Раздвоенные копыта у каких животных

Чистые и нечистые животные 17.09.2019 18:42

«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас» (Лев.11:1-8). Какой смысл в этих запретах? Этими запретами Бог хотел научить Свой народ отличаться от других народов не только своим религиозным поклонением, но и образом жизни. Так Он хотел показать евреям, что они не должны быть причислены к другим народам, у которых нет подобных классификаций на чистых и нечистых животных. Благодаря особой диете евреи удерживались от близкого общения со своими соседями-идолопоклонниками и могли быть прообразом Божьего духовного Израиля (т.е. христиан), который не только в этих малых вещах, но в характере своего духа и в образе своей жизни руководствовался благоразумной специфичностью и не сообразовывался с веком сим.

Итак, мы видим, что к сухопутным животным предъявлялись два требования: чтобы животное жевало жвачку и чтобы у него были раздвоены копыта. Животное, обладавшее только одной из этих особенностей, считалось нечистым и не должно было употребляться в пищу. В духовном смысле чистые создания символизировали израильтян, тогда как нечистые символизировали язычников. В жертву можно было приносить только чистых домашних животных, поскольку жертвенное животное замещало того, кто приносил эту жертву (т.к. за грех надо было, по справедливости, убить самого грешника).

Эти удивительные ветхозаветные заповеди в своем буквальном значении для нас христиан Нового Завета потеряли свою силу (ибо сказано: «для чистых все чисто» Тит 1:15), но они не потеряли духовной силы. Сказано в Писании, что «закон духовен» (Рим.7:14), и все, что было в Ветхом Законе – это «образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1Кор.10:6). Итак, чему же могут нас может научить заповеди о чистых и нечистых животных? Два признака чистоты и годности к употреблению в пищу: 1) парнокопытность – «на копытах глубокий разрез» и 2) жвачность животного. Отсутствие какого-либо из этих двух признаков делало животного нечистым. Первого признака недостает, например, верблюду – разрез на копытах у него есть, но неглубокий, и копыто его представляет лапообразную подушку; также – тушканчику и зайцу; второй признак отсутствовал, например, у свиньи, считавшейся у евреев самым нечистым и оскверняющим животным. Климент Александрийский в Строматах (Кн.7, XVIII) пишет, что парнокопытные особенно устойчивы благодаря своим раздвоенным копытам, поэтому особую устойчивость праведникам дает то, что они изучают Слово Божие «день и ночь» (Пс.1:2), а то, что они изучили, они хранят в своей душе и постоянно размышляют над этим – это есть жвачка чистых животных. Животные жвачные, но не парнокопытные, символизируют большинство иудеев, которые, произнося слово Господне, веры в Сына Божия не имеют. Не имея двойной опоры, которую дает христианская вера, они легко спотыкаются, подобно животным, лишенным раздвоенного копыта. С другой стороны, нечисты и те животные, которые, имея раздвоенные копыта, не жуют жвачку. Такие животные символизируют еретиков, которые хоть и верят, в отличие от иудеев, в Отца и Сына, но, тем не менее, оказываются неспособными усваивать и разжевывать ясные слова Писания, поэтому они искажают библейское учение.

Иудеи могли употреблять в пищу парнокопытное животное, которое жует жвачку. Жвачные животные растительную пищу практически не пережевывают, а быстро проглатывают. Пища попадает в первый отдел желудка, в котором находится некоторое время и набухает. Затем она отрыгивается в ротовую полость, и животные ее тщательно пережевывают. Пережевывание часто происходит во время отдыха и в укромных местах, где животных никто не беспокоит и нет опасности появления хищников. В 10 главе Послания Варнавы (II в.) сказано: «Кто разумеется под скотом отрыгающим жвачку? – Тот, кто получая пищу, знает своего питателя, и насытившись радуется о нем». Парнокопытные жвачные животные предназначены в пищу и ими евреи не гнушались. Это значит, что необходимо «прилепляться к тем, которые боятся Господа, размышляют в сердце своем о полученной ими заповеди, которые беседуют о повелениях Господних и соблюдают их, которые знают, что размышление есть дело радостное и, так сказать, пережевывают слово Господне. А на что указывают раздвоенные копыта? На то, что праведник ходит в этом мире, и ожидает другого святого века. Смотрите, какие прекрасные законы дал Моисей».

Поэтому нам надо постоянно изучать Святое Писание, не просто читать, а изучать, ведь Господь Иисус Христос не сказал просто читать Писание, но сказал «исследуйте Писание» (Ин.5:39). Исследовав Слово Божие, надо постоянно держать его в памяти и отрыгивать его из внутренних хранилищ души, чтобы размышлять над ним и вести беседы на библейские темы с другими христианами. Свт.Григорий Двоеслов говорит: «О как дивна глубина глаголов Божиих! Чрез чтение мы срываем самые зеленые травы мыслей; а чрез обсуждение их пережевываем» (Беседа пятая на пророка Иезекииля).

Блаж.Феодорит Кирский пишет, что раздвоенное копыто означает умение различать добрые дела от плохих поступков, также означает жизнь христиан не только в сём веке, но и в будущем, ведь христиане должны быть одной ногой на земле, а другой уже в небе, т.е. надо стараться всего себя посвящать небесным духовным делам, а из земных дел, например в заботе о теле, оставить только необходимые. А отрыгивание и пережевывание жвачки означает поучение в Божественных словесах. «Ибо как овца и подобные ей животные непрестанно пережевывают пищу, так рачительный и боголюбивый взывает Богу всяческих: «как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем» (Пс. 118:97). Феодорит пишет, что как среди животных есть одновременно парнокопытные и пережевывающие пищу, есть парнокопытные, но не жвачные, есть которые только пережевывают жевачку, но не имеют раздвоенных копыт, а есть те которые не имеют ни того, ни другого, «так и между людьми можно находить и совершенных, которые любят поучаться Божественным словесам и рачительно преспевают в добродетели, и несовершенных, которые языком произносят словеса Божественные, но неспособны раздвоять копыт и уподобляются верблюду; некоторые же не вкусили еще благочестия и не приступили к Божественным словесам, но заботятся о достохвальных делах, а некие и вовсе веры не имеют и лишены всякого доброго дела» (Толкование на Книгу Левит, Вопрос 11).

Прп.Ефрем Сирин, положив в основание 11 главу Книги Левит пишет, что если ты приносишь покаяние Господу, то делай это всецело, а не вполовину: «перестал ты умерщвлять людей – удерживай и язык от клеветы, от злословия, от сплетней; приносишь ты покаяние в блуде? Осуждай всякий блуд, потому что им порождены всякие распутства» и т.п. «Если не всецело приносишь покаяние, то вполовину делаешься праведным. Свинье никакой нет пользы быть вполовину чистою, то есть иметь раздвоенные копыта, ибо сим теряется вся чистота. И ты, если несовершенно обратишься, будешь подобен свинье и зайцу, ибо и заяц, будучи чист вполовину, весь нечист. Заяц отрыгает жвачку, но не имеет раздвоенных копыт; а свинья имеет раздвоенные копыта, но не отрыгает жвачки; а потому тот и другая нечисты. Спаситель говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф.7:6), и тем показывает, что вполовину приближающиеся к Нему подобны свиньям, а возвращающиеся на грех подобны псам, у которых в обычае снова пожирать свою блевотину» (О покаянии).

Свт.Кирилл Александрийский в 13 Книге «О поклонении и служении в Духе и истине» говорит, что раздвоенное копыто означает, что мы должны идти «путем добродетели в отношении к нам самим, и путем добродетели в отношении к другим». Добродетель по отношению к себе – это когда мы «для себя самих делаем что-либо доброе, отсекая, например, непристойные и порочные удовольствия, умерщвляя «земные члены» (Кол. 3: 5), приводя дух в состояние кротости, заботясь о нищете духовной, имея чистый и непомраченный, насколько возможно, ум». Добродетели по отношению к другим – это когда мы «неприязненно оскорбившим нас оказываем незлобие, страждущим подаем помощь, утешаем огорченных, заблудившимся по неведению обращаем на путь правый и руководя к лучшему, удовлетворяем нуждающихся». «Итак, кто умеет право и разумно шествовать тем и другим путем, кто может приносить пользу и себе и другим, тот делает сердце свое как бы каким вместилищем и жилищем помышлений о Боге, постоянно как бы приводит во всестороннее движение в себе мысли о Божественных догматах и чрез это частое и разумное исследование утончает некоторым образом его столь тщательно усвоенные мысли: тот совершенно подобен будет животному, жующему жвачку, пищу находящуюся в утробе всегда отрыгающему и доводящему до зубов, чтобы она, еще раз измельчившись, хорошо переварилась и пошла на пользу».

Тем христианам, которые преуспевают в святости и любви к ближним, а также постоянно размышляющим о Слове Божьем, мы должны соревновать, т.е. как бы вкушать это чистое животное и приобщаться его достижениям. Свт.Кирилл об этом говорит так: «да если бы и другой кто-либо сделался причастным таковому чрез научение, и, так сказать, поядал слова его, сделался подражателем (его), решился соревновать столь отличному и избранному мужу: то будет нескверен и чист; потому что будет жить вместе с чистым, и свой собственный образ жизни тотчас явит как бы отображением его мудрости и полезного знания. Вот что, думаю, значит, что нам должно вкушать от всякого животного, от природы разделяющего ногу на два копыта и отрыгающего жвачку. Ибо чисты таковые животные, говорит закон, по сейчас указанной причине».

Также свт.Кирилл говорит по Писанию, что свинья – «животное нечистое, потому что хотя она и раздвояет копыто, но еще неспособна по природе пережевывать пищу, то есть отрыгать жвачку, показывая этим, что недействительна и бесполезна похвала делами без слова сообразного с благочестием; ибо как «вера без дел мертва есть» (Иак.2, 20), так и наоборот – мертво совершенно благоукрашение и честность в делах, если при этом нет богопознания и слово, сообразное с благочестием, не вселилось в душах наших, но будучи низкою, душа наша склонилась к земле и как бы боится поднять взор вверх. Не мало найдем мы пораженных таким недугом; они хотя ведут иногда жизнь и честную и чистую, однако не познав Того, Который есть истинный по естеству Бог, только к земному, так сказать, пригвождают взор ума своего. И таковый также нечист; ибо никто «не увенчивается, если незаконно будет подвизаться», по написанному (2Тим. 2, 5).

В следующий раз мы продолжим разбор чистых и нечистых животных, чтобы уметь извлекать из этого духовную пользу.

Чистые и нечистые животные (часть 5) 14.10.2019 13:49

Деление животных на чистых и нечистых, установленное ветхозаветным законом, имело духовно-воспитательное значение. Это деление было частью законодательства, касавшегося ритуальной чистоты. Законы Моисея о чистоте и нечистоте имели целью отделить народ Божий от язычников, религия которых была духовно нечистой, неистинной. Нечистых животных нельзя было употреблять в пищу и приносить в жертву Богу. Учение о чистоте теснейшим образом связано с ветхозаветным пониманием святости. Те и другие законы обращены к человеку, составляющему единство тела и души. Напротив, всякая нечистота, имевшая прямое отношение к телу, ассоциировалась с грехом, нравственной немощью.

«Все пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех , скверны для нас; из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех , тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле; сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою. Всякое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас; от них вы будете нечисты: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера; и всякий, кто возьмет труп их, должен омыть одежду свою и нечист будет до вечера» (Лев.11:20-25). Здесь речь идет о летающих насекомых. В церковно-славянском тексте Книги Левит они названы гадами птичьими. Свт.Кирилл Александрийский говорит: «Нечисты также и все гады птичия, которые ходят, сказано на четырех, как, например, мухи и с ними сродные. Бесчисленны эти животные малые и отвратительные, и высокого полета не имеющие. Какое же основание для того?» И далее он объясняет, что как ранее Закон Моисеев объявил нечистыми как большого верблюда, так и малого зайца, показывая что «нет лицеприятия у Бога» (Рим.2:11) если кто из людей является творящим грех; так и здесь Закон сперва объявил нечистым царственного орла («из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла» Лев.11:13), а затем «нисходит опять и к самому малому из носящих крылья, наравне полагая малого и великого, если они является творящим непристойное», и объявляет летающих насекомых нечистыми («О поклонении и служении в Духе и истине», кн.14).

Однако Закон объявляет чистыми и дозволяет в пищу саранчу и ее разновидности: «из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех , тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле; сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою» (Лев.11:21-22). Об это свт.Кирилл говорит: » исключает из этого рода «саранчу» и им подобное, как настолько сильное, чтобы быть в состоянии вскакивать и отнюдь не оставаться внизу, напротив часто подниматься на высоту и легко подпрыгивать. Таков некоторым образом ведущий мирскую жизнь, но не совсем непричастный любви к Богу и другим добродетелям; ибо таковый не совершенно привязан к земному и не успокаивается на низком, а старается отчасти помышлять и о горнем, и стяжать иногда славу, устремляясь на высоту и перелетая через земное». Таким образом, Закон саранче уподобляет человека, не привязанного всеми силами души к земле, но стремящегося к небесам, как бы подпрыгивающего к небу, словно саранча, что выражается в посещении церковных собраний, молитве, изучении Библии, помощи ближним, т.к. всё перечисленное возводит человека ввысь от суеты земной.

Как известно, Иоанн Креститель питался в пустыне саранчой: «Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф.3:4). Акриды, которые здесь упоминаются, скорее всего являются саранчой, т.к. в переводе с греческого слова Ακριδα значит саранча. Свт.Петр Хризолог говорит, что «едой его были саранча и дикий мед. Саранча по справедливости изображает собой добавку в пищу ради покаяния и исправления грешников, чтобы, вырвавшись из места греха в место покаяния, он мог долететь до неба на крыльях прощения. Это имел в виду пророк, когда говорил: «Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу. Колени мои изнемогли от поста и тело мое лишилось тука» (Пс 108:24-25). Вы услышали, каким образом он, подобно саранче, устремился от греха к покаянию и согнул колени, чтобы тащить на себе груз этого покаяния. Также добавляется в пищу мед, чтобы горечь покаяния смягчилась сладостью милосердия» (Собрание проповедей, Библейские комментарии отцов Церкви I-VIIIвв.).

Продолжим далее исследовать Книгу Левит. «Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот , мышь, ящерица с ее породою, анака , хамелеон , летаа , хомет и тиншемет , — сии нечисты для вас из всех пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера» (Лев.11:29-31). Мы видим, что ползающие по земле твари были все под запретом, т.к. змей был проклят и приговорен ходить на чреве своем, поэтому между ним и человеком была положена вражда (Быт 3:15), которая сохранялась благодаря этому закону. Прах – пища ползающих тварей, поэтому они не были пригодны человеку в пищу. Свт.Кирилл Александрийский разъясняет: «посредством диких зверей закон обозначает самых жестоких из разбойников, которыми за ничто почитается и самое крайнее из всех злодеяний, человекоубийство, и которые едва не всякого встречающегося умерщвляют, погубляя безжалостно и без всякой пощады; а посредством мыши, ласки и им сродных и подобных, разумею крокодила земного, ящерицу – тот род воров, робкий и трусливый, ночью бродящий, который любит скрыто вредить спящим, но ужасно боится быть пойманным и избегает бдительности тех, кому вред приносится. Ибо разве не самые вороватые животные – ласка и мышь, которые в то же время очень склонны к боязливости и скрываются в норы, вырытые в земле, как скоро заслышится стук, и всего охотнее кормятся ночью, а не днем, также крокодил земной и сродные им?»

Далее свт.Кирилл говорит: «Итак, нечисто все, что есть хищническое, будет ли кто нрава звероподобного и имеет руки обагренные кровью, или малое украдет, как мышь и ласка. И если кто прикасается к оскверненным таким образом, тот будет причастным вине: ибо общение с таковыми во всяком случае делает нечистыми» («О поклонении и служении в Духе и истине», кн.14). Прп.Нил Синайский в письме к диакону Евпору объясняет следующее: «Закон Моисеев предписывает остерегаться мыши и ящерицы. Это иносказательно означает запрет на согласие и собеседование с бесстыдными помыслами. Ибо запрещенные законом страсти, привычки

и нравы предваряют и порождают друг друга. Так, за человекоугодием и тщеславием следуют гордость и высокомерие. Вожделение выкапывает нору похоти, куда тотчас входит бесстыдный демон, подвигающий человека на грех. Ибо, как сказал Господь Иисус: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5: 28). Также за ненавистью и гневом идут злодейство и вредность. Ибо сначала мышь прогрызает в стене дыру, в которую проникают ящерицы и змеи и гнездятся там». Новациан в книге об «Об иудейской пище» пишет, что Закон запрещает употреблять в пищу ласку, т.к. осуждает воровство, а ящерицу запрещает вкушать, потому что «ненавидит неопределенную и изменчивую жизнь».

«Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть ; всего ползающего на чреве и всего ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны; не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми» (Лев.11:41-43).

Также Закон отмечает следующее: «И когда умрет какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера; и тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера; и тот, кто понесет труп его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера» (Лев.11:39-40). Т.е оскверниться можно было, принимая в пищу нечистых животных, прикасаясь к их трупам (когда они живы, то прикасаться к ним можно), а также прикасаясь к трупам чистых животных. Закон объявлял нечистыми людей прикасавшихся к любым трупам (человеческим, а также чистых и нечистых животных), тем самым показывая, что смерть – это следствие греха, поэтому держись подальше от греха, если не хочешь подвергнуться вечной смерти. Но нечистота от прикосновения к трупам длилась лишь до вечера и символизировала, что всем церемониальным осквернениям должен был наступить конец со смертью Христа, совершившейся вечером этого мира. И мы должны научиться всякий день вечером обновлять свое покаяние за грехи дня и очищать себя от осквернения, которому из-за них подвергаемся, чтобы не ложиться спать в своей нечистоте.

(составил Д.Ю.Гончаров).

Кроме домашних северных оленей, разводимых в качестве сельскохозяйственных и транспортных животных, в тундре Крайнего Севера, на островах и особенно на полуострове Таймыр сохранилось много диких северных оленей, которые ведут кочевой образ жизни и служат объектом промысловой и спортивной охоты. В среднем длина тела тундровых оленей достигает 2 м, высота — до 1,1 м, а масса — до 100 кг.

В отличие от оленей других видов, у которых самки безроги, северные олени (как самцы, так и самки) имеют рога. Ежегодно в ноябре-декабре сбрасывают рога самцы, в мае-июне — самки. Затем рога отрастают вновь, усложняясь по форме за счет увеличения числа отростков. К 4—5 годам рога достигают полного развития.

В течение большей части года основу питания тундровых оленей составляет лишайник ягель, неправильно называемый оленьим мхом. Однако этот корм беден белками и минеральными солями, недостаток которых олени вынуждены пополнять, поедая другую пищу, например яйца птиц, мясо леммингов, морские водоросли, а также временами пить морскую воду. Летом питание северных оленей становится более разнообразным и полноценным: они кормятся всевозможными травами, грибами, побегами карликовых ив и берез.

Северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни в тундре и заселяют ее территорию вплоть до берегов Северного Ледовитого океана, включая и острова. Передние ноги северного оленя имеют широкие копыта с углублением в виде ложки или совка, удобные для разгребания снега и откапывания из-под него ягеля. Во время хождения по мягкой почве или рыхлому снегу копыта раздвигаются в стороны, при этом щетка длинных волос между копытами увеличивает поверхность опоры, площадь которой дополняется сильно развитыми боковыми копытами, что способствует успешному продвижению по льду, снегу или болоту. Волосяной покров хорошо защищает оленя от стужи, особенно сильно он развит на шее. На зиму волосы на теле северного оленя к концам утолщаются, так что под ними образуется воздушный слой, препятствующий потере тепла. Кроме того, в шерсти увеличивается количество белых волос (с воздухом в середине), отчего олень как бы седеет. Такая шерсть задерживает излучение тепла в окружающее пространство и согревает тело.

Густые волоски покрывают у северного оленя даже носовое зеркало, нежная кожа которого оказывается защищенной от охлаждения. Это приспособление имеет важное значение, так как олени постоянно роются мордой в снегу, норой прорывая в нем ямки полуметровой глубины, чтобы добраться до ягеля. К зиме олени жиреют, подкожный слой жира достигает 3—5 см, что позволяет им переносить сильные морозы. Кроме того, в морозную погоду олени сбиваются в плотные кучи, вследствие чего все стадо окутывается густым облаком согретого воздуха.

Во второй половине июня самка рождает одного детеныша, который в тот же день уже может бегать. До поздней осени оленята прикармливаются молоком матери, хотя уже в месячном возрасте они способны самостоятельно добывать корм.

Летом в тундре появляется масса комаров, мошек и других кровососущих насекомых. Спасаясь от них, стада северных оленей перемещаются к верховьям рек и на водоразделы, где дуют сильные ветры, отгоняющие мошкару. Часть оленей перебирается к побережью Северного Ледовитого океана. Здесь ветер с океана тоже избавляет оленей от гнуса.

В начале сентября тысячные стада оленей отправляются на зимовку в лесотундру. Вожаками в стадах обычно бывают старые самки. Впереди идут оленихи с оленятами, а за ними следуют самцы. Все стадо держится кучно, поэтому сближенные рога оленей кажутся движущимися ветвями деревьев. Воздух наполняется характерными звуками: низкими голосами животных, похожими на храп, и своеобразным треском в суставах ног от сгибания копыт. Скорость передвижения оленей не велика, всего 15—20 км в сутки, причем стадо растягивается на сотни километров, образуя лавину живых тел. Встречающиеся на пути крупные реки они переплывают, причем стада могут плыть по нескольку часов подряд. За оленями следуют тундровые волки, которые нападают на слабых или больных животных, отстающих от основной массы, и этим оздоравливают состав оленьего стада. Много оленят, отбившись от стада, ищут своих матерей, доверчиво приближаясь к любому предмету — бугорку, кустику или животному и в конце концов попадают в зубы хищникам.

Прибыв на место, олени всю зиму кормятся на ягельниках, придерживаясь малоснежных районов. Весной олени перемещаются в тундру. Отстрел диких северных оленей повсеместно запрещен ввиду сокращения численности стад, учет которых ежегодно производится с помощью авиации. Ограниченный промысел разрешен только местному населению Крайнего Севера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *