Рабы в древней Руси

Входная контрольная работа по Истории России 11 класс с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 2 части (в части А — 27 заданий, в части В — 5 заданий).

Данную работу можно использовать, как Итоговый тест по курсу «История России XX — начало XXI в.» в 10 классе

1 вариант

Часть А

А1. Территория расселения восточных славян:

1) Восточная Азия
2) Восточно-Европейская равнина
3) Западная Европа
4) Прибалтика

А2. Первый свод законов у славян назывался:

1) «Судебник»
2) «Русская правда»
3) «Домострой»
4) «Соборное уложение»

A3. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится:

1) усложнение трудовых и социальных отношений в обществе
2) занятие охотой и рыболовством
3) великое переселение народов
4) распространение язычества

А4. Важные события, произошедшие в 980 г. и 988 г., связаны с именем князя:

1) Владимира
2) Игоря
3) Олега
4) Святослава

А5. Феодальная раздробленность привела к:

1) экономическом у и культурному подъему отдельных земель
2) уменьшению феодальной эксплуатации
3) прекращению княжеских усобиц
4) усилению обороноспособности

А6. Автор «Слова о Законе и Благодати»:

1) монах Нестор
2) Даниил Заточник
3) митрополит Иларион
4) киевский князь Владимир Мономах

А7. Во Владимиро-Суздальской земле в отличие от Новгородской:

1) большую роль играло вече
2) отсутствовали крупные города
3) власть находилась в руках бояр
4) важнейшим занятием населения было земледелие

А8. В годы зависимости Руси от Золотой Орды получение князем ханской грамоты — ярлыка:

1) давало князю право на княжение
2) закрепляло за князем право назначать главу церкви
3) позволяло князю формировать общерусское войско
4) полностью избавляло княжество от уплаты ордынской дани

А9. Укажите им я князя, о котором идет речь в отрывке из документа.

Не раз побитый, ограбленный и заточенный, наконец, ослепленный, он, однако, вышел из 19-летней борьбы с приобретениями, которые далеко оставили за собою все, что заработали продолжительными усилиями его отец и дед. Когда он вступал на спорный великокняжеский стол, московская вотчина была разделена на целый десяток уделов, а когда он писал свою духовную, вся эта вотчина была в его руках.

1) Даниил Александрович
2) Василий II
3) Иван Калита
4) Иван III

А10. Особенностью формирования Российского централизованного государства было отсутствие:

1) крупных городов
2) системы наследования власти
3) внеэкономических методов принуждения
4) прочной социально-экономической базы централизации

А11. Приказы в России в XV — начале XVII вв. — это:

1) высшие законодательные органы
2) органы центрального управления
3) органы местного управления
4) высшие судебные органы

А12. Итогом опричнины Ивана встало:

1) появление новых городов
2) смягчение крепостного гнета
3) хозяйственное разорение страны
4) формирование сословно-представительной монархии

А13. О чьих действиях идет речь в отрывке из документа?

И согласились быть послами к злочестивому королю, будто бы от царствующего града, просить королевского сына в Великую Россию государем. И составили злодейский заговор, и посланиями королевскими и своими предательскими речами прельстили царствующий град Москву, обещая посадить королевича после крещения на царский престол в Великой России. И побудили короля послать злояростного и бесодерзостного гетмана с войском, и много пролили христианской крови, и пришли с ним под царствующий град Москву.

1) верховников
2) Избранной рады
3) семибоярщины
4) Негласного комитета

А14. Экономическое развитие России XVII в. характеризует:

1) появление первых фабрик
2) господство феодального уклада
3) преобладание в промышленности наемного труда
4) ослабление государственного вмешательства в экономику

А15. Реформы патриарха Никона привели к:

1) утверждению в России патриаршества
2) политической независимости церкви
3) созданию Святейшего Синода
4) церковному расколу

А16. Какой мирный договор заключила Россия в XVI I в.?

1) Георгиевский
2) Столбовский
3) Тильзитский
4) Ясский

А17. Реформы Петра I в области государственного управления привели к:

1) выборности государственных органов
2) усилению влияния родовитого боярства
3) ликвидации приказной системы
4) упразднению сословного строя

А18. Эпоха дворцовых переворотов в России приходится на:

1) 50-70-е гг. XVII в.
2) 20-60-е г. XVIII в.
3) конец XVII в.
4) середину XIX в.

А19. «Матерью Полтавской баталии» Петр I назвал сражение:

1) при Лесной
2) при Нарве
3) при Фокшанах
4) под Измаилом

А20. В результате дворцовых переворотов:

1) остановилось экономическое развитие страны
2) возросли дворянские привилегии
3) уменьшилась территория страны
4) уменьшился феодальный гнет

А21. О чьем правлении идет речь в отрывке из документа?

В памяти людей… прежде всего выступали из прожитой дали явления, особенно сильно поразившие в свое время их воображение и чувство: Ларга, Кагул, Чесма, Рымник и победные празднества, слезы, пролитые при чтении «Наказа», Комиссия 1767 г., торжественные собрания и речи наместников и дворянских предводителей при открытии губернских учреждений.

1) Елизаветы I
2) Павла I
3) Екатерины II
4) Анны Иоанновны

А22. Приведенные в таблице данные о социальном составе населения в первой половине XIX в. свидетельствуют о том, что Россия была страной:

1) монархической
2) индустриальной
3) демократической
4) аграрной

Производящий класс Численность
Купцы 119 000
Мещане 750 000
Вольные люди 137 000
Крестьяне 17 950 000

А23. О переходе Александра I к политике реакции свидетельствует:

1) создание военных поселений
2) ссылка в Сибирь А.Н. Радищева
3) создание Государственной думы
4) разработка Уставной грамоты Российской империи Н.Н. Новосильцевым

А24. Сражение при Березине завершило:

1) Крымскую войну
2) Кавказскую войну
3) войну России со Швецией
4) разгром наполеоновских войск в России

А25. Западников и славянофилов сближала:

1) положительная опенка деятельности Петра I
2) мысль о самобытности исторического пути России
3) надежда на мирный характер преобразований под руководством верховной власти
4) идея о незыблемости самодержавия и крепостного права

А26. Появление понятия «земские собрания и управы» связано с реформой:

1) 1837-1841 гг.
2) 1861 г.
3) 1864 г.
4) 1870 г.

А27. Медленное развитие сельского хозяйства в пореформенное время объяснялось:

1) ростом барщины и оброка
2) увеличением посадок картофеля
3) разрушением крестьянской общины
4) распространением отработочной системы

Часть В

В1. Расположите в хронологической последовательности события, отражающие этапы формирования крепостного права. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

A) введение Юрьева дня
Б) введение урочных лет
B) введение заповедных лет
Г) установление бессрочного розыска беглых крестьян

В2. Какие события относятся к периоду правления Александра II? Выберите два верных положения из пяти предложенных.

1) «хождение в народ»
2) денежная реформа Е.Ф. Канкрина
3) издание «Жалованной грамоты дворянству»
4) появление института присяжных заседателей
5) издание Положения о земских участковых начальниках

В3. Установите соответствие между категорией населения и определением. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент из второго.

Категории населения

A) рядовичи
Б) стрельцы
B) отходники

Определение

1) в Древней Руси лица, служившие феодалам по договору
2) представители первого регулярного войска, созданного Иваном IV
3) крепостные крестьяне, временно ушедшие из деревни на заработки в город
4) крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости с землей по указу 1803 г., на основании добровольного соглашения с помещиками

В4. Какие даты связаны с изменениями в политической жизни России? Выберите две верные даты из пяти предложенных.

1) 1223 г.
2) 1613 г.
3) 1564 г.
4) 1725 г.
5) 1861 г.

В5. Напишите имя автора Манифеста.

Призвав Бога в помощь, размыслив зрело о предмете, столь близком к Нашему сердцу и столь важном для Государства… с согласия Августейшей Родительницы Нашей подошедшему до Нас наследственно Верховному праву Главы Императорской Фамилии и по врученной Нам от Бога Самодержавной власти, Мы определили: во-первых, свободному отречению первого Брата Нашего Цесаревича и Великого Князя Константина Павловича от права на Всероссийский Престол быть твердым и неизменным… Во-вторых, вследствие того на точном основании акта о наследовании Престола Наследником Нашим быть второму брату Нашему…

2 вариант

Часть А

А1. В древности славяне жили строем:

1) феодально-крепостническим
2) родоплеменным
3) рабовладельческим
4) республиканским

А2. Теория о возникновении государства у восточных славян, на основе сведений летописи о приглашении варягов на Русь, получила название:

1) норманнской
2) восточнославянской
3) «Теория официальной народности»
4) «Сказание о князьях владимирских»

A3. Складыванию государства у восточных славян способствовало:

1) наличие больших незаселенных территорий
2) совершенствование техники земледелия
3) существование родовой общины
4) отсутствие выхода к морям

А4. События 882 г. и 907 г. связаны с именем князя:

1) Рюрика
2) Ярослава
3) Олега
4) Святослава

А5. Последствие принятия христианства Русью:

1) ухудшение отношений с Византией
2) начало феодальной раздробленности
3) укрепление государства и власти князя
4) ликвидация лествичной системы наследования

А6. Автор «Повести временных лет»:

1) монах Нестор
2) Даниил Заточник
3) митрополит Иларион
4) киевский князь Владимир Мономах

А7. В Галицко-Волынской земле в отличие от Владимиро-Суздальской:

1) существовала республиканская форма правления
2) важнейшим занятием населения было земледелие
3) отсутствовали конфликты между князьям и и боярством
4) важную роль играла торговля со странами Западной Европы

А8. Победы, одержанные Александром Невским, в Невской битве и на Чудском озере:

1) привели к объединению русских земель
2) предотвратили набеги монголо-татар на русские земли
3) освободили русских князей от уплаты дани Золотой Орде
4) предотвратили дальнейшую агрессию немецких и шведских рыцарей на Русь с северо-запада

А9. О каком князе идет речь в отрывке из документа?

Поручение собирать ордынскую дань со многих, если только не со всех, князей и доставлять ее в Орду получил… когда стал великим князем владимирским… Не охотник и не мастер бить свою братию мечом, московский князь получил возможность бить ее рублем.

1) о Данииле Александровиче
2) о Василии II
3) об Иване Калите
4) об Иване III

А10. Одна из предпосылок объединения русских земель вокруг Москвы:

1) общая церковная организация
2) отсутствие внешней опасности
3) развитие натурального хозяйства
4) окончательное закрепощение крестьян

A11. Избранная рада — это:

1) совет приближенных к Ивану Грозному людей
2) орган, собиравший налоги с городских жителей
3) сословно-представительный законодательный орган
4) орган управления делами церкви при Алексее Михайловиче

А12. Результатом внешней политики Ивана IV стало присоединение (получение):

1) территории Левобережной Украины
2) выхода к Каспийскому морю
3) выхода к Балтийскому морю
4) выхода к Азовскому морю

А13. О каком периоде идет речь в отрывке из документа?

Окружили все польские квартиры, чтобы находившиеся там не могли дать отпор… Потом ударили во все колокола, отовсюду неисчислимая толпа стекалась к крепости. Сперва рассеяли алебардщиков, потом ворвались во дворец. Сам Шуйский с помощниками вошел в первые покои, в которых сперва убили Басманова, обычно спавшего около царя…

1) Смуты
2) опричнины
3) дворцовых переворотов
4) феодальной раздробленности

А14. Политическое развитие России XVII в. характеризует:

1) ослабление позиций дворянства
2) провозглашение России империей
3) обострение противоречий между церковной и светской властью
4) усиление роли сословно-представительных органов власти

А15. Значение Соборного Уложения 1649 г.:

1) завершение процесса оформления крепостного права
2) расширение прав Земского собора
3) отмена крепостного права
4) введение урочных лет

А16. Деулинским перемирием завершилась война:

1) Русско-турецкая
2) Русско-польская
3) Крымская
4) Ливонская

А17. В результате военной реформы Петра I русская армия стала комплектоваться путем:

1) рекрутских наборов
2) найма иноземных полков
33) всеобщей воинской повинности
4) призыва на службу только посадских людей

А18. Эпоха петровских преобразований приходится на:

1) 50-70-е гг. XVII в.
2) вторую половину XVIII в.
3) первую четверть XVIII в.
4) середину XIX в.

А19. К морским победам России в Северной войне относится сражение при:

1) Гренгаме
2) Корфу
3) Синопе
4) Нарве

А20. Причиной дворцовых переворотов XVI11 в. стало:

1) ослабление роли гвардии
2) перемещение столицы в Петербург
3) изменение Петром I закона о престолонаследии
4) большое число наследников в императорской семье

А21. Из какого документа приведен отрывок?

Дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное.

1) «Табель о рангах»
2) «Указ о единонаследии»
3) указ о «вольных хлебопашцах»
4) «Жалованная грамота дворянству»

А22. Приведенные в таблице данные о социальном составе населения в первой половине XIX в. (указаны лица мужского пола) свидетельствуют о том, что в России:

1) существовали сословные пережитки
2) жил и представители разных национальностей
3) существовала сословно-представительная монархия
4) большая часть населения освобождалась от уплаты налогов

Податные сословия:
мещане
крестьяне
750 000
17 950 000
Привилегированные сословия:
купечество
дворянство
духовенство
119 000
225 000
215 000

А23. О либеральном курсе Александра I в начальные годы его правления свидетельствует:

1) отставка М.М. Сперанского
2) предоставление автономии университетам
3) провозглашение равенства всех сословий перед законом
4) создание III отделения

А24. Венский конгресс завершил:

1) Крымскую войну
2) войну России со Швецией
3) Кавказскую войну
4) эпоху наполеоновских войн

А25. Программа «Северного общества» декабристов отличалась от программы «Южного общества» требованием:

1) уничтожения помещичьего землевладения
2) введения гражданских прав и свобод
3) отмены крепостного права
4) сохранения монархии

А26. Появление понятия «временнообязанный» связано с реформой:

1) 1837-1841 гг.
2) 1861 г.
3) 1864 г.
4) 1874 г.

А27. Завершение промышленного переворота в 80-х гг. XIX в. объяснялось:

1) уменьшением военных расходов
2) увеличением рынка рабочей силы
3) использованием труда посессионных крестьян
4) реформами министра финансов Е. Канкрина

Часть В

В1. Расположите в хронологической последовательности события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

A) восстания военных поселенцев
Б) восстание под предводительством С. Разина
B) восстание под предводительством И. Болотникова
Г) крестьянская война под предводительством Е. Пугачева

В2. Какие мероприятия относятся к периоду правления Екатерины II? Выберите два верных положения из пяти предложенных.

1) губернская реформа
2) созыв Уложенной комиссии
3) присоединение Средней Азии
4) издание указа о трехдневной барщине
5) создание Славяно-греко-латинской академии

В3. Установите соответствие между произведением культуры и автором. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент из второго.

Произведение культуры

A) «История государства Российского»
Б) дом Пашкова в Москве
B) «Спас нерукотворный»

Автор

1) Симон Ушаков
2) В.И. Баженов
3) В.И. Суриков
4) Н.М. Карамзин

В4. Какие даты связаны с ростом территории Российского государства? Выберите две верные даты из пяти предложенных.

1) 1242 г.
2) 1497 г.
3) 1552 г.
4) 1772 г.
5) 1855 г.

В5. Назовите автора донесения.

Осмелюсь всеподданнейше донести вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть еще покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведет меня в состояние защитить город Тулу, где хранится важнейший оружейный завод… Теперь, в недалеком расстоянии от Москвы, собрав мои войска, твердою ногою могу ожидать неприятеля.

Рабство было?

О существовании рабов, а следовательно, и рабовладельцев в сочинении «Аль-Алак ан-нафиса» прямо говорит персидский учёный Ахмет Ибн-Даста, живший в X веке, который описывает поселение русов на большом заболоченном острове.

Рассказывает он о том, что предводителем русов является каган, а живут они грабежами и захватом в плен рабов, которых затем отвозят на рынки рабов в города Хазаран и Булкар и там сбывают за деньги.

Перс отмечает, что городов у русов много, «с рабами обращаются хорошо и заботятся о них», правда историк тут же уточняет, что если жрецы приказывают принести богам человеческую жертву, то им не перечат, берут рабов и вешают их на столбах, «пока те не задохнутся».

Весьма подробно об отношении к рабам пишет «Русская правда» – свод законов, который действовал на Руси, начиная с 1016 года: убивший раба человек должен был заплатить его владельцу 5 гривен, а за рабу («робу») – 6 гривен, за княжеского холопа, убитого без вины – платили уже 12 гривен князю. Сам же холоп мог освобождаться от провинности по воле владельца — тогда его хозяин должен был дать за проступок раба «виру» – денежный штраф.

Здесь же говорилось и о различных действиях при побеге холопа, об ответственности господина при различных проступках раба. Здесь же указывалась ответственность людей, которые накормили беглого раба или указали ему путь: они тоже должны были платить рабовладельцу виру в 5 или 6 гривен.

По «Русской правде» рабами на Руси становились не только пленники, но и должники, преступники; мужчины или женщины, выразившие желание жениться или выйти замуж за раба; а в крайней нищете можно было продать в рабство самого себя.

Советский историк Пётр Николаевич Третьяков в своих работах высказывал мнение, что в Древней Руси были и рабы, и рабовладельцы, но указывал, что у славян рабом часто становился член другого племени, либо захваченный на войне пленник; особенно ценились женщины и дети, которые были важной частью добычи. При этом историк уточнял, что рабство в Древней Руси не носило патриархального характера и было частью социально-экономической жизни.

Историк Евгения Ивановна Колычева считает, что рабство на Руси не было необычным, и для него были характерны те же черты, что и для рабовладения в античном мире.

Советский историк Борис Александрович Романов в работе «Люди и нравы Древней Руси» высказывал мнение, что рабство на Руси вообще играло огромную роль и оказывало «разлагающее» воздействие на нравственность населения. По мнению учёного, «свободный муж» на Руси не представлялся без раба, а те, у кого их не было, во что бы то ни стало стремились ими обзавестись.

Романов считал, что уже в XI веке произошла «демократизация» рабовладельцев, то есть им мог быть любой свободный житель Руси, а в XII веке рабами владели чуть ли не все поголовно.

В этих выводах историк опирался на представления советской науки и считал, что с X по XIII века Русь переживала сложный процесс образования классов феодального общества, которое без рабство немыслимо.

Я уже писал, что одной из бед России, мешающей ей двигаться к развитому гражданскому обществу является рабская психология, которая на генетическом уровне заложена у подавляющего большинства российских граждан (см. статью «Беды России» опубликованную в № 5 «Донского потребителя»).
Когда эта беда появилась в России и можно ли от этого проявления человеческой натуры избавиться современным россиянам я и
попытаюсь разобраться в данной статье.

История рабства

Такое явление как рабство берет свое начало с древнейших времен. Первые упоминания о рабах можно увидеть еще в наскальных рисунках, которые относятся к каменному веку. Уже тогда захваченный в плен народ, из другого племени обращали в рабство. Эта тенденция обращать захваченных врагов в рабство была и в древних цивилизациях. На протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсюду. Среди наиболее известных рабовладельческих государств — Рим, в Древнем Китае понятие — си, эквивалентное рабству, известно с середины II тысячелетия до н.э.

В более поздний период, рабство существовало в Бразилии. Рабство на Древнем Востоке имело много отличительных черт и отличалось наибольшей жестокостью по отношению к рабам.
В тоталитарных государствах крупнейшим рабовладельцами стали не индивидуальные собственники, а сами эти государства.
То есть, как видно из истории, рабство в разных странах и цивилизациях по-разному протекало и влияло, на развитие как экономической, таки духовной составляющей той или иной страны или цивилизации.

Всем нам известны такие первые цивилизации, как Древняя Греция и Рим. Используя, рабский труд покоренных ими народов, эти цивилизации процветали не одно столетие. Но залогом их процветания в первую очередь, конечно же, был не труд рабов, а развитая до недосягаемых по тем временам высот, наука, культура и ремесло, которыми занимались граждане древней Греции и Римской империи, будучи освобожденными от ежедневного выполнения тяжелого физического труда, так как на этих работах использовались исключительно рабы. Именно благодаря этой свободе греков и римлян нас, до сих пор удивляют произведения искусств, изобретения и достижения в науке, сделанные то время. В советское время певец И. Иванов, пел песню со следующими словами;
Верю, день придет, когда
Свидимся мы снова.
Всех вас вместе соберу,
Если на чужбине
Я, случайно, не помру
От своей латыни.
Если не сведут с ума
Римляне и греки,
Сочинившие тома
Для библиотеки.
Содержание этой песни очень хорошо отображает, то какой вклад в действительности древние греки и римляне внесли в развитие науки, искусства и техники в тот период. Получается, что для свободных граждан древней Греции и Рима, использование рабского труда в тот период времени пошло им во благо и дало толчок в развитии этих древних цивилизаций. А, что дало рабство древней Руси?

Рабство в древней Руси

Среди зависимого населения древней Руси IX — XII вв., также весьма существенное место занимали рабы. Их труд, пожа­луй, даже преобладал в древнерусской вотчине. В современной исторической науке особенно популярной является идея о патриархальном характере рабовладения на Руси. Но в литературе есть и другие мнения. П.Н.Третьяков, касаясь рабства у славян и антов, писал: «Рабов продавали и покупали. Рабом мог стать член соседнего племени. Во время войн рабы, особенно женщины и дети, являлись непременной и очень важной частью военной добычи. Вряд ли можно рассматривать все это в качестве примитивного пат­риархального рабства, которое было распространено у всех первобытных народов. Но это не было, конеч­но, и развитым рабовладением, оформившимся как целостная система производственных отношений».
«Русская правда»1 также указывала и другие источники появления рабов на Руси, помимо захвата пленных. Такими источниками являлись: самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение (в тиуны, ключники), «без ряду» (то есть без всяких оговорок), банкротство. Также рабом мог стать беглый закуп2 или человек, совершивший тяжкое преступление.

Исследователь Е.И.Колычева о рабстве в древней Руси пишет следующее: «…холопство на Руси как правовой ин­ститут не представляло собой нечто исключительное, непо­вторимое. Для него характерны те важнейшие черты, что и для рабства в других странах, в том числе и для античного рабст­ва».

Поскольку рабский труд на Руси не стал основой общест­венного производства, то историю рабовладения в нашей стране следует пе­ренести, прежде всего, в плоскость смены форм эксплуатации рабов, то есть форм организации рабского труда.

В древней истории восточного славянства между ра­бами и свободными пропасть не лежала: рабы входили в со­став родственных коллективов на правах младших ее членов и трудились наравне и вместе с остальными. Маврикий Стратег остро почувствовал своеобразие положения рабов у славян, которые, по его словам, ограничивая рабство пленников опре­деленным сроком, предлагают им на выбор: либо «за извест­ный выкуп возвратиться восвояси или остаться в земле славян и антов на положении свободных и друзей.

Голос, прозвучавший несколькими веками позже, свидетельствует, кажется, о том же: «Они (русы — прим. автора) хорошо обращаются с рабами…» Такой стиль отношений рабов с господами оп­ределялся социальной принадлежностью холоповладельца, будучи наиболее типичным для простонародья — крестьян и ремесленников, которым удалось приобрести невольников. Эти отношения строились на давних традициях, терявшихся где-то в первобытнообщинном мире и доживших до времен Киевской Руси.

То есть, как видно из истории древней Руси, славяне в основной своей массе были свободными, трудолюбивыми и добрыми по отношению даже к своим рабам. Так откуда же тогда появились ненависть «власть предержащих», к управляемому им народу и рабская сущность самого народа, в более поздней Руси? Как так получилось, что вольные хлебопашцы стали фактически рабами в собственной стране? Этот вопрос волнует не одно поколение историков-исследователей.

И действительно! Вот они, свободные племена древних славян. Вот их удалой князь с дружиной. Вот свободолюбивые русские люди сбрасывают монголо-татарское иго, потому что если бы не были свободолюбивыми, то они бы его, и не сбрасывали. А потом – в течение короткого времени, 90% населения страны становятся рабами, которыми торгуют как скотом. Как, в какой момент это могло случиться? Почему люди позволили это над собой сделать? Почему они не восстали, как восстали против монголо — татар? Почему они не поставили зарвавшихся князьков и боярских детей на место, как не раз это делали раньше, изгоняя нерадивого князя с дружиной прочь? Ведь даже гордость Русской Земли Святого и Благоверного князя Александра Невского новгородцы прогоняли, когда он чересчур наглел. А тут… Что случилось с этим народом? Как за двести лет, к середине XVI века, он потерял всю ту свободу и достоинство, которыми он по праву гордился и которые отмечали даже иностранцы?

Ответ я думаю, лежит на поверхности и это доказывала наша история не раз. Последнее такое доказательство произошло в середине прошлого столетия. Наш народ, собравшись воедино, мог победить любого внешнего агрессора, но всегда оказывался беспомощен и беззащитен перед лицом внутренней агрессии и террора со стороны своих правителей. Почему так происходило, думаю объяснять не надо, все мы знаем, что на Руси с десятого века в качестве основной религии было принято православное христианство. А христианская вера во все времена проповедовала, что любая власть на земле от бога. Вот и терпели русские, как истинные православные христиане, любую даже самую жестокую власть, данную ему свыше, как он считал от бога.

Появление крепостничества на Руси

Московском государстве на рубеже XVI веков оформилась поместная система. Великий князь передавал поместье служилому человеку, который был обязан за это воинской службой. Поместное дворянское войско использовалось в непрерывных войнах, которое вело государство против Польши, Литвы и Швеции, и в обороне «украин» (то есть пограничных областей) от набегов Крымского ханства, Ногайской Орды: десятки тысяч дворян призывались каждый год на «береговую» (по Оке и Угре) и пограничную службу. В этот период крестьянин еще был лично свободным и держал земельный участок по договору с владельцем поместья. Он обладал правом выхода или отказа; то есть правом уйти от землевладельца. Землевладелец не мог согнать крестьянина с земли перед жатвой, крестьянин не мог покинуть свой участок, не рассчитавшись с хозяином по окончании жатвы.

Судебник Ивана III устанавливал однообразный срок для крестьянского выхода, когда обе стороны могли рассчитаться друг с другом. Это неделя до Юрьева дня 26 ноября) и неделя, следующая за этим днём. Вольный человек становился крестьянином с той минуты, как «наставлял соху» на тяглом участке (то есть начинал исполнять государственную обязанность по обработке земли) и переставал быть крестьянином, как только бросал земледелие и принимался за другое занятие.

Даже Указ о пятилетнем сыске крестьян от 24 ноября 1597 года не отменял крестьянского «выхода» (то есть возможность уйти от землевладельца) и не прикреплял крестьян к земле. Этот акт лишь определял необходимость возврата сбежавшего крестьянина к прежнему землевладельцу, если уход состоялся в пятилетний срок до 1 сентября 1597 года. Указ говорит только о тех крестьянах, которые покидали своих землевладельцев «не в срок и без отказу» (то есть не в Юрьев день и не уплатив «пожилое»).

И лишь при царе Алексее Михайловиче Романове, Соборное Уложение1649 года устанавливает бессрочную прикрепленность к земле (то есть невозможность крестьянского выхода) и крепость владельцу (то есть власть владельца над крестьянином, находящимся на его земле). При этом согласно Соборному Уложению владелец поместья не имеет право посягать на жизнь крестьянина и лишать его земельного участка. Допускается передача крестьянина от одного владельца к другому, однако и в этом случае крестьянин должен быть снова «посажен» на землю и наделён необходимым личным имуществом («животами»).

С 1741 года помещичьи крестьяне устраняются от присяги, происходит монополизация собственности на крепостных в руках дворянства и крепостное право распространяется на все разряды владельческого крестьянства.

2-я половина XVIII века — стала завершающим этапом развития государственного законодательства, направленного на усиление крепостного права в России и окончательного закабаления крестьян, так:
В 1760 год у — помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь.
В 1765 год у — помещики получили право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы
В 1767 год у — крестьянам было строго запрещено подавать челобитные на своих помещиков лично императору.
В тоже время, в значительной части территории страны, на русском Севере, на большей части Уральского региона, в Сибири (где основную массу сельского населения составляли черносошные, затем государственные крестьяне), в южных казачьих областях крепостное право не получило распространения. В 1861 году в России была проведена реформа, прозванная официозом «Великая реформа», отменившая крепостное право.
Основной причиной данной реформы явился кризис крепостнической системы. Помимо этого, историки СССР рассматривали в качестве причины неэффективность труда крепостных крестьян. К экономическим причинам относили также и назревшую революционную ситуацию, как возможность перехода от бытового недовольства крестьянского сословия к крестьянской войне. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время Крымской войны, правительство, во главе с Александром II и пошло на отмену крепостного права.

Крепостничество хуже рабства

Как видно из вышеизложенного раздела, крепостной в России это был тот же раб, но при этом положение крепостных было намного хуже, чем у рабов. Причины, по которым положение крепостного в России было хуже, чем положение раба заключались в следующем.
Основной причиной, конечно же, являлось то, что раб доставался его хозяину не бесплатно, а крепостные доставались помещику даром. Поэтому и обращение с ним было хуже, чем со «скотиной». Так как помещик всегда знал, что если даже «сдохнет» «двуногая скотина» от излишнего труда или побоев, то «русская баба» еще нарожает новых крепостных, то бишь «бесплатных рабов».
Вторая причина это то, что крепостничество как таковое, лишало человека даже надежды на то, что он когда-нибудь станет свободным. Ведь каждый крепостной с рождения знал, что это его «тяжкое бремя» на всю жизнь, а также бремя его детей, внуков и т.д. Раб же, который до того как стать рабом был свободным, жил надеждой, что когда-нибудь он снова сможет стать свободным, сбежав, например, от хозяина или получив от него «вольную» за заслуги. Поэтому родившиеся уже несвободными, крестьянские дети и не помышляли о свободе, так как и не знали другой жизни кроме как «жить в вечной кабале» и поэтому медленно, незаметно, свободный русский народ превратился в помещичье имущество. Как трость или собака.
Сторонники теории об отсутствии рабства в России могут мне возразить, что крепостной крестьянин отличался от раба тем, что оставался субъектом налогообложения. Но так это делало его положение еще хуже рабского!
Когда к середине XVII века построение здания российского рабства было завершено. Русские крестьяне, а это большинство населения огромной страны на востоке Европы стало (не было, а стало!) рабами. Это беспрецедентно! Не негры, завезенные из Африки для работы на плантациях, а свои собственные соотечественники, люди той же веры и языка, вместе, плечом к плечу веками, создававшие и защищавшие это государство, стали рабами, «рабочим скотом» на своей Родине. Т.е. они стали настолько отверженными, что через столетие их хозяева из брезгливости, чувствуя себя людьми совершенно другой породы, начали переходить с русского языка на французский.

Формирование рабской психологии

Фактически с середины XVI века до середины XX века длилось рабство в России. Оно началось с закабаления крестьян, а закончилось хрущевской выдачей колхозникам паспортов. 400 лет с перерывом в 68 лет. Небольшое послабление крестьяне получили после отмены крепостного права в 1861 году, и то вплоть до начала XX века крестьянину, чтобы уйти от помещика, необходимо было заплатить ему выкупной платеж. А закончилось это послабление принудительной коллективизацией 1929–1930 годов.
Крестьян же, которые не захотели работать «за палочки», погнали на великие стройки коммунизма, в лагеря, в ссылку. А тех, кто согласился, прикрепили к колхозу, отобрали все добро, и семь дней в неделю – барщина. Такого даже при помещиках не было. Уже и жениться нужно было разрешение председателя, если невеста или жених из другого колхоза. А уехать на заработки – даже не думай, поймают – и в лагерь. На двадцать пять лет, похлеще чем при царе. Правда, последний заход в рабство был недолго, тридцать лет. Но народу уничтожили больше, чем за предыдущие триста…
А теперь простая арифметика. За четыреста лет сменилось примерно двенадцать поколений. Сформировался национальный характер, так называемый менталитет. Большинство населения нашей страны – это потомки тех самых крепостных крестьян. Так как правящий класс аристократию, разночинцев и казаков уничтожили большевики, а кого не уничтожили, тот эмигрировал. И вот теперь представим себе, как формировался этот характер. Невыносимо огромные пространства, утыканные тут и там маленькими деревеньками по 100–200 душ. Ни дорог, ни городов. Только деревни с черными, покосившимися пятистенками и непролазной грязью почти шесть месяцев в году (весна и осень). От ранней весны до поздней осени крепостной вкалывал день и ночь. А потом почти все отбирал помещик да царь. И сидел потом зимой «бедный крестьянин» на печке, да выл с голоду.
И так из года в год, из века в век. Правда появлялся иногда царский посланец, забирал часть молодых деревенских парней, что покрепче в рекруты и все, исчезали ребята навсегда, как и не бывало. Связи между деревнями не было. Ходить друг к другу в гости далеко, а верхом – коня жалко. Так, иногда, барин к соседу съездит, так что он расскажет? Не вашего, мол, ума дело…
Краем уха слыхали, что где-то война. Турка бьем или шведа? Черт его разберет. А в основном поборы, поборы, поборы… Ничего не происходит. Изо дня в день. Из года в год. Из столетия в столетие. Полная и окончательная беспросветность. Ничего не может измениться. Никогда. Все. Буквально все против тебя. И помещик, и государство. Ничего хорошего от них не жди. Работаешь плохо, бьют плетьми. Работаешь хорошо, все равно бьют, а что заработал – отбирают. Поэтому, что бы ни убили, и семья не умерла с голоду, крестьянину на всякий случай всегда приходилось врать и «прогибаться».

И сейчас потомки тех крепостных, уже будучи «свободными» и не взирая на занимаемые должности, на генетическом уровне продолжают врать и»прогибаться» на всякий «пожарный случай». Где-то там, далеко проходила красивая жизнь, шли какие-то балы… Кто-то кого-то убил на дуэли… Какой-то чудак написал великую книгу… Все эти Полтавы и Измаилы, Сенатская площадь и журнал «Современник», Петербург и муки Раскольникова – это все не про крепостных. Где-то отдельно жили двести – триста тысяч других людей, о которых и писалась их история, об их России.
А десятки миллионов жили другой жизнью, где эта история… И пока не будет написана история простого народа мы не поймем, почему русские люди не верят своему государству. Почему начиная с XVI века, государство всегда воспринимается как враг. Быть может, потому, что русский человек никогда от государства ничего хорошего не видел? Может, после написания такой истории наши государственные мужи перестанут разводить демагогию про державу и укрепление государственности, и глядя на искалеченный строительством великой державы народ, скажут, перефразируя Кеннеди: «Не спрашивай, что ты сделал для государства, а спроси, что государство сделало для тебя». И тогда каждый гражданин России, ежедневно выдавливая из себя раба по капле, начнет строить действительно государство для граждан, а не граждан для государства.

1. Ру́сская Правда (др. рус. (XI век, 1019-1054 годы) (здесь «правда» в значении лат.греч.) — правовой кодекс Руси.Русская Правда появилась во времена правления Ярослава Мудрого, основана на устном законе и обычном праве Руси. — смерд, попавший в тяжелое экономическое положение, взявший в долг имущество у своего господина и гарантировавший его возврат как бы самозаклад.
2. Закуп работал в хозяйстве господина и не мог его покинуть, пока не возвращал долг (иначе его переводили в полного, «обельного» холопа).

Сегодня я хотел бы поговорить о рабстве. У нас постоянно фигурируют такие слова, типа «рабы», «рабство при Советском Союзе» и т.д. Но люди, рассуждающие о рабстве, чаще всего не имеют представления о том, что это такое.

Т.е. ясно, что практически всегда, во всех государствах существовали категории людей, которые были угнетателями, и людей, которых угнетали, т.е. эксплуататоры и эксплуатируемые. В разные эпохи это были разные категории людей: допустим, рабы и рабовладельцы, феодалы и крепостные крестьяне, капиталисты и рабочие. Но в чём же конкретно заключается разница между этими разными категориями людей, допустим, между разными категориями угнетённых? Т.е. кто такой раб?

Начнём с того, что раб в общественной системе человеком не является, он является имуществом. Раб – это человек-товар, его можно купить, продать, подарить. В принципе, его можно сломать. В римских трудах, посвящённых рабовладению, которые содраны с карфагенских более ранних трудов, рабы упоминаются как орудия говорящие, т.е. идут наравне с сельхозинвентарём и скотиной. Т.е. раб – это в первую очередь товар, это имущество. В этом основная, ключевая особенность раба – т.е. если человека можно купить, продать, то он является рабом. Раб обычно не имеет какой-то собственной юридической ответственности, т.е. отвечает за него владелец, как за имущество. Вот, допустим, как сейчас: человек-владелец собаки, если его собака кого-то покусала, то отвечает перед судом не собака, отвечает владелец. Так вот с рабами было ровно так же – отвечал не раб, отвечал хозяин раба, а что сделать с рабом, хозяин решал уже самостоятельно. Т.е. вот это моменты, связанные с рабством.

При этом рабство существовало с первых государств, возникших на Земле, и существует вплоть до сегодняшнего дня, другое дело, что оно сейчас практически нигде не узаконено, но по факту часто имеет место быть. И в то же время, например, в древнейших государствах, где люди считают, что были рабовладельцы и рабы, зачастую рабов не было. Например, если мы возьмём Древнюю Спарту, которую показывают, как один из примеров рабовладельческого государства, то илоты, жившие в этой Спарте, которых называют рабами, – они рабами не являлись. Почему? А их нельзя было купить, их нельзя было продать. Т.е. есть сначала 6, потом 9 тысяч участков, с которых живут спартиаты, и вот спартиат достигает совершеннолетия, он получает в своё распоряжение один из свободных участков, а на этом участке как раз живут и обрабатывают их несколько семей илотов. Т.е. они не являются товаром, а сам спартиат не является даже именно владельцем участка – он является его пользователем. И спартиат может убить илота, но он не может его ни купить, ни продать, ни подарить. Т.е. илоты – это первая категория, по сути, первый такой зафиксированный вариант чётко выраженных крепостных, потому что кто такие крепостные?

Крепостные в эпоху феодализма – это те люди, которые были закреплены за землёй, т.е. это крестьяне, которые живут на земле, имеют семью. Вот кстати, раб, т.к. он юридически как человек не дееспособен, он не может сметь семью. Т.е. он может, как это называется, случаться и т.д., но иметь именно устоявшуюся семью, детей он не может. Почему – да потому что это всё имущество. А крепостной семью иметь может, он может иметь личное имущество, но он должен работать на владельца земли, которому принадлежит та земля, к которой этот крестьянин прикреплён, а сам крестьянин не может покинуть эту землю, уйти с неё, потому что он по закону к ней привязан – отсюда, собственно говоря, само понятие «крепостной» – он закреплён за землёй.

И вот, допустим, илоты – это крепостные, а вот, например, в государстве, которое считается феодальным – в Киевской Руси, если посмотреть свод законов «Русская Правда», то там крепостных нет. Там холопы есть и робы – это рабы, их мало, но они указаны в законе, т.е. что они из себя представляют, и какое к ним отношение. Есть закупы, но это люди, работающие за долги. Есть рядовичи – это люди, которые работают по найму. А вот крепостных нету. Есть смерды – это люди, которые живут при князе или при боярине. А крепостных нету. Крепостные на Руси появляются по сути только во времена Ивана Калиты, т.е. уже в эпоху Ордынского ига, поэтому даже используется такая занятная отмазка, что Киевская Русь – это раннефеодальное государство, где, мол, только феодальные отношения складываются. На самом деле это просто не феодальное государство. Это вот у нас крепостные и рабы. Есть, допустим, наёмные работники, которые тоже существовали и в античные времена, в древнейшие, существовали в эпоху Киевской Руси – те же самые рядовичи, которые гораздо большую численность имели и представляли уже собой вполне конкретный такой сложившийся класс. В более поздний период они являются уже лично свободными, они продают своё время, свой труд. Т.е. пролетарий – это тот, кто продаёт свой труд, и то, что он произвёл, принадлежит капиталисту, а не этому работнику. Т.е. сам он продать это уже не может никак. Он продал свой труд, и он получает за свой труд зарплату.

И вот что нужно здесь понимать, когда мы говорим о рабстве – что не надо путать крепостных, рабов, наёмных работников, надо также понимать, что все эти категории существовали во все времена, т.е. они были и в древнем мире, и в Средние века, они есть и сейчас, только они представлены в разных пропорциях, и иногда это, допустим, является законным, а иногда нет, например, сейчас рабство в большинстве случаев является незаконным. Но чётких границ между категориями нету. Например, положение в Западной Европе тех же самых сервов было зачастую хуже, чем положение рабов в Римской империи, т.е. тоже никаких прав, возможность продажи человека без семьи, отдельно, т.е. по сути права на семью у человека и на личное имущество оказывается фикцией. Т.е. по сути человек является рабом.

У нас крепостные – сначала они даже и не особо крепостные, первое время, т.е. могут менять хозяина, уходить от него, затем лишаются этой возможности. Т.е. сначала ограничивают – Юрьев день, потом его самого отменяют, этот Юрьев день, а затем получается возможность продавать, допустим, крестьян, опять же, отдельно от земли и отдельно от семьи, и в этот момент это уже не крепостной – это раб, самый натуральный раб. И требуются такие события, как восстание Емельяна Пугачёва, чтобы вводился запрет, например, на продажу крестьян отдельно от семьи.

И если возьмём даже современный мир: вот есть такой термин своеобразный, как финансовое рабство, наёмное рабство. Дело в том, что человек, который подписывается на какую-то работу, который заключает договор с работодателем, с капиталистом, он ведь тоже может подписать разный договор, у него могут быть разные права, разное обеспечение договора. И существуют уже сейчас такие вещи, как… ну вот, допустим, у нас есть «Русское молоко» т.н., и там ещё такой крест стоит, чтобы перечеркнуть число дьявола на штрих-коде – ну т.е. такой маразм дикий. Там, например, фигурировала такая информация, что женщины, которые устраиваются на работу, не имеют права делать аборты, т.е. это не касается работодателя, но он ограничивает в правах. Существует такая вещь сейчас, как долговременные контракты, которые не имеет права прерывать сам наёмный работник. Т.е. работодатель может его прервать, а наёмный работник нет. И это тоже форма рабства – т.е. человек не решает сам, продаёт он дальше свою рабочую силу, своё время, или нет. Есть контракты, которые перекупаются, т.е. вот как раз человек не может сам разорвать контракт, а наниматель-капиталист может этот контракт продать другому капиталисту, и это тоже уже своеобразная форма рабства. Т.е. человек может работать по найму, но он по сути может подписать такой контракт, такой договор, по которому положение будет мало отличаться от раба, и он станет объектом как раз таки купли-продажи. Кстати, это больше всего развито в незаконной деятельности – это как раз попрошайничество, где по сути рабы клянчат для своих хозяев деньги в электричках, в метро, в подземных переходах. Т.е. люди там получают деньги не себе, они собирают деньги для своих хозяев, и никуда не могут деться, часто не имеют ни паспортов, ничего. Это то, что называется сексуальное рабство – допустим, один сутенёр может какую-нибудь проститутку продать другому сутенёру, совершенно спокойно. И это тоже рабство, и оно тоже незаконное, но оно есть. И вот когда мы говорим о рабстве, нужно понимать то, что мы говорим о людях, которые лишены свободы, притом в достаточно полном объёме. Какой свободы – они не могут сами распоряжаться своей жизнью, они являются объектом купли-продажи.

Раб – это в первую очередь человек-товар, т.е. он уже не человек, он в первую очередь товар, имущество. Вот, собственно говоря, кратенький ликбез о рабах. Пользуйтесь дальше этим термином.

С помощью oper.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *