевский выезжает в Петербург для дальнейшего следования в Эмс.
10 (22) июля
Возвращается в Старую Руссу.
10 (22) августа
У Достоевских родился сын Алеша.
середина сентября
Достоевские возвращаются в Петербург.
1876
январь
Достоевский начинает издавать моножурнал «Дневник писателя». Январский выпуск (2000 экз.) расходится в два дня, печатается дополнительный тираж. Февральский выпуск выйдет тиражом 6000 экз. «Дневник писателя» становится трибуной, с которой Достоевский высказывает свои самые глубокие философские, политические, исторические воззрения, рассматривая сквозь их «магический кристалл» современность.
10 июня (22 июня)
Достоевский с семьей уезжает в Старую Руссу.
5 (17) июля
Достоевский из Петербурга выезжает в Эмс.
12 (24) августа
Достоевский возвращается в Старую Руссу.
конец августа
Достоевский возвращается в Петербург.
1877
вторая половина июля — 2 (14) сентября
Семья Достоевских проводит лето в Малом Приколе.
2 (14) октября
Достоевский избирается членом-корреспондентом Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности.
1878
В течение года Достоевский работает над романом «Братья Карамазовы».
март
Достоевский получает приглашение принять участие в Международном литературном конгрессе в Париже.
6 (18) мая
Умирает сын Достоевского Алеша.
после 25 мая (6 июня)
Отъезд Достоевских в Старую Руссу.
июнь
Достоевский совместно с Вл.С.Соловьевым предпринимают поездку в Оптину пустынь.
3 (15) октября
Достоевский с семьей возвращается в Петербург и поселяется в Кузнечном переулке, на углу Ямской улицы, в доме №5.
1879
Начиная с января в «Русском вестнике» печатается роман «Братья Карамазовы».
июнь
Достоевский получает извещение об избрании его членом почетного комитета Международной литературной ассоциации, почетным президентом которой является Виктор Гюго.
17 (29) апреля
Отъезд Достоевских на лето в Старую Руссу.
17 (29) июня
Достоевский выезжает из Старой Руссы в Эмс для лечения.
начало сентября
Достоевский возвращается в Старую Руссу.
конец сентября
Достоевские возвращаются в Петербург.
1880
Продолжается публикация романа «Братья Карамазовы».
9-11 (21-23) мая
В один из этих дней Достоевские уезжают в Старую Руссу.
5- 8 (17-20) июня
Празднества в честь открытия в Москве памятника А.С.Пушкину.
8 (20) июня
Достоевский произносит свою знаменитую речь о Пушкине.
6 (18) октября
Достоевские выезжают из Старой Руссы в Петербург.
1881
В первых числах января Достоевский начинает работу над январским выпуском «Дневника писателя».
26 января (7 февраля)
У Достоевского кровотечение горлом. Доктора диагностируют разрыв легочной артерии.
28 января (9 февраля)
В 8 часов 36 минут вечера Достоевский умер. Первый некролог публикует «Новое время»: «Умер не только писатель, умер учитель, умер благородный человек». И.Н.Крамской зарисовывает Достоевского на смертном одре. Скульптор Л.Бернштам снимает гипсовую маску. Начиная с 30 января (11 февраля) практически все петербургские, а также московские и провинциальные газеты помещают материалы, посвященные смерти и похоронам Достоевского Вдове и детям по Высочайшему повелению назначается пенсия в 2000 руб. в год.
31 января (12 февраля)
Выходит январский выпуск «Дневника писателя».
1 (13) февраля
Похороны Достоевского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, неподалеку от могилы В.А.Жуковскогo

Опубликовано 10.02.2014

Все путешествия апостола Павла, описанные в Библии. Ученые посчитали, что Павел преодолел более 16-ти тыс. км. в своих миссионерских путешествиях, и это несмотря на то, что в то время не было быстрого авиа, ж/д и автотранспорта. Павел тяжело трудился, переходя из города в город главными дорогами Римской империи. В городах он проповедовал и образовывал христианские общины, которые он затем старался опять посещать для наставления и вел с ними переписку. В итоге Павел совершил 5-ть путешествий, которые описал его друг и соратник Лука в Книге Деяния.

Путешествие Павла в Дамаск, Аравию, Иерусалим, Тарс и Антиохию

Множество христиан, когда после смерти Стефана начались гонения в Иерусалиме, искали убежища в других городах и странах. Иудей Савл ревностно преследовал христиан, получив письмо от первосвященников, которое давало право арестовывать христиан и в цепях доставить их в Иерусалим из Дамаска в Сирии (Деяния 9:1-9).

1. Павел видит явившегося ему Христа на пути в Дамаск. Произошло невероятное чудо, сам Господь явился Павлу, Павел ослеп, а Христос сказал идти в Дамаск и ждать дальнейших указаний.

2. Анания крестит Павла в Дамаске (Деяния 9:10-19). Бог чудесным образом дает видение простому ученику Анании и дает задание крестить «Мой избранный сосуд». «Пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его. Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деяния 22:13-16).

3. Павел уходит в Аравию (Послание Галатам 1:16-18). Многие ученые считают, что между событиями в Деяния 9:22 и Деяния 9:26 прошло не менее 3-х лет. Проведя какое-то время в уединении в Аравийской пустыне Савл (Павел) вернулся в Дамаск, а потом в Иерусалим.

4. Павел проповедует Христа, но эллинисты грозят убить его (Деяния 20:20-29). Даже апостолам сначала тяжело было поверить, что бывший гонитель веры стал одним из них. Павел бежал в Кесарию, а затем апостолы отсылают его в родной город Тарс ради безопасности.

После гонений в Иерусалиме многие верующие перебрались в Финикию, Кипр и Антиохию, проповедуя благую весть (Деяния 11:19-26). Большинство из них проповедовало только иудеям, но в Антиохи начали принимать веру язычники. Церковь послала туда Варнаву для изучения ситуации, и ему понравилось то, что он увидел. После этого Варнава отправился в Тарс, чтобы захватить с собой Савла (Павла) для проповеди Евангелия в Антиохи.

Первое миссионерское морское путешествие апостола Павла

1. Павел и Варнава отплывают на Кипр. Руководители Антиохийской церкви избрали Павла и Варнаву для благовестия на западе (Деяния 13:4-12). Вместе с Иоанном Марком они сели на корабль в Селевкии и поплыли через Средиземное море на Кипр. Они проповедовали в Саламине, крупнейшем городе острова, а затем отправились через остров в Паф.

2.Елима волхв. В Пафе братья проповедовали проконсулу острова Сергию Павлу, но лжепророк волхв ВарИисус отвращал проконсула от веры. После слов Павла лжепророк ослеп, а проконсул принял веру. Затем Павел, Варнава и Иоанн Марк оставили Паф и высадились в Перги, в районе Памфилии, на узкой полосе между морем и Таврскими горами (Деяния 13:13-52). Иоанн Марк оставил попутчиков в Перги, а Павел с Варнавой по крутой дороге поднялись на плато Писидии в Галатии. Когда иудеи не стали слушать Павла, он начал проповедовать язычникам, и иудеи выгнали Павла и Варнаву из Антиохи Писидийской (Деяния 14:1-20). После этого они спустились с гор, и пошли на восток к Ликаонии. Сначала они пришли в Иконию, торговый центр на дороге из Асии в Сирию, но затем вынуждены были бежать в Листру, в 40 км. к югу.

3. В Листре Павла и Варнаву принимают за богов после излечения Павлом хромого от рождения. Братья всю славу за чудо отдают Богу. В Листру прибыли иудеи из Антиохи и Иконии и, возбудив народ, побили Павла камнями. Павла вытатащили за город, думая, что он умер. Но Павел чудесным образом остался в живых, поднялся и вернулся в город. На следующий день Павел с Варнавой совершили путешествие до приграничного города Дервии на расстоянии 80 км. Потом братья тем же путем вернулись обратно. Из Антиохи Писидийской Павел и Варнава, спустившись с гор, отправились обратно в Памфилию на побережье (Деяния 14:21-28). Сначала они остановились в Перги, в которую приплыли, а потом пошли на запад в Атталию, главный порт, через который товары из Асии отправляли в Сирию и Египет. Там они нашли корабль, отплывавший в Селевкию, порт Антиохи Сирийской. Так закончилось первое миссионерское путешествие.

Второе миссионерское сухопутное путешествие апостола Павла

1. Павел и Сила отправляются в путь (Деяния 15:36-41). Павел предложил Варнаве посетить братьев в городах, где они раньше проповедовали. Но Варнава захотел взять с собой Иоанна Марка, который их оставил. Павел не был с ним согласен и взял с собой Силу, а Варнава с Марком отплыли на Кипр.

2. Тимофей присоединяется к Павлу и Силе (Деяния 16:1-8). Павел и Сила путешествовали по суше – по римской дороге через Киликию и киликийские ворота – ущелье в Таврских горах – на северо-запад в Дервию, Листру и Иконию. В Листре к ним присоединился Тимофей. Дух велел не ходить братьям в Асию, поэтому они повернули на север к Вифинии. Дух снова запретил им, и они повернули на запад через Миссию и портовый город Троаду.

3. Видение Павлу. В Троаде Павел увидел видение, в котором его призывали проповедовать в Македонию (Деяния 16:9-40). Павел, Сила, Тимофей и Лука сели на корабль, и сначала приплыли на остров Самофракию, а затем в Неаполь, порт возле города Филиппы. Город Филиппы стоял на дороге Игнатия, основной транспортной артерии, связывающей восточные провинции с Италией.

4. Обращение Лидии, Павел и Сила в темнице. В Филиппах братья обратили женщину из Фиатир, которая приехала сюда торговать багряницею. А затем за проповедь их посадили в тюрьму, где они обратили стражника со всей его семьей. Лука остался в Филиппах, а Павел, Сила и Тимофей продолжили путешествие по дороге Игнатия до Амфиополя, Аполлонии и Фессалоники (Деяния 17:1-34).

5. Мятеж после проповеди Павла в синагоге. Иудеи подняли мятеж, подключили городских начальников и выгнали братьев из города. Братья бежали в Верию, но когда их враги из Фессалоники стали их преследовать, Павел отплыл морем в Афины. Сила и Тимофей остались в Верии для ободрения верующих.

6. Павел спорит с философами в Ареопаге. В Ареопаге Павел проповедовал Афинским философам, а затем совершил путешествие в Коринф (Деяния 18:1-23). Коринф являлся одним из величайших торговых центров империи, расположенный на узком перешейке между Эгейским и Адриатческими морями.

7. Павел работает с Акиллой и Прискиллой. Павел нашел в Коринфе Акиллу и Прискиллу и вместе с ними делал палатки, а по субботам проповедовал в синагоге Иудеям и Эллинам. После этого Павел отплыл из Кенхрей, порта Коринфа и посетил Ефесянам После Ефеса Павел поплыл в Кесарию, а затем в Иерусалим, чтобы рассказать о своем путешестии. После Иерусалима Павел опять вернулся в Антиохию.

Третье миссионерское путешествие апостола Павла

1. Павел посещает христианские общины (Деяния 19:1-40). Вероятно, Павел и Сила отправились в 3-е миссионерское путешествие, чтобы исправить заблуждения основанных ими церквей и «утверждать уверовавших». Братья двигались на север, а потом на запад и посетили многие города, в которых побывали раньше. Но на этот раз они шли более прямой дорогой на запад, к Ефесу. В районе Дервии и Листры они встретили Тимофея и взяли с собой.

2. Мятеж во время двухлетнего пребывания Павла в Ефесе (Деяния 20:1-5). В результате бунта в Ефесе Павел отправился в Троаду.

3. Павел отплывает в Македонию. Из Троады Павел поплыл в Македонию, а затем в Ахаию и Коринф, чтобы разрешить возникшие там проблемы.

4. Павел возвращается в Македонию. Из Коринфа Павел собирался прямо отправиться домой в Антиохию Сирийскую, но против него был открыт заговор, и ему пришлось вернуться в Македонию и Троаду тем же путем (Деяния 20:6).

5. Воскрешение Евтиха из мертвых (Деяния 20:7-38). В Троаде Павел много учил братьев и сестер до полуночи. Юноша Евтих уснул и упал, но Павел его воскресил. Из Троады Павел по суше пришел в Асс, потом сел на корабль до Милитины и Самоса, направляясь в Милит. В Милит он позвал старейшин Ефесской церкви, чтобы попрощаться и дать последние наставления. Из Милита корабль отплыл в Кос, Родос и Патару (Деяния 21:1-17).

5. Павел возвращается в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. В Патаре Павел и его товарищи сели на тоговое судно, плывущее Финикию. Они побывали на Кипре и высадились в Тире, затем в Птолемаиде, а потом в Кесарии. Из Кесарии Павел по суше направился в Иерусалим.

Путешествие Павла в Рим

Павел принес известия о результатах своего 3-го путешествия старейшинам Иерусалимской церкви, которые порадовались за его служение (Деяния 21:18-23:35). Но вскоре иудеи выступили против Павла и убедили Римские власти арестовать его. Был обнаружен заговор людей, желавших убить Павла, поэтому его ночью отвезли в Антипатриду, а потом перевезли в провинциальную тюрьму в Кесарии.

В Кесарии началось путешествие в Рим протяженностью в 3200 км. (Деяния 27:1-28:1). Чтобы не выходить в открытое море, корабль плыл вдоль берега. В Мирах Павел сел на судно, которое направлялось в Италию. Они с трудом добрались до Книда, потом до Крита и высадились в Хороших Пристанях. Следующей остановкой был Финик, но корабль отнесло ветром к югу от острова Клавда, а потом он дрейфовал 2-е недели, пока не потерпел крушение у берегов острова Мелит.

На острове Мелит мореплаватели провели 3-и месяца (Деяния 28:1-6). Потом они на другом корабле проплыли 160 км. до Сиракуз, столицы Сицилии, потом до Риги и наконец они бросили якорь в Путеоле. По дороге в Рим Павел побывал на Аппиевой площади и в Трех Гостиницах.

Во 2-ом Послании Коринфянам 11:23-32 Павел описывает свои путешествия: «Три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах». Путешествия были полны опасностей и испытаний. Но Павел очень сильно любил Бога и людей, и поэтому, относился к ним как к «посторонним приключениям!»

Алексей Смирнов

Другие темы
Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!

Пройти тест

Библейский курс для начинающих

Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.

Курсы для начинающих

«Мне, наименьшему из всех святых,

дана благодать сия – благовествовать

язычникам неисследимое богатство Христово

и открыть всем, в чем состоит домостроительство

тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге»

(Послание ап. Павла Ефесянам, 3:8-9)

1. «Павел (в переводе с латинского — малый, меньший), до обращения в христианство — Савл (вожделенный), один из величайших учителей Церкви Христовой, который после прочих Апостолов обратился к вере в Иисуса Христа, но более каждого из них содействовал покорению державе Его всего мира» .

Павел после своего обращения совершил три миссионерских путешествия, во время которых он основал целый ряд Церквей в Малой Азии и на европейском континенте. Все путешествия своим исходным пунктом имели Антиохию (сирийскую). Следует отметить, что во времена ап. Павла этот город считался третьим по значимости в Империи после Рима и Александрии. «Город находился в 300 милях к северу от Иерусалима, там, где сходятся Ливанские горы и малоазийский Тавр. Антиохия была основана около 300 г. до Р.Х. на берегах Оронта примерно в двадцати милях от моря. Благодаря своему порту, называвшемуся Селевкией, она осуществляла постоянную связь с западом, в то время как ее посещали торговые караваны со всего Ближнего Востока. В IV столетии от Р.Х. ее мужское население составляло 150-200 тысяч; можно предположить, что во времена Павла оно было не меньшим. Город был известен своими школами философии, медицины и риторики, библиотекой и разного рода публичными увеселительными заведениями: театрами, амфитеатрами, стадионами и банями» . Жители Антиохии имели репутацию грубых острословов и изобретателей прозвищ, не случайно именно здесь появилось название «христиане” (Деян. 11:26). И именно этот обуреваемый страстями языческий город стал главным центром христианства за пределами Палестины. Американский археолог Дж. Райт указывает вероятную причину этого. Некогда в Антиохии существовала большая еврейская колония, с которой так или иначе было связано большое количество «богобоязненных” греков . По-видимому, из них и вышло большинство новообращенных христиан.

Целью путешествий апостола Павла, как явствует из их определения, было распространение и утверждение христианства. Путешествия совершались Павлом пешком, а также по Средиземному морю. Так, в 1 путешествии (ок. 47-49 г.г.). Павел со своими спутниками Варнавой и Иоанном Марком пешком дошли до приморского города Селевкии, лежащего против острова Кипра, а оттуда отплыли на о. Кипр . Пройдя весь Кипр до г. Пафа, апостолы морским путем добрались из него в Малую Азию. Здесь опять пешим способом отправились «в Пергию, потом в Антиохию писидийскую, потом в Иконию, потом в Листру, в Дервию и Ликаонию, потом в Памфилию, потом снова в Пергию» , откуда отплыли назад в Антиохию (сирийскую), (Деян. 13-14). Во втором путешествии (ок. 50-53 г.г.) Павлом со спутниками пешком были пройдены Тарс, Дервия, Листра, Иконий, Антиохия (писидийская), Галатия и Фригия до самой Троады. Оттуда через Эгейское море «в Неаполь, потом в Филиппы, город македонский; потом, пройдя Амфиполь и Аполлонию, пришел в Фессалонику, потом в Берию» , морем до Афин, по суше –до Коринфа, по морю – в Эфес, а затем опять морем через острова Родос и Кипр до Кесарии , (Деян. 15:36-18:22). Третье путешествие апостола (ок. 53-57 г.г.) проходило почти по тому же пути: по суши был проделан путь от Антиохии до Эфеса, через Эгейское море в Македонию, где Павел посетил: Филиппы, Берию, Солунь и др., затем спустился в Элладу и остановился в Коринфе (Деян. 20:1). «…потом, пройдя Македонию, снова во второй раз прибыл в Филиппы и из Филипп снова в Троаду, … потом прибыл в Ассон, потом в Митилену; потом пристал к берегу против Хия; потом прибыл в Самос и оттуда в Милет» , затем Средиземным морем через Родос и Патару добрался до Тира; пройдя Птолемиду и Кесарию, вернулся в Иерусалим , (Деян. 18:23-21:16).

Итоги путешествий можно подвести по следующим критериям: география распространения христианства, первоначальное вероисповедание обращенных и их статус в Церкви (иудеи и язычники), развитие пастырской практики, формирование вероучительных положений и догматов, создание предпосылок для возникновения соборной, единой Церкви.

Итогами 1 путешествия стали следующие:

  1. основание христианских общин с пресвитерами, получившими апостольское преемство, в малоазийских городах Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии, т.е. расширение области распространения христианства за пределы Палестины;

  2. начало массового обращения язычников;

  3. спор о Законе и равноправии язычников с иудеями в Церкви и созвание первого в истории Церкви апостольского собора;

  4. «противостояние» ап. Павла ап. Петру по поводу общения с язычниками и начало распространения Павлом идеи единства верующих во Христе;

  5. признание Павла апостолом язычников со стороны столпов Церкви -Петра, Иакова и Иоанна.

Итогами 2 путешествия стали:

  1. основание европейских Церквей в Македонии (Филиппах, Солуни и Верии (Берии)) и Коринфе, дальнейшее распространение христианства на Запад;

  2. начало проповеди христианства среди ученых язычников, философов (речь Павла в Афинском Ареопаге);

  3. распространение Павлом учения об оправдании верой, а не делами Закона Моисеева (о свободе от Закона) и единства во Христе – это стало одной из предпосылок создания единой, соборной и апостольской Вселенской Церкви;

  4. осознание ап. Павлом необходимости регулярного пастырского руководства Церквами, написание им 2-х посланий Фессалоникийцам и послания к Галатам.

Итоги 3 путешествия:

  1. основание Эфесской Церкви;

  2. проповедь и вероучительная деятельность ап. Павла: написание двух посланий к Коринфянам, послания к Римлянам;

  3. 1-я известная в истории Церкви, пастырская беседа ап. Павла, обращенная к священнослужителям;

  4. начало формирования единой Вселенской Церкви.

Во время всех путешествий очевидно противоположное отношение к проповеди иудеев и язычников: в большинстве случаев первые отвергали благую весть (и гнали Павла), а вторые с радостью принимали ее. Хотя были случаи, когда иудеи обращались в христианство, а язычники неадекватно воспринимали евангелиста и его учение (случай в Листре, когда Варнава, как старший летами, почтен был за Зевса, а Павел, отличавшийся даром слова, за Ермия (Гермеса) (Деян. 14:11) или с насмешкой и презрением отвергали его (как в Афинах). Потому «Павел, как видно из Деяний (Деян. 17:23), почитал за нужное предварительно узнавать дух и нравы тех людей, которым намеревался проповедовать» .

2. Миссионерская деятельность ап. Павла началась с того дня, когда Дух Божий призвал его к служению во время вечери Господней, совершаемой апостолами в Антиохии: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их” (Деян. 13:2). Было ясно, о каком деле идет речь – о проповеди благой вести. «Филипп, Петр и Иоанн обращали людей в христианство в Самарии, области, куда правоверные иудеи избегали заходить…Петр и Филипп проповедовали евангелие в прибрежной равнинной Иудее, вплоть до Кесарии на севере» . Дальше они не заходили. Савл и Варнава, будучи призваны, не знали с чего начать, понимая лишь, что христианство должно распространяться по всему миру, как заповедал Господь. Поэтому первая «поездка на Кипр не была еще осознана как начало миссии среди язычников. Окончательно план такой миссии созрел лишь в ходе путешествия и оформился в 49 году после встречи с апостолами в Иерусалиме» . апостол павел миссионерский христианство

Павел начал свою проповедь в Малой Азии с евреев. Когда же они отвергли его, он осознал свое призвание быть апостолом язычников: «…но как вы отвергаете его (слово Божие) и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13:46). Первым язычником, благосклонно принявшим проповедь Савла, стал проконсул Пафоса (на о. Кипр) Сергий Павел. С его обращением связано употребление в Деяниях имени, под которым известен апостол – Павел. Прот. Смирнов пишет по этому поводу: «Можно полагать, что полнота и сила дарований Святого Духа, явленная Павлом в обращении римского проконсула, указали в нем главного апостола языков и поставили его выше Варнавы. Имя Павла он усвоил себе или в благодарное воспоминание об этом великом успехе проповеди, или по значению этого слова, которое благоприятствовало великому смирению первоверховного апостола (раulus — малый); по мнению некоторых, он и ранее сего имел это римское имя, только среди иудеев не употреблял его, а стал употреблять после того, как окончательно вступил на поприще проповеди язычникам». .

В Пафосе на юго-западном побережье Кипра итальянские археологи обнаружили, как они считают, самое раннее свидетельство пребывания апостола на этом острове. Это фрагментированная греческая надпись на обломке мраморной плиты, найденная в развалинах ранней христианской базилики. Две не полностью сохранившиеся строки реконструируются как PAYLOY APOSTOLOY — «Павла апостола.” Эта базилика была построена после 394 г. на руинах древнего языческого храма Аполлона и Артемиды (он существовал с IV в. до Р.Х.). Найденная надпись, по мнению археологов, может быть датирована II в. от Р.Х. Недалеко от базилики, где была найдена надпись, стоит каменный столб, к которому, согласно местной традиции, апостол Павел однажды был привязан и подвергнут бичеванию. В Деяниях этот эпизод не упоминается .

В своем первом миссионерском путешествии Павел выступил с проповедью в Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии (Деян. 13:13-14:24), находившихся в римской провинции Галатии.

Своим названием Галатия обязана группе галлов из Европы, поселившихся в северных областях этой провинции в III в. до Р.Х. . В начале II столетия до Р.Х. Галатия была государством-клиентом Рима, в 25 г. до Р.Х. превратилась в римскую провинцию. Антиохия, главный город провинции, была основана сирийским царем Селевком I около 300 г. до Р.Х. Около 189 г. до Р.Х. римляне превратили Антиохию в вольный город, а в 11 г. до Р.Х. — в римскую колонию. В свою бытность вольным городом Антиохия имела эффективную систему самоуправления, народное собрание и систему образования с характерным эллинским духом. В этом городе политическое собрание именовалось греческим словом ekklesia, которое было впоследствии использовано христианами для обозначения Церкви.

Проповеди Павла в Антиохии сопутствовала, вероятно, царившая среди язычников атмосфера поиска «главного бога». Дж. Райт в своей книге «Библейская археология» приводит такие сведения: «В Малой Азии существовало множество религиозных сект разного рода, но трудно было «приспособить” к новой эпохе старых богов. Одним из самых важных документов, циркулировавших в Малой Азии, фрагмент копии которого удалось обнаружить при раскопках Антиохии, был Monumentum Ancyranum, повествовавший о «Деяниях божественного Августа (Цезаря).” Другая копия этого же документа была вырезана на стенах «Августеума,” беломраморного храма, воздвигнутого в Анкире (Анкара) на севере Галатии. Текст, который, возможно, принадлежал самому Августу, был сочинен в 14 г. от Р.Х. Он описывает жизнь и труды императора, стремившегося к осуществлению религиозных, или даже мессианских, чаяний того времени. Эти чаяния были характерны и для времени жизни Павла…» . Протоиерей А. Мень замечает, что «первый век по Р. Х. принято изображать как время религиозного упадка и равнодушия, но на самом деле его отличал дух богоискания и жажды истины» . Кроме того, в то время бушевавшие столетиями войны утихли, жизнь входила в мирное русло. Вот те субъективные и объективные причины, благодаря которым слова новой проповеди нашли в Галатии благоприятную почву.

В Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии, несмотря на противодействие начальников иудейских общин, Павлу и Варнаве удалось сплотить первые кружки христиан, ядро будущей церкви: «… в главном они преуспели: не только поддержали дух христиан, но поставили им старейшин, пресвитеров. Пресвитер не был руководителем Церкви, такое руководство появилось позднее; его главное служение заключалось в возглавлении священной Трапезы… считалось, что апостолы передали пресвитерам, …тот дар, который они в свою очередь получили от Самого Христа». . «Название «пресвитер”…показывает, что в эту должность апостолы избирали старейших или по возрасту, или по времени обращения, как более опытных и надежных, для того, чтобы они могли быть руководителями других» . Этот акт означал новый этап в их апостольстве. С него начинается история дальнейшего укоренения Церкви на языческой почве.

Одной из важнейших задач, стоявших перед созданной Павлом антиохийской общиной, было определение статуса крещеных язычников. Известие Павла о том, что новообращенные не обрезаны и не соблюдают других обрядов Закона Моисеева, строго чтимых иудеями, вызвало неодобрение и даже негодование среди иудо-христиан Иерусалимской общины. Их точка зрения была такова: вхождение в Церковь Нового Завета (а значит и спасение) возможно лишь через обрезание и соблюдение других обрядов Закона.

«Позиция св. Павла в отношении Закона определялась, с одной стороны пророческой формулой: «милосердие выше жертвы”, — а с другой — его взглядом на священную историю. Поскольку наступила новая мессианская эра, когда Бог «творит все новое”, прежний Закон становится «ветхим”… Для тех, в ком воцарился Дух Спасителя, магические священнодействия политеизма — мусор, и даже сакральные символы Ветхого Завета по большей части — пройденный этап…». Павел после первого миссионерского путешествия понял, что единение с Богом во Христе уже не требует как обязательного условия старых знаков причастности к народу Божию, тем более для неевреев. «Во Христе Иисусе, — скажет апостол несколько лет спустя, — не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью… новая тварь» (Гал 5: 6-7; 6: 15).

Спор о Законе был разрешен на Апостольском соборе в Иерусалиме в 49 г. Выступая на нем, Павел «рассказал собранию историю своего апостольского путешествия, из которой самым очевидным образом открывалось, что Дух Святый в излиянии даров Своих на учеников Павловых не полагал никакого различия между обрезанными и необрезанными, и что, следовательно, обрезание не составляет необходимой принадлежности Нового Завета» . Его поддержали ап. Петр и ап. Иаков, брат Господень. Было решено, что еврейские христиане останутся при отеческих устоях, а прочих ограничить минимальными правилами: чтобы они воздерживались от осквернения идолами, от блуда, удавленины и крови (Деян. 15: 19-20). Между прочим, «воздерживаться от крови и удавленины — это закон обрядовый, но не Моисеев, а древнейший — Ноев, данный всем людям, а не иудеям только (Быт. 9:4), который посему и не отменен наравне с другими обрядовыми законами Моисея». Таким образом, «Иерусалимская Мать-Церковь признала, что обращенные из язычества действительно состоят в завете с Господом, даже если они не прошли через обряд обрезания» .

«Собрание апостольского собора ознаменовало переход от первоначального положения дел, когда Церковь существовала только в Иерусалиме, к новой ситуации, когда Церкви суждено было стать той же самой и в Антиохии, и в Коринфе, и в Риме. Это собрание не только приняло важнейшее решение, провозвестив вселенский характер христианского Евангелия, но и молчаливо признало радикальное изменение в структуре – а следовательно, и в значении – самой Иерусалимской Церкви» . «…Освобождением обращенных язычников от иудейского закона — от включения их в еврейский народ — Церковь показала, что ею уже вполне осознано ее всемирное призвание и назначение, и что подготовительный, — иудео-христианский, период ее истории кончен» .

В иерусалимской встрече лично для Павла оказалось важным то, что столпы Церкви Петр, Иаков и Иоанн открыто и перед всеми признали его право благовестника народов и поручили ему проповедовать язычникам (Гал. 2:9).

Вскоре перед 2-м путешествием Павла произошел случай, который показал, что в Иерусалиме еще не были поставлены все точки над «и». Прибывший в Антиохию Петр, общаясь с язычниками, нарушил обрядовые предписания касательно пищи, и, боясь соблазнить иудеев, перестал ходить в языческие собрания. Так же поступил и Варнава. «Павел был возмущен: нельзя допустить, чтобы обветшалые перегородки разделяли единых во Христе. За Трапезой Христа все различия должны быть забыты!» . Он не побоялся принародно обличить Петра в лицемерии, всем сердцем желая подлинного единения братьев во Христе.

Со второго путешествия ап. Павла начинается проповедь христианства в Европе. Первыми городами на Балканах, которые услышали Благую Весть, стали Филиппы и Фессалоника (Солунь). Основной улицей этих двух городов была мощеная римская дорога: так называемая Игнатиева дорога (Via Egnatia), ведущая через Македонию к Адриатике. В западной части города археологами были отрыты большие арочные ворота, через которые шла эта дорога, пересекавшая примерно в миле от города небольшую реку. . Это единственное место в округе, соответствующее описанию, данному в Деян. 16:13: «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом.” Очевидно, еврейская община города была слишком мала для того, чтобы строить там синагогу. «Апостол Павел не принадлежал к числу людей, умеющих своей проповедью зажигать массы… Его таланты более всего раскрывались в личном контакте или в кругу небольшой общины…Обстановка в Филиппах более всего этому способствовала. К тому же дух гражданской сплоченности и порядка, царивший там, облегчал его задачи. За несколько месяцев Павел создал крепкую общину и поставил для нее блюстителей: епископов и диаконов». .

В Фессалониках (современные Салоники, второй по величине греческий город после Афин) было много евреев и греко-македонцев «и некоторые из них уверовали, и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало” (Деян.17:4). В результате образовалась большая община. Особенное впечатление на неофитов произвело пророчество о скором пришествии Спасителя. Они готовы были сами включиться в проповедь Евангелия, чтобы спасти и других. «Фессалоникийская церковь стала первой церковью-проповедницей. Впоследствии македонцы, главным образом из этой общины, часто будут сопровождать Павла в его странствиях» .

Следующим городом в путешествии Павла стали Афины – город философов. «Философия в это время находилась уже в полном упадке, и так называемые философы, не давая ничего нового, занимались лишь пустым и высокопарным пересказом учений своих великих предшественников, при этом извращая их до того, что все оказывалось, по выражению Цицерона, вверх дном» . Поэтому когда ап. Павел выступил с проповедью учения, которое поражало своею новизною, самобытностью и жизненностью, то она сразу же обратила на себя внимание, и многие стали прислушиваться к ней. Философы пригласили Павла в ареопаг – верховный совет Афин – видимо, отчасти из любопытства, отчасти из опасения народных волнений, которые могли возникнуть из-за его проповеди. Речь Павла в ареопаге, видимо, произвела на слушателей огромное впечатление, но как только он дошел до воскресения Христа и мертвых, в рядах присутствующих произошло смятение. Многие из философов покинули собрание, посчитав речь Павла безумной и просто не стоящей внимания. «Надменность скептиков оказалась более непроницаемой, чем фанатизм ревнителей Закона» . Однако нельзя сказать, что Павел потерпел полное поражение: «Некоторые мужи, пристав к Павлу, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамар, и другие с ними» (Деян. ). «Это был первый трофей евангелия в центре философского язычества» . Но уверовавших было так мало, что они не смогли образовать даже небольшой общины.

Неожиданный успех ждал апостола далее: «в беспутном и легкомысленном Коринфе нашлось больше душ, искавших веры и спасения, чем где бы то ни было прежде» . «Коринф стоял на проходившем по узким перешейкам пути, соединявшем центральную Грецию с Пелопоннесом, и потому являлся естественным центром морской торговли, объединявшим западный Лехей и восточный Кенхрей. Цезарь Август объявил его столицей римской провинции Ахайи и местопребыванием ее проконсула. Во времена Павла город переживал период перестройки и расцвета» . В центре города находилась агора, или рыночная площадь, на которой располагались основные здания гражданского и религиозного назначения. Широкое пространство агоры было разделено на два уровня. Добротно построенная Ростра верхнего уровня, вероятно, и являлась той платформой, на которой Павел предстал пред Галлионом (Деян. 18:12-17). На повторно использованном камне мостовой, найденном археологами возле двух городских театров, имеется надпись, гласящая о том, что мостовая была выложена Ерастом, ответственным за общественные работы (aedilis). Обычно он отождествляется с Ерастом, ставшим учеником и сотрудником Павла (Деян. 19:22). В Рим. 16:23 Павел называет его oikonomos, или «городской казнохранитель.” «Таким образом, он являлся видным чиновником и, соответственно, слова апостола о том, что среди призванных было не много мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных (1 Кор. 1:26), относились не к нему» .

Полтора года прожил Павел в Коринфе, где его пастырский дар развернулся в полную силу. Отсюда он написал свои первые пастырские послания солунянам: с их помощью апостол на расстоянии продолжал руководить жизнью новообращенных.

На обратном пути ап. Павел посетил Иерусалим, где его встретили прохладно. О нем уже распространились слухи, как о хулителе Закона, нарушителе иудейских устоев. Чтобы «исправить» то, что проповедовал Павел, иудеи из христиан отправились по тем городам Галатии, где он основал Церкви и убеждали язычников принять обрезание. Павел пишет послание Галатам, в котором красной нитью проходит мысль о свободе от Закона во Христе: «Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа… Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». (Гал. 4: 6-7; 5: 1).

Третье путешествие, самое длительное, Павел планировал как полный круг по Ойкумене (обитаемые части земного круга по представлениям греков), потому что у него уже возникла идея вселенской Церкви – единой, святой, соборной и апостольской. Эту идею позднее он изложил в своем послании Ефесянам. Согласно учению Павла, «все христиане объединены друг с другом через союз с Господом в вере и крещении; Им Церковь делается святым обществом, призванным из мира для исполнения священнического служения, для проповеди Благой Вести всему человечеству». . «Когда Евангелие, благодаря служению св. Павла, начало распространяться среди язычников, по всему римскому миру были основаны новые общины. Каждая из этих общин должна была стать тою же самой Церковью. В каждой из них совершалась та же самая евхаристическая трапеза, преображающая общину в Тело Христово… каждая из этих общин рассматривалась как кафолическая Церковь…» .

Три года ап. Павел жил и проповедовал в Эфесе, основав Эфесскую Церковь. Впоследствии Павел особо почитался местной христианской общиной. «Австрийский археолог Ренат Пиллингер обнаружил в 1995 г. в пещере, примерно в полутора километрах от руин древнего Эфеса, роспись с изображением апостола Павла и около трехсот надписей, оставленных паломниками. Многие из них — обращения к апостолу с просьбой о помощи и заступничестве» . Эфес, население которого составляло, по меньшей мере, четверть миллиона жителей, был главным городом римской провинции Асии. Эфесский порт являлся связующим звеном в морской торговле запада с востоком. Судя по имеющимся литературным и документальным свидетельствам, город этот обладал несметными богатствами. Согласно римлянину Страбону, именно здесь находился главный рынок Малой Азии. Своими богатствами и славой город был во многом обязан культу Артемиды, богини-матери, отождествлявшейся римлянами с Дианой. Ее культ связывался с плодородием человеческого рода и скота. Культ этот был всенародным, о чем свидетельствуют слова серебряника Димитрия, который говорит о величии той, «которую почитает вся Асия и вселенная” (Деян. 19:27). Храм Артемиды в Эфесе считался одним из «семи чудес света.” Месяц Артемизий (март-апрель) был временем, когда храм и местные торговцы получали от путешественников и паломников огромные средства. Возможно, именно это обилие людей побудило Павла остаться в Эфесе до Пятидесятницы (1 Кор. 16:8-9). Именно в это время могло вспыхнуть недовольство, вызванное экономическими последствиями его проповеди и «ревностью богов.” Толпа, настроенная серебряником Димитрием, собралась в огромном театре, находившемся на западном склоне горы Пион, обращенном к городу. Считается, что театр этот мог вместить до 24 550 человек .

Несмотря на то, что проповедь в Эфесе закончилась бунтом фанатиков богини Артемиды, в целом можно сказать, что время, проведенное Павлом в этом городе, не прошло даром. Тот факт, что асийские начальники («асиархи — распорядители религиозных церемоний и зрелищ…избирались советами асийских городов, и в своей должности были как бы доверенными императора, верховного первосвященника» ) во время бунта заступились за Павла, убедило его в том, что христианство утвердилось в этом городе.

Во время путешествий Павел поставлял в городах епископов (Тита, Тимофея), а также своих ставленников, учеников (Ераста, Акиллу и Прискиллу, Аполлоса и др.), которые готовили почву для дальнейшей проповеди, следили за настроением и ситуацией в общинах, передавали послания и поручения Павла. Благодаря такой постановке работы ап. Павлу было легче осуществлять пастырское руководство Церквами, поддерживать единство и связь между ними и следить за сохранением апостольской веры. «Послания Павла свидетельствуют о его постоянной и живой связи с основанными им общинами… каждая написанная им строчка показывает, с какой силой ощутил он ответственность за души, за Церковь, за каждого из тех, «для кого он был в муках рождения, чтобы изобразился в них Христос» .

За период пребывания апостола в Эфесе коринфская Церковь пережила кризис разделения и нравственности, благополучно уврачеванный стараниями Павла (посланиями и посещением Коринфа). Апостол вновь призывал коринфян к единению во Христе, говоря: «…вы – тело Христово» (1 Кор. 12:27). Во время этого кризиса спор о Законе перешел в другую плоскость: обязателен ли по-прежнему Закон Моисеев или уже отменен. Павел отвечает на этот вопрос однозначно: «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

Устроив Эфесскую Церковь, Павел намеревался идти в Коринф, потом в Иерусалим (2 Кор. 1:15-16), из Иерусалима думал предпринять путешествие в Рим, а оттуда пройти в Испанию (Деян. 19: 21; Рим. 15:24-28). Вероятнее всего, из Коринфа Павел написал послание Римлянам. «Поскольку разногласия иудеев с язычниками были почти общим недугом, от которого страдали тогдашние Церкви, то учитель языков в Послании к Римской Церкви, как знаменитейшей между новоустроенными Церквами, пространно изложил свое учение по поводу взаимоотношений обрезанных и необрезанных христиан, а это привело его к разъяснению догматов о духовном бессилии и безответности перед Богом всего рода человеческого, о свойствах веры оправдывающей и о тех обязанностях, какие она налагает на христиан». . Послание к Римлянам считается важнейшим из посланий Павловых и как бы кратко излагает его учение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *