Рассказ про жабу

ЖАБА-КОРОЛЕВА
(ЛИТОВСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА)

Было у короля три сына: два умных, а третий дурак. Задумал отец испытать королевичей и сделать наследником самого достойного. Вот и говорит он сыновьям:
—Походите по белу свету, приищите мне по подарку. Чей подарок будет всех краше, тому и царствовать после моей смерти.
А чтобы знать, куда идти, дал король сыновьям по перу и велел пустить по ветру. Пустили королевичи перья. У большого перо упало на заход, у среднего на восход, у меньшего, дурачка, долетело до ручья и опустилось на берег.
Отправились старшие братья туда, куда показали перья. А дурачок пошел к ручью и уселся там, где перо легло. Сидит и в воду глядит. Глядел-глядел, видит—на дне ручья дверца. Подошел ближе—вода расступилась. Подошел к дверце—дверца растворилась. А за дверцей ступени. Спустился он по ступеням. Видит, внизу огромный дворец, а возле него сидит большущая жаба. Спрашивает она его человечьим голосом:
—Зачем пожаловал, королевич?
—Ищу подарок своему батюшке,— молвит дурак.
Кликнула жаба своих служанок, и принесли они ковер—красоты неописанной. Отдала жаба ковер королевичу. Поблагодарил дурачок и вернулся к отцу. Его подарок был всех лучше. Хотел было отец отдать королевство младшему сыну, да братья не согласились.
Велел тогда король сыновьям принести по кольцу. Чье колечко будет всех краше, тому и быть королем.
Пошли старшие по белу свету, а дурачок отправился к жабе, рассказал ей все, и она дала ему кольцо дивной красоты. Возвращаются трое королевичей домой, а колечко дурачка—всех лучше.
Хотел было король объявить наследником младшего сына, да братья опять ни в какую.
Приказал тогда король сыновьям привести по жене. Чья жена будет всех прекрасней, тому и царствовать. Пошли королевичи по белу свету. Пригорюнился дурачок и опять—к жабе. А та его утешает:
—Не плачь. Все будет ладно.
Велела она принести ложку и привести шесть мышей. Запрягла мышей в ложку и сама в нее уселась. Мыши тотчас обернулись борзым и конями, ложка—каретой, а сама она—прекрасной королевной. Сел дурачок в карету и поехал с королевной ко двору. И тут жена дурачка оказалась всех прекрасней.
Теперь уж братья не стали перечить и король сделал дурачка наследником. Сев на царство, младший правил так мудро, что никто уж не называл его дурачком.

Жаба-королева.- М.: Малыш, 1991.- 16 с.

Лягушка (Rana) — представитель класса земноводных, относящихся к отряду бесхвостых, семейству настоящих лягушек.

Описание лягушки

Все представители лягушек не имеют выраженной шеи, их голова словно срослась с широким и коротким туловищем. Отсутствие хвоста отражено в самом названии отряда, к которому относятся эти земноводные. По бокам большой и плоской головы располагаются выпуклые глаза. Как и все наземные позвоночные, лягушки имеют верхние и нижние веки. Под нижним веком можно обнаружить мигательную перепонку, так называемое третье веко.

Сзади каждого глаза лягушки находится место, затянутое тонкой кожицей (барабанная перепонка). Две ноздри, которые имеют специальные клапаны, расположены немного выше огромного рта с мелкими зубами.

Передние лапы лягушки, снабженные характерными для всех земноводных четырьмя пальцами, довольно короткие. Задние лапки сильно развиты и имеют по пять пальцев. Пространство между ними затянуто кожистой перепонкой, пальцы конечностей не имеют когтей.

Единственным выводным отверстием, расположенным в задней части туловища, является клоачное отверстие. Тело лягушки покрыто голой кожей, густо смазанной слизью, которая выделяется специальными подкожными железами.

Размеры лягушки колеблются от 8 мм до 32 см, причем раскраска может быть как одноцветной (бурой, желтой, зеленой), так и пестрой.

Виды лягушек

Все многообразие данных земноводных представлено подсемействами:

  • жабовидных лягушек;
  • щиткопалых лягушек;
  • африканских лесных лягушек;
  • настоящих лягушек;
  • карликовых лягушек;
  • дископалых лягушек.

В целом в мире существует более 500 видов лягушек. На территории Российской Федерации наиболее распространенными являются прудовая и травяная лягушки. Самая большая в мире лягушка достигает длины 32 см – это лягушка-голиаф. Самая маленькая в мире лягушка – листовая лягушка, размером 2 см. А вообще все виды лягушек поражают своим разнообразием по размерам и цветам.

Где обитает лягушка?

Ареал распространения лягушек огромен. Из-за того, что представители этого вида являются холоднокровными, он не включает в себя районы с критическим климатом. Не встретишь лягушку в песчаных пустынях Африки, на ледяных полях Таймыра, Гренландии и Антарктиды. Некоторые острова Новой Зеландии когда-то не входили в области, где были распространены лягушки, но теперь на них существуют отдельные популяции этих животных. Распространение некоторых видов лягушек может быть ограничено как естественными причинами (горные хребты, реки, пустыни и т.д.), так и рукотворными (автострады, каналы). В условиях тропиков разнообразие видов намного больше, чем в районах с умеренным или холодным климатом. Существуют отдельные виды лягушек, которые вполне способны жить в соленой воде или даже за полярным кругом.

Чем питается лягушка?

Рацион лягушек состоит из мелких насекомых (мух, комаров, стрекоз и т. д.). Однако при случае они не побрезгуют маленьким и слабым сородичем. Для обеспечения себя пищей эти земноводные используют раздвоенный и липкий язык, который спереди прикреплен к челюстям. Во рту язык лягушки находится в свободном состоянии, а при необходимости «выстреливает» навстречу пище, захватывает ее и мгновенно возвращается назад. У некоторых видов такой язык отсутствует и пойманную пищу приходится проталкивать в рот, помогая передними конечностями.

Размножение лягушек

Размножаются лягушки при помощи внешнего оплодотворения отложенной самкой икры. Существуют виды, откладывающие в воду более 20 000 икринок за одно метание. Через 10 дней после оплодотворения на свет появляются головастики, которые дышат жабрами. По мере развития у них исчезает хвост, и вырастают лапки. По истечении четырех месяцев на свет появляются маленькие лягушата. Спустя три года они становятся половозрелыми особями, полностью готовыми к воспроизведению потомства и продолжению «лягушачьего рода».

Интересные факты о лягушках

  • Зрение лягушек уникально — они могут одновременно смотреть вверх, вперед и вбок.
  • Лягушки длительное время не закрывают глаза — даже во время сна.
  • Кожа лягушек обладает антибактериальными свойствами, которые использовали наши предки. Они бросали лягушек в молоко, чтобы оно не скисало.
  • В Японии лягушка — это символ удачи.

Тема: Автоматизация звука Ж в предложениях, рассказах;

Цель: упражнять в правильном произношении звука в словах, предложениях.

Задачи:

Развивать подвижность органов артикуляции, Закреплять правильное положение органов артикуляции при произнесении звука Ж в предложениях; Развивать мелкую моторику; Формировать фонематическое восприятие; Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме; Развивать память, мышление; Развивать связную речь.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, сюжетные картинки, мяч.

Ход занятия.

Покажи настроение на начало занятия. Психокоррекционный момент: » Ласковушка»

Сообщение темы.

Какое сейчас время года? Какое будет за ним? Сегодня мы отправимся в гости к лесным жителям.

1. Развитие мелкой моторики рук. Артикуляционная гимнастика.

Кто это : Под соснами, под ёлками

лежит мешок с иголками? ( Ёжик)

Массаж ладошек.

Гладь мои ладошки , ёж!

Ты колючий , ну и что ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!

2. Артикуляционная гимнастика.

Улыбнемся » Улыбка», возьмем с собой «Дудочку», выходим за » Заборчик». Сначала поедем на лошадке » Лошадка» , лошадка идёт сначала по асфальтированной дороге ( громкая лошадка), затем по трав, слышно ,как стучит » Дятел». Вошли в лес , там много деревьев , много » Орешков» висит, вкусные орешки, попросим угоститься » Облизать губы», ветки качаются на ветру как » Качели».

3. Направленность воздушной струи.

Ветер дует » Подуем тихо, сильно» , листики падают , игра: «Подуй на листики».

4. Фонематическое восприятие. Загадка

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (жук) — Какой звук слышим в начале слова? — Звук . — Пожужжим как жуки. — Ж-ж-ж

6. Работа со словами Загадка про ежа.

— У жука был друг, угадай кто это?

Лежала между елками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. ( Еж)

Работа по картинке. Кто нарисован на картинке?

Игра — Сколько ежат? — Сосчитай ежат.

7. Игра «Большой – маленький» (игры проводиться с мячом). Логопед называет слово в единственном числе и бросает мяч ребенку, ребенок возвращает мяч, называя это слово во множественном числе. Жук — жуки. Еж — ежи. Ежонок — ежата. Жук — жучок. Еж – ежик.

8. Работа с сюжетной картинкой. Составь предложение по картинке. Составь предложение по картинке Примерные варианты предложений: Ежик гуляет под дождиком. У ежика желтый плащ.

9. Чтение сказки «ЖАДНАЯ ЖАБА».

Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук говорит Ужу:

— Надо бы нам крышу покрасить.

— Покрасить можно, — говорит осторожный Уж. – Только какой краской?

— Желтой, — важно сказал Жук.

— Но у нас нет желтой краски.

— Ну, тогда оранжевой!

— И оранжевой тоже нет.

— Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски.

А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.

— Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?

— Не дам! – отвечает Жаба. – Жалко краску.

Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел шмель и жужжит:

— Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.

— Нет у меня никакого джема!

— Ах ты, ж-жадина! – рассердился Шмель да как ужалит Жабу.

Жаба с перепугу – прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:

— Пожалейте меня, несчастную-ю!

Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.

Литературное чтение, 4 класс

Урок 27. В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Урок посвящён знакомству с произведением В. М Гаршина «Сказка о жабе и розе»; осмысление мира как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.

Глоссарий по теме

Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Ключевые слова

Сказка; литературный прием; олицетворение; сравнение; эпитет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем о русском писателе Всеволоде Гаршине и его сказке «Сказка о жабе и розе»;

Научимся анализировать литературное произведение, видеть прекрасное, формировать понятия счастья, смысл жизни, добро, зло, красота;

Сможем выделять в тексте образные языковые средства: эпитеты, олицетворения.

Основное содержание урока

1.Знакомство с биографией и сказкой «Сказка о жабе и розе» русского писателя В.М. Гаршина.

-Закройте глаза и послушайте замечательную музыку Антона Григорьевича Рубинштейна.

Перенесёмся с вами во времена, когда жил и творил музыкант.

Итак, мы входим в дом, где он даёт концерт. Тут находится известный писатель Всеволод Михайлович Гаршин. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрит на него неприятного вида старый чиновник.

Именно эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя написать данную сказку.

Отгадайте пару загадок, чтобы вы смогли узнать о каком произведении пойдет речь.

Из икринки вылупляюсь,

В головастика превращаюсь,

Очень я прожорлива,

Холодная и мокрая.

-Правильно! Это жаба.

Стебель весь ее в колючках.

Об него уколешь ручки.

Хоть страшна её угроза,

Все равно красива…

-Верно! Это роза.

-О каком же произведении мы будем говорить на уроке?

Тема нашего урока «Сказка о жабе и розе» В. М. Гаршина.

-Прежде, чем начать читать сказку, давайте познакомимся с самим писателем.

-Посмотрите на портрет Гаршина. Что можно о нем сказать?

Правильно. У него очень грустные глаза.

-Чтобы понять, почему у него такие грустные глаза, мы должны заглянуть в его детство.

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 гг.)

Родился 2 (14) февраля 1855.

В Старобельске прошли детские годы будущего писателя Всеволода Михайловича Гаршина.

У Михаила Егоровича и Екатерины Степановны было трое сыновей. Два старших уже учились в Петербурге в гимназии, а наименьший Всеволод был с родителями. Но брак родителей распался. Всеволод остался с отцом. Три года они прожили на хуторе, или у братьев Михаила Егоровича, которые жили тоже в Старобельском уезде. Всеволод в пять лет научился читать. В эти совсем детские годы Всеволод очень много читает. «Никогда я не читал такой массы книжек, как за три года жизни с отцом», — писал потом писатель. 15 августа 1863 года Екатерина Степановна забрала Всеволода в Петербург. После этого он несколько раз приезжал в Старобельск на лето. Закончив в 1874 году гимназию, Гаршин поступает в Петербуржский горный институт. Когда началась российско-турецкая война, Гаршин бросает учебу и идёт добровольцем в действующую армию, принимает участие в боевых действиях на Балканах. Во время штурма высоты возле села Аяслар в Болгарии был тяжело ранен в ногу. Вернувшись с войны, В.М.Гаршин получил офицерское звание и пошёл в отставку. Некоторое время он слушает лекции в университете из истории и филологии, а также продолжает литературное творчество. Рассказы «Подлинная история энского земского собрания» и «Медведи» были написаны по материалам, собранным в Старобельске. Потом он пишет рассказ «Трус», «Встреча», «Художник», «Красный цветок», «Надежда Николаевна», «Сигнал», «Из воспоминаний рядового Иванова», «Ночь», «Приключение» и другие. Он является автором глубоких статей об изобразительном искусстве, творчества художников в своё время. Творчество В.М.Гаршина поддерживали, С.Тургенев, Л.М.Толстой, Г.И.Успенский, М.С.Салтиков-Щедрин. В Петербурге он знакомится со многими художниками. Творческое наследство Гаршина небольшое, но писатель вошел в историю литературы как большой мастер психологического рассказа. В марте 1888 года В.М.Гаршина не стало.

-Можем ли мы сказать, что у писателя было счастливое детство?

-Как думаете, о чем будет наш рассказ? Почему главными героями Гаршин выбрал розу и жабу? Как можно охарактеризовать их?

Роза-это красивый нежный

цветок с приятным ароматом и шипами.

Жаба-скользкая, холодная, безобразная.

Сегодня мы научимся осмыслять мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания, увидим прекрасное, сделаем прекрасное частицей своей жизни.

Чтение 1 части.

-Каким вы представили себе цветник? Какие слова вам помогли в этом?

-Что украшало заброшенный цветник?

— Как можно озаглавить эту часть?

«Заброшенный цветник»

Чтение 2 части

— Как можно озаглавить вторую часть?

«Рождение прекрасной розы»

-Что думает о розе автор? Подробно ли она описана?

Правильно! Гаршин описывает не саму розу, а утро, росу, всё вокруг.

Она счастлива и о её счастье нам говорит её аромат: «Тонкий свежий аромат был словами, слезами, молитвами.»

Чтение 3 части

-Как можно назвать эту часть произведения?

«Уродливая жаба»

-Что говорит о жабе автор?

Гаршин очень точными словами определяет её и мы можем представить себе образ жабы с помощью словосочетаний: жирная старая жаба, жабьи глаза, раздувала грязно-серые бородавчатые и липкие бока, безобразная лапа. Не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде. Ленивая, злая.

Чтение 4 части

-Что вы узнали о мальчике?

Прочитайте отрывок, где автор описывает нам мальчика.

«Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле.»

-Где он любил проводить время?

Почему больше не выходил в цветник?

Чтение 5 части

-Как можно озаглавить эту часть сказки?

«Молитва розы»

-Что сказала жаба розе, когда впервые увидела её?

-Какая опасность грозила бедной розе?

Как думаете, спасут ли розу?

Чтение 6 части

Как можно озаглавить эту часть?

«Последняя улыбка умирающего»

-Что спасло розу от жабы?

-Как думаете, спаслась ли она, ведь её срезали?

-Похожи ли роза и мальчик? Чем?

Правильно! Они оба бледны, но мальчик от болезни, а роза от страха.

По представлению автора сказки, зло никогда не сможет победить добро, а красота, как внешняя, так и внутренняя, спасут наш наполненный различными человеческими недостатками мир. Несмотря на то, что в конце произведения и роза, и любящий цветы мальчик умирают, но их уход вызывает хоть и печальные и немного светлые чувства у читателей, так как они оба любили прекрасное.

К тому же, смерть цветка принесла последнюю радость умирающему ребенку, она скрасила последние минуты его жизни. И сама роза была рада, что погибла, совершая добро, больше всего она боялась принять смерть от мерзкой жабы, ненавидящей её всем своим нутром. И уже только за это мы можем быть благодарны прекрасному и благородному цветку.

Таким образом, эта короткая сказка учит читателей стремиться к прекрасному и доброму, игнорировать и избегать зло во всех его проявлениях, быть красивыми не только снаружи, но и, прежде всего, в душе.

Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему!

Разбор типового тренировочного задания

Единичный выбор

Текст вопроса: Кто написал произведение «Сказка о жабе и розе»?

а) В.Ф. Одоевский б) В.М. Гаршин в) П.П. Бажов г ) С.Т. Аксаков

Правильный ответ: б) В.М. Гаршин

В ненаглядной красе, белоснежные тучки, ковыль белый, при мерцанье румяном, скатерть дорожки, в ярком золоте.

Разбор типового контрольного задания

Подчеркивания / зачеркивания элементов;

Текст вопроса: Подчеркните главных героев произведения «Сказка о жабе и розе»

Варианты ответов: жаба; мальчик; девочка; роза.

Правильный вариант: дерево; кошка; жаба

Подсказка: главных героев было четверо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *