Религии в Индии в процентах

О книге Макса Вебера 1916 года см . Религия Индии .

Религия в Индии ( перепись 2011 г. )

Индуизм (79,8%) Ислам (14,2%) Христианство (2,3%) Сикхизм (1,7%) Буддизм (0,7%) Джайнизм (0,4%) Неаффилированные (0,2%) Другое (0,7%)

Часть серии о

Культура Индии

История

люди

Мифология и фольклор

Кухня

Религия

Музыка и исполнительское искусство

Спорт

  • Портал Индии

Индусский садху и изображение Шивы в Каяст Тола, Варанаси , Уттар-ПрадешМусульмане в исламской библиотеке в ДелиСикхский паломник в Хармандир Сахиб , Амритсар , Пенджаб

Религия в Индии характеризуется разнообразием религиозных верований и практик. В преамбуле индийской конституции говорится, что Индия — светское государство. Индийский субконтинент является родиной четырех из основных религий мира ; а именно индуизм , буддизм , джайнизм и сикхизм . Согласно переписи 2011 года, 79,8% населения Индии исповедуют индуизм , 14,2% придерживаются ислама , 2,3% придерживаются христианства , 1,7% придерживаются сикхизма , 0,7% придерживаются буддизма и 0,4% придерживаются джайнизма . Зороастризм , санамахизм и иудаизм также имеют древнюю историю в Индии, и у каждого из них есть несколько тысяч индийских приверженцев. В Индии проживает самое большое количество людей, исповедующих зороастризм (то есть парсов и иранцев ) в мире, хотя изначально эта религия зародилась в Персии . На протяжении всей истории Индии религия была важной частью культуры страны. Религиозное разнообразие и религиозная терпимость установлены в стране законом и обычаями ; Конституция Индии была объявлена право на свободу религии , чтобы быть фундаментальным правом .

Сегодня в Индии проживает около 94% индуистов в мире. Большинство индуистских святынь и храмов расположены в Индии, как и места рождения большинства индуистских святых. Праяградж (ранее известный как Аллахабад) является местом крупнейшего в мире религиозного паломничества, Прайяг Кумбха Мела , где индуисты со всего мира собираются вместе, чтобы совершить омовение в слиянии трех священных рек Индии: Ганги , Ямуны и Сарасвати . Индийская диаспора на Западе популяризировала многие аспекты индуистской философии, такие как йога , медитация , аюрведическая медицина , гадание , карма и реинкарнация . Влияние индийских религий было значительным во всем мире. Несколько индуистских организаций, таких как Международное общество сознания Кришны , Миссия Рамакришны , Брахма Кумари , Ананда Марга и другие, распространяют индуистские духовные верования и практики. Индийский субконтинент также содержит самое большое количество мусульман в мире, около одной трети всех мусульман — выходцы из Южной Азии . К 2050 году мусульманское население Индии, по прогнозам, вырастет до 311 миллионов и превзойдет Индонезию, чтобы стать самым большим мусульманским населением в мире, хотя Индия сохранит индуистское большинство (около 77%). Будучи колыбелью ахмадийского ислама , Индия является одной из стран мира, в которой проживает не менее 2 миллионов мусульман-ахмади. Святыни некоторых из самых известных святых суфизма , таких как Мойнуддин Чишти и Низамуддин Аулия , находятся в Индии и привлекают посетителей со всего мира.

Постепенный рост ислама в Индии за последние полтысячелетия является признаком нынешнего политического права Индии и предметом обширной кампании необъективной дезинформации. До Империи Великих Моголов и Делийского султаната , до 90% населения могло подпадать под индуистский зонтик , хотя демографическая информация о домодернистских государствах скудна. Элиты этих империй происходили из исторически мусульманских этнических групп, и многие стремились согласовать свою личную религию с индуизмом своих подданных. Тем не менее, негативная реакция в 17, 18 и 19 веках восстановила конфессиональные границы, и генеалогические данные свидетельствуют о том, что многие современные мусульмане имеют некоторых индуистских предков.

О религии индусов и их древней литературе…

О религии индийцев говорить довольно сложно. Боги тут, как и у других народов, играли существенную роль в жизни и политике, но они предстают в обликах необычных, с трудом нами воспринимаемых. Богов в Индии – превеликое множество, чуть меньше, нежели звезд на небе (в действительности их около 33 групп). Все это такой же парадокс в природе, как и 33 зуба… Среди них: бог Брахма – творец мира, бог Шива – его разрушитель, бог Вишну – охранитель, бог огня Агни, о котором в одной песне веды говорится, что «3339 божеств воздавали поклонение Агни». Тут отец-небо (Диаус-Питар), богиня земли (Адити), источник благ и богатств, солнечный бог (Митра), посылающий людям богатство и здоровье, охраняющий от болезней, смерти и гибели. Поэтому индусы часто говорят: «Мы не хотим подвергнуться гневу Митры, любимейшего из мужей». Рядом пришедший ему на смену Варуна, божество серьезное и возвышенное, хотя и одновременно очень непостоянное и недоступное.

В. Верещагин. Статуя Вишну в храме Индры в Эллоре

В представлении индусов он похож на человека и разъезжает по небу в роскошной колеснице, поскольку обитель его находится высоко в небе. Живет он в воде, среди небесных водяных потоков. От его взора никто и ничто не укроется: «Кто идет, или стоит, кто тайно крадется, кто ищет себе убежище, или спешит от него, о чем говорят двое, сидя вместе, – то знает царь Варуна, присутствующий в качестве третьего». Варуна – основатель моральных законов индусов. Эта мораль носит в том числе и строго юридический характер, отделяя правду от неправды. Варуна – бог-судья, бог-мститель: он утверждает закон неуклонного возмездия. Но любимым богом у индусов является Индра (муж), обычно восседающий на слоне. Это – бог-воитель, бог-самец, в руках у него исполинская мощь, а в членах – фонтан любви, источник жизненной силы. В битве он непобедим, в любви – неподражаем. Он чем-то похож на славян, такой же светло-русый, а не темный, как это чаще всего бывает у индусов. У него масса обязанностей: он приносит дождь, разгоняет засуху, вновь выводит солнце на небосклон, вливает свет, открывает утреннюю зарю, рассеивает мрак. Он же могучий враг всех враждебных человеку сил и первый помощник в битве, без него победы не будет.

Бог-громовержец Индра

Он – щедрый и добрый бог, дающий людям дары обеими руками, ничего не оставляющий себе. Он – «единственный бог, милующий людей». Правда, он не так мудр, как Варуна. Порой выглядит грубоватым, склонен к чувственности, невоздержан в пище и питье. Он очень свободно понимает узы брака. Жена Индрани всячески старается ему угодить, дабы удержать этого во всех прочих смыслах замечательного мужчину (настоящее божество). Одним словом, Индра для индусов – это русский Васька Буслаев, римский Аполлон и в гораздо меньшей степени германский Тор.

Подобно тому как буддистская картина мира принципиально исключает идею Бога и «загробного» существования, так Индия исключает религию в нашем понимании. Отсюда такое множество богов. Не случайно К. – Г. Юнг сравнил индийскую религию с пагодой или муравейником, а А. М. Альбедиль с музеем палеонтологии, где причудливо перемешались ведийские, брахманистские, индуистские, джайнские, буддистские и прочие божества. Гёте при виде такого огромного сонмища божеств, совершенно не связанных друг с другом и не подчиненных никому, да еще абсолютно всемогущих, возмущался необычайно. Немецкая натура, требующая упорядочить всё – от приема пищи до Олимпа, от правительственного заседания до оргазма – отказывалась принимать подобное «безобразие». Их боги, сказал немец, «еще больше запутывают жизнь с ее случайностями, поощряют бессмысленные страсти и благоволят безумным порывам, словно высшей святости и блаженства». Ему вторил М. Блумфилд, порицая индусов за то, что у них «каждый бог берет скипетр власти, но никто не удерживает его». Хотя вот индийский философ С. Раджакришнан, напротив, видел в этой склонности индусов к политеизму скорее благо и позитив. Кто знает, может быть, в этом многообразии богов, в этом обилии верований и истин, в пестроте сказок о божественных похождениях гораздо больше истины и человечности, чем в величайших из известных истуканах монотеизма. Индусы веруют как дети – светло и импрессионистично.

Статуэтка богини Парвати

Восток бережно сохраняет верность культуре и традициям, поэтому столь важно изучать его мифы и реалии. Индийцы заимствуют свои божественные образы из внутреннего мира, мира духа и мысли или из окружающей их природы. Прародителем всего является Брахма, в свою очередь сам рожденный из Золотого Яйца, которое плавало среди безбрежного и бездонного океана (бога так и называют – «Рожденный из Золотого Яйца»). Из половины яйца образовалось небо, из другой половины – земля. Брахма сотворил живой дух, мысль и пять великих элементов: воздух, огонь, воду, землю, эфир. Затем он создал богов, время, вечную жертву, три веды, планеты, реки, моря, горы и людей, наделив последних полнотой человеческих чувств. В дальнейшем появились звери, птицы, насекомые, растения, демоны и все прочее. Жизнь Брахмы – это время существования универсума, всего сущего, а его смерть – это своего рода апокалипсис, конец бытия, наступление великого хаоса. Одна кальпа или один день Брахмы составляет 4320 млн лет. Жизнь Вселенной – это рождение и гибель миров. Космогонические циклы бесконечны, а мы с вами лишь ничтожные пылинки. Нам представляется важной мысль, что по сути Время является одним из первоэлементов устройства мира. Оно – демиург, создающее сей мир. Время движется словно бы по кругу. Можно сказать, что и мы – также дети времени. Подобно легендарному мудрецу Маркандею, мы рождаемся, странствуем, творим, засыпаем и просыпаемся вновь – но уже в ином мире.

В нравственно-воспитательном кодексе индусов высока роль знаний. Этнологические мифы тысячелетиями подчеркивали огромное значение знания, учебы и учителя. Таковы мифы индийцев и древних кхмеров, дающие необозримое море сюжетов и образов. Скажем, одна из версий сотворения мира представлена созидающим духом, имя коему Пуруша.

Пахтание океана. Фрагмент барельефа из Ангкор-Вата. Камбоджа

В Ригведе сказано, что с его помощью сотворены Земля, Небо, Солнце, Луна. Наряду с планетами и светилами, Пуруша создал богов, людей и животных. Человечество по его воле поделено на классы (социальные слои): «Уста его стали брахманом, воин возник из рук, бедра превратились в ремесленника, а из его ног вышел земледелец». Особое звучание у тех же индусов приобретает тема служения богу знания и мастерства Тваштару (в греко-римской мифологии это Гефест или Вулкан). Мудрецы и подвижники в индийских мифах нередко торжествуют в их конфликтах с богами, чему почти нет параллелей в мифологии Древней Греции или Рима (повержен даже Прометей). Не в этом ли тайна их стремительного и успешного перевоплощения в динамичные и процветающие современные государства?

Учитель-гуру

Гуру и его ученик

У этих великих народов образование издавна считалось сродни мудрости. Просвещенные люди, как считалось, обязаны обладать и многими другими добродетелями. «В Индии, как и в Китае, ученость и эрудиция всегда были в большом почете, так как ученость предполагала и высшие знания, и добродетель. Правитель и воин всегда склонялись перед ученым», – писал Неру. В Индии вера в духовного учителя (гуру) считалась непременным условием для посвящения в ученики. Слово «гуру» состоит из двух слогов: «гу» означает «тьма», а «ру» – «свет». Соответственно, «гуру» – это тот, кто рассеивает духовную тьму, просветляя ум ученика («чела» или «шишья»). В задачи учителя-гуру входит также рассеивать бремя сомнений и невежества, в котором пребывал ученик перед обучением. Таким образом, гуру может полностью изменить вашу карму. Представители трех высших сословий (варн) обязаны были пройти ученичество под руководством наставника-брахмана. Церемония посвящения в ученики рассматривалась как «второе рождение». Этому предшествовала и значительная самостоятельная работа личности по самоочищению. Один из памятников («Шветашватара Упанишады») говорит о ведах: «Только великим душам, которые безоговорочно верят во Всевышнего и в духовного учителя, незамедлительно открывается весь смысл ведического знания». Прошедших школу брахманов в Индии еще называли «дваждырожденными». Те же установки в обычаях древних кхмеров, чья письменная культура – одна из древнейших в Юго-Восточной Азии. Буддизм воспитал в них почтение к ученым и учителям. В легенде о создании храма Ангкор, святыни кхмеров, говорится, как мать попросила бога Индру обучить ее сына, который весьма талантлив и умен, умеет рисовать, лепить фигурки зверей и людей, строить дворцы и храмы (но, к несчастью, не учен и все делает наудачу). Бог Индра отправляет юношу в высшую школу (в прямом и почти что в фигуральном смысле – к «Небесному принцу»), высказав ему в назидание здравое напутствие: «Посвятивший себя искусствам и ремеслам должен иметь учителя, иначе его таланты пропадут втуне».

Рельеф одного из индийских храмов

Пещерный храм, в котором жили иные святые

Вот как характеризовал миссию учителя гуру Чайтанья (1486–1533): «Гуру – это умелый рулевой, божественная милость, благоприятный ветер; если с такими средствами человек не стремится пересечь океан жизни и смерти, значит, он и в самом деле заблудился». Так как же шло обучение? Ученик поселялся в доме учителя-гуру, где и проходил весь курс тогдашних наук (священные тексты, обряды и т. п.). Ученичество обычно длилось с 7–8 до 16–18 лет, иногда дольше. Образ жизни учеников был скромен. Они прислуживали своему наставнику, пасли коров, собирали милостыню. Это вовсе не считалось зазорным. Труд гуру по традиции не оплачивался. Впрочем, в Индии существовали и платные учителя, обучавшие профессиональным навыкам, мастерству или каким-то специальным дисциплинам. Их можно назвать индусскими прагматиками. Странно, но эта группа учителей пользовалась в обществе меньшим авторитетом, чем гуру, считавшиеся носителями священного знания. Женщин обычо исключали из числа обучаемых, полагая, что с них довольно быть верной женой и в нужный день и час взойти на костер после смерти мужа, где «все и вся познаша».

Основной дисциплиной у индийцев считалось изучение сутр, шастр и веданг. В качестве вспомогательных предметов выступали грамматика, фонетика, этимология и т. д. В более поздний период стали преподавать философские доктрины, логику и поэтику. Наиболее известными центрами образования считались города Таксила, Варанаси и Наланда. Так, из раннего Средневековья дошли записки китайского пилигрима Сюань-цзана. Он говорил об огромном буддийском университете в г. Наланда. Как и в Европе, крупными обучающими центрами в Индии были монастыри. Монахи совместно с учителем заучивали священные тексты, слушали рассказы о жизни Будды, пели веддические гимны. К процессу обучения на Востоке относились с почтением, но не всегда с надлежащим рвением. Считалось, что, обучаясь, ты тем самым выполняешь предназначение Неба. Конфуций, один из самых почитаемых мыслителей Востока, призывал «учиться без пресыщения, просвещать без устали». Он говорил: «Если я иду с двумя людьми, то у них обязательно есть чему поучиться. Надо взять то хорошее, что есть у них, и следовать тому. От нехорошего же надо избавиться». В своих стихах поэты Индии воспевали учителей и ученых-гуру, доносящих до людей истину мира. Одной из важнейших заповедей карма-йоги является прилежание. Там говорится: «Трудись постоянно, но не давай труду поработить себя». Можно трансформировать девиз в карму III тысячелетия н. э.: «Учись постоянно, но все ж не позволяй ни женщине, ни науке поработить себя».

Бенарес на Ганге

Что же касается прогресса наук и культуры в Индии, то, как нам представляется, отрицательную роль сыграли завоевательные походы Махмуда Газнави (между 1001 и 1027 гг.) в Северную Индию, с целью распространения там ислама. Обширные районы севера страны в ходе 17 походов подверглись тогда невиданному опустошению: были захвачены Матхура, Сомнатх, многие другие индийские города, разграблены дворцы и храмы. Ислам нес на своих знаменах кровь и рабство (хотя и не только). Огромные сокровища были вывезены из Индии в Газну. Тогда-то и возникло трагическое деление Индии на два смертельно ненавидящих друг друга стана – мусульман и индуистов. Между двумя верами и культурами пролегла если и не пропасть, то большая трещина. С другой стороны, налицо был упадок индийского государства, и начался он задолго до XI века, до нашествия мусульман-иноземцев, чему были внутренние причины. В своем трактате «Индия», который создавался им 13 лет, ал-Бируни отмечал: «Я не скупясь тратил по возможности все свои силы и средства на собирание индийских книг повсюду, где можно было предположить их нахождение, и на разыскание тех лиц, которые знали места, где они были укрыты. Кто еще, кроме меня, имел то, что досталось в удел мне?»

Верующий

К чему же пришел Бируни в результате усердного изучения индийской культуры, литературы, философии? Он трезво смотрит на вещи, подчеркивая, что для индусов, наряду с достоинствами, характерна отчужденность, усилившаяся в результате завоевательных походов мусульман в их страну. Именно Махмуд «уничтожил процветание индийцев и совершил в их стране такие чудеса, из-за которых они (словно) превратились в развеянный прах и разнесшуюся молву». По этой же причине их науки «прекратили свое существование в завоеванной части страны и удалились туда, где их еще не может настигнуть чужая рука, – в Кашмир, Бенарес и другие подобные места». Все это привело к еще большей изоляции – упрочился разрыв между индийцами и всеми иноземцами. Не способствуют развитию наук и их нравы: «Они кичливы, тщеславны и самодовольны, но невежественны». Они часто скупятся знаниями, ревниво оберегая их от других. Это касается даже индуистской «научной интеллигенции», не говоря об остальных. Прочие же порой «не допускают существования других стран на земле, кроме их страны, других людей, кроме ее жителей, какого-либо знания или науки у какого-либо другого народа». Бируни высказывает мысль, что если бы они чаще путешествовали и общались с другими народами, они не пребывали бы в такой непозволительной косности.

В. Верещагин. Всадник-воин в Джайпуре

Сравнивая ситуацию с развитием наук (и в частности философии) у греков и индусов, хорезмиец Бируни отдает предпочтение грекам, делая это весьма образно: «Я добавлю еще, что греки в эпоху язычества, до появления христианства, придерживались верований, подобных которым придерживаются индийцы: мировоззрение греческой знати было близко к мировоззрению индийской знати, а идолопоклонство простонародья в Греции схоже с идолопоклонством простонародья в Индии. Я сопоставляю воззрения обоих народов по причине их совпадения и взаимной близости, а не ради исправления (их), ибо все, что не является истиной, есть отступление от нее, и неверие (в любой форме) составляет одну религию, так как оно есть отклонение от истины. Однако у греков были в их стране философы, которые выработали для них высшие особые принципы, а не низкие и обыденные, так как знать способна следовать по пути исследования и умозрения, а чернь способна лишь на безрассудство и упорство, если ее избавить от страха и боязни. Это доказывает пример Сократа, который в противоположность черни своего народа не поклонялся идолам и отказался своими устами называть звезды божествами, и то, как одиннадцать из двенадцати судей Афин вынесли ему смертный приговор, и он умер, не отказавшись от истины. У индийцев не было подобных ему людей, которые смогли бы придать наукам совершенный порядок. У них едва ли найдется для этого специальная (философская) спекуляция, разве что чрезвычайно неустойчивая и нестройная и в конечном виде перемешанная с выдумками толпы, то есть с преувеличениями в цифрах, с невероятно растянутыми периодами времени и разнообразными религиозными верованиями, находить противоречия в которых чернь считает кощунством. Поэтому среди индийцев безраздельно господствует традиция. По этой причине я скажу, насколько я знаю индийцев: я могу сравнить то, что содержится в их книгах по арифметике и другим математическим наукам, только с перламутром, смешанным с битыми черепками, или с жемчужинами вперемешку с навозом, или с кристаллами, перемешанными с камушками. Обе части для них имеют равную ценность, поскольку у них нет примера восхождения к вершинам логического познания». И все же у индусов была своя собственная, пусть житейская философия.

Индийская статуэтка, найденная при раскопках в Помпеях

Мы имеем в виду ее сборники мудрых мыслей, ее литературу и поэзию. Гёте сказал: «Мы были бы в высшей степени неблагодарными, если бы не отдали должного творениям индийской поэзии, и именно тем из них, которые потому уже удивления достойны, что, поднявшись в своей счастливейшей естественности над конфликтом самой запутанной философии, с одной стороны, и самой чудовищной религии, с другой, берут из обеих лишь то, что способствует внутренней углубленности и совершенству формы». Гёте имел в виду «Шакунталу», легенду о Шакунтале, дочери риши Вишвамитры и апсары Менаки, матери царя Бхараты. Легенда была изложена в Махабхарате, а затем обработана Калидасой (предположительно в V в. н. э.). Драма «Признанная Шакунтала» считалась величайшим шедевром индийской литературы. И в отношении ее, как признается Гёте, он, да и многие другие испытывали «чувство восхищения».

Птица на ветке

Обучение письму брахми. Терракота

Но это же еще в большей мере можно сказать и в отношении известнейших творений индийского народного эпоса, имя которым Махабхарата и Рамаяна. Это великие две поэмы – Ветхий и Новый заветы индийцев. В Махабхарате, по словам индолога Г. Ольденбурга, «дышит единая душа Индии и душа каждого индийца в отдельности». В этом эпосе повествуется о великой битве потомков Бхараты (некогда так называлась вся Индия, «землей Бхараты», по имени легендарного прародителя индийского народа). К слову сказать, слово «бхарата» соткано из речевых слогов: «бхава» (чувство), «рага» (мелодия) и «тала» (ритм). Может быть, поэтому поэма столь близка сердцу каждого индуса, вне зависимости от образования, вероисповедания или его социально-экономического положения. Она стала для многих из них источником мудрости, высокого эстетического наслаждения, поэтического вдохновения и нравственного руководства (Р. Дандекар). Махабхарата создавалась на протяжении целого ряда столетий – примерно с начала или середины I тысячелетия до нашей эры и до IV–V вв. нашей эры. За это время она выросла «как снежный ком». Хотя традиция приписывает авторство ее легендарному мудрецу Вьясе, который рассказывает ее своему ученику Вайшампаяне, но, по верному замечанию М. Альбедиль, столь грандиозный эпос никак не мог быть создан одним человеком и даже одним поколением авторов. Поэмы Махабхарата и Рамаяна почитаются индийцами как священные наряду с ведийским каноном, а возможно, еще и в большей степени. Подобным же образом древние греки учились на Гомере, находя в его стихах образцы для подражания. Можно сказать, пожалуй, что индийский народ как народ высокой духовной культуры и склонности к мифологическому мышлению привык мыслить и действовать в духе Махабхараты или той же Рамаяны. Что же, собственно, сделало поэмы столь дорогими и бесконечно ценными для индуса? Почему именно в них он находит образцы поведения, важные жизненные примеры, слова утешения, любви и надежды?

Эпизод из индийского эпоса Рамаяна

Ведь речь в Махабхарате идет о долгом и тяжком противоборстве двух кланов и родов, противоборстве, которое вылилось в великую междоусобную войну потомков Бхараты в царстве Куру. В основе жестокого конфликта – естественное соперничество близких по крови наследников, которые должны были поделить власть в одном царстве. Такое соперничество, как мы знаем, возникало не только в одной Индии. Свои Пандавы и Кауравы были и есть почти в каждой стране. Родственные кланы больше всего и ненавидят друг друга. Примеры смертельной вражды вы видели в Египте, Месопотамии, Вавилоне, Иудее, Греции и Риме, не говоря уж о Китае, Японии или Турции, где Мехмет II Завоеватель, не колеблясь, пошел на убийство братьев, «чтобы сохранить в мире мир». Такие случаи имели место и в истории России: вспомните хотя бы князей-мучеников Бориса и Глеба.

Сцены из Рамаяны и Махабхараты

Описанное в индийском эпосе, как и эпос Гомера, как и народные эпосы других стран, имели источником вполне реальные исторические события. Поэтому сами же индийцы говорят, «что есть в Индии, то есть в Махабхарате. В ведах также рассказывается о противостоянии сил добра и зла, о борьбе Индры с Вритрой, а в более широком плане – неких космических и небесных сил (богов и асуров). В Индии Махабхарату называют итихаса, что значит «история», «быль», или пурана – «повествование о древности». Историки подчеркивают, что в жизни индийского общества эти эпосы выполняют роль своего рода учебника или учебного пособия. Махабхарата сопровождает индийца в жизни точно так же, как нас, русских, – былины и сказки или китайца – Канон песнопений. В отношении Махабхараты, представляющей исключительное явление в литературе, А. Гхош говорил как о важнейшем акте национального сознания, видя в ней «поэму о себе, написанную всем народом». Он уподоблял ее громадному национальному храму, грандиозный замысел которого раскрывается постепенно, при переходе из зала в зал.

Отважный царь обезьян – Хануман, освободитель Шри-Ланки

Еще одной сокровищницей ярких назидательных примеров стала Рамаяна, созданная неким легендарным мудрецом Вальмики, святым подвижником, который был красноречивейшим из людей. Поэма, как и Махабхарата, появилась в долине Ганга, только не в северной, а в южной ее части, в V–VI вв. до н. э. Сюжет ее прост – похищение Ситы, любимой супруги царевича Рамы, царем демонов-ракшасов Раваной. Рама ищет Ситу, находит ее и освобождает из плена с помощью войска обезьян во главе с хитроумным и отважным советником царя обезьян Хануманом. Возможно, тут (в преломленном виде) был отражен поход Рамы на остров Ланку (Шри Ланка) и борьба индоевропейских племен ариев с аборигенами индийского юга. События, составившие исторический фон поэмы, могли иметь место в XVI–XII вв. до н. э. Если подыскивать сравнения поэме, то ее можно уподобить гомеровской «Илиаде» или храму Тадж-Махал, созданному во имя любви к прекрасной супруге.

Боевая колесница Арджуны

Известный индийский историк Ауробиндо Гхош, говоря об эпосах Махабхарата и Рамаяна, писал: «Мощь структуры, надежность конструкции и метод построения в Махабхарате напоминает искусство индийских зодчих; величие и четкость контуров, богатство красок и декоративность Рамаяны соотносимы скорее с духом и стилем индийской живописи. Изображается здесь то же, что и в Махабхарате, – столкновение божественных и титанических сил в земной жизни, – но в формах чисто идеальных, в откровенно сверхъестественных измерениях, когда и доброе, и злое в человеческих характерах преувеличивается до фантастических размеров». Индийцы органично восприняли сам дух и образы эпосов. Те настолько мощно, позитивно влияют на их психику и организм, что порой в состоянии оказать терапевтическое воздействие, действуя наподобие психотропного лекарства. Махатма Ганди, который в детстве очень боялся духов и привидений, по его словам, сумел избавиться от страхов, часто повторяя Рамаяну по совету няни.

В первой поэме среди изумительных по глубине и красоте отрывков особенно впечатляет озарение, посетившее Арджуну. В минуты высшего напряжения, когда огромные армии, охваченные злобой и ненавистью, несущие груз накопленных за годы противостояния оскорблений и обид, выстроились друг против друга и готовы начать сражение не на жизнь, а на смерть, он вдруг задумался над тем, а ради чего, собственно, ведется эта гражданская война. Как можно убивать родственников и своих учителей? Заметьте, такого вы не встретите ни у греков, ни у римлян, ни у германцев, ни у англо-саксов, ни у кельтов, ни у русских, ни тем более у янки. Везде и всюду голоса ненависти, зависти и обиды оказывались сильнее голоса всепрощения. Конечно, никто не хотел безграничного насилия. Но никто еще не сумел точно определить его границы, и тем более удержаться в их пределах. И вот мы слышим голос мальчика, в чье сердце впилось «страдания жало», когда он увидел, как в огне гибнут змеи, миллионы змей. Потрясенный, он обращается к правителю и жрецам:

«О царь, чья прославлена всюду

отвага,

Жрецы, что живут для всемирного

блага,

Огонь, что блестит, как луна

и созвездья, —

Творите вы славное дело возмездья.

Но знайте, существ совершая

сожженье,

Что жизнь есть несчастье, что жизнь

есть мученье.

Возможно ль злодейство убить

самовластьем?

Возможно ли горем бороться

с несчастьем?»

Однако и в этом эпосе любовь к жене стала предлогом для ожесточенных битв, как у Гомера похищение прекрасной Елены лишь удобное оправдание (романтическое) для кровавой и безжалостной битвы за Трою. Все это заставляет нас задуматься над общностью судеб человеческих, раз психология и мотивы поведения народов одни и те же в разных частях мира.

Фигура индийской девушки

Эти и другие произведения наполняют культуру Индии удивительной жизненной силой и мыслью, несмотря на фантастичность сюжетов. Шедевры в равной мере близки сердцу простого человека и ученого, политика и воина, торговца и крестьянина. В массе своей через них индиец получает основы образования и воспитания. Поэтому очевидна их этико-воспитательная направленность. Действия и поступки героев указывают индийцам верный путь. Конечно, овладеть этим нелегко, литература дхармашастр включает сотни наименований, иные из которых состоят из многих томов. Она довольно трудна для запоминания. Хотя те же дхармасутры состоят из очень лаконичных фраз-сутр, предназначенных для заучивания наизусть, а шастры – из двустиший-шлок, облегчающих их усвоение. Они способствуют развитию в людях понимания индийских реалий, философских, исторических, социально-политических представлений и знаний. Даже та социальная модель, которая задана ими так давно, как это ни покажется странным, две-три тысячи лет спустя воспроизводится в социальном организме общества. Неру говорит о вневременном значении Махабхараты и Рамаяны: «Я не знаю в какой-либо стране книг, оказавших столь длительное и глубокое влияние на умы масс, как эти два произведения. Созданные в глубокой древности, они все еще являются живой силой в жизни индийского народа. Они представляют типично индийский метод удовлетворения всех людей различного культурного уровня». Схожую картину мы увидим и при изучении классики в Китае.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Содержание

Религии Индии: от древности до современности

Прочитав статью, вы охватите весь религиозный спектр Индии, за 15-19 минут.

История религий Индии начинается с Ведической религии и приходит к зародившимся здесь индуизму и буддизму. Сегодня основной религией Индии является индуизм, который исповедуют 80% жителей.

И хотя Индия является светским государством, она содержит богатейшее религиозное наследие. На ее территории проживают приверженцы практически всех религий: индусы, джайны, мусульмане, буддисты, сикхи, иудеи, парсы.

1. Культура Индии: вера и религия

Культура древней и современной Индии складывалась из различных исторических времен, традиций и наследия местного населения, иммигрантов, а также завоевателей. Сегодня, индийская культура выходит далеко за границы страны, а ее религии и философские учения не перестают набирать популярность и в отдаленных от Индии частях света.

Это интересно! В Индии говорят на более, чем 400 языках и диалектах. В стране проживает более 400 этнических групп.

Культурно и религиозное многообразие настолько велико, что практически каждый индийский штат успел выстроить свою культурную нишу. Невзирая на это уникальное множество культур, Индия сохраняет свою национальную особенность, как единой цивилизации. Религиозные течения, зародившиеся в Индии это индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, стали известны именно как индийские религии и до сих пор оказывают большое воздействие на весь мир.

1.1 Статистика древних и современных религии в Индии – таблица

Главная религия Индии — Индуизм.

Большинство жителей Индии исповедует Индуизм — 80% населения. Другие религии, распространенные в Индии это: ислам 13% населения, христианство 2,3%. В Индии появились и существуют буддизм (0,7%), джайнизм (0,4%) и сикхизм (1,8%). Все перечисленные выше религии, кроме христианства и ислама, возникли в самой Индии. Проживают и тысячи приверженцев иудаизма и зороастризма.

1.1.1 Сравнительная таблица религий Индии — характеристика религиозных групп

  • Индуизм — 80,5 %;
  • Ислам — 13,5 %;
  • Христианство — 2,3 %;
  • Сикхизм — 1,8 %;
  • Буддизм — 0,7 %;
  • Джайнизм — 0,4 %;
  • Другие — 0,65 %;
  • Вне религии — 0,07 %.

1.2 Религия и политика в Индии

Государственная религия в Индии отсутствует. Конституцией Индии, как светского государства, признается любое вероисповедание, а также разделение религии и политики. Ущемление прав по признаку веры запрещено законом.

Это интересно! До вторжения Великобритании в XVII веке Индия являлась одной из самых богатых стран мира.

На практике же, в политической жизни Индии есть религиозный фактор, влияющий на решения политических партий (по большей части представителей индуизма и ислама). Другое проявление — местные конфликты между людьми различных вероисповеданий, исламский и индуистский терроризм. Господствующее положение одной из религии — индуизма, государство, старается комбинировать с привлечением в политику и других религиозных конфессий.

2 Религии Индии в настоящее время

Индия — одна из самых религиозных стран во всем мире. По данным переписи населения, только 0,07% не относят себя ни к одной вере или считают атеистами. Современная Индия это мультиязычная, многоконфессиональная страна с подлинным уважением к любому вероисповеданию. Хотя, как и во всем мире, не обходится без конфликтов на религиозной почве, достаточно вспомнить теракты в Мумбаи в отелях «Тадж-Махал» и «Оберой». Браки между представителя различных верований также редки.

Справка! В Индии около 300 тысяч мечетей, что превышает их количество среди всех мусульманских стран.

Так какие и сколько религий существуют в Индии сегодня? Всего 6 религиозных течений распространены на территории страны. Перечислим их с кратким описанием каждой.

2.1 Современные вероисповедания Индии кратко:

  • Индуизм — древняя религия, зародившаяся в Индии. Находится на третьем месте по числу верующих (больше, чем 1 млрд. человек). Отличается отсутствием единой системы верований. Не имеет основателя;
  • Ислам (араб. الإسلام‎ — «покорность») — молодая и быстро распространившаяся (иногда «огнем и мечем») мировая религия. Находится на втором месте по числу верующих. Появилась в VII веке на западе Аравийского полуострова. В Индии эта религия появилась первоначально с арабами, потом тюрками и позже монголами;
  • Христианство — возникло в Палестине, около 33 г, и на сегодняшний день является самой крупной по числу верующих. В Индии около 24 миллионов, что всего 2,3% от общего населения страны;
  • Сикхизм — религия, возникшая в Пенджабе во второй половине XV века, на Северо-Западе Индии. Основатель и духовный учитель — Нанак. Последователей сикхизма в настоящее время насчитывается около 25 млн;
  • Буддизм — религия, а скорее философское учение с огромным числом последователей по всему миру. Образовавшееся в 1-ом тысячелетии до н.э. в Древней Индии;
  • Джайнизм — также основанная в Древней Индии религия Джином Махавирой. Джайнистов насчитывается около 5-6 млн. в Индии и в других странах.

Самое главное, что в Индии благожелательно смотрят на все религии, и межрелигиозные споры на практике появляются крайне редко. Индусы стараются не навязывать свои убеждения или принципы.

2.2 Индуизм в Индии

Наиболее распространенной религией в Индии является индуизм. Определение религии дали английские колонизаторы, взяв за основу реку Инд. Сами последователи индийской религии называют ее «санатана джарма» или «извечный порядок». Вряд ли сегодня существует более разнообразная, наполненная историей, сказаниями и легендами, вера. Литература, связанная с пантеоном индуистских божеств, такие тексты как «Бхагавад-гита» или «Упанишады» теперь культурное мировое наследие.

2.2.1 Понятие об индуизме кратко:

Индуизм это древняя дхармическая религия, базирующаяся не на одной книге или убеждениях одного пророка, как в христианстве или исламе, а на множестве священных книг, равных по значению.

Основные доктрины, на которые опирается учение следующие:

  • о душе;
  • о жизни после смерти;
  • о сверхъестественных существах;
  • о священных книгах.

В индуизме не может существовать ереси, расходящейся с ортодоксальным учением, т.к. это в первую очередь объединение в общую культуру, непрерывно разрастающихся различных течений, школ, которые обладают некоторыми сходными базовыми характеристиками. Нет сведений о ее основателе. Каждый может избавиться от земных страданий — колеса сансары, придя к окончательному освобождению (мокша), предпочтительным для него путем — путем деяний (карма-маргой), путем знаний (джняна-маргой), путем служения (бхакти-маргой).

Это интересно! Национальная религия Индии индуизм, выразительно видна в социальном устройстве, главным образом, в кастовой системе. Любой индус рождается на определенной ступени социального положения, принадлежит к какой-либо касте, группе, секте, и совершает обряды, исходя из его наследственного статуса, общественного положения и т.д.

Главные и самые распространенные школы в индуизме — вишнуизм, шиваизм, смартизм и шактизм.

2.2.2 Главные Боги в индуизме

Плеяда индуистских богов и богинь в Индии весьма обширна. Всеобщим именем бога, молитвой и символом является «Ом» или «Аум». Этот символ воплощает в себе триаду основных божеств древней религии Индии: Брахму-Создателя, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя.

Насчитывается 10 главных аватаров Вишну, а всего их около 30. Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха, Вамана, Парашурама («Рама с топором»), Рама (Рама-аватары являются также самостоятельными предметами многих религиозных культов и даже имеют собственную мифологию), Кришна и Баларама, Будда, Калки.

А также, локопалы — боги оберегающие стороны света и весь мир. Сначала из было четыре, по количеству сторон света, позднее расширилось до 8: Индра — восток, божество дождя; Сурья — юго-восток, божество солнца; Яма — юг, божество смерти и справедливости; Агни — юго-запад, божество огня; Варуна — запад, божество вод; Ваю — северо-запад, божество воздуха, ветра; Кубера — север, божество богатства; Сома — северо-восток, божество Луны.

2.3 Религия ислам в Индии

Ислам — вторая по численности религия в Индии. Приверженцами ислама являются около 165 миллионов, что примерно 13,6% от всего населения. Мусульманская часть постоянно растет, из-за чего возникают проблемы с индуистскими жителями страны.

Одним из первых мусульман в Индии стали торговцы-арабы и принявшие ислам индийцы, которые расселились на Малабарском побережье.

В период арабских нашествий ислам пришел и на северо-запад. Жители долины Инда полностью перешли в ислам в IX—XI веках. Сегодня это территория Пакистана. До прихода Газневидов в 1001 году во главе с Махмудом Газневи влияние мусульманской религии было слабым. Следующий период исламизации прошел с 1526 по 1858, когда территория Северной Индии находилась под властью тюрков, персов и монголов. В эти годы мусульманами становились представители самых бедных слоев населения, которые так пытались выбраться из кастовой системы и улучшить свое положение. Некоторые купцы также приветствовали ислам, так как это приближало их ко дворам эмиров-мусульман. Влияние ислама стало уменьшаться с приходом в XVIII веке европейцев в Индию.

Это интересно! Тадж-Махал находится во главе списка 7 чудес света. Этот мавзолей-мечеть расположен в городе Агра, на реке Джамна. Тадж-Махал был возведен по приказу Шах-Джахана, падишаха империи Бабуридов и потомка Тамерлана. Прекрасно сочетает элементы трех стилей в архитектуре: индийского, персидского и арабского.

Сегодня большинство мусульман Индии проживает в так называемых исламских гетто и отличаются более низким уровнем образования.

2.4 Христианство в Индии

Религия христианство в Индии — одна из самых многочисленных общин по числу последователей (около 24 миллионов, что на самом деле всего 2,4% от общего населения), после индуизма и ислама. Первое появление христиан началось с Апостола Фомы, второе после похода Васко да Гамы в 1498 г и появлении колонии португальцев. Сегодня христиане в Индии разбросаны по всей стране, но основная масса проживает в Южной Индии, на Конканском побережье, в Северо-Восточной Индии.

Это интересно! В Индии по факту продолжает существовать кастовая система. И даже внутри христианского общества нельзя пересечь границы касты, в которой человек был рожден. Так, пост священника может получить только представитель высшей касты. При этом на неприкасаемых (самая низшая индийская каста) приходится 70% последователей-христиан.

2.4.1 Протестантизм в Индии

Первыми священниками на территории Индии были англиканские капелланы, присланные в 1612 году для работы со служащими Ост-индской компании. Но сама компания не приветствовала миссионерской деятельности среди индийцев и деятельность капеллан была направлена только на европейские поселения. Сегодня количество христиан протестантов в Индии в общем на 2010 год насчитывается 43 миллиона человек, которые являются последователями различных протестантских церквей (Церковь Южной Индии, Церковь Северной Индии, Лютеранские, Методистские, Кальвинисты, Баптисты и пр).

Справка! Радикально настроенные индуистские националисты не раз предпринимали попытки террористических актов в отношении протестантов. Так, в 1999 году священник из Австралии Грэм Стейнс вместе с сыновьями, 10-летним Филиппом и 6-летним Тимоти были заживо сожжены в собственном доме. 22 января этого же года ответственный за это убийство Дар Сингх — сторонник радикальной группы «Баджранг Даль», был осужден на пожизненное заключение.

2.4.2 Католицизм в Индии

Католицизм в Индии состоит из последователей трех церквей: Сиро-малабарской (3 млн), Сиро-Маланкарской (300 тыс) и Римско-Католической (14 млн). Каждая из них соблюдает свои литургические обряды, так Римско-католическая церковь — латинский, Сиро-малабарская — восточно-сирийский обряд, Сиро-маланкарская — западно-сирийский обряд.

Древние христианские приходы существовали в Индии еще в начале нашей эры. Организованные по восточно-сирийскому обряду, под большим влияние Ассирийская церковь Востока, они получили широкое распространение. Одними из первых миссионеров католической христианской веры были монахи-францисканцы, пришедшие в Индии в 1293 году.

Однако, настоящая экспансия католиков в Индии началась в колониальную эпоху. В 1510 году Гоа становится собственностью Португалии. И с этого времени в страну начинают проникать проповедники большинства католических ветвей: доминиканцы, францисканцы, иезуиты. Вместе с миссионерами в Индию приходит и инквизиция (1542 г), индуистов принуждали принимать христианскую веру, а брахманов и других служителей индуистских направлений подвергали гонениям.

Справка! Приверженцы восточных христианских церквей прижившихся в Индии задолго до прихода католиков, вынуждали принимать латинскую веру, что повлекло за собой открытый мятеж против Рима и Португалии.

В наше время общая численность католиков в Индии примерно 17 млн. верующих.

2.4.3 Православие в Индии

Православие в Индии — представлено Русской православной церковью и Константинопольским патриархатом. По церковному преданию ещё в I веке в Индии проповедовал святой апостол Фома.

На территории Российского посольства в Нью-Дели возводится русский православный храм Святого Апостола Фомы. В домовом храме, также при посольстве, проводятся богослужения.

В 21 веке количество православных в Индии составляло примерно 5000 верующих.

2.5 Буддизм в Индии

Религия древней Индии буддизм возникла в Северной Индии. Основателем и центральной фигурой является Сиддхартха Гаутама, Будда («Пробуждённый») Шакьямуни («Мудрец из рода Шакья»). Проведя первые годы жизни во дворце, принц Гаутама не имел понятия, что есть бедные, несчастные, больные люди. Встреча с несчастьем настолько поразила его, что в 29 лет он присоединяется к группе отшельников, пытающихся найти смысл существования. Всю жизнь Гаутама старается найти причину людских несчастий и пути освобождения от них.

В первую очередь, буддизм был религией монахов, и полностью решал религиозные потребности касты кшатриев, образованных, но не являвшихся брахманами людей. Однако учение Будды Шакьямуни отходит на достаточное расстояние и от «Вед», и от традиций индуской святости в принципе, проповедуя Срединный путь и определяя любые крайности, как зло.

Это интересно! Будда отрицал индийское разделение общества на касты, возводя в духовный сан монахов-бхикшу, и арийцев, и шудр (представителей низшей касты), и свободных граждан, и рабов, и даже женщин.

Отношение к этой религии в древней Индии брахманских индуистов имело форму крайней терпимости. В продолжении столетий буддизм продвигался заодно с общим ходом индийской жизни.

Буддизм, после своего стремительного расцвета и широкой экспансии при протекции царей Бимбисары, Ашоки, Милинды, Канишки, относительно быстро потерял популярность в Индии, но зато легко проник во многие соседние и далекие страны, включая Китай, Корею и Японию и приобрел статус мировой религии.

Это интересно! В Индийской республике огромное количество жителей являются вегетарианцами. Специально для Индии KFC были вынуждены разработать вегетарианское меню.

2.6 Сикхизм

Сикхизм — монотеистическая религия (вера в одного Бога) возникшая на северо-западе Индийского субконтинента гуру Нанаком. Последователей этой религии по всему миру около 25 млн. человек, при этом 80% проживает на территории Индии или рядом. В священные тексты — «Гуру Грантх Сахиб», кроме трудов сикхских духовных учителей входит и стихи индуистских поэтом бхакти и суфия шейха Аттара.

Это интересно! Чтобы вступить в ряды сикхов и стать членом хальсы, следует пройти обряд посвящения («Амрит»). Кроме прочего, в процессе Амрита посвящаемый выпивает воду из озера Золотого Храма, которая является священной для любого верующего. После ритуала посвящения мужчины принимают фамильное имя Сикх — Лев, а женщина Каур — Принцесса.

В национальной религии сикхов есть внешние моменты схожие с исламскими традициями: молитвы напоминают намаз, мужчины носят бороду, вход в обуви в храм запрещен, арабский стиль в архитектуре.

Сикхизм в Индии, в сущности, появился в XV веке на территории Пенджаба, на границе между Пакистаном и Индией, между мусульманами и индусами. Сами сикхи не признают связь своей религии с исламом. Основная религиозная идея сикхизма — в любом из нас есть Бог, а постичь его можно с помощью медитации. Любовь, вера, свобода выбора — это и есть основные принципы религии.

Справка! 31 октября 1984 года премьер-министра Индии Индиры Ганди была расстреляна своими же телохранителями-сикхами. Считается, что убийство было ответным актом на операцию «Голубая звезда» — силовая операция индийских военных по уничтожению сикхистских экстремистов, создавших базу и организовавших производство оружия на территории Золотого храма в Амритсаре, с большим количеством жертв, в том числе среди мирных паломников.

2.7 Другие религии Индии

2.7.1 Сведения о джайнизме

Джайнизм — древня религии Индии, зародившаяся примерно в IX—VI веке до нашей эры на северо-востоке страны. Название учения образовано от слова «джина», что в переводе с санскрита значит «победитель» или «освободитель», при этом речь скорее о духовной составляющей. Основателем джайна-дхарма считается Джина Махавира, а ее адепты называются джайнами. Сегодня религия имеет 5-6 млн. последователей.

Это интересно! Библиотеки джайнистов одни из самых древних в Индии.

В Индии джайнизм, как и развивавшийся параллельно с ним буддизм, был альтернативой ортодоксальному брахманизму. Взамен окостеневшего уже тогда фатализма брахманов, Джина выдвигал «путь действия» — выход из сансары с помощью жесткой аскезы и ненасилия ко всем живым существам. Взгляды и принципы этого вероисповедания вкладывают большое значение в необходимость самостоятельных трудов для достижения освобождения. Религиозные практики последователей Махавиры, прежде всего, базируются на совершенствовании души собственными силами, чтобы достичь нирваны и выйти из телесной оболочки. Душа выигравшая схватку с внутренними демонами называется джиной.

Справка! В соответствии с религией джайнов, лучше быть раненым или умереть, чем самому причинить насилие.

2.7.1.1 Древняя аскетическая религия из Индии

Джайнизм – одна из самых древних и самых аскетических религий из Индии. Все чувственные удовольствия последователи джайнизма считают грехом. Стимулируется и пообщрается пренебрежение и к удовольствию, и к боли. Наилучшим окончанием жизни джайна считается умереть от голодного поста (саллекхана).

Несмотря на схожесть с буддизмом, огромное отличие между этими религиозными течениями заключается в придании большого значения джайнами самоистязаниям, как пути к искуплению.

2.7.2 Брахманизме – религия древней Индии

Брахманизм — учение брахманов, корнями уходящее к ведам и ведическому учению, впрочем, между ними есть большая разница. Веды были основательно дописаны брахманами, которые тщательно интерпретировали и объясняли законы этого мира и, самое главное, правила поведения человека, смысл его существования, вплоть до рода деятельности, для всех каст в Индии и кому следует поклоняться той или иной касте.

Весь мир построил великан Брахма из Хаоса, затем он пожертвовал собой для создания людей. Из частей его тела появились люди, разделенные по кастам, вот почему кастовые границы и сегодня непосредственно влияют на жизнь и положение в обществе каждого индийца.

Роль высшей касты в социуме, разумеется, получили брахманы, которые были сотворены из уст и ушей Брахмы, задача которых заключалась в разговорах с Богами и передачи их воли остальным людям. Почитать брахманов следует каждому человеку, обычно они становятся монахами, жрецами, они могут заниматься жертвоприношениями или проводить культовые обряды. Большинство брахманов говорят на нескольких языках, в том числе на санскрите, что позволяет им точно соблюдать свои обязанности и сохранять традиции.

Из плеч и рук Брахмы появились кшатрии — каста воинов и князей, функция которых заключалась в управлении населением, создании честных законов, контроля их исполнения, защите народа.

Из бедер и ног великана были созданы вайшья — рабочая каста, в которую входили скотоводы, крестьяне, ремесленники и т.д., чьей обязанностью было работать и вовремя оплачивать подати.

Из ступней Бога произошли шудры — каста слуг, обязанных подчиняться.

А из грязи под ногами появились неприкасаемые — низшая каста людей, занимающихся всей грязной работой, которую не будет делать никто другой.

Это интересно! Любое прикосновение к неприкасаемому обязывало человека другой касты провести ритуал очищения и принести жертву Брахме. Поэтому после рождения у каждого неприкасаемого вырезали звезду и окрашивали синей краской.

В теории, положение человека может стать лучше, если он стоически переносит невзгоды и пытается упорно трудиться. Но по факту, границы между кастами невозможно преодолеть.

2.7.3 Анимизм в Индии

Под анимизмом понимается сложная концентрации верований, поклонений и обрядов, ядром которых является мышление, одушевляющее и осмысляющее все окружающие человека явления в мире.

Анимизм в Индии и сейчас сохраняется у некоторых племен и селений, например, на южной стороне Гималаев. Однако это мировоззрение или связывается с индуистской религией или существует параллельно ей.

Так, например, в Индии верят, что духов гор, лесов, рек. Эти индийские духи или бонги бывают добрыми и злыми. А если есть необходимость их задобрить, то следует сделать подношение или принести им ритуальную жертву.

2.7.4 Бахаизм в Индии

Бахаизм — монотеистическая религия, основанная Бахауллой в 19 веке. Основой религиозного учения является понятие о том, что Бог постоянно проявляет себя через Пророков, которые будут приходит и приходили ранее, что донести истину и влиять на судьбы людей.

Бахаи в Индии это крупнейшее сообщество бахаев в мире, численность примерно 2 млн. человек.

2.8 Вне религии

Часть населения республики либо причисляет себя к атеистам, либо не причисляет себя ни к какой религии. Стоит отметить, что в отличии от Западного мира, атеизм в Индии антиматериалистичен.

3. Основные религии зародившиеся в Древней Индии

В древней Индии зародилось несколько национальных религий: индуизм (а также предшествующий ему ведизм), джайнизм, буддизм и сикхизм, в том числе все, связанные с ними религиозные школы, течения и традиции. Особенностью этих религий является то, что они обладают схожей системой базовых понятий, методов поклонения и религиозных обычаев, связанных и общим историческим развитием, и взаимным влиянием, это и объединяет все религии древней Индии.

3.1 Ведизм — древнейшая религия Индии кратко

Одна из самых древних религий, возникших в древней Индии, называется ведизм. По сути, ведическая религия — первая религия в Индии, это ранний этап индуизма. Большая часть религиоведов, сходится во мнении что основу религии древней Индии в те далекие времена поставили арийские племена, передвигавшиеся на Восток примерно во втором тысячелетии до нашей эры. Хотя в наше время остается точно неизвестным, откуда именно мигрировали эти племена и где обосновались в последствии. Арии, народ со светлыми волосами и светлыми, синими или голубыми глазами, ассимилировались с локальными, почти чернокожими народностями, и образовали новые племена.

Адепты религии древних ариев обожествляли природные явления, животных, растительным мир, горы, социальные феномены и отдельные события. Не обходилось и без человеческих жертвоприношений. После себя арии оставили Веды — собрания священных гимнов и песен — складывавшихся из 4-х частей. На протяжении многих столетий был наложен запрет на записывание Вед. Систематизацию Вед, а также комментарии к самхитам написал лишь Вьясадев. Три центральные произведения называются: «Ригведы», «Яджурведы» и «Самаведы». Четвертая книга «Архартваведа» стала причисляться к священным писаниям позднее. Ведические священные тексты позволяют проследить, как внимание религии древней Индии переходило с природных явления на мир человека и всей общности. Веды и по сей день считаются священными и продолжают влиять на индуистские философские школы и религиозные течения.

Это интересно! Один из особо примечательных отделов Вед называется Веданта (Конец Вед) – богословские тексты, которые описывают сочетание души человека – Атмана, с душой мира – Брахмой. Для финального соединения души человека с душой мира, требуется понять всю информацию, сообщенную в Ведах и исполнить ритуалы.

Считается, что ведизм – древнейшая религия в Индии — большей частью был распространен в Уттаре и Восточном Пенджабе.

3.2. Мировая древнейшая религия, возникшая в Индии

Мировая религия, зародившаяся в Индии – это буддизм. Несмотря на широкое распространения индуизма, а также число последователей превышающем 1 миллиард человек, индуизм остается национальной религией, так как большая часть его исповедующих проживает на территории республики Индии.

3.3. Религия и философия в Индии в Средние века

В южной части Индии в VIII в., и в северной к XII в. происходит «индуистский ренессанс» и индуизм становится доминирующей религией в средневековой Индии. Это популярное вероисповедание не является единой религией, скорее это система религиозных, мифологических, философских, правовых и этических принципов, соединенных с культом трех богов — Брахмы, Вишну и Шивы. Помимо прочего, индуизм проповедует кастовую систему, как божественную установку. А рождение человека в той или иной касте, зависит от его поступков, плохих и хороших, в прошлой жизни. Другими словами, если вести порочную жизнь, есть не малый шанс в следующей жизни родиться неприкасаемым (представителем низшей касты) или каким-либо мерзким существом.

Феодализм, также упрочил позиции индуизма в Индии. Буддизм, который отвергал кастовое деление, окончательно был вытеснен к XI—XII вв.

С религиозными понятиями были связаны и философские течения в Индии в Средние века. К Х вв. сформировались традиционные брахманские концепции философии: ньяса, вайше-шика, санкхья, йога, миманса, веданта.

4 География религий Индии

Самые крупные исламские общины находятся в штатах Кашмир, Ассам, в Западной Бенгалии, в Керале, Бихаре и Уттар-Прадеше. Представители религии Индии сикхизма в основном проживают в Пенджабе, Харьяне и на северо-западне. Буддистов в Индии не так много, несмотря на зарождение религии именно в Индии. Большинство проживает на севере страны. География христианской религии – восток страны.

Карта религий Индии

5. Религии Индии, видео

6. Святые места

Важные места, упоминающиеся в древних текстах считаются святыми или священными в индуизме и посещаются паломниками. Описать все священные места в Индии сложно из-за их невероятного количества. Перечислим одни из главных по своему значению, те, где человек может достичь мукти — освобождения от сансары. Согласно Гаруда-пуран это: города Айодхья, Матхура, Майя (Харидвар), Каши (Варанаси), Канчипурам, Авантика (Удджайн) и Дваравати (Дварака).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *