Пути самовоспитания

Федорова Галина Николаевна, преподаватель
Старооскольский филиал Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (СОФ МГРИ), СПО, г. Старый Оскол, Белгородская область
Аннотация: в статье идет речь о роли самовоспитания студентов в процессе подготовки будущих специалистов в учебном заведении, как взаимосвязанных этапов работы над собой: самопознания, планирования, реализации плана, контроля и регулирования. Рассмотрены методы и средства самовоспитания студентов.
Ключевые слова: самовоспитание студентов, учебное заведение, этапы самовоспитания, методы, средства, самопознание.
Многолетний опыт работы в СОФ МГРИ (СПО) убеждает, что самовоспитание студентов играет немаловажную роль в эффективном решении вопросов подготовки будущих специалистов. Самовоспитание студента понимают как организованную, активную и целенаправленную его деятельность, направленную на систематическое формирование и развитие позитивных и устранение негативных качеств личности в соответствии с осознанными потребностями и требованиями общества, профессиональной деятельности, а также на реализацию личной программы.
Какова же главная цель самовоспитания на современном этапе? Это достижение согласия с самим собой, обретение смысла жизни, самоактуализация и самореализация потенциальных возможностей, природных способностей и активное с самоутверждения в общественной жизни. А для того, чтобы самовоспитания стало осознанным и профессионально направленным, будущий специалист должен почувствовать, реально оценить свою пригодность к выбранной профессии.
По своей сути самовоспитания — явление социальное. Оно присуще только человеку, который осознает себя в системе общественных отношений.
Несмотря социальную обусловленность, самовоспитание — глубоко индивидуальное и зависит от степени выраженности внутренних предпосылков. Самовоспитание осуществляется на основе определенных принципов, которые являются наиболее общими исходными положениями и требованиями личности к самой себе и определяют цель, идеалы, содержание, методику и организацию процесу самовоспитания.
Анализ процесса самовоспитания студентов позволяет выделить ряд логически взаимосвязанных этапов работы над собой: самопознание, планирование, реализация плана (программы), контроль и регулирование.
Начальный этап в самовоспитании – самопознание, сложный процесс определения своих способностей и возможностей, системы ценностей, жизненных намерений и стремлений, ведущих мотивов и мотиваций характера и темперамента, особенностей протекания психических познавательных процессев (ощущения, восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи). Благодаря этому студент может самостоятельно определить, каких успехов может достичь в жизни, проанализировать возможности совершенствования своей деятельности. Важность этого этапа обусловлена тем обстоятельством, что человек не может разумно действовать без хотя бы минимального знания о себе.
Процесс самопознания начинается с самосознания, то есть осознания себя как общественного существа — личности и своего места и жизненных ориентиров в общественной деятельности. Самоосознание позволяет студенту глубже осознать себя и систему требований, которые предъявляют к нему, а также понять свои задачи в учебно- воспитательном процессе, яснее представить перспективу своего дальнейшего развития.
Самоизучение в процессе самопознания направлено на изучение качеств собственной личности, сопоставления их с требованиями, которые предъявляют к гражданину, оно происходит через самонаблюдение. На основе самоизучения формируется самооценка, которая является суждением человека о степени наличия у нее каких-то качеств, свойств и сопоставления их с эталоном, образцом.
В самооценке оказывается мнение студента о себе, создается собственный проект самоорганизации. Объективная самооценка играет важную роль в организации самовоспитания и в руководствовании своим поведением. Непременным условием объективной самооценки является самокритичное отношение студента к своей личности, умение правильно реагировать на критические замечания других людей. На основании самоизучения и самооценки в с студентов формируется решение прибегнуть к самовоспитанию.
Самооценка формируется по двум направлениям: сопоставление самого себя с образцами для подражания, с выдвинутыми требованиями; повседневное общение студентов с членами коллектива, педагогами. Выделяют следующие основные виды самооценки: адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная). Она может стимулировать или, наоборот, подавлять активность студентов.
Неадекватная заниженная самооценка снижает уровень социальных стремлений студента, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает его жизненные перспективы. Такая самооценка может сопровождаться негативными эмоциональными срывами, внутренним конфликтом, девиантным поведением. Если человек уверен в себе, это значит, что он правильно оценивает свои силы и возможности. В основе неуверенности в себе лежит недооценка своих качеств и возможностей, самоуверенности — переоценкака. Правильная самооценка дает человеку моральное удовлетворениея.
Планирование самовоспитания предполагает: определение целей и основных задач на перспективу и на определенные этапы обучения и деятельности студента; разработку программы (плана) самовоспитания; определение условий деятельности по самовоспитанию (выработка собственных правил поведения, выбор форм, средств, методов и приемов решения задач в работе над собой).
Хорошо спланированная работа над саморазвитием, самосовершенствованием своей личности является залогом эффективности и результативности самовоспитания. План должен быть конкретным по содержанию, с четкой последовательностью решения задач. Цель и задачи конкретизируют на ближние, средние и дальние перспективы развития студента. С ними определяют также главные ценностные ориентиры и содержание самовоспитания, идеалы, к которым стремится личность.
На основании сформулированных целей, задач разрабатывают программы (планы) самовоспитания, а после самооценки позитивов и недостатков, их дорабатывают. Как правило, их оформляют в личных дневниках, блокнотах. Главное их предназначение — помочь студенту организовать и систематизировать работу над собой.
Практика показывает, что свое назначение программы (планы) самовоспитания выполняют тогда, когда в них отражены следующие вопросы: по каким направлениям студент намерен работать, какие качества планирует формировать, развивать, совершенствовать, устранять; с помощью чего хочет реализовать запланированное и использует в интересах самовоспитания; сроки выполнения и сроки самоконтроля работы над собой.
Программы (планы) самовоспитания конкретизируют и дополняют соответствующими правилами поведения. Существуют правила поведения, которые наработал студент. Это своеобразные ориентиры его поведения в конкретных жизненных и учебно-воспитательных ситуациях. Они могут иметь и более глубокий и перспективный характер. На этом этапе работы над собой используют обязательства за соответствующий период достичь определенных результатов; личный план работы над собой, программу самовоспитания; девиз жизни.
Ориентиром для студентов в планировании процесса профессионального самовоспитания является квалификационная характеристика специалиста, на основе которой следует выстраивать программу индивидуальной самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. Требования к современному специалисту должны соответствовать потребностям сегодняшней жизни.
Третий этап самовоспитания — реализация программы самовоспитания. На этом этапе студент контролирует работу над собой, вполне держит ее в поле своего сознания (рефлексии) и на этой основе своевременно выявляет отклонения реализованной программы от заданной, предотвращает их, вносит соответствующие коррективы в план дальнейшей работы.
Для самовоспитания используются определенные средства — совокупность предметов материальной и духовной культуры для решения конкретных задач. О каких основных методах самовоспитания я чаще всего рассказываю студентам? Прежде всего, это самоубеждение — метод воздействия на себя с целью утверждения новых отношений и отношение к собственным поступкам, сущность которого состоит в выдвижении доказательств, поиска контрдоводов и их взвешенности.
С помощью самоубеждения студенты добиваются сознания необходимости развития в себе тех или иных качеств личности, устранения недостатков. Происходит своеобразное разрешение противоречий между их взглядами, мыслями, чувствами и требованиями долга, мнениями и взглядами авторитетного лица, коллектива, общественного мнения. Сформированные с помощью самоубеждения мысли и взгляды добавляют студентам уверенности, морально-психологической устойчивости, способствуют мобилизации себя на достижение заключительной цели самовоспитания.
Метод самонаблюдения заключается в наблюдении за своими действиями, поступками, мыслями, чувствами и основывается на общей наблюдательности человека. Самонаблюдение является необходимым условием контроля за собственным поведением и деятельностью. Его лучше осуществлять в обычных условиях. Прежде всего, следует осуществлять ретроспективное самонаблюдение, т.е. четко восстанавливать в памяти события, которые только состоялись, факты — как продолжение самопереживания. Повторное самонаблюдение всегда дает определенное уточнение, дополнение.
Самоконтроль — систематическая фиксация своего состояния или поведения с целью предотвратить нежелательные проявления и сознательной регуляции личностью своего поведения и деятельности, чтобы обеспечить достижение целей, норм и правил самовоспитания. Самоконтроль в самовоспитании выполняет функции наблюдения, оценочно-констатирующую и корректирующую, развивается на основе способности питомца контролировать любую свою деятельность.
При этом хочу заметить, что студент, у которого значительно развит самоконтроль, но нет достаточно знаний и навыков, может плохо выполнять то или иное новое и сложное для него задание. И наоборот, студент, который имеет менее развитый самоконтроль, но хорошо знает свою профессию, может действовать эффективнее.
Не следует также забывать, что студент может самопроизвольно сопоставлять свои намерения с конкретными делами и результатами, т.е. осуществлять непроизвольный самоконтроль на основе сознательного анализа. Произвольный же самоконтроль, проводимый со специальной целью, имеет значительные возможности стабилизации деятельности. Студенты, которые сознательно ставят перед собой цель — осуществить запланированную программу деятельности, не отвлекаться посторонними относительно нее делами, будут способны систематически и последовательно выполнять свои профессиональные и общественно полезные обязанности.
Сущность метода самоорганизации жизни и деятельности в самовоспитании состоит в том, что студенты организуют свое поведение и деятельность в соответствии с сложившихся правил поведения, основных направлений самовоспитания, эффективно работают над собой согласно программе самовоспитания. Важным условием является умение человека управлять собой, добиваться осуществления поставленной цели.
Самоанализ — анализ своей деятельности, поступков, поведения, своего внутреннего мира. Он заключается в сопоставлении того, что планировали, с тем, что сделано или могло быть сделано. Помогает раскрыть причины успехов или неудач, развивает самосознание и способствует самопознанию.
Самовнушение — влияние студента на самого себя с целью самовоспитания, как следствие, у него возникают различные психические и соматические состояния. Через повторение словесных формул или вызывание ярких представлений на основе уверенности в достижении результата самовнушения влияет на психику, позволяет закрепить и в необходимые моменты вызвать нужный психический настрой.
В работе над собой студенты могут применять метод аутотренинга. Для целенаправленного самовоздействия применяют специальные упражнения самовнушения в виде словесных формул. В процессе таких тренировок студент в состоянии сам создать себе модель представлений, чувств, эмоций состояний, ввести эту модель в свою психику благодаря сосредоточению, виду или многократном повторении.
Хочу отметить, что в процессе реализации программы самовоспитания в личности формируется желание выполнять требования коллектива или педагога, строить свое поведение в соответствии с правилами и требованиями достойного поведения.
Стимулирование самовоспитания предполагает использование таких приемов, как самовнушение, самопоощрение, самоосуждение, самоприказ и других. Самовнушение — психическое воздействие человека на себя через повторение по мысли или вслух определенных высказываний до полного овладения собой. Например: «Я смогу спокойно выслушать замечания». Такой прием обычно предлагают в использовать, если нужно преодолеть в себе страх перед трудностями, неуверенность в собственных силах, нерешительность. Самоподбадривание эффективно, если студент смущается в сложных ситуациях, сомневается в собственных силах и возможностях.
К самопоощрению прибегают, если есть необходимость избавиться от негативных черт характера, когда студент, преодолевая определенные трудности, выполнил сложное задание. Самоосуждение — проявление недовольства своими действиями, поступками, поведением. Угрызения совести пробуждают сознание, вызывают внутреннее волнение и чувство вины самоосуждения приводит желание избавиться от недостатков.
Прием самоприказов заключается в принятии решения никогда не отступать от принципов. Студент побуждает себя к выполнению запланированной деятельности с целью самовоспитания. Сознательные упражнения в выполнении поступков с самоприказов способствуют выработке устойчивой привычки слушать себя. Проговаривание самоприказов вслух обычно имеет позитивный результат, чем произнесение его про себя. Причем, действенность самоприказов зависит от уровня ответственности личности, а результативность — от самоубеждения личности в необходимости этих действий. Я считаю, что очень важно объяснить это студентам.
Самопринуждение — выявление неудовлетворенности собой, назначение себе дополнительного задания и принуждение себя его выполнять. Практические приемы, применяемые при этом: «шаг вперед» — ежедневное планирование деятельности на следующий день; «оценки прожитого дня» — анализ своих дел, поступков, пороков; «правила моего поведения» — соблюдение составленных для студента правил поведения, приучает к исполнению своих обязанностей.
Четвертый этап самовоспитания — контроль и регуляция самовоспитания. На этом этапе применяют приемы самоконтроля, самоотчета, самооценки. Самоконтроль является одним из видов осознанной регуляции собственного поведения и деятельности с целью обеспечить соответствие их результатов сформулированным целям, требованиям, правилам, образцам. Самоконтроль в самовоспитании основывается на способности студента контролировать любую свою деятельность, то есть, анализируя ход работы по самовоспитанию, студент устанавливает отклонения в программе самовоспитания и вносить соответствующие коррективы в план работы над собой. Безусловно, работа над собой требует, в случае необходимости, саморегулирования.
Самоотчет — отчет студента перед собой в различных формах (мысленно, в дневнике и т.п.) о выполнении взятых обязательств, реализацию плана и программы самовоспитания.
Следует отметить, что важная роль в самовоспитании принадлежит учебному заведению и непременным условием действенности руководства самовоспитанием студентов является высокая теоретическая и методическая подготовка всех научно-педагогических работников.

Полезные советы и рекомендации для девочек, которые хотят стать настоящими леди

Хочешь создать портрет идеальной леди? Придется работать в поте лица: с чувством такта, культурой речи, хорошими манерами за столом, в гостях, на улице, в театре и даже дома. Именно по манере общения и поведения человека с близкими людьми можно судить, насколько его внутренняя культура настоящая.

О чувстве такта

➣ В маленьком и коротком слове «такт» вмещается один глубокий смысл — умение вести себя в обществе. Некоторые люди имеют врожденное чувство такта. Возможно, именно в этом угадывается порода, благородная кровь, история великого рода.

А вот некоторым приходится воспитывать в себе это качество. И они добиваются в этом неплохих результатов. Важно только захотеть этого. Такт (от лат. tactus — осязание, прикосновение) еще можно назвать тактичностью или вежливостью. Это умение «прикоснуться» к человеку в беседе бережно, легко, ненавязчиво, найти подходящий момент для общения. Не бойся ошибаться! Только на практике, общаясь со сверстниками, учителями, родственниками, знакомыми или просто незнакомыми людьми, ты сможешь увидеть свои «проколы» и провести «работу над ошибками».

Терпимость и понимание. Это два базовых качества, на которых вырастает чувство такта. Нам часто приходится сдерживать себя в разговоре, а потом копить раздражение, гнев, обиду на человека, обсуждать его с другими. Чтобы этого не происходило, нужно учиться понимать собеседника, терпеливо относиться к его недостаткам. Ведь совершенных людей не бывает!

Лингвистические раскопки. Есть в нашем языке красивое слово моветон (от фр. mauvais ton — дурной тон). Слово-то красивое, а смысл не вполне. Им называется элементарная невоспитанность, манеры, не принятые в приличном обществе. Моветоном также называют невоспитанного человека. Сегодня это слово используют в шуточном смысле, и оно означает примитивный уровень разговора и недалекость мышления. Есть еще одно французское слово в нашем языке — комильфо (от фр. comme il faut — «как надо», «как следует»). Оно имеет как раз противоположное моветону значение, то есть хорошие манеры и воспитанность.

«Ты же девочка!»

У девочек свой особенный статус в обществе. Еще в далекие детсадовские времена тебе рассказывали, как должны себя вести девочки. Женская природа уже сама по себе наделена мягкостью, пониманием, деликатностью, вежливостью. По большому счету и учиться ничему не нужно, только открыть в себе эту способность.

Молчание — золото. Умение выдерживать паузы в разговоре и просто помолчать за компанию — еще одно важное качество, которое можно в себе развить. Молчание тоже бывает разным. Если ставится ультиматум или выражается молчаливый протест, это уже не тактичность, а проявление упрямства и невоспитанности.

Проявления бестактности. Бывает, что в разговоре создается напряженная ситуация, и человеку становится неловко, он готов под землю провалиться. Его поставили в такое положение, то есть проявили по отношению к нему бестактность. Чего не стоит делать, чтобы не создавать таких неприятных ситуаций?

• Задавать вопросы в лоб, любопытствовать и сплетничать.

• О личной жизни и здоровье с малознакомыми людьми вообще не принято разговаривать.

• С близкими нужно быть особенно бережными. И если твоя подруга не хочет что-то обсуждать, не надо навязываться с разговором.

• Не указывать человеку резко на его недостатки. Никто не любит критику, даже в мягких формах.

• Избегай фальши в отношениях. Если человек хочет услышать твое мнение, скажи, как есть.

• Если уж так случилось, что ты поставила кого-то в неловкое положение, нужно извиниться. Ведь мы не всегда знаем уязвимые места других людей, иногда случайно получается, что мы можем задеть собеседника за живое.

• Нельзя использовать слабости человека как оружие против него. Это уже не бестактность, а коварство.

Как быть, если тебя поставили в неловкое положение?

Лучше прямо и честно сказать собеседнику, что ты не хочешь отвечать на его вопрос, тебе не нравится эта тема, ты предпочитаешь не обсуждать это и т. п.

Культура речи

➣ Как ты угадываешь культурного человека в обществе? По опрятной внешности, походке, мимике, жестам. По поступкам, конечно, же. Но ничто так не раскрывает карты нашей внутренней культуры, как наша речь. Она может стать нашим козырем, но и сильно подставить способна.

Можно сказать, что речь — наша визитная карточка. Стоит только открыть рот, и все сразу становится прозрачным: и характер, и привычки, и воспитание, и образование, и происхождение конкретной личности. Так что встречают, традиционно, по одежке, а провожают по уму. А что такое ум? Это способность мыслить. А что такое слова? Это наши мысли, материализовавшиеся в грамматические и синтаксические формы. Вот и получается замкнутая цепочка. Но начинать надо все-таки с красоты мысли! Она освещает человека изнутри. Тогда ты вся лучишься, сияешь, глаза блестят радостью, от такого внутреннего состояния рождаются правильные и нужные слова.

Красота и правильность речи. Если человек выра- жается ясно, точно, образно, красиво, его речь всегда будет привлекать внимание других. Больше читай художественной литературы. Это обогатит твой лексикон и разовьет речь. Не обходи стороной справочники и словари, чтобы правильно ставить ударения, употреблять нужные формы слов, знать их лексическое значение и правильно использовать в речи.

Приветствие. Ты замечала, как может поднять настроение обычное человеческое «доброе утро» или «привет»? Ведь важно не просто ради приличия процедить сквозь зубы «Здрасть», а по- настоящему пожелать человеку хорошего дня. Проведи эксперимент: попробуй здороваться с людьми радостно и внятно, да еще при этом смотреть им в глаза. Вот увидишь, какая будет реакция. Люди оживляются, улыбаются и отправляют тебе в ответ такой же пламенный привет. Это похоже на игру «Передай другому свою улыбку».

Бранные слова. Нет языка, в котором бы не существовало ненормативной лексики. Уж больно точны и эмоциональны бранные слова. В молодежной тусовке нередко можно услышать «плохие» слова. Это якобы признак свободы. Не будем читать морали. Ты сама все знаешь. Достаточно того, что девушка, из уст которой срывается трехэтажный мат, мало похожа на трогательное и нежное существо.

Зачем нужен сленг? Подростки борются за свои права, отстаивают свою взрослость, создают отдельную державу со своими законами и жизненными принципами. Молодежь «жжет», одним словом. Юные отроки в некотором роде иностранцы для взрослых. Им приходится выдумывать новый иностранный язык — молодежный сленг — чтобы запудрить мозги всему взрослому миру. Ну, скажи, какой родитель догадается, что обозначает эта шифровка: «Сегодня тусню не замутить — шнурки в стакане»? Придется нанимать переводчика, который популярно объяснит: «Сегодня тусовка отменяется — родители дома».

Лингвисты вообще-то ничего не имеют против жаргонизмов в языке. Ведь язык — живое существо, которое впитывает в себя культурные ценности разных эпох и социальных групп, и молодежные словечки в том числе. У каждого поколения своя мода на сленг. Ты можешь провести сравнительный анализ. Вот, например, слово «прикольно». Оно претерпевает свои изменения и уже имеет устаревшие формы. «Круто» и «рульно» еще можно встретить в современном молодежном сленге, а вот «клево» уже звучит как-то старомодно. На пике популяр ности сегодня «зачет».

Из словаря молодежного сленга:

музяка — музыка; капитанить — говорить банальные, общеизвестные вещи; лавить — любить; давить на мозг — раздражать, быть занудным; брутальный — жесткий, грубый, мужественный; девайс — предмет техники; мавр — нерусский, также необразованный, некультурный человек; лаги — глюк, подтормаживание; лузер — неудачник, слабак.

Что значит быть воспитанным человеком?

• «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…»

• «Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…»

• «Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги».

• «Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат».

• «Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..»

• «Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salone…»

• «Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…»

• «Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу…»

И самое важное, что эти принципы никогда не будут старомодными!

Рекомендуем посмотреть:

Правила поведения в общественных местах для школьников

Правила поведения в кинотеатре

Правила поведения в гостинице

Правила поведения в общественном транспорте

Правила поведения в музее и на выставке

В условиях развития правового государства и демократического общества возникла объективная необходимость повысить требования к современному человеку, которые обозначили востребованность личности социально активной, самостоятельной, творческой. В этой связи обостряется проблема совершенствования деятельности государственных учреждений, несущих ответственность за воспитание и образование подрас

тающего поколения, т.к. именно они обладают потенциальной возможностью целенаправленного создания наиболее благоприятных условий для формирования нового человека. В связи с этим нами была выбрана следующая тема курсовой работы «Самовоспитание: пути, средства и методы».

AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Актуальность исследования. Внимание к проблеме самосовершенствования личности обусловлено актуальностью вопросов, связанных с исследованием внутренней активности личности, ее резервов, максимального их использования для повышения самостоятельности личности в процессе ее развития. Развитая личность характеризуется активностью, включающей в себя стремление реализовать себя, сознательно превратить идеалы общества в глубоко личностные ценностные ориентации, убеждения. Детерминанта внутренней психической активности определяет характер психического развития, который проявляет себя в саморазвитии, самодеятельности, самосовершенствовании. А.А. Бодалев назвал этот факт как существенный феномен — потребность и способность личности к саморазвитию и самодвижению.

Цель исследования: Рассмотреть особенности процесса самовоспитания современных подростков.

Объект исследования: самовоспитание подростков.

Предмет исследования: пути, средства и методы самовоспитания современных подростков.

Задачи исследования:

Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

Определить особенности самовоспитания современных подростков.

Разработать и провести цикл занятий с подростками по самовоспитанию.

Методы и методики исследования. Для решения задач исследования на теоретическом уровне использовался анализ психолого-педагогической литературы, на эмпирическом – анкетирование подростков.

База исследования: в исследовании принимало участие 30 подростков в возрасте 14 лет СШ №8 Сморгонского района.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников), приложения (наименований). Общий объем работы без приложения составляет 38 страниц.

Сущность понятия «самовоспитание»

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимые компоненты самовоспитания — самоанализ развития личностного, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение и самовнушение.

Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. Ссамовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергался учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели.

Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами самовоспитания являются: рефлексия личностного развития, самоотчет, самоконтроль. В приемы самовоспитания входят: удовлетворенность, самосуждение, самовнушение, самоубеждение и самоприказ. В подростковом возрасте решающую роль в самовоспитании играет самооценка. Важным мотивом становится недовольство собой, своими достижениями, несоответствие своим идеалам. Самовоспитанием большинство людей практически занимаются всю жизнь.

Важное значение самосовершенствования в становлении личности признано многими современными деятелями педагогической и психологической науки. В исследованиях А.Г. Ковалева дается обоснование сущности процессов саморегуляции и самосовершенствования. В работах В.Г. Куценко, А.А. Бодалева и других ученых рассматривается взаимосвязь воспитания и самовоспитания детей, методика организации процесса самовоспитания. В работах И.И. Чесноковой, Л.С. Сапожниковой рассматриваются особенности использования средств самосовершенствования в подростковом возрасте. В трудах П.М. Якобсона анализируется проблема самовоспитания чувств, психологические особенности саморегуляции в сфере эмоций. Теории, включающие основные понятия, описание мотивов, целей, задач, средств, способов самовоспитания и самосовершенствования, факторов, влияющих на развитие этих процессов, созданы П.Я. Аретом, А.Г. Ковалевым, Л.И. Рувинским, И.И. Чесноковой, СМ. Ковалевым.

В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания.

Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание — сознательная деятельность субъекта, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, изменение своей личности в соответствии с ясно осознанными целями, идеалами, личностными смыслами. Самовоспитание — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем развития самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самосовершенствованию. Самовоспитание основывается на адекватной самооценке, которая соответствует реальным способностям человека, умении критически оценить свои индивидуальные особенности и потенциальные возможности. По мере повышения степени осознанности Самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль.

Библиографическое описание:

Формирование нравственно совершенной личности было и остается одним из центральных направлений воспитания сотрудников органов внутренних дел. Деятельность сотрудника органов внутренних дел находится под пристальным вниманием общества, поскольку затрагивает интересы всех его членов и ее результаты сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства.

Нравственное воспитание всегда было объектом пристального внимания выдающихся мыслителей прошлых веков и современности. Особое внимание нравственному становлению личности уделяли И. Кант, Ж.- Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Они исходили из того, что воспитание личности является целенаправленным процессом, которое формируется под влиянием объективных условий жизни и самовоспитания.

Формирование и развитие нравственной культуры личности происходит под дейст­вием различных факторов объективного и субъективного порядка. При этом роль субъективного фактора закономерно возрастает. В силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобразованиями общества, основой нравственной стороны со­трудника становится его самовоспитание. Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного вре­мени. С самовоспитанием связана оптимизация процессов формирования вы­соких профессиональных, морально-психологических и боевых качеств, выработка устойчивости к антиобщественным и амо­ральным явлениям. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему развитию личности сотрудника, придает целеуст­ремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушате­лей незамедлительно сказывается на росте показателей их учебы.

При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов, не способная к труд­ной службе в органах внутренних дел. Этим и определяется значимость работы всех звеньев правоохранительных органов по развитию самовоспитания сотрудников.

Действенность нравственного воспитания обеспе­чивается только тогда, когда внешнее моральное воздействие до­полняется внутренней активностью воспитуемого, его самовоспитанием, стремлением следовать высшим предписаниям мораль­ного порядка, развивать в себе качества, необходимые для полно­ценной нравственной жизни.

Нравственное самовоспитание — это активный, сознатель­ный, целеустремленный процесс формирования и развития со­трудником положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нрав­ственными идеалами и характером деятельности; это — постоян­ная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навы­ков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспи­тание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собствен­ными мыслями, чувствами, действиями, умения предвидеть бли­жайшие и перспективные результаты своей деятельности.

Хотелось бы отметить, что нравственное самовоспитание обладает неко­торыми особенностями, обусловленными характером и задачами службы в правоохранительных органах. К числу таких особенно­стей можно отнести то, что наряду с развитием общих личност­ных качеств оно включает в себя формирование особого рода специфических профессиональных качеств. Оно призвано разви­вать качества не только профессионального специалиста, но и активного гражданина, воспитателя и учителя своих подчинен­ных. Как представитель правоохранительных органов, будущий специалист тесно связан с политическими целями и интересами государства, и это не может не отражаться на его самовоспитании.

Нравственное самовоспитание слушателей происходит в рам­ках внутреннего распорядка учебного центра профессиональной подготовки, жесткой регламента­ции и строгого уставного порядка, которые сами по себе высту­пают как важные условия и средства самовоспитания. Нравственное самовоспитание слушателей правоохранительных учебных заведений сопряжено с повышенным напряжением фи­зических и духовных сил с преодолением опасных для здоровья и жизни ситуаций.

Задача ко­мандиров и начальников (профессорско-преподавательского со­става, руководства курсов ифакультетов) состоит в том, чтобы развивать все формы индивидуального и коллективного самовос­питания сотрудников (слушателей, будущих специалистов). Орга­низация и осуществление нравственного самовоспитания включа­ет: изучение сотрудником общезначимых социально-качест­венных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности сотрудника органов внутренних дел (профессиограммы); самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способно­стей, сил и возможностей; планирование работы над собой, по­становку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовос­питания; изучение практики самовоспитания выдающихся лично­стей — представителей избранной профессии, педагогов, мысли­телей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собст­венной активности во всех сферах деятельности.

Между процессами нравственного самовоспитания и нравст­венного воспитания существует глубокая диалектическая взаимо­связь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание — одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внут­реннее (самовоспитание). Человек есть объект-субъект, что не­обходимо учитывать в процессе формирования личности сотрудника органов внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел должен сам вырабатывать нравственные устои, Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться, прежде всего, как управление самовоспитанием. В этом — один из важнейших факторов фор­мирования личности специалиста органов внутренних дел.

Закономерности нравственного самовоспитания можно условно разделить на внешние и внутренние. К первым из них относится обусловленность самовоспитания социальной средой, службой в правоохранительных органах, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социальным опытом. Ко вторым — зависимость самовоспитания от потребностей и инте­ресов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов.

В целом социальная среда определяет направленность и ха­рактер, идеалы и перспективы, цели и средства, методы и приемы нравственного самовоспитания. Однако связь среды и нравственного самовоспитания не является однозначной: личность может культивировать в себе порочные качества отживших социальных отношений либо в своем усовер­шенствовании подниматься выше социального окружения.

Существующая связь социальной среды и нравственного самовоспитания находит свое преломление, в зависимости самовоспитания сотрудников правоохра­нительных органов от сплоченности и зрелости служебного кол­лектива: чем более сплочен и зрел этот коллектив, тем выше уро­вень нравственного самовоспитания его членов, и наоборот. От­сюда вытекает важный методологический принцип воспитывать себя в коллективе и через коллектив. Общесоциологические фор­мы проявления этой закономерности (соперничество, заражение, подражание, внушение и др.) трансформируются в соответствую­щие принципы нравственного самовоспитания сотрудников.

Влияние на человека всех общественных отношений осуще­ствляется не непосредственно, а в процессе деятельного соотно­шения его со средой.

Из закономерной зависимости нравственного самовоспитания от жизнедеятельности личности вытекают два важнейших принципа: а) принцип использования для нравственного самовоспитания всех повседневных жизненных обстоятельств, б) принцип опосре­дованного импульса — введение субъекта нравственного самовос­питания (сотрудника) в такую обстановку, которая бы требовалаопределенной деятельности как основы выработки соответствую­щих качеств. По замечанию А.С. Макаренко, нельзя воспитать мужественного человека, не поставив его в такие условия, в кото­рых бы он мог проявить мужество.

Гармоническое самовоспитание, предполагая всестороннюю деятельность, требует соответствующих (всесторонних) знаний. Следует заметить, что самовоспитание зависит от познания окружающей действительности — от уровня знаний, образования, эрудиции, духовной культуры будущего сотрудника. Как отмечал Гегель, образованный человек чувст­вует глубже и в то же время превосходит необразованного вла­стью над своим чувством.

Закономерная зависимость нравственного самовоспитания от потребностей носит интегральный характер: при ближайшем рас­смотрении она обнаруживает целый ряд новых внутренних свя­зей. Дело в том, что потребность, осознаваясь, трансформируется в интерес, а интерес заключает в себе мотивы и цели, идеи и идеалы. Поэтому правомерно говорить о существенной зависимо­сти нравственного самовоспитания от мотивов и целей, идей и идеалов личности.

К числу внутренних закономерностей мы, так же отнесли единство целей и средств нравственного самовоспитания. Совер­шенствование личности осуществляется через систему различных средств и методов, но эти последние органически, закономерносвязаны с целями самовоспитания. Цель личности определяет средства и способы его деятельности, в том числе методы и приемы самовоспитания. Сотрудник характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Отсюда следует, что средства и методы самовоспитания сотрудника могут привести к желаемой цели только тогда, когда их характер соответствует ха­рактеру цели.

Для определения способности будущего сотрудника к самовоспитанию и самопознанию мы использовали метод самонаблюдения. Мы попросили слушателей учебного центра профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, фиксировать сложности и успехи во время самонаблюдения. В исследовании участвовало 18 слушателей. Следует отметить, что самонаблюдение носил преднамеренный, целенаправленный характер. Самонаблюдение как динамический процесс принял форму самоконтроля. В свою очередь самоконтроль выступает функцией самопознания личного состава правоохранительных органов и в то же время метод его самовоспитания. В результатенастоящего исследования респонденты отметили, что самонаблюдение дала возможность осмыслить свои как личностные качества, так и возможные варианты принятий решений в определенных ситуациях. В процессе исследования выявились критерии оценок испытуемыми самих себя. Таким образом, определился уровень самооценки испытуемых.

В ходе нашего исследования нами были сделаны следующие выводы:

  • нравственные и профессиональные качест­ва слушателя вырабатываются в процессе самовоспитания в два-три раза быстрее, чем в процессе обычной (не акцентированной на самовоспитании) системы обучения и воспитания;

  • высокоморальным спе­циалист становится не по принуждению, а по внутреннему убеж­дению, вырабатывается самостоя­тельно;

  • действенность нравственного воспитания обеспечивается тогда, когда внешнее моральное воздействие дополняется внутренней активностью воспитуемого, самовоспитанием.

Литература:

  1. Аверина О.Р. этика и культура управления: Учебное пособие. Хабаровск, 1999.

  2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. введение в теорию управления нравственно-воспитательной деятельностью. Томск, 1986.

  3. Булденко К.А. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников внутренних дел. Хабаровск, 1993.

  4. Сухомлинский В.А. Стать человеком (Воспитание элементарной моральной культуры). Афоризмы // Новыйй мир, 1974.№ 3.

  5. Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. – М.: Издательство «Щит-М», 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное самовоспитание, нравственное воспитание, дело, качество, самовоспитание, социальная среда, будущий сотрудник, внешнее моральное воздействие, внутренняя активность, закономерная зависимость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *