Развитие воли у детей

В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание — умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца (А. В. Запорожец, Н. М. Щелованов). Он тянется к заинтересовавшей его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения. Но такие цели задаются извне (предметом).

В связи с развитием самостоятельности у малыша уже в раннем детстве (в возрасте около 2 лет) возникает стремление к цели, но достигается она только с помощью взрослого. Зарождение личных желаний ведет к появлению «внутренней» целенаправленности, обусловленной стремлениями и потребностями самого малыша. Но у преддошкольника целенаправленность проявляется скорее в постановке, чем в достижении цели. Под влиянием внешних обстоятельств и ситуации малыш легко отказывается от цели и заменяет ее другой.

У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих. Как подчеркивал Л.С.Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком. Мотив, побуждая детей к деятельности, объясняет, почему выбрана та или иная цель.

Примерно с 3 лет поведение ребенка все чаще побуждается мотивами, которые, сменяя друг друга, подкрепляются или вступают в конфликт.

В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом — их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы. Подчеркнем, что система мотивов легко нарушается под влиянием яркого эмоционального побуждения, что приводит к нарушению хорошо известных правил. Например, малыш, спеша посмотреть, какой подарок принесла бабушка, забывает с ней поздороваться, хотя в других ситуациях он всегда здоровается со взрослыми и сверстниками.

На основе соподчинения мотивов у малыша появляется возможность сознательно подчинять свои действия отдаленному мотиву (А.Н.Леонтьев). Например, сделать рисунок, чтобы порадовать маму на предстоящем празднике. То есть поведение ребенка начинает опосредоваться идеальным представляемым образцом («Как обрадуется мама, получив рисунок в подарок»). Связь побуждений с представлением о предмете или ситуации дает возможность отнести действие на будущее.

Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы. В раннем детстве борьба мотивов и, следовательно, их соподчинение отсутствует. Преддошкольник просто подчиняется более сильному мотиву. Привлекательная цель непосредственно вызывает у него действие. Дошкольник же осознает борьбу мотивов как внутренний конфликт, переживает его, понимая необходимость выбрать.

Соподчинение мотивов у дошкольника, как показали исследования А.Н.Леонтьева, первоначально происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. Соотношение мотивов задается требованием старшего и контролируется взрослым. И лишь позднее соподчинение мотивов появляется тогда, когда этого требуют объективные обстоятельства. Теперь дошкольник может стремиться к достижению непривлекательной цели ради чего-нибудь другого, значимого для него. Или может отказаться от чего-то приятного, чтобы достичь более важного или избежать нежелательного. В результате этого отдельные действия ребенка приобретают сложный, как бы отраженный смысл.

Таким образом, поведение ребенка превращается во внеситуативное личностное, теряет свою непосредственность. Оно направляется представлением о предмете, а не самим предметом, то есть появляется идеальная мотивация, например, мотивом становится нравственная норма.

Мотивы преддошкольника импульсивны и неосознанны. Они, главным образом, связаны с предметной деятельностью и общением со взрослыми.

Расширение границ жизнедеятельности дошкольника приводит к развитию мотивов, затрагивающих сферы отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Мотивы дошкольника становятся не только разнообразнее, они осознаются детьми и приобретают разную побудительную силу.

У детей 3-7 лет ярко выражен интерес к содержанию и процессу новых видов деятельности: рисованию, труду, конструированию и особенно к игре. Игровые мотивы сохраняют значительную побудительную силу на протяжении всего дошкольного возраста. Они предполагают стремление ребенка «входить» в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам. Поэтому в дидактической игре знания усваиваются наиболее успешно, а создание воображаемой ситуации облегчает выполнение требований взрослого.

В дошкольном детстве у ребят развивается интерес к новым, более важным, более «взрослым» видам деятельности (чтению и счету) и стремление их выполнять, что вызвано формированием предпосылок учебной деятельности.

В возрасте 3-7 лет интенсивно развиваются познавательные мотивы. По данным Н. М. Матюшиной и А. Н. Голубевой, в 3-4 года познавательные задачи дети часто подменяют игровыми. А у детей 4-7 лет наблюдается настойчивость и при решении умственных задач, которая постепенно возрастает. У старших дошкольников познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.

В старшем дошкольном возрасте в дидактической игре познавательные мотивы выходят на первый план. Дети получают удовлетворение от решения не только игровой, но и умственной задачи, от интеллектуальных усилий, с помощью которых эти задачи решались.

В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и признанию, что обусловлено потребностью осознать свою личностную значимость, ценность, уникальность. И чем старше ребенок, тем важнее для него признание не только взрослых, но и других детей.

Мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание, выражаются (в возрасте 4-7 лет) в соревновательности, соперничестве. Дошкольники хотят быть лучше, чем другие дети, всегда добиваться хороших результатов в деятельности.

К 6-7 годам ребенок начинает более адекватно относиться к своим достижениям и видеть успехи других детей.

Если мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание среди взрослых и детей, не удовлетворяются, если ребенка постоянно ругают или не замечают, дают обидные прозвища, не берут в игру и т. д., у него могут проявляться асоциальные формы поведения, приводящие к нарушению правил. Ребенок стремится с помощью негативных поступков обратить на себя внимание других людей.

Старшие дошкольники стремятся поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками и выполнять общую деятельность. Причем мотивы общения с товарищами у детей 5-7 лет настолько сильны, что ребенок часто отказывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты, например, соглашается на непривлекательную роль, отказывается от игрушки.

У дошкольника расширяется интерес к миру взрослых, более ярко, чем в раннем детстве, проявляется стремление приобщиться к нему, действовать, как взрослый. Эти безусловно положительные мотивы могут приводить к нарушению ребенком правил поведения, к действиям, которые порицаются старшими.

Учитывая высокую побудительную силу мотивов, связанных со стремлением быть как взрослый, необходимо показать малышу, где и как можно проявлять свою «взрослость», доверить ему какое-нибудь безобидное, но серьезное и важное дело, «которое без него никто не сможет сделать хорошо». А оценивая его поступок, на первый взгляд заведомо отрицательный, необходимо прежде всего выяснить мотив, который его вызвал.

Учитывая высокую побудительную силу мотивов, связанных со стремлением быть как взрослый, необходимо показать малышу, где и как можно проявлять свою «взрослость», доверить ему какое-нибудь безобидное, но серьезное и важное дело, «которое без него никто не сможет сделать хорошо». А оценивая его поступок, на первый взгляд заведомо отрицательный, необходимо прежде всего выяснить мотив, который его вызвал.

Важнейшим приобретением в мотивационной сфере дошкольников, наряду с соподчинением мотивов, является развитие нравственных мотивов. В 3—4 года нравственные мотивы либо отсутствуют, либо лишь незначительно влияют на исход борьбы мотивов. В 4-5 лет они уже свойственны значительной части детей. А в возрасте 5-7 лет нравственные мотивы становятся особенно действенными. К 7 годам нравственные мотивы становятся определяющими по своей побудительной силе. То есть социальные требования превращаются в потребности самого ребенка. Но на протяжении всего дошкольного возраста сохраняются следующие особенности борьбы мотивов. По прежнему ребенок совершает много импульсивных действий под влиянием сильных эмоций. Для старшего дошкольника возможно подавление аффекта, хотя и с трудом. Трудно преодолеваются мотивы, связанные с органическими потребностями, наиболее ярко конфликт возникает между общественными и личными мотивами, выбор между ними остро переживается ребенком.

Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.

Удержание и достижение цели зависит от ряда условий.
Во-первых, от трудности задачи и длительности ее выполнения. Если задание сложное, то необходимы дополнительные подкрепления в виде указаний, вопросов, советов взрослого или наглядной опоры.

Во-вторых, от успехов и неудач в деятельности. Ведь результат — это наглядное подкрепление волевого действия. В 3-4 года успехи и неудачи не влияют на волевое действие ребенка. Средние дошкольники переживают успех или неуспех в своей деятельности. Неудачи влияют на нее отрицательно и не стимулируют настойчивость. А успех всегда влияет положительно. Более сложное соотношение характерно для детей 5-7 лет. Успех стимулирует преодоление трудностей. Но у некоторых детей неуспех оказывает такое же действие. Возникает интерес к преодолению трудностей. А недоведение дела до конца оценивается старшими дошкольниками отрицательно (Н. М. Матюшина, А. Н. Голубева).

В-третьих, от отношения взрослого, предполагающего оценку действий ребенка. Объективная, доброжелательная оценка взрослого помогает малышу мобилизовать свои силы и достичь результата.

В-четвертых, от умения заранее представить себе будущее отношение к результату своей деятельности (Н. И. Непомнящая). (Так, изготовление ковриков из бумаги было более успешным, когда взрослый или другие дети предъявляли требования к этим подаркам от имени лиц, которым подарки предназначались.)

В-пятых, от мотивации цели, от соотношения мотивов и цели. Успешнее дошкольник достигает цели при игровой мотивации, а также когда ставится наиболее близкая цель. (Я. З. Неверович, изучая влияние разных мотивов на деятельность дошкольников, показала, что она была более активной, когда дети изготовляли флажок для малышей, а салфетку для мамы. Если ситуация менялась (салфетка предназначалась для малышей, а флажок для мамы), ребята очень часто не доводили дело до конца, постоянно отвлекались. Они не понимали, зачем маме нужен флажок, а малышам — салфетка.) Постепенно дошкольник переходит к внутренней регуляции действий, которые становятся произвольными. Развитие произвольности предполагает формирование направленности ребенка на собственные внешние или внутренние действия, в результате чего рождается способность управлять собой (А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова). Развитие произвольности происходит в разных сферах психики, в разных видах деятельности дошкольника.

После 3 лет интенсивно формируется произвольность в сфере движений (А. В. Запорожец). Усвоение двигательных навыков у преддошкольника выступает побочным продуктом предметной деятельности. У дошкольника впервые овладение движениями становится целью деятельности. Постепенно они превращаются в управляемые, подконтрольные ребенку на основе сенсомоторного образа. Ребенок сознательно пытается воспроизвести характерные движения определенного персонажа, передать ему особые манеры.

Механизм управления собой строится по типу управления внешними предметными действиями и движениями. Задача сохранить неподвижную позу детям 3-4 лет недоступна. В 4-5 лет управление своим поведением осуществляется под контролем зрения. Поэтому ребенок легко отвлекается на внешние факторы. В 5-6 лет дошкольники применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться. Управление своим поведением осуществляется ими под контролем двигательных ощущений. Управление собой приобретает черты автоматически протекающего процесса. В 6-7 лет дети сохраняют неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия (З. В. Мануйленко).

В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать психические процессы, протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь (З. М. Истомина, Н. Г. Агеносова, А. В. Запорожец и др.).

К 6-7 годам складывается произвольность в сфере общения со взрослым (Е. Е. Кравцова). Показателями произвольности общения выступают отношения к просьбам и заданиям взрослого, умение их принять и выполнять по предложенным правилам. Дети могут удержать контекст общения и понимают двойственность позиции взрослого как участника общей деятельности и источника правил.

Осознанность и опосредованность — это главные характеристики произвольности.

В возрасте около 2 лет все поведение малыша становится опосредованным и управляемым сначала речью взрослого, а потом его собственной. То есть уже в раннем детстве слово опосредует поведение ребенка, вызывает или тормозит его реакции. Понимание значения слова позволяет малышу выполнять достаточно сложные указания и требования взрослого. Ребенок начинает фиксировать свое действие в слове, а значит осознавать его.

Слово для дошкольника становится средством овладения своим поведением, делая возможным самостоятельное речевое опосредование в разных видах деятельности.

Речь связывает во времени текущие события с прошлым и будущим. Она позволяет дошкольнику выйти за пределы того, что он воспринимает в данный момент. Речь помогает овладеть своей деятельностью и поведением через планирование, которое выступает как способ саморегуляции. Планируя, ребенок • создает в речевой форме модель, программу своих действий, когда намечает их цель, условия, средства, способы и последовательность. Умение планировать свою деятельность формируется только при обучении со стороны взрослого. Первоначально ребенок осваивает его по ходу деятельности. А потом планирование перемещается на ее начало, начиная предварять исполнение.

Другая характеристика произвольного действия — осознанность, или сознательность. Осознание собственных действий позволяет дошкольнику управлять своим поведением, преодолеть его импульсивность. Дошкольники часто не отдают себе отчета в том, что именно и как они делают. Собственные действия проходят мимо их сознания. Ребенок находится внутри предметной ситуации и не может ответить на вопрос, что он делал, во что играл, как и почему. Чтобы «отойти от себя», увидеть, что, как и зачем он делает, ребенку нужна точка опоры, выходящая за пределы конкретно воспринимаемой ситуации. Она может быть в прошлом (раньше обещал кому-то, хотел сделать так, как уже делал), в будущем (что будет, если он что-то сделает), в правиле или образце действия для сравнения с ним своих действий или в моральной норме (чтобы быть хорошим, нужно делать именно так).

В дошкольном возрасте ребенку нужна внешняя опора для регуляции своего поведения.

Внешней опорой, которая помогает ребенку управлять своим поведением, является выполнение роли в игре. В этой деятельности правила как бы относятся к дошкольнику не прямо, а через роль. Образ взрослого мотивирует действия ребенка и помогает их осознать. Поэтому дошкольники достаточно легко выполняют правила в сюжетно-ролевой игре, хотя могут нарушать их в жизни.

Осознание правил не ролевого, а своего личностного поведения происходит у ребенка, начиная с 4 лет, прежде всего в играх с правилами. Ребенок начинает понимать, что если правила не соблюдать, то нельзя добиться результата и игра не получится. Поэтому перед ним встает вопрос: «Как надо себя вести?»

У старшего дошкольника опорой в регуляции своего поведения и деятельности является образ себя во времени (что хотел сделать, что делаю или сделал, что буду делать).

Развитие произвольности связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее выполнения (С.Н.Рубцова). В 4 года ребенок выделяет объект деятельности и цель его преобразования. К 5 годам он понимает взаимообусловленность разных компонентов деятельности. Ребенок выделяет не только цели и объекты, но и способы действия с ними. К 6 годам опыт построения деятельности начинает становиться обобщенным. О сформированности произвольных действий можно судить прежде всего по активности и инициативности самого ребенка (Г.Г.Кравцов и др.). Он не только выполняет указания воспитателя: «Иди мыть руки», «Убирай игрушки», «Нарисуй кошку», но и сам выступает источником, инициатором целей: «Пойдем, поиграем в кукольном уголке», «А давайте хоровод водить». То есть показателем произвольности выступает относительная независимость дошкольника от взрослого в постановке цели, планировании и организации своих действий, в осознании себя не как исполнителя, а как деятеля. Ведь часто ребенок, мотивирующий необходимость следовать нравственной норме ссылкой на требование взрослого, легко ее нарушает в самостоятельной деятельности, при отсутствии внешнего контроля. В таком случае можно говорить о несформированности внутреннего механизма регуляции своих действий. Произвольность также предполагает умение привнести смысл в свои действия, понять, для чего они выполняются, учесть свой прошлый опыт. Так, если дети могут представить, как обрадуется мама изготовляемому подарку, то легче довести работу до конца.

Укажем особенности развития воли в дошкольном возрасте:
— у детей формируются целеполагание, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении;
— развивается способность к волевому усилию;
— складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.

http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)

УДК 373:796

DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-124-133

Юлия Фёдоровна Николенко1,

Виталий Климентьевич Геберт2,

(672039,

(672039,

Воспитание волевых качеств учащихся основной школы на уроках физической культуры

Проблема развития волевых качеств школьников является предметом изучения многих исследователей в связи с тем, что настойчивость, упорство, решительность, выдержка являются важнейшими составляющими волевой сферы для успешной учебной деятельности, в том числе по физической культуре и развитию ребёнка. В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования волевой сферы учащихся основной школы при занятиях физическими упражнениями. Активные занятия разнообразными физическими упражнениями заставляют учащихся проявлять настойчивость, упорство, целеустремлённость, волю к победе, создают уверенность в своих силах, что способствует преодолению возрастающих трудностей на физкультурных занятиях и решении конкретных задач. Представлена экспериментальная методика воспитания волевых качеств учащихся основной школы на уроках физической культуры. Методика основана на подборе определённых видов деятельности учащихся на уроках гимнастики для формирования конкретных волевых качеств подростков. Обоснована эффективность экспериментальной методики и её влияние на показатели силы воли школьников. Выявлены уровни развития пяти волевых качеств учащихся: целеустремлённости, смелости — решительности, настойчивости — упорства, самостоятельности — инициативности, самообладания — выдержки, по параметрам выраженности и гене-рализованности. Определено, что одним из наиболее эффективных путей формирования и развития волевых качеств является целенаправленное использование средств физического воспитания.

Ключевые слова: воспитание, личность, волевые качества, учащиеся основной школы, уроки физической культуры

Вводная часть. Воля, являясь психоэмоциональным явлением, играет очень важную роль в успешности освоения и выполнения той или иной деятельности человека, в том числе в процессе обучения. Образовательный процесс в современных школах всё больше и больше характеризуется интенсификацией и увеличением объёма знаний за счёт притока новой информации . Для успешного освоения образовательных программ, усвоения учебного материала в надлежащем объёме

от учащихся требуется достаточно высокое проявление интеллектуальных, творческих и волевых усилий.

Волевые качества проявляются в сознательном регулировании человеком своего поведения и деятельности . Современный школьник должен уметь принимать решения, нести за них ответственность, обладать активностью, целеустремлённостью, уметь преодолевать внутренние и внешние барьеры, мешающие достижению поставленной цели. Таким образом,

1 Ю. Ф. Николенко — анализ литературных источников, проведение исследования, анализ и систематизация полученных материалов исследования, формулирование выводов, написание и оформление статьи.

2 В. К. Геберт — участие в проведении исследования, анализ и систематизация полученных материалов исследования, формулирование выводов, участие в написании и оформлении статьи.

© Ю. Ф. Николенко, В. К. Геберт, 2017

настойчивость, упорство, решительность и выдержка являются важнейшими составляющими волевой сферы для успешной учебной деятельности и развития ребёнка.

Исследователями доказано, что физическая культура играет важную роль в формировании волевых качеств у субъекта деятельности. В работах по теории и методике физического воспитания детей школьного возраста отмечается, что активные занятия разнообразными физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми способствуют формированию у детей жизненно важных физических и волевых качеств .

В процессе воспитания волевых качеств основную роль играет преодоление возрастающих трудностей на физкультурных занятиях и решение конкретных задач. Это заставляет учащихся проявлять настойчивость, упорство, целеустремлённость, волю к победе, создаёт уверенность в своих силах.

Проблема развития волевых качеств является предметом изучения многих исследователей. Значению волевых усилий в учебной деятельности и развитию волевых проявлений в процессе обучения посвящены работы Н. А. Вареникова , Т. И. Чедовой, К. В. Чедова и др. Имеется достаточно большое количество работ, освещающих проблему подбора методов изучения и измерения волевой активности .

Большое внимание уделяется развитию волевых качеств в психологии физической культуры и спорта. Это подчёркивается в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов: Е. Н. Гогунова, Б. И. Мартьянова1, Джаддо Биасиотто , Е. П. Ильина , В. Ф. Сопова и др. Однако, на наш взгляд, на данный момент недостаточно освещена проблема развития волевых качеств в определённых возрастных рамках, в частности, в период среднего школьного возраста.

Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена:

— необходимостью развития волевых качеств у подростков для успешного осуществления учебной деятельности;

— недостаточной освещённостью вопросов формирования волевой сферы учащихся основной школы на уроках физической культуры в литературных источниках;

— практически полным отсутствием научно обоснованных педагогических рекомендаций по целенаправленному развитию волевых качеств учащихся основной школы на уроках физической культуры.

Вышеизложенные аспекты актуальности позволили нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в изучении возрастных особенностей развития волевой сферы учащихся основной школы и разработке методики развития волевых качеств школьников данного возраста на уроках физической культуры.

Методология и методы исследования. В процессе исследования нами использовались следующие методы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— анализ научной и методической литературы;

— педагогический эксперимент;

— психолого-педагогические методы исследования;

— методы математико-статистической обработки.

Метод анализа научной и методической литературы использовался нами с целью изучения качественной характеристики волевой сферы учащихся основной школы, а также результатов ранее проведённых исследований, освещающих проблемы нравственно-волевого развития учащихся на уроках физической культуры.

Исследование было организовано и проведено на базе МОУ СОШ № 3 г. Читы в течение первого полугодия 20162017 учебного года. В исследовании приняли участие 26 учащихся 9-го класса, из них 15 девочек и 11 мальчиков.

Для диагностики волевых качеств учащихся 9-го класса нами применялись:

— методика самооценки силы воли Н. Н. Обозова ;

— методика самооценки волевых качеств Н. Е. Стамбуловой2.

Методы математической статистики использовались нами для обработки и анализа полученных экспериментальных данных.

2 Степанов В. А. Методы исследования эмоций и воли (практикум по психологии): учеб. пособие. — Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2003. — 136 с.

Результаты исследования. Обработав результаты самооценки силы воли по методике Н. Н. Обозова у учащихся 9-го класса, мы получили следующие результаты. В целом по классу средний показатель оценки силы воли составил 17,15 ± 1,17 балла, что свидетельствует о «средней» силе воле исследуемых. При этом необходимо отметить, что у мальчиков данный показатель был выше и в среднем составил 18,09 ± 1,95 балла, тогда как у девочек среднее значение оценки силы воли составило 16,47 ± 1,48 балла. Однако и у мальчиков, и у девочек полученные средние значения развития силы воли находятся в пределах от 13 до 21 балла, т. е. соответствуют «средней» силе воли.

Обобщённые результаты исследования индивидуальных значений силы воли учащихся представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели силы воли исследуемых, %

Сила воли Девочки n = 15 Мальчики n = 11

«Слабая» 33,33 36,36

«Средняя» 46,67 27,28

«Сильная» 20 36,36

Девочки Мальчики

Рис. 1. Распределение исследуемых учащихся по проявлению силы воли, % Fig. 1. The distribution of the students studied according to power of will, %

Использование методики «Самооценки волевых качеств» позволило нам произвести изучение уровня развития пяти волевых качеств учащихся, таких, как целеустремлённость, смелость — решительность, настойчивость — упорство, самостоятельность — инициативность, самообладание -выдержка, по параметрам выраженности и генерализованности (табл. 2).

Проанализировав полученные данные, мы установили, что в целом исследуемые имеют средний уровень выраженности (устойчивости проявления признаков) и генерализованности (широту проявления в различных жизненных ситуациях)

всех пяти изучаемых волевых качеств. Изучив отдельно показатели девочек и мальчиков, мы выявили, что проявления волевых качеств имеют гендерные особенности. Так, по группе девочек средние значения самооценки всех пяти изучаемых волевых качеств и по критерию выраженности, и по критерию генирализованности находились в пределе от 20-30 баллов, что свидетельствует о среднем уровне их развития. Самые высокие показатели по критерию выраженности у девочек фиксировались при самооценке качества «Целеустремлённость» (26,27 ± 1,42 балла), по критерию генерализованности — при само-

оценке качества «Настойчивость — упор- мообладание — выдержка». Самооценка ство» (26,07 ± 1,54 балла). Самые низкие остальных качеств по изучаемым критери-показатели по обоим критериям были ям находилась в пределах 22-24 баллов отмечены при самооценке качества «Са- (рис. 2).

Таблица 2

Результаты самооценки волевых качеств учащихся

Волевые качества Средний балл

по классу M ± m девочки M ± m мальчики M ± m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целеустремленность В 26,15 ± 1,16 26,27 ± 1,42 26,0 ± 2,04

Г 24,0 ± 1,04 22,47 ± 1,33 26,09 ± 1,50

Смелость — решительность В 25,54 ± 1,22 22,0 ± 1,37 30,36 ± 1,09

Г 25,61 ± 1,14 22,08 ± 1,44 29,45 ± 1,07

Настойчивость — упорство В 21,19 ± 1,42 23,93 ± 1,88 17,45 ± 1,64

Г 22,42 ± 1,2 26,07 ± 1,54 17,45 ± 0,89

Самостоятельность — инициативность В 21,27 ± 1,16 22,20 ± 1,44 20,0 ± 1,93

Г 21,96 ± 1,17 22,47 ± 1,71 21,27 ± 1,57

Самообладание — выдержка В 21,35 ± 0,87 20,47 ± 1,28 22,54 ± 1,05

Г 21,23 ± 0,55 20,27 ± 0,67 22,54 ± 0,81

Примечание: В — выраженность, Г — генерализованность.

Рис. 2. Показатели развития волевых качеств у девочек Fig. 2. Indicators of development of volitional qualities in girls

По группе мальчиков было выявлено, что одно волевое качество — «Настойчивость — упорство» недостаточно развито по обоим показателям, т. е. уровень его развития соответствует низкому; уровень

развития остальных волевых качеств был средним. Баллы, полученные при самооценке мальчиками степени развития качества «Смелость — решительность» по критериям выраженности, приближаются

к показателям высокого уровня развития, что свидетельствует о достаточно высокой степени их развития. Также, согласно самооценке, у мальчиков достаточно хорошо

Рис. 3. Показатели развития волевых качеств у мальчиков Fig. 3. Indicators of development of volitional qualities in boys

Таким образом, согласно полученным средним данным самооценки, мальчики уступают девочкам в показателях развития настойчивости и упорства и превосходят в показателях развития качества

«Смелость — решительность». Обобщённые индивидуальные показатели самооценки волевой сферы учащихся по предложенной методике представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели самооценки развития волевых качеств, %

Волевые качества Девочки n = 15 Мальчики n = 11

уровень уровень

низкий средний высокий низкий средний высокий

Целеустремлённость В 13,33 53,33 33,34 18,18 45,46 36,36

Г 20 73,33 6,67 — 72,73 27,27

Смелость — решительность В 40 46,67 13,33 — 54,54 45,46

Г 26,67 60 13,33 — 54,54 45,46

Настойчивость — упорство В 33,33 40 26,67 72,73 27,27 —

Г — 66,67 33,33 54,54 45,46 —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самостоятельность -инициативность В 33,33 53,33 23,34 45,45 45,45 9,1

Г 33,33 46,67 20 27,27 72,73 —

Самообладание — выдержка В 33,333 66,67 — 9,1 90,9 —

Г 20 80 — 9,1 90,9 —

Примечание: В — выраженность, Г — генерализованность.

Изучив индивидуальные показатели самооценки учащимися степени развития пяти волевых качеств, мы установили, что по группе девочек низкий уровень «Целеустремлённости» по критерию выраженности имеют 2 чел. (13,33 %), по критерию ге-нерализованность — 3 чел. (20 %); средний уровень по критерию выраженности — 8 чел. (53,33 %), по критерию генерализованно-сти — 11 чел. (73,33 %); высокий уровень по критерию выраженности — 5 чел. (33,34 %), по критерию генерализованности — 1 чел. (6,67 %). Таким образом, для большинства девочек характерен средний уровень развития волевого качества «Целеустремлённость». Самооценка девочками такого качества, как «Смелость — решительность» дала следующие результаты: низкий уровень по критерию выраженности имеют 6 чел. (40 %), по критерию генерализованности -4 чел. (26,67 %); средний уровень по критерию выраженности — 7 чел. (46,67 %), по критерию генерализованности — 9 чел. (60 %); высокий уровень по критерию выраженности — 2 чел. (13,33 %), по критерию генерализованности — 2 чел. (13,33 %). Изучив самооценку девочками проявления качества «Настойчивость — упорство» можно сделать вывод, что преобладает средний уровень развития данного качества — 40 % по критерию выраженности и более 60 % по критерию генерализованности. Такое качество, как «Самостоятельность — инициативность» у большинства девочек развито на среднем уровне, как и качество «Самообладание — выдержка».

зованности — 90,9 %). А такое качество, как «Настойчивость — упорство» у подавляющего большинства мальчиков развито на низком уровне.

Обобщив полученные данные, мы установили, что в целом исследуемые имеют средний уровень выраженности (устойчивости проявления признаков) и генерализованности (широту проявления в различных жизненных ситуациях) всех пяти изучаемых волевых качеств. Однако необходимо отметить, что выявление небольшого процента учащихся с высоким уровнем развития волевых качеств, преобладание среднего уровня развития волевых качеств, а также наличие учащихся с низким уровнем развития волевых проявлений, свидетельствует о необходимости ведения целенаправленной работы по формированию волевой сферы учащихся 9-х классов.

Обсуждение результатов. На основе результатов анализа полученных экспериментальных данных и с учётом данных научно-методической литературы нами предпринята попытка разработки методики развития волевых качеств учащихся основной школы на уроках физической культуры при прохождении раздела «Гимнастика с основами акробатики». Данный раздел был выбран нами не случайно. Мы считаем, что при грамотном подборе физических упражнений и заданий, моделировании конкретных учебных ситуаций уроки гимнастики содержат в себе огромный потенциал по формированию нравственно-волевых качеств учащихся.

Согласно годовому учебному плану на освоение раздела «Гимнастика с основами акробатики» в 9-м классе отводится 15 часов во 2-й четверти с 34-го по 48-й урок, таким образом, предлагаемая методика рассчитана на 15 уроков и её реализация должна осуществляться параллельно с освоением основного учебного материала по разделу.

В основе разработанной нами методики лежит модель, предложенная Т. И. Чедо-вой (2012) для воспитания волевых качеств подростков, занимающихся в школьных спортивных клубах (рис. 4).

Рис. 4. Модель воспитания волевых качеств подростков, занимающихся в школьных спортивных клубах (Чедова Т. И., 2012)

Fig. 4. The model of upbringing of volitional qualities of adolescents involved in school sports clubs (Chedova T. I., 2012)

Согласно данной модели технология волевого воспитания подростков должна включать три взаимосвязанных этапа:

1) ценностно-ориентационный этап, на котором происходит формирование представления у подростков об эталонном волевом поведении;

2) этап развития волевых качеств и волевого поведения, который предполагает целенаправленно организованную деятельность подростков и умышленное создание воспитательных ситуаций, направленных на приобретение опыта волевого поведения;

3) этап совершенствования волевых качеств, в процессе которого происходит закрепление опыта волевого поведения подростков и который должен протекать в условиях взаимодействия всех компонентов педагогической системы (ученик — педагог — тренер — детский спортивный коллектив — родитель — школьный учитель) и осуществляться с учётом индивидуальных особенностей подростков.

Поэтому в нашей методике также выделено три соответствующих этапа: 1-й этап -3 урока (с 34-го по 36-й урок) — ценностно-

ориентационный этап; 2-й этап — 9 уроков (с 37-го по 45-й урок) — этап развития волевых качеств и волевого поведения; 3-й этап -3 урока 3-й четверти (с 46-го по 48-й урок) и до конца учебного года — этап совершенствования волевых качеств.

Для наполнения конкретным содержанием представленных этапов мы обратились к источникам научно-методической литературы. В процессе анализа литературных данных нами было определено, что «воля» является обобщённым понятием, за которым скрывается много разных психологических феноменов. Это и сознательное управление своими действиями, и волевое усилие, и специфические его проявления (волевые качества). Исходя из вышеуказанного, при разработке своей методики мы опирались на положение о том, что совершенствование волевой сферы учащихся должно происходить через развитие конкретных компонентов воли и конкретных проявлений волевых качеств. Для целенаправленного педагогического воздействия были выбраны следующие волевые качества:

1) смелость — решительность;

2) настойчивость — упорство;

3) самостоятельность — инициативность.

То есть в процессе уроков гимнастики

при реализации нашей методики развитию данных волевых качеств будет уделяться приоритетное значение, остальные волевые качества будут формироваться параллельно.

Так как волевые свойства личности формируются в процессе деятельности, мы осуществили целенаправленный подбор определённых видов деятельности учащихся на уроках гимнастики для формирования конкретных волевых качеств подростков.

Для развития смелости — решительности нами предлагается использовать сложно координационные физические упражнения, выполнение которых сопряжено с определённым риском, а также упражнения на снарядах, освоение которых предусмотрено программой.

Формировать настойчивость — упорство подростков нами предлагается путём многократного повторения упражнений и комбинаций, а также с помощью уделе-ния особого внимания выполнению упражнений, которые вызывают трудности и/или при выполнении которых совершается много ошибок. Помимо этого, проявления настойчивости и упорства необходимо при

выполнении физических упражнений, направленных на воспитание физических качеств (силовых способностей, выносливости, гибкости и т. д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве средств развития самостоятельности — инициативности мы предлагаем использовать задания по самостоятельному составлению и проведению комплексов общеразвивающих упражнений; составление и проведение комплексов специальных подготовительных упражнений в соответствии с темой урока с последующим обсуждением правильности их составления; выполнение страховки товарищей при выполнении упражнений на снарядах; подготовку и уборку снарядов и специального оборудования.

При реализации предложенной методики необходимо особое внимание уделять тому, чтобы обучающиеся имели полное представление для чего осуществляется та или иная деятельность и что должно стать результатом этой деятельности, потому что действие, лишённое для подростка личного смысла, перестаёт быть его собственным действием и приобретает иллюзорные формы. Как указывает Н. А. Жесткова (2016), чтобы действие стало свободным и осознанным, оно должно осуществляться в контексте значимых для подростка мотивов и быть осмыслено как своё собственное, а не навязанное извне. То есть используемые задания, которые являются средством овладения волевым поведением, должны быть осознаны учащимися.

Заключение. Таким образом, обобщая результаты проведённого исследования, можно заключить, что воля является важнейшим структурным компонентом личности. Воля даёт возможность человеку сознательно управлять своими внутренними психическими и внешними физическими действиями в самых сложных жизненных ситуациях. Подростковый возраст является сенситивным для развития волевых качеств личности, так как в этот период закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу, кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Одним из наиболее эффективных путей формирования и развития волевых качеств, по мнению исследователей, является целенаправленное использование средств физического воспитания.

Список литературы

7. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.

8. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

9. Лукьяненко В. П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры. М.: Советский спорт, 2005. 256 с.

10. Сопов В. Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. М.: Акад. проект, 2010. 120 с.

12. Юров И. А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. М.: Советский спорт, 2006. 163 с.

Статья поступила в редакцию 27.03.01.2017; принята к публикации 07.04.2017

Библиографическое описание статьи

Yulia F. Nikolenko1,

Candidate of Pedagogy, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),

e-mail: uliya-22@yandex.ru

Vitaliy K. Gebert2,

Candidate of Pedagogy, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),

e-mail: gebertvk@mail.ru

Upbringing of Volitional Qualities of Secondary School Students at Lessons of Physical Education

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: education, personality, physical qualities, pupils of the primary school, lessons of physical education

7. Il’in E. P. Psikhologiya voli. 2-e izd. SPb.: Piter, 2009. 368 s.

8. Il’in E. P. Psikhologiya sporta. SPb.: Piter, 2008. 352 s.

10. Sopov V. F. Teoriya i metodika psikhologicheskoi podgotovki v sovremennom sporte. M.: Akad. proekt, 2010. 120 s.

12. Yurov I. A. Psikhologicheskoe testirovanie i psikhoterapiya v sporte. M.: Sovetskii sport, 2006. 163 s.

«У животного побудка, у человека воля». То есть реальность такова, что если воли нет, то человека тоже нет. Есть индивид вида Homo sapiens, который пребывает либо при животном типе строя психики, либо запрограммирован, как автомат, и фактически является зомби.
А теперь давайте посмотрим на то, что происходит в большинстве наших семей. Чего родители хотят добиться от ребенка прежде всего?
Ответ: Послушания.
А если добились послушания, то что? Воли нет. Потому что воля формируется тогда, когда ребёнок проявляет свою инициативу и хочет чего-то достичь. Да, его инициатива может быть направлена не на то, на что хотелось бы родителям. Но тут надо помогать ребёнку расти, и заботиться о том, чтобы его инициатива была благой. Тем более, что в раннем детстве вот совесть и стыд ещё не затюканы, не вытеснены и ребёнок эти вещи может различать. Он не может этого интеллектуально осмыслить, потому что интеллект ещё не развит в должной мере, но, тем не менее, что добро, что зло — интуитивно дети очень чётко определяют. Поэтому если ребёнок проявляет инициативу, то обязанность взрослых — соучаствовать в этой инициативе, придавая ей правильную направленность. А если ребёнок проявляет инициативу и сталкивается с затюкиванием, то будут проблемы.
Например, ребёнок, девочка, в возрасте 3-х лет после того, как родители поклеили новые обои в гостиной, решила, что обои недостаточно красивые и их надо разукрасить. Берутся цветные карандаши – обои разукрашены. Приходят родители с работы – получает ребёнок фитиль. 16 лет девушка, воспоминание осталось, но помнится то, что её незаслуженно и несправедливо наказали, её обидели тогда, когда она хотела сделать как лучше. То есть, если вы сталкиваетесь с тем, что ребёнок считает, что обои некрасивые и их надо разукрасить, то надо взять краски и вместе с ребёнком разукрасить обои. Может быть, заранее для этого одну из стен следует поклеить белым ватманом для того, чтобы было, где расходиться и разгуляться фантазии.
А если происходит то, что можно назвать успехом родителей в области достижения послушания — что происходит, когда ребёнок становится подростком? Пробуждаются половые инстинкты и наряду с этим пробуждаются инстинкты стадно-стайного поведения. Вот все обезьяны в биосфере делятся на две категории: одни стадно-стайные, а другие семейные. Вот гориллы – это семейные обезьяны, а всякие макаки – это стадно-стайные. Различия в чём? Те, которые живут семьёй, у них есть логово, и они никогда не гадят ни в логове, ни вокруг логова. У них есть некое отхожее место, может быть не одно, но, тем не менее, оно отхожее, подальше от логова. А вот стадно-стайные гадят там, где пробегают.
В биосфере одна из функций помёта и прочих испражнений – это метить территорию. Ну, а когда есть культура, то инстинктивные программы имеют некие культурно-обусловленные оболочки и продолжение. То есть понятно, почему лифты расписаны, стены в подъездах, всё что ни попадя, парты в университетах и школах. Это — культурные оболочки инстинктивных программ «метить территорию» стадно-стайных обезьян. Если посмотреть, чего там нарисовано и чего написано — не от большого ума, скажем так. Основная масса того, что изображено на партах в университетах и школах, это не от большого ума, не от щедрот души, и не от реализации творческого потенциала.
Другой вариант культурных оболочек. Вот смотрим западные фильмы, всяческие их сказки: сцены посвящения в рыцари. Персонаж становится на колено перед сюзереном или прекрасной дамой и та возлагает меч ему на плечо. В стаде павианов иерархия выстраивается в зависимости от того, кто кому безнаказанно показывает член. Но суть обоих процессов, ведь она одна и та же: «Я на вас возложил, и вы обязаны служить мне». То же самое — культурная оболочка инстинктивной программы, которая определяет иерархию.
Цитаты из русских летописей. Два брата, князья, воюют, повоевали. «Болеслав, город взяшу, ятровь свою обнажил» и тем самым нанёс великое унижение своему другому брату. То есть взял город, обнажил супругу своего брата прилюдно и показал, что он — главный павиан на этой территории и сам решает, какая самка кому принадлежит. То есть, есть основания.
Ну, дальше, статья в «Комсомольской правде». Речь идёт о том, что психологи поработали с рыбаками на Дальнем Востоке, в результате чего статистика разводов упала в семьях рыбаков. Выяснилось, что в мужском коллективе на борту траулера, дабы ситуация, обстановка была минимально конфликтной, люди избегают прямого взгляда в глаза друг друга, потому что на уровне инстинктивных программ поведения это — вызов на тему «Кто главный». Поплавали, вернулись с путины домой. Привычка, навык не смотреть в глаза друг другу людям, осталась. Приходит домой, дома любимая жена – в глаза не смотрит ей. А у той тоже инстинктивные программы: если не смотрит значит разлюбил. Пошёл семейный скандал. Рыбакам пришлось объяснять, что:
— «Значит так, на борту всё правильно, ситуация должна быть бесконфликтной. А для того, чтобы дома было всё хорошо – жене смотреть в глаза».
Статистика разводов пошла вниз. То есть реальность такова, что, хотим мы того или нет, но это работает.
Кроме того, язык жестов, манера поведения в животном мире это один из языков общения. На уровне сознания мы его перестали воспринимать, но на уровне бессознания, бессознательных он работает. Например, если за столом собралась большая команда народа, и вы хотите, чтобы эта команда народа пришла к тому мнению, которое вы поддерживаете, считаете правильным. Что надо сделать? То есть, если вы большой босс. Надо предложить какое-то питание и взять в руку поварёшку, потому что бессознательно инстинктивно тот, кто раздаёт пищу, тот главный. Если эту функцию выполняет официантка, то босс — никто. Решение не будет выработано, команда не придёт к тому мнению, которое нужно боссу. Но если босс взял поварёшку — за трапезой беседа будет течь в том направлении, в котором надо боссу. То есть это работает.
А теперь давайте посмотрим, что получается, когда добились послушания от ребёнка. Ребёнок вырос, пошли половые инстинкты и инстинкты стадно-стайного поведения. Подростковая преступность в большинстве своём, как? Собрались детишки, сила есть – ума не надо. Энергии через край. Рядом барышни. Перед барышнями надо повыпендриваться. Барышни ещё подзуживают, поскольку, кто круче, тот и лучше. Инстинкты стадно-стайного поведения заработали, и на выходе преступление, тяжёлое, которого никто не хотел, но которое, тем не менее, совершилось. Почему? Потому что воли нет, инстинкты властвуют, сформировался коллективный эгрегор: в нём есть какая-то алгоритмика, есть какая-то целесообразность взаимодействия с окружающим миром этой стаи, или стада. И пошло-поехало в автоматическом режиме: никто ничего не хотел, тяжёлое преступление есть. Кто виноват? Родители всех их. Потому что они в раннем детстве добились послушания и у подростков нет воли. Потому что воля человеческая, она действительно проявляется (по крайней мере, в той культуре, в которой мы живём, в нашу историческую эпоху) вовсе не в том, что человек гонит себя в качалку и качает там мышцы, или зубрит три иностранных языка, не видя света белого. Воля проявляется в том, что когда инстинкты требуют чего-то неуместного, или нормы культуры требуют чего-то неуместного, то человек способен сказать себе «цыц», и выйти из той программы, в которой он оказался.
А какие у нас есть неуместные нормы в культуре? Главным образом две: курево и выпивка. И пьют, как все, курят, как все, потому что, быть белой вороной в коллективе, где пьют и курят, как-то некомфортно. А поставить себя по отношению к этому коллективу так, что:
— «Я не пью и не курю, и на это имею право. А вы не можете, потому что вы подражаете тем, кого считаете взрослыми и крутыми» — это оказывается слабо, потому что воли нет.
P.S. Для тех, кого заинтересовал данный материал, ссылка на полную версию: poznavatelnoe.tv/velichko_razgovor_03

Не вступая в борьбу с безволием ребенка, вы рискуете его будущим.

Они непредсказуемы, от них трудно ожидать последовательного поведения. Выйдя однажды во двор погулять, Вовка, сын наших знакомых, взял и пропал на несколько часов: увязался за какой-то компанией и лишь часа через три вспомнил о сходящих с ума родителях…

Без руля, без ветрил

Этих детей называют и «безвольными», и «безответственными», а самым точным определением будет слово «неустойчивые», недаром в психологии уже существует такой термин. Они движутся по жизни без руля, без ветрил и без особых дум и планов даже на ближайшие часы. Эти дети знают только слово «хочу», и тут речь чаще всего вовсе не идет о желании что-то делать. Нередко они и сами не знают, чего хотят и потому нерешительны, вялы, отступают перед первым же затруднением. От них только и слышишь: «Не умею», «Не знаю как»…

До поры до времени родители считают это следствием детской праздности и необремененности домашними заботами. Ярче, зримее для всех «неустойчивость», безволие проявляются тогда, когда усидчивость и трудолюбие становятся жизненно важны — то есть с началом учебы в школе.

Легкомысленность «безвольного» становится тут просто вопиющей: он не слушает учительницу (это требует усилий, сосредоточенности), не записывает задания, не выполняет их. Только при непрестанном контроле, нехотя, эти дети делают уроки, но как только контроль, пусть и ненадолго, ослабевает, мгновенно прекращают работу. Первоклассника ругают, он вроде и сам раскаивается, но тут же все забывает — как, давая честное слово не брать отцовскую ручку со стола, уже через пару минут обводит ей какой-нибудь узор.

«Подшитые» часы

Все слишком серьезно, чтобы отдавать этих детей на волю сложившихся обстоятельств. Безнадзорность и попустительство с вашей стороны — вот ключи, открывающие двери для праздности и безделья, дающие полную волю патологическим свойствам характера.

Дисциплина — главное оружие против безволия. И как страдающему аритмией сердца подсоединяют стимулятор ритма, «неустойчивому» надо «подшить» часы. Жесткий режим прежде всего: сон, прием пищи, прогулка — все строго по часам! Потом, опять же по расписанию, игра, уроки. Сидите сами рядом, отслеживайте каждое движение! Утомительно, раздражает, надо по дому сделать кучу всего, но пока ребенок работает, родители не должны от него отвлекаться, займетесь своими делами во время его перерывов. Тем более что уроков в первом классе совсем немного.

Выстроенный распорядок дня будет автоматически приучать человека к организованности, устойчивая временная сетка будет воспитывать его волю одним своим присутствием в его жизни. Только отслеживайте это расписание не от случая к случаю, а систематически.

Безвольного с раннего детства настойчиво приучают завершать начатое, что требует от него усилий. Но раз за разом побуждаемый родителями, пусть поневоле, но он опять же привыкает к тому, что без усилий у него ничего не получится! К тому же, как всякий человек, он любит видеть задуманное завершенным. Моя балованная Ирка раз за разом бросала начатое было дело строительства дома для кукол — не получалось, а потому было скучно. Но к ней подсел муж. Они начали дело вместе, собрали стены, поставили крышу, папа придумал для расставленной в доме мебели нарезать из лоскутов покрывал, скатертей и ковров (Ирка, загоревшись, под конец уже вырывала из папиных рук ножницы — захотелось все делать самой!). На обустроенный особняк радовались всей семьей и нахваливали нашу маленькую.

Главное — воспитание у «безвольного» ответственности. Любое проявление разгильдяйства должно быть наказано! Реагируйте эмоционально, чтобы запомнилось, потрясло, породило установку: «Думай перед тем, как сделать это, а то плохо тебе будет!» Раз за разом бросаешь стол для занятий неубранным — завтра весь день не будет у тебя карандашей и бумаги. Наказание — дозированное! отмеренное! — в этом случае необходимо.

Хотя, каюсь, маленького Вовку, примерно наказанного тогда родителями, мне все-таки было жалко.

…И очень опасен

Неустойчивый, безвольный взрослый опасен для окружающих и для себя самого. Вовремя не приученный добиваться всего своим трудом, он ищет лишь занятия, что сулят удовольствия, жаждет смены впечатлений и не задумывается о последствиях своих поступков.

Один наш знакомый «неустойчивый» разбил дорогую чужую машину, был «поставлен на счетчик», и, спасая его, родители переселились из двухкомнатной квартиры в общежитие. Другой из-за своей расхлябанности потерял работу и вот уже два года на иждивении матери (в 35 лет): намечающийся было работодатель звонит на прежнее место работы и тут же отказывает. Третий выучился было на слесаря, но вдруг зачастил в зал игровых автоматов — развелся, продал квартиру, бомжует.

«Уповать здесь можно только на то, что неустанная, упорная, ведущаяся с раннего детства (когда человек еще пластичен) с использованием и «пряника», и «кнута» борьба с неустойчивостью преодолеет эту тяжкую акцентуацию характера, — пишет психоневролог Вилен Гарбузов. — Лучше, если «безвольного» своевременно, любя, накажут родители, чем потом, когда он вырастет, его сурово, и нередко жестоко, накажут чужие люди…»

Кстати

Научить дисциплине

Устанавливать рамки дозволенного — занятие сложное, требующее времени и терпения, но крайне необходимое. Родители должны обучать ребенка правилам поведения до тех пор, пока он не станет достаточно взрослым и поймет, как правильно вести себя в обществе. Чтобы успешно справиться с задачей, родителям надо знать о том, как развивается его личность и в какой период какого поведения следует от него ожидать.

К сожалению, многие мамы и папы не утруждают себя тем, чтобы ставить перед ребенком рамки дозволенного и бывают настолько подавлены плохим поведением ребенка, что не знают, с какого бока к нему подступиться. Другие считают, что устанавливать рамки дозволенного необязательно и перекладывают эту обязанность на плечи воспитателей или учителей. В большинстве случаев родители не решаются быть строгими к ребенку из-за того, что боятся потерять его любовь. Вместо того чтобы поставить ребенка на место, они игнорируют его плохое поведение со словами: «Дети есть дети». Помните, установление рамок дозволенного целиком лежит на ответственности родителей, процесс воспитания нельзя пускать на самотек или откладывать на потом.

Р. Голдстайн и Дж. Гэллант «Библия для родителей»

Воля — очень многогранное понятие. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В учебной деятельности и в коллективе сверстников у млад­шего школьника в первую очередь формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка. По­этому родителям следует сосредоточиться на формировании таких компонентов воли, как:

— умение сдерживать непосредственные импульсы и желания в связи с тре­бованиями социального окружения, то есть умение сознательно управлять своими действиями;

— умение совершать волевое усилие, мобилизовываться в трудной ситуации, доводить начатое дело до конца.

Уже в первые месяцы перед первоклассником встает гора школь­ных правил, которые необходимо бы­стро усвоить. В первое время дети на­рушают правила поведения чаще по­тому, что не умеют сдерживать себя и не имеют соответствующих привычек.

Руководящая роль в формиро­вании правильного поведения школь­ников принадлежит взрослым (учите­лю, родителям, старшим детям). Од­нако это руководство не должно ущемлять самостоятельности детей, ибо излишняя опека, выполнение работы за них, подсказывающие вопросы и другие подобные действия старших формируют черты пассивности у младшего школьника. Кон­троль взрослых за проявлением волевого поведения от 1 к 4 классу должен сни­жаться, но не исчезать полностью.

Имеются две воспитательные крайности, каждая из которых таит в себе серьёзную опасность. С одной стороны, это излишняя опека родителей лишает ре­бёнка необходимости прилагать какие-либо усилия. С другой стороны — перегрузка детей непосильными заданиями. В обоих случаях формируется привычка бросать начатое дело незавершённым.

Родителям надо запастись терпением, разъясняя и показывая ребенку, как вести себя правильно. Вследствие конкретного характера мышления младшие школьники нуждаются в показе: ребенок должен знать не только, что делать, но и как делать. Позже у него появляется умение сдерживаться, подчиняться режиму жизни школы и распорядку после школы, организовывать выполнение домашних заданий и свой досуг.

Взрослым следует помнить, что для младшего школьника очень важна дос­тупность целей. Деятельность, направленная на решение доступных для ученика задач, приобретает целенаправленность. Разрешимая задача, создавая объективную возможность успеха, заставляет ребенка мобилизовать силы для достижения цели, проявить организованность, терпение, настойчивость. Для начинающего школьника разрешимость задачи часто определяется не только тем, в какой мере он владеет средствами для ее решения, но и тем, насколько ему видна цель. С точки зрения волевой регуляции поведения и деятельности младшего школьника важно, чтобы задачи (задания) были оптимальной сложности. Это обеспечивает переживание ус­пеха вначале, делает тем самым цель более доступной, что, в свою очередь, активи­зирует дальнейшие усилия. Слишком трудные задания могут вызвать отрицатель­ные переживания школьника, отказ от усилий. Слишком легкие задания также не способствуют развитию воли, так как учащийся привыкает работать без особых усилий.

Волевое поведение школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, которая предъявляет ребенку все новые и более серьезные требования. Учебная деятельность способствует развитию произвольно­сти познавательных процессов — произвольного восприятия, произвольной памя­ти, произвольного внимания и пр.

Эта происходит только в том случае, если учебная деятельность с самого на­чала обучения приобретает для школьника личностный смысл, становится ему ин­тересной и значимой. В процессе обучения и развития волевые качества младшего школьника совершенствуются. Дети начинают проявлять целеустремленность, ре­шительность, настойчивость, выдержку, смелость, дисциплинированность.

Советы родителям:

— доводить раз начатое дело до конца;

— не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно, или чему может научиться сам, а лишь обеспечивайте условия выполнения дея­тельности;

— поддерживайте чувство радости от достигнутого результата;

— одобряйте ребёнка, внушая ему уверенности в том, что он сумеет выполнить трудное задание, например, «Я верю, у тебя все получится»;

— подводите ребенка к рациональному решению, а не решайте за него;

— требуйте от себя того, что требуете от ребенка;

— предъявляемые требования должны быть обоснованы и выполнимы, обду­манны и немногочисленны;

— полезны различные игры по правилам: шашки, детское домино и другие.

Развитие у ребенка воли — огромный труд. От того справитесь ли вы с этой задачей, будет зависеть успешность ваших детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *