Пути византийского искусства Попова

7 октября 2019Искусство

В новом выпуске цикла «Ученый совет» специалист по древнерусскому и византийскому искусству — о неудобной польской национальности, младенчестве в Бутырской тюрьме, старинных шкафах в отделе рукописей Ленинской библиотеки, древнерусских фресках из Старой Ладоги и домашнем спецсеминаре

Записала Ольга Яблонская

Ольга Сигизмундовна Попова (1938–2020)

Искусствовед, доктор искусствоведения, профессор кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ имени Ломоносова. Один из круп­нейших в мире специалистов по древнерусскому и византийскому искусству, ученица Виктора Никитича Лазарева. В 1968 году окончила аспирантуру на кафедре всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ. В 1973 году защитила кандидатскую диссертацию «Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV века, его связи с Византией». В 2004-м — докторскую диссертацию «Византийские и древнерусские миниатюры». Ее статьи и книги стали большим вкладом в мировую науку, а лекции и семи­нары в Московском университете — значительным этапом в формировании многих поколений искусствоведов-византологов.

Научные интересы: проблематика древнерусского искусства в его связях с византийским, стиль византийского искусства как выражение его содержания и смысла, аскетическое направление в византийском искусстве разных перио­дов, типология образов византийского искусства как отражение различных вариантов религиозного сознания, переходные художественные процессы в византийском искусстве разных периодов.

Ольга Попова в новом выпуске проекта «Ученый совет»Съемка и монтаж Зарины Кодзаевой © Arzamas

Об аресте мамы и рождении в Бутырской тюрьме

Ольга Витлина (Попова) с мамой Ядвигой Антоновной Романовской. 1945 год © Из личного архива Ольги Поповой

Родилась я в 1938 году в Москве, в месте весьма необычном: первые несколько месяцев своей жизни я провела в Бутырской тюрьме. Мама была арестована, когда была беременной, причем в самом начале. Правда, ее не пытали: без конца допрашивали, но не били и не пытали. Пытали тех, кто должен был давать на нее показания, — они избитые приходили на очные ставки. Почти вся мамина беременность протекла в «Бутырке». И я считаю, что некоторые из приобретенных мною болезней (а я осаждена недугами) — от тюрьмы.

Обстоятельства маминого ареста были для того времени обычными. Она работала в газете «Труд» — кажется, в библиотеке. «Труд» был тогда крупным изданием — из тех организаций, на которые в те годы ежедневно обрушива­лись кампании по поиску и разоблачению врагов народа. Один сотрудник по фамилии Туманов дал показания, и так в редакции газеты обнаружилась группа вредителей, в которую входила и моя мама. Пришли за ней, когда она была в ванной, и это ей запомнилось на всю жизнь.

Обвинения всем предъявляли примерно одинаковые, но мама была полька. На допросе следователь назвал ее шпионкой самого Пилсудского. Она на это рассмеялась: «Что вы говорите глупости: где Пилсудский и где я?» А второе обвинение, которое ей предъявляли, — это намерение убить Сталина.

Мама сидела в большой, многолюдной камере вместе с очень разными людьми — и из простого народа, и с женами крупных партийных и полити­ческих деятелей. Поначалу она очень проклинала редактора, который дал на нее показания. Но потом им устроили очную ставку. Когда он вошел, она увидела, как страшно, смертельно он был избит. И его очень пожалела. Она поняла, что он не виноват. Никто не виноват.

Потом мама вместе со мной была отпущена. Она никогда не понимала, каким чудом она оттуда выбралась. Много лет спустя мы узнали, что в это время из НКВД убрали Ежова и некоторых арестованных освободили. В нашем случае сыграло роль то обстоятельство, что мама не подписала ни одной бумаги, где обвинение требовало от нее признания.

Очень долго я ничего об аресте не знала: мама скрывала. Я узнала случайно, когда была уже взрослая и все понимала. Проговорился мой дядюшка, и так я узнала не только это, но и другие подроб­ности жизни родителей и семьи, как их преследовали при советской власти.

Мама была очень яркой фигурой. Она была крутая антисоветчица и всему давала очень реальную оценку — в отличие от многих других в ее поколении, завороженных советской властью.

О 5 марта 1953 года

Смерть Сталина для меня одно из самых важных событий. Моя мама, когда это случилось, сказала: «Все кончено: бандит сдох». Она его никогда не называла Сталиным, она всегда говорила «этот бандит». А потом я услышала по радио, что точно такую же фразу сказали в семье Майи Плисецкой: «Бандит сдох».

Об именах

Маму звали Ядвига. Меня тоже хотели назвать по-польски — Вандой. Но я была бы Ванда Сигизмундовна — а это караул в тогдашнем СССР. И меня назвали очень по-русски: Ольга. А отца моего звали Сигизмунд Витлин, и в школе я носила его фамилию. Тогда паспорт выдавали в шестнадцать лет и в нем была графа «национальность». Те, у кого родители были разной националь­ности, могли себе ее выбрать. Но у меня выбора не было — и мама, и папа считались поляками, так что я тоже получила паспорт со званием «полька». Это было нехорошо и мешало — при поступлении в университет, например.

Об отце и его смерти

Первое мое воспоминание — об отце. Я, маленькая, иду по коридору в квартире, а рядом папа. Еще не война. И я иду, а он меня в шутку дразнит и говорит: «Оля-шмоля, Оля-шмоля!» — и смеется, и я смеюсь. Это мое единственное о нем воспоминание: он погиб в начале войны, когда мне было три года.

Отец был поляк и политэмигрант. Приехал в СССР в юности: ему, как и многим тогда, казалось очень романтичным то, что происходит в Советской России, хотелось посмотреть, поучаствовать в строительстве невиданной и прекрасной новой жизни. Тогда так приезжали многие, приехал и он. А выехать обратно было уже нельзя. Здесь он получил высшее образование и стал журналистом. Знаю, что он был в Испании.

Ольга Витлина (Попова). Май 1940 года © Из личного архива Ольги Поповой

Мне всегда было жалко, что я про него слишком мало знаю. Сейчас особенно жалко. Я внешне необыкновенно на него похожа и подозреваю, что я сколок с него во всех смыслах. Но это непроверяемо. Погиб он очень быстро, осенью 1941 года. Страшные открытки присылал: «В окопах сидим — так холодно, что даже мысль о предстоящей атаке утром не согревает». Эта предстоящая атака, по-видимому, была последней. Он погиб под Ельней, где полегла целая армия. Те, кто остался в живых, быстро отступали. А с мертвецами что? Кто их хоро­нил? Кто хоронил поле мертвых? Никто не хоронил, вороны съедали. Что-то в этом роде мне представляется, и мне дурно от этого.

О трех годах в гипсе

Мы с мамой остались вдвоем: отец погиб, бабушка умерла во время войны. Мы жили в Москве и в эвакуацию не уезжали. Когда мне было два года, я упала, катаясь на велосипеде. Заболело бедро. Так как у мамы был туберкулез легких, мне тут же поставили диагноз «костный туберкулез». И уложили в гипсовую кровать — это когда по форме тела отливают гипс и ребенок лежит в него закованный. Так что мама, конечно, не могла меня тащить и куда-то эвакуиро­ваться. Гипс лежал три года — его меняли по форме тела. Мы так и не узнали, был у меня туберкулез или не было. Это так и осталось под вопросом, а я зано­во училась ходить.

О пятой графе

Все мое поколение пошло в первый класс в 1945 году, как только кончилась война. У многих, как и у меня, не было папы. Люди ко всему тогда привыкли — к горю, к страху. Я знала, что у мамы очень большие трудности — это она не скрывала. Она, например, долго не могла устроиться на работу из-за нацио­нальности. Куда бы ее ни приглашали — например, ее звали в университет, на филфак, преподавать что-то польское, — дальше отдела кадров дело не доходило. Всякая национальность, кроме русской, украинской или бело­русской, считалась очень неблагонадежной. Поэтому маму никуда не брали, и она растила меня, перебиваясь случайными заработками.

Об увлечении геологией, домашнем образовании и «Истории живописи» Александра Бенуа

Фронтиспис одного из четырех томов «Истории живописи» Александра Бенуа. Санкт-Петербург, 1912–1916 годы Аукционный дом «Антиквариум»

Когда я училась в школе, я хотела быть геологом и ездила в геологический кружок на двадцатом этаже университета. Искусствоведом я решила стать уже классе в десятом. Мама видела, что я увлекаюсь живописью, и почему-то сначала рассказала мне про художников Возрождения. Помню, что от мамы я узнала об Уччелло и Донателло, и это были первые мои знания об искусстве. Я стала смотреть книжки, и мама, увидев, что я заинтересовалась, купила мне за три копейки в букинисти­ческом магазине (в то время там можно было за гроши купить самые необыкновенные книги) один том из «Истории живописи» Александра Бенуа. Этот том до сих пор у меня как святыня. Там рассказывалось про конец итальянского Возрождения и начало немецкого. Я была маленькая, классе в четвертом, но как я тряслась над этой книгой, как уважала то, что было мне недоступно. Я узнала, что это таинственное и есть история искусств. И когда я сдавала вступительные экзамены в университет, оказалось, что я довольно хорошо была подготовлена. Могла толково рас­сказать, что такое романский собор, что такое готический собор. При этом я понятия не имела про древнерусское, про Софию Константи­нополь­скую, про Византию. Потому что мама не знала этого и преподавала мне западную историю искусств.

О древнерусских фресках, проникнувших в душу

Фрески купола церкви Святого Георгия в Старой Ладоге. 2015 годWikimedia Commons

На втором курсе у нас вел древнерусское искусство Михаил Андреевич Ильин. Он был очень импозантный человек, такой барственно-вальяжный, из про­шлого человек. Однажды он повез нас в только что открывшийся Музей Андрея Рублева. Привел нас в Андроников монастырь, что-то рассказал, показал храм XVII века, а потом пошел с нами в какое-то помещение, где пожилая женщина мыла пол. Это была Наталья Алексеевна Дёмина, зна­менитый искусствовед. Она там работала и организо­вывала все — от быта до поступления икон. Ильин попросил её показать нам «что-нибудь новенькое». Тогда Наталья Алексеевна принесла фотографии и разложила на большом старом столе. Это были древнерусские фрески конца XII века из церкви Святого Георгия в Старой Ладоге — ангелы и пророки с барабана купола. Мне они не то что понравились — они проникли в душу. Никогда ни от какого искусства я не получала такого сильного толчка.

О Византии и защите диплома

Ольга Попова на студенческой практике в Пскове. 1957 год © Из личного архива Ольги Поповой

В общем, я заинтересовалась, стала в этом копаться и понемногу познавать ранний древнерусский мир. Тогда я не понимала, что на самом деле это была часть мира византий­ского. А на следующий год у нас был небольшой курс о Византии — всего шесть лекций. Но о том, чтобы заниматься Византией, в советское время и речи не могло быть, поэтому я стала специализироваться на древнерусском искусстве, на средневековой Руси.

В конце четвертого курса мы должны были выбрать специализацию и объявить тему диплома. И я выбрала те самые фрески из Старой Ладоги, а научным руководителем — профессора Виктора Никитича Лазарева. Кафедрой тогда заведовал Алексей Александрович Федоров-Давыдов, человек очень суровый. И в пере­ры­ве он в буквальном смысле слова схватил меня за воротник: «Думаете, я не понимаю, почему вы берете такую тему? Это для вас форма отказа от советской идеологии!» Для него я и мое искусствозна­ние были представителями гнилого индивидуалисти­ческого мира. Но все обошлось, и диплом я защитила. Лазарев приглашал меня в аспирантуру, но Федоров-Давыдов сказал (на удивление миролюбиво): «Я бы вас, конечно, взял, но вы же понимаете, какое сейчас время — о ваших темах и речи быть не может». Это был 1960 год: с одной стороны, разгар оттепели, с другой — новый виток борьбы с Церковью, клерикализмом и религией.

О попытках устроиться на работу

В общем, в аспирантуру меня не пустили, и я стала устраиваться на работу. Это было трудно. Однажды я встретила в Ленинской библиотеке знакомую, кото­рая работала в Кремле. И она предложила мне пойти работать к ним. Я о таком даже не мечтала: там изумительная коллекция икон. Когда я рас­сказала об этом маме, она сказала: «Ты совсем с ума сошла. Ну куда ты лезешь, какой Кремль? Не надо даже пробовать — тебе, конечно, откажут». Почему? Она говорит: «Потому что в Кремле не нужны поляки, там нужны русские и украинцы». Мама была права — конечно, в отделе кадров мне отказали.

О «древней группе» и старинных шкафах с рукописями

Ольга Попова в студенческие годы © Из личного архива Ольги Поповой

Устроиться на работу мне помог сосед по дому, филолог Игорь Катарский, специалист по Диккенсу, очень интеллигент­ный человек и наш близкий друг. Он сказал: «Знаете, Оля, есть место для вас подходя­щее — отдел рукописей Ленинской библиотеки. Там начальником отдела работает мой друг». Он по­звонил, и в итоге меня взяли в так называемую «древнюю группу» — описывать художественные элементы древнерусских рукописей. Я была ужасно рада и, конечно, согласилась. Кругом стояли старинные шкафы, в них горками были сложены книги, а на столах горками же лежали древние рукописи. Можно было взять любую из них, подержать в руках, рассмотреть… Я стояла там и думала, что не хочу уходить отсюда и буду тут ночевать.

Я пришла туда молоденькой девочкой с косич­ками, ничего не зная про руко­писи и про древне­русскую филологию. Но я не стеснялась спраши­вать, и все в моей «древней группе» меня учили. У нас было двое филологов, исто­рик, двое лингвистов и искусствовед (то есть я). Боже, как это было интересно! Кончался рабочий день, но мы не уходили и сидели там до тех пор, пока нас не выгоняла охрана. Я проработала там пять счастливых лет, а потом Лазарев все-таки призвал меня в аспирантуру, и я ушла в университет.

Об открытиях

1 / 3 Юрий Николаевич и Ольга Сигизмундовна Поповы, Виктор Никитич Лазарев, Наталия Михайловна Никулина. Начало 1970-х годов© Из личного архива Ольги Поповой 2 / 3 Ольга Попова с коллегами после защиты диссертации Марии Александровны Реформатской. 1979 год© Из личного архива Ольги Поповой 3 / 3 Ольга Попова и Курт Вайцман. 1992 год© Из личного архива Ольги Поповой

Такого, чтобы мне случилось открыть какую-то необыкновенную истину, которую до меня никто не знал, в моей жизни не было. Открытия, мне кажется, делаются в другом мире — негумани­тарном. А если в гуманитарном, то в лингвистике. Там, конечно, бывают открытия. Я как-то слышала доклад Вячеслава Всеволодовича Иванова  Вячеслав Всеволодович Иванов (1929–2017) — советский, российский, американ­ский лингвист, семиотик, антрополог, переводчик; доктор филологических наук, академик РАН. Один из основателей Московской школы сравнительно-истори­ческого языкознания.. Вот это да — открыть древний язык, чтобы он зазвучал! Такие бывают вещи в лингвистике. А наша научная жизнь тихая, спокойная, без особых потрясений. С другой стороны, я считаю, что все наши работы — открытия. Если я публикую статью и даю в ней исчерпываю­щую характеристику (имеются в виду атрибуция и анализ индивидуального наполнения образа в иконе, фреске, скульптуре в соответствии с содержанием той или иной эпохи, отраженным в искусстве), это научная новость.

О смысле искусствоведения

1 / 8 Обложка книги Ольги Поповой «Les miniatures russes du XI au XV siècle». Ленинград, 1975 год© Издательство «Аврора» 2 / 8 Обложка книги Ольги Поповой «Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века. Его связи с Византией». Москва, 1980 год© Издательство «Искусство» 3 / 8 Обложка книги Ольги Поповой «Аскеза и Преображение. Образы византийского и русского искусства XIV века». Милан, 1996 год© Издательство La Casa di Matriona 4 / 8 Обложка книги Ольги Поповой «Византийские и древнерусские миниатюры». Москва, 2003 год© Издательство «Индрик» 5 / 8 Обложка книги Ольги Поповой «Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы». Москва, 2006 год© Издательство «Северный паломник» 6 / 8 Обложка книги Ольги Поповой, Анны Захаровой и Ирины Орецкой «Византийская миниатюра второй половины X — начала XII века». Москва, 2012 год© Издательство «Гамма-пресс» 7 / 8 Обложка книги Ольги Поповой «Пути византийского искусства». Москва, 2013 год© Издательство «Гамма-пресс» 8 / 8 Обложка книги Ольги Поповой и Владимира Сарабьянова «Мозаики и фрески Святой Софии Киевской». Москва, 2017 год© Издательство «Гамма-пресс»

Я очень много занималась XIV веком, то есть концом византийского худо­жества, а потом переключилась на XI век — период расцвета Византии и ее искусства. Но каким бы периодом я ни занималась, больше всего меня всегда волновали идеи и средства, которыми они были выражены. Как отра­жались в искусстве идейные переживания времени, каким было содержание того времени, а каким — сознание людей, как они воспринимали действи­тельность. В одном веке были одни интересы, в другом — другие. В Средне­вековье люди, конечно, были сосредоточены на божественном. Искусство позволяет понять, каким был внутренний мир человека того времени. Во всяком случае, мы пытаемся понять его с помощью искусства. Может, мы в чем-то ошибаемся и не все понимаем верно, но мы пытаемся.

Больше всего я люблю заниматься образными характеристиками. Почему в XI веке создавали один образ, а в XIV — другой? В искусстве мы соприка­саемся с чужим для нас духовным миром. Он много сложнее, чем тот мате­риальный мир, который мы видим. Там другие ценности и другие способы достижения этих ценностей. И мы — те, кто старается к нему пробиться, — чужаки. Но мы все равно очень хотим. Конечно, описать образ сложно: он непонятен, потому что содержит в себе элементы духовного мира.

О первых поездках за границу

1 / 3 Ольга Попова в Сирии. 2000 год© Из личного архива Ольги Поповой 2 / 3 Ольга Попова с мужем в монастыре Преподобного Луки в Греции. 2010 год© Из личного архива Ольги Поповой 3 / 3 На острове Хиос. 2010 год© Из личного архива Ольги Поповой

Куда мы могли ездить при советской власти? На Соловки, в Новгород. Но мы не ездили в Европу и могли пользоваться только картин­ками или сним­ками знакомых иностранцев, коллег, которые приезжали сюда. Когда начали выпускать, я стала очень много ездить. И вот при встрече с искусством я так переживала, что плакала. Например, я плакала, войдя в Шартрский собор. И в Лувре, когда увидела галерею с Ранним Ренессансом. Конечно, западный искусствовед, которому все это доступно, этого не поймет: он привык, а привычка отбивает что-то.

Когда стали выпускать за границу, я приобрела фотоаппаратуру — самую лучшую, какая тогда была. Мы все снимали, и история искусств предстала совсем в новом плане, лекции изменились, предмет очень обновился с этими поездками и новой аппаратурой.

О преподавании и домашнем спецсеминаре

Руководители и участники семинара «Проблемы византийского и древнерусского искусства» дома у Ольги Поповой. 1998 год Сидят: Энгелина Сергеевна Смирнова, Александр Преображенский, Анастасия Пахомова, Анна Захарова, Елена Луковникова (Виноградова), Марина Заиграйкина, Ольга и Александр Зверевы. Стоят: Елена Саенкова, Виталий Сусленков, Ирина Орецкая. © Из личного архива Ольги Поповой

Я закончила аспирантуру в 1968 году и после этого читала курсы лекций по искусству Византии и западному Средневековью, вела спецкурсы. Спецкурсы обычно были связаны с моими поездками. Например, я ездила на Восток, на конференции в Сирию и Ливан.

Сейчас я читаю мало — я все-таки очень устала и уже в преклонном возрасте. Так что новых спецкурсов не организую. Но я по-прежнему читаю лекции о византийском искусстве и веду по нему спецсеминар. Он проходит у меня дома: в большой комнате ужас сколько человек помещается. Сидят всюду — и на полу на подушках, и на всех стульях. Спецсеминар — очень полезное для всех дело, потому что это не история византийского искусства, которая чита­ется в университете, а проблемы или спец­темы, которые интересуют разных людей. Кто-то делает доклад, кто-то приносит кучу слайдов, и мы их разби­раем, датируем, если они новые… Часто открывают новые памят­ни­ки — например, в Греции масса неосвоенного материала, Пелопоннес просто уставлен неизученными храмами.

Об одном разговоре в Уффици

Ольга Попова © Исторический факультет МГУ

Если бы мне предложили заниматься чем-то другим, я бы никогда не выбрала никакое новое искусство. Разве что Северное Возрождение. Когда я езжу в Бельгию и Голландию, я еду к их Мадоннам пятнадцатого века: Рогир Ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус… Я очень люблю Северный Ренессанс, больше, чем итальянский. Однажды мы с Энгелиной Сергеевной были в Уффици. И там есть зал, где висит одна вещь Гуго ван дер Гуса, а все остальные стены заняты Боттичелли. И «Венера», и «Весна», и все остальное. И вот мы обошли этот зал, и я ее спрашиваю: «Ну, что тебе больше нравится здесь, что ты выберешь — Боттичелли или Гуго ван дер Гуса?» Она мне говорит: «Ты что, с ума сошла? Конечно, ван дер Гуса!» Со словом «конечно» и сильной эмоцией.

другие герои «ученого совета» Габриэль Суперфин Специалист по архивам — о необычном имени, детдоме, учебе в Тарту и работе садовником Виктор Храковский Лингвист и филолог — о яблочном варенье, очень необычном профессоре и бацбийском языке Светлана Толстая Лингвист и академик РАН — о муже Никите Ильиче Толстом, экспедициях, синем снеге и чтении Борис Равдин Историк культуры и филолог — о том, почему филологу не нужны костыли Ревекка Фрумкина Об убийстве на Большом Каменном мосту, пятом пункте, чтении без словаря и глокой куздре микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив

Предлагаемый вниманию читателя труд представляет собой итог многолетней исследовательской и преподавательской деятельности автора — одного из ведущих российских византинистов, профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, доктора искусствоведения О.С.Поповой. В книге прослеживается многовековая история стиля византийского искусства, получившая воплощение в архитектуре храмов, в их мозаиках и фресках, в иконах и миниатюрах рукописных книг. Стилистические особенности рассматриваются при этом как символическое выражение смысла образов византийского искусства, сформированного христианским миросозерцанием и традициями античной культуры. Это наследие стало той основой, на которой выросла художественная культура Древней Руси и других православных стран. В этом богато иллюстрированном научном издании история византийского искусства излагается в форме, доступной не только специалистам, но и самому широкому кругу читателей.

***

Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf

Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru

ZOMG TEH DRAMA!!!11
Обсуждение этой статьи неиллюзорно доставляет не хуже самой статьи. Рекомендуем ознакомиться и причаститься, а то и поучаствовать, иначе впечатление будет неполным.
«

Российский школьник сумел спиздить то, что спиздить в принципе невозможно

«
— Аноним
«

Вы говорите что HTML невозможно программировать. По-моему вы просто жутко наелись конфет…

«
«

Согласен сборки на убунте клепают только школьники.

«
— Cпустя год

Красноглазый школьник

Денис Попов (quadregus, Google ВиО) — быдлокодер, хеллоуворлдщик, гитараст, школьник, малолетний долбоёб и просто редкостный мудило из Нижнего Тагила.

Герой драмы со своим собственным, совершенно самобытным дистрибутивом BolgenOS, состоящим из слегка переименованной Ubuntu и спизженных «нескучных» обоев.

Широко распиарен не ориентировавшимися в теме преподавателями, вследствие чего появился в местных теленовостях, а потом стал героем интернетов. Когда всё вскрылось, волна пошла в обратном направлении — телеканал извинился за непроверенный репортаж, учитель лежит в больнице с аритмией, школьник озалуплен — и так неплохо вышло.

Но обо всём по порядку.

Первое появление на сцене

«

>Твоим дистрибутивом _никто_ кроме тебя пользоваться не будет. И тебе самому надоест, сменишь на бубунту какую нибудь. Я уже собираюсь ее представлять на конкурсе «Интелектуалы Среднего Урала» и, возможно, после него система обретет успех.

«
— «Linux Bolgenos — ее первые шаги и обсуждение»

Тот самый репортаж.Та самая презентация. Тем временем, в другом НИИ Великой России уже полным ходом создается не имеющий мировых аналогов компьютер под новую операционную систему с процессором в памяти (sic!). Если вдумываться в тот бред, то где-то, после слов «…запрограммировать процессор…» можно сделать вывод, что они имеют в виду ПЛИС. Хотя, скорее всего, речь идёт о банальной виртуальной машине. Принципиально новая музыка от Дениса Попова. Школьник создал свою компьютерную игру Тем временем.

31 декабря 2009 года на ЛОРе появился очередной тред «Я сделаю самый лучший дистрибутив», то есть «Linux Bolgenos — ее первые шаги и обсуждение». Не первый и не последний, конечно, но пользователь gromes, начавший его, оказался не вашим среднестатистическим красноглазым.

No sir!

В ходе обсуждения выяснились любопытные подробности: gromes решил не просто создать свой собственный дистрибутив, а постепенно написать пакетный менеджер, графический редактор, компилятор и ядро, fdisk, а также защиту от «грохинга» системы и все это представить на конкурсе «Интеллектуалы Среднего Урала». Про написание программ на qt4 для Gnome (основанном, на минуточку, на gtk2) даже не будем заикаться — ну хочет человек на «Жигули» ставить детали от «БМВ» или напяливать салон и кузов 600-го мерина на шасси расконсервированой Шишиги — мало ли какие извращения бывают.

gromes также оказался завидным поцреотом, ведь в его дистрибутиве «весь код будет прокомментирован, причем на русском языке, для его дальнейшего развития». Учитывая постмодернистскую грамотность разработчика, код будет прокомментирован для развития именно русского языка.

Впрочем, разработчик имел оригинальные представления о работе разделяемых библиотек, работе пакетов, да и вообще оказался несколько неадекватен. Поэтому на момент закрытия треда наиболее разумным предположением казалось то, что автор либо настолько толстый тролль, что становится тонко, либо просто неадекват, так как некоторые цитаты и ответы автора просто поражали воображение и будоражили умы собравшихся. Аудитория похихикала и забыла.

Казалось бы, на этом можно ставить точку в этой захватывающей истории и сносить недостатью нахуй с лурка, но…

Возвращение программиста

«

Если ваша цель заключается в том, чтобы меня отговорить, то ваши попытки ни к чему не приведут, а система все равно приобретет успех:-)

«

Принципиально новый логотип BolgenOS.Не изменено даже название сборки ядра

В последний день весны, аки гром среди ясного неба, на ряде новостных ресурсов (хотя главным источником является местное СМИ города Нижнего Тагила) прогремел анонс принципиально новой революционной операционной системы с нескучными обоями — BolgenOS. Учитывая природу интернетов, ссылка моментально разлетелась по всем основным техническим и околотехническим новостным ресурсам и форумам, а само освещение события некоторым позволило запастись попкорном, а некоторым произвести столько ректального стройматериала, что хватило бы на целый город.

Оказалось, что мальчик не шутил.

После закрытия того треда, в котором, между прочим, выяснилось, что Попов готовился к техническому конкурсу местных юных дарований, школьник, по-видимому, осознал, что ничего не получится, заменил пару логотипов и выдал на конкурсе перелицованную Ёбунту за свой собственный труд.

С кем, впрочем, не бывает — каждый год защищаются десятки тысяч рефератов и дипломов с безжалостно вытертыми копирайтами настоящих авторов open-source (GPL и BSD). Нормально, чоужтам. При этом адекватные люди соблюдают некоторую осторожность — урезают функции, уродуют дизайн — придают работе вид студенческой поделки. Потому что вин обернётся восторженным принятием, многочисленными расспросами и неизбежным фэйлом плагиатора.

Попов, однако, оказался лишён ложной скромности. Если покопаться в его ЖЖ, то можно найти нелестную т.з. о Linpus Linux. Возможно, именно он спрашивал на гуглеответах, как в разработке на основе GPLного исходного кода стереть все упоминания об авторах и запатентовать (!) как свою. И неудивительно, без сомнения присваивать себе чужое герой статьи пытался и в музыке, например.

Похоже, школьник представил «свою» разработку ещё раз в конце учебного года (как-никак он занял первое место на конкурсе Юных Интеллектуалов Среднего Урала), чем и привлёк внимание города. Принял он его с достоинством. В конце мая — начале июня на местечковых новостных сайтах сомнительного содержания начинают публиковаться новости и интервью с сенсационными заголовками в духе «Школьник написал свою ОС с нуля», затем ссылки попадают на чуть более адекватные ресурсы, и техническая аудитория начинает по новой ловить лулзы с поциента.

Что же это такое?

«

Когда я чего то хочу, то я добьюсь это с такой скоростью с какой вам это не снилось

«

Сабж

На первый взгляд, BolgenOS является всего лишь очередной переделкой Убунты (которых на дистровотче и так тысячи).

На второй взгляд — это символ плагиата в школьных «проэктах» и глубочайшего развала системы образования в этой стране.

На третий взгляд — задолбанные учителя упорно приучают отчитываться о ненужных самим авторам «проектах» как о чём-то родном и глубоком, что является символом вообще ненужности для половины людей такой штуки как «система образования».

Есть мнение, что дистрибутив не форкнут, а спизжен. Вот так, если стереть лицензии и информацию об авторах, то код становится ничьим, и малолетний долбоёб Попов вполне может считать себя его единоличным автором. Тысячи человеко-лет работы — это всё, оказывается, может взять и присвоить любой школьник. И то, что в любом самом мелком ремиксе, — своё (логотип и обои), тут тоже спизжено.

Особенно умиляют ClamAV, переименованный в «Антивирус Попова», и GnomeOffice, переименованный в «Офис Попова». Даже в названии фэйл. По уверениям Попова bolgen означает по-испански «огненный шар», но сами испанцы таких слов не знают, ну, правда шар-то в этом слове есть — la bola — и есть пылкость — genio, но это как бы не то, зато есть ещё слово colgen, являющееся формой слова «зависайте».

Но учителя информатики, естественно, восприняли «работы» школьника с восторгом. Некоторыми лицами была даже распространена новость:

Управление образования Нижнего Тагила распорядилось к началу учебного года установить новую ОС во всех школах города. — В следующем году во всех школах города истекает срок лицензии Windows, и нужны немалые средства, чтобы ее продлить, — рассказали в пресс-службе Управления образования Нижнего Тагила. — В связи с этим было принято решение во всех общеобразовательных учреждениях города заменить Windows на операционную систему Дениса Попова. Учителя информатики это решение поддержали и одобрили.

Эталонный пример слива кармы (продолжает скатываться)

Денис умудрился даже засветиться на Хабре, где также ВНЕЗАПНО отхватил неиллюзорных и теперь находится на почётном −641 месте среди хабралюдей, а его топик про BolgenOs — самый заминусованный топик на хабре, сейчас к просмотру не доступна, но есть версия вебархива.

А также — В продаже появились нетбуки с BolgenOS. Такому тотальному, хотя и местному успеху, думается, даже Петрик удивился бы. Страшно себе представить, что бы ждало всех, если бы Дениска был постарше и посмышлёнее, и сразу бы пошёл к Человеку Грызлову со своими достижениями.

Обратная точка зрения: есть сборки типа Runtu, Mint на базе Убунту, от которых создатели имеют ПРОФИТ, однако никто на них в суд не подает, ибо копилефт . Так что юридически здесь все достаточно чисто, разве что изменения кода Денис еще не опубликовал, что является требованием лицензии для продуктов, выпускаемых на базе Убунту.

Возможно, Попов использовал утилиту «Как создать собственный дистрибутив на базе убунты».

Опровержение

Журнализдское опровержение

Слегка удивлённый такой враждебной встречей его гениального продукта, герой статьи написал опровержение в своём бложике, который впоследствии был удален.

Оказывается, он просто взял Ubuntu, но «не просто перекрасил и назвал по-своему, а дописал несколько программ»:

  • OgenBrowse — Arora
  • Антивирус Попова — ClamAV
  • PBC (Popov Backup Center) — tar

По его мнению, это уже позволяет называть программы своими. Остальные, так уж и быть, «принадлежат сообществу Ubuntu и другим авторам».

То есть Денис оказался туповат и до сих пор не понимает, что же он такого сделал. Впрочем, на него уже настучали в Canonical, посмотрим… Посмотрели (03/2018)- нифига. По ходу Каноники без виагры — не айс.

Интересна ретроактивная эволюция BolgenOS:

  • Да сумел собрать с нуля, но систему собрал раньше чем узнал о проекте LFS. — ЛОР, 31.12.2009
  • А чистой, «сделанной с нуля» к сожалению нет. Вот я этим и решил заняться. Значит начал это дело еще в 2009. Сделал по книге LFS. — 07.02.2010.
  • Bolgenos — операционная система созданная на базе Ubuntu Linux. — 01.06.2010.
  • Я уже не раз говорил о том что это сделано на базе Ubuntu Linux, и никогда не скрывал этого — 01.06.2010.

Затем, 7 июня 2010 г. появилось уже настоящее опровержение, прошедшее по каналу «Телекон», в котором наёмные журнализды таки расставили точки над Ё, предварительно даже записав наиболее вежливые из мнений юзеров о «гениальной разработке одиннадцатиклассника».

Затравили бедняжку. Ибо нехуй.

В 2018 году сабж был ВНЕЗАПНО был обозрён на интернет-телеканале «Тройка», где школьник был опять же был обосран, а журналюги озалуплены.

Цитаты

Сборник

Привет всем кто пользуется системой Linux! Я пишу систему (точнее собираю для нее дистрибутив,вскоре будет готова). Назвал ее Bolgenos. Дописал на qt4 программы для GNOME (пока это основная среда рабочего стола), добавил апплеты для панелей и переписал модуль загрузки на свой лад. Систему я делаю с нуля (не переделывая Debian или Ubuntu). В качестве шелла Bash, а загрузчик GRUB. Установщик для системы я написал, и работает он в графическом режиме. Будет ориентирована на российских пользователей (но английский я оставил). Уважаемые пользователи Linux пишите то что Вы хотите увидеть в этой системе или как говорится ваши пожелания. По возможности постараюсь включить все в дистрибутив и сделать его как можно удобнее, обещаю его онлайн поддерживать 🙂 P.S. в качестве личных переговоров вот мой e-mail quadregus@gmail.com

Так же я представлю новую форму компьютера, с заранее вмонтированным моим дистрибутивом. И монитор и клавиатура и мышь будут вмонтированы в корпус.

Вы говорите что HTML невозможно программировать. По-моему вы просто жутко наелись конфет… Этот язык заводится из простого текстового редактора и для его исполнения нужен только веб-браузер, к вашему сведению сидя на Windows я писал в блокноте копию рабочего стола (писал например в функцию кнопки пуск т.е. ее смена на более светлую картинку и обратно, так же меню картиночное высвечивалось и прочее) Язык вполне удобный, но его не совершенство это минус

Так в том то и смысл что человек плохо не знающий язык сможет его быстро изучить!

в феврале, 1 будет первый Release, а Beta 20 января и Alfa 15 февраля.

я за 9 дней освоил qt за 2 дня html и bash за 3, а в последствии наращивал знания если мне что-то очень надо я это сделаю. Сказал что в начале 2011 компилятор будет значит будет.

Но именно в 2008 году я стал успешным человеком, все началось с переустановки системы (когда я в довольствие наигрался в видео игры и решил поэкспериментировать с компьютером, именно в этот период у меня появился доступ к интернету). И потекло я стал светится в школе, стал общаться с преподавателем по информатике, и в 2009 начале я установил Linux и стал исследовать.

О вы мне напомнили, то что я должен был написать выше, я достаточно долго программирую на C++ и изучаю стандартные команды языка С, а так же проковырял структуру компилятора и могу сказать что в декабре 2010 или даже в начале 2011 появится мой собственный компилятор С++ который будет состоять из больших библиотек с хорошей индексацией, а так же его будет можно использовать как присоединяемую библиотеку, например использование её посредством языка C.

Когда я чего то хочу, то я добьюсь это с такой скоростью с какой вам это не снилось

Я один в совершенстве владею QT4, bash, php, html. Так же профессионально работаю в GIMP, оформляю всякие мелочи. Раньше администрировал Solaris, и экспериментировал с Minix и UnixWare. Восхищался Mac OS X ее сглаживанием, шрифтами и прочими ее примочками. Испробовал пости все ОС, совместимые с современными компьютерами. Пробовал на разных языках писать (например начинал на BASIC). Владею английским и немного испанским. Вывод: Из всех систем я хочу вынести самое полезное и эффективное и все преимущества закрепить в своём дистрибутиве. Я же не говорю, что хочу сделать совершенство именно в линейке UNIX-подобных ОС, но и доказать что на фоне Windows она будет светится!

Я хотел бы отдельно выразить благодарность за идею использования в качестве shell по умолчанию lisp!

Я напишу полностью собственное ПО, что позволит пользователю видеть, что это исключительно моя разработка, а так же легкая в настройке и удобная в использовании, ну а так же приятная в оформлении.

Я уже искал по этой теме и много всего нашел (искал что не наесть компьютерный телекинез, рисование при помощи мозга), но я не могу на это расчитывать, поскольку пользователю нужно быдет докупать дополнительное оборудование, а так же не имея ПСИ-энергии пользователь не сможет использовать эту технологию. Так что с этим еще надо подумать.

Значит написал ядро и прекрасно работающий GNU дистрибутив. Хочу выпускать под GPL лицензией, но проблема в том что я боюсь, что кто-то что моя операционная система будет зарегистрирована не под моим именем, например какой нибудь Петя назовет по своему и будет автором. Многие программы я делал на основе других но ссылки указывал. Я согласен пусть на основе моей ОС будут другие, но чтобы было прописано, что я автор. Кстати ядро на основе mach и система собрана с нуля, не хотелось чтобы кто-то отобрал. Так что помогите, скажите зарегистрировать. Википедию не предлагать…

Пруфлинк

Значит система основанная на Lisp будет называться Lolgenos, а текущая, т.к. оболочкой является bash, то она называется Bolgenos. Возможно немного позже выйдеt Polgenos (для Python оболочки (перловую наверно вставлять не буду…))

Скучные обои

Самостоятельный мем, который теперь произносится при любой новости, посвящённой выпуску новой операционной системы. Автор мема — Денис Лохтин, друг нашего хеллоуворлдщика. Надо отметить, что мем получился пораспространённей, чем Больгенос.

Что интересно, в редакции Windows 7 (XP, Vista) Starter (самой урезанной и, соответственно, дешёвой, цена — $1 для стран Африки, и $50 — для остальных), которая первоначально была сделана в качестве якобы «помощи отсталым странам», но также часто предустанавливается на нетбуки, обои рабочего стола менять действительно нельзя, о чём даже упоминается в лицензионном соглашении. Так что Майкрософт вам за бесплатно даже обои поменять не даст. Но существует замечательная программа (спойлер: Personalization Panel), а ключи для Windows 7 любой ограниченности легко гуглятся.

Кредо

«

В след за принципиально новой ОС появились принципиально новый графический редактор PIMP, принципиально новый веб-сервер Papache, принципиально новый IM протокол XMPoPov, принципиально новое ядро Pinux, принципиально новый конкурент XMPoPov PICQ, принципиально новый трекер Porrent, протокол обмена файлами popov2popov, принципиально новый мессенджер PutIM, принципиально новые сети Pi-Fi и Pluetooth. А также рабочие столы Pnome, PusDE, PLUXBOX, плеер Popov’s MPlayer, интернет popopov, язык программирования PoHPov и CMS Piki.

«
— http://web.archive.org/web/20111227123600/http://juick.com/iLeamare/739317

Больше цитат и говнокреативов — в альтернативной версии статьи.

Попов возвращается

«

Нет я пишу ОС, это будет гибрид Linux and Windows. Ядро естественно самописное. Скажу честно, мне не лень.

«

После публикации этой статьи хацкер дважды вернулся на ЛОР. Первый раз он хотел стать мейнтейнером DSL. Затем пропал почти на год — попкорн аж протух. В мае 2011 года он вернулся с вопросом по геймдеву. Учился на физмате, но ниасилил. Позднее все же отучился на факультете искусств на звукорежиссёра, кем и пошел работать.

Вопросы одного пользователя, а также его реплики на сайте дали почву появиться мнению о возвращении забытой ОС на новый мотив. Пруф от 28.11.2011.

По состоянию на 2017 год, по слухам, Дениска целиком ушел в работу и личную жизнь. В сентябре 2017 года сабж появился в статье про ReactJS на англовики в качестве автора. По состоянию на осень 2019 года известно, что он живет в Москве, увлекается велосипедом и фотографией. При личном общении о сабже предпочитает не вспоминать.

Но почему фейл?

Объяснить фееричность провала Попова легко — он решил взять все и сразу и очень поспешил. Мало того, что он создал тред перед тем, как у него появились какие либо наработки(отчего на него и накинулись ЛОРщики и разобрали его цитаты на мемы очень быстро), так он построил крайне грандиозные планы — собирался написать ядро, загрузчик, компилятор и прочее, не зная толком как поргромировать и всем выставил планы на показ. Из любой истории и из любого сабжа можно вынести мораль, так и отсюда можно вынести таковую — не тратьте свои силы впустую и не выставляйте свои планы напоказ, покажите хотя бы полуготовый продукт, что бы отражать аргументы по типу «не трать свои силы впустую» или «таких как ты уже много». Что касается написания осей, можно же посоветовать вызубрить Цпп и Ассемблер.

Галерея

  • Виновник торжества

  • Спрашивайте в магазинах Нижнего Тагила

  • Не изменено даже название сборки ядра

  • Microsoft срёт кирпичами.

  • Windows наносит ответный удар.

  • «Надоели виндовсовские обои… Не интересно»

  • Систему оценивают ведущие программисты страны

  • Внезапно!

  • Вольный комикс на тему плохих обоев

  • Один из возможных вариантов Антивируса Попова

  • Антипрыщеблядская пропаганда

  • Мобильная версия ОС Bolgenos

  • Суть драмы для виндоюзеров

Видеогалерея

Билл Гейтс о Bolgenos Bolgenos Trailer BolgenOS Coming Soon
BolgenOS стёб в телевизионной программе О сабже Шедевральный стеб над Bolgenos в трех частях
Еще одна пародия на BolgenOS. Принципиально новая Windows 8. Очередной фейл журнализдов. Комитет защиты Попова.
Последователь — голландский хакер Макс Корнелиссе. Последователь

См. также

  • GamerSuper
  • Говносборки
  • SupLisEr
  • Горлов
  • Грегоре
  • Гульмэн
  • Не нужен
  • Вендекапец
  • Ubuntu
  • Роман Лебедев
  • Алексей Бабушкин
  • Александр Курицын
  • Поттеринг
  • DENUVO — самые успешные забугорные продолжатели дела Дениса Попова. На деле обычный VMProtect.

Ссылки

Десятки их! Официальные ресурсы™:

  • Фанатский сайт, выполнен довольно неплохо
  • Официальный сайт проекта был удален автором, но какой-то петросян создал заново.
  • Старый сайт в кэше. Дениска и это умудрился выпилить.
  • Страница на SourceForge
  • Уютный бложек
  • Канал на YouTube
  • Анонс сабжа на Linux.com
  • Учитель дениски гордится
  • Страница на LaunchPad.net

Персональная страница Попова Вконтакте:

  • Старая страница Попова (домашний номер +7(3435)315357)
  • Принципиально новая страница Попова

Фейки:

  • bolgenos.ru
  • bolgenos.info
  • bolgenos.org Bolgenos 1.5 Volga серверная версия

На форумах:

  • Сообщение на форуме канала с просьбой об опровержении

Последователи:

  • О нестандартном C#.Net или как я писал «свою» ОС
  • Пиндосы украли изобретение российской школьницы
  • В Иркутске вышел «Айфон-7». Так можно назвать изобретение местного Кулибина — Тимура Аттакурова. Он научил смартфон «Эппла» работать в шесть раз дольше.
  • В НИИ овцеводства и козоводства (овцеводства и козоводства, Карл!) создали альтернативу Windows

СМИ о сабже:

  • Школы Нижнего Тагила переходят на «операционную систему Попова»
  • Школьник из Нижнего Тагила Денис Попов разработал аналог операционной системы Windows — «Болдженос»
  • «…новая ОС будет установлена во всех школах Нижнего Тагила»
  • «Блоггеры обвинили тагильского школьника, разработавшего аналог Windows, в плагиате»

Денис Попов — очередной малолетний долбоёб.
Разновидности Ванильки • Дети индиго • Малолетний долбоёб • Пионер • Феечка • Школьник
Казни египетские Анорексия • Апелляция к возрасту • Армия • Банхаммер • Владимир Бельский • Деанонимизация • Девственность • Диета • ЕГЭ • Избиение лохов • Ожирение • Прыщи • Самопал • Ранний брак • СДВ • Спермотоксикоз • Ссаные тряпки • Суп из младенцев • Травля • ‎Учитель года • Черенок от лопаты
Камвхоры Ashley • Блевотина-кун • Бэйли Джей • Влад Борщ • Влад Чесноков • Данила • Денис Рязанцев • Джастин Бибер • Илья Фарафонов • Кружка-кун • Лиля Желева • Маска-тян • Мечтающий стать админом • Немыто-тян • Опасный поцык • Флагшток-кун • Хабаровские живодёрки • ЧБ-тян • Юлия Дмитриева
Страдающие ЧСВ BASKA • Cruel Addict • GamerSuper • MC Воронеж • SoEasy • SupLisEr • Артём Ануфриев и Никита Лыткин • Алексей Бабушкин • Алёна Писклова • Виталик • Горд • Грегоре • Гриша Сорокин • Денис Попов • Дэниел Петрик • Ирина Добржанская • Кенни Гленн • Лантерн • Леонид Василевский • Наталия Колесникова • Соус-кун
Страдающие бокланопоцтитом Supreme2 • Алевиус • Альберт Акчурин • Вован Метал • Грета Тунберг • Дмитрий Щетников • Ким де Гелдер • Метатели колёс • Школьник-кун
An Heroes Анна Бешнова • Артём Исхаков • Гелиогабал • Игорь Грудцинов • Ильдар Мурсалимов • Карина Будучьян • Лида Очковская • Оксана Макар • Павлик Морозов • Тим Кречмер • Эрик Харрис и Дилан Клиболд
Упоротые Angry German Kid • Boxxy • Ellen Feiss • Артём Свистунов • Иван Гамаз • Крикун • Невада-тян • Никита Литвинков • Николай Воронов • Повар • Сашко • Солевая • Юрий Демидович
Мемы An Hero • HL Boom • Бей бабу по ебалу • Жадные дети • Жестокая Голактика • Зелёные титизены • Игрушки, прибитые к полу • Короткоствол • Лоли • Мой пездюк • ОЯШ • Респект таким парням • Садистские стишки • Срывать покровы • Тринадцатилетние девочки • Феерическая расстановка точек • Чувак, это рэпчик • Шнурки в стакане
Места обитания Aeterna.ru • Beon.ru • TikTok • Группы смерти • Детская площадка • Детский лагерь • Детский сад • Селигер • Страна Эльфов • Твиди.ру • Школа
Летописи School 13 • Класс • Мальчишник • Повелитель мух • Сериал «Школа» • Школоблоггеры
Прочее 1 сентября • Абдуловера • Выпускной вечер • Золотая медаль • Каникулы • Переходный возраст • Пернилла Стальфельт • Юношеский максимализм • Школьная иерархия • Ювенальная юстиция
Денис Попов — на ЛОРе это не нужно
Люди alphex_kaanoken • Generatorglukoff • GuttaLinux • JB • K48 • Komintern • Shaman007 • Sherak • Sikon • Silvy • Алексей Бабушкин • Анонимус • Батарейкин • Вилфред • Ганс Рейзер • Грегоре • Денис Попов • Луговский • Михаил • Патрик • Саныч • Тео • Шаман
Мемы 128 bit • Dimmu Borgir — 51k • Just for Fun • libastral.so • TRUE-DEATH-PRIMITIVE-LINUX-MITOLL • Анальное рабство • А под Слакой это работает? • Вдоль • Вендекапец • Вещества • Донской табак • Ждём ебилдов • Закопайте обратно • К логопеду, быдло • Летающие коровы • ЛОР-эффект • Машина времени • Метанация • Не нужен • Не работай под рутом • Ничего не поделаешь, это Flash • Перестаньте насиловать труп! • Плазма не падает • Программа из одной строчки на Perl • Решето • Скриншот с ЛОР • Специалисты по всему • Телепаты в отпуске • Только закончил собирать • Убей себя, как Томми • УМВР • Шрифты — говно • Электролит из соплей девственницы
Программирование Arch • Fedora • Gentoo • GIMP • GNOME • Java • KDE • Perl • Slackware Linux • TeX
Прочее 12309 • Common Sense • GNOME vs. KDE • Nixburg • Аппрув • Великий Исход Модераторов • Костыль • Лолкс • Лузирс • Нытик-треды • Тукс
BolgenOS — лучше всех! Я гарантирую это!
Системы Android • DOS • FreeBSD • Haiku • Linux • MenuetOS • macOS / Хакинтош • OS/2 • ReactOS • Windows / Винда • РусОС • Фантом ОС
Среды GNOME • GNU Emacs • KDE
Люди Баллмер • Генерал Фейлор • Поттеринг • Столлман • Торвальдс • Фолькердинг
Дистрибутивы Linux Arch • Debian • Fedora • Finnix • Gentoo • LFS • Ubuntu (BolgenOS) • Слака
Версии винды Виста (говносборки) • Семёрка • Windows Phone 7 • Windows Phone 8
Пользователи Админ • Бздун • Виндузятник • Красноглазик • Линуксоид • Яблочник
Площадки /s/ • LOR • ru mac • ru.os.cmp • stoplinux.org.ru
Мемы /dev/null • BSD, not LSD • GIF • GNOME vs. KDE • Mac vs. PC • OS-tan • rm -rf • System32 • TRUE-DEATH-PRIMITIVE-LINUX-MITOLL • Бубен • Вендекапец • Гномики • Даунгрейд • Если бы… • Ждём ебилдов • КЛБ • Маздай • Патчить KDE2 под FreeBSD • Приборчик • • Тукс • Тупые свитчеры • Феникс
Денис Попов, yo-ho-ho, yarrr!!!
Мета Варез • Компьютерные пираты • Копирайт (Копираст • Кописрач) • Радиопираты
Пираты Труъ (Фаргус • Хакеры) • Позёры (GamerSuper • Кулхацкеры • Попов) • Neogame • One Piece • Морские пираты • Сомалийские пираты
Протоколы и cайты I2P • P2P (DirectConnect • EDonkey2000 • NoNaMe • The Pirate Bay • Rutracker.org) • Файлообменники (Infostore • Rapidshare • RGHost) • Зайцев.нет • Либрусек • Нойзбункер
Противники Акелла • Активные (1С • Apple • Denuvo • DRM • Metallica • Microsoft • Nintendo • SecuROM • SOPA • StarForce • Единый реестр запрещённых сайтов • Литрес • Михалков • РАО • РЩ) • Пассивные (Линукс)
Прочее Горбушка • Дискета • Диски с приколами• Пиратские игры девяностых • • Русефекации • Таблэтка • Экранка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *