Пюхтица монастырь

Богородице-Рождественский монастырь и храм святителя Николая Чудотворца в Звонарях – подворье Пюхтицкого монастыря

Русская зима в этом году всё никак не наберёт свою законную силу. Но погода, тем не менее, далеко не летняя. Дабы не подвергать прихожан нашего храма переохлаждению, было решено в зимний период сосредоточиться на святынях, можно сказать, шаговой доступности. Тем более, что Первопрестольная святынями изобилует. 12 декабря большая группа паломников нашего храма во главе со священником Павлом Каревым посетила Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь и храм Святителя Николая в Звонарях – патриаршее подворье эстонского Пюхтицкого Свято-Успенского ставропигиального женского монастыря, всё на московской улице Рождественка.

Ставропигия в прямом переводе с греческого означает «водружение креста». В Церкви ставропигия означает статус, присваиваемый, как правило, православным монастырям и делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно Патриарху.

Богородице-Рожде ственский монастырь был основан в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского и матерью героя Куликовской битвы князя Владимира Храброго – княгиней Марией Константиновной. Княгиня Мария Константиновна и постриглась здесь перед смертью с именем Марфы в 1389 году. Со временем обитель дала и имя улице, которая первоначально была дорогой, ведущей к монастырю. Нынешний главный монастырский каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведён в 1501-1505 годах на месте прежнего, от которого сохранились остатки кладки фундамента.

В 1525 году в Рождественском монастыре под именем София была насильственно пострижена жена Василия Третьего Соломония Сабурова. Монахиня София здесь жила до своего перевода в Покровский монастырь в Суздале. Впоследствии Соломония Сабурова была канонизирована Русской Православной Церковью как преподобная София Суздальская (память 29 декабря (16 декабря по старому стилю). Икона преподобной Софии Сузлальской с частицей мощей — ныне одна из святынь московской обители.

Во второй половине XVII века монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростов ских. Княжеская семья поддерживала обитель. Так, каменный собор святого Иоанна Златоуста был построен в 1676-1687 годах стараниями княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростов ской. Также на её средства возвели каменную ограду с четырьмя башнями.

В XIX – начале XIX века в Рождественском монастыре построили колокольню с надвратным храмом священномученика Евгения, епископа Херсонского (1835-1836 годы, в стиле позднего классицизма) и трапезный храм Казанской иконы Божией Матери в русско-византийс ком стиле (1904-1906 годы). Своды и стены храма Казанской иконы Богородицы выполнены в стиле художественной школы конца XIX — начала XX века (модерн).

В 1922 году монастырь закрыли. Игумения Ювеналия и несколько сестёр оказались в ГУЛАГе. Большинство из них в 30-е годы были замучены и убиты. К Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской впоследствии была причислена инокиня обители Татиана (Бесфамильная).

В монастыре размещались различные учреждения, часть келий отдали под коммунальные квартиры. Некоторым монахиням разрешили остаться в бывшей обители. Две насельницы жили на территории монастыря до 1970-х годов.

В советские годы были уничтожены монастырское кладбище (вместе с могилой основательницы) и сад, снесена часть стен. Многие постройки не ремонтировались и пришли в полное запустение.

В 1974 году часть построек Рождественского монастыря была передана МАРХИ для организации музея-заповедник а древнерусского искусства и зодчества. Была проведена реставрация колокольни и Рождественского собора, где разместился архив одного из научно-исследова тельских институтов. В конце 1980-х годов некоторые помещения заняли различные фирмы и арендаторы.

В 1989 году храм Рождества Пресвятой Богородицы вернули Русской Православной Церкви. В 1993 году было принято решение о возрождении древней обители. Первыми насельницами монастыря стали монахини из эстонского Пюхтицкого монастыря. Настоятельницей Богородице-Рожде ственской обители с первых дней стала монахиня Викторина (Перминова), в 1998 году возведённая в сан игумении. В монастыре непрерывно ведутся реставрационные работы. Уже восстановлены в основном все храмы монастыря, кроме собора святителя Иоанна Златоуста, где для начала каких либо работ необходимо пройти бесконечное количество различных согласований.

Многие наши паломники пришли в монастырь раним утром на Божественную литургию, где священнику монастыря отцу Роману Чистикову сослужил и наш священник Павел Карев, исповедались и причастились. Прихожане нашего храма приложились к святыням монастыря, среди которых помимо уже упомянутой иконы преп. Софии Суздальской ещё частица мощей св. великомученика Георгия Победоносца в ковчеге, икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей святого, чудотворная икона святого праведного Симеона Верхотурского с частицей мощей, другие реликвии обители. По окончании богослужения, в полдесятого началась экскурсия по монастырю, которую замечательно провела насельница обители матушка Сергия. На наших паломников огромное впечатление произвела неспешная монастырская служба, храмовые иконы и святыни, экспрессивные образы трапезного храма, размах реставрационных работ.

По окончании экскурсии наши паломники перешли в находящийся неподалёку храм Святителя Николая Чудотворца в Звонарях.

Первая церковь на месте современного храма появилась ещё во времена Иоанна Грозного. Это был деревянный храм Николы Божедомского, так как при нем был организован «убогий дом», куда зимой свозили тела умерших бродяг и утопленников, людей умерших несчастной смертью и оставляли до весны до следующего захоронения. Неоднократно горевший храм с 1657 года уже перестроен как каменный. Постепенно на Рождественке образовалась Звонарская слобода, в которой селились звонари колокольни Ивана Великого и сторожа кремлёвских церквей, отчего храм и стал называться «Никола в Звонарях». Это наименование было официально закреплено в 1677 году. В 1760 году на деньги графа Ивана Иларионовича Воронцова (имевшего усадьбу неподалёку) по проекту архитектора Карла Бланка начато строительство храма в стиле барокко с небольшим влиянием классицизма. Строительство было окончено в 1781 году.

В 1933 году храм был закрыт. В его помещениях размещался склад. Неоднократно возникала угроза сноса. С середины 1960-х в здании храма размещалась кафедра рисунка МАРХИ.

В 1993 году Святейший Патриарх Алексий II подписал указ об образовании при храме Святителя Николая в Звонарях подворья Пюхтицкого монастыря. Работы по восстановлению храма начались в 1994 году, а в 1996 году Святейший Патриарх Алексий II совершил великое освящение главного престола и двух боковых приделов храма. Настоятельницей подворья является игумения Филарета (Смирнова), многолетняя помощница покойного Патриарха.

Главный престол храма ныне освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Именем святителя Николая назван один из боковых приделов. Другой придел освящён в память Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В восстановлении храма, создании монашеской общины, вплоть до своей кончины в 2012 году принимала участие матущка Адриана (Малышева), начало духовной жизни которой неразрывно связано с нашим храмом Воскресения Словущего. Непростой жизненный путь матушки Адрианы отражён в книге «Монахиня из разведки», которую ещё некоторое время назад можно было приобрести в книжной лавке нашего храма.

Святыни храма: чтимые иконы Успения Божией Матери и Богородицы «Взыскание погибших». Икона Богородицы «Взыскание погибших» была пожертвована церкви одной дворянской семьёй в начале XIX века. После закрытия храма она долго блуждала по хранилищам разных разоряемых властями московских церквей, пока не была спасена одной благочестивой женщиной и не передана ею в 1981 году в эстонский Пюхтицкий монастырь. При создании московского подворья монастыря икона, совершив такое непростое путешествие, вновь заняла своё законное место в храме Святителя Николая в Звонарях.

Удивительна очевидная духовная связь нашего храма Воскресения Словущего и храма Николы в Звонарях. Это было отмечено всеми участниками нашего паломничества. Выйдя за ограду подворья наши прихожане вновь окунулись в шумную и суетную жизнь огромного мегаполиса…


С введением в Эстляндии лютеранства (в первой половине XVI века) для иноверных наступили трудные времена. Православные храмы, часовни разрушались. Богослужение совершалось на непонятном эстам немецком языке. В ХV столетии здесь были мученики за православную веру. В древнем Юрьеве в 1472 году пресвитер Никольской церкви Исидор с 72-мя прихожанами были схвачены на реке Омовже во время крещенского водосвятия, заключены в тюрьму и через два дня брошены под лед в той самой Иордани, на которую они выходили в праздник Богоявления. И вот, в этом краю, в утешение измученному в непосильной борьбе с тевтонскими рыцарями эстонскому народу, явилась Божия Матерь. По свидетельству Сыренецкой летописи XVI века более четырех веков назад в Куремяэ было знамение. Ранним летним утром пастухи увидели на горе Светозарную Деву в дивном лазурном одеянии. Они устремились на гору – видение скрылось. Когда же стали удаляться, Она вновь предстала их взорам. Вернувшись домой, пастухи рассказали об этом жителям своей деревни. На другой день на рассвете селяне отправились на гору и тоже увидели Пречистую Деву Марию, в сиянии чудного света стоящую… На третий день собрались у горы крестьяне со всех окрестных деревень. И вновь Пресвятая Дева почтила их Своим явлением. Она стояла у подножья горы, где забил источник ключевой воды. Потом Пречистая Дева стала подниматься все выше, выше и, остановившись у величавого дуба, скрылась от их взоров. На том месте, где стояла Пресвятая Дева Мария, селяне обрели в расщелине дуба икону Успения Божией Матери. Крестьяне-эстонцы, будучи лютеранами, передали икону православным, которые построили на месте явления у древнего дуба часовню в честь Успения Божией Матери и поставили там обретенный образ. С той поры Журавлиную гору стали называть Пюхтицкой, то есть Святой.

Сейчас икона, облаченная в серебряную позолоченную ризу, украшенную драгоценными камнями, стоит у правого пилона центрального нефа Успенского собора. Источник, с берега которого пастух наблюдал знамение, считается святым. Он не замерзает в холодные зимы. Купания в нем помогли многим избавиться от тяжелых недугов. До сих пор сохранился и старый дуб, под которым нашли образ Успения Богоматери. Ученые полагают, что ему не менее 1000 лет. Его высота 26,5 метра, обхват ствола свыше 4 метров. Он также почитается святым, и всяк сюда приходящий пытался отщепить от него хотя бы кусочек коры. Сегодня вокруг древнего великана возведена ограда. А рядом стоит воссозданная часовенка XVI века, внутри которой находится старая часовня.

Оставлять икону в небольшой часовне в пустынном месте было небезопасно, поэтому она сначала хранилась в соборе города Нарва, а позже в храме села Сыренец, в 30 километрах от Пюхтицы.

Ежегодно 15 августа (28 по н. с), в день Успения Пресвятой Богородицы, верующие совершали крестный ход с чудотворной иконой на Святую гору. Путь этот был не из легких: «Проезжих дорог не существовало вовсе, шли православные через болота и леса по узким тропам, по колено в болоте… икону несли поочередно, прижимая к груди», – записано в Сыренецкой летописи.

В 1885 году по распоряжению Святейшего Синода Русской Православной Церкви, «дабы оградить Пюхтицкую святыню от инославных посягательств», учреждается Пюхтицкий православный приход с причтом. Деятельное участие в его становлении приняли князь Сергей Шаховской – губернатор Эстляндии и Отделение Православного Прибалтийского братства из местечка Иевве (ныне Йыхви).

Одной из основных задач, стоявших перед отделением, было открытие школы для девочек и по возможности при ней домовой церкви. Ввиду многочисленных заявлений со стороны лиц, желавших отдать своих детей для обучения, было признано необходимым с осени 1887 года открыть школу не только для девочек, но и для мальчиков, притом без различия в вероисповедании. Император Александр III, узнав об открытии школы в Йыхви, повелел выделить 30 тыс. рублей для создания специального продовольственного фонда. Школа размещалась в частном доме и не могла вместить всех желающих учиться, поэтому было решено построить специальное здание для обучения не менее 150 детей.

Летом 1888 года настоятельница Костромского Богоявленского монастыря игуменья Мария прислала в Йыхви пять сестер во главе с монахиней Варварой (Блохиной), которые трудились в лечебнице для приходящих людей. В 1889 году были принято пять девочек сирот, которые обучались рукоделию. Установленные богослужения совершались в домовой церкви Братства. Так возникла небольшая женская община, указом Святейшего Синода от 9 мая 1890 года при храме общины был открыт самостоятельный приход, но основной целью Братство считало устройство монастыря в Пюхтицах. «По мысли нашего Братства будущая женская обитель могла бы явиться хранительницею чудотворной иконы Успения Богоматери на самом месте ее чудесного явления и под сенью этой святыни совершать путь иноческого подвига», – отмечала в своем письме Елизавета Дмитриевна Шаховская епископу Рижскому Арсению. В 1891 году, после всех трудностей, связанных с отчуждением земли для обители, община была переведена на Святую гору, где был открыт Пюхтицкий женский монастырь.

Монахиня Варвара (в миру Блохина Елизавета Дмитриевна) была назначена Святейшим Синодом первой игуменией, настоятельницей Пюхтицкого Успенского монастыря. Подвижница, «она ушла в монастырь десятилетней девочкой, до Пюхтицы почти сорок лет отдала служению и познанию Церкви: проходила клиросное послушание, в совершенстве изучила церковный Устав, простое обиходное пение, была лучшей чтицей, прекрасной золотошвеей, давала уроки рукоделия в монастырских училищах, слушала медицинские лекции, состояла в должности помощницы уставщицы и, наконец, десять лет была помощницею ризничей» – так характеризует игумению запись в монастырской летописи. Матушка Варвара, кроме диплома сестры милосердия Красного Креста, имела практические навыки по уходу за больными и ранеными в устроенных во время войны при Костромском монастыре эвакуационных госпиталях. Ей предстояло заложить в Пюхтице основы монашеской общины и перевезти на Богородицкую гору из г. Йевве (Йыхви) благотворительные учреждения, существовавшие при местном православном братстве: лечебницу, аптеку и приют для сирот.

В 1891 году на праздник Успения состоялось торжественное открытие общины. А в 1892 году Указом Священного Синода было определено монашескую общину переименовать в Пюхтицкий Успенский женский монастырь с возведением монахини Варвары в сан Игумении. С первых дней существования обители в Пюхтице был установлен строгий монастырский порядок, какой можно было встретить только в старинных монастырях.

Император Российский Александр III пожаловал новому монастырю богатые священнические облачения. Разными благотворителями пожертвованы церковные книги, серебряные сосуды, лампады, кадила, напрестольные кресты. В устроении обители сыграл большую роль протоиерей Иоанн Кронштадтский – проповедник и чудотворец. Он заботился о монастыре, регулярно помогал деньгами, присылал новых насельниц. Во время его приездов, особенно в торжества Успения Богородицы, в Пюхтице собиралось до десяти и более тысяч богомольцев и паломников.

В 1892 году адъюнкт-профессор Петербургской академии художеств, академик Михаил Тимофеевич Преображенский предложил генеральный план застройки монастыря, в основу которого была положена простая и ясная идея: церковь, находящаяся в центре обители, как бы собирает вокруг себя деревянные дома с келиями и Святые ворота со звонницей. Архитектурно-строительными работами руководил уроженец Сааремаа архитектор Александр Артемьевич Полещук. В том же году возводятся первые бревенчатые домики для келий, детского приюта. Закладываются главные Святые врата из гранита и кирпича с деревянной колокольней над ними. На средства Иеввенского Отделения Православного Прибалтийского братства приобретаются первые колокола: Большой весом 2648 кг, Полиелейный – 1326,8 кг и Малый – 350 кг, отлитые военным ведомством из Усть-Двинской крепостной артиллерии специально для первого в Эстляндии монастыря.

16 августа 1892 г. Высокопреосвященный Арсений, архиепископ Рижский и Митавский, освятил первый каменный соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1895 году был возведен трапезный корпус с церковью во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Число насельниц быстро росло. В обители был в полном объеме введен монастырский богослужебный круг, созданы два хора – один для пения на славянском, другой – на эстонском языке. Проповеди также читались на двух языках, что способствало популярности монастыря. Важное значение для местного населения приобрела благотворительная деятельность обители. В приюте для бедных детей воспитанницы обучались чтению, письму и другим предметам по программе церковноприходских школ, а также рукоделию, иконописному и золотошвейному мастерству. В монастырской лечебнице больные бесплатно пользовались лекарствами и медицинским обслуживанием.

Игумения Варвара заботилась об обустройстве и благолепии храма. Она сама собирала пожертвования и приобретала церковную утварь. Из Нижнего Новгорода игумения привезла старинную икону (1782 г.) на кипарисовой доске с серебряным золоченым крестом, в который вделаны 32 частицы святых мощей угодников Божиих. По ходатайству настоятельницы Варвары монастырю были пожертвованы иконы Черниговской Божией Матери и Святого великомученика, целителя Пантелеймона, писанные на Святой Горе Афон. А чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, благодаря стараниям петербургского золотых дел мастера Андреева, оделась серебряной позолоченной ризой, отделанной бриллиантами и жемчугом. В 1893 году обитель получила в дар святую плащаницу, вышитую золотом по бархату, два больших киота, богато украшенное старинное Евангелие.

15 августа 1893 года на праздник Успения Божией Матери поздно ночью прибыл архипастырь монастыря архиепископ Рижский и Митавский Арсений. В торжественной проповеди владыка сказал: «Когда мы приближались к вашей обители, увидели освещенные храмы и услышали звон колоколов, то остановились, чтобы насладиться гармоничным гласом кампанов ваших, раздающихся на далекое пространство среди ночной тишины, и чудным видом иллюминированного и освещенного лунным светом монастыря. Невольно при этом пришло на мысль недавнее прошлое сей горы: давно ли было то время, когда на этом самом месте, именуемом от лет древних Святой горой, была дикая пустыня, по которой с шумом проносились одни только буйные ветры, пролетали хищные птицы и пробегали дикие звери. А теперь здесь высятся святые храмы Божии, и в церквах слышатся гимны Богу во псалмах и песнях духовных, и обитает в монастырских келиях целый сонм людей Божиих. Поистине теперь эта гора – гора Божия, место святое!» В 1894 году на сорок втором году жизни скоропостижно скончался князь Сергей Владимирович Шаховской – один из покровителей и благодетелей Пюхтицкой обители. В память о нем вдова поставила на горе, рядом с княжеским домом, храм во имя Сергия Радонежского с усыпальницей князя, где спустя много лет и сама нашла последний приют. В 1897 году игумения Варвара Указом Святейшего Синода была переведена в Казанскую епархию, а на ее место назначена монахиня московского Страстного монастыря Алексия (Анна Михайловна Пляшкевич).

Заветным желанием игумении Алексии стало строительство большого трехпрестольного собора, который был бы украшением обители и где нашла бы достойное место икона Успения Богоматери. На это требовались огромные средства. Сестры трудились не покладая рук, развивалось золотошвейное дело. На Всероссийской выставке монастырских работ в Санкт-Петербурге в 1904 году плащаница пюхтицких мастериц, шитая серебром и золотом по бархату, была удостоена золотой медали, что, естественно, привлекло заказчиков.

Но наступили трудные времена – русско-японская война 1904-1905 годов внесла коррективы в планы монастыря. В Пюхтицкой лечебнице принимали раненых воинов, за ними усердно ухаживали монастырские сестры милосердия.

Приходилось больше работать на полях, чтобы прокормить и насельниц, и обездоленных людей. Игумения Алексия направляла монахинь за сбором благотворительных подаяний в Ригу, в Санкт-Петербург, в Москву. «И вот сверх всякого ожидания, – свидетельствует летопись, – Господь Бог посылает монастырю помощь в лице нового благодетеля – московского генерал-майора Ивана Филипповича Терещенко, к которому пришла в 1905 году ездившая за сбором подаяний в столицу послушница Анна Абрамова. Заинтересовавшись смиренным, ласковым видом старицы-послушницы, генерал стал ее расспрашивать о монастыре. Старушка добродушно рассказала про Пюхтицу, показала генералу фотографию обители. Вглядываясь в снимок, Терещенко после некоторого раздумья сказал: «Я построю у вас настоящий соборный каменный храм», добавив, что готов немедленно пожертвовать капитал с условием, если в храме ежедневно будет совершаться на проскомидии поминовение его и его родных». Генерал пожертвовал на возведение храма 90 тысяч рублей. Завещание Терещенко выполняется и поныне.

Проект пятиглавого храма, выдер­жанный в том стиле, в каком возводили церкви в Москве и Ярославле в XVI-XVII веках, разработал петербургский архитектор А.А. Полещук. Старый храм разобрали весной 1908 года, причем, камень, из которого он был построен, лег в основание нового, и 15 июня того же года состоялась закладка трехпрестольного собора. Минуло два года — и Успенский собор Пюхтицкой обители вознес к небесам все пять своих глав, увенчанных крестами.

Ныне в величественном пятиглавом монастырском соборе пребывает главная святыня обители – явленная икона Успения Божией Матери, обретенная в XVI веке. Главный престол соборного храма освящен во имя Преславного Успения Пречистой Богоматери, престол северного придела – в честь Святителя Николая Чудотворца и св. вмч. Димитрия Солунского Мироточивого, южного – в честь преподобных Иоанна Лествичника и Серафима Саровского. Украшением Успенского собора является Пюхтицкая икона Божией Матери, история которой чудесным образом связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1894 году сестры монастыря написали и подарили в день Ангела горячо любимому пастырю икону, на которой запечатлено явление Пресвятой Богородицы у источника в Пюхтице. Внизу на иконе подпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенскаго женскаго монастыря на Святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября». Эта икона пребывала с о. Иоанном до самой его кончины.

В июне 1990 года в статусе Пюхтицкого Успенского монастыря произошла кардинальная перемена: монастырь получил звание ставропигиального, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Второму (в миру Алексей Михайлович Ридигер).

Почти полвека находилась под его окормлением Пюхтицкая обитель. Она обязана ему самим своим существованием. В начале 60-х годов по всей стране закрывались монастыри. Пюхтицкое подворье в Таллинне было сметено с лица земли. Подлежал закрытию и монастырь на Святой горе. Патриарх Алексий Второй, тогда епископ Таллиннский и Эстонский, приложил все усилия, чтобы подобный план не был претворен в жизнь. С его стороны это был настоящий подвиг, и пюхтицкие монахини безмерно ему благодарны за его подвижническое деяние.

Неразрывными узами связаны судьбы Патриарха и скромной обители. Сестры старшего поколения помнят его еще отроком, приезжавшим сюда с отцом – священником приходской церкви в Таллинне. В шесть лет будущий Патриарх, одетый в стихарь, прислуживал за богослужением в алтаре Пюхтицкого Успенского собора. В 21 год, после окончания Ленинградской духовной семинарии, он стал настоятелем Богоявленской церкви в соседнем с Пюхтицей городе Йыхви и часто служил в монастырском храме. Особенно памятен и радостен для насельниц обители 1961 год. 3 марта в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Алексий был пострижен в монашество, а 3 сентября 1961 года архиепископ Никодим (Ротов) возглавил свою первую архиерейскую хиротонию, посвятив архимандрита Алексия в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина во епископа Таллиннского и Эстонского. С этого момента и до последнего дня жизни Святейшего Патриарха Пюхтицкий Успенский женский монастырь находился под его непосредственным руководством и управлением. Поистине возрождение, укрепление и украшение монастыря свершилось благодаря постоянному отеческому попечению, вниманию, любви архипастыря. 3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) монахиня Варвара (Валентина Алексеевна Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители. А 18 января, в канун праздника Богоявления, Высокопреосвященный архиепископ Таллиннский и Эстонский Алексий (в будущем Святейший Патриарх Московский и всея Руси), в Таллиннском Александро-Невском соборе возвел монахиню Варвару в сан игумении, а на следующий день,19 января, в Пюхтицах вручил ей игуменский жезл. В Москве в Свято-Троице-Сергиевой Лавре Святейший возложил на неё наперсный крест. Новая игумения стала третьей строительницей обители. За 43 года ее усердных трудов, перечислить которые просто невозможно, монастырь преобразился до неузнаваемости.

Игумения Варвара сразу же занялась благоустройством обветшавшего в те годы хозяйства. При помощи и по благословению Владыки Алексия в монастыре развернулось комплексное строительство: было оборудовано центральное отопление; проведены водопровод и канализационная сеть; установлена своя электромельница; возведены новые кирпичные келейные здания, каменные хозяйственные строения. Архитектурный ансамбль пополнился Сергиевой колокольней, новой крестильной церковью в честь Иоанна Крестителя и священномученика Исидора Юрьевского, домом для представительских целей с современным конференц-залом, музеем и др. Старую бетонную ограду заменила мощная из гранитных валунов стена с угловыми башнями-домами. Отремонтированы и отреставрированы все храмы, позолочены кресты. Заново расписан Успенский собор. Своды Святых врат украшены живописными картинами из истории обители. За оградой оборудована двухэтажная гостиница, возле Святого источника выстроена купальня, а на хозяйственной ферме освящена новая часовня Георгия Победоносца. В богадельне, где живут престарелые или заболевшие монахини, открыта церковь в честь Святителя Алексия и великомученицы Варвары.

Настоятельница всеми средствами старалась облегчить труд сестер. Они по-прежнему работали не покладая рук, только затраты и качество этого труда были несоизмеримы с прежними. 26 ноября 2010 игумения Варвара приняла постриг в схиму. 8 февраля 2011 почила о Господе. Похоронена на монастырском кладбище вблизи алтарной части Николо-Арсеньевского храма.

Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. (журнал № 128) монахиня Филарета (Калачёва) назначена игуменией Пюхтецкой обители. В сан игумении возведена Святейшим Патриархом Кириллом 19 ноября 2011 г.

Основная информация

1 день
Выезд из Даугавпилса
— Приезд в Куремае. Посещение известного центра паломничества Европы – Пюхтицкого Успенского женского монастыря.
У всех нас сегодня есть прекрасная возможность отвлечься от городской суеты, провести 2 дня в обители, освященной присутствием Божией Матери, не спеша побродить по монастырским дорожкам, полюбоваться окрестными далями с высоты Пюхтицкой горы.
Пюхтицкий Успенский монастырь — православный женский монастырь Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Основан в 1891 году. Находится в деревне Куремяэ волости Иллука (Ида-Вируский уезд Эстонии). С 1990-х имеет статус ставропигиального. Монастырь никогда не закрывался. Пюхтица (Pühtitsa) по-Эстонски означает «святое место». История создания обители связана с образом Успения Божией Матери: по преданию, в районе, где ныне располагается монастырь, местным жителям явилась Богородица, и на месте её явления была найдена Успенская икона Божией Матери.
В XVI веке местные жители построили часовню для обретённой ранее иконы Божией Матери. Благодаря упорной и неослабной энергии губернатора Эстляндии князя С. В. Шаховского и заботе княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской в 1885 году на Богородицкой горе был открыт Пюхтицкий православный приход.
— Экскурсия по монастырю.
Возможность посетить вечернее Богослужение, монастырскую трапезу.
В свободное время не забудьте постоять у икон, поставить свечи и положить записки о здравие своих близких, посидеть в тиши тенистых алей монастыря, набрать святую воду, окунуться в воды святого источника.
Ночлег в монастыре (в кельях по 4-10 человек)
2 день
Для желающих посещение Богослужения. Для православных – Исповедь и Причастие.
А также святой источник, покупки, трапеза.
Главные святыни обители: Пюхтицкая икона Божией Матери «У источника», чудотворный источник, освящённый присутствием Божией Матери (вода в святом источнике не замерзает даже в холодные зимы), чудотворные иконы Божией Матери «Владимирская», мощи святых угодников Божиих и многие другие святыни.
— Приезд в Тарту. Торговый центр.
Дорога домой.
В стоимость входит :

  • Услуги гида
  • Ночлег в монастыре (в кельях по 4-10 человек)
  • Транспортные расходы
  • Позитивные эмоции

Дополнительные расходы:

  • Mонастырь / 4 Eur
  • Медицинская страховка (по желанию)

Просим Вас отнестись с пониманием и уважением к правилам поведения в монастыре. Одежда паломников не должна быть вызывающей и неопрятной, для женщин обязательна юбка, скрывающая колени и одежда, закрывающая плечи, голова должна быть покрыта платком; для мужчин исключаются короткие брюки, желательна рубашка с длинным рукавом. На территории монастыря разрешена фотосъемка, для фотографирования внутри храмов необходимо испрашивать благословение. Во время путешествия в автобусе не перевозите и не употребляйте сильно пахнущие продукты.
Забронировать места на поездку можно:

  • позвонив по тел.: 6-54-20466, 26617848, на сайте www.mari.lv
  • по @ почте: info@mari.lv
  • При бронировании места без оплаты бронь действительна 3 суток, затем фирма имеет право аннулировать бронь.
  • Бронируя место, клиент вносит аванс в размере 20% от стоимости поездки.

Необходимые документы для поездки:

  • Паспорт гражданина или негражданина LR, годный минимум 3 месяца после возвращения из поездки.

Внимание!

  • За день до поездки необходимо уточнить время и место выезда группы, телефон руководителя группы!!!
  • Стоимость входных билетов, курс валют являются ориентировочными и могут меняться.
  • Фирма не несет ответственности за изменение времени работы объектов, неверную информацию со стороны объектов и отмену без предупреждения каких-либо мероприятий.
  • Туристическое агентство оставляет за собой право менять порядок проведения экскурсий, сохраняя их количество.

Для кого-то Пасха одно из главных событий жизни, кто-то считает его значимым праздником, кому-то — очередная возможность провозгласить, что Бога нет.

Каждому свое. Я хочу рассказать о своем личном восприятии это дня. Даже, скорее, не рассказать, а показать.

Своей семейной церковью мы считаем юдинский храм Преображения Господня. В храме очень домашняя и абсолютно не пафосная атмостфера.

Церковь построена в 17 веке, и в настоящее время здесь находится Преображенский женский скит Пюхтицкого подворья. Создан в 1996 как загородное хозяйство московского подворья Пюхтицкого женского монастыря. Сам монастырь находится в Эстонии. Недалеко монастыря располагается храм, в котором служил покойный патриарх Алексий.

День, как и у большинства православных начался с освящения куличей. На входе в храм нас встречает монахиня, которая пытается раздать котят в «хорошие руки» (кто-то подбросил котят).

После освящения куличей совершенно случайно очутился в Николо-Угрешском монастыре. Здесь без рассказов, Только фотовпечатления.

Поздно вечером, когда собирались снова в храм, отключили свет. Позвонил — ответили умиротворенно — авария — причины выясняются.

Никогда не думал, что внешне такой маленький храм, вмещает такое количество людей. Собралось порядка 200-250 человек.

Часа через два, возвращаясь домой, позвонил по поводу свету. Ответили уже раздраженно — причины аварии неизвестны — когда включат, тогда включат — ждите.

Только вставил ключ в замок, свет зажегся.

С праздником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *