Содержание
Икона Богоматери с грошинками в Церкви «Кулич и Пасха»
Церковь «Кулич и Пасха» работает с 1946 года. Её убранство создавалось после её открытия. Все необходимое брали из имущества других закрытых храмов Ленинграда. Главная святыня церкви «Кулич и Пасха» в настоящее время — чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)».
Она обладает интересной историей. В 1888 году в Тихвинскую часовню близ Стеклянного завода, в которой находилась икона, ударила молния, и возник пожар. Когда его потушили, то обнаружили, что икона Богоматери была чудесным образом обновлена. Лик Богоматери просветлел, а глаза засияли живым светом. Когда ударила в Храм молния, то из стоявшей тут же кружки разлетелись все деньги в разные стороны. Лишь 12 монеток (грошиков) прилипли к иконе. С этого образа стали делать списки (писать копии) — и также с монетками (грошиками).
Скоропослушница Невская в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры
В Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Петербурге есть особо почитаемый уникальный список чудотворной афонской иконы «Скоропослушница» — икона Божией Матери «Невская Скоропослушница.
Петербургская копия афонской иконы отличается по иконографии. Она изображает Божию Матерь с молитвенно простёртой десницей без Богомладенца и хранился в часовне на углу Мытнинской и 2-й Рождественской улиц, близ Старо-Александровского рынка.
Часовню освятили в 1879 году, но, к сожалению, в 1885 году она сгорела. А список иконы «Скоропослушница» чудесным образом уцелел. Это чудо получило большую известность. Икона перешла к Императорскому православному палестинскому обществу.
В 1913 году вместо часовни был заложен Николо-Барградский храм. Торжественное событие проходило в присутствии Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, председательницы Палестинского общества. В этом храме икона пребывала вплоть до его уничтожения, до 1932 года.
До 1958 года икона находилась в Князь-Владимирском соборе. И только в том году она была перенесена на место нынешнего пребывания — в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.
Царскосельская икона Божьей Матери Знаменье в храме Иоанна Богослова при Духовной академии
По преданию, Царскосельская икона Божьей Матери Знаменье появилась в России во времена правления Алексея Михайловича в связи с тем, что была принесена царю в дар одним из православных восточных патриархов.
При переводе столицы из Москвы в Санкт-Петербург Знаменская икона, вместе с прочими святынями, была привезена в новую столицу. Она почиталась семейной святыней Романовых. Императрица Елизавета Петровна в ночь перед тем, как ей взойти на престол, усердно перед иконой молилась. Образ хранили в дворцовой церкви Царского села.
В августе 1941 года Царское Село оккупировали войска фашистской Германии. В 1944 году, когда нацисты покидали Царское Село, они прихватили с собой и икону Знамения. Преследуя врага, советские воины обнаружили иконы Знамения и Казанскую икону Божией Матери в одном из брошенных обозов врага в Риге.
Святые иконы вернули в Ленинград и передали митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию. По благословению православного служителя весной 1948 года иконы разместили в храме Ленинградской духовной академии.
- По материалам Православной энциклопедии
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла святыня доставлена в Северную столицу из Свято-Троицкой Сергиевой лавры для постоянного пребывания.
На перроне Московского вокзала под колокольный звон ковчег с частицей мощей, который сопровождали заместитель председателя Синодального отдела по работе с Вооружёнными силами и правоохранительными органами архимандрит Алексий (Ганьжин) и президент фонда содействия развитию науки, образования, культуры и реализации социальных программ «Северная столица» Михаил Романов, встретили духовенство Санкт-Петербургской митрополии, представители администрации города, военнослужащие и казаки, сообщает интернет-журнал «Вода живая».
В Световом зале вокзала архимандрит Алексий (Ганьжин), Председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством протоиерей Димитрий Василенков и Председатель епархиального Отдела по делам молодежи протоиерей Константин Головатский совершили молебен преподобному Сергию Радонежскому.
За богослужением пел хор Никольского морского собора Кронштадата.
После молебна состоялся пресс-подход архимандрита Алексия (Ганьжина) и Михаила Романова.
«Ещё при жизни Господь дал Сергию Радонежскому дар исцеления, и по сей день у его мощей происходят чудеса исцеления, поэтому я уверен, что поток верующих к этой святыне не иссякнет», — сказал отец Алексий.
Михаил Романов подчеркнул, что в этом году Санкт-Петербург — единственный город, который удостоился чести принять для постоянного пребывания частицу мощей святого Сергия. «Этот ковчег будет доставлен в один из самых больших храмов Санкт-Петербурга — иконы Божией Матери «Милующая». Мы надеемся, что по молитвам святого Сергия, церковь, в которой есть посвящённый ему придел, будет успешно восстановлена», — отметил он.
С вокзала святые мощи были привезены в Казанский кафедральный собор, где верующие смогли к ним приложиться.
Затем ковчег с мощами был доставлен на открытие юбилейной ХХ Всероссийской выставки «Православная Русь» в «Ленэкспо», где с 9 по 13 октября будет открыт для поклонения. После этого святыню доставят в восстанавливаемый храм иконы Божией Матери «Милующая» в Галерной гавани Санкт-Петербурга для постоянного пребывания.
Красивейший Воскресенский Новодевичий монастырь расположился неподалеку от Московской заставы во второй столице нашей Родины, городе Санкт-Петербурге.
История
Васильевский остров, на котором находился женский монастырь, был не по нраву монахиням, и для обители было выделено другое место. В 1848 году у Московских Триумфальных ворот был выделен участок земли, поросший лесом. Неподалеку располагалось кладбище, устроенное здесь 4 года назад (современное Новодевичье кладбище). Лишние деревья вырубили, и началось строительство. Закладка монастыря была предоставлена митрополиту Никанору (Клементьевскому) и прошла 15 ноября 1849 года. Сам император Николай II положил первый кирпич.
Проект для Воскресенского Новодевичьего монастыря разрабатывался группой архитекторов, возглавлял которую Н. Е. Ефимов. Из государственной казны на строительство выделялось 25000 рублей в год. Остальные деньги жертвовали благотворители. Особенно крупный вклад был сделан дочерью Николая II вюртембергской королевой Ольгой Николаевной и графиней А. А. Орловой-Чесменской, пожертвовавшей 10 тысяч рублей серебром.
Строительство комплекса продолжалось пять лет. Первым зданием Воскресенского монастыря стала деревянная Казанская церковь.
В 1854 году монахини уже заселились в кельи монастырского корпуса. Первой настоятельницей монастыря была назначена монахиня Феофания. До этого она вела активную деятельность в Горицкой обители и была личной пансионеркой императрицы. В Новодевичьем монастыре она ревностно служила Церкви, за что после смерти в 1866 году была похоронена на территории обители за алтарем Воскресенского храма.
Новой настоятельницей назначили игуменью Евстолию, которая возглавляла храм 20 лет, до 1886 года. При ней в монастыре было сделано много нового. Купола Воскресенского собора стали позолоченными, Новодевичье кладбище было приведено в порядок. При монастыре был организован приют для девочек, которые обучались в 8-ми классном училище. С 1886 по 1904 годы настоятельницей была игуменья Валентина. При ней учредили скиты и церковно — приходскую школу.
В начале 1883 года Воскресенский Новодевичий монастырь получил в дар 6,5 десятин лесных угодий. Они находились в Царскосельском уезде рядом с деревней Вохоново. В 1884 году там был учрежден Мариинский скит, но просуществовал он всего пять лет. В 1889 году в здании скита устроили общежитие монастыря.
Внутренняя жизнь была достаточно разнообразная. Здесь работало множество различных мастерских, в которых изготавливали квас, ткали ковры, писали иконы и картины, делали обувь, готовили еду. На территории монастыря разбили огород и сад, устроили пасеку. В 1901 году построили новые здания, и в них разместились больница, библиотека, ризница и трапезная. При обители была открыта церковно-приходская Князь-Владимирская школа, богадельня и приют для детей-сирот. Значительная часть прибыли, получаемой монастырем, шла на облуживание и устройство этих учреждений.
К 1917 году штат монастыря насчитывал 77 монахинь, 66 послушниц и чуть менее 300 сестер «на испытании». Церковный ансамбль насчитывал 8 храмов: церковь Вознесения Христова, храм во имя иконы Божьей Матери, церкви во имя Афонской иконы и трех Святителей, два кладбищенских храма, в колокольне был устроен приход во имя преп-го Исидора Пелусиота.
Предшественники обители
Первая попытка открытия женского монастыря в Санкт-Петербурге была предпринята императрицей Елизаветой Петровной. По ее указу на месте Смольного двора у берегов Невы 10 ноября 1748 года был заложен Воскресенский Новодевичий монастырь. Здание строилось по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Из-за участия России в Семилетней войне строительство затянулось на шестнадцать лет. В 1764 году в монастырь заселилось пять монахинь, и была назначена настоятельница. К 1822 году обитель осиротела, оставшись без монахинь, и ее закрыли.
Новая попытка устройства женского монастыря в Санкт-Петербурге была предпринята Николаем I спустя 23 года в ответ на просьбы дочери княгини Ольги. 26 марта 1845 года насельницы заселились в здание Греко-униатской Духовной Коллегии, которая была упразднена. Новый монастырь размещался на Васильевском острове. На богослужения монахини ходили в нижний храм Благовещенского собора.
Советский период
С приходом к власти большевиков жизнь в монастыре кардинально изменилась. В 1918 году большевики конфисковали и вывезли все ценности. Монастырь продолжал существовать явочным порядком. В конце 1919 года монахини и послушницы вокруг прихода Воскресенского собора создали трудовую общину. В течение последних пятнадцати лет обитель постоянно переименовывалась, называясь то монастырским общежитием, то трудовым братством.
Особенно досталось в те трудные времена настоятельнице Феофанье, возглавлявшей монастырь с 1918 года до его закрытия. Она представляла интересы обители и была уполномоченным лицом при составлении документов на аренду жилых помещений у государства. Теперь любое действие монахинь должно было сопровождаться разрешением властей. Игумения Феофания делала все строго по закону, у нее всегда был порядок в документах.
Несмотря на жесткие притеснения со стороны советской власти, все монахини остались преданы православному делу и до последних дней не покинули монастырь. По словам историка А. Э. Краснова-Левитина, в монастыре в те годы остались лучшие люди, все недобросовестные и корыстные покинули обитель в первые дни испытаний.
Почти десять лет с 1928 по 1937 год монастырь был резиденцией для ленинградских митрополитов. Сначала здесь находился митрополит Серафим (Чичагов). В его присутствие советские власти закрыли все храмы монастыря, включая главный собор, и снесли колокольню. Работать оставили лишь Афонский приход, при котором находилась резиденция митрополита.
Первое закрытие храмов началось в 1929 году. Вначале закрыли Казанскую церковь, к концу года храм Трех Святителей и две часовни. В 1931 году разобрали две церкви, находящиеся при кладбище. В мае 1932 года у монастыря забрали здание храма Воскресения Христова и сделали в нем универмаг. В 1933 году уничтожили колокольню с находящимся в ней приходом.
В феврале 1932 года на служащих обители обрушился шквал арестов: около 125 монахинь было арестовано и отправлено на каторгу. Оставили лишь больных и престарелых женщин, которые не могли самостоятельно передвигаться. После Серафима в резиденции монастыря находился митрополит Алексий (Симанский).
В конце 1937 года православная деятельность в монастыре прекратилась. Матушку Феофанью арестовали и отправили в ссылку двумя годами ранее. Митрополитская резиденция была изъята, а Афонская церковь закрыта. 7 мая 1938 года был арестован и на следующий день расстрелян последний священнослужитель монастыря протодиакон Владимир Беляев.
В 30-е годы зданиям монастырского корпуса был причинён значительный ущерб. При строительстве главной магистрали Ленинграда была взорвана Свято-Исидоровская колокольня. Снесли церковь св. Ильи Пророка и Скорбященский храм, находящиеся при кладбище. С Воскресенского собора сняли купола, разобрали часовню и каменную ограду вокруг монастыря. Внутренние помещения зданий были кардинально перестроены, и в них расположился Научный институт электромашиностроения, принадлежащий министерству обороны.
Возрождение обители
В 1996 году была создана община монахинь, и они поселились неподалеку от Казанской церкви в двухэтажном здании. Здание требовало капитального ремонта, в нем не было воды и канализации, отсутствовало отопление, протекала крыша. Несмотря на жизненные трудности, монахини постепенно возвращали обители храмы и корпуса. Первым был отвоеван Казанский храм. Со временем монастырю были возвращены все здания, принадлежащие ему в былые времена. Храмы постепенно реставрировались и начинали работать.
Роспись и восстановительные работы в Воскресенском соборе ведутся до сих пор. Планируется воссоздать колокольню с храмом над вратами. При монастыре опять начала работать богадельня и приют для матерей-одиночек, оказавшихся в трудной житейской ситуации.
В наши дни при монастыре есть действующая лавка, в которой можно купить литературу об истории обители и на православные темы, сувениры с изображениями монастырских храмов, иконы и карманные образа. В производственных помещениях оборудована швейная мастерская, в которой шьют одежду как для церковнослужителей обители, так и на заказ. Также при храме есть действующая пекарня и трапезная. Прихожане, приехавшие полюбоваться великолепием монастыря, могут перекусить в монастырской столовой.
Архитектура монастыря
Монастырский корпус с кельями построен в виде буквы «П» и передней стороной выходит на Московский проспект. По центру корпуса находится главная гордость монастыря: Воскресенский собор. Его высокий арочный портал сильно выдается на проспект города. Архитектурным образцом для строительства монастыря стала созданная в 1840-х гг. в подмосковном селе Измайлово Николаевская военная богадельня. Монастырские корпуса так же пристроены к Воскресенскому собору, как военные к Покровскому собору: один с юга, другой с севера.
Все здания монастырского ансамбля выполнены в псевдорусском стиле. Монашеские кельи располагаются в два этажа. Окна расположены группами, в каждой по три проёма. Центральный только повторяет форму окна и является глухим. Каждое окно завершает стрельчатая арка русского типа, наличники служат её распорками. Стены здания покрашены в розовый цвет с желтоватым отливом.
С двух сторон от Вознесенского собора расположены церкви, отделённые монашескими корпусами. С северной стороны расположен храм Трёх Святителей, с южной – Афонская церковь. Первая церковь в настоящее время восстанавливается, вторая недавно начала работать.
В начале XX века к единому архитектурному ансамблю была пристроена Казанская церковь, построенная по проекту архитектора В. А. Косякова. Она немножко контрастирует с монастырским корпусом, отличаясь архитектурным стилем.
Монастырские храмы
Когда закончилось строительство монастырского ансамбля, в нем насчитывалось семь работающих приходов: Вознесенский собор, Казанская и Афонская церкви, храм преп-го Исидора Пелусиота при колокольне, церковь Трех Святителей и два церкви при кладбище: Скорбященская и Пророка Ильи.
Воскресенский собор
Главной достопримечательностью монастырского ансамбля является Воскресенский собор. Пятиглавый храм в два этажа построен в русско-византийском стиле и смахивает на церковные сооружения XV века. В самой высокой точке высота собора составляет 50 метров.
Строительство собора длилось с 1849 по 1861 год по проекту архитектора Николая Ефимова. Высокий арочный портал венчает главный вход храма, выходящий на Московский проспект. Колонны, объединенные по две, поддерживают декоративные аркады, украшающие фасад с северной и южной стороны. На удлинённых барабанах располагаются пять куполов в форме луковички, покрытых чешуйкам золотистого цвета. Под четырьмя маленькими куполами разместились звонницы. Барабаны по кругу украшены аркадой арочных проемов, через один они являются глухими.
После строительства собора здесь был установлен очень красивый полукруглый иконостас в пять ярусов. Стены, свод и образа храма были расписаны монахинями и живописцами монастыря. Игуменьей Феофаньей собственноручно был написан образ Смоленской Божией Матери Одигитрии, считавшийся чудотворным и находящийся в Успенском приделе.
В Воскресенском соборе устроено пять приделов. Главный освящен в память о Воскресении Христовом, левый – в память о Михаиле-Архангеле, правый – во имя Успения Богородицы. Два придела расположены на хорах. Левый освящен в память о Николае Чудотворце, находящийся слева – во имя Всех Святых.
Еще один придел был устроен в 1874-1875 гг. в подвале Воскресенского храма. Специальный проект для него разработал архитектор Григорий Карпов. Придел был освящен в честь Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского.
Келейные церкви
С южной и северной стороны Воскресенского собора симметрично расположены две одинаковые церкви, отделенные от центрального храма монашескими корпусами. С северной стороны находится церковь Трех Святителей Вселенских, с южной – Афонская церковь.
Оба храма строились по проекту арх-ров Н. Е. Ефимова и Н. А Сычёва. 10 июля 1850 года произошла закладка Афонской церкви. Строительство длилось четыре года. 28 июля 1854 года состоялось освящение храма в память об иконе Афонской Божьей Матери. На торжественной церемонии присутствовала княжна Мария Николаевна, дочь Николая I. Иконостас для храма изготавливал архитектор государева двора А. И. Штакеншнейдер.
С северной стороны в больничном корпусе была заложена церковь Трех Святителей, по внешнему виду ничем не отличающаяся от Афонской. Заложены обе церкви были в один год, только вторая строилась на год дольше. В 1855 году состоялось освящение храма. В церкви Трех Святителей хранился образ Божьей Матери «Благоухающий цвет», за что монахини особенно любили посещать ее.
Оба храма имеют пять золоченых куполов и колокольню в виде шатра. К каждой церкви с восточной стороны пристроена алтарная апсида. Шатровая крыша выкрашена в зеленый цвет и завершается золоченым луковичным куполом. Полукруглые закомары завершают верхнюю часть фасада. Фасад спереди украшен арками. Каждая грань шатра имеет узкие слуховые окна.
Кладбищенская церковь Илии Пророка
Каменная церковь Илии Пророка в московском стиле находилась у входа на кладбище. Проект для церкви разрабатывал архитектор Л. Н. Бенуа. Строительство закончилось в 1888 году. Это был храм с пятью луковичными главами, отделанный глазурованным кирпичом. Заостренные вверху закомары находились над карнизом здания. Внутренне убранство церкви отличалось богатством. Особенно выделялся резной иконостас из дуба. Церковная утварь была приобретена в лучших ювелирных магазинах Санкт-Петербурга. В 1925 году храм был закрыт советскими властями. К сожалению, церковь Илии Пророка не достояла до наших дней, ее разобрали на кирпич в 1930 году.
Кладбищенская Скорбященская церковь
В центре Новодевичьего кладбища в 1856 году была возведена церковь иконы Божией Матери. Второе название «Карамзинская» она получила потому, что построена над могилой сына писателя Н. М. Карамзина, известного командира гусарского полка. Когда скончалась его жена, ее похоронили рядом с новым храмом. Скорбященская церковь славилась одной из красивейших икон в Петербурге – образом Воскресения Христова, вырезанным из слоновой кости. В 1925 году кладбищенский храм закрыли, а через пять лет снесли. Могила Карамзиных тоже была уничтожена.
Казанская церковь
Казанская церковь стала первым храмом, построенным в Новодевичьем монастыре. Изначально это было деревянное здание, построенное по проекту арх-ра Н. Е. Ефимова. Строительство храма длилось недолго: с 23 сентября по 22 октября 1848 года. Епископ Ревельский Нафанаил проводил торжественное освящение. В 1869 году под церковью устроили склеп, соорудив каменный фундамент. В то же время слегка подремонтировали здание. В склепе хоронили высокопоставленных церковных людей. После захоронения в полу храма устанавливалась надгробная плита.
С увеличением количества прихожан деревянная церковь стала казаться тесной, и было принято решение построить каменный храм. Её закладка произошла 21 июня 1908 года и была освящена митрополитом Антонием. Проект здания разрабатывал архитектор Василий Косяков. Строительство продолжалось 4 года. Часть средств на возведение храма была выделена из монастырской казны, недостающую сумму пожертвовали местные купцы Кашинцев и Пантелеев.
Храм был возведен в неовизантийском стиле и отдаленно похож на собор Святой Софии в Константинополе. Низкие барабаны, опоясанные аркадными окнами, венчают урезанные купола. Изначально для купольного покрытия была заказана специальная черепица из Греции. К сожалению, за годы советской власти она была уничтожена и при реставрации купола покрыли медными листами. Украшенные резьбой массивные пилоны со сводами образуют порталы, в которых находятся входы в здание. Каждый портал завершается полуциркульной крышей с окном в виде полукруга. Большие полукруглые окна гармонично вписываются в общий вид здания. Три апсиды примыкают к фасаду с восточной стороны. Над центральной надстроен барабан, завершающийся куполом. Вытянутые окна барабана опоясывают его по кругу. Верхняя часть барабана украшена мозаикой в голубых тонах.
Внутренняя отделка Казанского собора выполнена в русском стиле. Стены и своды расписаны художником Фомой Райляном. Большинство рисунков, выполненных темперой, сохранились до наших дней. К сожалению, из-за недостатка денег во время Первой Мировой войны, в 1915 году работы были прекращены, и роспись стен не была завершена. Центральная часть собора окружена массивными колоннами, образуя ротонду. Круглые опоры изготовлены из мрамора красного цвета и отделаны золотистыми капителями. В центральном зале располагается главный придел храма. Два боковых придела примыкают иконостасами к главному престолу, и получается, что они как бы находятся в разных помещениях. Хоры сделаны под малыми куполами. Центральный престол имеет двухъярусный иконостас, боковые — одноярусные. Все они отделаны позолотой, включая киоты образов. С лева от алтаря хранится частица мощей Святого Иллариона, находящаяся в раке.
В Казанской церкви имеются подвальные помещения, в которых был устроен двухъярусный склеп. Там захоронено около 350 человек. Перед западным фасадом здания находятся могилы, сохранившиеся до наших лет. В их числе захоронения архимандрита Кирилла (Начиса) и архитектора В. А. Косякова.
Когда строительство храма было завершено, освящение так и не удалось провести. В 1923 году большевики предприняли первую попытку к закрытию церкви, но она оказалась неудачной. В 1929 году Казанскую церковь все-таки закрыли, здание стали использовать в качестве склада. В послевоенное время здесь обустроили машиностроительный цех. 50-е годы могли стать роковыми для храма. Власти приняли решение взорвать здание, и уже шли подготовительные работы. Но по некоторым техническим причинам подрывникам пришлось отказаться от своего намерения.
В 1989 году храм передали заграничному приходу Русской церкви. В 1992 году первый раз за время существования собора был освящен придел во имя Божьей матери. Примерно в те же годы начали восстанавливать Новодевичий монастырь, и церковь передали прежним хозяевам. С 2002 по 2004 годы велись восстановительные работы Казанской церкви.
Монастырская колокольня
Монастырская колокольня в четыре яруса была возведена неподалеку от Воскресенского собора в 1895 году и носила название Свято-Исидоровская. Внешне она похожа на кремлевскую колокольню Ивана Великого в Москве.
Сквозной арочный проход через первый ярус служил парадным входом в женский монастырь. Во втором ярусе была устроена церковь преп-го Исидора Пелусиота, который был небесным покровителем митрополита Исидора, первенствующего члена Священного Синода, умершего за три года до окончания строительства колокольни. Среди служителей монастыря церковь еще называли надвратной. В третьем и четвертом ярусе находились звонницы. Соответствуя единому стилю монастырского ансамбля, два верхних яруса колокольни были опоясаны аркадой арочных выемок, в которых через одну был сделан сквозной проем. Большой луковичный купол гармонично завершал сооружение.
Когда после революции началась реконструкция улиц Санкт-Петербурга, в 1920 году колокольню снесли, сделав на этом месте проезжую часть.
Новодевичье кладбище
За четыре года до начала строительства монастыря было отведено место для захоронения людей, которое в наше время именуется Новодевичьим кладбищем. При выделении участка для монастырского корпуса кладбище автоматически стало собственностью православной общины. В первые годы существования кладбище было очень маленьким, здесь хоронили мало людей. Когда его передали в ведомство монастыря, оно стало разрастаться и пользоваться популярностью. Здесь стали хоронить только представителей дворянских сословий.
С 1845 по 1934 годы на Новодевичьем кладбище было захоронено около 25000 человек. Большая часть захоронений не сохранилась, остались лишь некоторые памятники, которым не смогли найти применение вандалы.
На Новодевичьем кладбище похоронено много известных людей России: художников, поэтов, врачей, архитекторов. Оно пользовалось популярностью у петербургского дворянства и купечества. Благодаря этому на кладбище было установлено множество высокохудожественных скульптурных памятников.
После революции большинство родственников, у которых на кладбище были похоронены близкие люди, иммигрировало за границу, и присматривать за захоронениями стало некому. Богатые могилы стали хорошей приманкой для безбожников. Во времена повального гонения и запрета на православную веру в послереволюционное время многие захоронения были разграблены и полностью уничтожены. Часовни и храмы, находящиеся при кладбище, были снесены.
В начале XXI века городской комитет по охране памятников поднял архивы старых документов и восстановил имена 13730 человек, похороненных на Новодевичьем кладбище.
Расписание богослужений
Время работы монастыря: 8.00 – 17.30. Богослужения в Воскресенском монастыре чаще всего проводятся для прихожан в Казанском соборе.
- В будние дни в 9.40 совершается литургия, в 17.00 – вечернее богослужение.
- По выходным и праздникам в утреннее богослужение добавляется молебен.
- Каждую субботу в 17.00 проходят всенощные бдения.
- В воскресенье в 7.00 проводится ранняя литургия, а в 17.00 организуется вечерня.
Как добраться до Воскресенского Новодевичьего монастыря
До монастыря проще всего будет добираться на метро. Выходить нужно на станции «Московские ворота» или «Фрунзенская». Далее придется немножко пройти пешком. Расстояние от обеих станций примерно одинаковое. В шаговой доступности от храма расположен Балтийский вокзал.
Контактные данные
Адрес: Санкт-Петербург, пр-т Московский, 100.