Религиозная психология

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Астахова Л.С. 1 Политова С.П. 1 1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Статья является попыткой ответа на вопрос о месте психологии религии в системе наук. В настоящее время психология религии переживает значительные методологические сложности, выражающиеся как в поиске адекватных подходов к организации серьезных исследований, так и в определении своего места в системе наук, вопрос о месте психологии религии в системе наук имеет два самостоятельных варианта решения: психологию религии можно считать отраслью психологии, или же отраслью религиоведения. Принципиальное различие в этом случае связано с разницей в понимании объекта исследования: психология изучает психику (человека), а религиоведение – религию. Формулировка предмета исследования психологии религии в этих случаях может иметь свои вариации, но объект остается в заданной плоскости: психология религии как отрасль религиоведения изучает вероучение, а как отрасль психологии – носителя этого вероучения. 129 KB психология религии религиозная психология 1. Аболин Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности / Л.М. Аболин, Х.Х. Валиахметов. – Казань: Карпол, 2002. – 228с. 2. Братусь Б.С. Христианская и светская психотерапия / Б.С. Братусь // Московский Психотерапевтический Журнал. Христианская психология (Спецвыпуск). – 1997. – № 4. URL: http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/bratus-b.s.-hristianskaya-i-svetskaya-psihoterapiya.html (дата обращения: 13.04.2015). 3. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / С. Гроф. – М.: Изд-во Трансперсонального института, 1993. – 497с. 4. Джемс В. Многообразие религиозного опыта / В.Джемс. – СПб.: Андреев и сыновья, 1993. 5. Костылев П.Н. Психология религии в современном мире: рабочий очерк . Режим доступа http://relig.narod.ru/Kostylev-2010-PsychRelInWorld.pdf (13.04.2015). 6. Платонов К.К. Психология религии: факты и мысли / К.К. Платонов. – М.: Изд-во политической литературы, 1967. – 239с. 7. Угринович Д.М. Психология религии / Д.М. Угринович. – М.: Политиздат, 1986. – 350с. 8. Фрейд З. Тотем и табу / З. Фрейд. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 253с. 9. Юнг К.-Г. О психологии восточных религий и философий: / К.-Г. Юнг. – М.: Московский философский фонд: Медиум, 1994. – 253с. 10. Яблоков И.Н. Религиоведение: учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Яблоков. – М.: Гардарика, 2005. – 317с. Вопросу изучения религий во всем мире в последние несколько лет уделяется большое внимание. В контексте необходимости построения конструктивного межконфессионального взаимодействия и повышения религиозной толерантности научное решение задач, стоящих перед религиоведением, становится очень актуальным. Особое значение при этом приобретают исследования в области психологии религии.

Вместе с тем психология религии, несмотря на растущую востребованность, в настоящее время переживает значительные методологические сложности, выражающиеся как в поиске адекватных подходов к организации серьезных исследований, так и в том числе в определении своего места в системе наук.

В данной статье сделана попытка на основе анализа существующих подходов к определению предметного поля психологии религии предложить вариант решения вопроса о месте психологии религии в современной системе наук.

Результаты исследования и их обсуждение

Религия представляет собой сложное, многоуровневое явление, изучение и истолкование которого осуществляется целым рядом дисциплин. Религия как составная часть внутренней жизни религиозной личности является центром внимания отдельной отрасли — психологии религии. Без психологического анализа религиозных явлений научное представление о религии было бы неполным, поскольку носителями (и создателями, если мы стоим на научных позициях) религии являются люди, т.е. религия существует в психике и функционирует по ее законам. Вместе с тем сложность изучаемого феномена проявляется, в том числе, и в неоднозначности определения методологического аппарата психологии религии.

Вопрос о месте психологии религии в системе наук имеет большое теоретическое значение, поскольку во многих случаях авторы исследований (или даже учебников) весьма небрежно формулируют объект и предмет психологии религии, еще более усложняя ситуацию. Как показывает анализ серьезных работ в области психологии религии, вопрос о ее месте в системе наук для многих исследователей не является важным или как минимум проблемным. Фактически, многие авторы считают психологию религии отраслью той науки, с которой они себя идентифицируют. В результате, возникают как минимум два варианта определения объекта и предмета психологии религии, которые не только не согласуются между собой, но и редко когда исследователями осознаются.

В рамках первого варианта психология религии считается психологической дисциплиной . «Предмет психологии религии можно определить как изучение психологических особенностей религиозных людей, отличающих их от людей нерелигиозных и реализующихся в их поведении».

Если психология религии является отраслью психологии, то тогда ее объектом является психика (человека), и религия выступает лишь содержанием психических явлений. Специфика психологического изучения психических феноменов, имеющих религиозное содержание, выражена еще У.Джемсом: для психолога религиозное — это одно из многочисленных содержаний психической жизни .

К.Г. Юнг , обозначая свою исследовательскую позицию, также многократно подчеркивал, что вопрос об истинности того, что является содержанием психики, в поле его рассмотрения не входит. Его, как психолога, интересует именно переживание, которое с этим связано, и истинность которого не подлежит сомнению.

Стоит вспомнить и принцип исключения трансцендентности, сформулированный Т.Флурнуа в качестве методологического принципа зарождающейся психологии религии: психологу религии следует воздерживаться от суждений о ценности религиозных представлений, равно как и от отрицания или утверждения существования трансцендентных объектов, так как данный вопрос находится вне компетенции психолога.

Психология как наука о психических процессах, свойствах и состояниях, не исследует содержание этих явлений, хотя периодически и возникает вопрос, влияет ли содержание явления на его качество и особенности. Например, страх смерти и страх ада как психологические явления идентичны или же различаются? Любовь к человеку и любовь к богу являются ли идентичными психическими явлениями? В настоящее время с точки зрения психологии ответ однозначен — являются. Но с точки зрения верующих людей — это принципиально различные феномены. Это один из практических примеров запроса на определение места психологии религии в системе наук, решение которого позволит определить и способ понимания входящих в сферу интересов этой области знания явлений.

В случае отнесения психологии религии к отрасли психологии возникает вопрос, какая из отраслей психологии методологически соответствует задачам, стоящим перед психологией религии.

По мнению Д.М. Угриновича , очевидно, что психология религии не может использовать методологию общей психологии, поскольку общая психология изучает психику в ее общих чертах и закономерностях, свойственных людям любой эпохи, принадлежащим к любой социальной группе и т.п. Между тем, по мнению этого автора, характерному для советской психологии в целом, верующие — это особый социальный тип личности, который должен быть понят лишь в его социальном контексте, поэтому методологически психологии религии близка социальная психология. Именно с позиций социальной психологии психология религии может и должна содержательно исследовать религиозное сознание индивидов и групп, выявляя специфику религиозных верований, представлений, переживаний и волевых актов, а также раскрыть социальную детерминированность психологии верующих, анализируя их объективные (вытекающие из их социальных ролей) и межличностные отношения в религиозных группах, усвоение и трансформацию каждой личностью религиозного опыта.

К.К. Платонов также подчеркивает, что психология религии является разделом общественной (социальной) психологии, изучающим социально-психологические явления, относящиеся к области религии .

Второй принципиально иной вариант определения психологии религии встречается в многочисленных учебниках по религиоведению и философских словарях. В этом случае психология религии определяется, например, как направление религиоведения, возникшее в конце XIX века, использующее психологию как метод исследования религиозных феноменов. Предметом психологии религии являются религиозные чувства, их причины, возникновение и развитие, особенности религиозного сознания. Яблоков И.Н. определяет в качестве предмета психологии религии как раздела религиоведения психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений, содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, группы, общества. В этом случае объектом психологии религии выступает религия, а психологические теории лишь привлекаются для объяснения и понимания психологических оснований религиозных явлений или же психология становится ценна как метод исследований религии и вероучений.

В некотором смысле «примирительным» мог бы стать вариант определения самого религиоведения как совокупности тех отраслей различных наук, которые изучают религию. Но и здесь совершенно однозначно, что объектом этой комплексной науки также является религия. Т.е. психология религии, являясь отраслью психологии, включается в религиоведение, но меняется ее объект и, соответственно, предмет: объектом психологии является психика, а объектом религиоведения — религия. Например, З.Фрейд , основатель психоаналитического направления в психологии, активно использует исторические и этнографические сведения в своих работах (его фундаментальный труд «Тотем и табу» полностью основан на глубоких познаниях в этих областях), однако, выводы, которые делает З.Фрейд из этого материала, касаются исключительно психических механизмов. Причем механизмов универсальных, т.е. не имеющих ни этнической, ни религиозной специфики, а обусловленных самих фактом существования культуры. Безусловно, теория Фрейда, в той ее части, которая касается культуры и религии, является ценной для религиоведения, поскольку объясняет религию (а религия является объектом религиоведения), а именно психологические причины возникновения и сохранения религии в культуре (этот аспект, как было показано выше, выступает предметом психологии религии как отрасли религиоведения).

Аналогично и К.Г. Юнг , будучи психиатром, изучал психические феномены, которые ему встречались в его клинической практике. Однако содержанием этих психических феноменов часто выступали религиозные символы, мифы и т.п. Известно, что Юнг потратил несколько лет на глубокое изучение исторических и этнографических данных, однако интерес к ним был продиктован желанием лучше понимать психику своих пациентов. При этом психологическая теория Юнга, безусловно, представляет интерес для религиоведения в том ее аспекте, который касается религии, психологических факторов ее возникновения и функционирования.

Отдельного упоминания требует и выделение психологии религии в структуре теологии. Однако правильнее, на наш взгляд, называть эту часть богословия пастырской психологией, поскольку ее содержанием является духовное влияние пастора на верующих. Другой вариант названия данной области, который в отечественной практике встречается чаще — религиозная психология, под которой понимается как правило наука, которая занимается изучением психологии верующих, в частности, представителей христианской конфессии. На наш взгляд, правильнее данную область знаний называть вслед за Б.С. Братусем христианской психологией, хотя и здесь возникают разного рода методологические вопросы. Например, христианская психология изучает, как следует из названия, не всех верующих. Тем не менее мы считаем, что психология религии как наука внеконфессиональна, а сужение ее предметного поля требует пересмотра названия возникающей в этом случае области знания.

Рассматриваемая нами ситуация неоднозначности определения места психологии религии в системе наук дополняется еще и тем, что психология религии как учебная дисциплина формально психологами почти не востребована. Читается данная дисциплина практически только студентам-религиоведам, поскольку включена в ФГОС ВПО подготовки религиоведов , или же религиозными образовательными учреждениями, правда, в этом случае содержание программ этих дисциплин больше соответствует тому, что изучается пастырской или христианской психологией. Кроме того, исследования в области психологии религии также ведутся почти исключительно религиоведами.

Вместе с тем изучение психических процессов, свойств и состояний верующих может значительно расширить представления о психике человека, поскольку многие психические явления возникают большей частью именно в религиозных практиках. Так, например, говоря о внимании, общая психология констатирует, что этот процесс не имеет собственного содержания, за исключением такого весьма специфичного состояния, как медитация. Рассматривая эмоции, многочисленные психологические теории не затрагивают весьма значимого для возникновения религий и религиозных систем состояния, которое приобрело название по той сфере, в которой оно значимо — религиозный опыт. Вместе с тем немногочисленные попытки научного рассмотрения этого явления констатируют, что это состояние далеко не всегда имеет религиозное содержание, а значит, изучение данных состояний психологией могло бы расширить существующие в ней знания. Обозначенные выше вопросы о соотношении психических явлений с религиозным и любым другим содержанием также могли бы изучаться психологией и развить имеющиеся представления о психических явлениях.

Безусловно, психология может в значительной степени расширить и обогатить имеющиеся у нее представления о психике, изучая те психические явления, которые возникают в сфере религии. При этом изучение религии в рамках религиоведения совершенно необходимым образом должно включать в себя изучение психологии не только как метода, но и как науки, дополняющей религиоведение ценными подходами, поскольку носителями (и создателями, если мы стоим на научных позициях) религии являются люди, т.е. религия существует в психике и функционирует по ее законам. Поскольку исследования в области психологии религии, как уже говорилось выше, ведутся в большинстве случаев религиоведами, на наш взгляд, весьма перспективными могли бы стать совместные работы, когда психолог, владеющий методологией психологии, реализует исследования, которые анализируются затем религиоведами с позиций имеющихся в религиоведении принципов и традиций.

Одним из векторов исследований, который затрагивает смежные с психологией религии проблемы, является психология духовности . В последнее время психологи все чаще констатируют, что несмотря на то, что психология является наукой о душе, начиная с 18 века произошел отказ специалистов в области психологии от изучения души. Душа не может быть предметом научного познания, поэтому психология изучает те характеристики души, которые могут быть подвергнуты наблюдению и измерению (т.е. психические процессы, свойства и состояния). Вместе с тем решение вопроса о детерминации психики неминуемо приводит специалистов к обнаружению невидимой (сверхчувственной, духовной) реальности, которая обеспечивает организацию жизненных процессов и личностных структур.

Таким образом, к сожалению, психологическое изучение человека как носителя тела-души-духа ограничивается изучением души (или даже психики) и ее взаимодействия с телом, в то время как дух как высший уровень остается для науки малоизученным направлением, о котором говорят все чаще в контексте поиска за психикой и ее составляющими — самого человека. Изучение духа может помочь психологии в поиске причин и механизмов существования психики (души), однако, в настоящее время данное направление исследований еще только осмысляется учеными.

Заключение. Вопрос о месте психологии религии в системе наук имеет два самостоятельных варианта решения: психологию религии можно считать отраслью психологии, или же отраслью религиоведения. Принципиальное различие в этом случае связано с разницей в понимании в первую очередь объекта исследования: психология изучает психику (человека), а религиоведение — религию. Формулировка предмета исследования в этих случаях может иметь свои вариации, но объект, а фактически то, что главным образом изучает специалист, остается в заданной плоскости: данные религиоведа характеризуют в первую очередь вероучение, а данные психолога — носителя этого вероучения. В практическом плане важно, чтобы специалисты, изучающие психологические явления с религиозным содержанием, или же психологические факторы религиозных явлений, четко понимали те методологические основания, на которых выстраивается их деятельность.

Рецензенты:

Погасий А.К., д.ф.н., профессор каф. религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета, г. Казань;

Лещинский А.Н., д.ф.н., профессор каф. религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета, г. Казань.

Библиографическая ссылка

Астахова Л.С., Политова С.П. К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19449 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 7 8 9 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.А.БУНИНА КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ Н.Н. Пачина СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ Учебно – методическое пособие. Елец — 2007 2 УДК 33 Печатается по решению редакционно-издательского ББК 65.05 совета Елецкого государственного университета П имени И.А.Бунина от .2007г., протокол № Рецензенты: Коротких В.И. доктор философских наук, Елецкий государственный университет им.И.А.Бунина Миронова Т.И. кандидат психологических наук, доцент, докторант кафедры психологии ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова» Н.Н.Пачина Семинарские занятия по «Психологии религии», учебно – методическое пособие.– Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2007. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психология религии» разработано для студентов исторического факультета, отделение религиоведение. Оно соответствует государственному образовательному стандарту по специальности 022200 – «Религиоведение» с квалификацией – религиовед. В нем представлены тематика и содержание семинарских занятий, в которых отражены вопросы, связанные с изучением психологического содержания религиозных учений, методов и форм воздействия на сознание человека. Даны основные понятия курса, тестовый материал для самоконтроля, список обязательной и рекомендуемой литературы. Для студентов, преподавателей, аспирантов и соискателей. УДК 33 ББК 65.05 © Елецкий государственный университет имени И.А.Бунина, 2007. © Н.Н.Пачина, 2007. 3 Семинарское занятие №1. Тема. Психология религии как наука. Вопросы для обсуждения. 1.Понятие психологической сущности религии. 2.Развитие психологии религии как науки. 3.Подходы к изучению психологии религии. Основная литература 1.Аринин, Е.И. Психология религии.- Владимир, ред.изд.комплекс ВлГУ, 2005-108с.- С.5 — 64 2.Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, 2002. Глава 1. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&auto module=downloads&showfile=3005 3.Угринович, Д.М. Психология религии. – М., 1986 , Глава 1 — 2 http://www.natahaus.ru/2007/03/01/psikhologija_religii_d_m_ugrinovich.html 4.Шелковая, Н.В. Введение в религиоведение./ Н.В.Шелковая. – Ростов н/Д.:Феникс, 2007. – 416 с.: ил.- (Высшее образование).- С.7-28. Дополнительная литература 1.Сафронов, А.Г. Теденции развития религиозности в современном мире. yoga.sourex.com/index.php?n=1&id=10 2.Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб: Питер, 2006. – С. 197 – 209. Рекомендации по подготовке вопросов для обсуждения. Первый вопрос. Отвечая на этот вопрос, студенты должны знать психологические показатели психологической сущности религии, религиозные представления о происхождении и сущности человека как субъекта и объекта религии, психологические типы религиозных людей, стадии которые проходит человек в развитии своей религиозности, психологические типы религиозных личностей. Второй вопрос. При ответе на данный вопрос студентам необходимо дать определение психологии религии, охарактеризовать объект психологии религии. Необходимо отметить, что психология религии как самостоятельная отрасль оформилась в конце 19 века благодаря работам: В.Джеймса, который 4 рассматривал религиозный опыт как важнейшую форму проявления религии; З.Фрейда, который обозначил связь между религией и бессознательно- субъективными впечатлениями, желаниями личности; К.-Г.Юнга, который основу религии усматривал в бессознательном коллективном; Э.Фромма, который определял религию как специфическое человеческое явление. Третий вопрос. При ответе на этот вопрос студентам необходимо рассказать о различных подходах к изучению психологии религии. Следует отметить, что Т.Рибо, Т.Флурнуа изучали только эмоциональную сторону психической жизни верующего; Олпорт, Кларк изучали элементы человеческой психики; Грю изучал набожного человека во всех его формах и видах; Э.Фромм изучал социальные процессы взаимодействия религиозных индивидов. Тезаурус. Объект психологии религии — субъективная сторона религии, тот фрагмент реальности, который характеризует человека, когда речь идет о религиозно окрашенных психических явлениях, касающихся сознания и соответствующего поведения личности, группы людей, общества, а также вызывающих их факторов. К объекту психологии религии относятся духовные переживания при обращении в другую веру, раскаяние, грех, заповеди и другие религиозные феномены. Психологическая сущность религии: 1.Религия – специфическая форма общественного сознания людей, имеющая собственные особенности и вызывающая своеобразное состояние психики верующих. 2.Религия предполагает наличие особых групп- групп верующих и конфессиональной исключительности. 3.Религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные. 4.Религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах. 5.Религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов. Психология религии — научная отрасль знания, исследующая совокупность различного рода психических явлений, как в жизни индивида, так и в жизни коллектива, связанных с религией. Практические задания и упражнения для закрепления и контроля знаний. 5 №1.Упражнение. Вставьте пропущенные слова. Слова для справок: психология религии, явления, религия, объект, переживания, вера, феномены. …- научная отрасль знания, исследующая совокупность различного рода психических …, как в жизни индивида, так и в жизни коллектива, связанных с … . К … психологии религии относятся духовные … при обращении в другую …, раскаяние, грех, заповеди и другие религиозные … . №2.Упражнение. Какие психологические показатели, кроме перечисленных, относятся к психологической сущности религии. Религия – специфическая форма общественного сознания людей, имеющая собственные особенности и вызывающая своеобразное состояние психики верующих. Религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные. Религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах. №3. Задание. Какой из психологических типов религиозной личности ( мистик, пророк, священослужитель, реформатор, монах, святой, теолог, основоположник религии) соответствует следующим описаниям. 1.Тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающегося мира и его влияния. Чаще всего индивидуалист –одиночка, избегающий общения с людьми, чтобы не нарушить своей внутренней сосредоточенности на созерцании сверхъестественного. 2. Личность, имеющая нерегулярный, но очень интенсивный религиозный опыт. Он все время с людьми. Он чувствует себя призванным быть глашатаем религиозных истин перед членами общины и всем человечеством, оценивать прошлое и предвидеть будущее. №4. Тестовый материал к занятию №1. Выберите правильный вариант ответа. 6 1.Психология религии – а) научная отрасль знания, исследующая совокупность различного рода психических явлений, как в жизни индивида, так и в жизни коллектива, связанных с религией; б) научная отрасль знания, изучающая только эмоциональные стороны психической жизни верующих. 2.Объект исследования психологии религии – а) субъективная сторона религии, тот фрагмент реальности, который характеризует человека, когда речь идет о религиозно окрашенных психических явлениях, касающихся сознания и соответствующего поведения личности, группы людей, общества, а также вызывающих их факторов; б) к объекту психологии религии относятся духовные переживания при обращении в другую веру, раскаяние, грех, заповеди и другие религиозные феномены. 3.Психологическая сущность религии — а) специфическая форма общественного сознания людей, имеющая собственные особенности и вызывающая своеобразное состояние психики верующих. б) наличие особых групп- групп верующих и конфессиональной исключительности. в) определенная совокупность верований, выраженных в религиозных канонах. 4.Психологические типы религиозной личности – а) мистик, б)священослужитель, в) монах, г) церковь, д) секта. 5.Религиозный опыт как важнейшую форму проявления религии рассматривал – а) В.Джеймс; б) З.Фрейд; в) К.-Г.Юнг, г) Э.Фромм. 7 Семинарское занятие №2. Тема. Содержание психологии верующих. Вопросы для обсуждения. 1.Понятие религиозного сознания. 2.Особенности религиозного сознания. 3.Структура религиозного сознания. 4.Особенности религиозно-психологического комплекса верующих. 5.Модель проявления религиозных настроений и чувств верующих. 6.Социально-психологические процессы, сопровождающие религиозное общение. Основная литература 1.Аринин, Е.И.Психология религии.- Владимир, ред.изд.комплекс ВлГУ, 2005-108с.-С.5-64. 2.Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, 2002. Глава 1. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&auto module=downloads&showfile=3005 3. Шелковая, Н.В. Введение в религиоведение./ Н.В.Шелковая. – Ростов н/Д.:Феникс, 2007. – 416 с.: ил.- (Высшее образование).-С.28-40. Дополнительная литература 1.Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М.,1993. – С. 31-34. 2. Угринович, Д.М. Психология религии. – М., 1986 , Глава 3 http://www.natahaus.ru/2007/03/01/psikhologija_religii_d_m_ugrinovich.html3 3. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб: Питер, 2006. – С. 56-99. Рекомендации по подготовке вопросов для обсуждения. Первый вопрос. Отвечая на этот вопрос, студенты должны дать определение религиозного сознания как особого состояния психики верующих. Обратить внимание на то, что религиозное сознание интерпретируется как иллюзорное отражение действительности. Второй вопрос. 8 В этом вопросе необходимо раскрыть особенности религиозного сознания. А так же отметить единство двух сторон – содержательной и функциональной. Указать, что содержательная сторона формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир, а функциональная сторона религиозного сознания в своеобразной форме удовлетворяет потребности верующих. Третий вопрос. При раскрытии этого вопроса студенты должны назвать элементы, входящие в структуру религиозного сознания. Дать характеристику религиозной вере, религиозной психологии, религиозной идеологии. Отметить связь религиозной психологии и религиозной идеологии в религиозном сознании. Четвертый вопрос. Отвечая на этот вопрос, студенты должны указать особенности религиозно-психологического комплекса верующих. Дать определение религиозным потребностям, религиозным установкам и ориентациям, религиозным чувствам и настроениям. Пятый вопрос. В этом вопросе студентам необходимо описать модель проявления религиозных настроений и чувств верующих. Отметить специфику религиозных чувств, их направленность на предметы. Обратить внимание на то, что религиозные чувства связаны не с самим объектом, а лишь со сверхъестественными свойствами, которыми он якобы обладает. Шестой вопрос. При ответе на этот вопрос студенты должны дать определение религиозного общения. Описать два плана общения – верующих друг с другом, верующих со священослужителем и верующих с гипостазированными существами (Бог, Ангелы). Указать аспекты религиозных отношений. Тезаурус. Религиозное сознание — особое состояние психики верующих, иллюзорное отражение действительности. Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир. Функциональная сторона религиозного сознания в своеобразной форме удовлетворяет потребности верующих. 9 Структура религиозного сознания — религиозная вера, религиозная психология, религиозная идеология. Религиозная вера – вера в истинность религиозных догматов, текстов, представлений. Религиозно-психологический комплекс верующих — религиозные потребности, религиозные установки и ориентации, религиозные чувства и настроения. Потребности верующих проявляются в совершении религиозных обрядов, молитв. Религиозные установки – предрасположенность верующих к определенной оценке тех или иных социальных явлений и готовность к соответствующим действиям, обусловленных этой оценкой. Религиозные чувства – эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективными сокрализованным вещам, персоналиям, действиям… Религиозное общение — личная эмоционально насыщенная взаимосвязь верующих, в форме которой происходит актуализация и персонификация религиозных отношений. Два плана общения – верующих друг с другом, верующих со священослужителем и верующих с гипостазированными существами (Бог, Ангелы). Практические задания и упражнения для закрепления и контроля знаний. №1.Упражнение. Вставьте пропущенные слова. Слова для справок: отражение, ценности, потребности. Религиозное сознание — особое состояние психики верующих, иллюзорное … действительности. Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные … и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир. Функциональная сторона религиозного сознания в своеобразной форме удовлетворяет … верующих. №2.Упражнение. Какие психологические компоненты, кроме перечисленных, входят в религиозно-психологический комплекс верующих. Религиозно-психологический комплекс верующих — религиозные потребности, религиозные чувства и настроения. 10 №3. Задание. Какому из следующих понятий «потребности», «религиозные установки», «религиозные чувства» соответствуют следующим описаниям. 1.У верующих проявляются в совершении религиозных обрядов, молитв. 2.Предрасположенность верующих к определенной оценке тех или иных социальных явлений и готовность к соответствующим действиям, обусловленных этой оценкой. 3.Эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективными сокрализованным вещам, персоналиям, действиям… №4. Тестовый материал к занятию №2. Выберите правильный вариант ответа. 1. Религиозное сознание – а) особое состояние психики верующих, иллюзорное отражение действительности; б) научная отрасль знания, изучающая только эмоциональные стороны психической жизни верующих. 2. Структура религиозного сознания – а) субъективная сторона религии, тот фрагмент реальности, который характеризует человека, когда речь идет о религиозно окрашенных психических явлениях, касающихся сознания и соответствующего поведения личности, группы людей, общества, а также вызывающих их факторов; б) религиозная вера, религиозная психология, религиозная идеология. 3. Религиозное общение — а) личная эмоционально насыщенная взаимосвязь верующих, в форме которой происходит актуализация и персонификация религиозных отношений; б) определенная совокупность верований, выраженных в религиозных канонах. 4. Аспекты религиозных отношений – а) господство-подчинение, б) нравственно-религиозные отношения, в) отношения покровительства и охранения, г) подчинения и авторитарности, д) чувство «Мы». Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 7 8 9

74. Психология религии

Религия – специфическая форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественные силы. Религиозные идеи представляют собой систему представлений о Боге, мироздании, обществе и человеке. В состав религиозной идеологии входит теология (теории Бога), космология (теории мира) и антропология (теории человека).

Религиозные культы:

1) обряды;

2) паломничества;

3) богослужения и т. д.

Средства культа – предметы культа, имеющие символическое значение:

1) церковь;

2) религиозное искусство (живопись, скульптура, музыка);

3) культовые предметы (крест, свечи, церковная утварь и т. д.).

Религиозные действия:

1) молитва – просьба о чуде;

2) жертвоприношение – обряд принесения жертвы;

3) исповедь – рассказ о своих прегрешениях.

Классификация религиозных групп:

1) по степени стабильности членства:

а) группы открытого типа – это религиозная община без фиксированного членства, состоящая из достаточно стабильного ядра верующих и постоянной меняющейся паствы (католики, православные, некоторые протестанты, буддисты и мусульмане);

б) группы закрытого типа характеризуются твердо фиксированным составом верующих (баптисты, адвентисты и др.), устойчивыми межличностными контактами, большой сплоченностью, на основе которой формируются многие феномены группового религиозного сознания (стереотипы, установки, мотивы поведения и т. д.). Чем меньше численность и больше внутренняя сплоченность такой группы, тем больше степень религиозности членов сектантской общины;

2) по содержанию вероучения:

а) конструктивные религиозные движения опираются на положительный идеал, ориентированы на активную созидательную деятельность во всех сферах жизни, во взаимодействии с государством, социальными институтами, с каждым индивидом (христианство, буддизм, ислам, иудаизм).

б) потенциально деструктивные религиозные движения характеризуются содержанием потенциально деструктивных положений, которые временно или вообще не применяются в религиозной практике (баптизм, адвентизм, и др.);

в) деструктивные религиозные движения основаны на деструктивных положениях (ложных нравственных идеалах, эгоцентризме), проповедуют правовой и социальный беспредел, стремление к разрушению (сатанистские и оккультно-мистические движения, открыто или скрытно признающие в качестве одного из своих кумиров зло).

Формальная организация религиозных групп строиться на догмах, канонах и традициях данной религиозной организации.

Структура религиозной группы:

1) лидеров, которыми в православии и католицизме является клир (пресвитеры, проповедники);

2) «религиозных активистов», основную массу которых составляют женщины (в основном разведенные, бездетные, вдовы), для которых активность в религиозной группе компенсирует дефицит социальных и родственных связей;

3) рядовых членов (мирян).

Основные функции религии:

1) защитная – Бог защищает и помогает тем, кто верит в него;

2) психотерапевтическая – осуществляется через исповедь путем прощения грехов, молитву;

3) компенсаторная функция – замещение нереализованных чувств, дефицит родственных отношений;

4) мировоззренческая – создание определенной упорядоченности взглядов на мир, природу человека, смысла его существования;

5) регулятивная – регуляция социального поведения согласно религиозным нормам, ценностям и традициям;

6) коммуникативная – способствует общению людей при богослужении в храме, молитвенном доме, участии в таинствах, общественной молитве;

7) интегративная – способствует объединению людей по интересам, потребностям, чувствам, ценностям, избавление их от страданий, несчастий, одиночества и моральной деградации.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Психология религии У. Джеймса и его теория сознания

1. Психология религии У. Джеймса и его теория сознания Философия и психология Уильяма Джеймса (1842-1910) вновь возрождается после периода относительного забвения. Совсем недавно его основные работы были переизданы и теоретические воззрения получили новую оценку. Его

ЛЕКЦИЯ № 22. Психология религии. Особенности религиозного сознания

ЛЕКЦИЯ № 22. Психология религии. Особенности религиозного сознания Религия является одной из форм общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не с той, с которой мы

2.18.1. АФЕРИСТЫ ОТ РЕЛИГИИ

2.18.1. АФЕРИСТЫ ОТ РЕЛИГИИ В настоящее время создаются различные благотворительные фонды, направленные на восстановление храмов. К сожалению, уже есть случаи, когда эти деньги пускались в оборот и в бизнес некоторыми околорелигиозными деятелями, а строительство храма не

ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ

ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ Некоторые из этих тем пересекаются с религиозной тематикой, так что возникает вопрос об отношении трансперсональных дисциплин к религии. Конечно, многое зависит от определений. Как подчеркивает Кен Уилбер, «одна из самых значительных трудностей в

74. Психология религии

74. Психология религии Религия – специфическая форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественные силы. Религиозные идеи представляют собой систему представлений о Боге, мироздании, обществе и человеке. В состав религиозной идеологии входит теология

Религии

Религии Пожалуй, наиболее массовое влияние на сознание человека, из тех моделей мышления, которые самим же человеком и были порождены, несомненно оказала религиия. Религия — это именно модель мышления, а если быть более детальным, это всего лишь определенный набор

Религии Пожалуй, наиболее массовое влияние на сознание человека, из тех моделей мышления, которые самим же человеком и были порождены, несомненно оказала религиия. Религия — это именно модель мышления, а если быть более детальным, это всего лишь определенный набор

Глава 3.1. Психология религии

Глава 3.1. Психология религии Как известно, само понятие религии до сих пор остается одним из труднейших для определения в эмпирических, операциональных категориях. Единого определения религии нет, и потому в ходу у исследователей буквально сотни дефиниций. Большая часть

Генетическая психология религии.

4. Генетическая психология религии. Два пути исследования, как известно, открыты психологии, как общей, так и отдельным ее отраслям, посвященным разработке особенно интересных проблем: она может попытаться дать простое, по возможности точное и беспристрастное описание

Снова о религии

Снова о религии Современные язычники, а анастасийцы относятся именно к ним, ближе всего по характеру своего мировоззрения к… материалистам. У язычников — Богиня-Мать, у атеистов — вечная материя. Богиня-Мать произвела все живое, и материя порождает все существующее. У

Д. ЧТО ИСТИННО В РЕЛИГИИ

Д. ЧТО ИСТИННО В РЕЛИГИИ Какую зависть вызывают у нас, не имеющих веры, те, кто убежден в существовании Всевышнего! Для этого великого духа мир не таит никаких загадок, ибо он сам создал все в нем существующее. Какими всеобъемлющими, исчерпывающими и определенными являются

Традиционные религии

Традиционные религии Традиционная структура семьи часто неразрывно связана с традиционной религией. Многие религии учат девочек тому, что подчиняться и оказывать поддержку – их обязанность, одновременно с этим ограничивая их собственные желания и амбиции. Когда такие

ЛЕКЦИЯ № 22. Психология религии. Особенности религиозного сознания

Религия является одной из форм общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не с той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а с другой, лежащей за пределами обыденного опыта.

Религия – особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической ниши, идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований и практических действий, к которым люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира.

Глубинные истоки религии берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики.

Верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с чудом, с неожиданным озарением и просветлением, приобщением к Богу.

Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.

Религия может быть объектом манипуляций и использоваться в различных целях.

Своеобразие религии.

Выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое религия.

Во-первых, религия – это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих.

Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп – групп верующих и конфессиональной (групповой) исключительности.

В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные.

В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах.

В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов.

Классификация религий. Основные подходы к классификации религий многообразны.

Существуют нормативные, географические, этнографические, философские, морфологические, лингвистические и другие принципы их классификации.

Для психологии важно классифицировать религии по двум основаниям – по направленности и по географическому признаку, позволяющим четко обозначить и их специфику, и видимое невооруженным глазом их одинаковое происхождение, сходство. Обычно различаются:

1) религии авраамического монотеизма (веры в единого бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, христианство и ислам;

2) религии индийского происхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом;

3) дальневосточные религии – конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).

Этот перечень дополняют этнические религии, принадлежащие к разнообразным культурам малых обществ, которые иногда рассматриваются как первобытные, – это религии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, североамериканских индейцев.

Другие древнейшие религии уже утратили существование: это религии вавилонян, древних греков и римлян, индейцев майя, ацтеков и т. д.

Религиозное сознание – иллюзорное отражение действительности.

Для него характерно осмысление не реальной действительности, а вымышленной.

Религиозное сознание как индивида, так и группы не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми в процессе их социализации.

Религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики и других специальных знаков.

Специфику содержанию религиозного сознания придает единство двух его сторон – содержательной и функциональной.

Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей, образов, представлений, чувств и настроений.

Функциональная сторона религиозного сознания удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, способствуя эффективному воздействию на их психику.

Особенности религиозного сознания:

1) тесный контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением;

2) четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих.

Религиозная вера, объединяет содержательную и функциональную стороны религиозного сознания.

Вера – это особое психологическое состояние уверенности людей в достижении цели, в наступлении события, в их предполагаемом поведении, в истинности идей при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели.

Религиозная вера – это вера в истинность религиозных догматов, текстов, представлений, в объективное существование существ, свойств, превращений, которые составляют предметное содержание религиозных образов; возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в религиозные авторитеты – отцов, учителей, святых, пророков, харизматиков, церковных иерархов, служителей культа и т. д.

Структура религиозного сознания включает религиозную идеологию и религиозную психологию.

Религиозная идеология – это более или менее стройная система понятий, идей, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации.

Религиозная идеология является результатом целенаправленной, систематизированной деятельности, находящей свое выражение в форме учений, фиксирующих основы религиозного миропонимания.

Религиозная психология – совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих.

Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии.

Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенных причин: факторов, которые с точки зрения данной личности делают ее веру необходимой.

Типология мировоззренческих групп людей (на основании их отношения к религии и атеизму):

1) глубоко верующие. Наличие глубокой религиозной веры. Вера в основном реализуется в поведении.

2) верующие. Наличие религиозной веры. Вера слабо реализуется в поведении.

3) колеблющиеся. Наличие колебаний между верой и неверием. Возможны отдельные элементы религиозного поведения.

Индифферентные к религии люди. Религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений.

Религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления.

Пассивные атеисты. Атеистические убеждения имеются, но не всегда являются глубокими и осознанными.

Религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении.

Активные атеисты. Наличие глубоких атеистических убеждений. Атеистические убеждения реализуются в поведении.

Религиозные, верующие люди в своих мыслях и действиях опираются на определенные образцы для подражания.

Типология религиозных личностей, сложившаяся в ходе развития религиозной практики, на которую ориентируются рядовые верующие:

1) мистик – тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния, чаще всего индивидуалист одиночка;

2) пророк – личность, имеющая нерегулярный, но интенсивный религиозный опыт.

Пророк в отличие от мистика все время с людьми;

3) священнослужитель – посредник между человеком и божеством.

Его основная функция в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам.

Священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке;

4) реформатор – личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом;

5) монах – член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, чтобы вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований;

6) монах – отшельник – человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта;

7) cвятой – личность, воплощающая в глазах религиозной общества идеал совершенства в той или иной его форме;

8) теолог – тип интеллектуала теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме;

9) основоположник религии – фигура, по своему масштабу намного превосходящая все остальные типы религиозных личностей.

Его религиозный опыт настолько уникален и интенсивен, что он становится основой новой религии.

Многообразные формы социального поведения человека основаны на наблюдении над другими индивидами его сообщества, которые служат моделью для подражания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

1. Психология религии У. Джеймса и его теория сознания Философия и психология Уильяма Джеймса (1842-1910) вновь возрождается после периода относительного забвения. Совсем недавно его основные работы были переизданы и теоретические воззрения получили новую оценку. Его

54. Психология религии

54. Психология религии Религия – особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической ниши, функционирующая в форме верований и практических действий.Выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое

Лекция 12. Индивидуальные особенности личности

Лекция 12. Индивидуальные особенности личности Множество, казалось бы, самых различных свойств личности связано относительно устойчивыми зависимостями в определенные динамические структуры. Особенно отчетливо это проявляется в характере человека.Характер – это

Лекция 16. Психологические особенности делового общения

Лекция 16. Психологические особенности делового общения Как уже подчеркивалось в предыдущей лекции, жесты, мимика, интонации – важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может

Лекция 24. Стресс и его особенности

Лекция 24. Стресс и его особенности Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию – стресс. Оказалось, что на неблагоприятные воздействия разного рода – холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое – организм отвечает не

ВЕЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СПЕКТР СОЗНАНИЯ

ВЕЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СПЕКТР СОЗНАНИЯ Кен Уилбер На протяжении нескольких последних десятилетий психологи, теологи и философы на Западе проявляют огромный интерес к универсальному учению о природе человека и реальности, лежащему в основе каждой значительной

Современная психология об устройстве сознания

Современная психология об устройстве сознания Мои переживания остались бы моими личными «семейными радостями», если бы они не подтверждались огромным числом открытий, касающихся сознания. Хоть очень многое из того, что сегодня называется психологией, далеко от

74. Психология религии Религия – специфическая форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественные силы. Религиозные идеи представляют собой систему представлений о Боге, мироздании, обществе и человеке. В состав религиозной идеологии входит теология

41 ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ ОБ ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ

41 ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ ОБ ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ Интенциональный акт – внутринаправлен-ность сознания и его функций на тот или иной предмет независимо от того, является ли сам предмет непознаваемым или истинным.Впервые понятие интенционального акта было

Глава 3.1. Психология религии Как известно, само понятие религии до сих пор остается одним из труднейших для определения в эмпирических, операциональных категориях. Единого определения религии нет, и потому в ходу у исследователей буквально сотни дефиниций. Большая часть

4. Генетическая психология религии. Два пути исследования, как известно, открыты психологии, как общей, так и отдельным ее отраслям, посвященным разработке особенно интересных проблем: она может попытаться дать простое, по возможности точное и беспристрастное описание

Глава 10. Уильям Джеймс и психология сознания

Глава 10. Уильям Джеймс и психология сознания Уильям Джеймс считал, что психология одной стороной граничит с биологией, а другой — с метафизикой, проникая во все области человеческого существования. Джеймс фактически познакомил Соединенные Штаты с психологией, стал ее

Лекция I. Проблема языка и сознания

Лекция I. Проблема языка и сознания Проблема психологического строения языка, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии.Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный

Лекция XVIII ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ К РЕЛИГИИ

Лекция XVIII ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ К РЕЛИГИИ Рассмотрение того, что мы назвали «святостью», поставило нас лицом к лицу с вопросом: является ли чувство «присутствия божества» доказательством существования последнего? Обратившись к мистицизму за ответом на этот вопрос, мы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *