Раифа Казань

Чудотворная икона Божией Матери «Грузинская»… Наверное, нет никого, кто, бывая в Раифе, не поклонился бы этому образу. Перед ним возносятся теплые молитвы паломников из разных уголков России и других стран мира. И для всех людей, приходящих с верою и любовью, открывает свое сердце Пречистая Владычица!

В 2017 году исполняется 25 лет со дня возвращения святыни в Раифский Богородицкий мужской монастырь.

В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом. Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.

В это время ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону, и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские пределы в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование.

В 1650 году патриарх Никон, тогда бывший митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от этого образа Богородицы и установил празднование ему 22 августа (4 сентября по новому стилю).

После 1661 года, когда началось основное строительство Раифского монастыря, Казанский митрополит Лаврентий пожелал дать на благословение устрояемой пустыни Раифской Грузинскую икону Божией Матери. Он отправил одного из лучших иконописцев в селение Черную Гору, находящуюся в 16 верстах от города Холмогор Архангельской губернии для снятия точного списка с чудотворной иконы. Выбор его был не случаен. До назначения в Казань он служил на севере – в Важском монастыре, неподалеку от Черногорской области (Архангельской области). В то время именно там находилась эта чудотворная икона. Как далеко была распространена слава о Грузинской иконе, видно из того, что в царствование Алексея Михайловича её носили по разным городам России, например, в Москву, Устюг, Вологду, Переяславль-Залесский и многие другие. Крестные ходы с ней доходили до реки Лены в Сибири. Документ 1698 года говорит, что «Чрез образ Грузинский Пресвятая Богородица и ныне творит чудеса и исцеления приходящих с верою». В 1698 году было постановлено: каждый год этот образ приносить в город Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Тогда же по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, смотрителем московской типографии Федором Поликарповым был составлен канон в честь Грузинской Божией Матери.

По принесению в Казань списка иконы митрополит Лаврентий в сопровождении начальников и бесчисленного множества народа лично препроводил икону во вновь отстроенный Раифский монастырь. Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу чудотворной.

Доска, на которой написана святая икона, имеет в вышину 9 и в ширину 7 вершков. Икона темного цвета. На обороте, по углам, на серебряном окладе, который покрывает всю доску, изображены Евангелисты, а в середине имеется надпись: «Образ Пресвятыя Богородицы Грузинския» снизу: «1720 г. июля 24 дня построен сей образ по благословению великого господина, Преосвященнейшего Тихона, митрополита Казанского». Надпись относится к украшению иконы при митрополите Тихоне. Венцы на Спасителе и Божией Матери, равно как и короны, осыпаны драгоценными камнями. Всего же с жемчугом и прочими украшениями риза по оценке ювелиров того времени стоила более 10 тыс. Рублей. При иконе имелся серебряный ковчег весом 7 фунтов 90 золотников. В 1876 г. вся риза вновь перенизана в Казанском Богородицком монастыре под наблюдением игуменьи Анфиньи.

* * *

При закрытии Раифской обители во времена безбожной советской власти, икону спасли учёные Казанского университета. Найдя её среди мусора на полу разорённого храма и передав в храм святых Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в городе Казани, где она находилась всё время до возрождения монастыря.

Возвращение иконы состоялось на первом богослужении во временном храме вновь возрождаемой обители — 14 августа 1992 года в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (по преданию, в этот же день были освящены первые храмы обители при ее основании). Его возглавил епископ Казанский и Марийский Анастасий, собралось множество духовенства. Преосвященный предполагал торжественно с крестным ходом перенести икону из Казани и надлежащим образом к этому подготовиться. Поэтому он не думал привозить ее в Раифский монастырь на первую Божественную литургию. Но перед самой поездкой решил взять святыню в монастырь. Икона была помещена вверху иконостаса и, во избежание кражи, ее накрепко прикрутили толстой проволокой так, что быстро снять ее оттуда было нелегко. Но когда епископ Анастасий сам поднялся по приставной лестнице наверх иконостаса, икона к общему изумлению свободно и легко пошла к нему в руки.

…Сразу после первой Литургии в Раифском монастыре был отслужен молебен перед Грузинской иконой Божией Матери. Так устроилось что, и возрождение сей обители, было ознаменовано возвращением чудотворного образа. Богородица не захотела ни на один день оставлять свою обитель и явилась туда вновь.

Пречистая Владычица и по сей день остается главной Заступницей и Покровительницей Раифской обители.

Теги: Грузинская икона Божией Матери Раифский монастырь история Казанской епархии святыни Казанской епархии

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Раифский мужской монастырь — это действующий монастырь с величественными церквями и нетронутой природой вокруг. В соборе в честь Грузинской иконы Божией Матери хранится главное сокровище монастыря — древняя чудотворная копия святыни, дарующая исцеление немощным. Рядом стоят Троицкий собор, а также собор, освящённый в честь преподобных отцов в Раифе и Синае убиенных. Софийская церковь конца XVIII века — самая маленькая в Европе: в храмовой части могут находиться только 7 человек. На цветочной клумбе перед монастырской гостиницей «Дом паломника» стоят солнечные часы и небольшая часовня с голубым куполом над Святым источником с целебной водой. Исследования свойств раифской воды были проведены еще в 1997 году. Эксперты тогда доказали, что в ней содержатся минеральные вещества, в том числе — серебро. На озере в зимние дни появляются великолепные храмы изо льда и купели. Сюда едут люди из разных уголков мира, чтобы вдохнуть «хрустальный» воздух удивительного места и своими глазами увидеть величественную архитектуру. Раифский монастырь входит в состав Волжско-Камского государственного заповедника. Недалеко — в Раифском дендрарии — представлено более 400 разновидностей экзотических растений из Северной Америки, Азии и Европы.

Фото: raifa.ru

Раифский монастырь готовится к празднику — 350 лет со дня принесения чудотворной иконы. Пышная архиерейская служба, крестный ход, выставка из Национального архива — это далеко не все праздничные события. Завтра здесь освятят панно из гальки — образ Богородицы. Об этом рассказывает «Реальному времени» игумен Гавриил, новый наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря.

«Ожидаем приезд пяти архиереев»

Раннеосенняя Раифа — это солнце и дождь, который оставляет мгновенно исчезающие следы на озерной глади. Благоухание мокрых цветов и первые, чуть заметные, желтые листья. Два года Раифа живет без наместника — архимандрита Всеволода. Возле места его упокоения, как всегда, охапки цветов, он здесь теперь навсегда, и всегда будет любим и почитаем. Нового наместника синод назначил в мае — это выходец из Оптиной пустыни игумен Гавриил. Молод, то серьезен, то улыбчив, хорошо образован и подпитан духовным опытом Оптиной.

— Ваше высокопреподобие, завтра в Раифском Богородицком мужском монастыре юбилей…

— Завтра мы отмечаем 350 лет со дня принесения в обитель Грузинской чудотворной иконы Богородицы, главной святыни монастыря. В 1668 году митрополит Лаврентий, тогдашний архиерей Казанский, принес список иконы крестным ходом из Казани в Раифу. И с того времени, более трех веков, икона пребывает в Раифском монастыре, за исключением 60 лет советского времени. В этот период чудотворный образ находился в Казани, в храме Всех Ярославских чудотворцев. Завтра у нас планируется в честь памятного события торжественное архиерейское богослужение, которое возглавит митрополит Казанский и Татарстанский высокопреосвященнейший Феофан в сослужении с приглашенными архиереями. Ожидаем приезд пяти архиереев. Торжественное богослужение пройдет в Троицком соборе обители, оно начнется завтра в 8.30.

— Обычно такие службы совершаются в Грузинском соборе.

— Грузинский на этот раз не вместит всех, поэтому решено перенести богослужение в наиболее вместительный Троицкий собор. Сегодня Всенощная будет совершаться в Грузинском соборе, затем завтра утром чудотворный образ переносится в Троицкий собор. После литургии крестный ход, обычно он совершался вокруг монастыря, на этот раз он пройдет на берег Раифского озера, где неподалеку создано мозаичное панно с образом Богоматери. Размер панно три на четыре метра, оно из морской гальки, выполнено по особой технологии. Это панно завтра будет освящено. После этого состоится праздничная трапеза, а затем открытие и осмотр нескольких выставок. Это наш первый выставочный опыт.

После литургии крестный ход, обычно он совершался вокруг монастыря, на этот раз он пройдет на берег Раифского озера, где неподалеку создано мозаичное панно с образом Богоматери. Размер панно три на четыре метра, оно из морской гальки, выполнено по особой технологии

«В архиве много документов, связанных с Раифой»

— Что это за выставки?

— Фарита Губаева, известного фотомастера, он выставит несколько своих работ, которые ранее не выставлялись, плюс работы семидесятых годов прошлого века, на них разрушенная Раифа. Вторая выставка — нашего фотографа Эдуарда Закирова. Еще одна выставка = и это тоже впервые = документы из Национального архива Татарстана. Оказалось, что в архиве огромный объем документов, касающихся Раифы. Около сорока документов, пока это копии, мы выставим на обозрение.

— Какого периода эти документы?

— Это документы с конца XVII века, изюминки этой коллекции. Есть бумаги, датированные XIX веком. Письменные документы, чертежи, планы монастыря, очень интересная епархиальная переписка, много документов, касающихся Грузинской иконы Богородицы. В основном это прошения из разных епархий принести икону в их приделы. Запросы из Чистополя, есть описания крестных ходов с этим образом в Свияжске, Паратах, других местах.

— Как родилась идея связаться с архивом?

— Это идея одного из наших насельников, он оканчивает Казанскую духовную семинарию, пишет диплом и откопал эти документы в архиве. Мы связались с Национальным архивом и нашли у его руководства поддержку. Это наш первый опыт, но, думаю, наши контакты продолжатся. Выставки будут размещены у монастырской колокольни и у входа в обитель с правой стороны. Так что увидеть их смогут все желающие. Вообще, забегая вперед, могу сказать, что мы собираемся открывать свой музей. Готовим помещение — угловая башня с левой стороны. Само здание очень интересное, оно построено в начале XVIII века. Сейчас мы делаем в башне гидроизоляцию, планируем заняться музеем к зиме. У нас скопилось много экспонатов — это и облачения, и церковная утварь, книги.

«Эта галька из многих морей мира»

— Панно из гальки — это достаточно необычно. Как родилась эта идея?

— Родилась спонтанно. Я служил литургию, после нее ко мне неожиданно подошли две девушки и рассказали, что у них есть творческая мастерская, и они хотят сделать в Раифе какую-нибудь мозаику. Сами предложили. Я поначалу отнесся скептически, но девушки рассказали, что у них уже много работ, и им хочется что-то сделать для души, для церкви, и они выбрали Раифу. И тут как будто случайно выяснилось, что у нас в этом году юбилей, я в делах как-то забыл об этом. И мы решили приурочить создание панно к юбилею нашей главной святыни. Начали выбирать место, поскольку панно из природного материала, решили сделать его на берегу Раифского озера, при входе в монастырь, чтобы все приходящие сюда настраивались, чтобы их встречала Богородица. Нашли удачный ракурс — Богородица видна и при входе, и при выходе из колокольни. Запустили кампанию по сбору средств, собрали около 60 тысяч, а нужно было около 400, это при том, что художницы работали благотворительно. Мы немного снизили стоимость проекта — сами сделали бетонную основу, она с двухметровым фундаментом, три на четыре метра, обеспечили частично строительными материалами. На мозаику истрачено около двух тонн камня, вообще же перебрали пять тонн.

Художницы работали благотворительно. Мы немного снизили стоимость проекта — сами сделали бетонную основу, она с двухметровым фундаментом, три на четыре метра, обеспечили частично строительными материалами. На мозаику истрачено около двух тонн камня

— Откуда привезена галька?

— Из разных морей мира. Цвет камней уникален, никаких красителей. Лик Богородицы из бежевого каспийского ракушечника, чуть ниже — камни из Анталии, есть камни из Черного моря. Эти камни художницы заказывали, и их им привозили. Один богоугодный проект объединил многих людей. Девушки, кстати, выполняя работу, держали пост, приходили на службы, исповедались, причащались. Они сейчас живут в монастырской гостинице, мы дали им несколько помощников из трудников. В общей сложности панно создавалось около двух месяцев. Завтра оно будет освящено, перед ним совершится краткий молебен.

«Я стараюсь понять отца Всеволода»

— Замечательно, что это все продолжает те труды, которые совершал в Раифе первый наместник монастыря архимандрит Всеволод.

— Он был очень открытым человеком, и делал открытый монастырь для людей. Я стараюсь понять архимандрита Всеволода, прочитал много его интервью. Мы будем продолжать его линию — открытости, она заложена в основание монастыря. Эта обитель создавалась как миссионерская, для продвижения веры, продвижения в мирном значении слова, монастырь создавался как своего рода форпост. Сам стиль обители такой нарядный, барочный, чтобы красотой внешней привлечь к красоте внутренней.

— Архимандрита Всеволода иногда несправедливо упрекали в том, что он, например, сделал детскую площадку, вроде бы какое она имеет отношение к монастырю? А он говорил: «Ребенок приедет, поиграет, прокатится с горки, ему понравится, и он это место запомнит. А потом приедет сюда уже с большим желанием». И ведь наместник был прав.

— Сейчас такая забота о детях начала входить в жизнь церкви. Я знаю, что сейчас при многих московских храмах стали делать детские комнаты. Потому что маленький ребенок стоять на службе не может. Ему трудно, и если его заставлять, он будет ассоциировать храм с чем-то мучительным. А в детской комнате он поиграет и за десять минут до причастия его приедут в храм, он не устанет и таким образом будет тихонько воцерковляться. Так что у отца Всеволода был абсолютно правильный подход, тем более, что детская площадка находится за территорией обители. Даже если мама придет с ребенком, он покатается с горки, а потом они зайдут в храм и поставят свечку, это уже будет миссионерский ход. В этом смысле я буду продолжателем дела архимандрита Всеволода. Самое главное — понять задачу монастыря. Часто приводят слова отца Всеволода, который говорил, что прежде чем зажечь свечу, ее кто-то должен сделать. И он это делал. Его огромная заслуга, что он поднял монастырь из руин. Молиться, когда нет братских корпусов, нет трапезной, нет храмов, невозможно. И он воссоздал монастырь из руин. Сейчас мы должны продолжить его работу, даже в память о нем, мы должны выйти на второй этап, где наибольшее внимание надо уделять духовному возрождению монастыря. Что такое монастырь? Это прежде всего духовный очаг. Братья, живущие в обители, этот очаг растапливают, раздувают, а люди, пришедшие из холодного мира, отогреваются возле него. Все остальное — это производное от духовной жизни. Мы должны созидать красоту в душе человека, ведь душа — она вечная. О ней должна быть наша главная забота.

Самое главное — понять задачу монастыря. Часто приводят слова отца Всеволода, который говорил, что прежде чем зажечь свечу, ее кто-то должен сделать. И он это делал. Его огромная заслуга, что он поднял монастырь из руин

«Однажды поехал в Оптину пустынь и решил там остаться»

— У вас появился новый памятник — Андрею Рублеву, возле Троицкого собора. Рядом с этим храмом потому что есть рублевская «Троица»?

— Да, Рублев как раз изображен на фоне своей иконы. Троица — квинтэссенция всей православной иконографии. Автор скульптуры — наш раифский трудник.

— Как вы пришли в церковь?

— Я родом из Воронежской области, бабушка у меня была верующая, родители были крещеные, но не воцерковленные. Однажды произошел трагический случай, чуть не погиб отец, чудом выжил. После этого мама начала задумываться о Боге. Мама у меня педагог, преподаватель биологии в школе, когда у нас в селе начали восстанавливать храм, мама начала в воскресной школе еще и Закон Божий вести, пела в церковном хоре, была регентом. И я начал приобщаться. Но всерьез начал задумываться, когда учился в институте, начал читать, прочел про оптинских старцев, про убиенных в Оптиной пустыни в 1993 году на Пасху. Поехал в Оптину, некоторое время там жил и решил остаться. Окончив институт, сразу же уехал в Оптину.

— Что вы окончили?

— Воронежский технический университет по специальности экономист-менеджер. Через год в Оптиной принял постриг, поступил в семинарию, потом в академию. Два года назад два человека из Оптиной пустыни были направлены Святейшим Патриархом в Казанскую епархию, это нынешний наместник Успенского монастыря на Свияжске, отец Симеон и я, мы друзья, учились вместе. Поначалу думали, что будем вместе работать на Свияжске, но через две недели владыка Феофан отправил меня в Раифу. Сначала просто попробовать. Месяца три я был экономом, потом исполняющим обязанности наместника и в мае этого года меня назначили наместником Раифской обители.

— Вы что-то знали о Раифе, когда жили в Оптиной?

— Ничего не знал, но исторических параллелей много. Монастыри похожи внешне: такой же лес, такой же поворот с дороги, башни, стены словно повторяются, здесь слева озеро, а в Оптиной слева река. Митрополит Филарет, который был Казанским архиереем, он много участвовал в жизни Раифского монастыря, по его благословению был построен Грузинский собор, а в Оптиной пустыни он основал скит и пригласил туда двух старцев — Моисея и Антония, это был 1825 год. И за 100 лет в этом скиту прославились 14 святых. В Оптиной пустыни, например, десять лет был старец Гавриил, тот самый, что жил в Седмиозерном монастыре, мы, кстати, планируем написать его икону. Отец Всеволод был пострижен в честь Всеволода Псковского, в церковной службе это имя пишется Всеволод-Гавриил.

Владыка Феофан отправил меня в Раифу. Сначала просто попробовать. Месяца три я был экономом, потом исполняющим обязанности наместника и в мае этого года меня назначили наместником Раифской обители

— Случайностей не бывает.

— Такие параллели меня укрепляют и поддерживают.

…Одна из главных трудностей для нового наместника Раифы сейчас — выдержать сравнение со своим предшественником. Сравнивать с архимандритом Всеволодом его будут, это неизбежно. Но при самом пристальном взгляде все, что сейчас делает игумен Гавриил, не идет в разрез того делания, на котором был сконцентрирован архимандрит Всеволод, настаивающий на том, что «надо быть не исключительным, а нужным».

Татьяна Мамаева, фото raifa.ru Общество Татарстан

График богослужений:

  • с понедельника по субботу в 06:00 – утреннее правило, 08:30 – исповедь и божественная литургия, 10:15 – молебен, 15:30 – вечернее богослужение, 20:00 – вечернее правило;
  • в воскресенье и праздничные дни в 07:00 – утреннее правило, 08:30 – исповедь, 08:45 – божественная литургия, 11:15 – молебен, 15:30 – вечернее богослужение, 20:00 – вечернее правило.

Стоимость входа: бесплатно.

@raifa1613

История создания

С XVII на месте около Сумского озера постоянно проживали монахи, которые строили храмы и обители. Позже сюда была доставлена главная святыня – икона Божьей Матери «Грузинской». Она стала заступницей всех мучеников в Раифе, которые пострадали от варваров.

Со временем деревянные постройки сгорели от пожара. На их месте поставили белокаменные здания и стены с башнями. К 1739 году здесь уже был целый кремль с ограждением и 15 церквями.

@raifa1613

Монастырь не раз помогал местному населению. Он выделял деньги на припасы в военных действиях XVIII и XIX веков. Рядом с территорией создали посёлок для искалеченных солдат. В это же время продолжалось строительство дополнительных соборов. Служило при них 80 послушников и монахов.

В советские годы богослужения были запрещены. В этих стенах размещались полки, затем колония для несовершеннолетних преступников и политическая тюрьма. Все купола, кресты и колокола были убраны и переплавлены на нужды государства. Библиотека и реликвии разграбили.

Чудом удалось сохранить икону Божьей Матери «Грузинской». Её нашли в мусоре учёные из университета и передали на хранение в другой храм.

@raifa1613

Монастырь сегодня

В начале 1990-х годов начались реставрационные работы. Вернули главную святыню на место. Возобновились ежедневные богослужения. Сейчас принимают людей сразу четыре храма. Большинству из них возвращён первозданный вид.

При монастыре действует приют для мальчиков, издаётся газета и создан вокальный квартет «Притча». Сюда приезжает много паломников и есть постоянный приток туристов. Объект является исторически значимым для Татарстана и всей России.

@raifa1613

Что посмотреть

Раифский Богородицкий мужской монастырь – это архитектурный ансамбль на берегу озера по соседству с лесом в посёлке Раиф. Здесь можно не только посмотреть на строения, но и отдохнуть от городской суеты Казани. На территории находится:

  • главный собор в честь иконы Божией Матери «Грузинская» 1842 года;
  • собор во имя Живоначальные Троицы;
  • храм в честь Преподобных отцев в Раифе и Синае избиенных;
  • храм в честь Архангела Михаила;
  • Софийская церковь, которая до сих пор на реставрации;
  • церковь новомучеников и исповедников российских.

@nastyaqqq

В локации также есть дом для паломников, где они могут переночевать, часовня с источником чистой воды, колокольня, кельи служащих, приют для мальчиков и несколько статуй: солнечные часы, памятник Сергию Радонежскому, Богородица с ребёнком, а также небольшие скульптуры для украшения. Территория полностью облагорожена цветами, искусственными прудами и даже имеется водопад.

Если хотите побыть в этом месте подольше, то можно снять один из 25 номеров в «Доме паломников». Покушать сходите в кафе, расположенные на берегу озера. Приобрести сувениры и церковные предметы возможно в торговых лавках здесь же.

Казанская Раифская Богородицкая общежительная пустынь (в честь преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных) была основана иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Феодоровиче. Инок Филарет был прежде насельником Чудова монастыря в Москве и потому являлся самовидцем мученического подвига святого Патриарха Ермогена, заточенного в этой обители. Видимо, не случайно появился Филарет в Казанском крае, еще не забывшем славного архипастырского служения святителя Ермогена в сане митрополита Казанского и Свияжского. Возможно, Филарет был тем связующим звеном, что протянулось между заточенным в Чудовом монастыре Патриархом и Казанским митрополитом Ефремом, который и возглавил Русскую Церковь после мученической кончины святителя Ермогена. Инок Филарет был родом из богатой семьи. Получив наследство, он раздал его нищим, а сам принял монашеский постриг в Чудовом монастыре.

Спустя несколько лет инок Филарет оказался в Казани, где поступил в число братии Спасо-Преображенского монастыря. Городская суета, нарушавшая покой монастырской жизни, заставляла Филарета часто уединяться в леса, окружавшие Казань. Однажды Филарет забрел в одно лесистое место, располагавшееся на берегу живописного озера, где, очарованный прекрасным местом для отшельнической жизни, устроил себе для жилья убогую хижину. Поначалу келья инока стояла одиноко, и только язычники-черемисы нарушали тишину, приходя совершать в это место свои языческие обряды. Но вскоре место, где в посте и молитве подвизался инок Филарет, стало известно казанским почитателям отшельника, которые стали посещать инока Филарета. Некоторые из них решили посвятить свою жизнь иноческому подвигу и поселились рядом. Так появился на берегу дивного Сумского озера иноческий скит.

Первые храмы Раифского монастыря были освящены еще при митрополите Лаврентии. Начиная с 1670 года, когда по челобитной игумена Савватия царю Алексию Михайловичу монастырь получил пустошь над рекой Камой, Раифская обитель стала прирастать лесами, лугами и пашнями. Однако, в 1689 году пожар истребил все монастырские строения вместе с утварью. Обитель пришла в крайнее запустение, и только заботой правящих архипастырей Казанских Адриана (будущего патриарха Московского и всея Руси), Маркелла и Тихона III монастырь вновь расцвел.

По ведомости о монастырях Казанской епархии 1739 года в обители насчитывалось 15 храмов, считая придельные. Почти все церкви получили вклады от митрополита Тихона и от именитых граждан Казани. При архиепископе Филарете (Амфитеатрове) по проекту М.П. Коринфского вместо ветхого храма в 1842 году был устроен новый. Последними строениями Раифской пустыни были колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Михаила и Троицкий собор. Строительство колокольни было начато в 1889 году на средства и по подряду известного казанского благотворителя Михаила Тимофеевича Атлашкина, прах которого покоится на монастырском кладбище (ум. 1901). По преданию, настоятель монастыря игумен Вениамин давно планировал перестройку башни, однако он не был полностью уверен в необходимости этого строительства, а также не имел достаточно средств на него. Не имея никого, к кому можно было бы обратиться за советом, решил спросить у первого встретившегося младенца: строить ему колокольню или нет? Пройдя около версты, игумен встретил женщину с маленькой девочкой. Когда они приблизились к отцу Вениамину, игумен, благословив их, спросил девочку:

— Как тебя зовут? Та ответила: «Мася».

— Сколько тебе лет? — Она ответила, что ей чуть ли не 30 миллионов лет, а мать сказала, что ей около четырех лет.

— Ну хорошо, так скажи мне: строить мне колокольню или нет?

— Строй.

— Спаси тебя Господи, деточка, — сказал игумен и возвратился в обитель. В этот же день приказал он нанимать рабочих, приготовлять леса и вообще сделал надлежащие распоряжения. А на следующий день к нему пришел купец Атлашкин и сказал:

— Вот, батюшка, явилась у меня мысль пожертвовать вам в обитель заготовленный у меня кирпич — один миллион штук, только смущаюсь я тем, что вам некуда будет употребить.

На что игумен ответил:

— Спаси Вас Господи, ведь я начал строить колокольню, и кирпич очень нужен.

— Ну вот слава Богу, — ответил купец, — так я вам сегодня же начну перевозить кирпич…

14 сентября 1891 года в день празднования Воздвижения Креста Господня на новую колокольню подняли крест. В 1903 году престол надвратной церкви был освящен во имя Архангела Михаила, в честь небесного покровителя купца Михаила Атлашкина.

Ныне святая обитель переживает новую пору своего расцвета. Монастырь известен свой активной общественно-церковной и социальной деятельностью, в обители действует детский приют, воскресная школа, библиотека, компьютерный класс. В приюте проживает и обучается более 30 детей. Многие иночествующие заочно получают высшее богословское образование в Московском Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте и духовных семинариях. Раифский монастырь является известным центром паломничества как простых верующих, так и именитых общественных и политических деятелей, представителей российской культуры. В настоящее время Раифский монастырь является крупнейшим из действующих монастырей Татарстанской митрополии.

Теги: Раифа Раифский монастырь

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *