Древний Вавилон – это один из самых известных городов Ближнего Востока и центр мессопотамской цивилизации. Он был настолько могущественным и развитым, что затмил все города Двуречья и дал свое имя территории, охватывающей также несколько близлежащих городов.
Содержание
Возникновение Древнего Вавилона и его расцвет
Город возник на месте шумерского города под названием Кадингирра, который захватили кочевники-амореи. Это крупное поселение около 2000 года до н. э. стало их опорным пунктом и получило свое название, то есть его зарождение связано с аморейским периодом истории.
Период расцвета Древнего Вавилона связывают с именем Хаммурапи, правителя, который взошел на престол в 17 веке до н. э. и проводил активную политику завоеваний. Именно он создал ту самую империю, которая имела важное культурное и политическое значение. После его смерти город был захвачен касситами.
Рис. 1. Древний Вавилон.
Вавилонское право
Однако прославился Хаммурапи не только этим, а и тем, что придумал законы – источники права, регулирующие многие области жизни людей, от владения собственностью до заключения браков. Этот свод законов был настолько полным, что впоследствии его превзошли только позднейшие правовые нормы Древнего Рима.
Основные законы были закреплены на так называемом «столбе Хаммурапи” – стеле из базальта. На ней высекли надписи клинописью, который мог прочитать любой грамотный человек.
В «Законе Хаммурапи” нет элементов морализаторства и религии, за исключением фразы о том, что власть царя исходит от богов.
ТОП-1 статьякоторые читают вместе с этой
- 1. Месопотамия — древняя цивилизация
Древний Вавилон: общественный и государственный строй
Будучи рабовладельческим государством, Вавилон имел неоднородный состав населения. Как и в других государствах Древнего Востока, общество разделялось на свободных людей и рабов. Последние считались просто вещью, переходили от хозяина к хозяину и занимали низшую позицию на социальной лестнице. В то же время на их труде была построена экономика Древнего Вавилона.
Но и у рабов была своя градация, о чем свидетельствует таблица:
Принадлежность рабов |
Их права |
Частновладельческий |
Принадлежал своему господину, мог быть продан, отдан в уплату долга или для отработки его ростовщику, имели небольшое имущество |
Храмовый |
Служили при храмах, считались собственностью общины |
Царский |
Служил при дворце, мог жениться на свободной женщине, его дети были свободными людьми |
Этим классовое разделение общества Древнего Вавилона не ограничивалось: свободные граждане тоже имели классовое разделение, они были полноправными и неполноправными. Первые могли быть землевладельцами и нести повинность в пользу государства, а вторые, называемые «мушену” – это бедняки, которые могли иметь рабов, но собственной земли у них не было.
Рис. 2. Рабы в Древнем Вавилоне.
Вавилоняне вели отсчет времени по лунному календарю, который, по предположениям ученых, унаследовали от шумеров.
Государственный строй
Это государство было классическим образцом восточной деспотии. Главой был царь, который сосредоточил у себя в руках все виды власти, он создавал законы, судил, был главным военачальником и имел все полномочия для исполнительной власти. Делами государства занимались военное ведомство, финансовое, а также ответственное за публичные работы.
Государственные органы были устроены достаточно просто: местную власть представляли назначаемые наместники, которые осуществляли волю царя в городах, а также были органы общинного самоуправления, которым передавалась часть власти по судебным и административным вопросам.
Важными людьми в государстве считались приближенные царя – не только военачальник, начальник финансов и визирь, но и кравчий и дворецкий.
Рис. 3. Вавилонский царь Навуходоносор II.
Что мы узнали?
Древний Вавилон – рабовладельческое государство Древнего мира, главой которого был царь. Рассмотрен период его зарождения и расцвета. Пройденная тема включала в себя информацию о его законодательстве – «законах Хаммурапи”, которые представляли собой впервые закрепленные нормы общественного устройства, особенностях вавилонского права. Была кратко дана характеристика общественного и государственного строя Древнего Вавилона, рассмотрены различия между полноправными и неполноправными свободными гражданами, а также рабами в зависимости от того, кому они принадлежали.
Тест по теме
- Вопрос 1 из 10
Как назывался город, на месте которого возник Вавилон?
- Иерусалим
- Кадингирра
- Карфаген
- Сидон
Начать тест(новая вкладка)
Оценка доклада
Великое противостояние Тьме продолжается! Вторая Печать довлеет над Светом! Говорят, что секрет счастья в свободе от желаний и привязанностей. Но как же, в таком случае, быть с любовью? Ведь именно она — сильнейшее из желаний и величайшая из всех привязанностей? Эту тайну хранит Вторая Печать, повествующая о сакральной сущности человеческого эгоизма. Новая книга Анхеля де Куатьэ поражает своей почти исповедальной откровенностью. Тьма, спасая тайну Второй Печати, завладела чувствами Избранника… Данила влюбился в женщину, отмеченную Тьмой. Под угрозой и его миссия, и все усилия Светлых. Судьба ведет Избранника страшной дорогой над бездной. Героям книги предстоят сотни искушений. А для гибели хватит и одного неверного шага… «Эгоизм — святая добродетель одинокой души, зияющая непроглядной тьмой Ада». Бросая вызов Злу, будьте мужественны, ведь вы назначили Ему встречу. В нашей библиотеке вы можете бесплатно почитать книгу » Вавилонская блудница «. Чтобы читать онлайн книгу » Вавилонская блудница » перейдите по указанной ссылке. Приятного Вам чтения.
Читать книгу » Вавилонская блудница »
Оглавление книги
Книги автора — Анхель де Куатьэ
Рабство
Рабы (в обычном понимании) были, но они никогда не составляли большинство населения, и работа всей общины никогда не зависела от них. В раннединастическом периоде они не были важным социальным элементом и в основном состояли из военнопленных. Таких рабов захватывали во время набегов в горные районы: идеограмма «рабыни» – по сути, «женщина гор».
Точно не известно, когда свободные горожане стали попадать в рабство, но с периода Третьей династии Ура (ок. 2100 до н. э.) известны случаи, когда свободные горожане становились рабами, продавая себя из-за долгов или голода, или нищенствующие родители могли продать детей. Такие действия стали обычными к 1900 г. до н. э., возможно как следствие экономических трудностей, вызванных вторжением амурру (аморитов). К периоду Первой династии Вавилона, согласно законам Хаммурапи, основным источником рабов стала их покупка в чужих землях, а не военнопленные.
В шумерский период женщин-рабынь, похоже, было больше, чем мужчин, и, если не считать очевидного использования молодых и красивых девушек, их основным занятием была работа на мельницах (дробилках) и в мастерских – прядильщицами и ткачихами. В раннединастический период почти все рабы принадлежали храмам или дворцам, они жили в бараках – как в нацистских или советских трудовых лагерях. Но со временем появились и частные рабовладельцы. По примерным оценкам, среднее свободное семейство в Вавилонии в 1-м тысячелетии до н. э. владело двумя-тремя рабами, а в Ассирии – тремя-четырьмя. Женщина-рабыня нередко становилась наложницей хозяина, но ее иногда могла спасти от участи проститутки запись в запродажном контракте о том, что она должна быть выдана замуж, как правило за другого раба, хотя иногда и за свободного человека. В контракте даже могла содержаться запись о втором, третьем и т. д. замужестве, если первые мужья умирали.
Рабство в Вавилонии никогда не было кастовой системой, потому что свободный человек мог стать рабом, а раб – получить свободу. Да и брачный союз между свободной женщиной и рабом вовсе не был чем-то невиданным. Раб мог иметь собственность, с помощью которой, если согласится хозяин, выкупить свою свободу, но после смерти раба его собственность переходила к хозяину.
Нет доказательств того, что у рабов ранних шумеров были клейма или какие-либо другие отличительные знаки, но начиная со старовавилонского периода, а возможно, и раньше их можно было идентифицировать (как считают многие) по выбриванию волос на голове или (как считают другие) ношению цепи. Также встречалось нечто вроде клейма либо выжженного, либо вытатуированного на лице или на руке. Вероятно, так клеймили рабов, склонных к побегам. Их могли сковывать и наносить на лицо надпись: «Беглец, схватите его». В тексте упоминается раб, у которого на тыльной стороне руки было вытатуировано имя его хозяина на двух языках. Чаще всего клеймили людей, ставших чрезвычайно важным классом в Вавилонии в 1-м тысячелетии до н. э. Речь идет о лицах, отданных храмам, среди которых были не только военнопленные и рабы, отданные или завещанные храму, но также свободные люди – спасенные бродяги, дети бедных родителей, переданные храму во время голода ради спасения жизни, и т. д.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
ТОМ II – РАБСТВО В РИМЕ Глава первая. СВОБОДНЫЙ ТРУД И РАБСТВО В ПЕРВЫЕ ВЕКА РИМА
ТОМ II – РАБСТВО В РИМЕ Глава первая. СВОБОДНЫЙ ТРУД И РАБСТВО В ПЕРВЫЕ ВЕКА РИМА Выводы, к которым мы пришли на основании изучения истории общественных отношений в Греции, касающихся влияния рабства, могут быть проверены и найдут себе подтверждение в истории Рима. Число
4. Рабство
4. Рабство Когда Шопенгауэр («Parerga», xi, 217) говорит, что есть множество старых и новых свидетельств в поддержку «убеждения, что человек превосходит тигра и гиену в жестокости и безжалостности», немало подобных свидетельств он мог найти в рассказах об обращении римлян с
Глава VIII. Рабство социальное и рабство духовное
Глава VIII. Рабство социальное и рабство духовное Как имеющие на ногах оковы не могут удобно ходить, так и те, которые собирают деньги, не могут взойти на небо. Прп. Иоанн Лествичник Рабство богатства тяжелее всякого мучения, о чем хорошо знают все те, которые удостоились
Рабство
Рабство Наряду с зависимыми крестьянами к частновладельческим хозяйствам принадлежали рабы-холопы. Холопы, получавшие от господина небольшой надел земли в собственность, назывались страдниками (страда — сельскохозяйственные работы). Основной их обязанностью была
Рабство Рабство было в древнем мире совершенно обычным явлением. Большинство рабов приобреталось на невольничьих рынках — мужчины, женщины и дети, плененные в ходе войн либо захваченные пиратами, а затем перепроданные. Они были такими же, как вы и я, с разными интересами
Рабство Рабы (в обычном понимании) были, но они никогда не составляли большинство населения, и работа всей общины никогда не зависела от них. В раннединастическом периоде они не были важным социальным элементом и в основном состояли из военнопленных. Таких рабов
III. Рабство и капитализм
III. Рабство и капитализм Первым по времени районом вне Европы, вызвавшим праведные воздыхания благочестивых миссионеров, привлекшим к себе благосклонные взоры алчных купцов и освященные мечи милостивых государей, явился тот земельный массив, который был расположен
7. Рабство
7. Рабство На данный момент Украина является лидером Восточной Европы по количеству оказавшихся в рабстве людей. Ежегодно в стране жертвами работорговли становятся 117 тыс. человек!Наши «свидоми» правители очень любят рассуждать о том, что некий украинский народ на
Рабство В период Шан (Инь) рабы не имели своего наименования, но существовало несколько иероглифов для обозначения рабов, что особенно характерно для раннего периода рабовладельческого общества. К примеру, иероглиф «ну», обозначающий понятие «раб», изображал человека,
РАБСТВО
РАБСТВО В древней Германии существовало рабство, но нам трудно определить, насколько же оно было распространено. В некоторых областях рабов было больше, чем в других: например, у маркоманнов во II в. и у аламаннов в IV. Эти области находились неподалеку от римских границ:
Рабство В период Западного Чжоу рабы составляли довольно многочисленный слой общества. Первоначально иероглиф «минь» значил «раб». Позже для обозначения стали употреблять слова: «лиминь», «цнь-ли», «мяоминь», «ваньминь». В рабовладельческом обществе рабы
Рабство Рабство гомеровского периода существенно отличается от рабства позднего времени. В своей основе оно носило патриархальный характер, о чем свидетельствуют и термины, обозначавшие их «домочадцы», так как в гомеровское время рабы фактически входили в состав семьи
Глава 7. Рабство
Глава 7. Рабство Оби н’кьере оби асе (Ни один человек не имеет права раскрывать происхождение другого) Пословица акан Иногда в защиту европейских работорговцев, орудовавших в Западной Африке, говорят, что сами африканцы тоже были рабовладельцами. Будь это даже так, это
Рабство Недавно в центре Москвы, напротив храма Христа Спасителя, был установлен памятник государю Александру II, на котором начертаны следующие слова: «Отменил в 1861 г. крепостное право в России и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства».Многовековое
Между тем, если обратиться к законам, регулировавшим отношения с этим общественным классом, можно узнать много неожиданного и даже задаться вопросом: а чему же нас учили в свое время?! Начнем с Вавилона, как мощного централизованного государства.
Но прежде ответим на вопрос: а как вообще люди становились рабами? Во-первых, если попадали в плен на войне, во-вторых, рождаясь от родителей-рабов, в-третьих, в результате долговых обязательств и, наконец, в качестве кары за преступление. Таким образом, социум рабов был довольно пестрым. А теперь посмотрим, что говорилось о нем в знаменитых законах царя Хаммурапи. В то время рабы являлись, можно сказать, важной частью экономических основ государства, а потому ответственность за причинение кому-то из них вреда предусматривалась серьезная. На первый взгляд, она носит чисто имущественный характер: за убийство раба полагалось отдать другого, за калечение — выплатить половину его рыночной стоимости. Реклама
Но с другой стороны, далее говорится, что рабы, принадлежащие не частному лицу, а государству (были и такие), имеют право создавать семью с человеком любого (!) сословия и иметь собственное хозяйство: дом, движимое имущество и финансовые средства, оставлять после себя наследство. Дворцовые же рабы и вовсе отличались от вольнонаемных работников лишь тем, что не имели свободы передвижения.
Кроме того, рабу, оказывается, позволялось законом оспорить свой статус в судебном порядке. Кроме того, он мог освободиться от рабства, если был угнан в другую страну: «Если человек купил в чужой стране раба или рабыню другого человека, а когда он явился в свою страну (державу Хаммурапи), хозяин раба или рабыни опознал своего раба или свою рабыню, то, если это раб и рабыня — дети страны (уроженцы страны Хаммурапи), им должна быть предоставлена свобода безвозмездно».
Удивительные новости из глубины веков, не так ли? Но это еще не все. В Вавилоне были установлены законодательные нормы, защищающие от долгового рабства: ограничение срока отработки долга тремя годами, а также величины процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, и ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
Как же объяснить такую позицию государства к людям, которые были, как нам сегодня представляется (или представлялось), рабами? Прежде всего, нужно учесть, что рабство тогда считалось карой богов, но такой, которую можно избыть, искупить. К тому же мудрый царь Хаммурапи строил правовые основы своей державы не на одних карательных мерах, а создавая личную заинтересованность граждан в устоях царства. Предоставление гражданских прав рабам (особенно дворцовым) делало их патриотами государства. Вот так.
Теги: Вавилон, государство, законы, история, рабы