Раб божий

«Раб Божий» – это словосочетание околоправославной среде смущает многих и порождает множество спекуляций со стороны атеистов. «Православие, – говорят они, – как, впрочем, и все авраамические религии пронизано человеконенавистничеством и унижает достоинство верующих! Мы не рабы, рабы – не мы!». Цель данного экскурса показать, что «раб Божий» – одно из высочайших наименований, которое мы можем применять к себе.

Итак, почему же все христиане, включая апостолов, называют себя рабами Христовыми? С одной стороны, в этом есть глубочайшее смирение и вера в то, что Иисус есть Сын Божий, есть Мессия, о Котором говорили ветхозаветные пророки. С другой же стороны, нельзя не отметить, что Сам Господь употребляет словосочетание «раб Мой» только к определенным лицам: к Аврааму, к Моисею, к Халеву, к Давиду, к Елиакиму, сыну Халкиину, к Иову, к Своим пророкам и к Иакову (Израилю), под которым подразумевается весь народ, происходящий от него. Кроме того, Господь называет Своим рабом вавилонского царя Навуходоносора, рукою которого Он наказал израильтян за то, что они делали неугодное в Его очах (4 Цар. 21:15), в некоторых мессианских пророчествах Своего единородного Сына.

Из этого перечисления персонажей Ветхого Завета видно, что они, кроме Единородного Сына Божия, в большей или меньшей степени грешные люди. Порой они действовали против воли Божией, но, прибегая к целительной силе покаяния, возвращались к Господу. Но понятно, что слово «раб» предполагает полное подчинение, когда как ни Авраам, ни Моисей, ни Давид не были послушны Богу; да и потом, как известно, человек наделен свободной волей и даже Господь не может ее нарушить. Следовательно, употребляя слово «раб», Господь влагает в него иной, Божественный смысл. Когда Бог называет кого-либо Своим рабом, этим Он говорит, что этот человек не раб греха (Ин. 8:34), не укоренен в нем, что он раб праведности (см.: Рим. 6:16-20).

Почему же все христиане дерзают называть себя рабами Божиими, применять к себе столь высокий титул, который носили ветхозаветные пророки и патриархи? Дело в том, что в отличии от ветхозаветных праведников, удостоившихся этого титула отвержением греха и богоугодной жизнью, христиане освобождаются от власти греха в водах Святого Крещения, становясь рабами Божиими. Получается, «раб Божий» – это звание, которое христианин получает даром, только за признание Христа своим Спасителем. Но Крещение не делает человека святым: в нем Господь только дает нам возможность не грешить, которым, увы, пользуются единицы. Можно сказать, что сразу после Крещения человек встает на одну ступень духовного совершенствования с ветхозаветными праведниками, с тем лишь отличием, что последние стояли на последней ступени, для первых же, крестившихся и облекшихся во Христа, эта ступень является первой. Это, кстати, позволяет по-другому взглянуть на традицию древней Церкви, по которой верующие крестились уже в зрелом возрасте (в 30 лет и позже): человек должен был духовно дорасти до Святого Крещения и хотя бы приблизиться к званию «раб Божий».

Все же крещенные во Христа призваны быть детьми Божиими: в молитве Господней мы обращаемся к Нему словами «Отче наш». Мы должны стремиться быть достойными именоваться детьми Отца Небесного. А для этого, по мысли святых Отцов, нужно возрасти из состояния раба, делающего все из страха перед господином, сначала в состояние наемника, желающего награды за свои труды, а уже потом прийти к состоянию сына, делающего все из любви к отцу. Проблема лишь в том, что немногие крещенные достойны носить даже звание раба Божиими, являясь рабами греха.

При этом, «раб Мой» – это не единственный эпитет, который употребляет Господь к людям. В Ветхом Завете Он называет Авраама Своим другом, в Новом же Господь наш Иисус Христос, обращаясь к апостолам, говорит: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Такое обращение означает полное доверия Господа к тем, кто исполняет то, что Он заповедал (см.: Ин. 15:14). Только Своим друзьям Бог открывает тайны Домостроительства. Так было с Авраамом, который был избран, чтобы от него произошел Спаситель, после того, как он по Божиему повелению едва не принес в жертву единственного сына. Так же и апостолы были названы Христом Своими друзьями перед тем, как Он, вверив им великое Таинство Евхаристии н весь мир, добровольно взошел на крест.

Ст. 34-36 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете

Христос отвечает им, что у них нет и духа свободы: они – рабы греха. «Всякий делающий грех», т. е. совершающий грех как задачу своей жизни, как будто назначенное ему дело, конечно, вполне правильно может быть назван рабом греха. С этим едва ли кто мог спорить, потому что об этом свидетельствовало и слово Божие, и учение раввинов, жертвоприношения за грехи и собственный опыт каждого. Таким образом, все нуждались в свободе, исключая Самого Освободителя, Kоторый теперь явился пред иудеями. K последней мысли Христос переходит, разъясняя различие положения в доме между сыном домохозяина и рабом.

«Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно…» Далее следовало бы ожидать приложения этого правила ко Христу и Его слушателям, но такого приложения Христос не делает ввиду ясности того вывода, какой нужно сделать из сказанного выше. Слушатели Христа, конечно, поняли, что сын – Христос, рабы – они, а дом отца – Царство Божие. Поэтому Господь далее говорит уже прямо о том, как раб может изменить свое положение в доме господина. Для этого он должен обратиться к защите сына (образ рабского подчинения греху здесь отступает на задний план, так как в доме Божием или Царстве Божием грех не может быть господином, а люди – его рабами).

«Сын», т. е. Христос, с полной преданностью и любовью исполняет волю Отца Своего (Ин.5:20, 30; Ин.8:29), и Он в силах спасти, направить на истинный путь тех обитателей дома, которые еще служат Богу совершенно рабски, из страха наказания и часто лицемерно. Он может дать им силу также преданно и свободно исполнять волю Божию. «Итак, – вот следствие, какое выводит Господь из сказанного, – если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Об исполнении этого обещания упоминает апостол Павел (Гал.5:1).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *