Религиозная политика Николая 1

Николай I царствовал в Российской империи с 1825 по 1855 год. Религиозная политика Николая I была такой же консервативной по духу, как и вся остальная. В привилегированном положении находилось православное население. Власти поощряли переход в православие, в отношении представителей других конфессий вводились ограничения.

В отношении христиан

В христианстве было два направления, с которыми РПЦ имела сложные отношения. Во-первых, это старообрядцы и различные старообрядцы, например, молокане, а во-вторых, униаты и различные западные христиане, особенно, католики в западных губерниях.

Рис. 1. Николай I.

Религиозную политику в отношении христиан при Николае I наглядно можно представить в следующей таблице:

Год

Событие

Указ Николая I о заселении сектантами, духоборами и молоканами Закавказья

Полоцкий собор, воссоединение униатов Беларуси и Волыни с православием

Появление первого старообрядческого митрополита – Амвросия Белокриницкого, хотя сам он находился на территории Австро-Венгрии

Заключение Конкордата между Россией и Святым Престолом

С целью распространения православия при Николае I велась миссионерская деятельность среди народов Сибири, Поволжья и Северного Кавказа. Несмотря на это, в 1841 году в Российской империи появился баптизм. Ее приверженцами стали сначала немцы, а потом и славяне. К католикам отношение ухудшилось из-за восстания в Польше 1830-1831 годов.

Рис. 2. Полоцкий собор 1839.

В отношении евреев

Еврейская община Российской империи к 1830-ым годам, то есть после подавления восстания в Царстве Польском, стала самой многочисленной в мире. Как правило, евреи проживали в малых городах или в сельской местности. Основными их занятиями были ремесло и торговля. В 1791 году, то есть еще за пять лет до рождения императора, для них была введена черта оседлости. Евреи обязаны были проживать на бывших территориях Речи Посполитой и Крымского ханства. При Николае I в отношении евреев были введены следующие меры:

  • Насильственное крещение.
  • Присвоение русских фамилий и имен. Это давало право жить за «чертой оседлости”.
  • Распространение рекрутского набора на детей из еврейских семей с августа 1827 года. Их стали призывать в «школы кантонистов” с 12 лет. Накануне Крымской войны 2% всех кантонистов были евреями.
  • В 1830-ые власти пытались переселять евреев в Сибирь с целью ее освоения.
  • В 1844 году была ликвидирована самостоятельность еврейских общин – кагалов.

Школы кантонистов существовали с 1805 года. Они представляли собой учебные заведения самого низкого разряда для солдатских детей и сирот. В них мальчики готовились к воинской службе и изучали основаны чтения, письма и закона Божьего. В школах царил жесткий порядок, близкий к армейскому.

Рис. 3. Император Николай I.

Что мы узнали?

Кратко о религиозной политике Николая 1 следует знать, чтобы представлять отношения властей и различных религиозных конфессий в Российской империи в середине XIX века. Наибольшим успехом религиозной политики Николая I стало воссоединение униатства и православия.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    В каком году для евреев Российской империи была введена черта оседлости?

    • 1785
    • 1789
    • 1791
    • 1797

Начать тест(новая вкладка)

Оценка доклада

А.А. Сафонов

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В последние пятнадцать лет дискуссии о существовании политики государства в области управления конфессиональными процессами завершались выводами о том, что такой политики нет либо она малоэффективна. Подобные заключения были основаны на анализе государственно-конфессиональных отношений в ходе поиска новой идентичности российского общества1. Неоднократно отмечалось, что в Российской Федерации отсутствует правовая база, регулирующая отношения государства с религиозными объединениями и нет специального федерального государственного органа, контролирующего подобные объединения.

Современный законодательный опыт, относящийся к религиозной жизни, сводится к тем статьям в Конституции РФ, которые отражают вопросы вероисповедания и свободы совести и убеждений и носят сугубо декларативный характер. То же можно сказать о федеральном законе 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», где основная часть посвящена регистрации религиозной организации, получению или утрате ею юридического статуса. Остальной же текст закона не несет смысловой нагрузки и содержит много противоречий.

Положительный сдвиг произошел лишь 23 июля 2008 г., когда была внесена поправка в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Изменение заключалось лишь в замене слов «правительство РФ» на «уполномоченный орган исполнительной власти». Тем самым текст закона стал свидетельствовать о готовящемся создании необходимого «уполномоченного органа исполнительной власти».

Несмотря на предполагаемое создание в системе государственного управления нового органа, контролирующего деятельность конфессиональных объединений, в России стоит проблема формирования эффективной модели конфессиональной политики, и образованием нового ведомства конфессиональная политика не может ограничиться. Поэтому важно найти механизм взаимодействия религиозных сообществ и власти.

Конституция РФ, основанная на принципах международного права, определяет Российскую Федерацию как светское государство и предполагает существование идеально-типической модели государственно-конфессиональных отношений, обеспечивающей плюрализм религий. Под термином религиозный (конфессиональный) плюрализм понимается сосуществование различных религиозно-культурных традиций в одном историческом пространстве, а также свободное взаимодействие и распространение религиозных представлений и идей. Россия же представляет собой сложный случай соотношения секуляризма и религиозной идентичности. С началом перестройки религия как таковая была частью общего либерального антикоммунистического дискурса. Религия воспринималась обществом как основа, носитель незыблемых ценностей и легитимировала радужную демократическую мифологему, хотя сама эта мифологема предполагала исключительно секулярный общественный проект и абсолютный плюрализм религий2.

Однако с самого начала эта модель оспаривалась как утопическая и не соответствующая российским условиям и традициям. Лейтмотивом этого сильного сопротивления было придание большего значение этническому, а вместе с ним и религиозному измерению национальной идентичности. Это сопротивление усиливалось в течение

1990-х гг. и воплотилось в соответствующей эволюции местного и федерального законодательства. В свободных публичных дебатах, отчасти напомнивших дореволюционные и эмигрантские дискуссии о «судьбе России», вновь появилась старая идиома «православная нация» и даже «Святая Русь» в числе прочих вариантов национальной идентичности3.

А. Агаджанян4 выделяет три объективных вектора, на которые ориентировались при формировании национальной идентичности: государство в поисках легитимации, Православная церковь в поисках преобладания, общество в поисках идентичности.

Либеральная элита в некоторые отрезки времени оказывала решающее влияние на политику постсоветской России. Однако государственный аппарат в целом, особенно военное и правоохранительное ведомства и прежде всего в провинции, оставался весьма консервативен и не готов к принятию гражданской плюралистической модели. Правящая элита не могла не учитывать, что этнические русские составляют более 80% населения России, и что с православием ассоциирует себя подавляющее большинство. Дореволюционная модель «национальной конфессии» и ограниченного плюрализма казалась естественной и более удобной для государства. Впрочем, в отличие от царской России сейчас эта модель функционирует в сочетании со светским принципом государственного устройства.

Православная церковь, осознавая масштабы своего преобладания, считала себя выразителем в основной постсоветской русской идентичности. Московская патриархия, которая является по традиции весьма консервативной организацией, стремилась восстановить в некоторых чертах дореволюционный вариант ограниченного плюрализма с символическими функциями православия как «господствующей религии». Идея «канонической» территории» русского православия, охватывающей пространство бывшей империи, стала обоснованием решительных выступлений Патриархии, направленных против иностранных миссий, других православных деноминаций и сект, что заставляет вспомнить о дореволюционном запрете на прозелитизм и антисектантском законодательстве. Гарантией преобладания, согласно классическому архетипу являлось сближение Церкви с государством. Однако модель «государственной» церкви вызывала отторжение. Возобновился интерес к старой концепции — «симфонии» Церкви и государства, которая могла интерпретироваться как гибкое взаимодействие.

Российское общество испытывало недостаток в мощных символических источниках идентичности, так как коммунистические или либеральные ориентиры оказались привязанными к социальному меньшинству. Одновременно с этим у большинства населения в течение 1990-х гг. развивалось этническое самосознание. Новый акцент на этнокультурном значении «русского» был, кроме того, ответной реакцией на антирусский характер большинства националистических выступлений в бывших советских республиках и непрочное положение в них русских. Восстановленное самоназвание «россияне», казавшееся удачным нововведением, соответствующим либерально-демократическому типу национальной идентичности, довольно быстро уступило первенство этническому самоназванию «русские»5.

Таким образом, в начале 90-х гг. ХХ в. религиозный плюрализм, организованный по принципу равенства конфессий, к концу 1990-х гг. усложнился и оформился в иерархию религий, где преобладающую роль Русская Православная Церковь, что было отражено в законе 1997 г. и в общественной практике. Создание иерархии были компромиссом между разными позициями, некоей равнодействующей более глубоких процессов в массовых ожиданиях6.

Православие

Ислам

Буддизм

Иудаизм _

Католичество Протестантизм:

— Лютеранство

— Баптизм и т.д. _

особо упомянутые в законе 1997 г.

неправославные христиане (инославные)

Традиционные религии

Старообрядцы Русские «секты»

Другие протестантские общины:

— Адвентисты 7-го Дня

— Пятидесятники

Оккультизм и неоязычество

Новые религиозные движения (русские)

Новые религиозные движения (иностранные)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другие религии и секты

Схема конфессиональной иерархии, предложенная А. Агаджаняном

В настоящее время можно говорить о проведении устойчивой конфессиональной политики. Власть с учетом сложившейся критики механизма управления религиозными процессами, начинает давать адекватный ответ. К примеру, с созданием уполномоченного органа исполнительной власти преодолеваются некоторые неясности в законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», а именно определяются потенциальные полномочия будущего ведомства, которое по логике закона будет выдавать документ о 15-летнем существовании (ст. 27.3) религиозной организации.

Помимо существования конфессиональной иерархии отмечается уменьшение числа религиозных объединений. Согласно годовому отчету Уполномоченного по правам человека в России, Министерство юстиции зарегистрировало на 1 январь 2008 г. 21 963 религиозные организации, что на 993 меньше чем в январе 2006 г.7 Зарегистрированные религиозные группы включают организации Русской Православной Церкви (12 586), исламские организации (3 815), протестантские общины (3 410), Свидетелей Иеговых (402), объединения последователей иудаизма (286), старообрядчества (283), католицизма (240), буддизма (200) и остальные организаций (741).

Таким образом, на современном этапе в России проявились тенденции к созданию гармоничной модели государственно-конфессиональных отношений, аналогов которой в стране еще не существовало. Несмотря на имеющуюся критику государственного вмешательства в деятельность религиозных объединений и наличие иерархии рели-гий8, в России существует подлинное религиозное многообразие. И дальнейшее взаимодействие власти и конфессий требует внимательного изучения.

1 См.: Гудков Л.Д. Русское национальное сознание и его динамика (1989-1995 гг.) // Социол. чтения. М., 1996. Вып.1. С. 23.

3 См.: Дробижева Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся

обществе // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. М., 1994. С. 12.

4 См.: Агаджанян А. Религиозный плюрализм и национальная идентичность// Международный журнал по мультикультурным обществам. 2000. №2. С.8.

5 См.: Коначева С.А. Религиозная ситуация в постсоветской России: особенности процесса секуляза-ции //Трансформация идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 85.

6 См.: Агаджанян А. Религиозный плюрализм и национальная идентичность. С. 15.

Среди православных верующих было распространено почитание старцев. Они активно проповедовали и вели праведный образ жизни, чем заслуживали почёт и уважение. Монаха Серафима Саровского можно назвать одним из самых известных старцев первой половины XIX века.

Он предсказал многие события, которые произошли в России в последующие десятилетия. Подробнее о религиозных течениях в Российской империи вы узнаете далее.

Вопросы занятия будут следующими: Положение в Царстве Польском. Политика по отношению к Финляндии. Положение в Западном крае и Прибалтике. Положение евреев в Российской империи. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX века. Политика России в Средней Азии.

В середине XIX века факторами, влияющими на общественное настроение в «национальных окраинах» империи, были национально-освободительные движения, которые в то время получили широкое распространение в Европе, а также Французская революция 1830 года.

Пропаганда демократических ценностей и конституционных норм, провозглашение независимости Греции и Бельгии, победа буржуазной революции во Франции не могли не повлиять на подъём патриотических чувств в национальных регионах России. Например, восстание назревало в Царстве Польском. Даже несмотря на то, что польским землям было предоставлено широкое самоуправление и особый статус.

Этому было несколько причин: ужесточение режима – введение цензуры и создание тайной полиции; преследования и аресты оппозиционных депутатов сейма; несоблюдение российскими властями конституции 1815 года; желание польского дворянства восстановить прежние вольности и возродить независимую Речь Посполитую в границах 1772 года. Т. е. государства, в которое, помимо польской территории, должны были войти земли Литвы, Беларуси и Правобережной Украины. Кроме этого, была сильно ограничена деятельность сейма.

Поводом же к восстанию послужила угроза привлечения поляков к подавлению Французской революции 1830 года. Потому что в соответствии с решениями Священного союза, Россия должна была послать войска для помощи французской монархии. Однако поляки не хотели пополнять «армию карателей». И 29 ноября 1830 года в Царстве Польском началось восстание, которое, по сути, было национально-освободительной войной.

Восставшие захватили арсенал, создали армию и своё правительство во главе с бывшим членом Негласного комитета Адамом Ежи Чарторыйским.

В январе 1831 года польский сейм провозгласил, что Николай I и его семья лишаются прав на польский престол. Это нарушало действующую конституцию 1815 года и означало, что поляки сами отказываются от конституционного порядка 1815 года. Фактически правительство Польши объявило России войну.

Однако уже в феврале 1831 года мятежники потерпели поражение от русской армии под командованием генерал-фельдмаршала Ивана Ивановича Дибича. А 8 сентября 1831 года правительственные войска под командованием генерал-фельдмаршала Ивана Фёдоровича Паскевича заняли столицу Царства Польского – Варшаву. Восстание потерпело поражение.

Восстание в Польше стало сильным ударом по престижу Николая I. Он был оскорблён «неблагодарностью» поляков, которые имели больше привилегий, чем другие его подданные. 14 февраля 1832 года Николай I отменил конституцию 1815 года как недействующую. Вместо неё был введён так называемый «Органический статут». Согласно этому документу, Царство Польское провозглашалось составной частью Российской империи. Упразднялись польский сейм и армия. При этом были сохранены административная автономия, должность наместника Царства Польского, а также совет при наместнике и Государственный совет. Плюс ко всему, были закрыты Варшавский и Виленский университеты, лицей в Кременце.

Ещё одной национальной окраиной, наделённой широкой автономией, было Великое княжество Финляндское. Ещё в 1809 году непосредственно Александр I открывал сейм в городе Борго, на котором провозглашалось сохранение старой конституции Финляндии и её важнейших законов. Столицей княжества с 1812 года был город Гельсингфорс (современный Хельсинки).

Во время правления Николая I Финляндия всё ещё сохраняла автономию, хотя сейм за этот период практически не созывался. В 1826 году была учреждена должность министра-статс-секретаря Великого княжества Финляндского. Министр-статс-секретарь фактически являлся представителем Финляндии в Петербурге и имел право личного доклада императору. Эту должность в основном занимали уроженцы Финляндии.

Земли Беларуси, Литвы и Правобережной Украины, которые отошли России в результате разделов Речи Посполитой, вошли в состав особой административной единицы – Западного края. Он административно делился на Северо-Западный край и Юго-Западный край. Северо-Западный край состоял из 6 белорусских и литовских губерний – Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской, Могилёвской и Витебской. Юго-Западный край включал в себя 3 украинские губернии – Волынскую, Подольскую и Киевскую.

Поскольку эти территории являлись приграничными, на них осуществлялось особое управление и действовали свои законы. В первой половине XIX века экономика Юго-Западного края активно развивалась. Там были открыты залежи каменного угля и железной руды, что способствовало становлению железоделательной и металлообрабатывающей промышленности в районе будущего Донбасса и Криворожья. Росло количество промышленных предприятий.

Своё развитие получили в крае культура и образование. Так, в 1804 году был открыт Харьковский, а в 1834 году – Киевский университеты.

В Киевском университете с 1834 по 1847 год действовала и своя тайная политическая организация – Кирилло-Мефодиевское студенческое общество. Её участники хотели создать единую славянскую федерацию с национальной автономией каждого славянского народа. Они отстаивали идеи республиканского строя и выступали за ликвидацию самодержавия и крепостного права. Главой этого тайного студенческого общества являлся профессор истории Николай Иванович Костомаров, а одним из его активных деятелей был поэт Тарас Шевченко.

Ещё одни окраинные губернии – Эстляндская, Лифляндская и Курляндская – входили в состав Прибалтийского края. Ещё во время правления Александра I здесь была проведена аграрная реформа, которая освободила крестьян от крепостной зависимости, но не дала им земли. В то же время прибалтийские помещики состояли на воинской службе в русской армии.

На этих землях также шла борьба за сохранение национальных традиций. Культурно-просветительской деятельностью здесь занимались Курляндское общество для изучения литературы и искусства, Латышское литературное общество, Эстонское учёное общество.

Благодаря промышленному перевороту, который активизировал торговлю, Прибалтика превратилась в один из самых динамично развивающихся регионов Российской империи.

Во время правления Николая I вопросы быта и управления еврейским населением в Российской империи регулировались Положением 1835 года.

У евреев сохранялись многочисленные льготы, в том числе касательно службы в армии. Так, от рекрутства были полностью освобождены еврейские купцы всех гильдий, жители сельскохозяйственных колоний, цеховые мастера, механики на фабриках, раввины и все евреи, имеющие среднее или высшее образование. Посредством привлечения евреев в армию правительство проводило политику их ассимиляции.

Ассимиляция – процесс, в результате которого один этнос лишается своих отличительных и заменяется чертами другого общества.

Им присваивались русские имена и фамилии. Также евреев, поступивших на службу в армию, крестили в православие. Зато после этого они могли проживать за чертой оседлости. Таким образом евреи постепенно приобщались к русскому языку и культуре.

С помощью созданного в 1840 году комитета по «коренному преобразованию евреев в России» российские власти пытались приобщить еврейское население к земледелию и освоению сибирских земель. Однако по иудейским традициям занятие сельским хозяйством считалось недостойным, а еврейские общины были замкнуты и тщательно охраняли свою культуру и быт. Поэтому у властей не получилось приобщить евреев к земледелию.

По отношению к различным религиям в многонациональной Российской империи действовал принцип веротерпимости. Признавая царскую власть и государственные порядки, можно было исповедовать любую религию. Но всё же православная церковь имела преимущество перед остальными. Её прихожане составляли 86 % от всего населения страны. Более того, в Поволжье, Сибири и на Кавказе активную деятельность развернули православные миссионеры. Их целью был перевод в православие представителей других вер.

При Николае I усилилось гонение на старообрядцев. Так, в соответствии с Указом 1832 года раскольникам нельзя было принимать у себя беглых православных священников. А Указом 1835 года запрещалось возводить новые молитвенные дома и ремонтировать старые. Старообрядцам также было запрещено заниматься общественной деятельностью. К этому времени в самом старообрядческом движении произошёл раскол. Оно разделялось на два направления: «поповцев» и «беспоповцев».

«Поповцы» признавали церковную иерархию и все 7 церковных таинств. «Беспоповцы» отрицали священников и допускали только три таинства – крещение, исповедь и причастие.

Следует отметить, что в самом старообрядческом движении до середины XIX века не было своей иерархии. Она появилась после того, как в 1846 году к раскольникам примкнул боснийско-сараевский митрополит Амвросий. Он возглавил старообрядческую церковь, став митрополитом Белокриницким.

Поэтому Амвросия можно считать основателем старообрядческой иерархии.

В Российской империи в XIX веке распространилась и католическая вера. Этому способствовало несколько факторов: присоединение польских земель, ссылка участников польских восстаний в Сибирь, увеличение количества немецких колонистов.

Ещё одной религией, которую исповедовало население империи, было униатство. Оно было распространено на украинских и белорусских землях.

Униатство подразумевает соединение православной и католической церкви на основе унии при главенстве католической, но с сохранением многих православных обрядов.

С 1837 года дела униатской церкви были переданы в ведение Синода. А с 1839 года действие Брестской церковной унии было прекращено, и униатская церковь была воссоединена с Русской православной церковью.

Население Прибалтики и Финляндии принадлежало в основном к протестантизму. В России он был представлен лютеранством и кальвинизмом.

Появлялись в империи и новые конфессии. Так, в 1841 году сюда проник баптизм.

Баптизм – одно из направлений протестантского христианства.

Первыми, кто стал его исповедовать, были немцы, однако вскоре баптизм распространился и среди русских, украинцев, белорусов, армян, грузин, молдаван, чувашей.

Ислам в России был представлен двумя направлениями: суннизмом и шиизмом. Суннизм исповедовали большинство верующих татар, башкир, а также народы Северного Кавказа, шиизм же – только часть дагестанцев и азербайджанцев.

В течение XVIII–XIX веков в состав России вошли и казахские жузы (Младший, Средний и Старший). Это группы племён, кочующих по степям современного Казахстана. Постепенно здесь начали основываться русские военные укрепления. С этими землями граничили среднеазиатские государства – Хивинское и Кокандское ханства, Бухарский эмират.

Российское правительство пыталось наладить отношения и с ними. Так, в 1854 году военный губернатор Оренбургской губернии Василий Алексеевич Перовский смог добиться подписания договора с Хивой. Однако среднеазиатские государства, опираясь на поддержку Англии, стремились подчинить себе казахские земли. Так, кочевники Хивы, Бухары и Коканда совершали набеги на земли казахов, перешедшие в подданство России. Необходимость защиты своих приграничных земель в итоге подтолкнёт Россию к завоеванию Средней Азии.

Подведём итоги: В середине XIX века Российская империя была многонациональным и многоконфессиональным государством. Во время правления Николая I к представителям разных народов и религий было неодинаковое отношение. После восстания 1830–1831 годов была существенно ограничена самостоятельность Царства Польского. Финляндия пользовалась широкой автономией. На приграничных землях Западного края действовали особые законы и управление. Еврейское население Российской империи пользовалось значительными льготами. Усилилась борьба со старообрядцами, была упразднена униатская церковь. Российское государство пыталось наладить отношения с государствами Средней Азии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *