Раздражительность

РАЗДРАЖИМОСТЬ

Раздражимость (англ. irritability) — способность живых организмов реагировать на внешние воздействия определенным комплексом функциональных и структурных изменений.

Проявляется по-разному, в зависимости от уровня эволюционного развития, охватывая широкий круг явлений — от диффузных реакций протоплазмы у простейших живых существ до сложных, высокоспециализированных реакций человека (см. Развитие психики). Син. Возбудимость. См. Чувствительность.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Раздражимость

  1. Способность организмов реагировать на биологически значимые внешние воздействия изменениями, могущими включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложными, высокоспециализованными реакциями у человека.
  2. Изменение физиологического состояния целостного организма, его органов, тканей или клеток под влиянием внешних воздействий, называемых раздражителями. Минимальная величина раздражителя, достаточная для появления такого изменения, называется порогом восприятия.

Раздражимость относится к фундаментальным свойствам живых систем: ее наличие — классический критерий жизни вообще. Уже раздражимость простейших одноклеточных организмов характерна определенной направленностью их перемещений — к источнику воздействия или от него. Вместе со способностью к образованию элементарных реакций условных раздражимость протоплазмы одноклеточных лежит в основе всех наблюдаемых у них форм поведения. Раздражимость, или возбудимость, органов чувств-важнейшая предпосылка отражения организмом свойств внешней среды, что составляет сущность процессов чувствительности (=> ощущение).

Психологический словарь. И. Кондаков

Раздражимость

  • Категория — способность живых организмов реагировать на внешние воздействия изменениями.
  • Специфика — может включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложных, высокоспециализированных реакций человека.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Раздражимость — см. возбудимость.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Раздражимость

  1. Вообще — возбудимость. Все специальные значения отражают этот смысл.
  2. Свойство всей живой ткани, способность реагировать на стимуляцию.
  3. Более широкое значение: свойство органа, мышцы или их частей отвечать на определенные классы стимулов.

предметная область термина

Раздражительность… Это такое состояние человека, при котором его психологические реакции (поведение) неадекватно раздражителю, а именно намного выраженнее, чем того «требует ситуация». В бытовом понимании — это когда человек «срывается» на пустяках.
Само определение раздражительности уже говорит о подсознательной значимости этого понятия. Раздражитель — реакция, стимул — ответ, условный рефлекс. Основной процесс при этом — процесс раздражения. Такой же биологический, как и в известном опыте, когда одноклеточную амёбу колют иголочкой, а она в ответ сокращается…
Если Вас что-то или кто-то раздражает — это значит, что Вы реагируете, а точнее допускаете реакцию со стороны своего подсознания, «потворствуете» ей. Раздражение всегда имеет эмоциональный оттенок. Иногда раздражение переходит в агрессию, злобность, ненависть, когда внутри всё закипает и требует выхода — в виде крика или резкого движения…

Раздражение — это несовпадение, несоответствие желаемого и реального. Есть разные оттенки и степени раздражения. Например, человек хочет-желает одно, а его окружает совсем другое — совсем не то, что ему требуется. Вместо «Ламборджини Дьябло» — старенький «жигуль», вместо банковского счёта в Швейцарии — сберкнижка, вместо бассейна с домом на Карибах — лужа перед подъездом… Хочет одного, а имеет другое. Это неприятно, это вызывает раздражение, но с этим можно жить, с этим можно смириться и даже научиться не обращать на это внимание, а со временем и вообще перестать думать об этом — и раздражение пройдёт… Но раздражение не пройдёт, в случае когда соседи сверху устроили вечеринку на всю ночь, сосед по купе в скором поезде начал сильно храпеть, а телефонный хулиган позвонил в пятнадцатый раз… Наверное, каждый человек имеет свой предел терпения, тот рубеж, преступив который Вы вызовете реакцию в виде раздражения. Итак, раздражение — это эмоциональная реакция на несоответствие окружающей действительности внутренним требованиям человека.
Несоответствие внутренним требованием — это та же разность потенциалов, которая толкает человека на выполнение определённых действий. Если эти действия по каким-либо причинам не могут быть совершены — появляется раздражение, и оно усиливается прямо пропорционально неспособности человека повлиять на ситуацию… В итоге человек становится перед выбором: либо принять обстоятельства (ситуацию), либо далее продолжать попытки привести окружающее в соответствие своим внутренним требованиям. Рецепт американского счастья: «Если ты не можешь изменить обстоятельства — смирись с ними!» Главное — не нервничай, ведь невроз развивается именно тогда, когда человек не в силах что-либо изменить, тем не менее не принимает это что-либо. Оно его не устраивает. Раздражение вырастает до громадных размеров. Человека начинает не устраивать абсолютно всё — не устраивает работа, дом, жена/муж, весь мир… Именно тогда появляется раздражительность — малейший пустяк и «человек выходит из себя», устраивает истерику, кричит, стучит — вообщем, не контролирует свои действия…

Как же преодолеть раздражительность, как научиться не раздражаться?
Разум человека так устроен, что он постоянно генерирует внутренние требования — создаёт разность потенциалов… Если Вы начали чувствовать раздражение, постарайтесь определить какие именно внутренние требования Вы не можете реализовать. Именно Ваши внутренние требования, так как осознанный выбор и интерес никогда не вызовут раздражения. Требования, долженствования, обязанность, ответственность, дискомфорт под маской желаний, потребности — всё, что изначально вызывает напряжение будет вызывать раздражение, особенно если напряжение невозможно снять быстро.
Природа жестока — борьба за существование и естественный отбор лежат в основе эволюции. Человеческое сознание появилось в результате биологического, животного напряжения-раздражения… Как природе объяснить бессловесной твари, в чём суть жизни — зачем это всё происходит, что требуется от неё? Никак, только с помощью напряжения-раздражения. И в отношении человека также продолжает действовать политика кнута и пряника. Раздражение — это кнут. Стимул-реакция. И реакция уже заранее запрограммирована.

Возможно ли, чтобы раздражение было осознанным выбором человека? Вам интересно испытывать раздражение? Нет, не интересно… Раздражение — это то, что происходит с человеком. Раздражение может захватить чувства и ум, совершить действия, о которых человек ещё долго потом будет жалеть. Если Вы испытываете раздражение — Вы уже не правы. «На меня что-то нашло», «это был не я», «бес попутал» — действительно, в момент раздражения Вы не осознанны, Вас фактически нет — есть биологическая реакция… Поэтому выход в том, чтобы научиться отслеживать и различать раздражение и своё собственное существование — не путать эти понятия. Качество Вашей жизни — это качество тех эмоций и чувств, которые Вы испытываете. Заблуждение думать, что это качество зависит от внешних обстоятельств — только от Вас, от Вашего интереса к Жизни, от Вашего творчества, от Вашего сотрудничества — это и есть пряник эволюции…
Не знаете как его скушать? 🙂 С удовольствием Вам помогу >>.

Биология, 6 класс

Урок 13. Раздражимость – свойство живых организмов

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. На уроке узнаете, что такое раздражимость.
  2. Как раздражимость проявляется у растений и у животных.
  3. Какие условия среды способствуют ответным реакциям организмов.

Тезаурус

Раздражимость – способность живых клеток, тканей или целого организма реагировать на внешние или внутренние воздействия – раздражители для приспособления изменяющимся условиям среды.

Фотопериодизм — реакция живых организмов (растений и животных) на суточный ритм освещённости, продолжительность светового дня и соотношение между темным и светлым временем суток (фотопериодами).

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.

Фотопериодизм – реакция живых организмов (растений и животных) на суточный ритм освещённости, продолжительность светового дня и соотношение между темным и светлым временем суток (фотопериодами).

*Тропизм – это реакции растений на всевозможные раздражители, проявляющиеся в виде роста их органов.

*Настии – представляют собой изменения положений органов прикрепленных растений, вызванных внешними раздражениями.

*Нутации – вращательные движения растущих органов растений, вызываемые смещением ростовой зоны по периметру молодого органа или чередованием более быстрого роста то одной, то другой его стороны.

*Таксис – двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам (для растений см. тропизм).

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Раздражимость – это реакция возбуждения на определенные внешние факторы. Этот термин используется для описания физиологических реакций на раздражители, а также патологических проявлений, связанных с чрезмерной чувствительностью. Это понятие не стоит путать с раздражительностью.

Это свойство может быть продемонстрировано в поведенческих реакциях на окружающую среду, ситуационные, социологические и эмоциональные стимулы и проявляться в неконтролируемом гневе, злости и чувстве разочарования. Как правило, это качество присуще только людям. Раздражимость – это свойство всего живого, включая животный и растительный мир.

Все живые организмы обладают таким свойством, как раздражимость. Это способность организма воспринять и ответить на определенные стимулы, которые могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние. Растение обычно склоняется в ту сторону, где имеется больше солнечного света. Почувствовав тепло, человек может убрать руку от горячей печи.

Тесно связанной с понятием «раздражимость» является адаптация, которая отвечает за изменения в организме в ответ на внешнее воздействие. Например, человеческая кожа темнеет при воздействии интенсивного солнечного света. Термин «адаптация» часто используется для описания определенных перемен в популяциях, которые, как правило, не могут быть переданы потомству и поэтому не являются эволюционно значимыми. Кроме того, эти изменения обычно обратимы. Например, загар будет постепенно исчезать, если индивид перестанет пребывать на солнце. Условия окружающей среды также могут вызвать долгосрочные изменения в генетическом составе популяции, которые будут уже необратимы у отдельных организмов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Распределите животных на ночных и дневных.

Ночные животные

Дневные животные

Варианты ответов:

Речные раки

Бабочки

Пчёлы

Дождевые черви

Жабы

Ежи

Ящерицы

Суслики

Мыши

Волки

Прудовые лягушки

Совы.

Правильный вариант ответа:

Ночные животные

Дневные животные

Речные раки

Бабочки

Дождевые черви

Пчёлы

Жабы

Ящерицы

Ежи

Суслики

Мыши

Прудовые лягушки

Волки

Совы

Задание 2. Выделите цветом неверные суждения.

Варианты ответов:

  1. Такие реакции наблюдаются у некоторых низших растений, у животных, также у мужских половых клеток папоротников и мхов.
  2. Если движения происходят в сторону источника раздражений внешней среды — их называют отрицательными таксисами.
  3. Если же перемещение идет в обратную сторону от неблагоприятных факторов — такие таксисы называют положительными.
  4. Аналогичные реакции встречаются у растений и выражены они в изменениях направления их роста, называются они тропизмами.
  5. По модальности реакций и воздействий существуют различные виды таксисов
  6. Фототаксис – реакции на свет.
  7. Хемотаксис – на изменения температуры.

Правильный вариант:

  1. Такие реакции наблюдаются у некоторых низших растений, у животных, также у мужских половых клеток папоротников и мхов.
  2. Если движения происходят в сторону источника раздражений внешней среды — их называют отрицательными таксисами.
  3. Если же перемещение идет в обратную сторону от неблагоприятных факторов — такие таксисы называют положительными.
  4. Аналогичные реакции встречаются у растений и выражены они в изменениях направления их роста, называются они тропизмами.
  5. По модальности реакций и воздействий существуют различные виды таксисов
  6. Фототаксис – реакции на свет.
  7. Хемотаксис – на изменения температуры.

протоиерей Игорь Прекуп

Иногда на исповеди человек кается в том, что «понервничал». Трудно сказать, чего тут больше: непонимания, что такое таинство Покаяния, или подсознательного желания если не скрыть, то хотя бы прикрыть грех; как бы и высказать его, но в то же время не выставлять нагишом. Нервы нервами, но при чем тут исповедь? Это – к соответствующему врачу-специалисту.

На исповеди мы говорим не о болезнях нашей психосоматики, но только о грехах, порочных страстях, словах и поступках. И в данном случае «нервничанием», которое нейтрально в этическом смысле – ну, понервничал человек, что ж тут поделаешь, все мы люди! – прикрывается страсть раздражительности, состояние раздражения, которое человек не только невольно почувствовал в себе, но которому позволил себя захватить, а то и не ограничился одним лишь внутренним переживанием…

«Понервничал(а)»… Нервозность, конечно же, способствует раздражительности, как бы дает ей «зеленый свет». Чем у человека крепче нервы, тем легче ему с собой совладать, но страсть от этого не меньше. Просто он, благодаря крепкой нервной системе, не так остро в себе эту страсть чувствует, она его не мучает, поскольку ему легче ее контролировать.

Поэтому, в самом деле, надо признать, что, если у человека нервы в хлам, его легче вывести из себя не потому, что он грешнее, страстнее, распущеннее других. Как и хорошее самообладание вовсе не говорит о бесстрастии, тем более о праведности.

Но, хоть бы и при расстроенных нервах, замечая в себе раздражительность, нам надо видеть именно ее и в ней каяться как в симптоме гордости и тщеславия, не соблазняясь поводом к самооправданию.

А еще (обычно в связке с «нервничанием») люди часто каются в «несдержанности». Это уже ближе к теме, но в чем тут грех? В том, что нам не хватает умения себя контролировать (что, опять же, скорее из области психологии, нежели аскетики), или все-таки грех в том, что именно прорвалось, проявилось, что именно не удалось в себе сдержать? Мы страдаем раздражительностью? Давайте каяться в этом, а не в нервозности. А заодно в питающих ее источных страстях – гордости и тщеславии.

В состоянии раздражения нас прорвало и наружу пролилась злость, мы надерзили и нагрубили кому-то, были резки, кого-то больно этим задели, сами того не желая, кого-то осудили, о ком-то позлословили, уничижили ближнего? Так в этом и каяться надо в первую очередь, а потом уже в том, что были несдержанны, потому что несдержанность – это скорее немощь, а вот то, что не получается сдержать, – это греховные страсти, которым надлежит уделять первоочередное внимание.

Вспомним вновь слова Апостола: Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф.4:31). Тут показана, если можно так сказать, эволюция конфликта, начало которого в огорчении.

Об опасности раздражительности, которая есть «внутренняя испорченность, лукавство, подготовка к злодеянию», сравнивая ее с разливающейся желчью, предупреждает святитель Иоанн Златоуст: «Как желчь вещественная производит воспаление в телесном составе, так духовная – разжигает наши мысли и низводит того, кем овладевает, в геенскую пропасть. <…> Всяка горесть, говорит, да возьмется от вас, – так, чтобы ее уже нисколько в душе не оставалось. Иначе этот остаток, если будет возбужден, то, подобно искре, произведет внутри целый пламень».

Вспомним, как пишет святитель Феофан Затворник: «…обычнее дело начинается из мелочей, легким огорчением, – горечью, – которая, если тотчас не уничтожить ее, скоро переходит в серчание; не удержи серчание, оно разгорится в вспышку гнева, – в ярость; после этого тотчас начинаются крупные слова, брань, а вместе с этим и хула, – укоры и поношения друг друга. <…>

Есть два недобрых возбуждения, смущающих нас, – похоть и раздражение. Как в похоти дело начинается помыслом, так и в раздражении – огорчением. <…> Огорчение, –непрогнанное, – тоже своим путем, чрез осерчание, гнев и ярость, крик, брань и взаимные поношения, и наконец – злость доходит до раздора, непримиримой ненависти, драк и убийства. Как тот, кто прогоняет помысл, пресекает тем дальнейшее его движение к созрению до дела, так и тот, кто прогоняет первое огорчение, полагает тем конец дальнейшему его движению – до раздора, драк и убийств. Так да возьмется от среды огорчительность, будучи прогоняема взаимною уступчивостью, и мирное согласие никогда нарушаемо не будет».

Ну, а если не «возьмется», тогда эта «подготовка к злодеянию» порождает, согласно указанной Апостолом последовательности, ярость, которая «есть начало гнева, как бы некоторое воспламенение; гнев же – такое состояние, когда он переходит в действие. А так как гнев, если не сопровождается криком, разжигающим его, быстро угасает, то (апостол) говорит: и крик да будет удален от вас, то есть пусть исчезнет и не останется никакого следа. Ибо крик – это конь, а гнев – всадник: задержи коня, и ты низверг всадника».

Правда, толкуя Послание к Колоссянам, святитель Феофан в последовательности гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших (Кол.3:8) показывает развитие раздражительности в несколько ином порядке: «…гнев – первое движение раздражения, неудовольствие, негодование, огорчение, зарождение серчания, – (указывает.– И. П.) что все держится в пределах кажущегося благоразумия и скрывается, хотя не всегда удачно.

Ярость – вспышка гнева, не удержанного в пределах и обнаруживаемого словом и делом. Но оба эти – гнев и ярость – проходчивы.

Бывает, однако ж, что огорчение глубоко засядет в сердце и, оставаясь там, строит ковы и всякие способы к отмщению, замышляет сделать зло – злится».

Разница в этих толкованиях заключается лишь в последовательности перечисления страстей, при этом сохраняется полное смысловое совпадение описания сущности этих явлений.

Ярость – «пылающий гнев, который горит и бушует, как пожар», «сердитость, гневливость, когда кто бывает как порох, за всякую малость вспышка гнева, брань и даже драка»; «движение духа, сопровождающееся стремлением травить и карать»; «начинающийся гнев и разгоревшееся в душе негодование»; «серчания, вспышки гнева и раздражения, при столкновениях с другими не в свою пользу, находящие и отходящие, потому что случайное разгорячение самолюбия препобеждается симпатическим строем сердца, но есть опасность, что частые серчания могут превратиться в постоянное, которое есть злая ненависть». Чем побеждается ярость? Любовью.

«Любовь укрощает ярость, – говорит преподобный Максим Исповедник. –Ведь любовь обладает сострадать и благодетельствовать ближнему, быть терпеливым к нему и переносить , что исходит от него, – как о том неоднократно говорилось нами. Обладающая подобным любовь укрощает ярость того, кто стяжал ее».

Что важно понять: ярость – естественное свойство человеческой природы, не порожденное, а извращенное грехом. В своей природной сути это, согласно святителю Василию Великому, «нерв души», передающий ей силу «для постепенного, но неослабного утверждения в добрых делах».

Отцы отличают ярость в ее природном состоянии, как дар Божий чувствовать и различать добро и зло, «переживая и обнаруживая при этом несокрушимое, вдохновенное рвение к добру и пламенную ненависть, отвращение ко злу», в первую очередь к злу внутреннему, к своей греховности, – от ярости порочной.

Просвещенная благодатью Духа Святого, ярость руководствуется ею в своих проявлениях на основе добродетели смирения ради осуществления высшей добродетели – любви.

Примечания

Словом «раздражение» в русском тексте Нового Завета (Еф.4:31) переведено греческое πικρία (пикрия), которому в церковнославянском тексте соответствует его «калька» – горесть. Буквальный перевод слова πικρία на русский язык – горечь. В переносном смысле – раздражение, гнев или суровость, строгость. Отсюда πικρός (пикрос) – горький (во всех смыслах), острый, резкий, неприятный, а также раздраженный, сердитый, противный, ненавистный и т. п.

Свт. Феофан Затворник. Там же. С. 359–360.

Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Рожерс III. Новый лингвистический… С. 725.

Блж. Иероним Стридонский. Комментарий на Послание к Ефесянам. Цит. по: Указ соч.

Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М.: Православный паломник, 1996. С. 280.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *