РАЗДРАЖИМОСТЬ
Раздражимость (англ. irritability) — способность живых организмов реагировать на внешние воздействия определенным комплексом функциональных и структурных изменений.
Проявляется по-разному, в зависимости от уровня эволюционного развития, охватывая широкий круг явлений — от диффузных реакций протоплазмы у простейших живых существ до сложных, высокоспециализированных реакций человека (см. Развитие психики). Син. Возбудимость. См. Чувствительность.
Словарь практического психолога. С.Ю. Головин
Раздражимость
- Способность организмов реагировать на биологически значимые внешние воздействия изменениями, могущими включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложными, высокоспециализованными реакциями у человека.
- Изменение физиологического состояния целостного организма, его органов, тканей или клеток под влиянием внешних воздействий, называемых раздражителями. Минимальная величина раздражителя, достаточная для появления такого изменения, называется порогом восприятия.
Раздражимость относится к фундаментальным свойствам живых систем: ее наличие — классический критерий жизни вообще. Уже раздражимость простейших одноклеточных организмов характерна определенной направленностью их перемещений — к источнику воздействия или от него. Вместе со способностью к образованию элементарных реакций условных раздражимость протоплазмы одноклеточных лежит в основе всех наблюдаемых у них форм поведения. Раздражимость, или возбудимость, органов чувств-важнейшая предпосылка отражения организмом свойств внешней среды, что составляет сущность процессов чувствительности (=> ощущение).
Психологический словарь. И. Кондаков
Раздражимость
- Категория — способность живых организмов реагировать на внешние воздействия изменениями.
- Специфика — может включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложных, высокоспециализированных реакций человека.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Раздражимость — см. возбудимость.
Оксфордский толковый словарь по психологии
Раздражимость
- Вообще — возбудимость. Все специальные значения отражают этот смысл.
- Свойство всей живой ткани, способность реагировать на стимуляцию.
- Более широкое значение: свойство органа, мышцы или их частей отвечать на определенные классы стимулов.
предметная область термина
Раздражительность… Это такое состояние человека, при котором его психологические реакции (поведение) неадекватно раздражителю, а именно намного выраженнее, чем того «требует ситуация». В бытовом понимании — это когда человек «срывается» на пустяках.
Само определение раздражительности уже говорит о подсознательной значимости этого понятия. Раздражитель — реакция, стимул — ответ, условный рефлекс. Основной процесс при этом — процесс раздражения. Такой же биологический, как и в известном опыте, когда одноклеточную амёбу колют иголочкой, а она в ответ сокращается…
Если Вас что-то или кто-то раздражает — это значит, что Вы реагируете, а точнее допускаете реакцию со стороны своего подсознания, «потворствуете» ей. Раздражение всегда имеет эмоциональный оттенок. Иногда раздражение переходит в агрессию, злобность, ненависть, когда внутри всё закипает и требует выхода — в виде крика или резкого движения…
Раздражение — это несовпадение, несоответствие желаемого и реального. Есть разные оттенки и степени раздражения. Например, человек хочет-желает одно, а его окружает совсем другое — совсем не то, что ему требуется. Вместо «Ламборджини Дьябло» — старенький «жигуль», вместо банковского счёта в Швейцарии — сберкнижка, вместо бассейна с домом на Карибах — лужа перед подъездом… Хочет одного, а имеет другое. Это неприятно, это вызывает раздражение, но с этим можно жить, с этим можно смириться и даже научиться не обращать на это внимание, а со временем и вообще перестать думать об этом — и раздражение пройдёт… Но раздражение не пройдёт, в случае когда соседи сверху устроили вечеринку на всю ночь, сосед по купе в скором поезде начал сильно храпеть, а телефонный хулиган позвонил в пятнадцатый раз… Наверное, каждый человек имеет свой предел терпения, тот рубеж, преступив который Вы вызовете реакцию в виде раздражения. Итак, раздражение — это эмоциональная реакция на несоответствие окружающей действительности внутренним требованиям человека.
Несоответствие внутренним требованием — это та же разность потенциалов, которая толкает человека на выполнение определённых действий. Если эти действия по каким-либо причинам не могут быть совершены — появляется раздражение, и оно усиливается прямо пропорционально неспособности человека повлиять на ситуацию… В итоге человек становится перед выбором: либо принять обстоятельства (ситуацию), либо далее продолжать попытки привести окружающее в соответствие своим внутренним требованиям. Рецепт американского счастья: «Если ты не можешь изменить обстоятельства — смирись с ними!» Главное — не нервничай, ведь невроз развивается именно тогда, когда человек не в силах что-либо изменить, тем не менее не принимает это что-либо. Оно его не устраивает. Раздражение вырастает до громадных размеров. Человека начинает не устраивать абсолютно всё — не устраивает работа, дом, жена/муж, весь мир… Именно тогда появляется раздражительность — малейший пустяк и «человек выходит из себя», устраивает истерику, кричит, стучит — вообщем, не контролирует свои действия…
Как же преодолеть раздражительность, как научиться не раздражаться?
Разум человека так устроен, что он постоянно генерирует внутренние требования — создаёт разность потенциалов… Если Вы начали чувствовать раздражение, постарайтесь определить какие именно внутренние требования Вы не можете реализовать. Именно Ваши внутренние требования, так как осознанный выбор и интерес никогда не вызовут раздражения. Требования, долженствования, обязанность, ответственность, дискомфорт под маской желаний, потребности — всё, что изначально вызывает напряжение будет вызывать раздражение, особенно если напряжение невозможно снять быстро.
Природа жестока — борьба за существование и естественный отбор лежат в основе эволюции. Человеческое сознание появилось в результате биологического, животного напряжения-раздражения… Как природе объяснить бессловесной твари, в чём суть жизни — зачем это всё происходит, что требуется от неё? Никак, только с помощью напряжения-раздражения. И в отношении человека также продолжает действовать политика кнута и пряника. Раздражение — это кнут. Стимул-реакция. И реакция уже заранее запрограммирована.
Возможно ли, чтобы раздражение было осознанным выбором человека? Вам интересно испытывать раздражение? Нет, не интересно… Раздражение — это то, что происходит с человеком. Раздражение может захватить чувства и ум, совершить действия, о которых человек ещё долго потом будет жалеть. Если Вы испытываете раздражение — Вы уже не правы. «На меня что-то нашло», «это был не я», «бес попутал» — действительно, в момент раздражения Вы не осознанны, Вас фактически нет — есть биологическая реакция… Поэтому выход в том, чтобы научиться отслеживать и различать раздражение и своё собственное существование — не путать эти понятия. Качество Вашей жизни — это качество тех эмоций и чувств, которые Вы испытываете. Заблуждение думать, что это качество зависит от внешних обстоятельств — только от Вас, от Вашего интереса к Жизни, от Вашего творчества, от Вашего сотрудничества — это и есть пряник эволюции…
Не знаете как его скушать? 🙂 С удовольствием Вам помогу >>.
Биология, 6 класс
Урок 13. Раздражимость – свойство живых организмов
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- На уроке узнаете, что такое раздражимость.
- Как раздражимость проявляется у растений и у животных.
- Какие условия среды способствуют ответным реакциям организмов.
Тезаурус
Раздражимость – способность живых клеток, тканей или целого организма реагировать на внешние или внутренние воздействия – раздражители для приспособления изменяющимся условиям среды.
Фотопериодизм — реакция живых организмов (растений и животных) на суточный ритм освещённости, продолжительность светового дня и соотношение между темным и светлым временем суток (фотопериодами).
Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.
Фотопериодизм – реакция живых организмов (растений и животных) на суточный ритм освещённости, продолжительность светового дня и соотношение между темным и светлым временем суток (фотопериодами).
*Тропизм – это реакции растений на всевозможные раздражители, проявляющиеся в виде роста их органов.
*Настии – представляют собой изменения положений органов прикрепленных растений, вызванных внешними раздражениями.
*Нутации – вращательные движения растущих органов растений, вызываемые смещением ростовой зоны по периметру молодого органа или чередованием более быстрого роста то одной, то другой его стороны.
*Таксис – двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам (для растений см. тропизм).
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Раздражимость – это реакция возбуждения на определенные внешние факторы. Этот термин используется для описания физиологических реакций на раздражители, а также патологических проявлений, связанных с чрезмерной чувствительностью. Это понятие не стоит путать с раздражительностью.
Это свойство может быть продемонстрировано в поведенческих реакциях на окружающую среду, ситуационные, социологические и эмоциональные стимулы и проявляться в неконтролируемом гневе, злости и чувстве разочарования. Как правило, это качество присуще только людям. Раздражимость – это свойство всего живого, включая животный и растительный мир.
Все живые организмы обладают таким свойством, как раздражимость. Это способность организма воспринять и ответить на определенные стимулы, которые могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние. Растение обычно склоняется в ту сторону, где имеется больше солнечного света. Почувствовав тепло, человек может убрать руку от горячей печи.
Тесно связанной с понятием «раздражимость» является адаптация, которая отвечает за изменения в организме в ответ на внешнее воздействие. Например, человеческая кожа темнеет при воздействии интенсивного солнечного света. Термин «адаптация» часто используется для описания определенных перемен в популяциях, которые, как правило, не могут быть переданы потомству и поэтому не являются эволюционно значимыми. Кроме того, эти изменения обычно обратимы. Например, загар будет постепенно исчезать, если индивид перестанет пребывать на солнце. Условия окружающей среды также могут вызвать долгосрочные изменения в генетическом составе популяции, которые будут уже необратимы у отдельных организмов.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Распределите животных на ночных и дневных.
Ночные животные |
Дневные животные |
Варианты ответов:
Речные раки
Бабочки
Пчёлы
Дождевые черви
Жабы
Ежи
Ящерицы
Суслики
Мыши
Волки
Прудовые лягушки
Совы.
Правильный вариант ответа:
Ночные животные |
Дневные животные |
Речные раки |
Бабочки |
Дождевые черви |
Пчёлы |
Жабы |
Ящерицы |
Ежи |
Суслики |
Мыши |
Прудовые лягушки |
Волки |
|
Совы |
Задание 2. Выделите цветом неверные суждения.
Варианты ответов:
- Такие реакции наблюдаются у некоторых низших растений, у животных, также у мужских половых клеток папоротников и мхов.
- Если движения происходят в сторону источника раздражений внешней среды — их называют отрицательными таксисами.
- Если же перемещение идет в обратную сторону от неблагоприятных факторов — такие таксисы называют положительными.
- Аналогичные реакции встречаются у растений и выражены они в изменениях направления их роста, называются они тропизмами.
- По модальности реакций и воздействий существуют различные виды таксисов
- Фототаксис – реакции на свет.
- Хемотаксис – на изменения температуры.
Правильный вариант:
- Такие реакции наблюдаются у некоторых низших растений, у животных, также у мужских половых клеток папоротников и мхов.
- Если движения происходят в сторону источника раздражений внешней среды — их называют отрицательными таксисами.
- Если же перемещение идет в обратную сторону от неблагоприятных факторов — такие таксисы называют положительными.
- Аналогичные реакции встречаются у растений и выражены они в изменениях направления их роста, называются они тропизмами.
- По модальности реакций и воздействий существуют различные виды таксисов
- Фототаксис – реакции на свет.
- Хемотаксис – на изменения температуры.
протоиерей Игорь Прекуп
Иногда на исповеди человек кается в том, что «понервничал». Трудно сказать, чего тут больше: непонимания, что такое таинство Покаяния, или подсознательного желания если не скрыть, то хотя бы прикрыть грех; как бы и высказать его, но в то же время не выставлять нагишом. Нервы нервами, но при чем тут исповедь? Это – к соответствующему врачу-специалисту.
На исповеди мы говорим не о болезнях нашей психосоматики, но только о грехах, порочных страстях, словах и поступках. И в данном случае «нервничанием», которое нейтрально в этическом смысле – ну, понервничал человек, что ж тут поделаешь, все мы люди! – прикрывается страсть раздражительности, состояние раздражения, которое человек не только невольно почувствовал в себе, но которому позволил себя захватить, а то и не ограничился одним лишь внутренним переживанием…
«Понервничал(а)»… Нервозность, конечно же, способствует раздражительности, как бы дает ей «зеленый свет». Чем у человека крепче нервы, тем легче ему с собой совладать, но страсть от этого не меньше. Просто он, благодаря крепкой нервной системе, не так остро в себе эту страсть чувствует, она его не мучает, поскольку ему легче ее контролировать.
Поэтому, в самом деле, надо признать, что, если у человека нервы в хлам, его легче вывести из себя не потому, что он грешнее, страстнее, распущеннее других. Как и хорошее самообладание вовсе не говорит о бесстрастии, тем более о праведности.
Но, хоть бы и при расстроенных нервах, замечая в себе раздражительность, нам надо видеть именно ее и в ней каяться как в симптоме гордости и тщеславия, не соблазняясь поводом к самооправданию.
А еще (обычно в связке с «нервничанием») люди часто каются в «несдержанности». Это уже ближе к теме, но в чем тут грех? В том, что нам не хватает умения себя контролировать (что, опять же, скорее из области психологии, нежели аскетики), или все-таки грех в том, что именно прорвалось, проявилось, что именно не удалось в себе сдержать? Мы страдаем раздражительностью? Давайте каяться в этом, а не в нервозности. А заодно в питающих ее источных страстях – гордости и тщеславии.
В состоянии раздражения нас прорвало и наружу пролилась злость, мы надерзили и нагрубили кому-то, были резки, кого-то больно этим задели, сами того не желая, кого-то осудили, о ком-то позлословили, уничижили ближнего? Так в этом и каяться надо в первую очередь, а потом уже в том, что были несдержанны, потому что несдержанность – это скорее немощь, а вот то, что не получается сдержать, – это греховные страсти, которым надлежит уделять первоочередное внимание.
Вспомним вновь слова Апостола: Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф.4:31). Тут показана, если можно так сказать, эволюция конфликта, начало которого в огорчении.
Об опасности раздражительности, которая есть «внутренняя испорченность, лукавство, подготовка к злодеянию», сравнивая ее с разливающейся желчью, предупреждает святитель Иоанн Златоуст: «Как желчь вещественная производит воспаление в телесном составе, так духовная – разжигает наши мысли и низводит того, кем овладевает, в геенскую пропасть. <…> Всяка горесть, говорит, да возьмется от вас, – так, чтобы ее уже нисколько в душе не оставалось. Иначе этот остаток, если будет возбужден, то, подобно искре, произведет внутри целый пламень».
Вспомним, как пишет святитель Феофан Затворник: «…обычнее дело начинается из мелочей, легким огорчением, – горечью, – которая, если тотчас не уничтожить ее, скоро переходит в серчание; не удержи серчание, оно разгорится в вспышку гнева, – в ярость; после этого тотчас начинаются крупные слова, брань, а вместе с этим и хула, – укоры и поношения друг друга. <…>
Есть два недобрых возбуждения, смущающих нас, – похоть и раздражение. Как в похоти дело начинается помыслом, так и в раздражении – огорчением. <…> Огорчение, –непрогнанное, – тоже своим путем, чрез осерчание, гнев и ярость, крик, брань и взаимные поношения, и наконец – злость доходит до раздора, непримиримой ненависти, драк и убийства. Как тот, кто прогоняет помысл, пресекает тем дальнейшее его движение к созрению до дела, так и тот, кто прогоняет первое огорчение, полагает тем конец дальнейшему его движению – до раздора, драк и убийств. Так да возьмется от среды огорчительность, будучи прогоняема взаимною уступчивостью, и мирное согласие никогда нарушаемо не будет».
Ну, а если не «возьмется», тогда эта «подготовка к злодеянию» порождает, согласно указанной Апостолом последовательности, ярость, которая «есть начало гнева, как бы некоторое воспламенение; гнев же – такое состояние, когда он переходит в действие. А так как гнев, если не сопровождается криком, разжигающим его, быстро угасает, то (апостол) говорит: и крик да будет удален от вас, то есть пусть исчезнет и не останется никакого следа. Ибо крик – это конь, а гнев – всадник: задержи коня, и ты низверг всадника».
Правда, толкуя Послание к Колоссянам, святитель Феофан в последовательности гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших (Кол.3:8) показывает развитие раздражительности в несколько ином порядке: «…гнев – первое движение раздражения, неудовольствие, негодование, огорчение, зарождение серчания, – (указывает.– И. П.) что все держится в пределах кажущегося благоразумия и скрывается, хотя не всегда удачно.
Ярость – вспышка гнева, не удержанного в пределах и обнаруживаемого словом и делом. Но оба эти – гнев и ярость – проходчивы.
Бывает, однако ж, что огорчение глубоко засядет в сердце и, оставаясь там, строит ковы и всякие способы к отмщению, замышляет сделать зло – злится».
Разница в этих толкованиях заключается лишь в последовательности перечисления страстей, при этом сохраняется полное смысловое совпадение описания сущности этих явлений.
Ярость – «пылающий гнев, который горит и бушует, как пожар», «сердитость, гневливость, когда кто бывает как порох, за всякую малость вспышка гнева, брань и даже драка»; «движение духа, сопровождающееся стремлением травить и карать»; «начинающийся гнев и разгоревшееся в душе негодование»; «серчания, вспышки гнева и раздражения, при столкновениях с другими не в свою пользу, находящие и отходящие, потому что случайное разгорячение самолюбия препобеждается симпатическим строем сердца, но есть опасность, что частые серчания могут превратиться в постоянное, которое есть злая ненависть». Чем побеждается ярость? Любовью.
«Любовь укрощает ярость, – говорит преподобный Максим Исповедник. –Ведь любовь обладает сострадать и благодетельствовать ближнему, быть терпеливым к нему и переносить , что исходит от него, – как о том неоднократно говорилось нами. Обладающая подобным любовь укрощает ярость того, кто стяжал ее».
Что важно понять: ярость – естественное свойство человеческой природы, не порожденное, а извращенное грехом. В своей природной сути это, согласно святителю Василию Великому, «нерв души», передающий ей силу «для постепенного, но неослабного утверждения в добрых делах».
Отцы отличают ярость в ее природном состоянии, как дар Божий чувствовать и различать добро и зло, «переживая и обнаруживая при этом несокрушимое, вдохновенное рвение к добру и пламенную ненависть, отвращение ко злу», в первую очередь к злу внутреннему, к своей греховности, – от ярости порочной.
Просвещенная благодатью Духа Святого, ярость руководствуется ею в своих проявлениях на основе добродетели смирения ради осуществления высшей добродетели – любви.
Примечания
Словом «раздражение» в русском тексте Нового Завета (Еф.4:31) переведено греческое πικρία (пикрия), которому в церковнославянском тексте соответствует его «калька» – горесть. Буквальный перевод слова πικρία на русский язык – горечь. В переносном смысле – раздражение, гнев или суровость, строгость. Отсюда πικρός (пикрос) – горький (во всех смыслах), острый, резкий, неприятный, а также раздраженный, сердитый, противный, ненавистный и т. п.
Свт. Феофан Затворник. Там же. С. 359–360.
Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Рожерс III. Новый лингвистический… С. 725.
Блж. Иероним Стридонский. Комментарий на Послание к Ефесянам. Цит. по: Указ соч.
Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М.: Православный паломник, 1996. С. 280.