Разрушенный храм

ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ — святилище Господа, Бога Израилева, в Иерусалиме, пришедшее на смену Скинии Завета Господня.

Иерусалимский храм от­во­ди­лась центр. роль в вет­хо­за­вет­ном бо­го­слу­же­нии (Втор. 12:14), а сам он вос­при­ни­мал­ся не как жи­ли­ще Бо­га Все­выш­не­го, но как ме­сто яв­ле­ния Его Сла­вы и свя­щен­но­го Име­ни (3 Цар. 5:5, 8:20).

Пер­вый Иерусалимский храм был воз­ве­дён ца­рём Со­ло­мо­ном в начале X века до н. э. на го­ре Мо­риа (3 Цар. 5-6; 2 Пар. 2-4) и пред­став­лял со­бой зда­ние (дли­ной в 60, ши­ри­ной в 20, высотой в 30 лок­тей, при­мер­но 35: 10: 15 м) из ка­мен­ных бло­ков, ори­ен­ти­ро­ван­ное с вос­то­ка на за­пад, внут­ри об­ши­тое кед­ро­вым де­ре­вом. Храм при­мы­кал к цар­ско­му двор­цу, во­круг не­го (за ис­клю­че­ни­ем восточной сто­ро­ны) бы­ла трёхъ­я­рус­ная га­ле­рея (ие­циа), где рас­по­ла­га­лись бо­ко­вые слу­жеб­ные по­ме­ще­ния. Иерусалимский храм де­лил­ся на 3 час­ти: При­твор (улам), в хра­мо­вом дво­ре пе­ред При­тво­ром рас­по­ла­га­лись жерт­вен­ник для все­со­жже­ния, ли­тое мед­ное «мо­ре» и 10 омы­валь­ниц; Свя­ти­ли­ще (ге­хал) с зо­ло­чё­ным жерт­вен­ни­ком ку­ре­ния, 10 се­ми­свеч­ни­ка­ми и сто­ла­ми для хле­бов пред­ло­же­ния; Свя­тое Свя­тых (двир, да­вир) с 2 по­зо­ло­чен­ны­ми де­ревянными хе­ру­ви­ма­ми, под крыль­я­ми ко­то­рых на­хо­дил­ся Ков­чег За­ве­та Гос­под­ня — са­мый важ­ный пред­мет в Хра­ме, сим­во­ли­зи­ро­вав­ший бли­зость Бо­га со Сво­им на­ро­дом . Зна­чительная часть куль­то­вых дей­ст­вий со­вер­ша­лась в Свя­ти­ли­ще, а в Свя­тое Свя­тых, где не­зри­мо пре­бы­ва­ла Сла­ва Бо­жия, раз в год, в день Очи­ще­ния, мог вой­ти лишь пер­во­свя­щен­ник. Пер­вый Иерусалимский храм про­су­ще­ст­во­вал до 586 года до н. э. и был раз­ру­шен и раз­граб­лен ва­ви­ло­ня­на­ми при взя­тии Ие­ру­са­ли­ма. Уце­лев­шую ут­варь вы­вез­ли в Ва­ви­лон, а Ков­чег За­ве­та ис­чез.

Вто­рой Иерусалимский храм был по­стро­ен на мес­те Пер­во­го Хра­ма в 515 году до н. э., по­сле воз­вра­ще­ния иу­де­ев из пле­не­ния ва­ви­лон­ско­го, при Зо­ро­ва­ве­ле. В пе­ри­од Мак­ка­вей­ских войн Храм был раз­граб­лен и ос­к­вер­нён, а за­тем вновь ос­вя­щён в 165 году до н. э. (1 Мак. 4:36-61). В прав­ле­ние ца­ря Иро­да I Ве­ли­ко­го Иерусалимский храм был пе­ре­стро­ен, а хра­мо­вая го­ра рас­ши­ре­на по­сред­ст­вом ис­кусственной плат­фор­мы, об­рам­лён­ной пор­ти­ка­ми. Храм вре­мён ца­ря Иро­да I Ве­ли­ко­го, по раз­ме­рам и рос­ко­ши пре­вос­хо­див­ший пре­ды­ду­щие, ино­гда на­зы­ва­ют Треть­им Иерусалимским храмом. Он про­су­ще­ст­во­вал до 70 года н. э. и был раз­ру­шен римскими вой­ска­ми по взя­тии Ие­ру­са­ли­ма.

С Иерусалимским храмом свя­за­но мно­го со­бы­тий Но­во­го За­ве­та (смотрите Библия): про­ро­че­ст­во о ро­ж­де­нии Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (Лк. 1:11-17), при­не­се­ние жерт­вы по­сле ро­ж­де­ния Ии­су­са (Лк. 2:22-24), про­ро­че­ст­ва Си­ме­о­на и Ан­ны (Лк. 2:25-38). В Иерусалимском храме был най­ден ро­ди­те­ля­ми 12-лет­ний Ии­сус (Лк. 2:42-49), позд­нее там же Он мно­го раз учил на­род и от­ту­да из­гнал тор­гов­цев (Мк. 11:15-17). В мо­мент Кре­ст­ной смер­ти Ии­су­са за­ве­са Иерусалимского храма ра­зо­рва­лась на­двое (Мф. 27:51).

Со­хра­ни­лась лишь плат­фор­ма Иерусалимского храма, а на её юго-западном уча­ст­ке — часть внеш­ней сте­ны (т. н. Сте­на Пла­ча). По­сле за­хва­та Па­ле­сти­ны ара­ба­ми на мес­те Иерусалимского храма бы­ли по­строе­ны ме­че­ти: Куб­бат ас-Сах­ра (Ку­пол Ска­лы) и Аль-Ак­са.

Стало известно, кто построит Третий храм. Рабби Йосеф Бергер, раввин, надзирающий за гробницей царя Давида на горе Сион, сообщил сенсационную новость: Третий храм будет построен наследниками Эдома в качестве «репарации» за разрушение Второго храма: «Совсем нелогичным кажется, что Третий иудейский храм будет построен неевреями. Но в раввинистических источниках прямо утверждается, что им это надлежит сделать, чтобы исправить исторические грехи». Причем инициирует строительство президент США Дональд Трамп.

Рабби Бергер, популярный хасидский лидер, сын Мишкольцского ребе, строит аргументацию относительно обстоятельств возведения Третьего храма издалека, обращаясь к 11-й главе книги Ваикра, где среди некошерной живности упомянуты отдельно четыре животных (верблюд, тушканчик, заяц и свинья) (Ваикра 11:7). В Ваикра Рабба 13:5 четыре этих животных отождествляются с четырьмя царствами, которые угнетали Израиль, а свинья отождествляется с последним — Римом, который и разрушил Второй храм. В Ваикра Рабба 13:5 свинья («хазир») соотносится с народом Эдома, поскольку корень слова «хазир» буквально означает «вернуть», и утверждается, что будущий Эдом вернет корону ее истинному владельцу. В свою очередь, Эдом (букв. «рыжий» на иврите) отождествляется с рыжим Эйсавом, братом Яакова. В раввинистической литературе Эдом традиционно отождествляют с Римом, чье население преимущественно состоит из потомков Эйсава. Эдом также соотносят с христианством, которое впервые расцвело в Риме.

Иначе говоря, потомки римлян, т.е. христиане, вернут корону Израилю, т.е. восстановят Храм. Но этого рассуждения оказалось недостаточно для р. Бергера, и он привел свидетельство 600-летней давности от р. Бахья бен Ашера ибн Халавы, известного больше под именем «рабейну Бахья». Тот прямо написал, что «Первый и Второй храмы разрушены царем Давидом, но будущий Третий храм построят потомки Эдома», т.е. христиане.

Р. Бергер верит, что процесс строительства уже инициирован президентом Трампом. Имя «Дональд Трамп» в гематрии составляет 424, что соответствует числовому значению фразы «Мошиах из Дома Давидова». Конечно, р. Бергер оговаривается, что Трамп недостаточно праведен и не настолько знает Библию, чтобы быть настоящим Мошиахом, но «связь Трампа с Мошиахом состоит в том, что он сыграет роль в одной из важнейщих функций Мошиаха — проложит путь к строительству Третьего храма»: «лично Трамп не удостоится строительства Храма. Как и царь Кир, он проложит путь людям, которые начнут строительство, а в нужный момент Третий храм спустится с небес». Свою мысль р. Бергер подтверждает тем, что Трамп признал Иерусалим столицей Израиля и что вследствие этого для христиан началось великое восстановление («тиккун»): «Трамп — представитель Эдома, который выполнит свою великую историческую миссию восстановления своего народа через строительство Храма.

Отметим, что с царем Киром, которому Бог велел помочь в строительстве Второго храма (Эзра 1:2), Трампа сравнивали и члены израильского Санхедрина, и премьер-министр Израиля Нетаньяху.

Дополнительным аргументом для р. Бергера служит наличие лысого орла на президентской печати: «Орел символизирует Дом Давидов. При заключении завета с Авраамом орел не был допущен, но в конце дней Мошиах из рода Давидова встанет над всеми народами и приведет их в град Давидов, чтобы завершить завет с Авраамом. Трамп, под знаком орла, открывает путь всем народам, которые сойдутся в Иерусалиме и откроют там свои посольства».

Интересно и другое: все больше авторитетных израильских раввинов заявляют, ссылаясь на разные источники, что в строительстве Храма примут участие неевреи — 70 народов, христиане, ноахиды или другие — в зависимости от предпочтений.

Переходя к нашей скорбной повседневности, можно заключить, что ушей раввинов достигает шумный шелест зеленых купюр с Запада, которые могут сыграть немалую роль в возведении Храма — и, как положено в таком крупном строительстве, посодействовать личному финансовому процветанию духовного воинства Господнего. А надежда канализировать щедрые финансовые потоки возлагается на президента Трампа — как-никак почти Мошиах. Правда остается вопрос, переизберут ли Трампа на второй срок, что еще вполне проблематично, или не вынесут ли импичмента, что, впрочем, маловероятно. Таким образом, строительство Третьего храма, приход Мошиаха и установление Царства Божьего на земле зависит непосредственно от воли американских избирателей на президентских выборах США в 2020 году.

Храм располагался на Храмовой горе в Иерусалиме и служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу, которые приносились коэнами и левитами.

Храм также являлся объектом паломничества всех евреев три раза в год: на Песах (Пасху), Шавуот (Пятидесятницу) и Суккот (Праздник Кущей).

Согласно Библии, временным храмом после Исхода евреев из Египта и до строительства Храма в Иерусалиме служила переносная Скиния собрания.

Иерусалимский храм представлял собой здание и этим отличался от жертвенника и открытого святилища (бама).

В Храме находились предметы, символизирующие присутствие Бога (Ковчег Завета со Скрижалями Завета и херувимы), а также утварь для священнослужения. Наиболее важными предметами храмовой утвари являются:

  • Большой жертвенник всесожжения, на котором приносились в жертву животные, посвящённые Богу, а также совершались хлебные приношения и возлияния вина.
  • Золотой жертвенник воскурения, на котором воскурялся фимиам.
  • Золотая Менора, которая своим светом освещала Храм.
  • Золотой Стол хлебов предложения, на котором помещались священные «хлебы предложения».

Арка сегодня Eman, Public Domain

Согласно иудаизму, Храм будет восстановлен в будущем и станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.

Названия Храма

  • В Библии Храм обычно называется «Бет YHWH» (вследствие запрета на произношение имени Бога читается Бет Адонай — Дом Господа или Бет Элохим — Дом Бога).
  • Часто в поэтических текстах в Пятикнижии и Пророках Храм называется «Леванон» (ивр. לבנון‎, «белый»).
  • Название «Бет а-Микдаш» (ивр. בֵּית הַמִּקְדָּשׁ‎, Дом Святости) получило распространение со времён Мишны (II век).
  • В еврейской религиозной литературе широко употребляется название «Бет а-Бехира» (ивр. בֵּית הַבְּחִרָה‎, Дом Избрания).
  • В поэтической литературе Храм называется также именем «Ариель» (ивр. אריאל‎, букв. «Божественный лев»).

Первый Иерусалимский храм или Храм Соломона (950 — 586 до н. э.).

Создание центрального Храма в древнем Израиле олицетворяло объединение Израильского царства и могло произойти лишь во время упрочения этого единства.

И действительно, согласно Библии, Храм был воздвигнут в период самого высшего проявления национального единства еврейского народа, в царствование Соломона. Соломону удалось осуществить план постройки грандиозного Храма, к которому устремлялись бы на поклонение евреи со всех концов Израиля.

Царь Давид завоевал столицу иевусеев Иерусалим и торжественно перенёс Ковчег Завета туда, где поместил его в специально предназначенную для него скинию и лично принёс в ней жертвы Богу.

Иерусалим находился на территории между наделами колена Иуды (Иехуды) (к которому принадлежал Давид) и колена Вениамина (Биньямина) (к которому принадлежал первый царь Израиля Саул (Шауль).

Перенеся Ковчег Завета — символ присутствия Бога — в город, не принадлежавший ни одному из колен и бывший в личном владении царя, Давид, тем самым, превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля.

В Иерусалиме, Давид купил у иевусита Аравны гору Мориа, где воздвиг на месте гумна жертвенник Богу Израиля, чтобы остановить поразившую народ эпидемию.

Согласно Библии, это и есть гора Мориа, где происходило жертвоприношение Исаака. Давид намеревался соорудить на этом месте Храм, однако, вняв словам пророка Нафана (Натана), оставил эту миссию своему сыну Соломону.

Строительство Храма Соломона

За годы своего правления царь Давид произвёл значительные приготовления для строительства Храма. Добытые им в войнах, а также полученные в дар металлы и сосуды из золота, серебра и меди он посвятил Богу.

Он оставил Соломону огромные запасы золота и серебра и несметное количество железа и меди. Из остатков первоначальных жителей Ханаана он составил кадры рабочих для добывания и доставки тёсаных камней для Храма. Знаменитые ливанские кедры доставили ему морским путем финикийцы.

Передавая царство Соломону, Давид завещал ему строительство Храма и приказал всем начальникам Израиля помогать его преемнику в выполнении этого великого дела.

Перед своей смертью Давид созвал представителей всех колен и всех начальников и предложил им сделать пожертвования в пользу строительства.

Соломону Давид передал и разработанный им, совместно с Верховным Судом (Синедрионом), план Храма. Описание проекта Храма Давид завершил словами:

Соломон (970 — 930 гг. до н. э.) приступил к строительству Храма на четвёртый год своего царствования, в 480 г. после Исхода евреев из Египта, в начале второго месяца. За содействием он обратился к Хираму, царю финикийского Тира. Тот прислал опытного зодчего по имени Хирам-Абиф, плотников и других ремесленников.

Кедры и кипарисы, самый дорогой материал того времени, также доставил из Ливана Хирам.

Камни (песчаник) добывали там же на горе, где их обтёсывали каменотесы Соломона и Хирама и жители финикийского города Гебал.

Уже в готовом виде их доставляли на место постройки, так что «ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении».

Потребность в меди для храмовых колонн и утвари, по-видимому, обеспечивалась поставками с медных копей Соломона в Эдоме. Военные трофеи Давида и торговые предприятия Соломона обеспечивали строительство серебром. Всех работников было 30 тыс. израильтян и 150тыс. ханаанеев и финикиян, 3,3 тыс. специально назначенных надсмотрщиков руководили работами.

Строительство самого Храма длилось 7 лет: с 957 по 950 гг. до н.э. (по другим данным, с 1014 по 1007 гг. до н.э.). Работа была завершена в восьмом месяце 11-го года царствования Соломона.

Празднование освящения Храма было произведено на следующий год, в седьмом месяце, перед праздником Суккот (Кущей), и было отпраздновано с величайшей торжественностью, при участии старейшин Израиля, глав колен и родов.

Ковчег Завета был торжественно установлен в Святая святых, и Соломон вознёс публичную молитву, начало которой гласит:

Вместе с тем, Соломон подчёркивает:

Празднование освящения Храма длилось 14 дней и его описание свидетельствует о том, что строительство Храма было делом величайшей важности для всего народа.

Храм являлся частью комплекса царского дворца и, несомненно, доминировал над окружающими постройками. Дворец, над возведением которого трудился, вероятно, тот же финикийский зодчий Хирам, располагался рядом с Храмом и сообщался с ним посредством отдельного входа.

Недалеко от Храма Соломон также построил свой летний дворец и дворец для дочери египетского фараона, которую взял в жёны. Строительство всего храмового комплекса длилось 16 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *