Раннехристианские катакомбы

Большая часть подземных коридоров недоступна для просмотра, но самостоятельно попасть в хорошо изученные, адаптированные для массового посещения раскопки может каждый турист и христианский паломник.

Предлагаем отправиться в увлекательное путешествие сквозь века, узнать традиции, особенности быта древних римлян, изучить погребальные кельи и подземные галереи. В этой статье вы узнаете: какие катакомбы в Риме открыты для посещения, как в них попасть и сколько стоит билет.

Историческая справка

Сеть подземных городских туннелей была обнаружена при строительстве на Саларийской дороге в средние века. Находка датируется 1578 годом. Первые захоронения появились еще в дохристианский период. В окрестностях Рима найдено более тысячи гробниц и около 60 подземных галерей и склепов.

Создать такой глубокий извилистый лабиринт представлялось возможным только из-за качества грунта. Мягкая вулканическая порода легко поддавалась вырубке, но при этом была достаточно крепкой, устойчивой к обрушению.

Глубина римский катакомб достигает 30 метров, некоторые из них имеют от 3 до 5 уровней, общая длина сооружений – около 170 км. Стены самых известных римских катакомб демонстрируют искусство первых христиан, их украшают фрески, мозаика, рисунки с изображением библейских сцен.

Интересный факт! Существуют версии, что сооружения могли служить в качестве подвальных помещений для хранения припасов и укрытия от врагов, также это могут быть древние каменоломни. Но явным остается факт, что вырубленные в стенах ниши – это не что иное, как первые христианские места захоронения Риме. При раскопках было обнаружено множество скелетов, которые были замурованы в стенных нишах.

Сегодня древние подземные ходы – место, пользующееся завидной популярностью туристов. Из всех туннелей только 5 доступны для просмотра. Эти объекты электрифицированы, обзор проходит только в сопровождении гидов и служителей историческихдостопримечательностей. Также посещение катакомб включено в программы некоторых обзорных экскурсий по городу.

Катакомбы святого Каллиста в Риме

Строительство самых древних подземных сооружений, сохранивших первоначальный вид, датируется концом II века. Они пользуются наибольшей популярностью у паломников, на их стенах изображены первые христианские символы. Общая протяженность коридоров 20 км, площадь конструкции – 15 гектаров, некоторые сооружения уходят на глубину 20 метров. Катакомбы до сих пор изучены не полностью, но на сегодняшний день представляют собой самое крупное христианское кладбище.

Захоронение у Аппиевой дороги в начале III века значительно разрослось. По настоянию Каллисты, занимавшего пост Папы Римского, на кладбище было похоронено более 50 тысяч верующих, среди которых понтифики, множество монахов, великомучеников.

На что обратить внимание при осмотре катакомб Каллиста:

  • Гробница Пап – «маленький Ватикан», часть строений, обнаруженная при раскопках в 1854 году, в гробнице находятся 16 ниш, вырубленных в стене, в них были захоронены правители церкви и епископы;
  • Могила св. Цецилии – гробница украшена раннехристианскими фресками IX века;
  • Гробница пяти кубикул Св. Таин.

В общей сложности в подземных галереях обнаружено более полумиллиона саркофагов. Все они украшены фресками, изображающими сцены из Священного Писания, христианской символикой, молитвами, эпитафиями.

Информация для туристов:

Катакомбы св. Домитиллы в Риме

Самая крупная древнеримская усыпальница. Лабиринты находятся в районе Адреатинской дороги. Уже во II столетии здесь стали обустраивать семейные гробницы, а к концу IV столетия групповые склепы сформировали огромный четырёхуровневый некрополь. Протяженность коридоров более 17 км. В этом месте было обнаружено около 150 тысяч скелетов, часть найдена в щелях стен, некоторые кости вбиты прямо в камни.

Фамильные гробницы статусных римлян отличаются красивым оформлением. Искусство римских катакомб дает богатую почву для изучения жизни первых христиан.

Комплекс св. Домитиллы уникален тем, что в него входит просторная базилика, часть которой находится над уровнем земли. Постройка датируется IV столетием. Вплоть до IX столетия здесь хранились мощи знаменитых римских мучеников св. Ахиллея и Нерея.

Катакомбы св. Себастьяна в Риме

Подземная система ходов была найдена в южной части Рима, подземные ходы проложены параллельно Аппиевой дороге. Пустоты, появившиеся в следствии добычи пуццолана, первоначально пещеры были местом погребения язычников, позднее в них стали хоронить христиан. Некрополь назван именем святого великомученика Себастьяна, похороненного здесь в конце III века.

Конструкция ходов имеет сложную 4-х уровневую сеть туннелей, украшенных старинными фресками, изображающими религиозные сюжеты. Римские катакомбы демонстрируют искусство первых христиан.

Экскурсионная программа начинается с посещения базилики св. Себастьяна, выстроенной в XVII веке по приказу кардинала Боргезе. В изящном храме покоятся мощи Себастьяна, а также стрелы, пронзившие его тело и еще несколько священных для христиан артефактов.

Катакомбы Присцылы в Риме

Древний исторический объект находится вдоль Соляного маршрута, по которому переправляли возили соль. Строительство некрополя длилось 300 лет. Сооружение названо в честь женщины, отдавшей свои владения под гробницы. Лабиринты имеют несколько уровней общей длины коридоров 13 км. На стенах тоннелей изображены основные христианские символы римских катакомб: Богородица Оранта и Богородица с младенцем на руках. Фрески и многое изображения датируются II-IV веками.

Катакомбы св. Петра и св. Марцеллина в Риме

Подземные ходы находятся в районе Лабиканской дороги. Строительство туннелей датируется II-III веками. После 20 лет реставрации и возобновленных раскопок исторический объект открыт для посещения. Чтобы увидеть настенные фрески кладбища, изображающие персонажей библейских сюжетов, необходимо спуститься на глубину 16 метров. Общая площадь комплекса более 18 тыс. м².

Информация для туристов:

Катакомбы капуцинов в Риме

За неприглядным фасадом небольшой церквушки с самом центре Вечного города скрывается достопримечательность, посещение которой не рекомендовано людям с неустойчивой психикой.

Крипта Капуцинов вызывает смешанные чувства. Убранство небольшой галереи с стиле рококо выполнено полностью из человеческих костей и черепов. Более 4 тысяч капуцинов, умерших за 300 летний период «украшают” склеп.

  • Где находится: церковь Санта Мария делла Кончеционе, недалеко от площади Барберини, точный адрес Via Vittorio Veneto, 27;
  • Как добраться: на метро до станции Барберини;
  • Время посещения: 09:00-19:00, без выходных;
  • Стоимость входного билета: 10 евро.

В середине прошлого столетия в Риме были обнаружены еврейские катакомбы Винья-Рандани, которые являются лучшим образцом аналогичных подземных строений в городе. К сожалению, попасть туда простому туристу нельзя. Археологическая находка является частной собственностью.

Более подробную информацию обо всех исторических объектах вы сможете найти на их официальных сайтах.

Живопись катакомб — это один из видов раннехристианского искусства I — IV веков, который родился в культурной и исторической среде Древнего Рима, поэтому в нем много черт от стилистики и тематики поздней античности. Однако, катакомбное искусство совершило глобальный переворот в области понимания назначения живописи, теперь любая фреска — это не просто украшение, а носитель глубинного смысла. Отсюда такие её качества как знаковость, символичность, наличие подтекста, понятного только посвященному.

Что такое катакомбы

Катакомбы — древние подземные захоронения, представляющие собой систему галерей-коридоров, заканчивающихся небольшими прямоугольными помещениями — кубикулами, помещениями побольше — криптами или большими капеллами. Эти помещения были отнюдь не только христианскими, в них хоронили и язычников, и иудеев, которые в реалиях начала нашей эры вполне могли быть членами одной семьи. Однако местом собраний они стали именно для христиан.

Римское законодательство неукоснительно признавало право человека быть похороненным в соответствии с теми религиозными убеждениями, который тот исповедовал при жизни. Во время гонений это давало христианину чувство относительной безопасности и уверенности в том, что право на свою молитву и отправление своего заупокойного культа при похоронах мучеников защищает закон. Поэтому в I — IV веках новой эры христианское искусство развивается в основном под землей, закладывая фундамент для изобразительной эстетики Средневековья и прокладывая мост, навсегда соединяющий христианскую живопись с искусством классической древности. На протяжении всей дальнейшей истории художественная традиция восточной и западной христианских церквей в каждом новом своём взлёте и расцвете будет вдохновляться в том числе и новым познанием, и осмыслением античности

В 313 году римский император Константин издал так называемый «Миланский эдикт», в котором признал христианство одной из государственных религий, т. е. легализовал его. И у новой религии появилась возможность по-настоящему выйти на свет Божий, строить свои храмы, более масштабно развивать свои архитектурные и живописные традиции. Поэтому с IV века катакомбы постепенно утрачивают своё значение христианских религиозный центров, но ещё достаточно долго почитаются как места захоронения первых мучеников, хотя со временем особо чтимые мощи переносят во вновь отстроенные храмы.

Появление живописи

Изображения в катакомбах ранее конца II века нам неизвестны. Возникает вопрос, а были ли они вообще? Для христианского искусства всегда было верно утверждение «в начале было слово…» (Ин. 1:1). Для того, чтобы появилось изображение нужно прежде сформулировать саму его идею, что именно следует изображать, а зародившееся христианство ещё только развивалось и отрабатывало свои тексты и постулаты.

Кроме того, многие апологеты раннего христианства выступали резко против изображений, считая их идолопоклонством, и приводя в качестве весомых аргументов в пользу своей правоты и утверждение Платона о ложности образов, созданных в подражании природе, и библейское «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им…» (Исх 20: 2 — 17). И утверждение писателя Тертуллиана, что «всякую картину или картинку что-либо изображающую следует считать идолом», и на послание апостола Павла к римлянам: » славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,- то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела».(1)

Но все равно на рубеже II и III веков образы появились. В катакомбный период христианское искусство впервые сказало да изображениям. Вопрос правомочности живописи в храме, его отличности от кумира будет достаточно остро стоять в восточно христианской церкви на протяжении ещё нескольких столетий и окончательно снимется только в IX веке в результате победы иконопочитателей в более чем столетней борьбе с иконоборцами и утверждения богословия иконы. До этого момента изображения будут вызывать множество вопросов, но великую проповедническую силу зрительного образа, мощь его воздействия и умение быть «книгой для неграмотных» оценили те поборники новой веры, которые видели какое просветительское влияние все это оказывает на новобращенных уже на ранних этапах развития христианства

Все катакомбные сюжеты можно разделить на несколько тематических групп:

Сюжеты, переосмысляющие античные сцены и персонажей

В катакомбах на Виа Латина (IV век) можно увидеть небольшой цикл фресок, посвященных подвигам Геракла. В мифологии Геракл — герой, т. е. Сын Бога (Зевса) и земной женщины, этим образ Геракла созвучен образу Христа. Геракл совершал подвиги, Христос исцеления, Геракл вывел из поlземного царства Алкесту, Христос воскресил Лазаря. Вчерашним язычникам, благодаря такому сопоставлению, миссия и образ Христа становились понятнее. В упомянутых катакомбах можно увидеть изображения второго (Сражение с лернейской гидрой), восьмого (В саду Геспирид) и одиннадцатого (Геракл выводящий из подземного царства Алкесту) подвигов Геракла.

Не смотря на то, что пишутся фрески на мифологические сюжеты стилистически они уже выполняются иначе, нежели это сделали бы античные художники в росписях светских вилл. Иллюзорность и пространственность в них практически отсутствуют, действие выносится на первый план, фигуры располагаются максимально фронтально и прежде всего взаимодействуют со зрителем, а не друг с другом. Здесь уже видна попытка уйти от простой иллюстрации текста и создать нестолько изображение самого события сколько его живописный символ.

Кроме Геракла с Христом сопоставлялся и такой мифологический персонаж как Орфей В катакомбах Домицыллы (IV век) есть композиция изображающая Орфея с лирой, сидящего на камне между двумя деревьями, где птицы слушают его игру. А «эта игра, по древнему сказанию, была настолько совершенна, что могла привлекать милость богов, укрощать ярость морских волн, останавливать течение рек, укрощать диких зверей и заставлять деревья покидать свои места и следовать за ним. Как Орфей своею лирой укрощал диких зверей, так Спаситель Своим Божественным словом привлекал к Себе диких людей. Подобная параллель между Иисусом Христом и Орфеем приводится во многих сочинениях древних авторов, например Климента Александрийского, Евсевия и др. Без сомнения, параллель эта не вполне совершенная, и ею пользовались христиане как возможным наглядным средством — передать в образе высоту Божественного Учения, проводя в то же время бесконечную разницу между личностью Орфея и Иисуса Христа».

Аллегорические сюжеты, выражающие притчи Евангелия

Самой распространённой композицией, которая может быть отнесена к этой группе является изображение Христа в виде доброго пастыря. «Я есмь Пастырь Добрый; и знаю Моих, и Мои знают меня» (Ин 10: 11-16) В катакомбах Домицыллы (IV век) есть изображение Христа, окружённого овцами и держащего на плечах агнца. Подобная композиция есть и в катакомбах Сан Каллисто (III век).

Иконография Доброго пастыря переосмысливает языческое изображение Гермеса-пастуха, который также нес на своих плечах овечку. Гермес — посредник между Богами и человеком, его задача доносить высшую волю до людей, Добрый пастырь — искупитель, агнец на его плечах — символ жертвы сознательной и добровольной «вот агнец Божий, который берет на себя грех мира» (Ин 1; 29-34)

Знаковые изображения

Николай Васильевич Покровский (1848 — 1917) русский археолог профессор Санкт-Петербургской духовной академии, специалист в области церковного искусства выделяет и дает толкование следующим знакам-символам, встречающимся в катакомбной живописи.

Якорь — символ христианской надежды.

Голубь — символ Святого Духа. Иногда голубь служит символом невинной христианской души. Если голубь изображен с веткою в клюве, то он служит символом мира. Голубь с виноградною кистию может означать христианскую душу, вкушающую от небесных благ. Изредка голубь означает апостола.

Феникс — символ Воскресения. Петух — символ Воскресения, потому что своим пением пробуждает он людей от сна.

Павлин — символ бессмертия, так как, по мнению древних, тело его не подвергалось разложению.

Агнец — жертва.

Крест и монограмма Христа — символы Спасителя.

Лев — символ силы и могущества, орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя»), змея — символ зла, и, в частности, дьявола, олень — символ апостола, или кающегося, или святого, пальма — символ победы, оливковая ветвь — символ вечного мира, лилия — символ чистоты, венок. — символ победы над смертью и дьяволом.

Рыба означает Иисуса Христа как основателя и хранителя церкви.

Обилие подобных знаковых изображений демонстрирует такое качество раннехристианского искусства как наличие глубокого подтекста при достаточно простом и обыденном тексте. В катакомбах Сан-Себестьяно (III век) есть композиция, которая представляет вазу с фруктами и голубя рядом с ней. Сцена выполнена в реалистической манере, художник необычайно правдоподобно передает всю спелость и сочность винограда, объемность и оперение голубя, так что человек непосвящённый увидит в этом красивый пасторальный натюрморт, а человек, близкий к идеям новой религии — христианскую душу вкушающую от небесных благ. Умение прочитывать знаки позволяло людям идентифицировать друг друга и понимать насколько откровенным можно быть в беседах с другим человеком, что в условиях гонений было немаловажно.

Библейские события

Задачей искусства христианских катакомб было выбрать из огромного круга сюжетов Ветхого и Нового заветов наиболее подходящие и показательные. И этот выбор осуществлялся в соответствии с новой концепцией понимания времени, «сменившей традиционное представление об истории как о круге на линейную картину мира, где история имеет начало, конец и кульминацию — Воскресение. Поэтому первые «повествовательные циклы» в катакомбах состоят всего из двух сцен — Грехопадения и Поклонения волхвов или Грехопадения и Крещения. Это своего рода отметки на оси координат — начало истории падшего человечества и начало Искупления (рождение Спасителя или начало Его земного служения).

Живопись катакомб — набор таких кульминационных сюжетов, говорящих о чудесных спасениях праведников — ветхо- и новозаветных прообразах грядущего Воскресения. Примеры эти подобраны на основе текста заупокойной молитвы св. Киприана Антиохийского: «Спаси, Господи, душу его, как Ты спас Иону из чрева китова, трех юношей из печи огненной, Даниила из рва львиного, Сусанну из рук старцев… и Тебя прошу, … открывшего глаза слепого, уши глухого, исцелившего расслабленного, воскресившего Лазаря…»».

В катакомбах Петра и Марцеллина (III век) присутствует сцена грехопадения Адама и Евы, на которой они изображаются стыдливо прикрывающими свою наготу, а также Крещение Христа в Иордане — два важнейших события отражающих новое понимание времени как линейной бесконечности, внутри которой отмечается чудесное спасение Даниила во рву львином и Ионы в море. Пример декорирования катакомб Петра и Марцеллина свидетельствует, что уже в самом начале своего развития христианскому искусству было не все равно какие сюжеты, где, зачем и почему изображать. Уже здесь видна попытка символического и системного осмысления молитвенного пространства и живописи его наполняющей. Стоит сказать, что в дальнейшем с развитием литургии и искусства, основываясь на богословских трудах и художественном опыте христианство выработает устойчивую систему росписи храма, начало которой было положено уже в катакомбный период.

Литургические изображения

К данной группе сюжетов могут быть отнесены достаточно многочисленные евхаристические сцены, как, например, в катакомбах Домицыллы (IV век), Претекстата (IV век), Петра и Марцеллина (III век). Число персонажей в композициях не обязательно равно 13 (Христос и 12 апостолов), они передают не столько события Тайной вечери, сколько иллюстрируют те реальные евхаристии, которые происходили во время катакомбных богослужений.

Изображения Богородицы, Христа, святых

В катакомбном искусстве берет свое начало такой устойчивый иконографический тип изображения Богоматери и святых как Оранта. — фронтально стоящая фигура с воздетыми вверх руками. В античном искусстве подобное изображение — это поза древнего римского благочестия, — так приветствовали императоров. Христианство связало её с ветхозаветным рассказом о пророке Моисее, который превозмогая усталость молился с воздетыми к небесам руками за свой народ, и народ его одерживал победу за победой, стоило Моисею опустить руки, как его народ начинал терпеть поражения в войне с амалекитянами (Исход 17: 11-12). Таким образом, Богородицу и святых раннехристианские художники представляют молитвенниками за весь человеческий род.

Надо сказать, что в этот период складываются и особенности изображения внешнего облика девы Марии, в катакомбах Джордани (III век) она изображена как богатая римлянка в дорогих одеждах, а в катакомбах Коммодиллы (V век) появляется знакомое нам облачение Богоматери в мафорий и сарафан.

Тот же поиск внешнего облика происходит и в изображении Иисуса Христа. В катакомбах Спаситель предстает то юным и безбородым, как например, в катакомбах Виа Латина (IV век) в сценах Воскрешение Лазаря и Христос и самарянка, то зрелым с бородой, как например, в катакомбах Коммодиллы (IV век). В последних изображение Христа дополнено буквами альфа и омега «Я есмь альфа и омега, начало и конец, первый и последний» (Откр 22: 12-13), что свидетельствует об усложнении понимания природы Христа, двуединства Божественного и человеческого, и желании углубить собственно христианское звучание образа, оторвать его от сопоставлений с античными прототипами.

В итоге…

В катакомбный период начинает складываться новая художественная традиция:

  • изображение теперь не просто декор, а носитель глубинного смысла,
  • фрески становятся более плоскостными,
  • пространственное решение сводится к минимуму,
  • минимизируется число персонажей, которые в групповых сценах чаще изображаются фронтально и взаимодействуют в первую очередь со зрителем, а не друг с другом,
  • складывается новый круг тем и сюжетов,
  • развивается новая иконография.

За первые четыре века существования христианское искусство наметило себе пути развития, которыми оно пойдет дальше на протяжении всей эпохи Средневековья.

Литература:

Катакомбная живопись

Христианская живопись возникла ещё в I веке. Но, к сожалению, большинство памятников не сохранилось до наших дней: часть уничтожена иконоборцами, часть просто временем.
Но о том немногом, что дошло до нас от первохристианского искусства, мы можем судить по фрескам катакомб, в частности римских. Катакомбы Рима хранят множество тайн из истории христианства, часть из которых раскрыта исследователями, а другие все еще ждут своей очереди…

Погребение мучеников в катакомбах (Ш. Ленепве, 1855 год)

Христианские катакомбы известны в окрестностях Рима, в Неаполе, на островах Сардиния и Сицилия (Италия), в Александрии (Египет), на Мальте, а также в других областях Средиземноморья — в Передней и Малой Азии, на Балканах, но наиболее важны для исследователей катакомбы, обнаруженные в Риме, вне черты древнего города. Римляне-язычники сжигали умерших и прах помещали в специальных урнах. Катакомбы же были исключительно христианским кладбищем. Христиане всех классов от рабов до почетных и благородных фамилий, все братья и сестры во Христе хоронились в одном месте.
Первое кладбище христиан
Старейшая дата на надписях датирована 72-м годом, то есть 28 лет до смерти последнего Апостола Иоанна. Последний христианин был погребен там в 410-м году. Между именами, найденными на надписях в катакомбах, находятся и такие, о которых мы читаем в посланиях Апостола Павла, как например: Акила (2 Тим. 4:19), Филимон (Фил. 1:1), Епенет (Рим. 16:5), Онисим (Фил. 1:10), Асинкрит (Рим. 16:14), Фива (Рим. 16:1) , Прискилла (2 Тим. 4:19), Крискент (2 Тим. 4:10), Олимпан (Рим. 16:15), Юлий (Рим. 16:15), Трифен (Рим. 16:12), Луций (Рим. 16:21), Трифос (Рим. 16:12), Урбан (Рим. 16:9), Ермоген (2 Тим. 1:15), Тихик (2 Тим. 4:12). Следует полагать, что катакомбы не были секретным местом погребения христиан: все подземные коридоры и помещения делались с ведома римских властей, и катакомбы были официально признанным кладбищем последователей Иисуса Христа от времен Апостолов до 5-го века.
Найденные фрески

Эпитафия с менорой из иудейских катакомб

В настоящее время в окрестностях Рима известно более 40 катакомб, большинство из которых были заново обнаружены с начала 1800-х годов либо случайно, либо на основе данных древних Itineraria, или путеводителей для первых паломников, посещавших гробницы мучеников. Некоторые катакомбы (например, обнаруженная в 1956-м на Виа Латина менее чем в километре от Порта Латина) относительно невелики, другие весьма обширны. Так, катакомба Домициллы на Виа Ардеатина представляет собой настоящий лабиринт коридоров длиной в 13 км, которые пересекают друг друга под разными углами и на нескольких уровнях. Протяженность галерей в римских катакомбах, по скромным оценкам, составляет от 100 до 150 км, а возможно, превышает 500 км. В этих галереях и многочисленных соединенных с ними cubicula, то есть отдельных погребальных камерах, насчитывается от 600 тыс. до 800 тыс. захоронений. Все они вырублены в пористом вулканическом туфе, на котором лежит римская Кампанья.
Искусство катакомб прежде всего вероучительное, стены катакомб, и особенно стены склепов, покрыты тысячами фресковых изображений на сюжеты Ветхого и Нового Заветов. Они, а также бесчисленное количество обнаруженных здесь надписей, служат источником ценных сведений о верованиях и обрядах римских общин христиан в первые века нашей эры. Несмотря на то, что в те времена христианство подвергалось гонению, на стенах катакомб нигде нет сцен мученичества, а на эпитафиях нет даже следа обидчивости, хотя многие умерли от руки гонителей. Также истории неизвестны сведения о том, что христиане требовали от властей соблюдения своих гражданских прав, — они взывали только к Богу.
Христианские символы

Древнейшее известное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом (катакомбы Присциллы)

Одним из наиболее распространенных символов первых веков была рыба. В греческом слове «рыба» — «Ichthus» зашифровано буквально имя Христа. Этот образ мы видим повсюду: и в стенных росписях, и на саркофагах, и в надгробных надписях. Чтобы показать, что Церковь основывается на Христе, изображается корабль, покоящийся на спине рыбы, Христос посреди христиан в виде большой рыбы, окруженной маленькими. Рыбок из металла, камня перламутра или стекла христиане носили на шее подобно тому, как сегодня носят крест. На этих рыбках встречается слово «спаси» или «да спасешь». Hа древних фресках можно увидеть изображения Евхаристии, где рядом с хлебом и вином обязательно лежит рыба. Между тем ее никогда не употребляли при совершении таинства причастия. Она лишь указывает на значение хлеба и вина.

Также часто можно встретить изображение Агнца или Доброго Пастыря с ягненком на плечах, картины воскрешения Лазаря, исцеления слепого и другие изображения на евангельские сюжеты. Первые христианские изображения в большей степени, конечно, символичны. Христиане стремились передать не только то, что видели глазами, но и то, что невидимо, то есть духовное содержание.
Другое часто встречающееся изображение — Мария с Младенцем на руках. На многих фресках она представлена как покровительница людей, и именно эта идея в дальнейшем послужила основой для многих сюжетов в иконографии.
Катакомбы спасали верующих
Из глубины веков до нас дошли монограммы («кристограммы»), обнаруженные археологами на стенах катакомб, а также на фресках ранних христианских церквей, на церковной утвари. Они составлены из первых букв имени Иисуса Христа, или из первых букв имени Христос. Эти монограммы являются не только изысканными благодаря простоте, ясности и рукотворности произведениями искусства, но также несут глубокую смысловую нагрузку. Например, буква «X», повернутая вокруг своей оси на 90 градусов, образует крест — главный символ Христианства.
Как мы сказали, катакомбы представляют собой вырытые в земле ходы с углублениями, предназначенными для захоронений. Распространено представление о том, что римские катакомбы служили христианам убежищем в эпоху гонений, а также были местом тайных богослужений, совершения молитв и Евхаристии. В пользу этой версии говорит тот факт, что традиция совершать богослужения и Евхаристию в присутствии мощей святых мучеников сохранилась в Православной и Католической Церквах и по сей день. Но по версии ученых, изложенной, например, в энциклопедии Кругосвет (www.krugosvet.ru), катакомбы являлись лишь местом захоронения, и богослужения в них не совершались, так как эти сооружения были слишком хорошо известны римским властям. Семьи могли посещать могилы своих родственников в годовщину их смерти, но в первые столетия в катакомбах не было помещений, пригодных для сколько-нибудь значительных собраний.
Катакомбы — место паломничества
Стремительнее всего катакомбы разрастались в 4 в., после того, как Константин Великий положил конец гонениям на христиан. Для восстановления и украшения гробниц римских мучеников много сделал Папа Дамас (366-384), и эти захоронения стали излюбленным местом паломничества. После разграбления Рима готами при Аларихе в 410-м, а затем вандалами в 455-м катакомбы в значительной мере утратили свое назначение как место для захоронений. Чтобы положить конец осквернению и разграблению их мародерами, Павел I (757-767) и Пасхалий I (817-829) перенесли большинство останков из катакомб к церквам в границах города.
Оживление интереса к катакомбам наблюдалось на протяжении 15 и 16 вв., однако лишь в 19 в., после новаторских работ Джузеппе Марки и великих открытий его ученика Джованни Баттиста де Росси, началось научное изучение древнеримских кладбищ. Эту одну из важнейших отраслей археологии, занимающейся изучением раннего христианства, продолжает развивать ряд ученых, в частности сотрудники учрежденного Папой Пием XI в 1925 г. Института христианской археологии при Понтифике.

Подготовила Марина КИРИЛЛОВА
Источник: Вечный Зов

Римские фрески

Тем не менее как раз один из самых ценных памятников античного искусства, а именно фрески, найденные в развалинах дома на Эсквилинском холме в Риме, — ландшафты, среди которых представлены похождения Одиссея. Эти фрески, исполненные в мягких и довольно правдивых красках, в бойкой «импрессионистской» манере, со значительно развитым чувством пространства (но, по-видимому, без теоретических знаний перспективы), означают, во всяком случае, такое понимание природы и такой интерес к ней, каковые не были известны древним культурам Египта и Ассирии. Однако и в них не найти понимания природы в современном смысле или в том, что уже проглядывает в готической миниатюре или в живописи старых нидерландцев и венецианцев. Художник, писавший (в I в. до н.э.?) эти фрески, отнесся к своему предмету довольно «свысока», в качестве виртуоза и импровизатора. Нет любовного отношения к жизни природы. Общий эффект передан с некоторой иллюзорностью (фрески тянутся фризом под потолком и разделены одна от другой расписанными красными пилястрами, а следовательно, весь цикл должен играть роль некоторого trompe lоеilя), но в отдельных формах не проглядывает глубокого с ними знакомства. Скалы и горы выглядят вспухшими зеленоватыми массами или картонными кулисами; тростник и трава расположены «зря», взъерошенными пучками; береговые ниши нарисованы очень приблизительно; краски, в которых доминируют серо-зеленые, серо-голубые и оливковые тона, однообразны так, что лишь только изображением «Царства мертвых» может быть объяснено желание художника передать унылый характер местности.

Чрезвычайное значение для интересующего нас вопроса представляет роспись виллы, открытой в 1863 г. в месте «ad Gallinas Albas» под Римом.

Экзекий. Ахилл и Аякс, играющие в кости. Фрагмент росписи амфоры.

Эта роспись, покрывающая сплошь стены комнаты, представляет из себя несомненную попытку создать в закрытом помещении иллюзию сада. Мы видим низкие барьеры с разнообразными прорезными орнаментами (вроде трельяжей XVIII в.), клетки с птицами и на фоне неба — деревья и кусты с цветами, часто довольно ясно характеризованные, как-то: лавр, шиповник, персиковое дерево и т. д. На ветках и на трельяжах сидят певчие птицы. Возможно, что во фресках виллы ad Gallinas Albas мы имеем образец творчества Лудиуса или его школы. Эти фрески указывают, во всяком случае, на то, что живопись в I в. до н. э. задавалась только иллюзионными задачами и что культ природы уже тогда достиг той степени, когда горожанин начинает чувствовать потребность видеть в своих стенах убедительное напоминание о природе. Новейшие исследования доказали, что эта отрасль живописи происходит с востока, из азиатских центров эллинской (или, вернее, эллинистической) культуры, а также из Александрии, где садоводство повсюду было в чрезвычайном ходу и где во II в. до н. э. славился подобными картинами упомянутый Деметрий, работавший при дворе царя Птоломея Филомета и переселившийся затем в Рим.

В этот поздний период античной живописи, который нам единственно (да и то приблизительно) известен по сохранившимся памятникам, господствовали (на протяжении всех римских владений) художественные вкусы, выработанные эллинистическим искусством, одним из центров которого была Александрия. Признаками этих вкусов можно считать реализм, доходивший до преследования иллюзии, игривую грацию и остроумную изобретательность, нередко впадавшую в вычурность. Античное искусство переживало в то время своего рода эпоху «барокко» — оно уже было «разменяно», ослаблено учениями любителей и теоретиков, обезличено эклектизмом. Но именно в это же время (как и в XVII в., в дни настоящего барокко) высоко развилась виртуозность в изображении видимого мира и чрезвычайно богатая декоративность.

Эти особенности поздней классической живописи нашли себе прельстительное отражение в росписи помпейских стен и в немногих остатках древней живописи в самом Риме. Однако о том, какое отражение это нашло по отношению к лучшему в искусстве своей эпохи, мы можем лишь догадываться, ибо ни одного выдающегося в свое время памятника до нас не дошло, а по одним «копиям» и ремесленным вариантам, разумеется, нельзя судить об оригиналах.

Искание иллюзии доходило у поздних греков (греческой нужно считать и всю живопись Рима) до изощренности, граничившей иногда с безвкусием. Так, нам известно существование мозаичного пола в Пергамосе, исполненного мастером мозаики Созосом и представлявшего «невыметенный пол», на котором остались разбросанными всевозможные объедки. Там же находилось превозносимое Плинием изображение голубей, сидящих вокруг чаши. Особенно поражала верной передачей натуры тень (отражение?) на воде от головы пьющего голубя. Несколько подобных примеров преследования иллюзии можно найти в сочинениях древних писателей, трактующих о живописи, а среди фресок и мозаик, найденных в Помпее и Риме, едва ли не половина принадлежит к этому художественному порядку.

Голуби на чаше. Мозаика виллы Адриана в Тиволи.

Следующая глава >>

Фрески Паоло Веронезе

Фрески Паоло Веронезе У современных художников свои достоинства; надо, однако, признать, что на большие работы они почти не отваживаются, что в проблемах композиции они чувствуют себя неуверенно и что они совсем не любят фантазировать. Когда они фантазируют,

Фрески

Фрески Ряд злосчастий, которые обрушились на европейскую культуру, в какой-то как бы методической последовательности, погубили эти памятники. Но больше всего пострадали они от нерадения и по недостатку средств. В частности, история империи является отныне (с небольшими

IV — Фрески Флоренции

IV — Фрески Флоренции Братья Чьоне Часть фрески в капелле Торнабуони в церкви Санта мария Новелла во Флорнеции.Особенно интенсивная художественная деятельность обнаружилась в Тоскане благодаря проповедям доминиканских монахов. В отличие от францисканцев, последние

Пизанские фрески

Пизанские фрески Здесь в высшей степени замечательно помянутое довольно точное изображение флорентийского дуомо — одна из редких в треченто «ведут» определенных памятников. Однако в чисто художественном отношении нас должен еще более интересовать символический «сад»

Фрески Липпи

Фрески Липпи Очаровательна декорация и на небольшой лондонской люнете, также изображающей «Благовещение». Здесь мотив очень близок к Фра Беато, но именно этот пример лучше всего характеризует разницу между обоими художниками. И у Беато, и у Липпи Мария сидит в преддверии

Монтенья — фрески

Монтенья — фрески Монтенья. Победа мудрости над пороками. Париж. Лувр.В первом же достоверном труде Мантеньи, в росписи капеллы Эремитани (1448-1454), юный мастер обнаруживает себя «римлянином». Особенно поражают его «декорации», среди которых разыгрываются сцены. Какой

Римские каникулы: Джульетта и духи

Римские каникулы: Джульетта и духи В Европе Хори — теперь уже барон Дори-Бутен, не умерил свою деятельность. Там ведь тоже была масса коллекционеров, абсолютно ничего не понимающих в искусстве. Так что вполне можно было начать собственные «римские каникулы». Выбор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *