Религии в Китае

Культура Древнего Китая является не только одной из самых древних в истории человечества, но и одной из самых уникальных и самобытных. На протяжении пяти тысяч лет она развивалась по собственному пути, вдали от других цивилизаций. Результатом столь продолжительного непрерывного процесса стало богатое культурное наследие, которое представляет большую ценность для мировой культуры.

Развитие культуры Древнего Китая

Культура Древнего Китая имеет богатое прошлое, и началом ее становления считается III век до н. э. Для нее характерно богатство духовных ценностей, а также удивительная стойкость. Несмотря на бесконечные войны, мятежи и разрушения, эта цивилизация смогла сохранить свои идеалы и главные ценности.

Поскольку китайская цивилизация существовала в полной изоляции вплоть до середины I тыс. до н. э., ее культура приобрела ряд уникальных черт, которые впоследствии только укрепили свои позиции.

К особенностям культуры Древнего Китая следует отнести:

  • Прагматизм. Наибольшее значение имеют ценности реальной земной жизни.
  • Большая приверженность традициям.
  • Обожествление и поэтизация природы. Центральным божеством выступало Небо, в большом почете находились горы и воды, которым китайцы поклонялись с древнейших времен.

Рис. 1. Природа в искусстве Древнего Китая.

Поклонение силам природы нашло свое отражение в искусстве Древнего Китая. Так в стране возникло и нашло широкое распространение пейзажное направление в живописи, архитектуре, литературе. Только для китайской культуры характерно столь глубокое эстетическое проникновение в мир природы.

Письменность и литература

Письменность Древнего Китая можно смело назвать уникальной. В отличие от алфавитной системы, каждый знак – иероглиф – имеет собственное значение, и число иероглифов достигает несколько десятков тысяч. Кроме того, древнекитайская письменность является самой древней, за исключением наскальных рисунков.

ТОП-2 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Древний Китай
  • 2. Изобретение пороха в древнем Китае (5 класс)

Первоначально тексты писались на деревянных дощечках тонкими бамбуковыми палочками. На смену им пришли мягкие кисти и шелковая ткань, а затем и бумага – важнейшее изобретение Древнего Китая. С этого момента письменность перешла на новый этап развития.

Рис. 2. Древнекитайская письменность.

Художественная литература была в большом почете, и наибольшую ценность представляли исторические и философские труды. Настоящей сокровищницей древнекитайской поэзии стал сборник «Шицзин», включающий 305 поэтических произведений.

Архитектура и живопись

Отличительной особенностью архитектуры в Древнем Китае является сложность строений. В то время как многие древние народы возводили бесхитростные одноэтажные строения, китайцы уже в I тыс. до н. э. умели строить двух- и трехэтажные здания, требующие определенных математических знаний. Крыши покрывали черепицей. Каждое строение украшалось деревянными и металлическими дощечками с символами процветания, здоровья и богатства.

Многие древние архитектурные строения имели общую черту – приподнятые уголки крыши, благодаря чему кровля визуально выглядела прогнутой вниз.

Большое внимание в Древнем Китае уделялось строительству монастырей, тщательно вырубленных в скалах, и многоярусных башен – пагод. Самой знаменитой является семиэтажная пагода Диких гусей, высота которой достигает 60 метров.

Рис. 3. Монастыри, вырубленные в скалах.

Вся живопись Древнего Китая, равно как и другие виды искусства, пронизана восхищением красотой природы и гармонией Вселенной, она наполнена созерцанием и символизмом.

В китайской живописи большой популярностью пользовались жанры «цветы-птицы», «люди», «горы-воды», которые на протяжении многих лет не теряли своей актуальности. Каждый изображенный предмет нес в себе определенный смысл. Например, сосна символизировала долголетие, бамбук – стойкость, а аист – одиночество.

Что мы узнали?

При изучении темы «Культура Древнего Китая» мы узнали, какие факторы повлияли на развитие самобытной и уникальной древнекитайской культуры. Узнав кратко о культуре Древнего Китая, мы определили характерные черты архитектуры, письменности, живописи, литературы.

Тест по теме

Начать тест(новая вкладка)

Оценка доклада

Политика Китая в области религии

В «Конституции КНР» предусматривается, что «Граждане Китайской Народной республики имеют свободу совести». «Никаким государственным органам, общественным организациям и отдельным лицам не разрешается принуждать граждан исповедовать или не исповедовать какую-либо религию, не разрешается также дискриминировать их за исповедание или не исповедание какой-либо религии». «Государство охраняет нормальное отправление религиозной деятельности». Одновременно Конституция КНР предусматривает: «Никому не разрешается использовать религию в целях нарушения общественного порядка, нанесения вреда здоровью граждан и причинения ущерба государственной системе образования». «Религиозные организации и религиозные дела неподконтрольны зарубежным силам».

Более того, «Закон КНР о национальной районной автономии», «Общие положения Гражданского кодекса», «Закон об образовании», «Трудовой кодекс», «Закон об обязательном 9-летнем обучении», «Закон о выборах в собрания народных представителей», «Закон об организации комитетов сельских жителей», «Закон о рекламе» и пр. предусматривают, что все граждане, независимо от их вероисповедания, имеют право избирать и право быть избранным. Законное имущество религиозных организаций находится под охраной законов; религия отделена от народного образования, при этом граждане, независимо от вероисповедания, пользуются равным правом на образование. Каждая национальность должна уважать язык, письменность, обычаи и религиозные убеждения других национальностей; в трудоустройстве недопустима дискриминация по религиозному признаку; запрещаются реклама и товарные знаки, содержащие элементы, травмирующие национальные и религиозные чувства людей.

1 марта 2005 года Госсовет КНР обнародовал «Положение по делам религии», которое в законодательной форме излагает постановления, касающиеся религии: религиозных общин, мест религиозных отправлений, религиозных отправлений верующих, создания духовных училищ, издания религиозной литературы, управления имуществом религиозных общин, внешней религиозной деятельности и пр. Указанное Положение в концентрированном виде воплотило юридическое устремление китайского правительства к соблюдению и охране законных прав граждан в области вероисповедания, в соответствии с требованием администрирования на основе закона и строительства правового государства способствовало регламентации деятельности заинтересованных административных учреждений.

Существующие в Китае многочисленные религии равноправны и сосуществуют в состоянии гармонии. История не знает случаев резких конфликтов на религиозной почве. Между верующими и неверующими поддерживаются отношения взаимоуважения, сплоченности и добрососедства. Такое состояние вытекает из присущей китайцам древней идейной традиции взаимной терпимости в отношении к другим культурам, а кроме того обусловлено политикой свободы совести и адекватными отношениями между политикой и религией, установленными китайским правительством с момента образования КНР.

Религиозные общества

В Китае существуют такие общенациональные религиозные общины, как Китайское буддийское общество, Китайское даосское общество, Китайское общество исповедующих ислам, Патриотическая ассоциация католиков Китая, Китайский католический епископский колледж, Китайский комитет патриотического движения христиан за «тройную независимость», Китайское христианское общество и т.д. Все эти религиозные общины по уставам выбирают своих руководителей и органы руководства.

Находясь под охраной Конституции и законов, религиозные общины и их приверженцы самостоятельно организуют свои религиозные отправления и проповеди. Работают 74 духовного училища, в том числе Китайский институт буддизма, Китайский институт исламизма, Китайский институт даосизма, Нанкинская духовная академия китайского христианства «Цзиньлин», Китайская католическая теософская академия и другие. Они уже установили дружественные отношения с религиозными организациями и деятелями более 70 стран и регионов. Религиозные деятели широко участвуют в политической жизни государства, среди них — депутаты СНП и члены НПКС разных уровней.

Буддизм

Буддизм проник в Китай из древней Индии приблизительно в I в. нашей эры и из него сложились три главных направления: китайский буддизм, тибетский буддизм (ламаизм) и палийский буддизм. Китайский буддизм распространен сравнительно широко. Тибетский буддизм в основном распространен среди тибетцев, монголов, туйцев, юйгуров, мэньбайцев и других народностей, насчитывающих примерно 7,6 млн. человек. Палийский буддизм распространен среди дайцев, буланов, дэанцев, вайцев, число исповедующих составило 1,5 млн. человек. Во всей стране имеется более 13 тыс. буддийских храмов и монастырей, 200 тыс. постриженных монахов. В том числе тибетская буддийская община (ламаистская) насчитывает 120 тыс. лам, 1,7 тыс. живых Будд, более 3 тыс. монастырей. Палийская секта буддизма насчитывает около 10 тыс. монахов и настоятелей и 1,6 тыс. монастырей. На территории компактного проживания ханьцев имеется 142 самого известного храмов. Открыты 19 духовных учебных заведений буддизма, 14 из них — китайские, 4 — тибетские, одно — палийское. В сети Интернет открыты сайты «Буддизм он-лайн», «Китайский буддизм» и т.д.

Даосизм

Даосизм зародился в Китае в II в. В даосизме известны два течения — так называемый «истинный даосизм» и ортодоксальный даосизм. В стране насчитывается более 1,5 тыс. даосских монастырей.

Ислам

Ислам проник из арабских стран в Китай в VII веке. В исламе известны два течения — суннизм и шиизм, в Китае распространение получил главным образом суннизм, приверженцами ислама в основном являются проживающие на территории Китая нацменьшинства: хуэйцы, уйгуры, татары, киргизы, казахи, узбеки, таджики, дунсяны, салары, баоаньцы и другие — всего 10 национальностей, численность населения которых составляет 20 млн. человек. Имеется в настоящее время в Китае свыше 30 тыс. мечетей.

Католицизм

Католицизм первоначально проник в Китай в VII веке, но масштабное его распространение в стране относится к периоду, последовавшему за опиумными войнами в 1840 году. В настоящее время в Китае насчитывается 100 католических приходов, около 5 млн. приверженцев, 5 тыс. храмов и других богослужебных мест, 12 семинарий. В Китае ежегодно 50 тыс. приверженцев католицизма крестятся. После 1981 года Ассоциация католиков Китая уже подготовила 1500 молодых священников, более 100 из них отправлены на учебу в США, Францию, Великобританию, Бельгию, Италию, Германию, Филиппины, Республику Корея и т.д. Ассоциация католиков Китая имеет свои издательства, которые выпустили
3 млн. экземпляров «Библии» и других религиозных книг. Более влиятельные в Китае католические костелы — это костелы на улицах Сюаньумэнь в Пекине, «Святого Миера» в Циндао, «Святого Джосона» на улице Лаосикай в Тяньцзине, «Хунцзялоу» в Цзинани и костел на улице Шэшань в Шанхае.

Христианство (Протестантство)

В начале XIX в. христианство вновь проникло из Запада в Китай. В 1950 году последователи Христа развернули в Китае патриотическое движение за «тройную независимость> (самоуправление, самообеспечение и самостоятельное толкование вероучения), с тем, чтобы превратить протестантство в автокефальную церковь. В 1980 году было основано «Китайское общество христиан». За 30 лет под руководством Комитета патриотического движения за «тройную независимость» и Китайского общества христиан христианство в Китае получило хорошее развитие. В настоящее время в стране действуют около 53 тыс. храмов, 70% из них — новопостроенные. Сегодня протестантская община Китая насчитывает примерно 20 млн. человек, более 70% из них проживают в сельских районах. В настоящее время во всей стране открыто 18 духовных школ, которые подготовили около 5 тыс. выпускников. Комитет патриотического движения за «тройную независимость» и китайское общество христиан выпустило около 30 млн. экземпляров «Библии», 14 млн. экземпляров «Аллилуйя». Эти организации также открыли собственный сайт «Китайское христианство».

РЕЛИГИЯ

Китай – страна, где сосуществуют различные религии. Основные из них – буддизм, ислам, католицизм, протестантство, традиционная китайская религия – даосизм. Есть последователи православия, восточного палийского буддизма и шаманизма. Число верующих превышает 100 млн. человек. Люди разных национальностей исповедуют разные религии. Например, хуэйцы, уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки, таджики, дунсяны, салары и баоань исповедуют ислам. Религией тибетцев, монголов, лобайцев, мэньбайцев, туйцев и юйгуров является тибетский буддизм (ламаизм). Дайцы, буланы, дэаны – приверженцы хинаяны – ортодоксального направления в буддизме. Среди мяочан, яотян и иян немало членов католической и протестантской общин. Среди ханьцев есть последователи разны религий: буддизма, протестантства, католицизма и даосизма.

Буддизм проник в Китай в 1-й век до нашей эры. В 14 веке началось его повсеместное распространение, вскоре буддизм стал самой влиятельной религией в стране. Ламаизм зародился как одно из ответвлений буддизма и получил распространение в Тибете и Внутренней Монголии. В настоящее время в стране имеются около 13 тыс. буддийских храмов и монастырей, 200 тыс. монахов совершили постриг.

Ислам проник в Китай примерно в середине 7 века. В эпоху династий Тан и Сун арабы и персы сухопутным путем проникли в Северо-западный Китай, а морем дошли до приморских городов Юго-восточного Китая и поддерживали с ними торговые связи, одновременно принося в страну традиции ислама. В эпоху династии Юань ислам получил особо широкое распространение. В настоящее время в стране имеется свыше 30 тыс. мечетей, более 40 тыс. служителей культа – имамов и мулл.

Католицизм первоначально проник в Китай в 7 веке, но масштабное его распространение в стране относится к периоду, последовавшему за «опиумными войнами». Ныне католическая паства насчитывает около 4 млн. прихожан, несут службу 4 тыс. священников, имеется 4,6 тыс. костелов и других богослужебных мест. Христианство (протестантство) проникло в Китай в начале 19 веке, особенно много миссионеров прибыло сюда после «опиумных войн». Сегодня протестантская община насчитывает примерно 10 млн. человек, более 18 тыс. священников. Имеется 12 тыс. церквей и 25 тыс. приходов.

Даосизм зародился в Китае во 2 веке. Он уходит своими истоками в древнее колдовство. Последователи даосизма считают философа Лаоцзы, жившего в 6 веке до нашей эры, своим учителем, а несколько мистифицированные основные положения о «дао» в его философском трактате «Даодэцзин» – своими канонами. Даосы поклоняются сверхестественому, верят, что человек путем самосовершенствования может обречь бессмертие, вечную молодость. В стране 1,5 тыс. даосских храмов и монастырей, более 25 тыс. даосских монахов и монахинь.

Последователи буддизма, ислама, протестантства, католицизма и даосизма имеют свои общенациональные и местные организации. К общенациональными религиозным организациям относятся: Китайское буддийское общество, Китайское даосское общество, Китайское исламское общество, Ассоциация китайских католиков-патриотов, Коллегия китайских епископов, Китайский комитет патриотического движения христиан за «тройную независимость», Китайское общество христиан и другие. Все эти организации самостоятельно формируют свои руководящие органы, выбирают руководителей в соответствии со своими уставами. Они самостоятельны в проведении культовой политики, пользуются правом создавать духовные учебные заведения, издавать священные книги, выпускать периодические издания, заниматься общественно полезной деятельностью.

ПОЛИТИКА СВОБОДЫ СОВЕСТИ

Конституция КНР предусматривает, что граждане Китайской Народной Республики имеют свободу вероисповедания, никаким государственным органам, общественным организациям и отдельным лицам не разрешается принуждать граждан исповедовать или не исповедовать какую-либо религию, не разрешается также дискриминировать их за исповедование или неисповедование какой-либо религии. Более того, «Закон КНР о национальной районной автономии», «Закон об образовании». «Кодекс о труде», » Закон об обязательном 9-летнем обучении», «Закон о выборах в Собрания народных представителей», «Закон об организации комитетов сельских жителей» и другие также содержат соответствующие статьи о гарантиях свободы совести граждан и недопустимости дискриминации граждан, исповедующих или не исповедующих религию.

Основное содержание осуществляемой китайским правительством политики свободы вероисповедания сводится к следующему:

— Уважение и охрана свободы вероисповедания. В Китае граждане наделены свободой исповедовать, а также не исповедовать религию, имеют право исповедовать ту или иную религию. Приверженцам одной и той же религии предоставляется свобода придерживаться того или иного религиозного направления. Граждане имеют свободу переходить от атеистических убеждений к религиозным воззрениям и, наоборот, от религиозных убеждений к атеистическим. Это значит, что выбор вероисповедания – частное дело гражданина, не допускается принуждение со стороны каких-либо государственных учреждений, общественных организаций и частных лиц. Верующие и неверующие полностью равны, все они пользуются одинаковыми правами и несут одинаковые обязанности, предусмотренные законами.

— Охрана нормальной религиозной деятельности. Нормальной религиозной деятельностью, проведенной в местах отправления религиозных обрядов и традиционно в домах тех или иных верующих, управляют религиозные организации и верующие сами и на свои средства. Такая религиозная деятельность пользуется законной поддержкой государства, никто не имеет права покушаться на нее. «Положения по управлению местами религиозной деятельности», опубликованные китайским правительством, гласят: право управления местами религиозной деятельности принадлежит тем организациям, в собственности которых находятся эти места; законные права мест религиозной деятельности и нормальная религиозная деятельность охраняются законом; посягательство на законные права мест религиозной деятельности карается привлечением к ответственности на основе закона.

— Равноправие различных религиозных организаций. Китайское правительство относится ко всем религиям одинаково, не признает привилегии какой-либо религии в стране, ратует за взаимное уважение и мирное сосуществование разных религий. Китай придерживается принципа отделения религии от власти и отделения религии от школы. Государственные власти не вмешиваются в дела религиозных организаций, церковь со своей стороны не вмешивается в государственные, административные, судебные и просветительские дела.

— Курс на независимость и самоуправление в религиозных делах. В Китае религиозные дела ведутся соответствующими религиозными общинами, священнослужителями и прихожанами. Дела религии и религиозные организации не должны быть подконтрольны зарубежными силами. Китайские религиозные организации с удовлетворением поддерживают дружественные контакты с религиозными организациями других стран, с тем чтобы добиться взаимопонимания и установления дружественных отношений с братьями по вере, такие контакты должны строиться на основе полного равенства и взаимопонимания.

ЗАЩИТА СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ

Прилагая усилия к стимулированию прогресса во всех сферах жизни национальных районов – экономической, культурной, в образовании и т.п., заботясь о повышении материально-культурного уровня национальных меньшинств, включая и широкие слои верующих, китайское правительство придает особо важное значение уважению религиозных верований нацменьшинств и охране их культурного наследия.

В Тибете большинство тибетцев являются приверженцами ламаизма. В настоящее время в Тибете насчитывается более 1,7 тыс. культовых мест, 46 тыс. лам, монахинь, есть живые Будды. Почти в каждой тибетской семье имеются молельня либо иконостас для совершения обрядов богослужения. Ежегодно в Лхасу в дни религиозных праздников для отправления обрядов и участия в богослужениях стекаются более миллиона верующих из других районов. С 80-х гг. центральное правительство вложили более 200 млн. юаней в ремонт и реставрацию крупнейших ламаистских монастырей в Тибете: дворца Поталы, монастырей Чжоканг, Дашилумпо, Самье и других. Государство выделило также специальные бюджетные средства на приведение в порядок и издание на тибетском языке свода буддийски канонов «Дацзанцзин» и других классических трудов по тибетскому буддизму, создало в Пекине и Лхасе Высшую духовную академию и ламаистское духовно училище. В 1995 году в Тибете по всем правилам религиозного ритуала, в соответствии с исторической традицией и с санкции Госсовета КНР проведены поиски и идентификация мальчика-перерожденца почившего Панчен-Эртни Х путем жеребьевки из Золотой вазы, церемония оглашения рескрипта, интронизация и ритуал пострига Панчен-Эртни Х1.

В Синьцзяне и Нинся китайским правительством созданы все условия для отправления культов мсулманами. С 80-х гг. более 40 тыс китайских мусульман совершили паломничество в Мекку. В настоящее время в Синцзяне имеются более 23 тыс мечетей и 29 тыс имамов, так что религиозные потребности верующих могут удовлетворять сполна. Синьцзянское исламское общество открыло духовное училище, издает «Коран» на уйгурском языке. Уважая обычаи мусульман, в частности традиции питания и похоро, китайское правительство разработало соответствующие правила по производству предназначенных для мусульман продуктов питания, распорядилось отвести специальные участки под мусульманские кладбища.

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБЫЧАИ

На протяжении длительной истории у каждой национальности Китая сложился свой образ жизни, отражающийся в особенностях питания, одежды, в обычаях и обрядах. Так, на юге страны основным продуктом питания для ханьцев является рис, тогда как жители северных районов предпочитают мучные продукты. Ханцы любят овощи, бобы, мясо, рыбу и яйца, уделяют большое внимание кулинарии. Монголы предпочитают говядину, баранину, молочные продукты и молочный чай. Тибетцы едят дзамбу – жаренную на масле ячменную муку /скотоводы предпочитают говядину и баранину/, пьют чай с топленным маслом и ячменное вино. У уйгуров, казахов и узбеков любимые блюда – шашлык из баранины, плов и жареные лепешки «нан». У корейцев в почете пудинг «дагао», холодная лапша и квашеная капуста. Что касается национального костюма, то маньчжурки предпочитают ходить в халатах «Ципао», монголы носят национальные халаты и сапоги; тибетцы надевают запахивающиеся длиннополые кафтаны «чуба», подвязывают кушак, ходят в длинных сапогах; корейцы носят обувь с загнутым носком; среди уйгуров популярны вышитые тюбетейки; женщины национальностей и, мяо, яо носят юбки с многочисленными сборками, любят украшения из золота и серебра. Традиционное жилище ханьцев – дом с двором, окруженный стеной. Кочевники Внутренней Монголии, Синьцзяна, Цинхая и ганьсу живут в юртах. Народности дай, чжуан, буи и многие другие национальные меньшинства Южного Китая строят из бабука двухэтажные дома на сваях, называемые «ганьлань».

В Китае далеко не все справляют день рождения. А если он отмечается, то в большинстве случаев среди горожан, а не сельчан, причем для детей и стариков, а не молодых и лиц среднего возраста. У дня рождения нет особого ритуала, тем не менее многие предпочитают есть праздничную «шоумянь» – лапшу, символизирующую долголетие. Все чаще в городских семьях в этот день подается на стол европейский торт. В Китае принят «Закон КНР о браке», согласно которому мужчины, достигшие 22 лет, и женщины не моложе 20 лет имеют право вступить в брак и получить брачное свидетельство в соответствующем компетентном органе. Свадьба не является обязательной юридической процедурой. Это праздник, когда новобрачные принимают поздравления от родных и близких. Новобрачные, как правило, угощают товарищей и друзей свадебными конфетами, одновременно принимают от них подарки на счастье. Похоронный обряд в Китае несложный. Обычно устаивается прощание с телом покойного или траурный митинг в знак скорби. В городах распространена кремация, а в деревнях – погребение умершего. Традиционный похоронный цвет в Китае – белый, в последние годы на похоронах горожане надевают на руку и черную траурную повязку.

ПРАЗДНИКИ

Официальными праздниками в Китае являются Новый год (он отмечается по всей стране 1 января), праздник Весны (Новый год по лунному календарю, который отмечается по всей стране в течение трех дней), Международный женский день (8 марта), День международной солидарности трудящихся ( 1 мая), который празднуемся всенародно один день, День молодежи Китая ( 4 мая), Международный день защиты детей (1 июня), День создания Народно-освободительной армии Китая ( 1 августа), День учителя (10 сентября), Национальный праздник КНР (1 октября) отмечается всенародно три дня.

К наиболее важным и распространенным праздникам в Китае относятся праздник Весны, Праздник «Юаньсяо», Праздник «Цинмин», Праздник «Дуаньу», Праздник «Чжунцю», Праздник «Чунъян» и т.д.. Наряду с общими праздниками многие национальные меньшинства сохранили свои традиционные праздники. Например, у дайцев – это «Праздник воды», у монголов – «Надом», ияне отмечают «Праздник факела», яотяне справляют «Праздник Дану», байцы устаивают «Мартовский базар», чжуаны – песенные соревнования, тибетцы отмечают тибетский Новый год и праздник урожая «Ванго», мяотяне – праздник «Тяохуа».

ПРАЗДНИК ВЕСНЫ. Каждый год в кнце зимнего сезона, в преддверии весны, китайский народ по традиции торжественно и радостно омечает первый в году традиционный праздник – праздник Весны. В прошлом этот праздник наывался «Синьнянь» (Новым годом), так как по лунному календарю (это летоисчисление принято в истории Китая издревле) праздник Весны как раз приходился на первый день нового года. После Синьхайской революции (1911 г.) в Китае начал применяться новый стиль летоисчисления. Для отличия от Нового года по новому стилю Новый год по лунному календарю был переименован в праздник Весны (он приходится на один из дней с третьей декады января по вторую декады февраля по новому стилю летоисчисления). В ночь под праздник Весны, которую называют «чуси», вся семья собирается вместе. Устраивается обильный праздничный ужин, после которого ведутся беседы на разные темы, игры. Во многих семьях не ложатся спать всю ночь, это называется «Шоусуй» – ожидание Нового года. утром следующего дня полагается обходить дома родственников и близких с поздравлениями и пожеланиями всех благ. В дни праздника Весны устраиваются традиционные массовые представления: танцы львов, пляски драконов, хороводы «сухопутных лодок», номера на ходулях.

ПРАЗДНИК «ЮАНЬСЯО». Он приходится на 15-й день первого месяца по лунному календарю. Он совпадает с первым полнолунием в новом году. В этот день едят «юаньсяо», которые готовят из клейкого риса со сладкой начинкой и цукатами. Они имеют форму шарика и символизируют счастье дружной семьи. В этот день любуются также праздничными фонарями, так что его еще называют праздником фонарей. К этому дню изготовляют самые различные, но непременно красочные фонари, которые развешивают на улицах и во дворах. Устраиваются праздничные вечера, когда разгадывают загадки, написанные на фонариках.

ПРАЗДНИК «ЦИНМИН». Он приходится на один из дней 4 – 6 апреля. Издревле в этот день поминали своих предков. А ныне в праздник «Цинмин» стали устаивать мероприятия в память о павших революционерах и погибших героях. В этот день приводятся в порядок их могилы. В «Цинмин» обычно тепло, расцветает природа, поэтому многие отправляются в загородные прогулки, запускают бумажных змеев, любуются весенней природой. Вот почему «Цинмин» еще называют «Тацинцзе» – день прогулок по первой зелени.

ПРАЗДНИК «ДУАНЬУ». Считается, что он возник как память о древнекитайском поэте-патриоте Цюй Юане. Поэт жил в царстве Чу в эпоху Воюющих царств. Он не смог осуществить свои политические цели, был не в силах спасти царство Чу от гибели, и 5-го числа пятого месяца (после свержения царства Чу царством Цинь) Цюй Юань покончил с собой, бросившись в реку Милоцзян. Согласно преданию, после смерти поэта люди сели в лодки и долго искали его тело в реке. С тех пор каждый год 5-го числа пятого месяца в память о великом поэте на реках традиционно устраиваются гонки на челнах, по форме напоминающих дракона. Одновременно в реку для Цюй Юаня бросают бамбуковые коленца, наполненные вареным рисом. В народе сохранился также обычай есть в этот день «цзунцзы» – рис, завернутый в листья тростника.

ПРАЗДНИ «ЧЖУНЦЮ». Он приходится на середину осени, поэтому еще в древности его назвали «Чжунцю». Издавна каждый год в «Чжунцю» люди готовили из муки пряники и приносили их в дар богу луны. По окончании обряда пряники ела вся семья, что символизировало благополучие в семье. Этот обычай сохранился до наших дней. В этот день полная луна особенно яркая. Под ярким светом луны вся семья собирается вместе, любуется небесным телом и ест лунные пряники.

ПРАЗДНИК «ЧУНЪЯН». Он приходится на 9-й день девятого месяца по лунному календарю. Его также называют праздником «Чунцзю». В древности этот день считался счастливым. В этот день в народе сохраняется обычай подниматься на гору, лакомиться пирожными, пить пиво и любоваться хризантемами. С конца 80-х гг. праздник «Чунъян» стал знаменательной датой для престарелых. Ежегодно в этот день по всей стране проводятся различные мероприятия в честь престарелых, их приглашают на торжественные собрания и смотры художественной самодеятельности.

Китай – уникальная страна с богатейшей историей и интереснейшей культурой. Одной из главных составляющих духовной культуры являются религиозные воззрения, сформированные в результате национальных самобытных традиций и обычаев.

Китайская национальная религия сформировалась еще в далекой древности, но ее отголоски, наряду и со всеми мировыми религиями, можно встретить в этом государстве до сих пор.

Религии Древнего Китая

Самая древняя религия Китая – это Шэнизм (вера в души предков). Она сложилась из мифов, преданий и легенд, а также из национального поклонения перед своими даже самыми далекими предками.

Шэны – это крупные и мелкие божества, мифические существа, духи, герои эпоса и самые почитаемые люди каждого рода.

Древняя религия Китая считает, что весь мир полон духов, которые влияют на все происходящие в природе и обществе процессы.

Во-первых, это луна, звезды, планеты, реки и моря, деревья, цветы и камни. По верованиям шэнизма абсолютно все в природе имеет свою вечную и бессмертную душу, которая не умирает вместе с физическим телом.

Во-вторых, это духи, покровительствующие отдельным городам поселениям и областям и отвечающие за их процветание и благоденствие.

В-третьих, духи, покровительствующие ремеслам и хозяйственной деятельности человека, а также духи – покровители домашнего очага, семьи, деторождения.

В-четвертых, духи особо почитаемых предков и выдающихся людей, пользующихся всеобщим уважением, по заветам которых нужно строить свою жизнь.

Почти в любом доме Китая можно встретить на особо почетном месте что-то вроде домашнего алтаря, на котором расположены деревянные или металлические фигурки -идолы, олицетворяющие духов дома и рода. В праздники их украшают цветами и зажигают около них палочки с благовониями.

Почитание духов предков является главное неотъемлемой частью китайской национальной культуры, а также нашло свое отражение в основах многих народных религий Китая. Местом поклонения домашним духам являются могилы, курганы, домашние гробницы или храмы предков.

Кроме китайской народной религии есть и собственные религиозные воззрения у всех китайских национальных меньшинств. Одной из таких религий является верование Моз. В нем смешались элементы анимизма, шаманизма, многобожия, а также древнейших мифологических представлений о мире.

До прихода Буддизма в некоторых областях Китая зародилось движение Бон, основателем которого является мифический персонаж Тонпа Шенраб Мивоче. Приверженцы этого движения приняли с радостью учение Будды, потому что догмы этих верований во многом схожи.

Народ Цянь, населяющий Сычуань, исповедовал Религию Белого Камня, которая заключается в поклонении силам природы и стихиям.

Все императорские династии древнего Китая исповедовали поклонение Небу. Сам император именовался «Сыном Неба», а свою страну китайцы называли «Поднебесной империей».

Читайте также: Почему Китай называют «Поднебесной страной» Небу приносились жертвы, но только делали это представители высшей знати и императорской семьи в самых крупных храмах страны. С исчезновением монархии в Китае эта религия также исчезла. Историческим и архитектурным памятником, увековечившим традиции поклонения Небу, является Храм Неба в Пекине.

Дао – Вечный Путь

Другая древнейшая религия Китая – это даосизм. Дао — вечный путь, по которому движется каждый живущий на земле. Главная цель исповедующих эту религию – познать Дао — Нечто Непознанное, Космическое, Вселенское. Слиться с ним в гармонии и идти по пути благодати и добродетели. Набирающая все большую популярность в наши дни философия фэн-шуй зародилась как раз в даосизме. Сюда же можно отнести некоторые боевые искусства (надо помнить, что на Востоке боевые искусства – это не только способ выживания, но и целая морально- этическая философия жизни), дыхательная гимнастика, алхимия, астрология и народная медицина. В наши дни множество лекарств были созданы по рецептам древних алхимиков –астрологов, исповедующих религию Дао.

Учение Конфуция

Особым почтением и уважением пользуется в Китае национальная религия конфуцианство.

Данная философия тесно связана с именем китайского мудреца Конфуция, жившего в 6 веке до н.э. С его именем связано множество легенд, притч и сказаний. Труды Конфуция были направлены на гармонизацию общественных и социальных отношений в государстве, этические учения, нравственное воспитание граждан. Моральный Идеал, к которому все должны стремиться – это некий Благородный муж, стать каковым должен стараться каждый конфуцианец. Он — человеколюбив, толерантен, сострадателен, снисходителен. Он обладает чувством долга, сыновней почтительностью, преклоняется перед государственной властью.

«Благородный муж думает о долге, а мелкий человек о выгоде», «Император – отец для своих подданных, а подданные – почтительные сыновья», «Снисходительность – вот слово, опираясь на которое, можно прожить жизнь» — это высказывания великого китайского философа, вошедшие в историю.

В правление династии Хань (3 век до н.э.) Конфуцианство получило статус национальной государственной религии, это учение рассматривали как морально-нравственную систему воспитания граждан. В этом учении также особую роль играет почитание старших и уважение своих предков. В их число входит мифический персонаж Хуанди- Желтый император, который считается праотцом всех китайцев.

Читайте также: Кратко о философии Древнего Китая

Не следует думать, что сегодня Конфуцианство проповедуют лишь в Китае. Оно имеет огромное влияние во всем мире. В таких крупнейший странах мира, как Великобритания, США, Канада, Австралия, — есть филиалы Институтов изучения трудов Конфуция.

Первая мировая религия

Первая мировая религия – Буддизм, зародившийся в 6 веке до н.э. в Индии, постепенно проник в Китай, распространился по всей стране и получил огромное влияние на формирование общественного мировоззрения. Вначале буддизм был распространен среди китайской знати, затем и другие слои населения стали проникаться идеями Будды (Просветленного).

Недаром буддизм стал первой мировой религий, его учение позволяет человеку самосовершенствоваться, меняться в лучшую сторону, добиваться гармонии с природой и Космосом. Буддизм проповедует аскезу, т.е. отказ от земных благ и удовольствий.

Главный постулат буддизма гласит, что человек несчастен, потому что не может удовлетворить свои желания, значит, чтобы быть счастливым, нужно научиться не желать. В буддизме получило развитие такое явление как медитация ( впадение в нирвану- некое подобие единения с миром природы и Космосом), йога, дыхательные гимнастики. Именно в этой религии был сформулирован главный закон человеческого бытия: Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Кроме всего прочего, именно Будда проповедовал закон всемирной справедливости — многократное возрождение и перерождение души в любые существа в зависимости от твоих прижизненных поступков и твоего нравственного отношения к миру.

Христианство и ислам

Впервые в истории Китая христианство несторианского толка там появилось в 7 веке. В течение полутора сотен лет христианство пользовалось поддержкой императорской семьи. Но в 845 году император Уцзун запретил даосизм, буддизм и христианство, желая, чтобы в Китае процветали лишь свои народные религии.

Во время правления императорских династий Мин и Юан в Китай проник ислам – самая молодая из мировых религий.

Какая религия в Китае в настоящее время

В настоящее время Китай проповедует политику толерантности религиозных взглядов. Представителей почти всех мировых конфессий можно встретить на этой благословенной земле. Основными же религиями Китая являются буддизм, даосизм, конфуцианство, оба направления христианства: православие и католицизм и ислам.

Китай объявляет себя светским государством, терпимо относящимся ко всем религиям мира. Каждая из представленных религий имеет свои храмы, они создали местные и национальные объединения, они неподконтрольны государственным органам и соблюдают строгую иерархию.

В период, так называемой, культурной революции все религии были под запретом, и Китай проповедовал лишь одну религию – атеизм. Хотя наряду с атеизмом можно рассматривать культ личности Мао Цзе Дуна как поклонение верховному божеству.

После 1978 года все ранее почитаемые храмы, мечети и соборы были восстановлены, все запреты в отношении религиозных воззрений сняты, и их деятельность была возобновлена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *