Развитие ребенка в 20 месяцев

18 декабря 2018

Развитие ребенка до года проходит довольно быстро. Нередко внешний вид малыша, его рефлексы, поведение внушают родителям тревогу. Чтобы не тревожиться понапрасну, узнайте об основных «контрольных точках» в развитии ребенка в возрасте до годика.

Развитие ребенка: первый месяц

  • Первое, что удивляет обычно неопытных родителей – это большая голова малютки. Это – нормально.

  • Ручки и ножки малыша в первый месяц жизни согнуты, кулачки сжаты. Врачи такое состояние называют флексорной позой.

  • Тело новорожденного обычно покрыто пушковыми волосиками – лануго. С течением времени они исчезнут сами – «вываляются».

  • Ногти малыша на пальцах рук и ножек доходят до края пальца, а иногда и длиннее.

  • Брови и ресницы у большинства новорожденных плохо развиты, на лице отчетливо видны белые точки – так называемые милии.

  • Цвет глаз у всех новорожденных – серо-голубой.

  • Дыхание у новорожденных частое – до 60 вдохов-выдохов в минуту, сердцебиение – 140-160 ударов в минуту.

Органы чувств новорожденного

Новорожденный ребенок хорошо различает вкус – от сладкого малыш успокаивается, делает глотательные движения. Горький, соленый и кислый вкус может вызвать у малыша беспокойство, плач.

Обоняние новорожденного развито слабо, однако младенцы нередко реагируют на запахи, источник которых находится в непосредственной близости (например, малютке может не понравиться запах крема для груди).

Прикосновение к своему телу ребенок чувствует достаточно хорошо, реагирует даже на легкое раздражение кожи, холодные руки.

Зрение ребенка на первом месяце жизни развито слабо – новорожденный воспринимает только свет. Взгляд не фиксируется. Движения глаз нескоординированы, то есть у ребенка наблюдается физиологическое косоглазие.

Развитие ребенка на первом месяце жизни характеризуется также низким уровнем слуха. Но на сильные звуки ребенок реагирует – вздрагивает, мышцы лица сокращаются, меняется частота и глубина дыхания.

Развитие ребенка – 1 месяц

Развитие ребенка в 1 месяц дарит родителям немало радостных минут:

  • в 1 месяц малыш, лежа на животе, держит головку несколько минут;
  • ребенок улыбается, в минуты бодрствования он гулит;
  • если показать ребенку интересный для него предмет, малыш зафиксирует на нем взгляд;
  • постепенно увеличиваются промежутки времени, в течение которых ребенок не спит;
  • пупочная ранка у малютки в один месяц уже полностью зажила;
  • в один месяц ребенок чаще всего плачет из-за чувства голода, и кормление по требованию (если малыш находится на грудном вскармливании) – лучший способ успокоить малютку;
  • крик все еще остается основным способом коммуникации малыша, примерно к 6-ти неделям ребенок достигает пика так называемой «кривой крика».

Развитие ребенка в два месяца

В два месяца у ребенка значительно стабилизируются, укрепляются те навыки, которые только начали появляться в первый месяц жизни:

  • в два месяца ребенок начинает держать голову вертикально, с интересом осматривает окружающую обстановку, поворачивая головку в разные стороны;
  • если на расстоянии 20-30 см показывать малышу яркую игрушку, он на довольно долгое время зафиксирует на ней взгляд. Если медленно перемещать игрушку, малыш будет следить за нею;
  • если ребенок не голоден и его не беспокоят боли в животике или другие какие-либо проблемы, он может довольно долго и протяжно гулить, улыбаться.

Развитие ребенка в три месяца

  • в три месяца у малыша нормализуется мышечный тонус, исчезает так называемая флексорная поза, он уже уверенно держит головку;
  • в три месяца ребенок уже тянется за игрушкой, периоды бодрствования становятся все продолжительнее, малыш отвечает усилением активности в ответ на обращенную к нему ласковую речь;
  • уменьшаются проявления функциональных нарушений пищеварения.

Развитие ребенка в четыре месяца

Развитие ребенка на четвертом месяце – это появление целой серии очень приятных для родителей навыков, постепенное исчезновение естественных, но довольно неприятных симптомов в состоянии малыша:

  • в четыре месяца у ребенка исчезают колики, это происходит в значительной степени благодаря созреванию нервной системы;
  • в четыре месяца ребенок уже переворачивается со спинки на бочок, а иногда и на животик;
  • малыш учится пользоваться своими ручками – заметив в зоне досягаемости что-то интересное для себя, малютка старается дотянутся до предмета ручками;
  • в ответ на обращенные к малышу слова, улыбчивое лицо у ребенка ярко проявляется «комплекс оживления» – кроха охотно смеется, вовлекается в эмоциональное общение;
  • в четыре месяца ребенок безошибочно отличает маму от других людей.

Развитие ребенка в пять месяцев

В пять месяцев ребенок легко переворачивается со спинки на животик; если поддерживать его под мышки, он довольно крепко опирается на ножки; дифференцирует людей – может заплакать при появлении неприятного ему человека или проявить неожиданную симпатию к человеку незнакомому, но с его точки зрения симпатичному.

Развитие ребенка в шесть месяцев

В шесть месяцев ребенок свободно переворачивается со спинки на живот и обратно, повернувшись на бочок, старается сесть. В положении лежа на животе малыш опирается на вытянутые руки. Он легко узнает близких людей, не только членов семьи, но и друзей. Примерно в шесть месяцев в жизни малютки начинается довольно сложный период – прорезывание зубов. Именно в этом возрасте могут прорезаться первые зубы – нижние центральные резцы.

Развитие ребенка в шесть месяцев доходит до уровня, когда его плач может иметь не только физиологические причины (голод, мокрые пеленки, колики и т. д.), но и ярко выраженный эмоциональный компонент – появляются первые капризы, требующие от мамы немалого терпения и правильного реагирования.

Развитие ребенка в семь месяцев

В семь месяцев большинство детей уже уверенно сидят с прямой спиной, подтягиваясь на руках в кроватке, старается встать на ножки. Семь месяцев – начало периода активного интереса к игрушкам, кроха учится переводить их из руки в руку, «дарить» их маме. Впрочем, не меньший интерес, чем игрушки, вызывают у малыша и собственные ножки, например, он с удовольствием играет с ними, лежа на спине. В играх малютки все больше копирования поведения взрослых и потребности в их внимании.

Развитие ребенка в восемь месяцев

В восемь месяцев ребенок начинает ползать, самостоятельно ложится, садится, поднимается. Хорошо лепечет, четко произносит склады «ба», «ма», «да».

Развитие ребенка в девять месяцев

В девять месяцев ребенок уже свободно сидит, с поддержкой за руки стоит, легко вступает в контакт со взрослыми людьми, очень интересуется детьми, повторяя за ними их действия. Также ребенок отвечает действиями на простые вопросы и просьбы – «дай мне», «на». Первые попытки танцевать – один из самых приятных сюрпризов развития ребенка в девять месяцев.

Развитие ребенка в десять месяцев

В десять месяцев ребенок активно ползает, стоит без поддержки, у него появляются первые слова. Малыш эмоционально реагирует на все новое, удивляется. Количество целенаправленных движений у малютки увеличивается, кроха постепенно учится управляться с мелкими предметами быта, копируя поведение взрослых.

Развитие ребенка в одиннадцать месяцев

В одиннадцать месяцев малыш делает шаги вперед с поддержкой за руки, выполняет простые требования, просьбы. Кроха уже ориентируется в понятиях «можно», «нельзя»; у него увеличивается количество слов, ребенок машет рукой на прощание.

Развитие ребенка в годик

В годик малыш ходит самостоятельно или с поддержкой за одну руку, словарный запас составляет 8-12 слов. Малютка активно играет игрушками, выполняет несложные задания. В среднем у малыша 8 зубов, а его средний вес составляет 10 кг, рост — 80 см.

Находитесь в поисках клиники, которой можно доверить наблюдение за здоровьем своего ребенка? Позвоните по номерам 0800 60 80 80, +38 (044) 455 88 11 и запишитесь на прием. Можно также воспользоваться формой записи на прием на нашем сайте. Мы будем рады познакомиться с Вами и маленькими членами Вашей семьи.

В 2 месяца у ребенка все лучше оттачиваются двигательные навыки. Ребенку становится все легче управлять своим телом, какие-то резкие и бессознательные движения уходят в прошлое, пропадает рефлекс ползанья. Хорошо начинает развиваться хватательный рефлекс, он выражается все больше в захватывании ребенком пальцев или волос взрослых. Часто ребенок в два месяца может уже какое-то время в руках удерживать маленькую игрушечку, прижав ее ладошкой.

К тому же малышу нравится тащить все в рот и пробовать на вкус. Малыш может в этом возрасте самостоятельно разжимать ладошку, поэтому часто во рту у крохи можно видеть его пальчики. В 2 месяца ребенок должен уметь хорошо удерживать свою головку в приподнятом состоянии и в вертикальном положении. Малыш способен лежа на животике самостоятельно приподнимать грудь и голову и находиться в таком положении до двадцати секунд.

Ребенок в два месяца с интересом активно изучает мир его окружающий. В 2 месяца ребенок должен уметь различать чужие и знакомые голоса. Часто улыбается папе и маме и в это же время внимательно и настороженно смотрит в лицо, склоненное над ним. Ребенок может различать нелюбимые и любимые предметы, он тянется ко всему, что его заинтересовывает. Внимание малыша начинают привлекать звучащие и движущиеся предметы. Он может следить за тем, как они двигаются, ребенок слушает звуки и тянется по направлению предмета своей крохотной ручкой.

В этом возрасте папа и мама могут услышать от своего крохи звуки, которые чем-то напоминают пение. Это звуки, обычно произносимые перед началом гуления. В это время малыш пытается воспроизводить звуки слышимые им от окружающих его людей.

И хоть вам может показаться, что такие звуки бессмысленны, все равно помогайте малышу произносить их, распевайте вместе с ним и тогда вы заметите, что ребенок в 2 месяца умеет хорошо произносить звуки.

Какие игры и занятия для развития необходимы ребенку в 2 месяца?

Хоть малыш и совсем еще крошечный, он уже активно развивается. В это время его слух, зрение, координация движений и двигательные навыки совершенствуются. Поэтому ребенку необходимы занятия и игры для развития. Причем включать их в график крохи нужно каждый день. По причине все большего внимания к окружающим ребенка предметам предложите для развития зрения ему игры с предметами. Допустим, можно на расстоянии тридцать см. от лица крохи передвигать небольшую игрушку, но только выберите что-нибудь яркое и пестрое. Тогда малыш будет концентрировать на ней свое внимание и соответственно водить глазками. И впоследствии зрение малыша станет лучше.

Необходимо постоянно следить за тем, какое у ребенка настроение. Если заметите, что он куксится и недоволен, прекращайте игру. Хорошо применять для развития зрения крохи различные узоры: черно-белые, цветные, с картинками. Развесьте их в поле зрения ребенка.

Чтобы усовершенствовать хватательный рефлекс крохи и развить его моторику маленьких совсем ручек играйте с малышом в шарики. Найдите шарики разные по размеру, фактуре и цвету, сделанные из различных материалов. Это могут быть деревянные, пластмассовые, тряпочные шарики. Вкладывайте их по очереди в ладошку крохи, предлагайте ему схватить шарик. Позже вы можете подвесить шарик на веревочку и аккуратно спускать его в ладонь ребенка. Предлагайте при этом крохе схватить шарик, после этого потихоньку потягивайте шарик, стимулируйте малыша удерживать шарик крепче. Ведь в 2 месяца ребенок должен уметь это делать.

Так как в два месяца двигательные навыки крохи хорошо развиваются, можно выполнять уже упражнения, которые способствуют укреплению мышц ребенка. Особенно это касается спины, мышц шеи, рук. Положив малыша на пеленальный столик на животик, присядьте рядом и называйте его по имени и в это самое время показывайте какую – то яркую игрушечку. Заинтересовавшись, ребенок будет стараться поднимать голову, чтобы посмотреть на игрушку. Таким образом, будут тренироваться мышцы. Это же самое можно делать, ребенка положив к себе на живот и призывая малыша смотреть лицо в лицо. Вскоре вы заметите, что благодаря вашим усилиям ваш ребенок в 2 месяца умеет делать то, что другие дети еще пока не умеют.

Чтобы развить слух малыша, привяжите к носкам ребенка маленькие колокольчики. При каждом движении колокольчики будут звенеть. Слух будет совершенствоваться при помощи музыки. Хорошо бы включать малышу классику, при этом меняя композиторов и наблюдая какой же из них малышу нравится больше всех. Также хорошо бы знакомить дитя с ритмом и стихотворным размером. То есть просто читайте ему стихи, рассказывайте всевозможные прибаутки и «потешки», напевайте песенки для детей.

Физическое развитие детей от рождения до года

Особенности физического развития малышей

«Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Такое определение здоровья дает Всемирная организация здравоохранения.

Исходя из этого все население Земли можно условно разделить на три группы:

• абсолютно здоровые люди;

• люди, рискующие ухудшить свое здоровье (то есть не абсолютно здоровые);

• люди, имеющие какие-либо хронические заболевания.

В различных возрастных группах, естественно, количество людей, относящихся к той или иной группе, неодинаково.

К сожалению, в настоящее время отмечается тенденция к увеличению уже на первом году жизни числа детей, относящихся к группе риска.

В педиатрии понятие «риск болезни» включает в себя угрозу формирования хронических заболеваний, а также стойкой задержки умственного и физического развития детей.

Важнейшая задача всех взрослых, воспитывающих ребенка (а не только педиатра), заключается в том, чтобы знать, что ему угрожает: что нужно предпринимать в каждом конкретном случае, чтобы уменьшить «степень риска».

Для этого необходимо хорошо знать возрастные анатомо-физиологические особенности детей первого года жизни.

Для детей в это время характерна выраженная функциональная незрелость различных органов и систем – и прежде всего органов пищеварения, аппарата дыхания и нервной системы – и в то же время значительная интенсивность обменных процессов. Быстрый рост и увеличение массы тела в грудном возрасте требуют более строгого

по сравнению с детьми старшего возраста и взрослыми поступления пищевых веществ и кислорода в расчете на 1 кг массы тела. Вместе с тем незрелость анатомических структур, функциональная ограниченность желудочно-кишечного тракта и дыхательного аппарата вызывают необходимость особого подхода при вскармливании таких детей, а также создания соответствующих условий для обеспечения нормальной дыхательной функции. Погрешности в питании легко приводят к возникновению острых расстройств пищеварения, диспепсиям.

Самая лучшая пища для ребенка первого полугодия – материнское молоко (подробнее см. в разделе «Рациональное питание ребенка первого года жизни»). При всем изобилии предлагаемых различными фирмами смесей для искусственного вскармливания можно сказать одно – не изобрели еще той смеси, которая бы на 100 % соответствовала материнскому молоку.

Если все же «не повезло» и приходится переходить на искусственное вскармливание, перед тем, как купить очередную смесь, следует внимательно прочитать текст на упаковке.

Прежде всего смесь должна относиться к разряду адаптированных. Желательно, чтобы в ней были сывороточные белки, аминокислота таурин, полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) и низкое содержание белка.

Нарушение режима и большая напряженность обменных процессов в грудном возрасте становятся фоном, на котором при недостаточном, одностороннем, избыточном питании и других его погрешностях легко развиваются такие заболевания, как гипотрофия (пониженное питание), паратрофия (избыточное питание), алиментарная анемия (малокровие, связанное с дефицитом различных необходимых пищевых веществ).

Ниже приведена примерная таблица (табл. 1) режимов питания, сна и бодрствования детей (существует масса причин: внутренних, зависящих от ребенка, и внешних, биологических и социальных, из-за которых могут быть допущены различные отклонения).

Таблица 1

Изменение продолжительности сна, бодрствования и числа кормлений в течение суток у детей в возрасте от 1 месяца до 1 года

Режим ребенку нужно строить, ориентируясь не на количество однократно съедаемой пищи, а на то, чтобы он спокойно и хорошо выспался, мог бы активно бодрствовать. Поэтому желательно формировать такой ритм: сон (поспал), кормление (поел), бодрствование (поиграл).

На самом деле, внимательная мама сама увидит, какой именно ритм «устраивает» ее ребенка, и сумеет к нему приспособиться.

Однажды молодой папа на вопрос врача, много ли дочка плачет по ночам, ответил: «Да нет! Проснулась поесть и опять уснула».

Этим все сказано. Здоровый ребенок сам быстро войдет в систему и выберет физиологический режим. Если же он не здоров, вам легче будет помочь ему приспособиться к тому режиму, который предусматривает минимальную затрату энергии на все жизненные процессы.

Чтобы лучше «приспособиться» к ребенку, находящемуся на свободном вскармливании, отсчитывайте время укладывания на сон от предыдущего пробуждения (пользуйтесь табл. 1). Таким образом, вы не нарушите «свободы» питания во время бодрствования и упорядочите сон.

Анатомо-физиологические особенности ребенка таковы, что отсутствие планомерного закаливания способствует возникновению воспалительных процессов в верхних дыхательных путях, часто осложняющихся пневмониями.

Примерные нормы физического развития ребенка на первом году жизни

Масса здорового доношенного ребенка в среднем составляет для девочек 3300 г, для мальчиков 3500 г, длина тела – 52–53 см, окружность головы – 35 см, груди – 34 см.

Такой ребенок громко кричит, активно двигается. У него отмечается выраженный мышечный тонус (повышенное напряжение мышц-сгибателей), определяются физиологические рефлексы.

Ребенок вырастает в среднем на 2–2,5 см в месяц и прибавляет в весе по 400–600 г.

Окружность грудной клетки ежемесячно возрастает на 1,2–1,3 см и к концу первого года жизни приблизительно составляет 48 см. Этот показатель косвенно свидетельствует о жизнедеятельности всех органов, расположенных внутри грудной клетки.

Окружность головы возрастает ежемесячно на 1 см, составляя к концу первого года 46–47 (± 2,5) см. Это очень важный показатель состояния здоровья ребенка, так как любые отклонения от нормы или необычная форма головы могут свидетельствовать о каком-либо «дискомфорте» со стороны различных отделов головного мозга. Увеличение размеров головы может быть косвенным показателем гидроцефального синдрома, повышения внутричерепного давления и др.

Вспомогательным показателем физического развития является состояние большого родничка, который у большинства детей закрывается к 6 месяцам. Безусловно, существует индивидуальный темп созревания. Но если большой родничок закрылся рано, необходимо тщательно следить за темпом роста окружности головы и за показателями психического развития. При более поздних сроках закрытия родничка также необходимо показать ребенка врачу (педиатру и невропатологу).

При любых несоответствиях результатов антропологических измерений, рекомендуемых возрастными нормативами, необходимо обращаться к врачу.

Закаливание детского организма

Поскольку закаливание является отдельной темой разговора, считаем уместным привести здесь только краткие рекомендации по закаливанию детей, которые не требуют от взрослых мучительных раздумий – окунать ли в прорубь уже сейчас или, наоборот, греть каждую пеленку и строго соблюдать все температурные рекомендации.

Закаливание воздухом. Прогулка или сон на воздухе в любую погоду (в средней полосе от +30 °C до -15 °C). По определению русского педиатра Г. Б. Гецова, «гулять с ребенком можно в любую погоду, кроме особо отвратительной». Выберите сами, что вкладывать в это слово, помня еще и о том, что «нет плохой погоды, есть плохая одежда».

Правильная одежда для малыша должна предусматривать прежде всего возможность двигаться. Одевайте ребенка так, чтобы с прогулки он возвращался не потным, с сухими и теплыми ногами.

Воздушные ванны. При переодевании следует оставлять ребенка на некоторое время обнаженным, давая ему возможность двигаться. Продолжительность такой ванны нужно определять по реакции малыша (она всегда должна быть положительной). Постепенно увеличивая продолжительность этой процедуры, вы выработаете у ребенка способность бодрствовать в облегченной одежде.

Специальный закаливающий массаж является простой и доступной методикой. Начинать его можно с 4 месяцев (в более ранние сроки рекомендуются обычные гигиенические процедуры и плавание с разрешения врача). Проводить такой массаж следует ежедневно.

• I неделя – растирание сухой рукавичкой.

• II неделя – растирание влажной рукавичкой, смоченной в теплой воде.

• III неделя – растирание влажной рукавичкой с постепенным снижением температуры воды.

• IV неделя – растирание массажной щеткой.

После процедуры малыша одевают в сухое, теплое белье.

Темп снижения температуры воды и применение щетки определяйте по реакции малыша на процедуру. При плохом самочувствии ребенка или его заболевании вся схема закаливания начинается заново и продолжается в том же порядке.

При длительном и систематическом применении такого массажа ребенок спокойно перейдет к интенсивному испарительному закаливанию. Для этой процедуры в тазик налейте горячую воду такую, которую терпят пальчики ребенка. Уже знакомыми массажными движениями оботрите горячей влажной рукавичкой руки, ноги, живот и спину малыша. Затем в обратном порядке вытрите его насухо. Вытирать ребенка нужно обязательно, иначе он может простудиться.

Острыми детскими инфекциями дети в грудном возрасте болеют редко. Эту устойчивость (иммунитет) обеспечивает защита, полученная ребенком через плаценту и с грудным молоком. Кроме того, дети грудного возраста обычно находятся в относительной изоляции от старших детей и взрослых. Таким образом снижается возможность их заражения. Однако первоначальный пассивный иммунитет постепенно ослабевает, и уже во второй половине первого года жизни дети могут тяжело болеть корью, ветряной оспой, коклюшем и другими инфекционными заболеваниями.

Нормальное физическое и психомоторное развитие грудного ребенка, сопротивляемость организма инфекциям и другим неблагоприятным воздействиям окружающей среды возможны только при правильном построении питания, адекватном возрасту режиме, уходе, закаливании. Для защиты от инфекций особенно важны естественное вскармливание в течение года, гигиенический уход, а также своевременное проведение вакцинации (то есть своевременные профилактические прививки).

Отечественная система амбулаторно-поликлинической помощи рассчитана на динамическое наблюдение за состоянием здоровья ребенка первого года жизни, основное предназначение которого – оценка состояния здоровья на каждом возрастном этапе и рекомендации для профилактики заболеваний.

Во время приема врач может:

• оценить риск наследственных болезней;

• диагностировать заболевания на ранней стадии;

• обнаружить отставание в развитии и отклонения в поведении, следить за их коррекцией;

• дать рекомендации по сохранению здоровья ребенка (иммунизация, правильное питание, режим, гимнастика и массаж, закаливание).

В нашей стране проводятся ежемесячные профилактические осмотры, в ходе которых оценивается прежде всего физическое развитие ребенка. О физическом развитии врачи судят по результатам измерения длины, массы тела малыша на каждом возрастном этапе. Несмотря на внешнюю простоту, эти измерения позволяют судить о количестве и качестве питания ребенка, о его здоровье, о состоянии костно-мышечной системы. Весь процесс физического развития регулируется деятельностью центральной нервной системы через эндокринную (нейрогуморальная регуляция). Эта регуляция осуществляется путем «руководства» выделением гормонов, стимулирующих и тормозящих рост. При определенных состояниях у детей с перинатальной энцефалопатией (ПЭП) (перинатальные поражения – это различные нарушения сосудистого происхождения, имевшие место во время беременности или родов) эта передача может быть нарушена, в результате чего темп роста замедляется. Таким образом, различные отклонения в физическом развитии несут информацию о том, как адаптируется ребенок с ПЭП.

Гимнастика и массаж

Первый год в жизни младенца – это время самого интенсивного роста и изменений. За это время мозг и желудок ребенка увеличиваются почти втрое. Сердце – вдвое, легкие – более чем вдвое, а общий вес ребенка – втрое, по сравнению с тем, который он имел при рождении.

Гимнастика и массаж – неотъемлемая часть качественного созревания костно-мышечной системы ребенка. Ниже приведены несколько рекомендаций школы К. Д. Губерт и М. Г. Рысс, рассчитанных на то, что эти воздействия могут быть выполнены мамиными руками при условии, что у ребенка есть для этого предпосылки. Все упражнения подобраны по принципу «не навреди».

Правильно проведенный общий массаж:

• улучшает показатели физического развития – идет планомерное нарастание массы и длины тела;

• способствует эмоциональному и психическому развитию. Формирует более тесный контакт с родителями, создает психологический комфорт, стимулирует развитие речи;

• улучшает аппетит. Уменьшает проявления дисфункции желудочно-кишечного тракта – срыгивания, кишечные колики и т. д.;

• формирует правильный ритм «сон – бодрствование»;

• снижает частоту вирусно-бактериальных инфекций;

• подготавливает организм к закаливанию;

• снижает риск возникновения псевдоаллергических реакций.

Во время массажа на организм ребенка действуют руки массажиста или мамы, оказывающие не только разнообразные механические, но и тепловые воздействия. В коже усиливается лимфо– и кровообращение, повышается ее эластичность и упругость. Под влиянием массажа нормализуется тонус мышц, увеличивается число функционирующих мышечных волокон, что снижает уровень утомляемости мышечной ткани. Увеличиваются эластичность и подвижность связочного аппарата. Массаж оказывает выраженное воздействие на нервную систему ребенка, изменяя уровень ее возбудимости и характер основных нервных процессов – возбуждения и торможения.

Показания к проведению общего массажа

Общий оздоровительный массаж показан всем детям, включая недоношенных, при удовлетворительном состоянии.

Массаж может проводиться с первых дней жизни при положительной реакции ребенка на тактильные прикосновения. Начинать делать массаж можно только после осмотра педиатра-неонатолога. В дальнейшем для назначения массажа необходима консультация врача-педиатра.

Организация места для проведения массажа

• Комната должна быть хорошо проветрена.

• Температура воздуха + 22–24 °C.

• Массаж проводится на твердой, теплой и нескользящей поверхности (пеленальник, стол). Некоторые упражнения, особенно для детей после 6 месяцев жизни, могут проводиться на полу, застеленном ковром.

• Место, где проводится массаж, должно быть защищено от сквозняка и прямого света – электрического или солнечного (это может раздражать ребенка).

• Массаж можно делать стоя или сидя, но так, чтобы локти проводящего массаж располагались выше поверхности, на которой лежит ребенок.

Перед проведением сеанса массажа необходимо вымыть руки; снять с них украшения; раздеть ребенка.

В первые месяцы жизни, учитывая физиологические особенности этого периода, лучше не оголять ребенка полностью, а сначала обнажить только массируемую часть тела.

Следует помнить, что движения при проведении профилактического оздоровительного массажа должны быть легким и нежными (работают только пальцы и кисть массажиста).

Целесообразно сопровождать движения ласковым разговором, смотреть в глаза ребенка. Желательно сопровождать массаж тихой, мелодичной музыкой. Еще большее воздействие оказывает пение мамы или бабушки.

Выбор времени для проведения массажа

Во время проведения массажа ребенок должен быть в хорошем настроении. Не следует проводить массаж, если малыш раздражен, плачет.

Массаж следует проводить не ранее чем через 30–40 минут после кормления или за 20–30 минут до еды.

Лучшим временем для проведения массажа считаются утренние часы. Однако (при индивидуальных реакциях) массаж можно проводить в любое удобное для ребенка время, за исключением времени непосредственно перед ночным сном, что может вызвать нежелательное возбуждение малыша.

Если ребенок живет по режиму «сон – кормление – бодрствование», то гимнастика и массаж могут сыграть воспитательную роль: проведение массажа сразу после пробуждения постепенно приучит малыша начинать день с зарядки.

Благоприятным временем для проведения массажа является время перед купанием. Длительность одного сеанса массажа может составлять от 5–7 до 20 минут (в зависимости от реакции ребенка на процедуру и его возраста).

Общие допустимые приемы массажа

Здесь приведены только те приемы и упражнения, которые абсолютно безвредны при условии соблюдения всех необходимых ограничений. Этот массаж может проводить любой человек (мама, медсестра, бабушка и др.).

Поглаживание. Это воздействие на нервные окончания кожи. Поглаживающий массаж расслабляет, поэтому движения должны быть очень нежные. Этот прием выполняется обычно ладонной поверхностью кисти.

Поглаживание действует на уровне самых поверхностных слоев кожи, расслабляет мышцы и усиливает процессы торможения в коре головного мозга.

В первые три месяца жизни малыша, а также детям с пониженным питанием или повышенной возбудимостью делают только поглаживающий массаж.

Растирание – более интенсивное и глубокое поглаживание, также способствующее расслаблению мышц и снижению возбудимости нервной системы. Растирание производится круговыми движениями по ходу часовой стрелки от кисти к плечу (от периферии к центру) одним, двумя или тремя пальцами и ладонной поверхностью кисти. Движения должны быть энергичнее, чем при поглаживании, так как происходит воздействие на более глубокие слои кожи.

Разминание. Прием аналогичен растиранию, но при разминании происходит еще более глубокое воздействие на организм. Разминание производится тремя пальцами (указательным, средним и безымянным). При разминании одновременно выполняются круговые и поступательные движения, энергично разминаются мышцы.

Похлопывание. Используется в основном при массаже спины. Похлопывание производится тыльной стороной полусогнутых пальцев – от периферии к центру и наоборот. При этом следует помнить, что работает лучезапястный сустав массирующего, а не локтевой.

Этот прием рекомендуется применять не раньше чем с четвертого месяца жизни ребенка при условии хорошей упитанности малыша. Похлопывают только те участки тела, где кости хорошо защищены мягкими тканями, обходя костные выступы и область почек. Если у малыша гипотрофия (пониженное питание), то похлопывание делать нельзя, так как надкостница недостаточно защищена мягкими тканями, и ребенку будет неприятно.

Вибрация – это быстрое, ритмичное сотрясение кожи и подкожной клетчатки ладонной поверхностью кисти или пальцами.

Похлопывание и вибрация усиливают процессы возбуждения в нервной системе и вызывают полезное сокращение мышц.

Вибрационный массаж грудной клетки. У грудных детей этот вид массажа, рефлекторно действуя на окончания межреберных нервов, вызывает углубленный вдох. (На себе его попробовать не рекомендуется, поэтому лучше всего потренироваться на кукле.)

Во время вибрационного массажа ребенок лежит на спине, его ноги обращены в сторону взрослого (см. рис.). Обхватите грудь ребенка так, чтобы большие пальцы легли спереди на уровне сосков, к наружной стороне от них (не надавливайте на грудь!), остальные пальцы должны находиться сзади на околопозвоночных линиях. Затем снизу вверх производите быстрые ритмичные движения (как бы играя на клавишном музыкальном инструменте). Если вы все сделали правильно, ребенок весело засмеется; если же ему что-то не нравится, значит, вы делаете массаж слишком энергично, и он испытывает болевые ощущения.

Вибрационный массаж будет полезен и в тех случаях, когда малыш нездоров (респираторные заболевания, кашель, насморк).

Перечисленные выше приемы массажа лежат в основе всех комплексов упражнений, рекомендуемых для занятий с детьми.

В настоящее время существует много школ гимнастики и массажа, но все они хороши только в руках специалиста.

Гимнастический комплекс упражнений № 1 для детей раннего возраста (от 1,5 до 3 месяцев)

1. Поглаживающий массаж рук (4–6 раз)

2. Поглаживающий массаж ног (4–6 раз)

3. Выкладывание на живот

4. Массаж спины (4–6 раз)

5. Массаж живота (6–8 раз)

6. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп (3–4 раза)

7. Рефлекторное разгибание спины в положении на боку (1–2 раза в обе стороны)

8. Выкладывание на живот

9. Рефлекторное ползание

Гимнастический комплекс упражнений № 2 для детей раннего возраста (от 3 до 4 месяцев)

1. Охватывающие движения руками (скрещивание рук на груди и разведение их в стороны; 6–8 раз)

2. Массаж рук: поглаживание, растирание, разминание (4–8 раз)

3. Массаж ног: поглаживание, растирание, разминание (4–8 раз)

4. Рефлекторные повороты на живот при поддержке за правую руку (1–2 раза)

5. Массаж спины (компл.1)

6. «Положение пловца» (разгибание шеи в положении на весу; 1–2 раза)

7. Массаж живота (6–10 раз)

8. Массаж стоп (1–6 раз). Упражнения для стоп

9. Вибрационный массаж грудной клетки

10. Сгибание и разгибание рук (6–8 раз)

11. Рефлекторные повороты на живот при поддержке за левую руку (1–2 раза)

Гимнастический комплекс упражнений № 3 для детей раннего возраста (от 4 до 6 месяцев)

1. Скрещивание рук на груди. Охватывающие движения руками (6–8 раз)

2. Массаж ног (6–10 раз)

3. «Скользящие» шаги

4. Рефлекторные повороты на живот при поддержке за левую руку (1–2 раза)

5. «Парение» на животе (1–2 раза)

6. Массаж стопы

7. Массаж живота (6–10 раз)

8. Приподнимание верхней части туловища из положения на спине за отведенные в стороны руки

9. Массаж и упражнения для стоп (1–6 раз)

10. Сгибание и разгибание рук (6–8 раз)

11. Сгибание и разгибание ног

12. «Парение» на спине (1–2 раза)

13. Массаж грудной клетки

14. Рефлекторные повороты на живот при поддержке за левую руку (1–2 раза)

Гимнастический комплекс упражнений № 4 для детей раннего возраста (от 6 до Ю месяцев)

1. Скрещивание рук. Охватывающие движения руками (с кольцами) или сгибание и разгибание рук

2. «Скользящие шаги» или сгибание и разгибание ног

3. Рефлекторные повороты на живот при поддержке за правую руку

4. Массаж спины

5. Стимулирование ползания

6. Массаж живота

7. Присаживание, держась за кольца (1–2 раза)

8. Круговые движения руками (2–6 раз)

9. Поднятие выпрямленных ног (4–6 раз)

10. Рефлекторные повороты на живот при поддержке за левую руку

11. Приподнимание туловища из положения на животе

Гимнастический комплекс упражнений № 5 для детей раннего возраста (от 10 до 1 года 2 месяцев)

1. Сгибание и разгибание рук

2. «Скользящие» шаги

3.1.Рефлекторные повороты на живот за правую руку

3.2.Рефлекторные повороты на живот за левую руку

4. Приподнимание тела из положения на животе (1–2 раза)

5. Наклоны и выпрямления туловища (2–3 раза)

6. Массаж спины

7. Массаж живота

8. Доставание палочки прямыми ногами

9. Присаживание, держась за кольца (2–3 раза

Гимнастический комплекс упражнений № 9 для детей раннего возраста при рахите и гипертрофии (по К. Д. Губерт)

1. Поглаживающий массаж рук (см. компл. № 1).

2. Поглаживающий массаж ног (см. компл. № 1).

3. Сгибание и разгибание рук (пассивные упражнения) (см. компл. № 2).

4. Сгибание и разгибание ног (пассивные упражнения) (см. компл. № 3).

5. Массаж живота (см. компл. № 1).

6. Рефлекторные повороты на живот при поддержке за правую руку (активные упражнения) (см. компл. № 2).

7. Массаж спины (см. компл. № 1).

8. Массаж живота (см. компл. № 1).

9. Массаж стоп и рефлекторные упражнения для стоп (см. компл. № 1) (2 раза).

10. Круговые движения руками (пассивные упражнения) (см. комп. № 3).

И. «Скользящие» шаги (пассивные упражнения) (см. компл. № 3).

12. Поворот на живот при поддержке за левую руку (активные упражнения) (см. компл. № 2).

Последовательность упражнений данного комплекса: 1,2,3,4,5,6,7,5,8,

8, 9,10,11.

Соблюдайте все предосторожности, но не подавляйте активности малыша. Наоборот, создавайте условия для правильного развития и тренировки всех положительных качеств, с которыми ваш ребенок пришел в жизнь, учитывая (насколько возможно) все факторы риска (см. табл. 2).

Таблица 2

Профилактика несчастных случаев

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *