Разделительные и собирательные понятия примеры

§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ

Понятия (классы) делятся на пустые и непустые. О них шла речь в предыдущем параграфе. Рассмотрим виды непустых понятий. По объему они делятся на: 1) единичные и общие, (последние — на регистрирующие и нерегистрирующие); по типу обобщаемых предметов — на 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и абстрактные; по наличию или отсутствию признака — на 4) положительные и отрицательные; по отношению к другому понятию на 5) безотносительные и соотносительные.

1. Понятия делятся на единичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «столица Российской Федерации», «автор романа «Война и мир»», «потерпевший Щукин». Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица», «писатель», «потерпевший»).

Общие понятия делятся на регистрирующие и нерегистрирующие. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе). Например, «участник Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.», «родственники потерпевшего Шилова», «планета Солнечной системы». Регистрирующие понятия имеют конечный объем.

Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов называется нерегистрирующим. Так, в понятиях «человек», «следователь», «указ» множество мыслимых в них элементов не поддается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошлого, настоящего и будущего. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

2. Понятия делятся на собирательные и несобирательные. Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Например, «коллектив», «полк», «созвездие». Эти понятия отражают множество элементов (членов коллектива, солдат и командиров полка, звезд), однако это множество мыслится как единое целое. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Например, существенные признаки коллектива (группа лад, объединенных общей работой, общими интересами) неприложимы к каждому отдельному члену коллектива. Собирательные понятия могут быть общими («коллектив», «полк», «созвездие») и единичными («коллектив нашего института», «86-й стрелковый полк», «созвездие Большой Медведицы»),

Понятое, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется несобирательным. Таковы, например, понятия «звезда», «командир полка», «государство».

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным. Например, высказывая мысль «Студенты 1-го курса изучают логику», мы употребляем понятие «студенты 1-го курса» в разделительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому студенту 1-го курса. В высказывании «Студенты 1-го курса провели теоретическую конференцию» утверждение относится ко всем студентам 1-го курса в целом. Здесь понятие «студенты 1-го курса» употребляется в собирательном смысле. Слово «каждый» к данному суждению неприложимо.

3. Понятия делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами).

Понятие, в котором мыслится отдельный предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным. Так, понятия «книга», «свидетель», «государство» являются конкретными; понятия «белизна», «смелость», «ответственность» — абстрактными.

В абстрактных понятиях признаки и отношения мыслятся как самостоятельные объекты мысли. Так, понятая «смелость», «инвалидность», «невменяемость» отражают признаки, не существующие сами по себе, в отрыве от лиц, обладающих этими признаками. Понятия «дружба», «посредничество», «психологическая несовместимость» отражают определенные отношения. Это абстрактные понятия.

Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие «посредник» — общее, конкретное; понятие «посредничество» — общее, абстрактное). Как конкретным, так и абстрактным может быть единичное понятие (например, понятие «Организация Объединенных Наций» — единичное, конкретное; понятие «мужество капитана Гастелло» — единичное, абстрактное).

4. Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так, понятия «грамотный», «порядок», «верующий» являются положительными; понятия «неграмотный», «беспорядок», «неверующий» — отрицательными.

В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» и «без»: «неуловимый», «невиновный», «бездействие»; в словах иностранного происхождения — с отрицательными приставками «а» («аморальный», «анонимный», «асимметрия»), «анти» («антибиотик», «антициклон», «антифашист»), «контр» («контрманевр», «контрудар», «контрреволюция»), «дез» («дезорганизация», «дезинформация»), Однако на отсутствие некоторых свойств предмета могут указывать слова без отрицательной приставки. Например: «темнота» (отсутствие света), «трезвый» (непьяный), «молчаливый» (неразговорчивый). С другой стороны, понятия «безделушка» (вещица для украшения), «невинный» (чистосердечный, простодушный), «негодование» (возмущение, крайнее недовольство) относятся к положительным; они не содержат отрицания каких-либо свойств, хотя выражающие их слова могут быть ошибочно восприняты как слова с отрицательными приставками.

5. Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависимости оттого, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами.

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и др. Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение понятия к другому понятию. Например: «родители» (по отношению к понятию «дети») или «дети» (по отношению к понятию «родители»). Соотносительными являются также понятия «часть», «причина», «брат», «сосед» и др. В этих понятиях отражены предметы, существование одного из которых не мыслится вне его отношения к другому.

Определить, к какому виду относится понятие, — значит дать ему логическую характеристику. Так, давая логическую характеристику понятию «Российская Федерация», нужно указать, что это понятие единичное, собирательное, конкретное, положительное, безотносительное. При характеристике понятия «невменяемость» должно быть указано, что оно является общим (нерегистрирующим), несобирательным, абстрактным, отрицательным, безотносительным.

Схема 1

Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

Виды понятий представлены схемой (схема 1).

Вопросы для самопроверки

1. Какие понятия называются единичными и какие — общими, собирательными и несобирательными? Приведите примеры.

2. Что представляет собой употребление понятия в разделительном и собирательном смысле?

3. Какие понятия называются конкретными и какие — абстрактными, положительными и отрицательными? Приведите примеры.

4. Охарактеризуйте безотносительные и соотносительные понятия. Приведите примеры.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ

§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ Понятия делятся на виды по: (1) количественным характеристикам объемов понятий; (2) типу обобщаемых предметов; (3) характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы. Большей частью эта классификация относится к простым понятиям

§ 4. Виды понятий

§ 4. Виды понятий В зависимости от специфики объема и содержания все понятия делятся на определенные виды. Дадим характеристику видов понятий по объему.Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет. На­пример, «русский адвокат Федор Никифорович Плевако

Виды понятий

Виды понятий Исходя из объема и содержания рассматривают следующие виды понятий:1) общие, единичные и нулевые;2) конкретные и абстрактные;3) собирательные и несобирательные;4) регистрирующие и нерегестрирующие;5) положительные и отрицательные;6) безотносительные и

1.2. Виды понятий

1.2. Виды понятий Все понятия по объему и содержанию делятся на несколько видов. По объему они бывают единичными (в объем понятия входит только один объект, например: Солнце, город Москва, первый президент России, писатель Лев Толстой), общими (в объем понятия входит много

§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ Понятия (классы) делятся на пустые и непустые. О них шла речь в предыдущем параграфе. Рассмотрим виды непустых понятий. По объему они делятся на: 1) единичные и общие, (последние — на регистрирующие и нерегистрирующие); по типу обобщаемых предметов — на 2)

§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ Понятия делятся на виды по: (1) количественным характеристикам объемов понятий; (2) типу обобщаемых предметов; (3) характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы. Большей частью эта классификация относится к простым понятиям

Глава II. Виды понятий

Глава II. Виды понятий До сих пор речь шла о понятии вообще. Но в практике мышления функционирует великое множество вполне определенных, и притом самых разнообразных, понятий. Как же разделить их на виды? Это можно сделать в соответствии с двумя фундаментальными

Виды понятий по их содержанию

1. Виды понятий по их содержанию Объективные различия между предметами мысли отражаются в различиях между понятиями прежде всего по их содержанию. В соответствии с этим признаком понятия делятся на следующие наиболее значимые группы.Конкретные и абстрактные понятия.

Виды понятий по их объему

2. Виды понятий по их объему Различия между предметами мысли находят свое отражение также в различиях между понятиями по их объему. Но если виды понятий по их содержанию характеризуют качественные различия этих предметов, то виды понятий по их объему — количественные

Глава II. Виды понятий 1. Виды понятий по их содержанию Конкретные и абстрактные понятия1. Определите, какие из следующих понятий являются конкретными, а какие — абстрактными: «гражданин», «ответственность», «равенство», «законность», «ответственный человек», «вина»,

1. Виды понятий по их содержанию Конкретные и абстрактные понятия1. Определите, какие из следующих понятий являются конкретными, а какие — абстрактными: «гражданин», «ответственность», «равенство», «законность», «ответственный человек», «вина», «неприкосновенность

2. Виды понятий по их объему Пустые и непустые понятия1. Укажите, какие понятия относятся к пустым, а какие к непустым: «Вселенная», «марсианин», «ангел», «гомункулюс», «ихтиандр», «дед Мороз», «любящая свекровь», «государство, свободное от преступлений», «права без

11. Виды понятий

11. Виды понятий В современной логике принято делить понятия на: ясные и размытые; единичные и общие; собирательные и несобирательные; конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; безотносительные и соотносительные.Четкость отражения значительно выше у

Аналитики понятий глава первая О способе открытия всех чистых рассудочных понятий

Аналитики понятий глава первая О способе открытия всех чистых рассудочных понятий Когда начинают применять познавательную способность, то в различных случаях возникают различные понятия, дающие возможность познать эту способность; если наблюдение их производилось

3. Обобщение и ограничение понятий

Обобщение понятий

1. Правильно ли обобщены понятия в следующих примерах:

«Основной закон государства» — «закон», «гражданин» — «гражданство», «действующее законодательство» —»законодательство», «администрация предприятия»—»предприятие», «заседание Государственной Думы» — «Государственная Дума», «уголовная ответственность» — «ответственность», «таможенное право» — «право».

2. Правильно ли построена цепь обобщений в следующих примерах:

«гражданское право РФ» — «гражданское право» —»право», «принцип неотвратимости наказания» —»неотвратимость наказания» —»наказание», «декларация о доходах» — «декларация о независимости» — «декларация», «уголовное законодательство» — «законодательство РФ» — «законодательство», «произведения искусства» —»предметы контрабанды» — «контрабанда» — «преступление» — «правонарушение».

3. Обобщите следующие понятия:

«государство», «республика», «римское право», «правовое государство», «справедливость», «право», «юрист».

4. Расположите следующие понятия так, чтобы была цепь обобщений:

«государственный орган», «система», «социальный институт», «учреждение», «правоохранительный орган», «прокуратура».

5. Постройте цепь обобщений из исходного понятия «Уголовный кодекс РФ».

Ограничение понятий

1. Правильно ли ограничены понятия в следующих примерах:

«планета» — «планета Солнечной системы», «среда» — «природная среда», «политика» — «политический режим», «организация» — «партия», «профсоюз» — «член профсоюза», «русские» — «новые русские», «преступление» — «насильственное преступление», «наказание»— «неотвратимость наказания», «Уголовный кодекс» — «Уголовный кодекс РФ», «процесс» — «арбитражный процесс», «общественные объединения» — «реестр общественных объединений».

2. Правильно ли выстроена цепь ограничений понятия в следующих примерах:

«растение» — «дерево» — «береза», «дом» — «жилой дом» — «кирпичный жилой дом», «договор» — «коллективный договор» — «коллективные переговоры по поводу коллективного договора», «суд» — «арбитражный суд» — «Высший арбитражный суд» — «Председатель Высшего арбитражного суда РФ», «спор» — «трудовой спор» — «рассмотрение трудового спора» — «орган рассмотрения трудового спора».

3. Ограничьте следующие понятия:

«государство», «монархия», «съезд», «депутат», «закон», «должностное лицо», «деканат».

4. Расположите следующие понятия так, чтобы была цепь ограничений:

«новый учебник логики», «книга», «учебник логики», «новый учебник логики для вузов», «учебник», «новый учебник логики для юридических факультетов».

5. Постройте цепь ограничений из исходного понятия «слушатель» («студент»).

6. Какая общая логическая ошибка, связанная с ограничением понятий, допущена в следующих примерах:

«пот» — «мокрый пот», «нос» — «курносый нос», «дебют» — «первый дебют», «возможность» — «потенциальная возможность», «патриот» — «патриот родины», «основа» — «фундаментальная основа», «начало» — «исходное начало», «сюрприз» — «неожиданный сюрприз», «центральный вопрос» —»самый центральный вопрос», «принципы» — «основные принципы».

7. Найдите плеоназмы в следующих выражениях:

«преступное правонарушение», «атрибутивное свойство», «изобразительный образ», «самостоятельное творчество», «радостный оптимизм», «крайний предел», «краткий афоризм», «самое универсальное основание», «служба сервиса», «функциональные обязанности», «целостное единство», «благообразный образ», «наиболее универсальная характеристика», «предельный минимум», «конкретная детализация», «самый экстремальный случай», «главный лидер», «непримиримый антагонизм», «самый уникальный», «старейший патриарх», «совместное сотрудничество», «предельно максимальный вариант», «неверующие безбожники», «основной лейтмотив», «констатация факта», «самые свежие новинки», «главные приоритеты», «квалифицированный специалист», «палитра красок», «мелодичная мелодия», «активные действия», «регулятивная норма», «судебный прецедент».

8. Приведите примеры плеоназмов.

9. В чем суть плеоназма, выявленного А. Пушкиным в стихах П. Вяземского:

«Еще мучительней вдвойне — едва ли не плеоназм».

10. Правильны ли примеры плеоназмов, приведенные слушателем:

«бессрочное постоянное пользование», «имущественное преступление против собственности», «мировое соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок».

Следующая глава >>

§ 6. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

§ 6. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ Обобщение и ограничение понятий являются операциями, которые осуществляются на основе закона обратного отношения.Обобщение понятия — это переход от некоторого понятия к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием.Например,

Обобщение и ограничение понятия

Обобщение и ограничение понятия Обобщение понятия – это логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием, к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием.Например, обобщая понятие «убийство», мы переходим к понятию «преступление».

§ 1. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ

§ 1. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ Эти логические операции основаны на законе обратного отношения между содержимым и объемом понятия.Обобщить понятие — значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с б?льшим содержанием к понятию с б?льшим объемом, но с меньшим содержанием.

§ 6. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ Обобщение и ограничение понятий являются операциями, которые осуществляются на основе закона обратного отношения.Обобщение понятия — это переход от некоторого понятия к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием.Например,

Обобщение и ограничение понятий

3. Обобщение и ограничение понятий Из множества других логических операций с содержанием и объемом понятий, рассматриваемых формальной логикой, выделим еще две, тоже весьма распространенные и важные, тесно связанные между собой. Это обобщение и ограничение понятий. В них

3. Обобщение и ограничение понятий Обобщение понятий1. Правильно ли обобщены понятия в следующих примерах: «Основной закон государства» — «закон», «гражданин» — «гражданство», «действующее законодательство» —»законодательство», «администрация

Обобщение моделей

Обобщение моделей Операция выделения обобщенной модели из серии конкретных моделей осуществляется их последовательным сравнением и выделением общего признака сходства между ними (пример — «четвероногие»). При этом все остальные признаки, по которым модели серии

1. Обобщение

1. Обобщение Согласно историцизму, в физических науках возможность и успешность обобщения основаны на всеобщем единообразии природы: наблюдения (лучше сказать — предположения) свидетельствуют о том, что в сходных обстоятельствах случаются сходные вещи. Полагают, что

17. Обобщение и ограничение понятий

17. Обобщение и ограничение понятий Обобщение понятия – это совершение перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием. При обобщении осуществляется переход от видового понятия к родовому.Например, обобщая

ЛЕКЦИЯ № 8 Обобщение и ограничение; определение понятий

ЛЕКЦИЯ № 8 Обобщение и ограничение; определение понятий 1. Обобщение и ограничение понятий Обобщение понятия — это совершение перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием. При обобщении осуществляется

ОГРАНИЧЕНИЕ

ОГРАНИЧЕНИЕ Талант тоже строго ограничен рамками. Ощущение этих рамок навевает легкую грусть. И в то же время как-то непроизвольно вызывает умиление. Это как если поймешь, что бамбук – это бамбук, а дикий виноград – дикий

136. ОБОБЩЕНИЕ

136. ОБОБЩЕНИЕ И когда увидел Амман, что Мардохей не кланяется и не падает ниц перед ним, то задумал Амман истребить всех иудеев.Библия — Эсфирь, 3:5-6В частности существует только то, что существует в общем.Талмуд — Сота,

Ограничение и обобщение

Ограничение и обобщение Мы можем манипулировать понятием, ограничивая его и обобщая. Чтобы ограничить понятие, надо добавить ему какой-нибудь видовой признак. Чтобы обобщить понятие, нужно ему какой-нибудь видовой признак отрезать.Например, чтобы ограничить понятие

Аналитики понятий глава первая О способе открытия всех чистых рассудочных понятий Когда начинают применять познавательную способность, то в различных случаях возникают различные понятия, дающие возможность познать эту способность; если наблюдение их производилось

Дедукции чистых рассудочных понятий раздел второй Трансцендентальная дедукция чистых рассудочных понятий

Дедукции чистых рассудочных понятий раздел второй Трансцендентальная дедукция чистых рассудочных понятий § 15. О возможности связи вообще Многообразное представлений может быть дано только в чувственном созерцании, т. е. в созерцании, которое есть не что

§ 4. Виды понятий

В зависимости от специфики объема и содержания все понятия делятся на определенные виды. Дадим характеристику видов понятий по объему.

Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет. На­пример, «русский адвокат Федор Никифорович Плевако (1842-1908)», «Орга­низация Объединенных Наций», «столица Российской Федерации» и другие.

Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Реги­стрирующими называются общие понятия, в которых множество мыслимых в них предметов поддается учету, регистрации. Например, «народный депу­тат России», «ветеран Великой Отечественной войны, проживающий в горо­де Москве» и другие. Так известно, что объем второго понятия составляют 188 тысяч ветеранов.

Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопре­деленному числу предметов. Например, «человек», «прокурор», «преступле­ние» и другие. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представля­ют собой классы реально не существующих предметов и существование ко­торых в принципе невозможно. Например, «преступник, не совершавший преступления», «гражданский военный юрист», «равносторонний прямо­угольный треугольник», «домовой» и другие. От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существует в настоя­щее время, но существовали в прошлом или существование которых воз­можно в будущем. Например, «Демокрит», «термоядерная электростанция». Такие понятия не являются нулевыми.

Рассмотрим виды понятий по содержанию.

Конкретные — это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее. Например, «держа­ва», «реформа», «международный договор», «норма права», «юрист» и другие.

Абстрактные — это понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков (свойство, отношение) предмета, взятый отдельно от самого предмета. Например, «белизна», «несправедливость», «честность». В действи­тельности существуют белые одежды, несправедливые действия, честные лю­ди. Но белизна, несправедливость, честность как отдельные, чувственно вос­принимаемые вещи не существуют. Абстрактные понятия кроме отдельных свойств предмета отражают и отношения между предметами. Например, «не­равенство», «подобие», «тождество», «сходство» и другие. Абстрактные поня­тия, выраженные на русском языке, не имеют множественного числа.

Относительные — это такие понятия, в которых мыслятся предметы, су­ществование одного из которых предполагает существование другого. Например, «родители» — «дети», «ученик» — «учитель», «начальник» — «подчи­ненный», «истец» — «ответчик» и другие.

Безотносительные — это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета. На­пример, «инвестиция», «правило», «сепаратизм» и другие.

Положительные — это понятия, содержание которых составляют свойст­ва, присущие предмету. Например, «проницательность», «грамотный чело­век», «живущий по средствам», «говорящий по-английски» и другие.

Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывает­ся на отсутствие у предмета определенных свойств. Например, «не живущий по средствам», «не говорящий по-английски», «несправедливость» и другие. В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отри­цательными приставками «не» и «без» («бес»). Например, «неграмотный», «неверующий», «беззаконие», «беспорядок», а в словах иностранного проис­хождения — чаще всего с отрицательной приставкой «а». Например, «агности­цизм», «аноним», «аморальный».

Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без нее не употребляется, то понятия, выраженные такими словами, являются положи­тельными. Например, «ненастье», «беспечность», «ненависть», «неряха». В рус­ском языке нет понятия «нависть», «настье» и т.д. Частица «не» в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а потому понятия «ненависть», «ненастье» и другие являются положительными, так как выражают наличие у предмета определенного качества может даже и плохого, отрицательного — не­ряшливость, беспечность, алчность. Поэтому подобная логическая характери­стика понятия иногда не совпадает, к примеру, с моральной оценкой предме­та или явления, отраженного в понятии. К примеру, понятия «преступление» и «война» в логике квалифицируются как положительные, хотя в жизни рас­сматриваются как отрицательные, нежелательные явления.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое. Например, «лес», «созвездие», «кол­лектив» и другие. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия. Собирательные понятия бывают общими («роща», «хор») и единичными («созвездие Большая Медведица», «военный блок НАТО»).

Несобирательные — это такие понятия, содержание которых можно от­нести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием. Например, «дерево», «звезда», «человек» и другие.

Определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Так, понятие «ракета» по объему является общим (в нем мыслится более одного предмета: ракета космическая, боевая, сигнальная, управляемая, неуправляемая, одно- и многоступенчатая и т.д.), нерегистрирующим (относится к неопределенному числу предметов, так как мы не можем точно сказать, сколько предметов мыслится в данном поня­тии); по содержанию — конкретным (мыслится совокупность предметов как не­что самостоятельно существующее), положительным (характеризует присущее предметам свойство двигаться под действием реактивной силы, возникающей при отбросе массы сгорающего ракетного топлива), безотносительным (мыс­лятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от других предметов), несобирательным (содержание данного понятия можно отнести к каждому предмету, мыслимому в понятии).

Аналогичным образом подходим к логическому анализу, например, поня­тия «рассеянная невнимательность», которое является общим, нерегистрирую­щим, абстрактным, отрицательным, безотносительным, несобирательным.

Если понятие имеет несколько значений, то логическая характеристика ему дается в соответствии с каждым значением. Так, понятие «музей» имеет два значения: а) здание и б) собрание интересных предметов.

В первом значении это понятие общее, нерегистрирующее, конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное.

Во втором значении — общее, нерегистрирующее, конкретное, положи­тельное, безотносительное, собирательное.

Таким образом, осуществленная логическая характеристика предложен­ных понятий помогла уточнить их содержание и объем, что дает возмож­ность более точного употребления данных понятий в процессе рассуждения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

1. По объему предметов, обобщающихся в понятии, различают единичные и общие понятия. Единичное понятие — такое, в объем которого входит один предмет («Москва», «первый космонавт», «естественный спутник Земли»).

Общее понятие — такое, в объем которого входит более одного предмета («преступление», «суд», «указ», «следователь» и др.).

Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующие понятия — такие, в которых множество предметов, составляющих объем понятия, можно пересчитать (зарегистрировать, подвергнуть учету). Например, «студент Московской государственной юридической академии», «участник Великой Отечественной войны».

Нерегистрирующие — такие понятия, множество предметов объема которых не поддается учету. Например, «преступление», «студент» и др.

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле. В разделительном смысле понятие употребляется тогда, когда все, что утверждается (или отрицается) в суждении относится к каждому предмету, входящему в объем понятия. Например, в суждении «Студенты первого курса изучают логику» понятие «студент первого курса» означает: «каждый студент первого курса». Напротив, если высказывание относится ко всем вместе предметам, составляющим объем понятия, то понятие употребляется в собирательном смысле. Например: «Студенты первого курса организовали конференцию», «Студенты первого курса разбежались в разные стороны». Или: понятие «человек» в суждении «Человек смертен» употребляется в разделительном смысле, а в суждении «Человек осваивает космос» — в собирательном смысле и т. п.

2. В зависимости от того, что представляют собой элементы объема понятия (каждый элемент — отдельно существующий предмет или множество предметов), различают собирательные и несобирателъные понятия. Собирательное понятие — такое, в котором мыслятся множества предметов, составляющих единое целое («коллектив», «армия», «группа учащихся»). Объем собирательного понятия составляют множества предметов, например множество членов коллектива, множество военнослужащих в армии. Содержание собирательного понятия составляют существенные признаки, относящиеся ко всей совокупности элементов, но не к каждому элементу.

Собирательные понятия могут быть общими («коллектив», «народ» и т. п.) и единичными («созвездие Большой Медведицы», «население города Москвы»).

В несобирательных единичных и общих понятиях содержание (совокупность существенных признаков) относится к каждому элементу объема понятия. Например, несобирательными общими понятиями являются: «преступление», «кража», «человек», а несобирательными единичными понятиями являются: «основатель Москвы Юрий Долгорукий», «первый космонавт Юрий Гагарин» и др.

3. В зависимости от того, что представляют собой предметы, обобщаемые в понятии, различают конкретные и абстрактные понятия. Конкретное понятие — такое, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее («город», «живое существо», «слушатель», «свидетель»).

Абстрактное понятие — такое, в котором мыслится свойство предметов или отношение между предметами («храбрость», «невме­няемость», «белизна»); эти признаки не существуют сами по себе в отрыве от предметов, обладающих этими признаками.

4. . В соответствии с тем, утверждаются или отрицаются признаки предметов, обобщаемых в понятии, различают положительные и отрицательные понятия. Положительные понятия — такие, в которых содержание составляют свойства, присущие предметам, обобщенным в данном понятии. Например, «грамотный», «виновность», «нравственность» и др. Отрицательные понятия — такие, в содержании которых указываются существенные признаки, отсутствующие у предметов. Например, «безграмотный», «невиновность», «безнравственность».

Следует отличать отрицательные понятия от некоторых положительных понятий с частицей «без», «а», «анти», в которых данная частица не означает отрицания существенных признаков. Например, «антиквариат», «анархия» и др.

5. Если в понятии отражаются (обобщаются) предметы, которые предполагают существование других, родственных, предметов, то говорят о соотносительных понятиях. Например, такие понятия, как «отец», «родитель», «начальник», предполагают существование других людей, которые являются соответственно «ребенком», «рожденным», «подчиненным».

Безотносительные — такие понятия, предметы в которых мыслятся как существующие самостоятельно, сами по себе, независимо от того, в каком отношении они находятся с другими предметами. Например, «человек» (как существо, способное трудиться, мыслить и говорить), «кража» (как особые деяния, которые совершаются тайно и состоят в хищении чужого имущества).

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, — значит дать ему логическую характеристику. Так, давая логическую характеристику понятию «юрист», нужно указать, что это понятие общее (нерегистрирующее), несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное. Понятие «антифашист» — общее (нерегистрирующее), несобирательное, конкретное, отрицательное, безотносительное. Понятие «законный» — общее (нерегистрирующее), несобирательное, абстрактное, положительное, безотносительное.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Логическая характеристика понятий помогает уточнить содержание и объем, выработать более точное употребление выражающих их слов.

Многим слова «понятие», «термин» и «определение» (дефиниция) кажутся синонимами, но это не так.

Многим слова «понятие», «термин» и «определение» (дефиниция) кажутся синонимами, но это не так. Где же пролегает смысловая граница между ними?

Самое общее понятие из перечисленных — собственно само понятие. Увы, анализируя эту группу слов в научном ключе, не обойтись без повторов и даже каламбуров (игры слов), ведь это понятийное «трио» — основа научного знания.

Итак, понятие — самое общее, максимально абстрактное представление о чём-либо. Некая сумма сходств, объединяющих факты, явления, предметы в большую группу. Это то, что мы стремимся описать, осмыслить, отрефлексировать, то есть определить, логически выявить правильное содержание.

Так создаётся определение (дефиниция) — описание понятия, его разъяснение. Определений одного понятия может быть несколько. Загляните в словари в поисках определения, скажем, понятия «экономика» и убедитесь сами.

Термин имеет (в идеале) одно, строго определённое значение. Это слово, максимально точно отражающее научное понятие. Но термин также нуждается в определении — описании, объяснении.

Подводя итог, можно сказать, что понятие обобщает, а термин конкретизирует, разграничивает. Понятие относится к познанию, термин — к классификации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *