Ребенок в социуме

Тема 2. Ребенок и социум

2.1. Влияние среды на развитие ребенка

В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Их может быть несколько одновременно и каждая характеризуется определенными правами и обязанностями, т. е. имеет разный социальный статус.

Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям).

Статус определяет поведение личности в обществе, т. е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным относят роли члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Шкудунова Ю.В. 1 1 ФГБОУ ВПО Омский государственный университет путей сообщения В данной статье рассматривается взаимодействие публичной и приватной сфер с позиции факторов развития социально-политического пространства. Публичное в социуме является не способом, а ареной взаимодействия власти и общества, на которой государственная публичная политика концентрируется на социальной безопасности и социальном благополучии. Отмечается важность механизмов согласования приватных интересов, гражданских индивидуальных ожиданий, значимость соотношения этих индивидуальных ожиданий с коллективными. Указывается на то, что свободное развитие частных интересов еще не обеспечивает реализации публичного интереса, публичная сфера — это важнейшая часть механизма, позволяющего трансформировать частные интересы в общее благо. В этой связи актуальны разработки нравственных, правовых, политических, механизмов взаимодействия, способные снимать возникающие в обществе напряжения. На основе осознанной заинтересованности граждан должна создаваться солидарность государства и общества. Учет данной позиции позволит на практике повлиять на видоизменение социально-политического пространства. 99 KB общество солидарность частное публичное. 1. Дьюи Д. Реконструкция в философии / Д. Дьюи. — М.: Логос, 2001. С.78. 2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., состав., вступ. ст. и примеч. А. Гофмана. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2008. 3. Замошкин Ю. А. Частная жизнь, частный интерес, частная собственность // Вопросы философии. -1991. — № 1,2. 4. Новик В. Демократия как проблема меры // Вопросы философии. — 1996. — № 7. — С.86. 5. Риттер М. Публичная сфера как идеал политической культуры // Граждане и власть: Проблемы и подходы. — М.: СПб., 2001. С.12-27. 6. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Моск. лекции и интервью. / Ю. Хабермас. — М.: Изд. центр «AKADEMIA», 1995. 7. Хабермас Ю. Политические работы / Ю. Хабермас. — М.: Праксис, 2005. — С.289. 8. Barber В. Fear’sEmpire. War,Terrorism, andDemocracy / В. Barber. — N.J., 2003. — P.167. 9. Gould С. Diversityand Democracy:Representing Differences, in «Democracy and Difference» / С. Gould. — Princeton, 1996. — P.174.

Индивидуальное и общественное органически соединены в природе человека. Это противоречие выражается в развитии социума как взаимодействие двух начал: частного и публичного. При этом публичное начало приобретает смысл и проявляется только в общении и поэтому обязательно требует открытого выражения. Следовательно, открытость — важнейший показатель публичности. Публичное — это сфера реализации интересов общества в целом. Но публичное не исчерпывается коммуникациями граждан и общественной реакцией, оно трансформируется в практические действия во имя общего блага. Как отмечает Бенжамин Барбер, «рынок не может обеспечить общественные блага и результаты, ведущие к общему благосостоянию… Общее благо — это не просто сумма частных благ, а уравновешивание власти в соответствии с нормами честности и справедливости, что просто не может быть создано рынком» . По мнению Барбера, задача решается с помощью демократии, представляющей собой «механизм, с помощью которого частная власть и личные желания приводятся в соответствие с общественными благами и общим счастьем». Совокупность духовных благ — это инструмент и личного совершенствования, и социального согласия. Стремления человека выражают способ, которым различные части общества, составляя ценные информационные элементы, движутся к социальному идеалу. В этом качестве публичная сфера представляет собой «совместную практическую деятельность, направленную на достижение разделяемых всеми целей» .

Ю. Хабермас, рассматривая публичную сферу как «область социальной жизни, где могут обсуждаться дела, представляющие общий интерес», отмечает, что различия во мнениях могут регулироваться . Но эта регуляция должна осуществляться рациональными аргументами.

Последствия реально существующих общественных интересов выходят за рамки прямого взаимодействия частных лиц и существенно сказываются на жизни общества в целом . Повсюду, где имеется совместная жизнь, появляются следствия, превосходящие свойства отдельных элементов и выходящие за их пределы. Познание того, что происходит в индивидуальных представлениях, не дает «код» полного понимания представлений коллективных. Целое всегда больше суммы его частей.

Общество представляет собой «прежде всего совокупность идей». Поэтому важна направленность внимания на психологические состояния человека, то есть на изучение его мнений, так как именно сознанием соединены люди. Коллективные верования являются жизненной основой любого общества. Когда коллективные представления уже сформированы, они могут притягиваться, отталкиваться или комбинироваться, в зависимости от объема групп, их плотности и мобильности индивидов, но отношения между коллективным сознанием и индивидуальным сознанием имеют различные вариации.

Приватное — выражает права человека на автономию и свободу, права на защиту от вторжения в неё других людей, в том числе и органов власти, общественных и государственных организаций. Недооценка, игнорирование и решительное отрицание права на автономию, свободу, независимость в частной жизни, создают препятствия для реализации способности человека развивать и проявлять индивидуальную энергию, инициативу, предприимчивость, самостоятельность во всех сферах жизни, в том числе в общественной и в государственно-организованной коллективной деятельности. Активный в частной жизни человек может быть энергичным и инициативным в коллективной, общественной и государственной деятельности . Но человек, окунувшийся в сферу частной жизни опустошенным, утомленным, морально разбитым, становится неспособным реализовать потребность в общении, свободе и инициативе. И вину за это, ответственность за неустроенность частной жизни он склонен возлагать на общество и государство.

Публичное — это концентрация государственной публичной политики на социальной безопасности и социальном благополучии. Главные узлы напряжений в этой сфере — нарастание социального неравенства и возникновение на этой почве очагов конфликтности. Цели политики государства — создание современных систем социального обеспечения, защита общества и каждого гражданина от криминала, коррупции, чиновничьего произвола, попрания личного достоинства, обеспечение насыщенности и комфортности социального бытия, благоприятных условий для расширенного воспроизводства «человеческого» капитала. Один из очагов напряженности — национально-этнические противоречия, требующие постоянного внимания государства и поиска адекватных форм государственно-территориального устройства.

Публичная сфера — это способ обеспечения в обществе климата сопричастности и демократизма. Его смысл в том, чтобы поддерживать и расширять участие самого общества в политическом процессе, стимулировать поиск таких решений общественных проблем, которые дают оптимальные варианты соединения частных интересов с публичным, то есть интересом общества как целого. Само по себе свободное развитие частных интересов еще не обеспечивает реализации публичного интереса. Публичная сфера — важнейшая часть этого механизма, которая позволяет трансформировать частные интересы в общее благо. Она выполняет функции взаимодействия власти и общества в формировании политики, выражающей публичный интерес. Таким образом, задача государства — найти механизмы регуляции частной жизни человека с общественной, где каждый индивид рассматривается в качестве члена государства. Но не следует забывать, что приватность играет главенствующую роль, так как публичность раскрывается в зависимости от степени нарушения приватности.

Отмечая важность механизмов и инструментария согласования приватных интересов, то есть гражданских индивидуальных ожиданий, значимо то, каким образом эти индивидуальные ожидания соотносятся с коллективными. В социально-политической сфере это выражается в перерастании приватного в публичное. Совокупность социальной политики, гражданских ожиданий составляют ядро публичной сферы — социальную сферу.

У индивидуальной жизни свои циклы, свои временные пределы, несовпадающие с циклами, временными рамками бытия и развития социальных общностей. Государство, любые конкретные формы коллективности, даже на основе эффективной и демократичной деятельности, не могут удовлетворять интересы всех без исключения людей. И чтобы избежать неизбежности несовпадения частных интересов отдельных людей и интересов государственной системы, а также других социальных образований, необходимо формировать инструменты согласования приватного и публичного. Владея такими инструментами, государство имеет реальную возможность управлять обществом в своих интересах. Но в идеале демократическое общество само использует механизмы общественного контроля за деятельностью государства, а это не что иное, как взаимопроникновение публичной и приватной сфер.

Интересы человека, участвующего в жизни какой-либо общности, совпадают с интересами других членов этого коллектива, на основе чего возникает привязанность, и коллектив стремится к ощущению достоинства, дорожит своим обществом, а значит социальным идеалом. Образец гражданина, так или иначе, стремится совпасть с этим идеалом. Привязанность к группе предполагает привязанность к каждому. Стремиться к обществу как к целому — значит стремиться к тому, что нас превосходит, но в то же время — значит стремиться к самому себе. Человек не может выйти из общества, не желая прекратить быть человеком. Вопрос не в том, может ли человек жить вне общества, а в том, в каком обществе ему предстоит жить.

Но публичная сфера — это не только способ обеспечения в обществе климата сопричастности и демократизма, это арена, на которой сопричастность и демократизм реализуются, арена взаимодействия власти и общества в формировании публичной политики. Смысл публичной сферы, чтобы поддерживать и расширять участие самого общества в политическом процессе, стимулировать поиск решений общественных проблем, которые способствуют соединению частных интересов с общественными.

Публичную сферу отождествляют с гражданским обществом, тем самым усматривают в ней область реализации отношений между гражданским обществом как системой, служащей формированию и защите групповых интересов, и политической властью, ее юридическими, силовыми и административными институтами. Общество может быть названо гражданским лишь с того момента, когда за человеком как личностью признаются неотъемлемые права на жизнь, собственность, свободу и реализацию своих способностей. В публичной сфере артикулируются интересы разных общественных и политических групп, образующих скелет гражданских отношений и институтов. Область соприкосновения и перекрещивания устремлений институтов власти, с одной стороны, и интересов и ожиданий гражданского общества, с другой, как раз и образует то, что можно считать публичной сферой.

Но обособление групп частных интересов само по себе не создает гражданского общества. Примером тому служит российское общество, в котором усматривается, что развитие может пойти в ином направлении — не к гражданскому, а к корпоративному обществу. Таким образом, структурирование частных интересов — это необходимое, но недостаточное условие для развития гражданских отношений. Публичная сфера и представляет собой то самое место, где в открытом сопоставлении взглядов происходит «притирка» разных групп частных интересов и в диалоге с государственной властью формируются гражданское сознание и гражданская позиция.

Развитость публичной сферы определяется состоянием социально-субъектных ресурсов общества, то есть степенью готовности общества к формированию гражданских структур, стимулирующих публичную деятельность. Социальная политика, как одна из важнейших составляющих публичной сферы, должна формироваться в ходе взаимодействия политической власти и гражданского общества, где общенациональный инструмент публичной политики — государство. В политике действуют не только социальные мотивы, не только государственные интересы определяют ее динамику. В политике всегда присутствует столкновение индивидуальных ожиданий, личных амбиций, которые очень часто становятся фактором, определяющим политическую динамику. Поэтому она может развертываться не только правомерно и целесообразно, но и с ошибками, злоупотреблениями.

Публичная политика, выступая определенным средством реализации власти, нацелена на народ и напрямую зависит от совокупности ценностных ориентаций индивидуального сознания. Обязанность человека — реализовывать свои ценностные ориентации, то есть личный долг подчинен социальному. Моральные правила ориентируются на то, чтобы поддерживать сплоченность, устойчивость образуемых человеческих совместностей. Ценностные суждения выражают не только реальные свойства объектов или личные предпочтения субъектов. Выстраивая иерархию вещей и людей, они являются и выражениями коллективных воль, которые в свою очередь направлены на обеспечение сплоченности общества. Э. Дюркгеймом социальные факты трактуются «как вещи», не обладающие ценностью сами по себе . В связи с этим необходимо понять недостаточность обращения человека только к самому себе и своим предпочтениям. Следует выявлять сущность, истоки и функции различных человеческих совместностей.

Интеграция субъектов в общество в значительной степени зависит от того, насколько ход их жизни соответствует современным требованиям и насколько они могут использовать шансы, предлагаемые им обществом. Члены общества должны быть максимально вовлечены в социально-политический процесс, содействовать развитию гражданской культуры и солидарности, которая и может являться как раз тем инструментом преобразования приватного в публичное. Государство нуждается в глубоком проникновении в систему потребностей и интересов общества. В то же время, каким бы мощным и слаженным ни был государственный аппарат, он не в состоянии справиться с этой проблемой самостоятельно. Необходимо активное включение самого общества в процессы формирования публичной политики и управления.

Таким образом, если субъекты в состоянии превратить пережитое в опыт, сформулировать свои желания, обсуждать свои конфликты и думать о них с точки зрения общественного блага, то публичная сфера будет преобразовывать политические проблемы, касающиеся всех, а не каждого по отдельности.

Создаваемая солидарность государства и общества должна быть более осознанна заинтересованностью граждан, а не принимать фанатичный характер отдельных индивидов. Сильная публичная политика возможна лишь на базе интенсивного развития гражданского общества, гражданской культуры и солидарности, имеющей большое значение в частной жизни членов общества и при политическом волеизъявлении граждан. Для демократического влияния определяющим является метод дискурсивного образования общественного мнения и дискурсивного волеизъявления .

От энергии общественной самодеятельности граждан — а именно в этом состоит суть гражданского общества — зависит, в какой мере дела общества становятся делом народа, то есть республиканский настрой жизни и демократизм государственного управления. Во взаимоотношениях государства и гражданского общества в публичной сфере периодически возникают точки и линии сильных напряжений, вызываемых, с одной стороны, стремлением государства подчинить гражданские структуры государственным, а с другой — не всегда обоснованными притязаниями гражданского общества, особенно в условиях ослабленной государственности, на выполнение несвойственных ему властных функций.

Для создания демократического общества необходим высокий уровень общественного сознания, определяемый, прежде всего, наличием в нем уважения к человеку . В этой связи приобретает актуальность разработка нравственных, правовых, политических, механизмов взаимодействия, способных снимать возникающие напряжения. Для современной демократии публично-приватные отношения выражаются в политическом участии как совокупности активности институциональных и не институциональных, индивидуальных и групповых акторов, которая выделяется в различные отношения индивида и групп и политической реальности в разнообразных способах. В принципе в обществе не существует каких-либо областей, находящихся вне политики и не допускающих демократического участия. Граждане должны активно участвовать не только в выборе своих представителей, но и в принятии решений. Демократия связана со специфическим способом обращения индивидов друг с другом, с социальной интеграцией, формами организации публичной и частной жизни . Демократия переживается конкретными людьми, которые должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям: в демократических условиях субъекты должны выбирать между многими альтернативами. Они должны оценивать темы как важные или неважные и принимать участие в общественном дискуссионном процессе. Даже предполагая осознанность выполнения гражданами своих прав и обязанностей, власть нередко сталкивается с отчуждением людей от политики и государства. Призванная воплощать приоритет общественных интересов над частными, демократическая власть в то же время наполняется активностью многочисленных групп, действующих зачастую в прямо противоположном направлении и подчиняющих механизмы власти собственным замыслам и потребностям.

Таким образом, степень публичности и приватности влияет на стабильность социально-политической системы. В свою очередь, соответствующая стабильности политическая система должна быть адекватна настроениям общественности.

Сведения о рецензентах:

  • Ветров С. Я., профессор, доктор философских наук, директор института менеджмента и экономики Омского государственного университета путей сообщения, г. Омск.
  • Большаков Н. Н., кандидат философских наук, профессор по кафедре социально-гуманитарных дисциплин Омской гуманитарной академии, г. Омск.

Библиографическая ссылка

Шкудунова Ю.В. РАЗВИТИЕ СОЦИУМА КАК ВЗАИМОДЕЙСИВИЕ ДВУХ НАЧАЛ: ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5872 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Это утверждение достаточно убедительно подкрепляют хорошо известные случаи, когда человеческие детеныши вырастали среди животных. Людьми в общепринятом понимании они при этом не становились, даже если попадали в конце концов в человеческое общество.

Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социальнозначимые качества личности.

Социализация — непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Если образно представить этот процесс как строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и возведение всего здания; в дальнейшем производятся только отделочные работы, которые могут длиться всю последующую жизнь.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Различают макро-, мезо- и микрофакторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы — экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.

К мезофакторам относятся формирование этнических установок; влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуникации и др.

К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и в непосредственный контакт с которым он вступает. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом.

Если представить эти факторы в виде концентрических окружностей, то картина будет выглядеть так, как она показана на схеме:


Рис. 5.1. Факторы социализации личности

В центре сфер находится ребенок, и все сферы оказывают на него влияние. Как отмечалось выше, это влияние на процесс социализации ребенка может быть целенаправленным, преднамеренным (как, например, влияние институтов социализации: семьи, образования, религии и др.); однако очень многие факторы оказывают на развитие ребенка спонтанное, стихийное воздействие. Кроме того, и целенаправленное влияние, и стихийное воздействие может быть как положительным, так и отрицательным, негативным.

  • Авторы
  • Файлы
  • Литература

Хакимова М.В. 1 1 Магнитогорский государственный университет 1801 KB 1. Авдеева Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Дошкольное воспитание. 1997, – № 3. – С. 22-24. 2. Голубев В., Савченко П. Социоприродная основа устойчивого развития / Экономист. 1996. — № 8. — С.71-77. 3. Даниленко И.С. Семья и безопасность / Безопасность 1993. – № 10. – С. 26-31. 4. Чипеева НА. Социальная безопасность и младший школьник / Основы безопасности жизнедеятельности. – 2008. – № 8. – С. 34.

В условиях современного общества проблема сохранения жизни и здоровья отдельной личности и человечества в целом становится проблемой глобального характера. К природным факторам риска добавляются еще и чрезвычайные ситуации социального характера, которые не щадят и детское население страны: это и террористические акты, и похищения, и пропажи детей, различные виды насилия над ребенком, а так же девиантное поведение родителей.

Обеспечение детской безопасности – является важнейшей задачей государства, общества и семьи. Государство обеспечивает социальную защиту, поддержку детей дошкольного возраста, особенно детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, детей, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, в длительном лечении и реабилитации, а также детей из малообеспеченных и многодетных семей. Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка и обеспечение социальной безопасности чётко обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровня – в Конвенции о правах ребёнка, Конституции РФ, Семейном кодексе. Модернизация системы образования выдвигает в качестве одной из важнейших задач обеспечение полноценного, безопасного существования ребёнка в обществе.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждены «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Данный документ включает в качестве обязательной части образовательную область «Безопасность». Содержание данной образовательной области направлено на решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения, формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что данная проблема исследовалась в работах Т.Г. Хромцевой, О.Г. Жуковой, Н.Т. Мельниковой, Л.А. Захаровой. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли И.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина, разработавшие программу и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Однако в педагогической науке недостаточно изучены содержание и формы работы с семьей в процессе обеспечения социальной безопасности ребёнка.

Острые социальные проблемы современности сказываются на детях иначе, чем на взрослых. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым и одновременно зависимость от них, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Меры защиты в случае необходимости должны включать некие процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нём заботятся.

Социальная безопасность детей, с нашей точки зрения, может быть обеспечена при следующих педагогических условиях:

1. Социально-педагогическое сопровождение неблагополучных семей.

Оно подразумевает правовые, социальные, психолого-педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержание жизнеобеспечения, гармоничного развития ребёнка, включающие:

  • психолого-педагогическое сопровождение и патронаж семьи;
  • сотрудничество с учреждениями социальной защиты;
  • дневное пребывание детей в специальных учреждениях;
  • прямое включение специалистов в семью;
  • обучение и консультирование родителей;
  • вовлечение родителей в работу с детьми.

2. Решение детьми проблемных задач и ситуаций, требующих знаний безопасного поведения в обществе.

3. Развитие у детей социально-психологических качеств, способствующих самосохранительному поведению в ситуации криминогенного риска:

  • адекватной оценки самого себя, своих возможностей и способностей;
  • способности к анализу обстановки, прогнозированию последствий своих действий;
  • самостоятельности, ответственности за своё поведение;
  • способности к принятию решения.

Социальная безопасность обеспечивается специальной психолого-педагогической работой по формированию устойчивого детского сообщества, нормализации жизнедеятельности, а также отходом от авторитарного стиля руководства детской деятельностью и общения с детьми.

Другими словами, организация атмосферы эмоционального благополучия является тем непременным условием, при котором возможно обеспечение психической и социальной безопасности детей. Ведь известно, что многие «необдуманные» поступки дети совершают не по незнанию, а в силу неустойчивости психических реакций.

Для формирования у ребенка социальной безопасности мы определили цель работы: развить у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми. Нами были разработаны рекомендации по проблеме обеспечения социальной безопасности дошкольника:

1) в блоке специально организованной деятельности нужно рассказывать об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет;

2) предлагаем разыгрывать разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят»;

3) использовать игрушечный телефон, чтобы дети научились набирать «01», «02», «03»;

4) воспитателю необходимо познакомить детей с правилами поведения на улицах города: рассказать о правилах дорожного движения, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре, как следует переходить дорогу, с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»); объяснить, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Следует познакомить детей с правилами езды на велосипеде и самокате, с правилами поведения в транспорте и с работой Государственной инспекцией по безопасности движения (ГИБДД);

5) особенность безопасности жизнедеятельности детей состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому нужно уделить большое внимание работе с родителями. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы воспитателей с родителями:

  • организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;
  • ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);
  • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);
  • ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).

Хакимова М.В. Особенности социальной безопасности детей дошкольного возраста // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 164-165;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33048 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Развитие ребенка — это не только сложный, но и противоречивый процесс, который означает превращение ребенка как биологического индивида в социальное существо, т.е. личность.

Влияние социума на развитие личности ребенка

Социум играет важную роль в развитии личности каждого человека, поскольку, именно живя среди общества, мы тоже становимся людьми, принимаем или отвергаем нормы, правила, соглашаемся с чужим мнением или навязываем свое.

Человек без социума вырастает подобием животного, и науке не раз доводилось видеть подтверждения этого факта: дети, воспитанные стаей обезьян, волков или собак были скорее в поведенческом плане «более животным, нежели людьми» — они были абсолютно не приспособлены для жизни в обществе. Именно социум делает из человека личность, способную жить с себе подобными и уживаться в этом мире среди людей.

Что такое социализация?

Человек по своей природе нуждается в признании, одобрении со стороны окружающих его людей, будь то родители или друзья. Когда малыш ещё только начал знакомиться с этим миром, помимо его физических потребностей, ему чрезвычайно важна похвала родных и близких, высокая оценка своих достоинств. По мере того, как ребенок взрослеет, подобная оценка обеспечивает ему уверенность в себе, в свои силы и в свою уникальность. Расширяя границы своего познания в социуме, ребенка «обтесывает» дальнейшее окружение — друзья не так сильно восхищаются его талантами, как родители; воспитатели и учителя и вовсе разрываются между 20–30 детьми, зачастую не уделяя каждому ребенку индивидуально более 10 минут. Вот она — социализация, адаптация ребенка к окружающему его обществу.

Социум — это общность культур, условий жизнедеятельности, традиций, правил и норм жизни, важно не только то, как ребёнок поймет социум, но и насколько положительно общество примет малыша. Нередки случаи, когда абсолютно нормальный ребенок, без каких-либо умственных отклонений, просто со своим собственным художественным или мечтательных взглядом на этот мир, попадая в социум, не чувствовал себя там комфортно.
Люди не любят сильно отличающихся индивидов, особенно если их невозможно сломать и навязать свою точку зрения. Однако, ребёнок должен научиться жить в социуме, сосуществовать с другими мнениями, чужими поступками, потому что каждый из нас зависит от другого, и, отвергнув нормы и правила социума, человек почувствует себя невостребованным и ненужным, а это негативно скажется на его психоэмоциональном состоянии.

Ребёнок уже рождается с определенным статусом в социуме, например, по тому, в какой стране и семье родился ребенок, можно смело говорить, что он например, сын, немец, аристократ — это уже прирожденный статус, который маленький человечек не изменит. Но по мере взросления он может приобрести еще и другие статусы с помощью тех или иных социальных групп, например, школьник, студент, супруг, депутат, офицер и пр. В зависимости от статуса родителей, ребенок будет стремиться к получению того или иного положения, добиваться определенных целей — и это одна из заслуг социума, потому что стремление получить определенный статус напрямую зависит от положения и одобрения в обществе.

И если ребёнок в социуме постепенно вырастает человеком, то его уникальность в большинстве случаев будет потеряна. Малыши, не знающие ещё о социальных нормах и правилах, всегда говорят правду, не лицемерят, рассказывают о каждом своем чувстве и ощущении — они свободны в своей «исповеди», и от того такие счастливые. Как дома, так и вне его, ребенка начинают заковывать в рамки — «так нельзя», «это неправильно», «это некультурно», «ты поступаешь плохо», «так не делают» и всё в таком же духе. В итоге вольная птичка, которая ещё недавно порхала в душе ребенка, постепенно понимает — для того, чтобы жить в социуме, нужно подчиняться правилам, нужно пересиливать себя, в большинстве случаев принимать чужое мнение, даже если ты думаешь совсем по-другому. А если кто-то покажет всем слишком яркое свое «Я», его могут не понять, поэтому многие детишки, отличающиеся своей индивидуальностью и непокорным мнением, зачастую бывают изгоями среди сверстников и общества в целом.

Факторы, влияющие на социализацию

На социализацию ребенка влияют множество факторов, и прежде всего они зависят от среды, окружающей малыша.

Микрофакторы

С самого рождения ребенок находится в микросоциуме, и именно он максимально влияет на его развитие. Микрофакторы, влияющие на социализацию маленького человека — это семья, садик, школа, сверстники, друзья и одноклассники, то есть те группы, которые находятся в неоспоримой близости к ребенку, с которыми он сталкивается каждый день.

По мере того, как растет ребенок, в его жизнь входит всё больше людей. Это родные — мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети, сестры и братья. Затем круг общения дополняется воспитателями, сверстниками, учителями, одноклассниками, друзьями. Чем старше малыш, тем больше микрофакторов на него влияют.

Мезофакторы

Это уже более обобщенное влияние на ребенка, которое формирует его обширный кругозор и понимание происходящего. К мезофакторам относятся региональные условия проживания, тип поселения (мегаполис, небольшой город, поселок, село), этнические установки, которые в одной и той же стране, но в разных её частях могут быть абсолютно противоположными, а также средства массовой коммуникации (телевизор, интернет, газеты, новости).

Макрофакторы

Если рассматривать страну, как один из факторов влияния на ребёнка, то это будет макрофактор, поскольку он более глобален. Планетарные, мировые, экономические, экологические, демографические процессы — вот те значительные и неоспоримо важные макрофактор, влияющие на социализацию человека. Люди севера сильно отличаются от южан, так же как и люди на востоке имеют абсолютно другие устои, нежели «продвинутый» запад. Поэтому, в каждой стране, сословии, климатическом поясе социализация происходит по-разному. И во многом это зависит от культуры, в которой растет ребенок, поскольку именно она определяет социальные нормы и ценности для данного сословия. Ребенок должен понимать, что есть люди с другой культурой, с другими жизненными ценностями, с другим мышлением — и это отличие нужно принимать, не осуждать и не бороться с ним, а просто узнавать другие народы и познавать мир.

Влияние социума в разные возрастные периоды

По мере того, как ребёнок взрослеет, количество социальных институтов, влияющих на развитие его личности, значительно увеличивается, одни отходят на второй план, другие завоевывают первенство. Но у каждого института есть свое воспитательное значение, поэтому игнорирование хотя бы одного из них приведет к недопустимому упущению в развитии личности ребенка.

Влияние социума на ребенка до 3-х лет

Пока малыш ещё совсем мал, на него влияют исключительно микрофакторы, то есть семья и ближайшее окружение. Семья — это самый положительный и любящий социальный институт, взращивающий ребёнка в «тепличных» условиях. Это те золотые годы, когда родные и близкие люди имеют неоспоримое влияние на развитие личности ребенка, и родителям нужно постараться заложить в свое чадо все самые лучшие качества, которые в будущем помогут ему занять достойную ячейку в обществе. Главной задачей родителей является формирование положительной эмоциональной сферы маленького человечка и влияние на его внешнее поведение, то есть малыш с первых лет жизни должен знать и подчиняться элементарным правилам дисциплины и гигиены.

Влияние социума на ребенка в дошкольном возрасте

В этот период жизни влияние социума на развитие ребенка приобретает более разносторонний характер, поскольку малыш знакомится с правилами и установками общества. Общение ребенка со сверстниками в детском саду имеет колоссальное значение в дальнейшем формировании личности ребёнка, потому что именно среди них ребенок учится добиваться своей цели, понимает, как и чем можно получить похвалу не только от мамы и папы, но и от других взрослых, то есть воспитателей. В игровой форме ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, у него устанавливаются некие моральные нормы. Те, кто вместо детского садика до школы просидел все 6 лет дома, не имеют такого богатого опыта общения в социуме, что не может положительно влиять на характер и личность ребенка.

Неоспоримый вклад в социализацию ребенка вносят сюжетно-ролевые игры, которые преобладают в группах в детском саду. Видя стиль поведения в своей семье, ребёнок старается навязать его в игре другим, но сталкивается с тем, что у сверстников может быть свое мнение и свои правила. Так ребёнок узнает, что не у всех семьи и правила общения одинаковые, и в старшем дошкольном возрасте дети учатся сотрудничеству на элементарном уровне.

Другой вопрос, — в какой садик стоит отдавать ребенка? Сегодня мы все больше слышим о таком понятии, как детский сад «на дому», где детишек в группе всего 5–10, а не 20, как в обычном дошкольном учреждении. Чем меньше детей в группе, тем больше внимания воспитатель может уделить каждому из них, а это чрезвычайно важно в развитии мышления, становлении доброты и отзывчивости в сердце ребенка.

Влияние социума в младшем школьном возрасте

Воспитание и влияние семьи в момент, когда ребенок идет в школу, ослабевает как минимум вполовину, поскольку теперь для ребенка школа — это главный институт воспитания. Здесь-ребенок в реальном времени получает первое представление о настоящем обществе, о дисциплине, порядке, уважении к чужому мнению, об учебе в целом, о нормах и правилах общениях, о различии между общением со сверстниками, и с более старшими людьми по статусу, то есть с учителями.

В этом возрасте авторитетом для детей, несомненно, являются взрослые — родители и учителя, и это, наверное, последняя ступенька, когда взрослые люди ещё могут привить ребенку правильные мысли и поступки. Школа должна быть главным воспитателем личности ребенка, даже, несмотря на то, что она направлена на обучение, а не на воспитание.

Влияние социума на ребенка в подростковом возрасте

Вспомните себя в подростковом возрасте — влияние семьи ничтожно мало, мы абсолютно не слушаем родителей, зато теперь социализация вне дома становится для нас главной задачей.

Авторитет среди сверстников, перелом от зависимого ребенка к самостоятельности — это один из самых важных и трудных периодов в жизни человека. Среди своих сверстников ребенок проводит большую часть времени, и после школы он идет не домой, а гулять на улицу, и так каждый день. Теперь влияние общества на развитие ребенка огромно — его компания, окружающие люди, которых он выбрал в друзья, их отношение к нему, авторитетность или же загнанность. Человек становится самостоятельным, он самосовершенствуется ради того, чтобы к его точке зрения прислушивались, чтобы он был частью общества, чтобы его не изгнали из социума, потому, что теперь вся жизнь — это сплошное общение, и без норм, правил выжить среди себе подобных практически невозможно.

Влияние социума на ребенка в юношеском возрасте

Когда подросток переходит в период юности, семья для абсолютного большинства людей уже не является институтом воспитания. Теперь на формирование личности оказывает влияние то окружение, в котором он находится — компания и друзья. Те личностные черты, которые развились в ребенке до этого момента, претерпевают некоторые изменение или еще больше укрепляются в зависимости от круга общения, в которое попал ребенок, в зависимости от ситуаций, от умения с ними справляться, в зависимости от характера и типа темперамента юного человека.

И если раньше ребенок жил в социуме, опираясь на родителей, зная, что они всегда помогут, подскажут, придут на помощь, то в возрасте 16–17 лет люди сами решают свои проблемы по мере возможности, не вовлекая в это взрослых. Однако развитие личности в юношеском возрасте зависит не столько от влияния социума, сколько от активности и желания ребенка жить в нем. Человек сам принимает решение — подчиниться определенным нормам и правилам, либо протестовать против них.

ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» желает гармонии и любви Вам и Вашим детям!

Уважаемые родители и педагоги!

Приглашаем Вас посетить индивидуальное психологическое консультирование по вопросам воспитания и поведения детей.

Получить более подробную информацию по работе специалистов,
а так же записаться, можно по телефону: 468 — 500

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *