Рассказ про в бианки

12 child_tale Виталий Валентинович Бианки Кто чем поет? 1928 ru ru jurgennt FB Writer v2.2 MMVII JSP20071206-38F8-4C6B-958A-30D7C66-0283 1.0

v.1.0 — создание fb2-документа — © Jurgen, декабрь 2007 г.

Кто чем поёт? Детская литература Мосва 1983 Рисунки Р. Варшамова Вита́лий Валенти́нович Биа́нки (11 февраля 1894, Петербург — 10 июня 1959, Ленинград) — известный русский писатель, автор многих произведений для детей.

Виталий Бианки

Кто чем поёт?

Слышишь, какая музыка гремит в лесу?

Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.

Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть.

Вот послушай, чем и как поют безголосые.

Лягушки на озере начали ещё с ночи.

Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли.

«Ква-а-а-а-а!..» — одним духом пошёл из них воздух.

Услыхал их Аист из деревни. Обрадовался.

— Целый хор! Будет мне чем поживиться!

И полетел на озеро завтракать.

Прилетел и сел на берегу. Сел и думает:

«Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую».

Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую — то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только!

Так разошёлся, что и про завтрак свой забыл.

А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала:

«Безголосая я цапля! Да ведь и Аист — не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает».

И придумала:

«Дай-ка на воде сыграю!»

Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул:

«Прумб-бу-бу-бумм!..» — словно бык проревел.

«Вот так песня! — подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. — Инструмент-то у меня найдётся: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?»

Хвостом он упёрся, назад откинулся, размахнулся головой — как задолбит носом по суку!

Точь-в-точь барабанная дробь.

Вылез из-под коры Жук с предлинными усами.

Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жёсткая шея — тоненький-тоненький писк послышался.

Пищит усач, а всё напрасно: никто его писка не слышит. Шею натрудил — зато сам своей песнею доволен.

А внизу, под деревом, из гнезда вылез Шмель и полетел петь на лужок.

Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жёсткими крылышками, словно струна гудит.

Разбудила шмелиная песня зелёную Саранчу в траве.

Стала Саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков — длинные задние лапки колонками назад. На крыльях — зазубринка, а на ножках зацепочки.

Трёт себя Саранча ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает — стрекочет.

Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр.

«Эх, — думает долгоносый Бекас под кочкой, — надо и мне спеть! Только вот чем? Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся, лапки не годятся… Эх! Была не была, — полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!»

Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает.

И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял.

А это Бекас.

Отадай, чем он поёт?

Хвостом!

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт — молоком белит. Летит мимо Сова.

— Здорово, — говорит, — друг!

А Старик ей:

— Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг!

Рассердилась Сова.

— Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови.

А Старик:

— Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:

— Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ:

— Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

— А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

— А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни мёду, ни воску, — волдыри только.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

— И ветер разнесёт, — говорит Старик, а сам в затылке скребёт.

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить — пошёл Старик Сове кланяться:

— Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

— То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

Сова полетела мышей ловить.

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

Ермачкова Надежда Геннадьевна — воспитатель, Рывкина Нина Павловна — учитель-логопед, Кубанова Елена Игоревна — воспитатель, МБДОУ «Детский сад №121», г. Рязань

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе (По произведениям сказок В.Бианки)

Цели:

  • Организовать образовательную деятельность детей, направленную на усвоение знаний о насекомых.

  • Создать условия для развития у детей умения отвечать на вопросы полным ответом.

  • Способствовать развитию навыка составления описательного рассказа.

Задачи:

Организовать:

1. Знакомство детей с насекомыми посредством чтения сказок В.Бианки..
2. Формирование навыков составления загадки-описания..
3. Практические действия детей по закреплению навыков проведения звукового анализа слова.
4. Контроль результатов самостоятельной деятельности детей по работе с предлогами.
5. Рефлексивную оценку результатов образовательной деятельности детей на занятии.

Оборудование: Карточки по теме «Насекомые», разрезная азбука. Картинки: дерево, трава, цветок, ручей, листок.

Предварительная работа: чтение сказки В.Бианки. «Как Муравьишка домой спешил».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Посмотрите на молодцов
Веселы и бойки,
Волокут со всех сторон
Материал для стройки
Вот один споткнулся вдруг
И спешит на помощь друг
Тут народ хороший
Без работы, хоть убей
Жить не может, (муравей).

Воспитатель: Кто сегодня у нас в гостях? (картинка муравья на доске).

— Расскажите о муравьях. (описательные рассказы детей).

— Откуда, мы узнаем о жизни насекомых? (ответы детей).

— Какую сказку о насекомых, вы знаете?

(ответ детей В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил»).

Расскажите, кто помогал Муравьишке добраться домой?

Дети: Первого он встретил гусеницу-землемера.

Воспитатель: Расскажите, какая она? (описательные рассказы детей)

Воспитатель: Гусеница-землемер помогала муравью. Перенесла его на луг. Кого там увидел муравей?

Дети: Муравей огляделся и увидел паука Сенокосца.

Воспитатель: Назовите части тела этого насекомого?(ответы детей)

Воспитатель: Вышли они на гладкую дорожку. Остановился паук. Кто бежал рядом с ним?

Дети: Жужелица.

Воспитатель: Как она помогла муравью? (ответы детей)

Воспитатель: Как автор сказки описал Жужелица?

Дети: Ноги у неё ровные, как у коня. Бежит не трясёт, будто по воздуху летит.

Воспитатель: Услышал муравей, что кто-то пищит.

— Кто это был?

Дети: Жучок-блошачок

Воспитатель: Жучок хочет с нами поиграть и отдохнуть.

Физкультминутка.

Я нашла себе жука
а большой ромашке (дети вытягивают руки вперед, ка бы показывая жука)
Не хочу держать в руках
Пусть лежит в кармашке (изображают, как кладут в карман)
Ой, упал, упал мой жук,
Нос испачкал пылью. (наклоны вниз)
Улетел мой жук,
Зажужжали крылья. (машут руками)

2. Составление загадки описания

Воспитатель и дети предварительно определяют критерии описательной загадки про насекомых: величина, части тела, чем покрыто тело, форма, окраска крыльев. Далее дети составляют описательную загадку.

Воспитатель: Кого просил о помощи муравей после Жучка-блошочка.

Дети: Кузнечика.

Воспитатель: Кузнечик просит вас помочь сочинить ему загадку (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы ребята. Кузнечик хорошо и высоко прыгает, но вот через речку перепрыгнуть ему не под силу. Кого он позвал на помощь муравью?

Дети: Клопа-водомера.

3. Звукобуквенный анализ слова.

Воспитатель: Клоп приготовил для нас задание. Давайте выполним его все вместе (Звуковой анализ слова ВОДОМЕР.)

Воспитатель: Молодцы, выполнили задание. А вот кто-то ещё к нам прилетел. И так громко жужжит. Кот это?

Дети: Это жук- майский хрущ.

Воспитатель: Какой первый звук в слове ЖУК? (ответы детей)

Воспитатель: Скажите правильно: один жук, два жука и т.д. до 10 (ответы детей).

Воспитатель: А теперь мы все превратимся в жуков и споем все вместе жа-жа, жу-жу, жи-жи.

Воспитатель: Как майский хрущ помог муравью?

Дети: Он посадил его на спину и отнёс его на берёзу. Там муравей встретил гусеницу-листовёртку.

Воспитатель: Листовёртка хочет с нами поиграть.

4. Работа с предлогами.

Детям предлагаем закончить предложение, используя предлоги. Свои слова воспитатель сопровождает демонстрацией действий. В качестве наглядности используем картинки насекомых: дерево, луг, листок, ручей, цветок. Например: Гусеница заползла куда? (на дерево) и т.д.

5. Заключительная часть.

Воспитатель: Как закончилось приключение муравья?

Дети: Гусеница не хотела помогать Муравьишке. Он её укусил, и они вместе упали с берёзы. Но повисли на ниточке, которая сплела листовёртка. Муравьишка увидел свой дом. Побежал. И успел вернуться в муравейник до захода солнца.

Воспитатель: Молодцы. Муравьишка успел домой, всё закончилось хорошо. И наше путешествие закончилось. О ком мы сегодня говорили? Чем занимались? Что вам понравилось?

Литература

Вложение содержит документ (docx, 21KB)

Рассказ Виталия Бианки «Лис и мышонок»

Этот рассказ предназначен для самых маленьких читателей. По форме это – шуточный диалог.

Хитрый лис задает мышонку каверзные вопросы, как бы заранее нападая на него: отчего у него грязный нос, зачем ему копать землю, для чего нужна нора. Бесстрашный мышонок нисколько не пугается и бойко отвечает на все вопросы. Тогда лис откровенно говорит, что собирается разрыть норку и напасть на мышонка. Мышонок в ответ как будто дразнится: у него в норе достаточно в запасе еды, а в случае чего он всегда может убежать.

Читая эту сказку-диалог, малыши постигают первые уроки окружающего мира. Например, они узнают, что лисы едят мышей, что мыши делают норы, копят запасы. Мыши – юркие и ловкие, и поэтому лисам приходится потрудиться, чтобы их поймать.

Виталий Валентинович Бианки – большой ценитель природы и очень талантливый писатель. Его рассказы предназначены для широкого круга читателей. Есть сказочки для самых маленьких, а есть рассказы для младшего и среднего школьного возраста. Но любая сказка или рассказ этого автора учит понимать, любить природу, помогает сформировать уважительное отношение к ней. Любое произведение Бианки интересно, познавательно и мотивирует интерес для дальнейшего изучения окружающего мира.

Бианки учит удивляться обычным вещам. Иметь свой необычный взгляд на вещи. Все образы живы, игривы. Так ребенок, играя, как бы проживает жизнь лесных жителей. Взрослея, он продолжает ценить природу, его духовная связь с ней все более укрепляется. Став взрослым, такой человек будет чутким по отношению к природе, так как научился видеть в ней разумное живое существо и истоки жизни на планете.

Таким образом, детям рекомендованы для прочтения рассказы Виталия Валентиновича Бианки в качестве дополнительного изучения совместно с учебной программой.

Читайте интересную сказку русского писателя Виталия Бианки «Лис и мышонок» онлайн, бесплатно и без регистрации, крупными буквами. Тест полностью.

***

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *