Ребенок берет чужие вещи

Что делать, если ребенок берет чужое

Почему дети берут чужое?

Причины могут быть разными. Среди них и принятие ошибочной системы ценностей (влияние массовой культуры, семьи, друзей и др.), и проблемы во взаимоотношениях с окружающими, и особенности характера и темперамента (зависть, протестное поведение и др.), и даже психическая патология.

Дети до 3 лет. Малышам нравится наблюдать за другими детьми, но не нравится делиться с ними своими игрушками. Зато они и сами не станут спрашивать, можно ли взять понравившуюся куклу. В этом возрасте дети еще не очень-то отличают свое от чужого, поскольку пребывают в уверенности, что весь мир принадлежит им.

Задача родителей – каждый раз, когда малыш «покушается» на чужую собственность, предлагать ему спросить разрешение (достаточно просто спросить: «Можно?»). Проследите за тем, чтобы малыш не забыл вернуть полученную на время игрушку и сказать «Спасибо». Если дети ссорятся из-за игрушки, переключите их внимание с предмета спора на что-нибудь другое, отвлеките, а заодно напомните о том, что надо быть добрым.

От 3 до 7 лет. Присвоение чужих игрушек или вещей в дошкольном возрасте не является воровством как таковым, поскольку его причины специфичны. Чаще всего это очень сильное желание иметь то, чего нет.

Стыд – самый лучший будильник для совести, и устанавливается он на «звонок» именно в детстве, если близкие имеют четкие нравственные ориентиры.

Еще одна причина воровства – желание порадовать близких, сделать им подарок, а то, что ребенок поступает неправильно, ему просто не приходит в голову.

Если у ребенка нет той игрушки, которая «есть у всех», а мы по той или иной причине не можем ее приобрести, приходится отказывать. Просто поговорите с ребенком, объясните. Иногда нужно дать ребенку время, чтобы он успокоился и пережил разочарование, а потом уже разговаривать.

Дошкольникам трудно понять, что есть чужая собственность, зато они очень переживают, если из-за них, по их вине, кто-то страдает. Поэтому лучший способ объяснить ребенку, почему нельзя брать чужое – рассказать, что человеку, у которого что-то берут без спроса, да еще и не возвращают, очень плохо.

Если ребенок взял чужое:

☺ удержитесь от навешивания ярлыков на него, называя его «воришкой»;

☺ избегайте сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: «Я никогда…»;

☺ обсуждая вину ребенка, помните, что сильные отрицательные чувства могут способствовать тому, что ребенок будет скрывать все поступки, которые сочтет плохими и стыдными;

☺ примите во внимание, что обращение к ребенку со словами: «Как ты мог?» и т.п. бесполезно и даже вредно;

☺ исключите ситуации, провоцирующие воровство;

☺ не возвращайтесь к тому, что было, этим вы только закрепите данный проступок;

☺ помните, что воровство поддерживает негативное внимание взрослых, окружающих ребенка, и недостаточное удовлетворение взрослыми нужд ребенка.

Об этой проблеме не принято говорить вслух. Родители, узнав, что ребёнок ворует, испытывают смятение, стыд и, конечно же, страх: «В нашей семье никто никогда так не делал», «Что я скажу своим знакомым?», «Мы вырастили преступника!».

Если раньше воровство считалось особенностью детей из неблагополучных семей, то сегодня нередки случаи, когда крадут дети из семей с высоким материальным достатком.

Что стоит за детскими кражами? Почему дети начинают воровать? Как отучить ребёнка брать чужое? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

  • Феномен детского воровства
  • Почему дети воруют?
  • Кражи детей разного возраста
    • Дошкольный возраст
    • Школьный возраст
    • Подростковый возраст
  • Ошибки родителей
  • Как правильно реагировать на случаи детского воровства?
    • Если ребёнок принёс домой чужую вещь или игрушку
    • Если ребёнок украл деньги
  • Как отучить ребёнка красть: советы психолога
  • Профилактика детского воровства

Феномен детского воровства

Почти каждый в своей жизни испытывал желание присвоить себе то, что ему не принадлежит. Но в большинстве случаев человека всегда что-то удерживает от этого шага. Что это? Сильные моральные устои? Сила воли? Или, может быть, боязнь наказания за содеянное?

Есть дети, у которых с раннего возраста выработан «иммунитет» против воровства. А для кого-то кража чужих вещей – обыденное явление, за которое ребёнок даже не испытывает чувство стыда.

Психология детского воровства такова, что не всегда действия ребёнка носят криминальный характер. Более того, он может не знать, что совершает плохой поступок. Поэтому прежде чем обвинять ребёнка в преступных наклонностях, сначала нужно выяснить причину, почему сын или дочь стали брать чужое.

Подозреваете ребёнка в воровстве? Не можете добиться от него правды? Выясните, как обстоят дела на самом деле – скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay.

Почему дети воруют?

Существуют пять групп причин, почему дети начинают присваивать себе чужие вещи или деньги:

Импульсивность, отсутствие самоконтроля, слабость волевого поведения

В норме произвольное поведение у детей формируется к 6-7 годам. До этого времени ребёнку сложно справиться со своими непосредственными желаниями. Например, забрать себе понравившуюся игрушку из детского сада или съесть конфету, лежащую на столе в гостях.

Больше всего родителей злит, что ребёнок не понимает тяжести совершенного им поступка, не испытывает угрызений совести и не просит прощения. А здесь всё просто: структуры детского мозга, отвечающие за самоконтроль и волевое поведение, ещё не созрели. Ребёнок захотел взять вещь и взял её.

В некоторых случаях импульсивность сохраняется и после 7 лет. Такие дети – эмоционально «глухие», не умеющие сочувствовать и сопереживать другому человеку. Они так и остаются зацикленными на своих потребностях и желаниях.

Ощущение ребёнком своей неполноценности

В первую очередь, это проблемы во взаимоотношениях с родителями. Мама и папа в таких семьях могут быть заняты вопросами зарабатывания денег или воспитания младших детей. В результате ребёнок ощущает себя нелюбимым, ненужным, одиноким. Ему хочется обратить внимание родителей на себя, и он совершает кражу.

Воровство в этом случае может выступать также как акт мести родителям за отсутствие любви и внимания.

Кроме того, у ребёнка могут не складываться отношения с одноклассниками. Он решает «задобрить» их и покупает сладости и игрушки на деньги из маминого кошелька, взятые тайком.

Такие дети, как правило, замкнутые, неуверенные в себе, тревожные и ранимые. Им как воздух необходима эмоциональная поддержка со стороны близких людей. Но своим поведением они лишь отдаляют окружающих от себя, теряют доверие и уважение.

Также ребёнок может пойти на кражу в состоянии тревоги, психологического напряжения и подавленности. Присвоение чужого здесь выступает в качестве эмоциональной разрядки.

Отсутствие представлений о собственности, «своём» и «чужом»

Да, кажется, что такие понятия ребёнок должен впитать с молоком матери. Но большое количество детских краж именно по причине несформированных нравственных понятий говорит об обратном.

Ребёнок просто может не понимать, почему мамин шарф из шкафа ему можно взять, а деньги из кошелька – нет. И почему вдруг нельзя забрать у друга Саши замечательную красную машинку, ведь Саша – его друг, значит, и машинка принадлежит тоже ему.

Сюда можно отнести и желание доставить приятное близкому человеку с помощью чужих вещей. Например, принести маме из гостей красивые бусы или помаду тёти Нади.

Клептомания

Это патологическое желание что-либо украсть. При этом сам предмет обычно не представляет ценности для ворующего. Ребёнок берёт то, что плохо лежит, и тут же забывает об украденном или теряет его.

Истинная клептомания встречается редко. Ей страдают дети с органическим поражением головного мозга. Воровство у них закрепляется по типу условного рефлекса. Воспитательные меры здесь бесполезны, необходима помощь психиатра, поскольку клептомания – это болезнь.

По принуждению

У ребёнка могут вымогать деньги одноклассники или ребята постарше, «ставить его на счётчик» и угрожать расправой. Взрослым дети боятся рассказать о такой ситуации, поэтому начинают искать деньги всеми доступными способами: воровать у родителей, родственников, знакомых, учителей.

Также ребёнок может страдать наркозависимостью и красть деньги, чтобы получить очередную «дозу».

В подростковых компаниях, особенно криминальных, есть своеобразный ритуал посвящения. Чтобы доказать свою принадлежность к группе, «новичку» необходимо что-то украсть из магазина, вытащить бумажник в автобусе или принести крупную сумму денег из родительского кошелька.

Важно понимать, что не может быть единственной причины детского воровства. Это всегда сочетание слабого самоконтроля и ощущения неполноценности, либо несформированности моральных устоев и проблем в детско-родительских отношениях.

Кражи детей разного возраста

Дошкольный возраст

Определение «воровство» не совсем верно для детей-дошкольников, потому что в их действиях нет криминальной подоплеки. Малыши не воруют, а берут без спроса чужую вещь. Берут, потому что она им понравилась. Берут, потому что хотят иметь её у себя. Берут, потому что ещё не понимают, что есть «моё», а есть «чужое».

Ребёнок может взять чужую вещь, если хочет наказать обидчика.

Случай из практики: Ваня принес в детский сад игрушечный подъемный кран. Дети попросили Ваню дать поиграть с ним, но Ваня отказал, даже лучшему другу Паше. Когда вечером Ваню пришла забирать мама, оказалось, что кран пропал из шкафчика. Все бросились искать пропажу, но так и не нашли. На следующий день выяснилось, что кран забрал из Ваниного шкафчика Паша, когда никто не видел. Он хотел наказать Ваню за жадность и заодно сам поиграть с такой чудесной игрушкой.

Школьный возраст

В школьном возрасте объектами кражи становятся письменные принадлежности, наклейки, маленькие игрушки. Чаще всего дети действуют спонтанно, не задумываясь о последствиях своего поступка и о чувствах пострадавшего.

Случай из практики: Учительница дала задание – сделать грибы из цветной бумаги и картона. Самая красивая поделка получилась у Олеси – её мама купила самоклеющуюся цветную пленку и вместе с дочерью разрисовала каждый гриб. После окончания урока дети пошли в столовую обедать, а грибы остались у каждого на парте. По возвращению Олеся нашла на своей парте чужую поделку. После разбирательства Олесины грибы нашлись на парте Алёны – девочки из малообеспеченной семьи, которая уже не раз была замечена в подобных поступках.


Также популярны среди школьников кражи в магазинах «на слабо». Стремясь доказать «крутость» и независимость, девочки и мальчики воруют жвачки, шоколадки, лаки для ногтей, Киндеры-сюрпризы.

Воровство в школьном возрасте часто сопровождается ложью. Даже если ребёнок был застигнут на месте преступления, он до последнего будет отрицать свою вину. С помощью лжи дети стремятся избежать справедливого наказания за содеянное.

Отсутствие карманных денег также толкает детей на воровство: кто-то забирает тайком деньги из родительского кошелька, а кто-то крадёт шоколадку на кассе в магазине. Толкает на этот поступок обычно чувство собственной ущербности («у всех есть, а у меня – нет») и желание с помощью обладания той или иной вещью доказать свою значимость.

Подростковый возраст

В переходном возрасте для подростка на первый план выходит самоутверждение, желание занять место в группе. Поэтому кражи, совершаемые в этом возрасте, связаны с приобретением «модной» вещи или с целью стать «своим» человеком в компании сверстников. На воровство чаще идут подростки с недостаточно развитой волевой сферой и несформированными нравственными принципами.

Также причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и воровство «за компанию».

Случай из практики: Даша росла примерной, спокойной девочкой. Хорошо училась, помогала маме по дому. Все изменилось, когда Даше исполнилось 15 лет. Она стала гулять по ночам с компанией сверстников, врать, прогуливать уроки. Родители переживали, что их девочка так изменилась, но надеялись, что вскоре это пройдет. И тут, как гром среди ясного неба, звонок: Даша доставлена в отделение полиции по подозрению в соучастии в угоне автомобиля. Оказалось, что мальчик из Дашиной компании украл ключи от гаража своего отчима, чтобы вместе со всеми покататься на машине. Подростки залезли в гараж, выкатили автомобиль, и тут подъехали сотрудники полиции. На гараже сработала сигнализация, которую ребята забыли отключить.

Переживаете, что ваш ребёнок связался с дурной компанией и ввязывается в опасные дела? Развейте свои подозрения или убедитесь в их правдивости и помогите своему ребёнку. Скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay, чтобы воспользоваться функцией геолокации или прослушки окружения.

Ошибки родителей

Толкнуть ребёнка на воровство или усугубить уже имеющуюся тенденцию к краже могут воспитательные методы и ошибки родителей:

  • непоследовательность в воспитательных мерах, когда в одной ситуации ребёнка наказывают за проступок, а в другой он может избежать наказания;
  • несогласованные требования взрослых (мама что-то запрещает, а папа, наоборот, разрешает);
  • вседозволенность ребёнка, отсутствие привитых моральных норм;
  • тотальный контроль за жизнью ребёнка;
  • «двойная» мораль в семье, когда под хорошее мамино/папино настроение сыну или дочери разрешается брать всё, в том числе и деньги.

Как правильно реагировать на случаи детского воровства?

Если ребёнок принёс домой чужую вещь или игрушку

  • Ваша реакция будет зависеть от возраста ребёнка. Трёхлетнему малышу нет смысла полчаса объяснять, как плохо он поступил и как расстроится Вася, когда не найдет свою машинку. С ребёнком постарше поговорите наедине, без свидетелей. Донесите до ребёнка смысл его поступка и возможных последствий.
  • Выясните, не поменял ли ребёнок чужую игрушку на свою. Такая практика широко распространена среди детей.
  • Если игрушка принесена из группы детского сада, то её следует вернуть, а ребёнку впоследствии можно купить такую же или похожую. Возможно, это его давняя мечта, а вы не знали об этом.
  • Если принесённая игрушка или вещь – чужая, она должна быть возвращена владельцу с принесением извинений. Лучше это сделать один на один.
  • Если сын или дочь не испытывает чувства вины за сделанное, чётко выразите свою позицию по отношению к воровству, скажите, что это неприемлемо в вашей семье. Если ребёнок раскаивается в своем поступке, обратите его внимание на чувства пострадавшей стороны, как человек переживает из-за украденной вещи.

Если ребёнок украл деньги

  • Постарайтесь узнать, зачем ребёнку понадобились деньги.
  • Если ребёнок подвергся вымогательству со стороны старших, не стоит ругать его. Сын или дочь и так запуган. Расспросите о ситуации подробно. Если нужно, подключите полицию.
  • Если ребёнок пытается «задобрить» одноклассников, покупая им на ворованные деньги сладости и игрушки, объясните, что дружба не должна строиться только на материальной выгоде. Предложите ребёнку другие способы расположение к себе ребят – можно пригласить их к себе в гости или на природу, в поход, и т.д.
  • Часто бывает, что ребёнок крадёт деньги, чтобы привлечь к себе внимание близких людей. Обычно деньги сразу находятся, родители устраивают многочасовые разбирательства, цель ребёнка достигнута – он получил свою порцию, пусть и негативного, но всё-таки внимания. Если это ваш случай, не стоит тратить много времени на нравоучения. Да, ребёнок совершил неблаговидный поступок, но сейчас для вас гораздо важнее восстановить утраченные отношения с ним отношения. Чаще хвалите сына или дочь, проводите время вместе, интересуйтесь его жизнью. Тогда случаи воровства в вашем доме прекратятся.
  • Важно вместе с ребёнком продумать наказание за сделанный проступок. Если ребёнок украл деньги из родительского кошелька или в гостях и успел их потратить, значит, он лишается приобретения желанной для него вещи, которую давно обещали купить родители.

Как отучить ребёнка красть: советы психолога

В случае детского воровства для родителей главное – дать почувствовать ребёнку серьёзность совершенного поступка и убедить в том, что он по-прежнему любим и достоин прощения.

  • Не оставляйте даже единичный случай воровства без внимания. Обязательно обсудите с ребёнком его поступок и найдите совместные пути решения ситуации.
  • Не устраивайте ребёнку публичных «выволочек». Все разговоры – только наедине.
  • Если ребёнок не пойман за руку, не спешите с обвинениями в воровстве, помните о презумпции невиновности.
  • Воздержитесь от обвинений «ты – вор», «сядешь в тюрьму», «из тебя вырастет преступник». Идя по пути осуждения, родители рискуют закрепить за ребёнком репутацию вора и мошенника. Малыш, впервые попав в такую ситуацию, может озлобиться, и его кражи уже начнут носить криминальный характер. В беседе с дошкольниками лучше не употреблять слов «воровство», «ворованное», «кража». Замените на более мягкие выражения: «брать чужое», «взять вещь без спроса».
  • Постарайтесь выяснить причину, почему ребёнок стал красть чужие вещи или деньги (чувство неудовлетворенности, привлечение внимания, вымогательство и др.). Тогда вам будет легче найти средство борьбы с этой проблемой.
  • Если ребёнок начинает лгать и отрицать содеянное, не настаивайте. Дайте ему время поразмыслить над ситуацией.
  • Если вы перепробовали все способы борьбы с детским воровством и ложью, но ничего не помогает, обратитесь за помощью к психологу.

Профилактика детского воровства

Как известно, любую проблему легче предотвратить, чем исправить, поэтому родителям важно соблюдать следующие рекомендации:

  • Интересуйтесь жизнью ребёнка, его заботами, радостями и огорчениями. Постарайтесь разделить его интересы или найти совместное занятие для всех членов семьи (спорт, прогулки, походы).
  • Важно построить в семье доверительные отношения, где каждый имеет право на своё мнение и в равной степени достоин уважения.
  • Меньше нравоучений, больше доверительных бесед.
  • Рано или поздно ребёнку самому придётся столкнуться со случаями воровства, поскольку это обыденное явление нашей жизни. Будьте готовы объяснить, что своё имущество нужно оберегать и быть бдительным, особенно при общении с незнакомыми людьми.
  • Не искушайте ни ребёнка, ни приходящих к вам гостей: храните деньги и ценные вещи в укромных местах, не разбрасывайте их по дому.
  • Ребёнок должен знать, где его вещи, которыми он распоряжается по своему усмотрению, а где вещи родителей, которые можно брать только с их разрешения.
  • Выделяйте ребёнку карманные деньги и научите грамотно ими распоряжаться.
  • Следите за разговорами в семье. Вы можете невольно транслировать ребёнку мысль о том, что в современном мире честный человек ничего не может добиться своим трудом, а получить желаемое он может только с помощью воровства и мошенничества.
  • Старайтесь удовлетворять разумные потребности детей в одежде, технике, экипировке. Договоритесь о том, что он сам сможет подзаработать на нужную ему вещь в каникулы или помогая вам.

Не судите строго своего ребёнка. Каждый может оступиться и быть неправым. Какая бы беда ни случилась с ребёнком, главное — не отворачивайтесь от него, дайте ему шанс исправиться.

Воровство! Сердце стучит, возмущение зашкаливает, эмоции душат, и нужно что-то немедленно сделать, чтобы больше такого не повторилось. Ведь вы хотите защитить ребёнка от неприятностей, в которые он может попасть, если будет присваивать чужие вещи. И вообще, он должен вырасти не жуликом, а прекрасным человеком!

Стоп. Давайте посмотрим на ситуацию здраво и спокойно. Прежде всего для того, чтобы выработать правильную стратегию, важно учесть возраст ребёнка.

Когда проблема — не проблема

Дошкольники могут совершенно спокойно брать и использовать чужие вещи, даже не догадываясь, что сделали что-то неправильное. До шести лет большинству детей трудно понять концепцию частной собственности. Они эгоцентричны, какими и полагается быть в этом возрасте. Им принадлежит весь мир, множество игрушек и самые прекрасные родители в мире. Так почему бы не взять себе ещё и куклу из детского сада?..

Наказание за такой поступок обидит их, расстроит, возможно, научит опасаться непредсказуемой беды, но не убедит в том, что брать чужое плохо. Начинайте объяснять им, что такое собственность. Показывайте на положительных примерах, как удобно, когда у каждого есть что-то своё. Случаи «воровства» — это только повод для разговора о правилах поведения.

Часто ли вы разговариваете с ребёнком по душам? Вот 10 вопросов, которые стоит задать вашим детям.

Пора действовать

Приходя в школу, дети уже понимают, что в их портфелях новенькие, заботливо выбранные карандаши, пеналы, ручки и тетрадки, с которыми им совсем не хочется расстаться по чьей-то прихоти. Это подходящее время, чтобы с помощью разговоров и комментариев к фильмам, мультфильмам и различным ситуациям из жизни формировать стандарты честного поведения.

Все родители делают это, и всё же некоторые дети продолжают брать чужое. Почему? Причины могут быть самыми разными. Вот лишь некоторые из них:

  • Ребёнок усваивает не то, что взрослые говорят, а то, что они делают. Если он видит, как по дороге к кассе родители мимоходом «пробуют» виноград с прилавка, то может решить, что иногда брать то, что тебе не принадлежит, правильно. Не подавайте дурной пример.
  • У детей нет собственных денег, чтобы купить то, что они хотят. Если родители всегда решают сами, что купить ребёнку, не учитывая его вкусы и желания, он просто ищет выход. Покажите ему приемлемые способы заработать деньги трудом или как-то ещё получить желаемое, когда он этого заслуживает.
  • Иногда дети начинают воровать, чтобы повысить свой авторитет среди сверстников, потому что это поощряется в компании, в которой они хотят быть принятыми. Непросто убедить ребёнка найти себе других друзей. Могут помочь творческие или спортивные групповые занятия с умным педагогом или тренером. И, конечно, доверие между родителями и детьми.
  • Ребёнок может понимать, что брать чужое плохо, и намеренно делать то, что нельзя. Часто это способ привлечь к себе внимание родителей. Расценивайте такое поведение не как преступление, а как протест, просьбу о внимании и крик о помощи.

7 удачных стратегий помогут научить ребёнка открыто выражать свои чувства.

Экстренные меры

Всё сказанное выше в основном касается профилактических мер. Но что делать родителям подростка, который явно оказался пойман, что называется, за руку? Вот несколько важных правил, которые нужно учесть!

Не переусердствуйте. Помните, что вы в состоянии волнения, поэтому вряд ли можете объективно оценить ситуацию и её причины. Ваша острая реакция может вызвать слишком сильное чувство вины и стыда у ребёнка, повлиять на его самооценку и нервное здоровье.

Реагируйте быстро. Да, очень важно не перегнуть палку, но настолько же важно не откладывать принятие мер. Чем дольше ребёнку удаётся брать чужое безнаказанно, тем труднее избавиться от этой привычки позже.

Будьте последовательны. Верность однажды принятым решениям вообще очень важна в воспитании. И в ситуации с воровством — тоже. Решите, какие конкретные меры будут предприняты в случае ещё одной кражи. Обязательно убедитесь, что ребёнок предупреждён о последствиях заранее и осознаёт их масштаб. И не отступайте, даже если для этого понадобится вся ваша воля.

Помогите осознать и исправить. Это очень трудный момент. Необходимо, чтобы ребёнок признал, что поступил плохо, и постарался это исправить. Важно, чтобы он смог принести извинения пострадавшему. Но, если он не в состоянии это сделать, форсировать события и использовать родительскую власть тут нельзя. Вам сейчас нужно его осознание, а не послушание. В любом случае покрыть причинённый ущерб необходимо, и ребёнок должен участвовать в этом: открыто вернуть в магазин взятое тайком, покупать вместе с родителями вещь взамен украденной и присутствовать на каждом этапе возмещения.

Используйте тактику естественных последствий. Постарайтесь естественно, без эмоционального нажима создать ситуации, которые будут напоминать ребёнку о случившемся. Это может быть дополнительная работа по дому, чтобы компенсировать ваши затраты в ситуации. Возможно, ребёнку придётся копить карманные деньги на то, чтобы возместить ущерб. Или просто после кражи шоколадки какое-то время он будет вынужден обходиться без сладкого.

Называйте вещи своими именами. Особая ситуация требует особой этики. Не используйте обидные выражения и оскорбительные эпитеты. Но и не пытайтесь из деликатности завуалировать происшедшее. Бесполезные в такой ситуации слова: «присваивать», «заимствовать», «брать без разрешения» и т.п. Полезные для осознания ребёнком слова: «кража», «воровство».

Попробуйте эти 7 ключей к доверительным отношениям с детьми.

Вовремя обращайтесь за помощью. Если проблема приобретает хронический характер, найдите хорошего специалиста по детской психологии. Воровство может свидетельствовать о серьёзных скрытых проблемах, и чем быстрее вы их обнаружите, тем эффективнее поможете ребёнку.

Здравствуйте, Екатерина.

Такие случаи не редки. Чаще всего деньги без спроса берут дети, чьи потребности в семье не услышаны. Да, вы заботитесь о ребенке, у него всё есть, но, возможно, что вы делаете покупки для сына без его участия, «на свое усмотрение». А у ребенка наверняка есть свои желания: попробовать то, что вы считаете неполезным или купить какую-то безделушку, как у соседа по парте. Я не призываю покупать сыну всё, что он захочет — дело не в этом. Важно, чтобы детские желания были услышаны и признаны.

Возможно, ребенку нужны деньги, чтобы купить что-то своим одноклассникам, чтобы получить их уважение и принятие — он попал в компанию, где это — норма поведения. Рассказать об этом родителям он не решается, поэтому и берет деньги тайком.

Разговор надо вести о границах дозволенного не только относительно денег, но и всех вещей, которые принадлежат членам семьи, о доверии в семье, о своем отношении к ситуации. Обсудить тему карманных денег — на что не хватает, стоит ли прибавить. Покажите ребенку, что все его желания и хотения можно и нужно обсуждать, а брать, не спрашивая — обидно, некрасиво и непорядочно. Если часть денег потрачена, то надо подумать, как вернуть семье и бабушке долг.

Если деньги нужны на подарки одноклассникам, то надо обсудить с ребенком, что уважение не покупается — его надо заслужить, и рассказать, как это делали и делаете вы сами.

Как я поняла, мальчик взял деньги без спросу впервые, поэтому старайтесь общаться с ним без упреков и осуждения. Отнеситесь к проблемам и чувствам ребенка с уважением.

Екатерина, чаще разговаривайте с ребенком и интересуйтесь его делами.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *