Ребенок за телевизором

Быть родителем в современном мире непросто! Достижения прогресса принесли им немало пользы, но вместе с прогрессом пришли и новые проблемы. Можно ли детям смотреть мультики? Не навредит ли телевизор или планшет здоровью малыша? Сколько времени можно проводить перед экраном? Иногда от обилия вопросов буквально кружится голова!

Команда проекта Натальи Фаустовой решила наконец разобраться, что по этому поводу думает современная наука.

Со скольки лет можно смотреть мультики ребёнку?

Картина малыша занятого просмотром мультиков, стала привычной частью современного родительства. Между тем, исследования в области неврологии однозначно доказывают: любые визуальные передачи, мультики и ролики вредны для детей до одного года.

В 2011 году Немецкий институт неврологических исследований провёл исследование на почти 2000 малышей в возрасте от 1 до 13 месяцев. Оказалось, что детский мозг не в состоянии справиться с тем количеством информации (цвет, движение, звуки), которые поступают через мультики, и словно бы отключается от внешнего восприятия. Это выражается в наступлении «сумеречного ступора», когда малыш, на первый взгляд, не отрываясь смотрит на экран, почти не моргая. При регулярном возникновении такого ступора происходит перенапряжение нейронных цепочек головного мозга, замедляется развитие речи, ухудшается формирование механизмов долговременной памяти. Со временем это приводит к общим расстройствам внимания, снижению способности улавливать и определять человеческие эмоции и интонации речи, снижается эмоциональный интеллект.

Детские психологи в вопросе, можно ли смотреть мультфильмы детям до года, ещё более строги. Так, по мнению педагога-психолога Натальи Матушкиной, начальника координационно-аналитического отдела Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, просмотр мультфильмов в раннем детском возрасте может вызвать необратимые изменения психики.

Того же мнения придерживается и специалист в области детской психологии и психологии развития профессор Елена Смирнова. Поскольку в возрасте до трёх лет развитие ребёнка идёт через действие, простой просмотр не приносит никакой пользы.

Сколько времени можно смотреть мультфильмы ребенку и как это делать?

Длительность просмотра имеет такое же значение, как и содержание мультика. Интересно, что рекомендованные ВОЗ нормы значительно ниже общепривычных.

Дети 1-2 лет – 10 минут в день.
Дети 3-4 лет – 20 минут в день
Дети 5-6 лет – 25-30 минут в день.
Дети 6-9 лет – не более 1 час в день.

Какие мультики можно смотреть детям и как это делать?

Хотя отдельные детские психологи считают, что до трёх лет детям вообще не стоит смотреть мультики, реальность XXI века делает подобную рекомендацию маловероятной. Дети уже в младшей группе детского сада активно обсуждают любимых героев и серии, так что рано или поздно ваш малыш тоже ими заинтересуется.

Поскольку возможности избежать мультиков нет, важно ограничить их и установить режим просмотра. Выбор, какие мультики смотрят дети в 3 года и в 5 лет, также будет разным.

  • Мультики должен включать и выключать только взрослый. Это он решает, что именно и когда смотрит ребёнок.
  • Длительность просмотра не превышает возрастной нормы, лучше всего, если она приходится на первую половину дня.
  • Лучше смотреть мультики на большом экране (телевизор, компьютер), так как маленькое изображение на телефоне и планшете перенапрягает мышцы глаза.
  • Детская эстетика и сюжет мультика, доброжелательная направленность.
  • Самую большую пользу принесёт совместный просмотр мультфильмов, чтобы потом можно было обсудить увиденное. Поскольку детское восприятие отличается от взрослого, иногда детям требуются дополнительные разъяснения увиденного.

Какие мультики можно смотреть ребёнку в год и старше – подборка от Натальи Фаустовой

Дети до 3 лет

• Все мультики по сказкам Сутеева.
• Котёнок по имени Гав.
• Паровозик из Ромашкова.
• По дороге с облаками.
• Как львёнок и черепаха пели песню.
• Винни Пух и его друзья.
• Кот Леопольд.
• Серия мультиков про зайца с ушами в клеточку (без слов).

Дети 3-5 лет

• Осьминожки.
• Приключения Стремянки и Макаронины (без слов).
• Серия мультиков про Лунтика и его друзей.
• Каникулы Бонифация.
• Бобик в гостях у Барбоса.
• Дед Мороз и лето.
• Непослушный котёнок.
• Дядюшка Ау.
• Волк и телёнок.

Дети 5-8 лет

• Мультики про Простоквашино.
• Умка на севере.
• Ну погоди.
• Нехочуха.
• Котёнок с улицы Лизюкова.
• Про бегемота, который боялся прививок.
• Серия мультиков про Ёжика и Медвежонка.
• Серия мультиков «Гора самоцветов».
• Серия мультиков про собаку Рекса (без слов).
• Серия мультиков про обезьянок.

Сами по себе мультики не являются абсолютным злом. Многие из них содержат в себе замечательные и поучительные истории о добре, зле, дружбе и заботе, другие имеют хорошее музыкальное сопровождение, например, песни, которые все мы знаем и поём с детства. Некоторые мультики можно использовать как колыбельные сказки перед сном.

Нет ни одного доказательства того, что просмотр мультфильмов детьми дошкольного возраста наносит им непоправимый вред. Проблемы начинаются там, где мультики используют как метод отвлечь или убить время вместо воспитания, внимания, родительской любви и заботы.

Телевидение стало неотъемлемой частью жизни современного человечества. Телевизор развлекает нас, дает дополнительное образование, передает информацию — всех функций не перечислить. И у родителей возникает вопрос: с какого возраста можно позволять ребенку смотреть телевизор?

Для многих родителей телевизор стал своего рода няней — посадил ребенка на диван, включил «мультики» — и у тебя час-другой свободного времени. Однако за такую уловку приходится дорого платить.

Несмотря на то, что на современных мультфильмах часто ставится возраст от нуля, т.е. с рождения ребенка, это совсем не означает, что ребенка можно усаживать перед телевизором с рождения или с того момента, как он научится самостоятельно сидеть. психологи и медики говорят, что телевизор должен появиться в жизни ребенка в возрасте не младше трех лет. Именно с этого возраста просмотр чудо-ящика не нанесет глобального вреда здоровью малыша.

Чем опасен просмотр телепередач или видеопрограмм младенцами и детьми младшего возраста?

У маленьких детей зрение очень уязвимо. Каким бы суперсовременным и безопасным с точки зрения производителя не был бы экран, это всегда — искусственная картинка, и чтобы увидеть ее, сложить в единое целое постоянно движущееся изображение, ребенку приходится сильно напрягать зрение. Ни ребенок, ни родители не замечают этого, но это происходит — излишний приток крови к глазам, напряжение глазных мышц. Придет время — все это аукнется проблемами со зрением. Но, кроме глаз, происходит и перегрузка нервной системы. Ребенку приходится прилагать большие усилия для того, чтобы понять, что происходит на экране. У телевизора не попросишь повторить, он не даст разъяснений, не сменит темп и тон речи. Если живой человек подстраивается под особенности восприятия ребенка, то в случае с бездушной техникой, ребенку приходится подстраиваться под телевизор. Многие родители обращают внимание на то, что после длительного просмотра телепередач или дисков маленькие дети уходят от телевизора как будто оглушенные, с осовевшим затуманенным взглядом, плохо реагируют на словесное обращение, перестают понимать, что говорят родители. Это — прямое следствие переутомления нервной системы. Результат — неуправляемое поведение, истерики, нарушения сна, повышенная возбудимость.

Длительный просмотр телевизора отрицательно влияет и на психику. Ничто, никакая техника не в состоянии заменить ребенку общения с родителями. Ребенок развивается, когда идет активный обмен информацией с двух сторон — он спросил — ему ответили. Но с телевизором идет только одностороннее общение. Ребенок не имеет возможности спросить у него: почему так? Он не получит обстоятельного разъяснения на свои вопросы, эмоционального отклика, его ставят перед фактом, не спрашивая о его чувствах и желаниях. Но самое главное — ребенок, сидя перед телевизором, является пассивным наблюдателем, а, значит, он не развивается. У детей, слишком много времени проводящих перед телевизором и в результате не дополучающих обычного живого человеческого внимания от родителей, бабушек и дедушек, наблюдается задержка речи, психомоторного развития, зато нередко диагностируется синдром дефицита внимания, неспособность концентрироваться. Не участвуя в живом разговоре, ребенок не учится правильно строить речь, выражать чувства и эмоции. Дети не получают навыков созидания. Вместо того, чтобы клеить аппликации, вырезать снежинки из бумаги или собирать пирамидки, они просто сидят на диване, не занятые никаким полезным делом.

Более того, многие дети начинают подражать в поведении мультяшным персонажам, перенимают их ужимки, манеру поведения, стиль общения. А сейчас большое количество мультипликационных фильмов включают агрессивное поведение персонажей, отвратительную лексику, искаженные до неузнаваемости образы, бьющие по нервам звуковые эффекты.

Все, сказанное выше, относится не только к мультфильмам. Так называемые развивающие игры и программы, телепередачи «для самых маленьких», невинные на первый взгляд планшетные игры и даже реклама — все это, любой продукт из этой категории оказывает отрицательное влияние на ребенка.

Вместе с тем движущееся изображение является мощным стимулятором центральной нервной системы. Ребенок подсаживается на мелькающие образы, перестает воспринимать тесты. Неспроста говорят о том, что у современного поколения молодежи клиповое сознание — люди привыкают к зрительным образам, им для восприятия информации уже не достаточно текста, нужен постоянно сменяющийся видеоряд. Поэтому книги утратили популярность. Молодежи неинтересно их читать, трудно складывать картинку самому — ведь привыкли к готовым иллюстрациям. Так в людях гаснет творческое начало.

Сколько времени в сутки без вреда для здоровья и психики можно смотреть телевизор? Для детей от трех до семи лет это не более получаса или пятьдесят минут в день с перерывом.

Расстояние от положения ребенка до экрана должно быть не менее трех метров, при этом, чем больше экран, тем дальше от него должен находиться ребенок. И не покупайтесь на обещания производителей сверхбезопасных ультрановых технологий — они придумают что угодно, чтобы сбыть свой товар. Нет безопасных экранов.

В темное время суток в комнате, где работает телевизор, обязательно должно быть включено освещение, чтобы снизить контрастность между экраном и комнатой.

Нельзя допускать, чтобы ребенок принимал пищу во время просмотра телевизора.

Конечно, телевизор нельзя воспринимать как однозначное зло. Телевидение дает нам массу полезного, и вопрос вреда и пользы упирается в количество времени, проведенного в его обществе, и качество того, что мы смотрим.

Азбука воспитания

Телевизоры… в наших домах они есть разные — с плоским экраном и старенькие, «пузатые», современные настенные и гипер крутые с искусственным интеллектом… Сегодня редкая семья обходится без телевизора. Какое же место в нашей жизни занимает этот предмет бытовой техники и как он может повлиять на развитие ребенка?

Роль телевизора в нашей жизни

В средние века и еще раньше в каждом доме был очаг или камин. Люди издавна любили смотреть на огонь, он их завораживал своим танцем. Возле камина вечером собиралась семья, обсуждали прожитый день, строили планы на будущее, делились новостями.

Сегодня эту роль полностью перенял телевизор. Именно возле него собираются по вечерам, в комнату с телевизором проводят гостей. Роль телевизора в нашей жизни велика. Бывает, что он работает часами, создавая в квартире радостный фон.

Но, в то же время, есть много семей, где его попросту не включают, или даже выбрасывают. Почему? Люди не считают потраченным с пользой выброшенное на просмотр передач время, они стараются заняться чем-то более продуктивным и интересным.

Кто прав, а кто нет — бесполезный спор. Мы взрослые люди и сами разберемся в своей жизни. А как же наши дети? Как воспринимают телевизор они?

Что происходит с ребенком во время просмотра телевизора

В мозге взрослого человека и в мозге ребенка одно и то же явление может вызывать разные процессы. Все дело в том, что мозг детей находится в процессе формирования и те явления, которые взрослый не воспринимает всерьез, становятся основополагающими у ребенка. Дети еще не имеют «фильтров» и охотно верят всему, что улыбчивые дяди и тети вещают с экрана телевизора. Это одна сторона вопроса.

Другой момент проблемы заключается в самом видеоряде. Хорошо, если это спокойная передача, но сколько их в телеэфире? Гораздо чаще мелькают реклама, новости, шоу и мультфильмы. Постоянная смена кадров, громкая музыка, яркие цвета — все это раздражает детскую нервную систему. Оставаясь при просмотре неподвижным, ребенок привыкает быть наблюдателем, пассивно воспринимающим жизнь.

Важно К 4-м годам у детей сформировано 80% всех жизненных установок, к 6-ти — 90%, к 10-ти годам — 97%, и лишь к 18-тилетию человеческий мозг и психика готовы на все 100% ко взрослой жизни.

Предоставленный сам себе во время просмотра, малыш за чистую монету принимает все, что видит с экрана. Ведь, усадив его, мама убежала на кухню, готовить кушать, или в ванную, или делает уборку. Она могла бы пояснить, что так не бывает, вот это реклама — придуманный ролик с актерами, здесь — развлекают людей, так никто на улице не ходит и так далее.

Но мамы (папы, бабушки или другого взрослого, которому малыш доверяет) рядом нет. Изобразительный и звуковой поток беспрепятственно проникает в неокрепшее сознание, формируя искаженное восприятие реальности.

Польза телевидения для ребенка

Да-да, вы не ослышались. Речь пойдет о пользе, которую может принести телевизор при грамотном использовании. Кроме откровенно бесполезных передач, существуют познавательные программы, детские каналы, и другой контент, разработанный для детской аудитории.

Какое положительное влияние могут иметь телепередачи?

  • Расширение кругозора. Познавательные программы о животных и растениях будут интересны многим детям, передачи о путешествиях позволят лучше узнать наш мир. Также дети постарше часто выбирают программы приключенческого жанра.
  • Обогащение лексикона. В быту мы используем достаточно небольшой словарный запас. Разноплановые телепродукты наполнены словами разной стилистики. Профессиональные термины, жаргонизмы, художественные обороты — все это пополняет словарный запас ребенка и развивает его речь.
  • Интересное изложение сложных произведений. Что охотнее сделает подросток — прочтет Булгакова или посмотрит удачную экранизацию по телевизору? Конечно, второй вариант ближе к реальности. То же касается исторических фактов и периодов. Учить греческие войны или посмотреть «300 спартанцев»? Хорошо снятые фильмы пробудят интерес к оригинальным произведениям, будут стимулировать внимательность и помогут наглядно отобразить известные события.

В свете рассмотренных преимуществ, неправильно будет полностью запретить ребенку просмотр телевизора. При этом нужно понимать, что многочисленные доводы «против» основаны не на пустом месте, и считаться с негативным влиянием телевизора.

Вред от просмотра телевизора для ребенка

Как же может негативно отразиться на ребенке излишнее увлечение ТВ?

  1. Из-за неправильного положения перед телевизором, ухудшается зрение и осанка, могут развиться сколиоз, близорукость и другие нарушения означенной сферы.
  2. При длительном и частом неподвижном просмотре проявляются последствия малоподвижного образа жизни. Ожирение бывает не только у взрослых, но и у детей. Привычка много есть во время просмотров мультиков может сыграть злую шутку и превратить живого и здорового ребенка в маленького толстяка.
  3. Практически на всех каналах царит адская смесь из рекламы, сцен насилия, эротических элементов и жаргонной лексики. Если ребенок бесконтрольно переключает пультом каналы в поисках чего-то интересного, он обязательно встретится с таким нежелательным контентом.
  4. ТВ вызывает повышенную нагрузку на психику и эмоции ребенка, приводя к неустойчивости психики, обидчивости, вспыльчивости.
  5. Телевидение выглядит очень ярко, как глянцевый журнал. Красивые, холеные и успешные люди, звезды, успех, гламур… Эти атрибуты шоу-бизнеса манят, на их фоне обычная будничная жизнь кажется серой и скучной.

Важно Помните, жизнь по ту сторону экрана — это всего лишь постановка, актерская игра и спецэффекты. Не принимайте выдуманную реальность за чистую монету.

Мнение психологов

Специалисты в разных областях наук, таких как психология, физиология, диетология придерживаются единого мнения в этом вопросе: времяпровождение ребенка у телевизора должно строго регламентироваться. Контролировать необходимо как время просмотра, содержание видеоряда, так и позицию перед экраном, освещение.

Давайте разберемся, какие же требования к просмотру телепередач ребенком выдвигают ученые.

  1. Детям до 1 года телевизор запрещен. Если без этого совсем никак — то просмотр должен быть не более 15 минут в день! У грудничков высокий риск появления задержек в психическом, эмоциональном и речевом развитии. Малышей такого возраста вообще нужно оберегать от всего, что их слишком перегружает.
  2. ВОЗ рекомендует детей до 3-х лет оградить от просмотра телевизора. Максимально допустимы 30 минут в день, исключительно детские мультфильмы и специальные развивающие программы. Просмотр должен быть в присутствии родителей, с их пояснениями происходящего на экране.
  3. К 5-ти годам допустимое время возле телевизора увеличивается до 1 часа в день. Разрешены развивающие и познавательные передачи, они принесут больше пользы.

Важно Психологи советуют родителям как дошкольников, так и детей после 7-ми лет, держать на контроле продолжительность просмотра, и, самое главное, содержание.

Почему возникает зависимость от телевизора?

Причины, почему ребенок оказывается возле телевизора, могут быть разные. Это может быть потребность матери в «свободном» времени. Если ребенок тревожен и все время просится на руки, становится невозможной какая-либо работа по дому. Чтобы элементарно принять душ или поесть, мама сажает малыша на стульчик и включает мультики.

Вполне возможна ситуация, когда ребенок у бабушки, а она приболела и не может его вывести на детскую площадку. Изначально, включая мультфильмы, взрослый хочет просто отвлечь от чего-то и развлечь малыша. Никто не предполагает, что банальные «Ну, погоди!» перерастут в какую-то зависимость.

В столкновении детского сознания и телевизора чаще выигрывает именно «ящик». Яркая, стильная и насыщенная приключениями жизнь на экране затягивает. Реальность, вместе с ее работой, бытом, детским садиком и школой, проигрывает. И чем больше ребенок проводит время возле телевизора, тем больше погружается в этот выдуманный мир.

Как отучить ребенка смотреть телевизор

Зависимость от телевизора — такая же непростая проблема, как и многие другие виды зависимостей. Усугубляется она возрастом «пациентов», которым невозможно объяснить всю сложность ситуации и ее последствия. Как же помочь ребенку и отучить его от ТВ?

Избавление от любой зависимости – это долгий процесс, которые требуют понимания и терпения. Сформированная привычка в один день никуда не денется, работа над избавлением от нее должна быть ежедневной.

  1. Самый важный этап — следить за собой. Если сами родители часами сидят перед телеком, то необходимо ограничить себя. Родители — самые важные люди для ребенка, именно с них он берет пример во всем. Возможно, малыш перенял привычку все время смотреть телевизор именно от вас.
  2. Телевизор — не няня. Безусловно, его очень удобно использовать в этом качестве, оставив малыша смотреть мультфильмы и занимаясь другими делами. Но все же делать этого не стоит — возникшие у ребенка нарушения психики, расстройства сна, раздражительность доставят гораздо больше проблем, чем его присутствие рядом во время готовки. Постарайтесь вовлекать малыша в ваши занятия, это послужит развивающим моментом в его жизни, познакомит с бытом семьи.
  3. Перестаньте создавать в квартире «фон» с помощью телевизора. Если вы хотите отучить ребенка от просмотров, то включение «ящика» в фоновом режиме будет неправильным поведением. Так вы не сможете помочь своему малышу, вы лишь спровоцируете новую истерику и требования включить ему то, что он хочет.

Освободившееся время нужно будет как-то использовать. Займите ребенка рисованием, постройте замок из конструктора, почитайте новую сказку, выйдите на прогулку. Это переключит внимание «пациента», поможет ему отвлечься от его зависимости.

Важно Нужно помнить, что ребенок много времени проводил, сидя пассивно перед экраном. Он не умеет самостоятельно играть, не привык слушать книги. Всему этому придется учиться.

Со временем, втянувшись в игры, чтение и развивающие занятия, ребенок поймет, что кроме сидения у «голубого экрана» существует масса других, не менее интересных занятий.

В дальнейшей жизни более успешным человеком станет не тот, кто все детство просидел у телека, а тот, кто гармонично развивался, получил навыки общения со сверстниками и детьми других возрастов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *