Римское вторжение 67 года едва не завершилось для восставших иудеев крахом, однако неожиданно они получили передышку, связанную со сменой правящего режима в центре империи. В преддверии приближающейся гражданской войны в Италии римляне на время оставили мятежников в покое. Вместо того, чтобы воспользоваться этой возможностью для укрепления обороны, восставшие тут же вступили в междоусобную борьбу друг с другом.
Содержание
- Падение правительства аристократов и переворот зелотов
- Весенняя кампания 68 года
- Смерть Нерона и Гражданская война 68 – 69 годов в Италии
- Партийная борьба в Иерусалиме в 68 – 69 годах
- Возобновление войны
- Иерусалим накануне осады
- Начало осады
- Контратака повстанцев
- Захват Антонии
- Падение и гибель Храма
- Потери побежденных
- Завершение восстания
- Предыстория
- Ситуация в Иерусалиме
- Осада
- Сдача Иерусалима
- В массовой культуре
- Примечания
- Литература
- Предыстория
- Ход сражения
Падение правительства аристократов и переворот зелотов
Потеря Галилеи вызвала серьезный раскол в рядах иудейских повстанцев, обвинявших в этом провале правительство аристократов. На протяжении 67 года Иерусалим наполнился толпами беженцев из разоренных римлянами областей. При росте недовольства собравшихся в городе масс в наступление вновь перешли зелоты. Их лидер Элеазар бен Симон контролировал Храмовую гору и через своих сторонников сумел установить новый порядок замещения должности первосвященника. Отныне он должен был избираться по жребию из широкого круга претендентов. Первым на эту должность был избран Фанний, который был человеком самого простого происхождения.
Фреска из иудейской синагоги в Дура-Европосе, III век
Аристократы не собирались сдаваться. Зимой 67 – 68 годов подстрекаемые ими горожане подняли восстание и оттеснили зелотов во внутренний двор Храма. Находясь в меньшинстве, те по совету Иоанна бен Леви из Гисхалы призвали на помощь идумеев, утверждая, что противная сторона готовит измену. Около 20 000 бойцов из Идумеи в скором времени прибыли в Иерусалим, но жители города, осведомленные о целях их прихода, заперли перед идумеями ворота. К их несчастью, в одну из ближайших ночей поднялась буря с ветром и дождем. Зелотам удалось незамеченными проскользнуть мимо охранявших Храмовую гору постов и впустить своих союзников в город.
Правительственные войска бежали, а победители устроили в городе резню, в которой погибли вожди аристократической партии, включая Анана бен Анана. После того, как волна убийств и грабежей спала, идумеи покинули Иерусалим, который находился теперь в безраздельной власти зелотов.
Весенняя кампания 68 года
Зимой 67 – 68 годов под римский контроль перешли приморские города Азот и Ямния. С наступлением весны Веспасиан продолжил сокращать территорию, находившуюся под контролем восставших. Армия под его командованием выступила из Цезареи на юг по направлению к Лидде и Ямнии. Овладев этими городами, Веспасиан направился в Эммаус, где для ведения осады оставил V Македонский легион. Сам он с оставшейся при нем частью армии направился далее на юг, в Идумею, где перебил множество повстанцев и разрушил их опорные пункты. Оставив здесь для завершения покорения южных районов страны достаточно войск, с остальными он возвратился к Эммаусу, который был к тому времени уже взят римскими войсками.
Повернув оттуда на север, он через Самарию с главными силами направился в Иерихон. С приближением армии большинство местных жителей покинуло свои дома и бежало в Иерусалим. Оставшиеся были истреблены солдатами. В Иерихоне войска получили небольшой отдых. Здесь к ним присоединились отряды, ранее посланные для покорения Заиорданья.
Военная кампания 68 года
Таким образом, к лету 68 года Веспасиан установил контроль над большей частью страны. Центр восстания, Иерусалим, был окружен цепью римских укреплений. Под контролем восставших остались лишь такие укрепленные пункты как Масада и Махерон, расположенные в пустынной труднодоступной местности. В середине лета Веспасиан вернулся в Кесарию, чтобы здесь предпринять последние приготовления к осаде Иерусалима.
Смерть Нерона и Гражданская война 68 – 69 годов в Италии
Тем временем в Кесарию пришла весть о восстании в Галлии и Испании и самоубийстве Нерона. Веспасиан отложил продолжение иудейской кампании на неопределенный срок и стал ожидать дальнейшего развития событий. Первоначально он признал права Гальбы и даже послал в Рим своего сына Тита для его поздравления. Однако убийство Гальбы и провозглашение императором Отона, а затем Вителлия подтолкнули Веспасиана выдвинуть собственные претензии на власть.
1 июля 69 года префект Египта Тиберий Юлий Александр первым провозгласил его императором, 3 июля за ним последовали легионы в Иудее, 5 или 6 июля к Веспасиану примкнул наместник Сирии Гай Лициний Муциан. На общем совещании в Берите 20 – 25 июля было решено послать в Италию армию под командованием Муциана. Сам Веспасиан в это время занял Египет, служивший житницей Рима.
Пока войска Муциана находились в пути, легионы, стоявшие в Мёзии и Паннонии, также примкнули к Веспасиану. Командовавший ими Гай Антоний Прим двинулся со своей армией прямо на Италию и в октябре разбил войска вителлианцев под Кремоной. 20 декабря его армия вступила в Рим, Вителлий был убит, а 22 декабря сенат признал Веспасиана императором.
Партийная борьба в Иерусалиме в 68 – 69 годах
Междоусобицы в Риме были как нельзя на руку повстанцам, но вместо того, чтобы воспользоваться передышкой и подготовить город к борьбе, зелоты начали воевать друг с другом. Элеазар бен Симон с 2400 своих сторонников контролировал Храмовую гору. Его противником выступал Иоанн Гисхальский, который привлек на свою сторону большинство более мелких лидеров, а также наводнивших Иерусалим беженцев из Галилеи. Число его сторонников в городе достигало 6000 человек. В свою очередь, против Иоанна боролись как умеренные из числа горожан и остатков прежней аристократической партии, так и радикалы-сикарии, многие из которых были выходцами из южных районов страны.
Последние, чтобы избавиться от Иоанна, призвали на помощь Симона бар-Гиору, лидера религиозных радикалов и крестьянской бедноты из Идумеи. В апреле 69 года Симон бар-Гиора с 10 000 своих сторонников и 5 000 идумеев вошел в Иерусалим и занял большую его часть, оттеснив Иоанна в Верхний город. Все три группировки вели жестокую борьбу друг с другом. Во время этих столкновений часть города была уничтожена пожарами. Здесь также сгорели зернохранилища, большая часть хранившегося в них продовольствия погибла.
Возобновление войны
В то время как в Иерусалиме продолжалась междоусобная борьба, римляне готовились к завершению кампании. Весной 70 года Тит, назначенный отцом главнокомандующим, выступил из Александрии с пополнениями, которые включали части III Галльского и XXII Дейотара легионов. Двигаясь вдоль побережья Леванта через Газу, Аскалон, Явнию и Иоппию, он в конечном итоге достиг Цезареи, где были собраны главные силы римской армии.
Тит, мраморный бюст из Британского музея, Лондон
К сражавшимся до сих пор под началом его отца V Македонскому, X Стремительному и XV Аполлона легионам присоединился XII Молниеносный легион, некогда столь неудачно сражавшийся в Иудее под командованием Цестия Галла, а также 3000 солдат римских гарнизонов на Евфрате. В состав армии входили и многочисленные вспомогательные войска, насчитывавшие 12 когорт пехоты и 8 кавалерийских ал, а также контингенты, предоставленные союзными царями Агриппой, Антиохом из Коммагены, Соэмом из Эмесы и Малхом из Набатейской Аравии. В общей сложности готовившаяся к наступлению армия насчитывала более 60 тысяч человек.
По пути к Иерусалиму армия была разделена на три колонны. Первая, находившаяся под командованием самого Титa, включала XII и XV легионы, вексилляции других легионов, а также вспомогательные войска и контингенты союзных царей. Выступив из Цезареи, она продвигалась к Иерусалиму через Самарию и Гофну.
Маршрут войск Тита на пути к Иерусалиму
Уже на подходе к городу Тит в сопровождении 600 всадников отправился на рекогносцировку местности. Увлекшись, он слишком приблизился к стене и был атакован иудеями, едва не захватившими римского полководца в плен. Вернувшись в расположение своих войск, Тит приказал разбить лагерь на горе Скопус примерно в трех четвертях мили северо-восточнее городских стен.
V легион, находившийся под командованием своего легата Секста Цереала в лагере у Эммауса, вечером того же дня подошел к Иерусалиму с западной стороны. Его лагерь находился немного далее от города. X легион, командиром которого являлся Ларций Лепид, прибыл из Иерихона и разбил лагерь на Елеонской горе.
Иерусалим накануне осады
Представший перед глазами римлян город был хорошо укреплен от природы. Он располагался на вершинах двух холмов и, кроме того, защищался тремя поясами крепостных стен. Самой высокой его точкой являлась Храмовая гора, гигантская платформа, на которой возвышалось здание Храма. На Западном холме еще во времена Хасмонеев возник Верхний город, где находился дворец Ирода и располагались особняки знати. Между обоими холмами лежала Тиропеонская долина и Нижний город. Верхний и Нижний город были окружены общей, или первой стеной. С северной стороны защита города была усилена еще двумя рядами стен. Вторая стена шла от примыкавшей к Храмовой горе крепости Антонии к Западным воротам. Третья стена охватывала плоскогорье Бецета, где находился Новый город.
Римские лагеря под Иерусалимом
Согласно Иосифу Флавию до войны в Иерусалиме проживало около полумиллиона человек и еще столько же паломников туда стекалось в канун праздника Пасхи. Более правдоподобные оценки говорят о числе жителей между 50 000 и 75 000 человек. Накануне осады город был также наполнен беженцами, которые стекались в него из разоренными римлянами областей; из них воинами были 23 400 человек.
Город по-прежнему терзала жестокая междоусобная борьба. Накануне Пасхи Иоанну Гисхальскому удалось под видом паломников провести своих воинов в Храм, где они напали на Элеазара и его людей с оружием в руках. Лишь с началом римской осады вожди противных партий пришли к соглашению о совместных действиях.
Начало осады
23 апреля римляне начали осадные работы. Тит решил начать штурм города с северо-западной стороны, где защита Иерусалима была максимально уязвима. В соответствии с этим планом он приказал воинам V легиона разбить новый лагерь напротив Западных ворот, а воинам XII и XV легионов – еще один лагерь напротив башни Псефина. Под его руководством воины стали энергично сооружать осадные насыпи, используя в качестве строительных материалов остатки домов городских предместий и деревья.
Когда подготовительные работы были окончены, римляне подтащили к стенам тараны и пустили их в ход. 7 мая, на 15-й день с начала работ, стена пала, римляне ворвались в пролом и захватили Новый город. Укрепившись на этих позициях, они следом повели атаку на вторую стену, которая тянулась между крепостью Антония и Западными воротами. Всего через четыре дня после начала атаки эта стена также пала.
Римские осадные работы под стенами Иерусалима и вылазка повстанцев. Реконструкция П. Коннолли
Не успели римляне по-настоящему закрепиться в захваченной ими части города, как осажденные устроили вылазку и отбросили их за стену. После этого они постарались заделать пролом и на протяжении трех дней выдерживали новый штурм. Вновь захватив вторую стену, Тит приказал расставить здесь сильные караулы и разрушить оставшиеся укрепления.
Военные действия, продолжавшиеся вот уже на протяжении 3 недель, порядком измотали силы обеих сторон. Осажденные страдали от голода, осаждавшие – от жажды. Чтобы деморализовать противника, Тит устроил военный парад, на котором римская армия выстроилась перед замершими в изумлении защитниками города. После этого последовало предложение сдаться, которое осажденным должен был передать Иосиф. Иудеи считали его погибшим при взятии Иотапаты и, увидев Иосифа в римском лагере, пришли в неописуемую ярость. На парламентера обрушился град оскорблений, полетели стрелы. Один камень ударил его по голове, Иосиф без чувств свалился на землю. Иудеи сделали вылазку, чтобы попытаться взять его живым, но их опередили римские солдаты, которые унесли Иосифа в свой лагерь.
Контратака повстанцев
Убедившись в нежелании иудеев добровольно сдать город, Тит приказал соорудить четыре насыпи: две против крепости Антония и еще две – против первой стены у Западных ворот. После 17-дневной непрерывной и напряженной работы сооружения были почти окончены. Иудеи терпеливо ожидали этого момента. Заблаговременно они провели подземный ход к тем насыпям, которые были воздвигнуты у крепости Антония. 29 мая повстанцы наполнили галерею горючими материалами и зажгли столбы, подпиравшие ее свод. Когда опоры сгорели, земля просела и осадные сооружения обрушились.
Два дня спустя вдохновленные этим успехом воины Симона бар-Гиоры предприняли стремительное нападение на насыпи, направленные против Верхнего города. Прорвавшись сквозь передовые посты противника и оттеснив солдат в их укреплённый лагерь, осаждённые подожгли насыпи и уничтожили стоявшие на них осадные орудия. Таким образом, всего за два дня иудеи уничтожили все плоды многодневного труда противника.
На состоявшемся вскоре военном совете Тит принял решение заново воздвигнуть осадные насыпи и полностью блокировать Иерусалим. В течении трех дней солдаты соорудили вокруг города стену длиной 7,2 км. Над восстановлением осадных насыпей римляне трудились 21 день. Окрестности города были полностью опустошены, и римским солдатам приходилось доставлять дерево и другие строительные материалы за 15 км.
Иерусалимский храм, вид с юго-западной стороны. Огромный храмовый двор опоясан колоннадой. В его центре возвышается 45-метровая громада Храма, обнесенного укреплениями внутреннего двора. В дальнем северо-западном углу виднеется крепость Антония
Римская блокада привела к тому, что в Иерусалиме разразился голод. Продовольствие выдавалось только воинам, старики и женщины были оставлены на произвол судьбы. Горожане, страдавшие от голода, стали массами убегать из города. Римляне охотно принимали у себя беглецов из верхушки имущественного класса, однако к беднякам относились совершенно иначе. Чтобы помешать им покидать город, Тит приказал распинать беглецов на крестах ввиду городских стен. Тысячи трупов, усеявших окрестности города, стали неотъемлемой частью пейзажа.
Захват Антонии
На этот раз основные силы римлян были направлены против Антонии, служившей оплотом защитникам Храмовой горы. В середине июня оборонявшийся в этой крепости Иоанн Гисхальский предпринял со своими сторонниками новую вылазку против римских осадных работ. На этот раз ему не удалось застать своего противника врасплох, нападающие потерпели поражение и оказались вынуждены вернуться ни с чем.
После этого римляне установили на насыпь таран и начали разрушать стену крепости. Защитники сверху забрасывали их стрелами и камнями. Кладка стены не поддавалась ударам тарана. Однако ночью стена внезапно рухнула сама в том месте, где ранее иудеи прорыли подземные ходы для разрушения прежних валов. Для римлян это оказалось полной неожиданностью. Когда они попытались вторгнуться в брешь, их ожидал ещё один сюрприз. В ожидании неизбежного падения стены иудеи наспех построили за ней вторую. И хотя эта стена не отличалась прочностью конструкции, первое нападение на нее было отбито.
Штурм храмовой горы. На переднем плане видны остатки снесенной римлянами крепости Антонии и осадные насыпи, подведенные к северо-западному углу укреплений. Внешний двор Храма является полем битвы между повстанцами и римскими солдатами
5 июля на рассвете двадцать дежуривших в это время римских солдат в сопровождении знаменосца, трубача и двух всадников бесшумно поднялись на стену и перебили спавшую здесь стражу. Трубач протрубил сигнал к атаке, после чего Тит с отборными войсками немедленно занял Антонию. Развивая успех, римляне вслед за отступавшими повстанцами ворвались на Храмовый двор. Здесь, понимая, что судьба города может решиться в ближайшие часы, иудеи остановились и дали бой. Сражение продолжалось несколько часов. В итоге римлянам пришлось отступить, удовлетворившись занятием Антонии.
Падение и гибель Храма
Чтобы открыть войскам широкую дорогу к Храму, Тит отдал приказ солдатам срыть до основания занятую крепость и подвести насыпи к северо-западной части укреплений Храмовой горы. На протяжении последующих пяти недель здесь происходили беспрестанные стычки между мелкими отрядами обеих сторон.
В начале августа римляне, наконец, предприняли решительный штурм. Тараны вновь начали бить в стены, но их кладка из огромных, плотно пригнанных друг к другу камней по нескольку тонн весом каждый, не поддавалась ударам. Тит приказал солдатам поджечь ворота, ведущие к наружным галереям Храма. Когда они сгорели, римляне ворвались в двор святилища, оттеснив повстанцев в само здание Храма. Ожесточенный бой здесь продолжился, защитники забаррикадировались внутри, постоянно контратакуя и забрасывая своих противников камнями с крыши здания. 10 августа по приказу Тита Храм был подожжен атакующими и сгорел дотла вместе укрывавшимися там людьми.
Осада и штурм римлянами Иерусалима
С падением Храма повстанцы Иоанна Гисхальского очистили Храмовую гору и отступили в Верхний город. Тит в последний раз предложил им сдаться, но это предложение, как и предыдущие, было отвергнуто. Без особого труда римляне заняли оставленный защитниками Нижний город и 20 августа начали готовиться к штурму цитадели восставших.
Против стен дворца Ирода были заложены четыре осадных насыпи. 7 сентября работы были окончены, в тот же день подведенный к стене таран сделал в ней пролом. После этого всякое сопротивление восставших прекратилось. Разбившись на небольшие группы, они пытались найти путь к бегству или место, где было можно спрятаться. Солдаты ворвались в город, устроив здесь массовую резню населения. Дома грабились, а затем поджигались. Так Иерусалим пал после 5-месячной осады, потребовавшей от победителей колоссальных усилий и жертв.
Потери побежденных
Иудея дорого заплатила за сопротивление. Иерусалим, крупнейший город и Иерусалимский храм, центр религиозной жизни еврейского народы, были разрушены до основания. Нетронутыми по приказу Тита остались лишь три башни цитадели и западная часть обводной стены, чтобы потомки могли воочию убедиться, сколь велик был город и какими мощными укреплениями он был обнесен. Иосиф Флавий определяет число погибших в 1 100 000 человек, а число людей, проданных в рабство только при взятии Иерусалима, по его словам, составляло 97 000 человек. Сегодня эти цифры представляются сильно завышенными, более уместно говорить примерно о 350 000 погибших.
Многие из пленных были посланы на работу в египетские рудники или погибли во время игр, которые в ознаменование победы зимой 70 года Тит устраивал в Кесарии, Берите и Антиохии. Самые высокие и красивые юноши были отобраны для триумфа в Риме, который весной 71 года совместно праздновали Веспасиан и Тит. В триумфальном шествии несли захваченную при разграблении Иерусалима добычу и вели захваченных в плен вождей восстания. По окончании триумфа Симон бар-Гиора был казнен, а Иоханан Гисхальский брошен в тюрьму, где и умер.
Рельеф с триумфальной арки Тита в Риме с изображением иудейских трофеев и пленных
Завершение восстания
С падением Иерусалима Иудейская война не была окончена. В руках повстанцев все еще оставалось несколько труднодоступных крепостей на юге страны. Назначенный в 71 году наместником Иудеи Луциллий Басс получил под свое командование Х Стремительный легион, с которым продолжил военные действия против повстанцев. Хронология и последовательность событий этой кампании не ясны.
Иродион, расположенный на краю пустыни, в 10 милях от Иерусалима, скорее всего, был взят одним из первых в 71 или 72 годах. Затем пришла очередь Махерона, находившегося в землях восточнее Иордана. Луциллий Басс осадил крепость и начал сооружать насыпь, в то время как мятежники устраивали вылазки, чтобы помешать его работам. Во время такой вылазки был захвачен один из их командиров Элеазар. Римский командующий распорядился распять пленника прямо перед стенами крепости, и его ужасная судьба подтолкнула иудеев к капитуляции.
Махерон, современная реконструкция
Последней пала Масада, расположенная у юго-западного побережья Мёртвого моря. В крепости находилось несколько сот сикариев с семьями – всего около 1000 человек, которыми руководил Элеазар бен Яир. К тому моменту Луциллий Басс внезапно скончался, и командование осуществлял его преемник Луций Флавий Сильва. Зимой 72 – 73 годов он привел к стенам Масады Х легион и вспомогательные силы численностью до 15 000 человек. Римляне разбили вокруг крепости 8 лагерей и построили стену длиной более 3 км. У восточного склона горы, на вершине которой стояла Масада, римляне начали возводить насыпь, на которой установили осадную башню и таран. В ночь перед штурмом, назначенным на 15 апреля, все защитники крепости, положение которых было безнадежно, покончили с собой. С падением Масады закончилась история Иудейского восстания.
Продолжение следует
Литература:
У этого термина существуют и другие значения, см. Осада Иерусалима.
Осада Иерусалима происходила с 20 сентября по 2 октября 1187 года после поражения основных сил Иерусалимского королевства при Хаттине. Завершилась капитуляцией христиан перед войсками Айюбидов на условиях выхода жителей из города за выкуп. Падение города стало поводом к началу Третьего крестового похода.
Предыстория
См. также: История Иерусалима в Средние века
Войска Иерусалимского королевства, ослабленного внутренними распрями, были разгромлены в битве при Хаттине 4 июля 1187 года. Большинство баронов были взяты в плен, в том числе король Ги де Лузиньян. Тысячи мусульманских пленников были освобождены. К середине сентября Салах ад-Дин взял Акру, Наблус, Яффу, Торон, Сидон, Бейрут и Аскалон. Те, кто пережил битву, и другие беженцы нашли пристанище в Тире — единственном городе, ещё не сдавшемся Салах ад-Дину благодаря прибытию Конрада Монферратского.
Ситуация в Иерусалиме
В Тире Балиан II Ибелин попросил Салах ад-Дина разрешить ему безопасный проход в Иерусалим, чтобы забрать свою жену Марию Комнину и семью. Салах ад-Дин удовлетворил его просьбу, при условии, что Балиан не поднимет против него оружия и будет пребывать в Иерусалиме не более одного дня. Однако по прибытии в город патриарх Ираклий Иерусалимский, королева Сибилла и остальные жители просили Балиана взять на себя ответственность по обороне города. Ираклий указал ему, что он обязан остаться ради веры, и предложил освободить его от клятвы Салах ад-Дину. Балиан согласился.
Он известил о своём решении Салах ад-Дина через депутацию горожан, которые прибыли в Аскалон и отвергли предложения о капитуляции Иерусалима. Салах ад-Дин при этом организовал сопровождение Марии Комнины и её детей в Триполи (Ливан). Поскольку Балиан Ибелин имел самое знатное происхождение и авторитет среди всех баронов, оставшихся в Иерусалиме, мусульмане, по словам летописца Ибн аль-Асира, воспринимали его «более или менее равным королю».
Балиан нашёл ситуацию в Иерусалиме плачевной. Город был наполнен беженцами, спасавшимися от мусульманской армии, и их число росло. В городе оставалось всего 14 рыцарей, поэтому он даровал рыцарские титулы 60 оруженосцам и мещанам. Балиан готовился к неизбежной осаде, запасая провиант и накапливая деньги. Собрав армию из сирийцев и египтян, Салах ад-Дин после короткой и неудачной осады Тира прибыл к стенам Иерусалима 20 сентября.
Осада
Салах ад-Дин инициировал переговоры с Балианом Ибелином, при посредничестве Юсуф Батита, одного из православных священнослужителей, которые рассчитывали получить больше привилегий, если бы город был возвращён мусульманам. Салах ад-Дин рассчитывал взять город без кровопролития и предложил щедрые условия, однако власти города отказались капитулировать, и осада началась.
Армия Салах ад-Дина стояла перед башней Давида и Дамасскими воротами. Сарацинские лучники не прекращали обстрел крепостных стен. Осадные башни подкатывали к стенам, но защитники не позволяли мусульманам закрепиться у стен. В течение шести дней стычки велись с незначительными результатами. Силы Салах ад-Дина несли тяжёлые потери после каждого штурма, в то время как крестоносцы потеряли всего несколько человек. 26 сентября Салах ад-Дин перевёл свой лагерь на другую часть города, к Масличной горе, где не было крупных ворот, из которых крестоносцы могли бы контратаковать. Стены были под постоянным обстрелом из катапульт, баллист, требюше и арбалетов. Часть стены удалось заминировать, и она рухнула 29 сентября. Крестоносцы не смогли заделать пролом, но и сарацины не смогли войти в город через него. Между тем Балиану удалось рекрутировать всего несколько десятков рыцарей и горстку ополченцев, способных носить оружие и защищать стены, больше желающих не было, несмотря на обещанную огромную плату.
Горожане были в отчаянии. Согласно Вильгельму Тирскому, духовенство организовало босое шествие вдоль стен, как было сделано (только снаружи) в 1099 году. На горе Голгофе женщины обрезали своим детям волосы, погружая их по подбородок в бассейны с холодной водой. Эти епитимьи были направлены на отвращение гнева Божьего от города, но «…Наш Господь не изволил услышать молитвы и шума, который был сделан в городе. Зловоние от прелюбодеяний, расточительности и греха против природы не позволило их молитвам подняться к Богу».
В конце сентября Балиан отправился к Салах ад-Дину с предложением о капитуляции города. Салах ад-Дин согласился, и стороны договорились о том, что город будет передан мусульманам мирно, чтобы не допустить резни, произошедшей в 1099 году, когда крестоносцы захватили город. Для франков Салах ад-Дин установил выкуп в 20 безантов для мужчин, 10 — для женщин и 5 для детей, но те, кто не мог заплатить, должны были быть проданы в рабство. Местные христиане и православные могли остаться в городе.
После возвращения Балиана Ибелина в город было решено, что 7000 бедняков будут выкуплены из казённых денег, которые прислал Генрих II Плантагенет и которые находились под охраной госпитальеров. Эти деньги были предназначены для паломничества английского короля или на нужды крестового похода, который собирался организовать король в качестве покаяния за убийство Томаса Бекета. Но король так и не прибыл в Святую Землю, а эти деньги уже однажды использовались в качестве платы наёмникам перед битвой при Хаттине.
Балиан вновь встретился с Салах ад-Дином, и султан согласился снизить выкуп до 10 безантов для мужчин, 5 — для женщин и 1 для детей. Балиан утверждал, что это всё равно слишком много для горожан, и Салах ад-Дин затребовал выкуп в 100 тысяч безантов за всех жителей. Балиан заявил, что это не реалистично, тогда лидер сарацин сказал, что не снизит сумму выкупа ниже чем до 50 000 безантов. Наконец, было решено, что Салах ад-Дин освободит 7000 жителей за 30 000 безантов. Двум женщинам или десяти детям было разрешено занять место одного мужчины по той же цене. Брат Салах ад-Дина затем отпустили ещё 3000 человек, не способных заплатить выкуп. Наконец, Салах ад-Дин сам освободил всех пожилых людей, не имевших средств.
Сдача Иерусалима
Балиан II Ибелин сдаёт Иерусалим Салах ад-Дину, миниатюра 1490 года.
Балиан Ибелин сдал башню Давида 2 октября. Было объявлено, что каждый житель имеет один месяц, чтобы оплатить свой выкуп. Салах ад-Дин освободил некоторых рабов, как и его брат Сафадин. Балиан и Ираклий выкупили многих жителей за личные деньги. Беженцев выстроили в три колонны: тамплиеры и госпитальеры вели первые две, Балиан и патриарх вели третью. Балиан воссоединился с семьёй в Триполи. Согласно мусульманскому летописцу Имадуддину аль-Исфахани, Ираклий взял с собой церковные сокровища и реликвии.
Некоторые из беженцев пошли сначала в графство Триполи, которое было под контролем крестоносцев. Однако им было отказано во въезде. Другие отправились в Антиохию, Киликию, Византию и Египет. Некоторые сели на итальянские суда, направлявшиеся в Европу.
Салах ад-Дин разрешил христианские паломничества в Иерусалим и оставил в христианских руках Храм Гроба Господня. Чтобы укрепить мусульманские претензии на Иерусалим, многие святые места, в том числе храм, позже известный как мечеть Аль-Акса, ритуально омывали розовой водой. После этого Салах ад-Дин пошёл на захват ряда замков, которые всё ещё не были в его руках, — Бельвуара, Керака и Монреаля, а затем вернулся к Тиру и вновь его осадил.
Между тем архиепископ Тира Йоския, а также другие паломники и путешественники, привезли в Европу известие о катастрофическом поражении при Хаттине и захвате мусульманами остатков королевства крестоносцев к осени 1187 года. Немедленно созрели планы нового крестового похода. 29 октября папа Григорий VIII выпустил буллу Audita tremendi, ещё не зная о падении Иерусалима. В Англии и Франции была введена «десятина Саладина» для финансирования расходов на поход. Третий крестовый поход начался в 1189 году.
В массовой культуре
- Битва при Хаттине и осада Иерусалима изображены (не очень достоверно) в историко-приключенческом фильме «Царство небесное».
- Также битва при Хаттине и осада Иерусалима показаны в компьютерной стратегии в реальном времени «Stronghold Crusader».
- События описываются в романе Жюльетты Бенцони «Тибо, или потерянный крест» (первая книга серии «Рыцари/Шевалье»).
Примечания
Литература
Битва при Мелитене • Мерзифон • Гераклея(1) • Гераклея(2) • Рамла(1) • Рамла(2) • Харран • Артах • Рамла(3) • Триполи(1) • Сидон • Шайзар(1) • Аль-Саннабра • Сармин • Битва на Кровавом поле • Хаб • Яффа и Тир • Ибне • Аазаз • Марж аль-Саффар • Баарин • Шайзар(2) • Эдесса • Босра
Дорилея(2) • Эфес • Меандр • Кадмус • Дамаск
Инаб • Айнтаб • Аскалон(2) • Хула • Аль-Букайя • Бильбейс(1) • Харим • Аль-Бабейн • Бильбейс(2) • Дамьетта(1) • Монжизар • Мардж-Уюн • Брод Иакова • Бельвуар • Аль-Фуле • Керак • Крессон • Хаттин • Иерусалим(2) • Тир
Икония • Акра(1) • Арсуф(1) • Яффа
Иерусалим(3) • Дамьетта(2)
Триполи(3) • Акра(2) • Руад
В XI в. до н. э. Иерусалим, принадлежавший до того хананейскому племени иевусеев, был завоёван царём Израиля Давидом. Его сын, царь Соломон, расширил крепостные стены, и построил на горе Мориа Первый Храм.
После смерти Соломона в 928 г. до н. э. еврейское государство раскалывается на государство Израиль на севере, объединяющее 10 из 12 колен израилевых, и государство Иудея (объединявшее колена Иуды и Вениамина) с центром в Иерусалиме на юге.
Северное царство к 716 г. до н. э. было завоёвано царём Ассирии Саргоном II.
В результате проводимой Ассирийской империей политики принудительных депортаций населения покорённых стран, десять северных колен полностью растворились среди других семитских народов Ближнего Востока.
В 586 г. до н. э. Иерусалим был завоёван и разрушен вавилонским царём Навуходоносором II.
Последующее ослабление Вавилонии, и возвышение Персидской империи сделало возможным возвращение евреев из вавилонского пленения, и основание в 516 г. до н. э. Второго Храма.
Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э. приводят к образованию на развалинах Персидской империи ряда эллинистических государств. Иудея подпадает под влияние греко-сирийского царства Селевкидов.
Постепенно нарастает раскол евреев на эллинизированных и традиционно настроенных.
В 168 г. до н. э. царь Антиох IV Епифан оскверняет Второй Храм, посвятив его языческому богу Зевсу, и заклав на алтаре в Святая Святых свинью.
В 165 г. до н. э. евреи восстали против греческого господства, восстание протекало под предлогом защиты религии. Ослабевшее к тому времени царство Селевкидов не смогло подавить восстание, принявшее характер войны за независимость.
Иуда Маккавей очищает Храм, осквернённый греками. С 152 г. до н. э. власть в Иудее переходит к священническому роду Хасмонеев.
Начиная с 20 г. до н. э., вассал Римской империи, иудейский царь Ирод I Великий начинает амбициозную реконструкцию Храма, продолжавшуюся фактически до уничтожения города римлянами в 70 г. н. э.
В 66 г. н. э. в римской провинции Иудея вспыхивает восстание евреев против римского господства. Император Тит подавил восстание к 71 г. н. э.
В ходе борьбы с восставшими, римляне в 70 г. н. э. разрушают Храм, и подвергают значительным разрушениям сам Иерусалим, уничтожив, в том числе, его крепостные стены.
В ходе восстания погибают до 600 тыс. евреев, более миллиона проданы в рабство. В честь разрушения Иерусалима в Риме воздвигнута триумфальная арка.
В 130 г. римляне основывают на развалинах Иерусалима военное поселение Элия Капитолина, от которого до нашего времени сохранились участки главных дорог — кардо (шедшей с севера на юг), и декуманус (шедшей с востока на запад).
Новый город был посвящён Юпитеру Капитолийскому, чей храм был расположен на святой для евреев Храмовой горе (гора Мориа), где располагался Соломонов Храм.
Это становится одним из поводов для второго большого восстания евреев против римлян — восстания Симона бар Кохбы (132—136).
Подавление восстания привело к гибели до 580 тыс. евреев, уничтожению 50 городов и 985 деревень. Стремясь уничтожить почву для новых восстаний, римский император Адриан запретил уцелевшим евреям появляться в Иерусалиме, а страну переименовал из Иудеи в «Сирия Палестина», в честь древнего племени филистимлян.
После распада Римской империи Иерусалим входит в состав Византии. После того, как император Константин Великий дал христианству статус государственной религии, Святую землю посещает его мать, императрица Елена.
Она устанавливает принятые в настоящее время места событий Евангелий. На месте Голгофы, и на месте погребения Иисуса основан Храм Гроба Господня.
В 361 г. римский император Флавий Юлиан разрешает евреям начать строительство Третьего Храма, однако в 363 г. строительство полностью прекращено из-за пожара; местное население к тому времени было преимущественно христианским, и относилось к строительству враждебно.
В 614 г. персы завоёвывают Иерусалим; в 625 г. контроль над городом возвращается к Византии.
В 637 г. Иерусалим был завоёван мусульманами, вытеснившими из региона Византийскую империю. Завоеватель, арабский халиф Омар, в исламской традиции считается вторым из первых четырёх праведных халифов.
Заняв Иерусалим, он гарантировал его обитателям жизнь, и посетил Храм Гроба Господня, но, однако, помолился в его дворе, не заходя внутрь самого храма.
В VII в. мусульмане строят на Храмовой горе мечеть Аль-Акса, и монумент Кубат-ас-Сахра (Купол Скалы).
В 1099 г. крестоносцы занимают Иерусалим в ходе Первого крестового похода, перестраивают ряд ключевых христианских храмов.
В 1187 г. султан Саладин отбивает Иерусалим у крестоносцев. Ключи от Храма Гроба Господня передаются Саладином мусульманской семье, и до настоящего времени переходят в ней по наследству, от отца к старшему сыну.
В 1191—1192 гг. в во время Третьего крестового похода христиане под командованием английского короля Ричарда I Львиное Сердце безуспешно пытались отвоевать Иерусалим у мусульман.
В 1219 г. крепостные стены уничтожаются султаном Дамаска Муаззимом.
В 1229 г. Иерусалим снова оказывается под властью крестоносцев, начавших восстаналивать крепостные стены, вскоре разрушенные эмиром Керака Даудом.
В 1243 г. христианам удалось вновь занять Иерусалим, однако уже в 1244 г. был захвачен хорезмийцами, разрушившими крепостные стены. Город остался беззащитным перед нападением.
В 1247 г. Иерусалим занимают египетские мамелюки.
С 1517 г., Иерусалим входит в состав Османской империи, правившей городом вплоть до поражения в Первой мировой войне. Основная часть современного Старого города была построена именно в этот период.
В 1917 г. город занят войсками Великобритании, получившей контроль над Палестиной в 1922 г. согласно мандату Лиги Наций.
В ходе первой арабо-израильской войны 1948 г. Старый город занят войсками Иордании, выбитыми из города в ходе Шестидневной войны 1967 г.
Израильские десантники входят в Старый город через Львиные ворота, и занимают Храмовую гору. Через 36 часов руководство Израиля приняло решение о возвращении контроля над поверхностью Храмовой горы исламской организации ВАКФ.
На сегодняшний день население Старого города остаётся преимущественно арабским.
Статус Иерусалима как «вечной и неделимой столицы Израиля» оспаривается палестинской стороной.
Предыстория
На подавление восстания евреев против Римской империи выступил римский полководец Цестий Галл с 12-м легионом (XII Fulminata) и вспомогательными войсками. Общую численность этой армии, выступившей против мятежников, оценивают в 30 тысяч солдат. Эта карательная армия располагала флотом, осадными и метательными машинами, конницей, стрелками из лука и пехотой.
В битве при Гаваоне Цестий Галл был разбит и окружён.
Однако иудейский царь Агриппа II, коллаборационист и сторонник Рима, видя опасность, в которой оказалось римское войско, и понимая, что окружавшие римлян горы были заняты еврейскими повстанческими отрядами, решил начать переговоры с мятежниками в надежде или всех отклонить от войны, или по крайней мере людей, не солидарных с войной, побудить отпасть от их мятежников.
Агриппа послал поэтому тех из своих приближенных, которые пользовались у евреев наибольшим почетом, Боркея и Феба, с обещанием дружбы Цестия Галла и полного прощения со стороны римлян за всё совершившееся, если только они положат оружие и перейдут на его сторону. Но мятежники, опасаясь, чтобы народ, соблазнившись этими обещаниями, не перешёл к Агриппе, решили убить послов. И действительно, Феба они убили прежде чем тот смог обратиться к народу; Боркея они не успели убить; раненный, он спасся бегством; тех же из народа, которые громко вознегодовали против произошедшего, мятежники камнями и кнутами загнали обратно в город.
В этом раздоре, возникшем в среде самих евреев, Цестий Галл усмотрел благоприятный момент для нападения. Он атаковал евреев всей своей армией, вынудил их к отступлению и преследовал до Иерусалима. Разбив свой стан на так называемом Скопе, в 7 стадиях (стадий = 185−195 м) от города, он 3 дня не подступал к городу, выжидая, может быть, примирительного шага со стороны его жителей, а приказал солдатам делать лишь набеги на окрестные деревни и собрать съестные припасы.
Ход сражения
На четвертый день осады, 7 октября 66 года, он выстроил войско в боевой порядок и повёл его на город.
Народ был охраняем мятежниками; эти же последние, устрашившись стройной организации римлян, покинули наружные предместья города и ушли во внутренний город и в храм. Цестий Галл занял покинутую местность и превратил в пепел Вецету, новый город и так называвшийся дровяной рынок; вслед за тем он подступил к Верхнему городу и расположился лагерем против царского дворца.
По мнению Иосифа Флавия, если бы Цестий Галл в ту же минуту стал штурмовать стены, он сейчас же овладел бы городом и положил бы конец войне. Но, по Иосифу Флавию, военачальник Тиранний Приск и большинство начальников конницы были подкуплены Флором, и они отклонили его от этого плана.
В Иерусалиме далеко не все желали вести с Римом войну, и лоялисты, по совету Анана, сына Ионафана, пригласили Цестия Галла в город, обещая ему открыть ворота. Но Цестий Галл уже был слишком сильно разгневан, что бы сжалится над городом, а с другой стороны не доверял и лоялистам.
Тем временем, мятежники узнали об измене и сбросили со стены Анана и его людей и камнями разогнали их по домам. Сами же они разместились по башням и стали отстреливаться против тех римлян, которые приступали к стене.
5 дней римляне делали попытки штурма со всех сторон, не достигая никакого результата; но на 6-й день Цестий Галл сформировал сильный отряд отборных солдат, присоединил к ним и стрелков и сделал нападение на северную сторону Храма.
Евреи защищались с высоты галерей и неоднократно отбивали атаку на стены, но вынуждены были всё-таки отступить перед горячей стрельбой. Тогда римляне устроили так называемую «черепаху», состоявшую в том, что передовые солдаты крепко упирали свои щиты в стены, следовавшие за ними упирали свои щиты в предыдущие и т. д. Стрелы, падавшие на этот навес, скользили по поверхности, без всякого действия: солдаты могли теперь совершенно спокойно подкопать стену и сделали уже приготовления к тому, чтобы поджечь храмовые ворота.
Страшная паника охватила мятежников. Уже многие бежали из города, ожидая его покорения с минуты на минуту. Но в этот момент не выдержал сам Цестий Галл — он приказал солдатам отступить назад и неожиданно покинул город.
Мятежники перешли в контратаку, напали на римский арьергард и убили массу всадников и пехоты.
Вот какие пророчества нужно признать не исполнившимися, если считать 587 год верной датой разрушения Иерусалима:
***Иерусалим не заселён и лежит в руинах на протяжении 70 лет***
Если 587 год верен, то запустение заканчивается в 517 году. К тому времени дома уже давно были построены, и урожай собирается уже целых 20 лет (Аггея 1:4,11). Если же запустение заканчивается в 537 году, то прошло лишь 50 лет, а не 70. По еще одной теории, период запустения начался в 3-ий год Иоакима, но тогда он длится лишь 68 лет, а не 70, и стихи из книги Иеремии не верны. Не важно каким аргументом воспользоваться — пророчество оказывается ложным.
***70 лет служения народов Вавилону, начиная с правления Навуходоносора***
Если 70 лет начались в 3-ий год царствования Иоакима, то «служение» народов продолжалось 68 лет, а не 70. Если служение началось в 609 году (по офиц. хронологии) с покорения Ассирии, то еще 2 года Навуходоносор не становился царем. Но пророчества говорят, что народы служат ему, а не его отцу.
***Тир забыт на 70 лет***
Этот период начинается после разрушения Иерусалима (Иезекииль 26:1) — самое раннее в 587 году (офиц. дата). Заканчивается он когда прибыль Тира становится святой для Иеговы (Исаия 23:18), в 537 году (Ездра 3:1). Получается, прошло лишь 50 лет, а не 70.
***Египет разорен на 40 лет***
Иезекииль произнес пророчество в 570 году (Иезекииль 29:17); «40-летнее разорение» началось в 568 году. Но в течение следующих 30 лет у Египта появляется царь и он заключает союз с другими. А также все пленные были освобождены из Вавилона. Царство достаточно сильно, чтобы дать отпор персам. Не понятно почему 40-летний период оканчивается в 528 году.
***********************
Однако, 607 год подходит и под историю и под пророчества идеально! Он не создает ни противоречий, ни провальных пророчеств, и не требует запутанных объяснений и надуманных аргументов. А ведь все что нужно было сделать, это просто принять библейские 70 лет, как 70 лет, а не как-то иначе.
607 год до н.э. – только с этой датой все получается!
А вот какой результат мы получаем, если считаем так же, как и Библия, что 70 лет продолжаются 70 лет:
***Иерусалим не заселён и лежит в руинах 70 лет***
Если верен 607 год, то запустение заканчивается точно в срок, а именно в 537 году, когда иудеи вернулись в свои города.
***70 лет служения народов Вавилону, начиная с правления Навуходоносора***
Если 70 лет начались в 607 году, то «служение народов» продолжалось полные 70 лет. Как и предсказывалось, в начале этого срока уже правит Навуходоносор.
***Тир забыт на 70 лет***
Этот период начинается после разрушения Иерусалима (Иезекииль 26:1), то есть после 607 года. И заканчивается ровно 70 годами позже, когда прибыль Тира становится для Иеговы святой (Исаия 23:18), когда Тир снабжает деревьями строящийся храм (Ездра 3:7).
***Египет разорен на 40 лет***
Иезекииль произнес пророчество в 590 году (Иезекииль 29:17); разорение начинается в 588 году, а заканчивается ровно 40 лет спустя в 548 г. Через год, согласно записям официальной истории, царь Египта заключает военный союз.
607 год является единственной датой, которая подходит — идеально подходит. Разве эти «искатели истины” — как себя именуют отступники — не должны отказаться от 607 года лишь в том случае, если для этого вопроса существует объяснение получше? Разве 587 год объясняет его лучше? Гармонирует ли он с Библией еще идеальнее чем 607 год? Без сомненья, нет!
Единственный разумный вывод, что 607 год до н.э. является годом разрушения Иерусалима. Нужно быть чрезвычайно предвзятым человеком, который яростно выступает против Свидетелей Иеговы, или просто не верить во вдохновенность Библии, чтобы пропогандировать какую-либо иную дату. Согласно Божьему Слову Библии, запустение началось с города Иерусалима, и началось оно в 607 году.
Чтобы представить всю хронологию, смотрите нашу шкалу времени:
Хронология 607 года:
628 Начало правления царя Иоакима в Иерусалиме (правил 11 лет).
625 Навуходоносор начал править.
624 Иеремия предупреждает, что Вавилон нападет на Иерусалим.
620 Иоаким становится царем, подвластным Вавилону.
618 (декабрь) Иоаким восстал, Навуходоносор осаждает город, убивает царя. Навуходоносор берет пленных, включая Даниила и Иезекииля, уносит часть храмовых принадлежностей. Иехония садится на трон.
617 (март) Навуходоносор возвращается, уводит в плен Иехонию, берет все храмовые сокровища и золотые сосуды. Седекия начал править в качестве подчиненного Вавилону царя (правил 11 лет).
614 Окончание 3-годичного обучения Даниила.
609 Седекия восстал.
607 (август) Иерусалим уничтожен, храм сожжен. Это 19-й год Навуходоносора и 11-й год Седекии. Иезекииль произносит последнее пророчество о Тире.
607 (октябрь) Последние жители земли бегут в Египет. Теперь земля совсем без жителей. 70-летний период начался. «Семь времен” начались — Иерусалим будет попираем язычниками пока не явится «Тот, у кого есть законное право».
606 Тир осажден Навуходоносором. 70 лет для Тира начались.
605 Даниил объясняет сон Навуходоносора через 2 года после разрушения Иерусалима, когда тот стал царем над иудеями.
590 Иезекииль произносит последнее пророчество на Египет в свой 27-ой год плена.
588 Египет опустошен Навуходоносором на его 37-ом году. Период в 40 лет начался.
548 40 лет Египта завершены.
547 Египетский царь Амасис II заключает союз с последним вавилонским царем, Набонидом.
539 Кир завоевывает Вавилон, Дарий Великий стал царем.
538 Кир издает указ о возвращении иудеев домой
537 (октябрь) Иудеи вновь заселили свои города ровно через 70 лет. Опустошение завершено.
536 Тир снабжает лесоматериалом строящийся храм. Его 70 лет завершены.
535 Даниил записывает свое последнее видение.
455 Выходит «повеление о восстановлении Иерусалима». 70 годовых недель начались.
29 н.э. Крещение Иисуса — он стал Мессией (Христом).33 н.э. Иисус распят.
36 н.э. Язычники получают святой дух, пророчество о 70 неделях завершено.1914 н.э. «Семь времен”, продолжавшиеся 2520 лет завершены. Имеющий законное право на трон Давида — Иисус — становится на небе Царем. Начались «последние дни”.
Месяц в месяц.
В библейской хронологии 607 года семидесятилетнее запустение даже начинается и заканчивается в один и тот же месяц.
В 537 года до н.э. (месяц тишри, соответствует сентябрю-октябрю), верные иудеи, которые возвратились на родную землю, принесли Иегове первую жертву. Вавилоняне захватили Иерусалим в пятом месяце (ав, соответствует июлю-августу) 607 года до н.э. и спустя два месяца окончательно его разрушили (2 Царей 25:8-17, 22-26). Как и было предсказано, 70-летнее запустение Иерусалима закончилось точно в назначенное время (Иеремия 25:11; 29:10). Все, что предсказано в Библии, всегда исполняется.
С другой стороны, ни одна из теорий 587 года не показывают такой идеальной гармонии. Фактически, все такие теории вызывают множество противоречий, выставляют четыре пророчества ложными, и делают многие отрывки из книги Иеремии абсолютно неверными.
Что библейские тексты подразумевают «на самом деле”.
Хуже всего то, что ясные и простые тексты Писания, по-видимому требуют наличие эксперта, который бы разъяснял что же на самом деле они означают.
«Когда Библия говорит, что Иерусалим и Иуда опустошены на 70 лет, то на самом деле полные 70 лет не подразумеваются. Когда говорится о 40 годах для Египта, то и в этом случае на самом деле не имеется в виду буквальные 40 лет. Когда Иеремия сказал, что земля будет опустошена, он вообще-то имел в виду, что она уже была разорена. Когда Библия говорит, что земля будет без жителей, то на самом деле это не имеется в виду. Когда Библия говорит, что все князья были в Иерусалиме, то конечно же это подразумевает не всех князей. Когда говорится, что Даниила обучали 3 года перед тем как представить царю, то на самом деле до этого момента прошло не 3 года. Когда сказано, что Тир будет забыт на 70 лет, пока не станет помогать строить храм, то в действительности не подразумевалось 70 лет».