ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ — святилище Господа, Бога Израилева, в Иерусалиме, пришедшее на смену Скинии Завета Господня.
Иерусалимский храм отводилась центр. роль в ветхозаветном богослужении (Втор. 12:14), а сам он воспринимался не как жилище Бога Всевышнего, но как место явления Его Славы и священного Имени (3 Цар. 5:5, 8:20).
Первый Иерусалимский храм был возведён царём Соломоном в начале X века до н. э. на горе Мориа (3 Цар. 5-6; 2 Пар. 2-4) и представлял собой здание (длиной в 60, шириной в 20, высотой в 30 локтей, примерно 35: 10: 15 м) из каменных блоков, ориентированное с востока на запад, внутри обшитое кедровым деревом. Храм примыкал к царскому дворцу, вокруг него (за исключением восточной стороны) была трёхъярусная галерея (иециа), где располагались боковые служебные помещения. Иерусалимский храм делился на 3 части: Притвор (улам), в храмовом дворе перед Притвором располагались жертвенник для всесожжения, литое медное «море» и 10 омывальниц; Святилище (гехал) с золочёным жертвенником курения, 10 семисвечниками и столами для хлебов предложения; Святое Святых (двир, давир) с 2 позолоченными деревянными херувимами, под крыльями которых находился Ковчег Завета Господня — самый важный предмет в Храме, символизировавший близость Бога со Своим народом . Значительная часть культовых действий совершалась в Святилище, а в Святое Святых, где незримо пребывала Слава Божия, раз в год, в день Очищения, мог войти лишь первосвященник. Первый Иерусалимский храм просуществовал до 586 года до н. э. и был разрушен и разграблен вавилонянами при взятии Иерусалима. Уцелевшую утварь вывезли в Вавилон, а Ковчег Завета исчез.
Второй Иерусалимский храм был построен на месте Первого Храма в 515 году до н. э., после возвращения иудеев из пленения вавилонского, при Зоровавеле. В период Маккавейских войн Храм был разграблен и осквернён, а затем вновь освящён в 165 году до н. э. (1 Мак. 4:36-61). В правление царя Ирода I Великого Иерусалимский храм был перестроен, а храмовая гора расширена посредством искусственной платформы, обрамлённой портиками. Храм времён царя Ирода I Великого, по размерам и роскоши превосходивший предыдущие, иногда называют Третьим Иерусалимским храмом. Он просуществовал до 70 года н. э. и был разрушен римскими войсками по взятии Иерусалима.
С Иерусалимским храмом связано много событий Нового Завета (смотрите Библия): пророчество о рождении Иоанна Крестителя (Лк. 1:11-17), принесение жертвы после рождения Иисуса (Лк. 2:22-24), пророчества Симеона и Анны (Лк. 2:25-38). В Иерусалимском храме был найден родителями 12-летний Иисус (Лк. 2:42-49), позднее там же Он много раз учил народ и оттуда изгнал торговцев (Мк. 11:15-17). В момент Крестной смерти Иисуса завеса Иерусалимского храма разорвалась надвое (Мф. 27:51).
Сохранилась лишь платформа Иерусалимского храма, а на её юго-западном участке — часть внешней стены (т. н. Стена Плача). После захвата Палестины арабами на месте Иерусалимского храма были построены мечети: Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и Аль-Акса.
Стало известно, кто построит Третий храм. Рабби Йосеф Бергер, раввин, надзирающий за гробницей царя Давида на горе Сион, сообщил сенсационную новость: Третий храм будет построен наследниками Эдома в качестве «репарации» за разрушение Второго храма: «Совсем нелогичным кажется, что Третий иудейский храм будет построен неевреями. Но в раввинистических источниках прямо утверждается, что им это надлежит сделать, чтобы исправить исторические грехи». Причем инициирует строительство президент США Дональд Трамп.
Рабби Бергер, популярный хасидский лидер, сын Мишкольцского ребе, строит аргументацию относительно обстоятельств возведения Третьего храма издалека, обращаясь к 11-й главе книги Ваикра, где среди некошерной живности упомянуты отдельно четыре животных (верблюд, тушканчик, заяц и свинья) (Ваикра 11:7). В Ваикра Рабба 13:5 четыре этих животных отождествляются с четырьмя царствами, которые угнетали Израиль, а свинья отождествляется с последним — Римом, который и разрушил Второй храм. В Ваикра Рабба 13:5 свинья («хазир») соотносится с народом Эдома, поскольку корень слова «хазир» буквально означает «вернуть», и утверждается, что будущий Эдом вернет корону ее истинному владельцу. В свою очередь, Эдом (букв. «рыжий» на иврите) отождествляется с рыжим Эйсавом, братом Яакова. В раввинистической литературе Эдом традиционно отождествляют с Римом, чье население преимущественно состоит из потомков Эйсава. Эдом также соотносят с христианством, которое впервые расцвело в Риме.
Иначе говоря, потомки римлян, т.е. христиане, вернут корону Израилю, т.е. восстановят Храм. Но этого рассуждения оказалось недостаточно для р. Бергера, и он привел свидетельство 600-летней давности от р. Бахья бен Ашера ибн Халавы, известного больше под именем «рабейну Бахья». Тот прямо написал, что «Первый и Второй храмы разрушены царем Давидом, но будущий Третий храм построят потомки Эдома», т.е. христиане.
Р. Бергер верит, что процесс строительства уже инициирован президентом Трампом. Имя «Дональд Трамп» в гематрии составляет 424, что соответствует числовому значению фразы «Мошиах из Дома Давидова». Конечно, р. Бергер оговаривается, что Трамп недостаточно праведен и не настолько знает Библию, чтобы быть настоящим Мошиахом, но «связь Трампа с Мошиахом состоит в том, что он сыграет роль в одной из важнейщих функций Мошиаха — проложит путь к строительству Третьего храма»: «лично Трамп не удостоится строительства Храма. Как и царь Кир, он проложит путь людям, которые начнут строительство, а в нужный момент Третий храм спустится с небес». Свою мысль р. Бергер подтверждает тем, что Трамп признал Иерусалим столицей Израиля и что вследствие этого для христиан началось великое восстановление («тиккун»): «Трамп — представитель Эдома, который выполнит свою великую историческую миссию восстановления своего народа через строительство Храма.
Отметим, что с царем Киром, которому Бог велел помочь в строительстве Второго храма (Эзра 1:2), Трампа сравнивали и члены израильского Санхедрина, и премьер-министр Израиля Нетаньяху.
Дополнительным аргументом для р. Бергера служит наличие лысого орла на президентской печати: «Орел символизирует Дом Давидов. При заключении завета с Авраамом орел не был допущен, но в конце дней Мошиах из рода Давидова встанет над всеми народами и приведет их в град Давидов, чтобы завершить завет с Авраамом. Трамп, под знаком орла, открывает путь всем народам, которые сойдутся в Иерусалиме и откроют там свои посольства».
Интересно и другое: все больше авторитетных израильских раввинов заявляют, ссылаясь на разные источники, что в строительстве Храма примут участие неевреи — 70 народов, христиане, ноахиды или другие — в зависимости от предпочтений.
Переходя к нашей скорбной повседневности, можно заключить, что ушей раввинов достигает шумный шелест зеленых купюр с Запада, которые могут сыграть немалую роль в возведении Храма — и, как положено в таком крупном строительстве, посодействовать личному финансовому процветанию духовного воинства Господнего. А надежда канализировать щедрые финансовые потоки возлагается на президента Трампа — как-никак почти Мошиах. Правда остается вопрос, переизберут ли Трампа на второй срок, что еще вполне проблематично, или не вынесут ли импичмента, что, впрочем, маловероятно. Таким образом, строительство Третьего храма, приход Мошиаха и установление Царства Божьего на земле зависит непосредственно от воли американских избирателей на президентских выборах США в 2020 году.
Храм располагался на Храмовой горе в Иерусалиме и служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу, которые приносились коэнами и левитами.
Храм также являлся объектом паломничества всех евреев три раза в год: на Песах (Пасху), Шавуот (Пятидесятницу) и Суккот (Праздник Кущей).
Согласно Библии, временным храмом после Исхода евреев из Египта и до строительства Храма в Иерусалиме служила переносная Скиния собрания.
Иерусалимский храм представлял собой здание и этим отличался от жертвенника и открытого святилища (бама).
В Храме находились предметы, символизирующие присутствие Бога (Ковчег Завета со Скрижалями Завета и херувимы), а также утварь для священнослужения. Наиболее важными предметами храмовой утвари являются:
- Большой жертвенник всесожжения, на котором приносились в жертву животные, посвящённые Богу, а также совершались хлебные приношения и возлияния вина.
- Золотой жертвенник воскурения, на котором воскурялся фимиам.
- Золотая Менора, которая своим светом освещала Храм.
- Золотой Стол хлебов предложения, на котором помещались священные «хлебы предложения».
Арка сегодня Eman, Public Domain
Согласно иудаизму, Храм будет восстановлен в будущем и станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.
Названия Храма
- В Библии Храм обычно называется «Бет YHWH» (вследствие запрета на произношение имени Бога читается Бет Адонай — Дом Господа или Бет Элохим — Дом Бога).
- Часто в поэтических текстах в Пятикнижии и Пророках Храм называется «Леванон» (ивр. לבנון, «белый»).
- Название «Бет а-Микдаш» (ивр. בֵּית הַמִּקְדָּשׁ, Дом Святости) получило распространение со времён Мишны (II век).
- В еврейской религиозной литературе широко употребляется название «Бет а-Бехира» (ивр. בֵּית הַבְּחִרָה, Дом Избрания).
- В поэтической литературе Храм называется также именем «Ариель» (ивр. אריאל, букв. «Божественный лев»).
Первый Иерусалимский храм или Храм Соломона (950 — 586 до н. э.).
Создание центрального Храма в древнем Израиле олицетворяло объединение Израильского царства и могло произойти лишь во время упрочения этого единства.
И действительно, согласно Библии, Храм был воздвигнут в период самого высшего проявления национального единства еврейского народа, в царствование Соломона. Соломону удалось осуществить план постройки грандиозного Храма, к которому устремлялись бы на поклонение евреи со всех концов Израиля.
Царь Давид завоевал столицу иевусеев Иерусалим и торжественно перенёс Ковчег Завета туда, где поместил его в специально предназначенную для него скинию и лично принёс в ней жертвы Богу.
Иерусалим находился на территории между наделами колена Иуды (Иехуды) (к которому принадлежал Давид) и колена Вениамина (Биньямина) (к которому принадлежал первый царь Израиля Саул (Шауль).
Перенеся Ковчег Завета — символ присутствия Бога — в город, не принадлежавший ни одному из колен и бывший в личном владении царя, Давид, тем самым, превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля.
В Иерусалиме, Давид купил у иевусита Аравны гору Мориа, где воздвиг на месте гумна жертвенник Богу Израиля, чтобы остановить поразившую народ эпидемию.
Согласно Библии, это и есть гора Мориа, где происходило жертвоприношение Исаака. Давид намеревался соорудить на этом месте Храм, однако, вняв словам пророка Нафана (Натана), оставил эту миссию своему сыну Соломону.
Строительство Храма Соломона
За годы своего правления царь Давид произвёл значительные приготовления для строительства Храма. Добытые им в войнах, а также полученные в дар металлы и сосуды из золота, серебра и меди он посвятил Богу.
Он оставил Соломону огромные запасы золота и серебра и несметное количество железа и меди. Из остатков первоначальных жителей Ханаана он составил кадры рабочих для добывания и доставки тёсаных камней для Храма. Знаменитые ливанские кедры доставили ему морским путем финикийцы.
Передавая царство Соломону, Давид завещал ему строительство Храма и приказал всем начальникам Израиля помогать его преемнику в выполнении этого великого дела.
Перед своей смертью Давид созвал представителей всех колен и всех начальников и предложил им сделать пожертвования в пользу строительства.
Соломону Давид передал и разработанный им, совместно с Верховным Судом (Синедрионом), план Храма. Описание проекта Храма Давид завершил словами:
Соломон (970 — 930 гг. до н. э.) приступил к строительству Храма на четвёртый год своего царствования, в 480 г. после Исхода евреев из Египта, в начале второго месяца. За содействием он обратился к Хираму, царю финикийского Тира. Тот прислал опытного зодчего по имени Хирам-Абиф, плотников и других ремесленников.
Кедры и кипарисы, самый дорогой материал того времени, также доставил из Ливана Хирам.
Камни (песчаник) добывали там же на горе, где их обтёсывали каменотесы Соломона и Хирама и жители финикийского города Гебал.
Уже в готовом виде их доставляли на место постройки, так что «ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении».
Потребность в меди для храмовых колонн и утвари, по-видимому, обеспечивалась поставками с медных копей Соломона в Эдоме. Военные трофеи Давида и торговые предприятия Соломона обеспечивали строительство серебром. Всех работников было 30 тыс. израильтян и 150тыс. ханаанеев и финикиян, 3,3 тыс. специально назначенных надсмотрщиков руководили работами.
Строительство самого Храма длилось 7 лет: с 957 по 950 гг. до н.э. (по другим данным, с 1014 по 1007 гг. до н.э.). Работа была завершена в восьмом месяце 11-го года царствования Соломона.
Празднование освящения Храма было произведено на следующий год, в седьмом месяце, перед праздником Суккот (Кущей), и было отпраздновано с величайшей торжественностью, при участии старейшин Израиля, глав колен и родов.
Ковчег Завета был торжественно установлен в Святая святых, и Соломон вознёс публичную молитву, начало которой гласит:
Вместе с тем, Соломон подчёркивает:
Празднование освящения Храма длилось 14 дней и его описание свидетельствует о том, что строительство Храма было делом величайшей важности для всего народа.
Храм являлся частью комплекса царского дворца и, несомненно, доминировал над окружающими постройками. Дворец, над возведением которого трудился, вероятно, тот же финикийский зодчий Хирам, располагался рядом с Храмом и сообщался с ним посредством отдельного входа.
Недалеко от Храма Соломон также построил свой летний дворец и дворец для дочери египетского фараона, которую взял в жёны. Строительство всего храмового комплекса длилось 16 лет.