Разделение израильского царства

Свящ. Александр Мень

§ 31. Распад израильской империи (3 Цар 12-14; 2 Пар 10-12)

1. Причины разделения. Уже в правление Соломона угроза единству его державы стала вполне реальной. Только силой царю удалось подавить зреющее недовольство, но его причины были слишком серьезными, чтобы целостность царства сохранилась после смерти Соломона. Важнейшими из этих причин был следующие:

  • Сепаратизм северных колен лишь с трудом сдерживался Давидом и его сыном. Фактически власть Иерусалима над всем Израилем была очень непрочной. Приоритет колена Иудина, к которому принадлежала династия, вызывал дух соперничества в области Ефрема и соседних с ним колен. На севере сложились собственные традиции, восходящие к глубокой древности. Север знал свои предания, своих героев, которыми гордился (Иисус Навин, Девора, Гедеон, Самсон, Самуил и др.). Иудея же была гористой окраиной станы, до сих пор ничем не проявившей себя.
  • Если Давид — победитель филистимлян — еще смог поднять авторитет Иуды, то деспотическое правление Соломона (особенно в последние годы) и обременительные повинности, введенные им, породили ряд восстаний.
  • Уступки Соломона язычеству вооружили против него пророков во главе с Ахией Силомским. Ахия поддерживал притязания Иеровоама, царского чиновника, который составил заговор против Соломона. Пока царь был жив, Иеровоам скрывался в Египте, а в 931 году вновь появился в Израиле.
  • Господствующее положение Храма иерусалимского вызывало сопротивление северян. Они были привязаны к своим старым святыням в Сихеме, Вефиле, Дане. Хотя Храм в Силоме был разрушен, левиты тех мест продолжали считать этот город богоизбранным местом поклонения (заметим, что Ахия был родом из Силома).

Достаточно было даже незначительного повода, чтобы все эти причины взорвали изнутри империю Соломона.

2. Политический раскол. Два понимания монархии. До установления царской власти в Израле тяготели к теократической форме правления. Колена составляли «союзную республику» (А.П. Лопухин), которая возглавлялась вождями-харизматиками. Их помазывали пророки с согласия народного собрания. По существу Саул был именно таким избранным харизматическим монархом. На наследственную власть смотрели с подозрением, считая, что в ней не отражена воля Божия и воля народа.

Гедеон отказался от царского венца, предпочитая, чтобы Сам Господь был правителем теократической общины. Пророк Самуил недвусмысленно дал понять, что желание народа иметь царя есть грех. Он согласился помазать на престол Саула, только уступая требованию, причем на полный компромисс не согласился. Избранный вождь должен был подчиняться голосу Бога, говорящего через пророка. Когда же Саул вышел из повиновения, пророк отрекся от него.

После смерти Соломона возродилась мысль о необходимости выборного царя. Наследнику Ровоаму (евр. Рехавам) пришлось ехать в традиционный центр Севера Сихем, чтобы народное собрание утвердило его права. Там старейшины колен потребовали от Ровоама облегчить оброки и подати, наложенные на страну его отцом. Только при этом условии они соглашались признать власть Давидовой династии. Ровоам не внял советам ветеранов, которые уговаривали его уступить. Молодые царедворцы рекомендовали ему проявить твердость, и он надменно заявил, что «увеличит иго», а не ослабит.

В результате старейшины разошлись с твердым намерением порвать с домом Давидовым. Сборщика податей забросали камнями, сам Ровоам, спасая свою жизнь, поспешно бежал в Иерусалим. Там он попытался собрать войско против непокорных, но «человек Божий», пророк по имени Самей, воспротивился этому. Он сказал, что случившееся произошло по воле Божией. Иеровоам же был провозглашен царем в Сихеме, который и стал его первой резиденцией.

За Ровоамом осталась лишь область колена Иудина. Правда, вскоре к этой области была присоединена часть территории Вениамина, поэтому северное царство стали именовать десятиколенным (или Ефремовым, по имени самого многолюдного колена).

В Ефреме утвердилось неприятие идеи наследственной монархии. В результате ни одна из северных династий не удерживалась на троне долго. Зато в Иудее дом Давида сохранил свои позиции вплоть до зохвата Иерусалима Навуходоносором в 587 году. И даже после Плена потомки Давида Шешбацар и Зоровавель пользовались верховным авторитетом у иудеев.

Этот факт приверженности к династии не вытекал из веры в монархический строй как таковой, а был связан с мессианскими надеждами. Поскольку Бог заключил Завет с царем-псалмопевцем и обещал, что его потомок утвердит вечное царство, иудеи мирились с домом Давидовым, даже с худшими его представителями.

Об этих надеждах и высокой требовательности к монархам свидетельствуют Псалтирь и 3-4 Кн. Царств. Краткое перечисление дел иудейских царей содержит суровый суд над ними. За исключением Иоасафата, Езекии и Иосии, все они изображены как нечестивые и грешные правители, далекие от идеала. В целом «сыны Давидовы» были не лучше и не хуже других восточных царей, но Библия смотрит на них с точки зрения Закона Божия. И в свете Закона она оказывались недостойными обетования.

Это недостоинство царей еще более заставляло ветхозаветную Церковь обращать свой взор к идеальному Сыну Давидову, приход Которого она ожидала. В так называемых «царских псалмах» эти чаяния выражены особенно сильно. Наследник Давида рисуется в них богопоставленным вождем, которого усыновляет Сам Господь. Так в псалме 2 Помазанник Божий говорит:

Господь сказал Мне: Ты Сын Мой;
Я ныне родил Тебя.
Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе
и пределы земли во владение Тебе.

Пс 7-8

Образ Помазанника постепенно приобретал сверхъестественные черты, в Нем соединялась власть и духовное служение, царство и священство. Прототипом этой полноты мессианства считали Мелхиседека, древнего царя-священника Иерусалима:

Клялся Господь,
и не раскается:
Ты священник вовек
по чину Мелхиседека.

Пс 109:4

Таким образом, в псалме прозревается грядущее явление истинного Сына Божия. Однако в эпоху царей это прозрение все еще было связано с земными представлениями.

3. Религиозный раскол. Иеровоам I, воцарившись над Израилем, сознавал, что новый Храм в Иерусалиме, где находится Ковчег, не утратил притягательности для народа и после разделения царств. Он опасался, что паломничества в Иудею подорвут его престиж.

Поскольку ханаанские влияния в Ефреме были сильнее, Иеровоам I, идя навстречу народным склонностям, поставил в этих храмах изваяния позолоченных тельцов. Для библейского автора, составлявшего Второзаконническую историю, это было настоящим идолопоклонством. Он даже вкладывает в уста Иеровоама I слова из сказания о золотом тельце: «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3 Цар 12:28). И вообще наличие любого святилища, кроме Храма, рассматривалось после 621 года как нарушение воли Божией.

Однако во времена Иеровоама и его преемников мало кто в Израиле разделял эту точку зрения. Пророк Илия и многие благочестивые мужи не видели греха в том, чтобы приносить жертвы вне Иерусалима. Грех Иеровоама заключался в том, что он закрепил раскол в религиозном плане. Храм иерусалимский был символом единства веры всей ветхозаветной Церкви. Его соперники в Дане и Вефиле ослабляли это единство и открывали пути ханаанским, языческим веяниям. Одним из признаков этого влияния и были тельцы, поставленные в храмах Иеровоама.

Вопрос о происхождении самого культа тельцов долго дебатировался в библейской науке. Многие экзегеты считали, что он был заимствован из Египта, где чтили бога Аписа в виде быка. Но сегодня преобладает мнение, что символ тельца был общесемитским, и в частности — ханаанским. Соседи Израиля чтили верховное божество в образе быка, который олицетворял силу и плодородие.

Являлись ли тельцы изображениями Самого Ягве? Это сомнительно уже по той причине, что пророки Илия и Елисей, проповедовавшие в Ефреме, не выступали против тельцов. Будь они такими кощунственными изображениями, ревнители веры обязательно осудили бы их. У. Ф. Олбрайт обратил внимание на то, что многие боги изображались стоящими на тельцах. Из этого он сделал вывод, что тельцы Иеровоама I играли в его храмах роль херувимов, были чем-то вроде священного трона незримого Бога (как и херувимы Ковчега). Но суеверная толпа со временем стала смотреть на эти изображения как на идолов. Во почему уже в VIII веке пророк Осия выступил с резкими нападками на почитание тельцов (Ос 8:5; Ос 10:5 ).

Так или иначе, религиозный раскол и культовые нововведения вызвали недовольство у пророка Ахии, который прежде был на стороне Иеровоама. Уже будучи слепым старцем, он предсказал, что «восставит Себе Господь над Израилем царя, который истребит дом Иеровоамов» (3 Цар 14:14).

4. Последствия разделения царств сказались очень скоро. Опасаясь попыток Иерусалима восстановить господство над Севером, Иеровоам I призвал на помощь своего союзника, фараона Шешонка (евр. Шишак, синод. перевод Сусаким). Тот немедленно воспользовался представившейся возможностью и в 936 году вторгся в Иудею. Ровоам, чтобы избежать осады, решил откупиться; контрибуция была немалой, царю даже пришлось взять сокровища Храма. Но Шешонку этого оказалось мало. Он хотел вернуть прежнюю власть над Палестиной. Из его анналов явствует, что он не ограничился Иудеей, а захватил ряд городов, принадлежавших Иеровоаму I.

Разделение царств с годами ведет к их постоянному политическому ослаблению. Потеряв единство, они оказываются неспособными противостоять более сильным соседям. Через сто лет после Иеровоама I Палестина лишь недолгие десятилетия удерживает независимость. Контроль над ее царствами переходит то к Ассирии, то к Египту, то к Халдее.

Бл. Иероним сравнивал раскол ветхозаветных царств с церковными разделениями и распрями. И то и другое наносило существенный урон народу Божию. Тем не менее политический упадок Израиля имел и провиденциальный смысл. Он постоянно подрывал земные надежды и утопии, заставляя задумываться о духовных целях Промысла Божия; он давал простор великим пророкам, которые могли свободно обличать народ и царей. При более сильной власти их проповедь столкнулась бы с неодолимыми преградами.

Вопросы для повторения

  1. Назовите четыре причины отпадения Севера от Иерусалима.
  2. Как смотрели на царскую власть в северном Израиле?
  3. Когда и при каких обстоятельствах произошло разделение царств?
  4. Почему сохранился дом Давидов?
  5. Как авторитет его династии связан с обетованием Давиду?
  6. Как рисовался идеал мессианского царя согласно Псалмам и в чем его прообразовательное значение?
  7. Что заставило Иеровоама I заботиться об авторитете северных святилищ?
  8. Как толкуется в библейской науке культ тельцов?
  9. Каковы были последствия разделения царств?
  10. Какие положительные последствия имело ослабление политической мощи Израиля?

Отделение Израиля от Иудеи

Объединённое Израильско-Иудейское царство не было прочным. Северная часть Палестины, Израиль, была богатым земледельческим районом, тесно связанным в экономическом и в культурном отношении с Финикией, северной Сирией и Дамаском. Южная Палестина, заселённая главным образом иудеями, во многом сохраняла древние и примитивные формы скотоводческого хозяйства. Эти экономические и культурные противоречия стали обнаруживаться уже при Соломоне. Среди израильтян стало назревать недовольство деятельностью Соломона, обременившего северные области тяжёлыми податями. Во главе недовольных встал Иеровоам. Однако Соломон был достаточно силен, чтобы подавить подготовлявшееся восстание в самом его начале. Иеровоам был принуждён бежать в Египет, где его принял с распростёртыми объятиями египетский фараон Шешонк. Египет в эту эпоху опасался усиления объединённого Израильско-Иудейского царства и стремился восстановить хотя бы в некоторой степени своё влияние в Палестине и в Сирии. После смерти Соломона его преемнику Ровоаму не удалось удержать в своих руках власти над Израилем. Иеровоам, опираясь на поддержку Египта, вернулся на родину, поднял восстание против Ровоама и восстановил независимое Израильское царство, царём которого он и был провозглашён. Шешонк оказал ему довольно значительную военную поддержку. Во главе большого войска он около 928 г. до н. э. вторгся в Палестину, одержал ряд побед над иудейскими войсками, взял и разграбил Иерусалим. Так распалось Израильско-Иудейское царство. С этого времени началась упорная и длительная борьба между Израилем и Иудеей, которая привела к их взаимному ослаблению и к усилению соседних государств и племён. Особенно тяжёлую борьбу пришлось вести Израилю с Дамаском. Сильное Арамейское царство с центром в Дамаске стремилось к захвату значительных областей Сирии и Палестины, для того чтобы завладеть торговыми путями, которые вели к Средиземному морю. Израиль, теснимый Дамаском, принуждён был уступить ему северную часть своей страны. В борьбе с соседями Израиль должен был напрягать все свои силы для того, чтобы сохранить свою независимость. Эта борьба шла с переменным успехом, и некоторым израильским царям удавалось иногда одерживать победы над своими врагами. Наибольших успехов достиг Омри, построивший новую столицу Самарию, в развалинах которой были обнаружены царский дворец, некоторые надписи и египетская ваза с именем царя Осоркона II. Упорную борьбу израильским царям пришлось вести и с моавитянами, которые жили к востоку от Мёртвого моря. Краткое, но яркое описание этой борьбы, в особенности некоторых её эпизодов сохранилось в надписи Меши, царя Моава, относящейся к середине IX века до н. э. В этой надписи говорится, что «Омри, царь израильский, — тот теснил Моава много дней, потому что гневался Кемош на страну свою. И наследовал ему сын его, и сказал также он: «буду теснить Моава»… но я усладил мой взор на нём и на его доме, и Израиль совершенно погиб навеки». Смысл этого отрывка из длинной надписи Меши заключается в том, что Омри, очевидно, вёл успешную войну с моавитянами, которые даже были принуждены платить дань Израилю. Однако впоследствии, воспользовавшись ослаблением Израиля, Моав освободился от его влияния и сам перешёл в наступление, одержав победу над израильскими войсками.

Длительные войны тяжко ложились на плечи трудящихся масс. Военная политика и развитие внешней торговли создали условия, содействующие обогащению аристократии, разорению свободных крестьян, закабалению бедняков и превращению их в рабов. Всё больше и больше стало развиваться крупное рабовладельческое хозяйство, которое основывалось на эксплоатации труда рабов, кабальных должников и бедняков, попавших в тяжёлое материальное положение, главным образом обезземеленных крестьян. Углубление социальных противоречий привело к крупным социальным движениям, нашедшим своё отражение в литературных произведениях, в частности в известных книгах пророков.

Следующая глава >>

Иудеи

Иудеи Самым выдающимся событием за все время правления Августа, а возможно, и за всю историю цивилизованного мира была не завоевательная война или поражение в борьбе с германцами, не реформы, не создание произведений искусства и шедевров литературы. Это было рождение

22. Андроник и иудеи

22. Андроник и иудеи Согласно Евангелиям, противниками Иисуса являются иудейские первосвященники и учителя. Никита Хониат описывает Андроника как византийского императора. Отметим, что в жизнеописаниях византийских императоров упоминания об иудеях, как о противниках

Глава 3. Иудеи и римляне

Глава 3. Иудеи и римляне Иудейская войнаЯ начну с краткого описания события, которое обычно называют Иудейской войной. Предлогом восстания 66 года стали злоупотребления прокуратора провинции Флора, который однажды потребовал ни много ни мало 17 талантов золота из фонда

Иго гиксосов. Иудеи в Египте

Иго гиксосов. Иудеи в Египте Уже эпоха падения Среднего царства, завершившего XII династию, показала, что в Египте вновь наступают смутные времена. Фараоны XIII–XIV династий беспрестанно сменяют друг друга. Узурпаторы захватывают власть или пытаются ею завладеть.

43. Падение Иудеи

43. Падение Иудеи С разрушением Иерусалима окончательно пало иудейское государство. Эта редкая в истории героическая борьба маленького государства с величайшей в мире империей поглотила неимоверную массу жертв: около миллиона иудеев погибло за все время войны с

Глава 4 ИРОД И ИУДЕИ

Глава 4 ИРОД И ИУДЕИ После одержанной Иродом победы среди ставших его подданными иудеев неизбежно должно было начаться безудержное сведение счетов. Но все же некоторые, активно или пассивно, приняли его сторону. В данный момент следует поговорить об этих палестинских

Глава 7 ИУДЕИ И НЕИУДЕИ

Глава 7 ИУДЕИ И НЕИУДЕИ Раскрытый Иродом опасный заговор показал, что на жителей Иерусалима нельзя положиться. Ирод не мог обойтись без города, являвшегося национальным и религиозным центром. Но он мог постараться компенсировать эти нежелательные явления в другом месте,

Глава 12 МАРК АГРИППА И ИУДЕИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИУДЕИ

Глава 12 МАРК АГРИППА И ИУДЕИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИУДЕИ А теперь царство Ирода, расширение которого стоило ему стольких трудов, готовилось к визиту имперской особы. С визитом ожидали Марка Агриппу; с ним Ирод уже встречался на Востоке семь лет тому назад; и в тот раз, если не

Падение Израиля и Иудеи

Падение Израиля и Иудеи Острая классовая борьба ослабила маленькие и обособленные государства Израиль и Иудею. Длительные воины с соседними народами и государствами вконец истощили их силы. Самый тяжёлый удар Израилю нанесли ассирийцы. Ещё в IX в. до н. э. Салманассар II

22. АНДРОНИК И ИУДЕИ

22. АНДРОНИК И ИУДЕИ Согласно Евангелиям, противниками Иисуса являются иудейские первосвященники и учителя. Никита Хониат описывает Андроника как византийского императора. Отметим, что в жизнеописаниях византийских императоров упоминания об иудеях, как о противниках

Иудеи и христиане

Иудеи и христиане Но христиане – это совсем другое дело. Подавляющее большинство римлян до сих пор не отличало их от иудеев. Но те, кто понимал эти различия, могли достаточно ясно осознавать, что преследования этой небольшой группы не вызовут ничего похожего на столь

Падение Израиля и Иудеи Дальнейшая политика закабаления беднеющей народной массы и превращения ее в поденщиков и рабов-должников, привела к тому, что сократилась численность тех слоев населения, которые пополняли ряды воинов в ополчение Израиля, что принимало

Искусство и литература Израиля и Иудеи

Искусство и литература Израиля и Иудеи Культура Израиля имела много общего с ханаанейской. Это очевидно по характеру его искусства, которое находилось под сильным влиянием Египта; произведения иудейских и израильских мастеров в этом отношении имеют лишь незначительные

Религия Израиля и Иудеи

Религия Израиля и Иудеи В первый период своего расселения на территории Палестины израильтяне были ниже ханаанеев по своему культурному уровню. Поэтому, общий характер ханаанейской Культуры был воспринят ими, тем более, что по своему происхождению и языку они были

Есть и эллины, и иудеи

Есть и эллины, и иудеи Сегодня принято объяснять православным, ссылаясь на св. апостола Павла, что христианство уничтожает национальные различия, что, дескать, во Христе нет ни эллина, ни иудея. Но вот как звучат эти слова у самого святого апостола Павла: «Вси бо вы сынове

Израильское царство — древнее еврейское царство. Согласно Библии, основано в XI в. до н. э. царём Саулом (Шаулем).

История

Со времён Давида столицей являлся Иерусалим.

После смерти Соломона большая часть Израиля не признала власти его наследников и объединилась под властью Иеровоама I, в то время как колено Иуды и часть колена Вениамина с центром в Иерусалиме образовали самостоятельное Иудейское царство (ок. 922 до н. э.).

После отделения Иудейского царства столицей Израильского царства стал Сихем (Шхем), затем Фирца и наконец Самария.

Израильские цари никогда не принимали монотеистического культа Яхве, а всегда исповедовали язычество, поклоняясь золотым тельцам либо божествам финикийского культа; с точки зрения Ветхого Завета, ни один из них не был «благочестивым царём».

В Израильском царстве правящие династии неоднократно менялись в результате переворотов, дольше всего правила династия Ииуя.

Царство Израильское было завоёвано Ассирией.

Все десять колен, населявшие Израильское царство, были безвозвратно утеряны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *