Наталья Викторовна, на всех форумах «Святость материнства» так или иначе каждый год обсуждаются вопросы семьи. В прошлом году упор был сделан на значение семьи в современном мире. Почему в этом году именно молодежь определена «как центральный содержательный элемент Форума»?
Нас тревожат существующие тенденции. В 2018 году были опубликованы данные Европейского исследования ценностей, согласно которым семью считают «отжившим институтом» 28 процентов молодых сербов в возрасте от 15 до 24 лет, 43 процента молодежи в Болгарии. В России этот показатель ниже – 19 процентов, но тоже заставляет задуматься.
Согласно исследованиям Российской академии образования, опросившей более семи тысяч школьников, более 50 процентов молодых людей, принявших участие в исследовании, не считают семью, в которой они выросли, образцом для создания своей будущей семьи. Мы считаем, что отношение молодежи к семье – один из наиболее острых вопросов современности. По крайней мере, в социальной сфере. В Белграде будут обсуждаться и школьные программы для детей и подростков о семье, вопросы, связанные с репродуктивным здоровьем всей семьи, ее членов разных возрастов, роль СМИ в формировании отношения к семье и многие другие темы. Соберутся профессиональные педагоги, психологи, социологи, представители некоммерческих организаций, органов власти из России, Сербии, Беларуси, Китая и других стран. Мы обменяемся опытом, рассмотрим практические примеры работы с молодежью по семейной тематике. Наша главная задача – при участии ученых и экспертов (социологов, психологов, юристов и других) понять, как видит свою будущую семейную жизнь современная молодежь и чем общественные организации, образовательные институты, органы власти могут быть полезны молодым людям.
Почему в этом году для форума выбран Белград? В 2019 году мероприятие впервые проводили за пределами России — в Минске, где планируется провести его в 2020 году? Продолжится ли эта тенденция, и форум и дальше будут проводить за рубежом, а не в российских городах?
Мы проводим форумы там, где видим запрос со стороны, в первую очередь, общественных организаций, а также представителей профильных органов власти. Мы стремимся поделиться наработанным нами и нашими партнерами опытом, а также почерпнуть новые идеи проектов у хозяев площадок, где форум проводится. Вопросы семейно-демографической политики для Сербии представляют огромную актуальность.
Вы знаете, что у сербов есть даже такое понятие «белая чума», которое обозначает происходящую в буквальном смысле слова в стране депопуляцию, которая обусловлена как низкой рождаемостью, так и тем, что молодежь часто уезжает за границу. В России накоплен и существует очень хороший и конструктивный опыт общественно-государственного партнерства в семейной сфере. Мне бы очень хотелось, чтобы практики и идеи, которые хорошо себя зарекомендовали в нашей стране, также нашли свое применение и в Сербии. Разумеется, в Сербии есть своя специфика, но ничто не мешает сербам познакомиться с нашими предложениями и, в случае если они сочтут возможным, попробовать применить этот опыт и у себя на родине.
Как вы считаете, какие проблемы и вопросы являются для современной семьи наиболее актуальными? Меняются ли они из года в год или остаются прежними?
Одна из основных проблем в том, что для очень значительной части современных молодых людей создание семьи, семейный образ жизни вообще не являются жизненными приоритетами. Можно много спорить и сопоставлять различные точки зрения, относительно того, почему так происходит: наверное, в разных странах это происходит по разным причинам. Но общие и наиболее актуальные факторы все же можно выделить. Для современного человека семья перестала быть институтом, просто необходимым для выживания. Человек в наше время может позволить себе жить один и не испытывать при этом затруднений в плане ведения хозяйства, социальной активности.
Необходимы такие формы поддержки семьи, которые позволяли бы молодому человеку одновременно создать свою семью и заботиться о ней, с другой стороны — пользоваться такими благами современной цивилизации как профессиональное развитие, мобильность. В этой связи, на мой взгляд, заслуживают большого интереса про-семейные практики, которые осуществляются компаниями в рамках программ корпоративной социальной ответственности, и об этом пойдет речь на нашем форуме в рамках секции «Сотрудничество НКО, бизнес-сообщества и государства в сфере поддержки молодых семей, материнства, отцовства и детства». Также семья не находит достаточной поддержки и внимания в СМИ. Это отмечается самими журналистами (с 2014 года наша программа проводит всероссийский конкурс для журналистов «Семья и будущее России»). На форуме в рамках круглого стола, посвященного семейно-ориентированной информационной политике, как раз будут обсуждать возможности того, как сделать образ семьи на страницах газет и журналов, в сюжетах телеканалов более привлекательным и вдохновляющим для молодых людей. Говоря о запросах современной семьи, я бы выделила именно эти две темы. Для многих молодых семей вопросы совмещения профессиональных и семейных обязанностей, сочетания стремления к самореализации в профессиональной сфере и возможности быть заботливыми и любящими родителями очень злободневны. Также мы знаем, что и в самом обществе есть запрос на более активное и системное освещение семейной тематики в СМИ. Еще в 2013 году это показало всероссийское социологическое исследование, проведенное по нашему заказу исследовательской группой «Циркон».
Бытует мнение, что институт брака и семьи в России разрушен. Поддерживаете ли вы его? Какие технологии регулирования семейных споров наиболее востребованы в России сейчас, есть ли в этом плане какие-то различия с другими странами?
Поскольку семья основана на браке, то он, как и семья, встречается сегодня со многими вызовами.
Как я уже упомянула, данные социологических исследований показывают, что не только в России, но и во многих других странах значительная часть молодых людей не видит в нем смысла. Это лишь означает, что семья и брак сегодня особенно нуждаются не только в социально-экономической, но и правовой, информационной поддержке. Говоря о вопросах юридической защиты семьи нас очень интересует практика семейной медиации, которая сегодня активно применяется во многих странах. В России, к сожалению, эта деятельность находится еще только в стадии своего зарождения. Например, в Австрии плодотворно работает медиация по семейным спорам, которая включает в себя одновременно правовые, социально-психологические и специфические личностные аспекты. Это помогает бесконфликтно решать противоречия и сохранять семьи. Особое достоинство подобных практик видится в том, что они не предполагают вмешательства во внутренние дела семьи и помогают в зародыше разрешать многие проблемы, приводящие к бурным семейным конфликтам.
Какие главные проблемные темы семьи затронут эксперты форума? Появятся ли вопросы, которые ранее на мероприятии не поднимали?
Форум в Белграде сохраняет во многом преемственность по отношению к предшествующим подобным встречам. Для нас важно, что в Сербии будет идти речь о практическом опыте нашей программы по ряду направлений: психологическое консультирование беременных женщин в рамках проекта «Ты не одна», инициативы в сфере семейно-ориентированной информационной политики, предварительная программа школьного курса «Семьеведение».
За каждым из этих направлений стоит большой опыт значительного числа экспертов, и мы надеемся, что он окажется полезным для наших коллег и единомышленников в Сербии. Относительно новыми являются вопросы юридических практик в поддержку семьи и моделей сотрудничества НКО, государства и бизнеса в семейной сфере. Эти вопросы поднимались на предшествующем форуме программы в Минске в рамках специализированных тематических секций. Мы видим в них большой содержательный потенциал и поэтому в Белграде они также будут обсуждаться.
Какие у вас ожидания от форума в этом году? Как вы оцениваете эффективность его проведения на протяжении нескольких лет?
Самое главное, что мы приехали в Сербию с собственным большим багажом опыта и идей. В Сербию приедут представители многих российских регионов, в том числе руководители профильных государственных ведомств регионального уровня, известные ученые и общественные деятели. С сербской стороны также представлен, на мой взгляд, очень интересный состав участников – представители государства и общества, и я убеждена, что сербам и русским будет, что обсудить. Россию и Сербию объединяет очень тесное экономическое сотрудничество, интенсивный культурный диалог. И активное взаимодействие в семейной сфере, импульс к которому должен придать наш форум, должно быть очень полезным для наших стран.
Опубликовано в 2014, Выпуск Январь 2014, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев
Бацына Я.В.
Доцент, кандидат социологических наук, Нижегородский институт технологий и управления
РАЗРУШЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Аннотация
В статье рассмотрены социальные трансформации института семьи, конфликт «отцов и детей» в связи социокультурными изменениями нашего общества. Проблема отцов и детей показывает возможности для дефиниции приоритетных направлений в области социальной политики, образования.
Ключевые слова: традиции, поколения, институт семьи.
Batsyna Y.V.
Associate Professor, candidate of sociological Sciences, Nizhny Novgorod Institute of technology and management
THE BREAKDOWN OF TRADITIONAL FAMILY VALUES
Keywords: tradition, generation, the family institution.
Современный человек имеет сейчас два дома: общество и семью.
Известный российский философ А.С. Ахиезер считает, что «российское общество — это общество промежуточной цивилизации. Оно вышло за рамки традиционности …» . В качестве традиции, где элементами социально-культурного наследия, переходящие от поколения к поколению вырисовываются определенные нормы поведения, ценности, обычаи. Традиция рассматривается как опыт коллективной деятельности и, как объединение индивидов. Организованность общества, организованность каждого человека — залог стабильности, усиления традиций, т.е. бывших инноваций. Если инновация не приживается в культуре, то быстро забывается, а если приживается, то со временем становится традицией.
Например, в Японии сильны семейные межпоколенные традиции, культ предков. Японцы почитают своих богов, которые как им кажется, определяют поступки живых и по сей день. По японской трактовке, боги — умершие предки. Традиции должны комбинировать традиционное и современное. Японское воспитание заключается в уважительном отношении младших к старшим и старших к младшим. Научно-технический прогресс не должен побуждать пренебрежение к прошлому, традициям.
Социокультурные изменения нашего общества «беспокоят» и социальный институт семьи, а собственно, проблемы отцов и детей.
Процесс наследования социокультурных особенностей в семье, трансляции культуры от поколения к поколению на протяжении нескольких лет изучают такие ученые современности, как Е.С. Балабанова, С.К. Бондырева, З.М. Саралиева.
Как известно, семья выступает главным институтом социального проектирования, что помышляет о свежем дискурсе, позволяющем проследить динамику взаимодействия поколений. Из-за сильных экономических изменений в стране, старшее поколение много работает, чтобы выжить. Наблюдается с годами уменьшение и настоящей воспитательной функции семьи, так, бабушки и дедушки вместо семейного чтения «следят» за внуками в дневное время, а в вечернее — сопровождают их на кружки и секции. К сожалению, постепенно начинаем отходить от дворянской традиции, когда в старые добрые времена семейное чтение, музицирование, как формы культурного бытия считались нормой. Дубин четко оценивает происходящее, называя «трансформацией культурной активности» . Сегодня главное преимущество нахождения детей в домашних условиях состоит в индивидуальности обучения и ценности постоянного взаимодействия с ребенком в его первые годы жизни, предохранения его от заболеваний в дошкольных учреждениях. Такие межпоколенческие отношения в семьях должны быть равноправными или младшие должны подчиняться старшим.
Сегодня молодое поколение движется под лозунгом: «Поколение next выбирает «пепси!» У большинства пожилых людей «поколение next» ассоциируется с потерянным поколением: в этом наблюдается какой-то трагизм времени. Молодежь разрывает нить между настоящим и прошлым, демонстрируя открыто отсутствие терпимости к пожилому возрасту, к предкам…
Известно, что выражение «потерянное поколение» ввел в обиход писатель Э. Хемингуэй. Гертруда Стайн — автор романа «Фиеста» в своем эпиграфе пишет: «Вы все — потерянное поколение». Так называли тех, кто после возвращения с фронтов первой мировой войны не реализовали себя в жизни.
Термины «дружба», «любовь», «жизнь» герои Хемингуэя произносили с заглавной буквы, а социум считал, что они «затерялись», остались за границей обыденной жизни. Собственно в этом автор видел проблему «потерянного поколения», которое позже характеризовалось как «взрывающееся поколение» или «скептическое поколение» по определению немецкого социолога Г. Шельского, или «поколение ИКС» по определению канадского писателя К. Дугласа.
Между поколениями могут возникать как взаимопонимание, так и разногласия, которые раскрываются по некоторым аспектам:
= определяет положение поколений с восходящими или нисходящими линиями в обществе социальный аспект;
= уровень занятости характеризует экономический аспект;
= различия в политической культуре показывают политический аспект;
= жизненные условия разных поколений отражает бытовой аспект и т.д.
Формирование в общественном сознании социально негативных моделей восприятия «другого» поколения и распространение в обществе неадекватных форм поведения по отношению к «другим» чреваты серьезными последствиями. Важно выделить, что социальный имидж «другого» поколения включает в себя и культурный аспект взаимоотношений отцов и детей, и стереотипы восприятия «другого», создаваемые СМИ, и собственный опыт взаимоотношений с представителями противоположного поколения.
Проблема отцов и детей показывает возможности для дефиниции приоритетных направлений в области социальной политики, образования. Одни восхваляют прошлое, другие яростно его отрицают, стирая из памяти настоящую историю.
Хочется отметить, что естественно между поколениями могут возникать как взаимопонимание и единство, так и существенные разногласия, переходящие в конфликты. Называемое противоречие есть жизненный конфликт «отцов и детей».
Важно подчеркнуть: сегодня в обществе присутствует определенный слой инноваций, перестраивающие культурную традицию, затрудняя процессы социализации человека к постоянно меняющимся требованиям жизни. Некое усложнение социокультурной действительности сопровождается, по словам известных социологов Ю.Р. Вишневского, В.Т. Шапко «ломкой традиционных стандартов семейного уклада и обострением межпоколенческих отношений»: критическое отношение молодежи к опыту, нигилистическое отношение молодежи к семейным традициям старших . Создание культуры компромисса и согласия — единственно верный выход из ситуации.
Литература
Не сошлись характерами
«Причиной разводов бывают завтраки мужей с секретаршами, но куда чаще – со своими жёнами», – эту фразу приписывают канадскому педагогу Питеру Лоуренсу.
Из практики психолога Татьяны Сулимы: чаще всего разводятся после 7–10 лет совместной жизни.
«Не сошлись характерами» – это красивое название. 7 лет сходились и вдруг перестали? На самом деле люди не умеют разговаривать, – объясняет она. – Каждый хочет понимания и заботы, но для одних это означает просто не трогать, а для других – сидеть рядом и держать за руку. Надо разговаривать с партнёром о его потребностях и желаниях. Тогда всё будет хорошо. А если пары неделям молчат («я обиделась, а ты догадайся почему»), невысказанные обиды накапливаются. Чем дольше они молчат, тем ближе к черте «не сошлись характерами».
Сознательная бессознательность
Для одних развод – трагедия, для других – освобождение и начало новой жизни. Плох ли второй штамп в паспорте или хорош, каждый решает, исходя из своей ситуации. Но то, что институт семьи претерпевает большие изменения, – очевидно. Роли мужчин и женщин в современном обществе настолько быстро и сильно меняются, что традиционные узы брака не выдерживают.
— Может, привычный институт брака просто устаревает?
— Меняется – да, но не устаревает, – уверена начальник областного управления ЗАГС Татьяна Слюсаренко. – Браков стало чуть меньше. Во‑первых, женятся дети 1990-х, а их мало. Во‑вторых, наблюдается тенденция, когда хотят сначала окончить институт, найти работу, купить машину-квартиру, а годам к 30 – жениться.
— Может быть, те, кто уверенно стоят на ногах, более осознанно подходят к браку?
— А нужна ли здесь осознанность, вот в чём вопрос? В поколении бабушек никто не разводился, в поколении наших родителей разводы были единичны, а у нынешних 40-летних в браке две-три пары из 10. Так не лучше ли сначала «в омут с головой», а потом проявлять осознанность?
Человеку нужен человек
Психология пар до 25 лет и после сильно отличается. У каждого из нас четыре основных проекции на жизнь: тело, профессия, друзья и мечты-стремления.
«В молодом возрасте людям проще притереться друг к другу: вместе заниматься спортом, искать первую работу, расти профессионально. Они строят одну проекцию на дальнейшую совместную жизнь, – объясняет Татьяна Сулима. – Ближе к 30 они прочно стоят на ногах, это хорошо. Но у каждого из них уже сложились свои проекции, и им тяжелее их нарушать: люди не такие гибкие, как в 20 лет, когда многое было впереди. Потом, важно понимать из каких семей муж и жена, какие отношения были у их родителей и какие требования они сами предъявляют к браку и партнёру».
С годами требования к браку изменились, но человеческие потребности остались те же. Раньше брак был формой выживания: мужчина – добытчик и опора, женщина – мать и хозяйка. Сейчас все прекрасно справляются с обеими ролями, а женщин даже упрекают за излишнюю независимость.
«А что женщинам остаётся? На женщинах всё было, есть и будет, они понимают, что на них дом и дети», – констатирует Елена Скопцова.
И всё же даже после расставания и мужчина, и женщина ищут нового партнёра. Как не обжигайся, а каждому нужен рядом человек, который будет давать то, что может дать только человек.
«Наши основные потребности – это эмоциональное состояние, быт, материальное положение, дружба, секс и самооценка, – объясняет психолог. – Если одному важна самооценка, а другой постоянно говорит: «Ты молодец, ты золото», – тут любовь. Как только партнёр перестанет отвечать на эту потребность, в отношениях начнётся разлад. А есть потребность «нести свой крест» – такие женщины живут с алкоголиками и терпят побои».