Рассказы про рождество

Новый год — самый долгожданный праздник, сказочное время подготовки к празднику и предвкушение от ожидания подарков, угощений и чудес.

Нарядная ёлка, разноцветные гирлянды, громкие хлопушки и сказочные представления.

Праздник Новый год в рассказах для детей:

  • Владимир Сутеев «Ёлка» (с картинками)
  • Виктор Голявкин «Как я встречал Новый год»
  • Николай Носов «Бенгальские огни»
  • Виктор Драгунский «Новогодний подарок»
  • Николай Телешов «Ёлка Митрича»
  • Михаил Зощенко «Ёлка»
  • Иван Шмелёв «Рождество»
  • Аркадий Гайдар «Ёлка в тайге» (отрывок из повести «Чук и Гек»)
  • Евгений Пермяк «Волшебные краски»
  • Сергей Козлов «Как ёжик, медвежонок и ослик встречали Новый год»
  • Владимир Степанов Новогодняя сказка «Серебряный ключик»
  • Словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев» (в пересказе С. Я. Маршака)
  • Ганс Христиан Андерсен «История года»
  • Сакариас Топелиус «Зимняя сказка»
  • Владимир Даль «Старик годовик» (сказка-загадка)

Читая рассказы про наступающие новогодние дни, дети узнают о празднике больше, учатся не только получать, но и самостоятельно делать и дарить подарки любимым и близким, а также немножко верить в чудеса.

Рождественские литературные зарисовки Н.В. Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством»

«Сейчас прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки…
Вот настоящая веселость, искренняя,
непринужденная, без жеманства, без чопорности
А местами какая поэзия! Какая чувствительность!
А.С. Пушкин

Издавна повелось, что в народе святые вечера отмечали от Рождества до самого Крещения. В это сказочное время в воздухе витала нечистая сила, готовая подшутить над каждым, кто в нее верил. Это удивительно волшебное время превосходно описал Николай Гоголь в своей повести «Ночь перед Рождеством», вошедшей в цикл произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки». За всю почти двухсотлетнюю историю этот бессмертный шедевр издавался около сотни раз, в том числе на иностранных языках. И каждое издание иллюстрировалось художниками, которые придавали ему неповторимый, волшебный колорит.

Повесть «Ночь перед Рождеством» одна из самых веселых и сказочных повестей цикла. События в повести необычны, фантастичны, похожи на сказку. Повествование насквозь пропитано духом фольклора, сказочных преданий и легенд

В повести есть все: загадки, страх перед неведомым, любовь, приключения. А на протяжении всей повести посрамляются гордыня, жадность, чревоугодие, зависть. Именно поэтому повесть Гоголя читается с большим интересом, причем как детьми, так и взрослыми.

Действующие персонажи повести вызывают у читателя добрую улыбку, и даже нечистая сила показана с юмором. Гоголь соединяет здесь народные сказки и легенды и украшает их собственным художественным вымыслом.

Писатель обладает удивительным свойством сочетать реальное со сказочным. Перед нами возникает особый мир со своими правилами и законами, со своими традициями. И в этот вполне реальный мир настолько органично вливается мир сказочный, что, кажется, будто так и должно быть.

Герои повести — самые обыкновенные люди, которых вы, казалось бы, можете встретить, лишь только завернете за угол. Со всеми героями «Ночи перед Рождеством» вы как будто давно знакомы.

А язык этой сказки…. Именно с помощью колоритного, насыщенного лиризмом языка писатель рисует в своих произведениях удивительные картины. А сколько восторга, сколько упоения в его рассказе, сколько любви и нежности!

В повести «Ночь перед Рождеством» есть одна особенность, которая отличает ее от других повестей цикла. Здесь присутствует вполне определенный исторический фон. В тексте встречаются реальные исторические лица: князь Потемкин, Екатерина II, Фонвизин — он угадывается, но не называется прямо.

А настоящая ночь перед Рождеством дана нам не только для того, чтобы веселится и ожидать исполнения желаний, но и для того, чтобы избавится от ненужного и плохого и открыть душу новому — доброму, честному, справедливому — любви, с которой пришел в мир Божественный младенец и которая преображает и мир, и человека.
И сегодня мы хотим представить вам почти все издания этой повести Гоголя, которые есть в фонде нашей библиотеке.


Последние два тысячелетия мы называем нашей эрой, и отсчет этого времени ведется с Рождества Христова. В наше время православное Рождество имеет статус государственного праздника в России. Что и как рассказывать детям об этом дне, о его смысле и традициях? На эту тему в преддверии праздника мы беседовали с Анастасией Абрамовой, управляющим партнером и ведущим специалистом Центра для детей и родителей «Рождество», кандидатом культурологии.

Анастасия Абрамова, управляющий партнер и ведущий специалист Центра для детей и родителей «Рождество», кандидат культурологии Когда нужно знакомить детей с Рождеством

Если в вашем доме, в вашей семье празднуют этот светлый день, то малыш будет знать о нем с самого раннего детства. Вовсе не нужно специально усаживать ребенка за стол со словами: «Слушай внимательно, сейчас я расскажу тебе о Рождестве». Когда малыш взрослеет, родители могут полистать вместе с ним иллюстрации в детской Библии, почитать стихи, вспомнить песни на рождественскую тематику — христославия: все это создает первые детские впечатления и знания о Рождестве.

Рождество приходит в мир самого маленького ребенка и через зрительные образы. В домашнем интерьере появляются звездочки и ангелы, рождественская икона, маленькая модель пещеры Рождества — вертеп, мама и папа готовят и упаковывают подарки, праздничную елку венчает яркая звезда, прообразом которой послужила звезда Вифлеемская. Так ребенок получает первые представления о празднике.

Если вы готовитесь к Рождеству Христову с детьми 3−4 лет, то предложите им вслушаться в само слово: что такое Рождество? Рождество — значит «день рождения». Кто же родился в этот день? Отчего этот день рождения празднуется по всему миру? И здесь нужно рассказать о том, что в этот день Бог — Создатель неба, людей и всей земли, приходит в мир как Младенец, рождается у Матери — Девы Марии. Потому мы и зовем Её Богородица — Та, Которая родила Бога. Можно вместе рассматривать иконы Рождества, показывать детям, где на них изображена Богородица, где Младенец Христос, почему вокруг него сияние.

Когда ребенок достигает 4-летнего возраста, он уже способен мыслить более системно, и с ним можно говорить, отвечая на важные вопросы: кто такой Спаситель? Почему Он пришел в наш мир? От чего Он спасает? Как долго люди Его ждали? Как это произошло? И тут родителям в помощь хорошие тексты, созданные специально для детского восприятия Священной истории. Например, специально адресованная самым маленьким книга Майи Кучерской «Библия для детей. Евангельские рассказы». В ней очень простым и доступным языком рассказано о Рождестве Христовом.

Рождество в искусстве

Прекрасным дополнением к вашему рассказу о светлом празднике послужат литературные произведения, к которым вы можете обратиться вместе с ребенком. Многие русские поэты говорили в своих стихах о Рождестве: Саша Черный, Борис Пастернак, Афанасий Фет и другие лирики XIX и ХХ века. Несколько издательств уже провели за родителей работу по поиску таких текстов: ищите их в книжных магазинах в специальных рождественских сериях. Например, серия «Рождественский подарок» издательства «Никея».

Если говорить об изобразительном искусстве, то самое необходимое и яркое, с чем стоит познакомить малыша, — православная иконопись. Существует много иконописных сюжетов, связанные с Рождеством. Рассматривайте их вдвоем с ребенком и рассказывайте ему о пастушках, волхвах, Богородице и Иосифе, Вифлеемской звезде, предвозвестившей рождение Христа.

Можно следовать за историей Рождества и по русской живописи, например, у Виктора Васнецова, Ильи Репина, Григория Гагарина и других есть рождественские сюжеты.

Католическое и православное Рождество

Если в вашей семье каждый год празднуют православное Рождество 7 января, то у ребенка даже не возникает вопросов, почему в других странах его отмечают раньше — 25 декабря. Он понимает: у нас в семье и стране так принято. Можно рассказать ему о том, что в разных странах — разные обычаи, не углубляясь в разницу между юлианским и григорианскими календарями.

Рождественские подарки

Подарки на Рождество, как память о дарах, которые волхвы принесли новорожденному Иисусу, получает не только ребенок, но и все родственники, живущие с ним в одном доме. Если вы хотите не только рассказать ребенку о Рождеству, но и привить к этому празднику особое отношение, лучше приберечь самый важный и ожидаемый подарок и положить его под елку в ночь на 7 января. А новогодние приятные мелочи, сладости и игрушки, ребенок в любом случае получит: в детском саду, на развивающих занятиях, от друзей семьи, от мамы и папы. Но самое желанное для каждого члена семьи — именно на Рождество.

Должны ли эти подарки быть анонимными или вручаться лично и торжественно — решать каждой семье. В некоторых семьях говорят, что это подарки от Деда Мороза, ведь изначально это был именно «рождественский дед», новогодним гостем он стал уже в советскую пору ХХ века. Он — добрый даритель, который знает все желания и является, чтобы поздравить с Рождество В других семьях подарки дарят друг другу, красиво упаковав накануне, и это тоже часть рождественской культуры, о которой можно рассказать малышу. Дети могут приготовить подарки для близких своими руками, например, красивые открытки, свечи из вощины, декорированные блёстками звёздочки.

Рождество и милосердие

Издавна на Рождество было принято делать добрые дела и проявлять милосердие. И привычку делать добро — не только в Рождество, а и во все остальные дни — наверняка хотел бы видеть в своих детях любой родитель. И за такими делами не нужно далеко идти. Часто, когда речь заходит о делах милосердия и отзывчивости, родители думают: нужно предложить ребенку покормить птичек в парке, поехать в детский дом и так далее. Это на самом деле хорошо. Но дела любви начинаются с близких, с семьи, с заботы о ней. Если ребенок не привык убирать свои игрушки, если он неласков с мамой, не видит, как можно позаботиться о приболевшей сестре, напоить вкусным чаем уставшего после работы папу, если он не находит для родных ни доброго слова, ни дела, но при этом пристально следит за кормушками в парке, тут что-то не так. И очень важно объяснить малышу, что любовь и заботу к близким и родным нужно проявлять постоянно, а не только не в особый, праздничный день. И еще — что человеческое тепло ежедневно заметно в самых маленьких делах: «Мама мне сказала ласковое слово», «Вася дал мне в детском саду свои сухие варежки»… Хорошо, когда ребенок учится подмечать в жизни проявления заботы и любви и сам проявляет их по отношению к близким.

Как готовились к Рождеству наши предки?

К празднику готовились загодя: верующие люди соблюдали сорокадневный пост, который известен под названием Рождественского. В этот период люди молились, читали Закон Божий, каялись. Ели простую, постную пищу: грибы, овощи, рыбу. Кто побогаче — белугу, осетрину, судака, навагу, кто победней — селедку, сомов, леща.

В города ближе к Рождеству тянулись обозы с мороженой свининой, гусями, индюшками. Перед Рождеством, за 3 дня, на площадях и рынках торговали елками — настоящими лесными красавицами. Вся площадь превращалась в чащу. Среди деревьев мужики в тулупах помогали народу выбрать к празднику елку. Ходили сбитенщики, носили самовары с горячим, душистым и сладким сбитнем (это своеобразный напиток с медом и имбирем).

Простые горожане тоже готовились к празднованию Рождества: по всем домам шла суетливая, но радостная в предвкушении такого праздника, уборка. Двери мыли, медные ручки дверей начищали мятой бузиной, а потом обматывали тряпочками, чтобы, когда их снимут в Сочельник, они празднично засияли. Выносили на снег диваны и кресла, обметали и чистили их веничком. Особенно тщательно, до блеска, мелом начищали ризы на образах и ставили праздничные — белые с голубым — рождественские лампадки. На окна вешали свежие, словно чистый морозный снег, накрахмаленные шторы, спадающие пышными складками. На изразцовых печах сияли начищенные отдушники. Полы натирали мастикой с медовым воском, застилали их чистыми рогожками (если дом, попроще), а в домах побогаче в гостиной стелили «рождественский» ковер — на белом поле голубые цветы. Белили потолок и стены.

Потом устанавливали елку, которую убирали как только можно наряднее: ворохами цепей из разноцветной, золотой и серебряной бумаги, Вяземскими пряничками, крымскими яблоками, бусинками из леденцов, золочеными орехами, хлопушками с сюрпризами внутри, опутывали елку золотой паутиной, вставляли свечи в цветные защипочки.

В день перед Рождеством, называемый Сочельником, совсем воздерживались от пищи до появления в небе той первой звезды, что, по преданию, указала путь волхвам к новорожденному Иисусу.

Во всех семьях, независимо от социального и культурного положения, детям в эти дни обязательно рассказывали о Деве Марии, о явлении к ней архангела Гавриила, о том, как родился младенец Спаситель, о поклонении волхвов, о тех дарах, что они принесли, о значении этих даров.

Дети с малого возраста впитывали в себя обычаи, традиции; духовность, заложенная в православии, органично и легко проникала в их души.

В Сочельник ели сочиво (оттого и Сочельник) — постную кашу и овощи. Варили кутью из пшеницы с медом и взвар из чернослива и груши, иногда рисовый или ячменный взвар с медом и ягодами. Этот взвар как дар Христу ставили под образа на сено, символизирующее то сено, на котором лежал маленький Спаситель в яслях.

Высматривали в небе первую звезду, потом шли ко всенощной. В домах зажигали лампадки.

В деревнях сообразно своим представлениям о рождении младенца Иисуса после вечерней молитвы хозяин дома прикреплял свечу к хлебу и шел во двор. Со двора он приносил ворох соломы или сена и застилал избу. Крестьяне заранее готовили праздничную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном: для такого праздника не годилась печальная одежда. Как правило, в этот день принято было собираться всей семьей в родительском доме и встречать праздник Рождества.

Предание о том, почему ель была избрана деревом Рождества

Значение ели

Расскажите детям предание о том, почему именно ель была избрана деревом Рождества. Сюжет этого предания таков.

Когда ночь спустилась на землю в городе Вифлееме, в пещере, куда пастухи загоняют на ночь скот, родился младенец, которому суждено было стать нашим Спасителем. Пастухи первыми пришли поклониться ему. А издалека ведомые путеводной звездой спешили волхвы, чтобы увидеть новорожденного Иисуса и принести Ему свои дары.

Вся природа пребывает в великом торжестве: и цветы на лугу, и деревья, растущие у входа в пещеру. А было их 3 дерева: прекрасная стройная пальма, пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все они трепещут листочками, простирают свои ветви в пещеру, ставшую теперь благодаря чуду рождения Спасителя настоящим храмом.

И пальма, и маслина поспешили принести младенцу свои дары: одна осенила его своими листьями, навевая прохладу, а с нежных ветвей другой пролился душистый елей, наполняя пещеру благоуханием. Лишь скромная ель не имела даров и потому не смела приблизиться к Божественному младенцу. Но ангел вознаградил бедную ель за то, что та не роптала. С темного неба, усеянного прекрасными сверкающими звездами, па мохнатые лапы ели стали скатываться одна за другой звездочки. И ель засияла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами звезд. Проснувшийся младенец в восторге протянул к ней свои ручки.

Но она не возгордилась своим величием, а старалась осветить своим сиянием маслину и пальму, оказавшихся в тени. Поэтому каждый год теперь в Рождество Спасителя скромная ель в своем неизменном зеленом уборе и в сиянии прекрасных огней радует собой маленьких детей. Так скромная ель сделалась символом веселого Рождественского праздника.

Советуем прочитать детям стихотворение неизвестного автора «Рождественская елка», который поэтично и трогательно рассказал легенду о елке, так щедро вознагражденной за свою скромность.

Великое чудо в ту ночь совершалось.
Спасителя Бог нам послал.
В забытой пещере, в заброшенных яслях
Младенец, Сын Божий, лежал.
Звезда над пещерой, как свет путеводный,
Сияла ученым волхвам,
И громкая песнь пастухов величаво
И стройно неслась к небесам.
С людьми вся природа в ту ночь ликовала:
Шумя на деревьях, листы
Таинственным шепотом славили Бога,
И пахли сильнее цветы.
Три дерева — пальма, маслина и елка —
У входа в пещеру росли;
И в первые дни в горделивом восторге
Младенцу поклон принесли.
Прекрасная мальма его осенила
Зеленой короной своей,
А с нежных ветвей серебристой маслины
Закапал душистый елей.
Лишь скромная елка печально стояла:
Она не имела даров,
И взоры людей не пленял красотою
Ее неизменный покров.
Увидел то ангел Господень
И елке с любовью сказал:
«Скромна ты, в печали не ропщешь,
За это от Бога награда тебе суждена».
Сказал он — и звездочки с неба
Скатились на елку одна за другой,
И вся засияла, и пальму с маслиной
Затмила своей красотой.
Младенец от яркого звездного света
Проснулся, па елку взглянул,
И личико вдруг озарилось улыбкой,
И ручки он к ней протянул.
Исполнил Спаситель свой подвиг высокий,
Учил и творил чудеса,
За нас пострадал
И, воскресши из мертвых,
Вознесен к Отцу в небеса.
А мы с той поры каждый год вспоминаем
И набожно чтим Рождество:
Ребенок ли, взрослый —
Все празднику рады,
И в каждой семье торжество.
Где дети — там елка, богаче, беднее,
Но вся в золотых огоньках.
И сколько веселья, и сколько восторга
В незлобивых детских сердцах!

Источник: «Большая книга праздников для малышей» Н.В. Гришечкина

Обычаи и приметы Рождества. Рождественские и Калядные песнопения

Нужно особенно отметить, что, пожалуй, не было на Руси другого такого праздника, который сопровождался бы таким изобилием обычаев, примет. Особенно много обрядов и примет у крестьян. И это понятно, они ближе к природе, более зависимы от нее. Примет этих такое множество, что привести их все нет никакой возможности. Главный же вопрос — вопрос о том, каков будет урожай, приплоду скота, будет ли благополучие в хозяйстве? Вот некоторые из примет.

  • Иней на Рождество — урожай на хлеб.
  • Метель в канун Рождества — будет ранняя листва.
  • Если Рождество теплое, весна — холодная.
  • Метель — пчелы хорошо роиться будут.
  • Небо звездное — урожай на горох.
  • Хороший санный путь — урожай на гречу.
  • Темные Святки — молочные коровы, светлые — ноские куры.

В разных местах России были свои особенные обряды и обычаи празднования Сочельника, Рождества и Святок.

К примеру, на Украине и Беларуси, как только взойдет на темном небе первая звездочка, хозяева садятся за стол и едят «богатую» кутью. Делается такая кутья с медом или растертым в подслащенной воде маком. Угощаются также овсяным киселем, вареными грибами. Еще до наступления вечера хозяин приносит с гумна сноп сена или ржи и ставит его в передний угол. Сверху на сноп помещается горшок с кутьей и зажженной в нем свечой. По столу же разбрасывает принесенные ячмень или гречиху, сверху покрывая чистой скатертью. После ужина остатками кутьи «угощают» мороз во дворе, прося его «кути исти» и не идти «на жито, пшеницю и всяку пашницу».

В избах в огонь клали деревянную колоду, предварительно обмазанную медом и посыпанную хлебными зернами. Огонь в очаге старались поддерживать все Святки, это предвещало удачу.

Существовал обряд «обсевания» изб. Его выполняли пастухи. Войдя в избу и поздравив хозяев с праздником, они разбрасывали горсть овса, приговаривая при этом: «По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке — ребяток! Ягнята за лавочкою, телятки у лавочки, а поросятки — по всей избе!»

Ранним утром в еще синеватом рассвете слышен был церковный звон от десятков церквей. С самого утра рождественского дня в обычае было славить Христа. Славить, или колядовать, по домам любила вся православная Русь. Известно, что Петр I ездил вместе с певчими славить по боярским и купеческим домам. В Древней Руси славило и все духовенство. На юге России с его особой любовью к колядованию всяк славил по-своему: девушки пели под окнами наиболее зажиточных крестьян, те одаривали их деньгами на наряды. Молодые парни колядовали с «козой», которой одевался один из христославщиков, надевая вывернутый наизнанку тулуп. Колядовщики желали людям счастья, богатого урожая.

У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки,
Велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки,
Велись бы поросятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы утятки!

Дьячок с образом ходил по дворам и пел праздничный тропарь, получая за это хлеб и сало.

В Белоруссии члены церковных братств, взяв у церковного старосты колокольчик и разукрашенную рождественскую звезду с горящей внутри свечой, ходили под окнами домов и пели вирши, доставшиеся еще от старых бурсаков. Все, чем их одаривали, отдавалось в церковь.

После окончания праздничного колядования надо было обязательно искупаться в проруби, ведь колядовщики наряжались, надевали маски, иными словами, чужую личину.

Современным детям, вероятно, нужно объяснить, что славление, или колядование, ни в коей мере не банальное попрошайничество. Это старинная славянская традиция, опирающаяся на народную мудрость «Гость в дом — Бог в дом». В этом нужно видеть укрепление идеалов добра и любви к ближнему.

Дети ходили по домам славить, носили с собой звезду, которая изготавливалась из бумаги, расписывалась красками. Внутрь такой звезды помещались свечи, и окошки ее высвечивались разноцветными огоньками. Распевали рождественские стихи, например такого содержания:

Волхвов приючайте,
Святое стечайте,
Пришло Рождество,
Начинаем торжество!
С нами Звезда идет,
Молитву поет…

Разыгрывали «святое представление», в котором наряженному царем Иродом участнику представления «срубали» голову картонным мечом. А хор в это время пел.

Ирод ты, Ирод,
Чего ты родился,
Чего не хрестился,
Я — царь Кастинкин,
Младенца люблю,
Тебе голову срублю!

В заключение славящие произносили: «Мы Христа славим-носим, у хозяев ничего не просим, а чего накладут — не бросим!»

Разумеется, хозяева обязательно одаривали детей мелкими деньгами и пирогами. Особенно широко колядование было распространено на Украине и на юге России.

Иногда колядовщики носили с собой вертепы или батлейки (искаженное от Betleem — по-польски «Вифлеем»). Вертепом был небольшой ящик (домик), сделанный из досок или плотного картона. Внутри помещались свечи и деревянные куклы. В ящичке имелись прорези для вождения кукол. Сцепу, на которой происходило действие, драпировали тканью, разноцветной бумагой. На заднем плане помещались изображения икон, звезд. В вертепе славильщики, двигая фигуры, разыгрывали сцены на библейские сюжеты. Все представление сопровождалось также пением различных песен (или колядок).

Днесь пресветлая
Небу и земли царица,
Христа царя рождает.
И млеком его питает,
Пеленами увивает,
В ясли полагает,
Звезда пути являет,
Над вертепом сияет.
Волсви же пониже
Христу царю приидоша,
Трои дары принесоша:
Злато, Ливан, смирну —
Вещь предивну.

В домах богатых и зажиточных людей (купцов, лавочников) колокольчик в парадном звонил до ночи: много людей идут поздравлять и славить. Устраиваются обеды для бедных, убогих, сирот. Угощают хорошо, сытно.

Принято было раздавать милостыню. Обычай раздавать милостыню ведется из глубокой старины, участвовал в этом и сам царь, и все иные сословия. В XVI—XVII вв. в Сочельник государь объезжал тюрьмы и богадельни и собственноручно одарял их обитателей. Нищие и убогие, зная, что царь, проходя по улицам, будет раздавать деньги, заранее собирались со всей Москвы. Справедливости ради надо сказать, что без раздачи милостыни не обходился ни один большой праздник на Руси.

Праздник Рождества был одним из самых любимых, он давал людям чувство радостного ощущения обновления вместе с рождением Божьего сына. В празднике этом сочеталось, высокое торжество события с простыми человеческими радостями — забавами, сытной едой.

На Рождество после 6 недель поста ели много, разнообразно и вкусно. В домах пахло мясными пирогами, жирными щами со свининой, гусем и поросенком с кашей. В некоторых губерниях пекли из пшеничного теста фигурки бычков, коровок, петушков, раздавали эти «козульки», родным и соседям с пожеланиями, чтобы было побольше животинки в крестьянских дворах.

В мясных лавках до потолка, словно бревна, навалены свиные мороженые туши. К Рождеству обозами свозятся в города гуси, индюшки, рябчики, тетерева. На площадях ряды: поросячий, гусиный, куриный, огромные чаны с солониной. Торговля шла прямо из саней, без весов, поштучно, на глаз. Мясник рубит свинину, кусок, даже большой, отскочит — не беда, нищий подберет. Широка была Россия!

Все распродадут мужики: и лошадей, и сани. Лошади-то все равно со своих степных заводов, а закупят нужный в хозяйстве товар — и обратно по железной дороге.

Святки, которые продолжались от Рождества до Крещения, были праздником шумным и веселым.

Все шло своим чередом: строгий пост — очищение, покаяние, молитвы; благостные хлопоты, затем предвкушение праздника — Сочельник, всенощная — торжественное богослужение во всех русских церквах и веселые развлечения.

Настали Святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль…
А. С. Пушкин

Стихи про Рождество

В воспоминание Рождества Иисуса Христа церковью установлен праздник, отмечаемый 7 января (25 декабря по старому стилю). Начало празднования Рождества относится к древнейшим временам. В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, Братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова… День Рождества Христова да празднуют, в который нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».

Рождество Христово — величайший после Пасхи православный праздник. Это праздник прихода Бога в телесном облике в земную жизнь. Младенец родился в полутемном холодном хлеву в пригороде небольшого городка Вифлеема. На место Рождения Христа указывала яркая Вифолеемская звезда, за светом которой следовали три восточных царя (их называют волхвами) Валтасар, Гаспар и Мельхиор. Они принесли в дар Божественному Младенцу золото, ладан и смирну. Ладан — дорогая ароматическая смола особого дерева, которую подносили в знак особого благоговения. Смирной, дорогим благовонным маслом, помазывали умерших. Итак, золото — Царю, ладан — Богу, смирну — Человеку.

Дню Рождества предшествует соченьник. Название это происходит от пищи, которую употребляли в сей день верующие, — «сочиво» (зерна пшеницы, размоченные в воде, с патокой или медом). По народному преданию, в соченльник должно поститься до появления на небе первой звезды.

У христианских народов вошло в обычай к этому празднику наряжать елку. Считается, что она символизирует древо жизни, возвращенное нам с рожденияем Христа Спасителя; украшенная зажженными свечами или лампочками, она служит символом духовного света, просветившего мир с пришествием Христа.

Рождество

Татьяна Бокова
Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом…
Поздравляем с Рождеством!

Святки

Валентин Берестов

В день рождения Христа
В мир вернулась красота.
Январский лед сиянье льет.
Январский наст сропасть не даст.
Январский снег нарядней всех:
Днем искрометный и цветной
И так сияет под луной.
И каждый из январских дней
Чуть-чуть, но прежнего длинней.
И так пригоден для пиров
И встреч — любой из вечеров.

Перед рождеством

Валентин Берестов

«И зачем ты, мой глупый малыш,
Нос прижимая к стеклу,
Сидишь в темноте и глядишь
В пустую морозную мглу?
Пойдем-ка со мною туда,
Где в комнате блещет звезда,
Где свечками яркими,
Шарами, подарками
Украшена елка в углу!» —
«Нет, скоро на небе зажжется звезда.
Она приведет этой ночью сюда,
как только родится Христос
(Да-да, прямо в эти места!
Да-да, прямо в этот мороз!),
Восточных царей, премудрых волхвов,
Чтоб славить младенца Христа.
И я уже видел в окно пастухов!
Я знаю, где хлев! Я знаю, где вол!
А ослик по улице нашей прошел!»

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Афанасий Фет

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних, —
Вот пропели петухи —
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, —
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.

Рождественская ночь

Ольга Гузова

Снег ложится белый-белый
на пригорки и дома;
искрой-инеем оделась
старорусская зима.
Неподвижность синей речки…
И не надо ничего —
на расписанном крылечке
притаилось Рождество.
Колыбельку покачает
и отгонит тучи прочь…
Все сомненья развенчает
та Рождественская ночь.

Рождество

Немцев В.С.

Рождество! И земля, и небо
Соединились в Младенце Христе,
И живительным истинным хлебом
Обладаем теперь мы все.
Рождеством в Вифлеемских яслях
Торжеством просияли навек
Божьи замыслы просто и ясно:
Всех дороже Ему человек.
В Сём Младенце кротком и мирном
Бог надежду в сердцах озарил,
Нам не золото, ладан и смирну —
Он нам Небо Собой подарил.

Божья елка

Г. Гейне

Ярко звездными лучами
Блещет неба синева.
– Отчего, скажи мне, мама,
Ярче в небе звезд сиянье
В ночь святую Рождества?
Словно елка в горном мире
В эту полночь зажжена
И алмазными огнями,
И сияньем звезд лучистых
Вся украшена она?
– Правда, сын мой, в Божьем небе
Ночью нынешней святой
Зажжена для мира елка
И полна даров чудесных
Для семьи она людской.
Посмотри, как ярко звезды
Светят миру там, вдали:
Светят в них дары святые –
Для людей – благоволенье,
Мир и правда – для земли.

Был вечер поздний и багровый

Александр Блок

Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый —
Младенца Дева родила.
На голос тонкий и протяжный,
Как долгий визг веретена,
Пошли в смятеньи старец важный,
И царь, и отрок, и жена.
И было знаменье и чудо:
В невозмутимой тишине
Среди толпы возник Иуда
В холодной маске, на коне.
Владыки, полные заботы,
Послали весть во все концы,
И на губах Искариота
Улыбку видели гонцы.

Есть страны

С. Надсон

Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов;
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов —
Цветы там душистее, звезды крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
Там дышит морская волна —
В такой-то стране ароматною ночью,
При шепоте лавров и роз
Свершилось желанное чудо воочью:
Родился Младенец Христос.

Праздник взрослых и детей

Песни о Христе не все пропеты,
Это — не последний о Нем стих,
И Его лучистые заветы
Не угаснут средь сынов людских.
Он, как мы, ходил под небом звездным
И с людьми беседовал не раз,
Он и ныне и детей и взрослых
Понимает. Понимает нас.
В этот праздник снова мы отметим:
В мире был Спаситель наш и Друг,
Чтобы счастье взрослым дать и детям,
От греха спасти и вечных мук.
Те, кто еще мало жил на свете,
Также те, кто прожил много дней, —
Пойте, братья, сестры! Пойте дети!
Это праздник взрослых и детей!

То были времена чудес

Лев Мей

То были времена чудес,
Сбывалися слова пророка:
Сходили ангелы с небес,
Звезда катилась от Востока,
Мир искупленья ожидал —
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную Эдема,
Младенец дивный воссиял,
И загремел по Палестине
Глас вопиющего в пустыне…

Разумеется, что прежде чем провести предложенные ниже конкурсы, нужно дать детям необходимую информацию на эту тему. Можно почитать отрывки из «Детской Библии».

Конкурс «Кто лучше знает историю Рождества»

  1. Из какого города была Дева Мария? (Из маленького города Назарета на севере Израиля.)
  2. Кто принес Деве Марии благую весть о том, что она родит сына и имя его будет Иисус? (Архангел Гавриил.)
  3. Зачем Мария и Иосиф отправились в Вифлеем? (Римский кесарь Август повелел сделать перепись населения, и для этого каждый должен был прийти в город своих предков, а Иосиф и Мария были из дома и рода царя Давида. Родным же городом Давида был Вифлеем.)
  4. Где был рожден Спаситель? (Из-за большого скопления народа Иосиф и Мария не смогли найти себе места ни в гостинице, ни в каком-либо доже, и им пришлось остановиться в пещере, куда пастухи загоняли скот, поэтому Мария родила младенца в пещере и положила в ясли.)
  5. Кто первым узнал о рождении младенца Иисуса? (Вифлеемские пастухи первыми узнали о рождении Спасателя от ангела, явившегося им.)
  6. Зачем поспешили пастухи в Вифлеем? (Пастухи поспешили в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу.)
  7. Что символизируют собой дары, которые поднесли младенцу Иисусу волхвы? (Когда волхвы вошли и увидели младенца с матерью, они поклонились Иисусу до земли и поднесли ему подарки: золото — как дань царю, ладан — как Богу и смирну — как человеку, который должен умереть: умерших тогда натирала благованными маслами).
  8. Почему, украшая к празднику елку, мы увенчиваем ее звездой? (В память о путеводной Вифлеемской звезде.)
  9. Каким символом являются подарки, которые кладут под елку детям? (Подарки символизируют дары волхвов, которые были принесены младенцу Христу.)
  10. Что символизируют собой фонарики, с которыми ходят христославы? (Это также в память о Вифлеемской звезде.)
  11. Что такое ясли, в которые положила Дева Мария младенца Христа? (Ясли — это кормушка с сеном; туда кладут корм для скота.)
  12. Почему Рождество Христово называют «матерью всех праздников»? (Потому что с рождением на земле Спасителя наступила новая эра. И даже наше летосчисление начинается с Рождества Христова.)
  13. Что такое вертеп? (Вертепом называли небольшой ящичек. Его носили с собой колядовщики или, по-другому, славильщики. В вертепе славильщики разыгрывали сцены на библейские сюжеты. Представление сопровождалось пением различных песен и колядок.)

Конкурс на знание стихов на Рождественскую тему

Каждый ребенок любит лично поучаствовать в празднике, а не только посмотреть, как это делают другие дети. Чтение заранее разученных стихов на эту тему даст им возможность участия.

Детей можно разделить на 2—3 команды. Какая из команд сможет прочитать наибольшее количество стихов на рождественскую тематику, та и получает приз.

Для того чтобы этот конкурс прошел успешно, предложите детям заранее выучить Стихи про Рождество

Источник: «Большая книга праздников для малышей» Н.В. Гришечкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *