Религиозное воспитание

Счастливое детство начинается с уважения прав ребёнка. Но нередко речь идёт о воспитании в религиозной семье с набожными родителями. Некоторые верования запрещают родителям учить детей в общеобразовательной школе, обращаться за врачебной помощью, предписывают детскую одежду, которая идёт вразрез с принятой в обществе. Кроме того, ребёнок может с вопросами веры столкнуться не только в семье, но и на улице. Как быть в таких ситуациях и как защищаются права детей в рамках законодательства РК? С этими вопросами мы обратились к старшему преподавателю юридического факультета КазГУ, доктору Phd Адилгазы Серикхану и к адвокату, юристу Молдашарипу Кадыржану.

– В Казахстане часто возникают конфликты в школе, когда дети приходят на занятия в религиозной одежде. Как регулирует закон подобные ситуации?

Адилгазы Серикхан: – Я бы хотел сослаться на законодательство. Конституция РК в ст. 30, п. 1, гарантирует гражданам получение бесплатного среднего образования в государственных школах, независимо от их убеждений. Там же в Конституции в ст. 30, п. 4, мы читаем, что государство в лице правительства «устанавливает общеобязательные стандарты образования», то есть школы обязаны им соответствовать.

Что касается одежды и формы, то следует внимательно ознакомиться с Законом РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319. В ст. 5 закона говорится о компетенции уполномоченного органа – Министерства образования и науки, которое осуществляет единую политику в области образования. И в этом же законе мы читаем, что министерство среди прочего «разрабатывает и утверждает требования к обязательной школьной форме».

В ст. 47, п. 15-1, Закона РК «Об образовании» также говорится о том, что учащиеся средних школ должны соблюдать требования к обязательной школьной одежде. Посещать занятия в утверждённой министерством форме. В ст. 49, п. 2, этого же закона написано, что «родители и иные законные представители несовершеннолетних обязаны выполнять правила, определённые уставом организации образования», и выполнять требования касательно установленной министерством формы. Родители обязаны обеспечить детей соответствующей одеждой.

В целях реализации Закона «Об образовании» министерством был издан Приказ №26 от 14 января 2016 года. В нём говорится, что «включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается».

Молдашарип Кадыржан: – Насколько я понял, речь идёт о платке. Действительно, по канонам религии ислам, когда девочке исполняется примерно 10-12 лет (начинается менструальный цикл), она должна покрыть голову от взора посторонних мужчин.

К сожалению, фанатики религии насильно надевают на своих дочерей платок, уже с 0-го класса (5-6 лет) и отправляют их в школы. Но у школ есть свои уставы и правила. И какими бы ни были религиозными родители, они должны понимать, что живут в светской стране.

Соответственно, если родители хотят, чтобы их дети обучались в школах наравне со всеми, то придётся соблюдать правила школ.

До входа на территорию школы ношение одежды законом не урегулировано. Это говорит о том, что если родители сильно набожны, то они могут спокойно надеть платок на дочерей вне стен школы, а придя в школу, временно снять, либо же вообще перевести детей на дистанционное обучение.

Но в связи с последними событиями карантинного режима практика показала, что многие родители просто сошли с ума, обучая своих детей онлайн, и не каждому это под силу.

А что касается ответственности, школы вполне могут не допустить к занятиям детей, которые нарушают школьные правила, а родителей таких детей можно и привлечь к административной ответственности.

– Как наказывают родителей, которые в принципе детей не пускают в школу. Какой закон даёт право на образование детям?

Молдашарип Кадыржан: – Если родители не пускают в школу своих детей без каких-либо уважительных причин (болезнь, участие в соревнованиях), то в соответствии с административным кодексом таких родителей можно привлечь к ответственности и оштрафовать на 27 780 тенге. Согласно Конституции, среднее образование на территории Республики Казахстан – обязательно. А в соответствии с Законом «О семье», родители обязаны обеспечить ребёнку получение обязательного среднего образования.

– Какой закон защищает здоровье детей? Известны случаи, когда отдельные верующие граждане по причине своих религиозных взглядов не дают кровь переливать, некоторые вообще отказываются от медицинской помощи. Кто в этом случае защитит ребёнка и его здоровье от таких родителей?

Молдашарип Кадыржан: – Право ребёнка на охрану здоровья предусмотрено Законом «О правах детей». Но есть нюанс: за детей отвечают родители. Если родитель посчитает, что переливание крови навредит здоровью его/её ребёнка, то он/она имеет полное право отказаться от такой медицинской процедуры. Если органом опеки и попечительства не будет доказано, что родитель наносит очевидный вред здоровью ребёнка, то никто не сможет вмешаться в отношение родителей с детьми.

– Ещё одной актуальной темой стали прививки. Часто против этого выступают родители, которые ссылаются на свои религиозные убеждения. Под угрозой оказывается здоровье ребёнка. Что по этому поводу говорится в законах?

Молдашарип Кадыржан: – Данная тема касается не только религиозных родителей, а родителей в целом. Законом «О здоровье» прописано, что каждый ребёнок должен пройти прививку в установленные правилами периоды. Но здесь уже решает сам родитель. Так как до 18 лет за детей несут ответственность родители, то и принимать решения им. Если родитель считает, что не хочет привить своего ребёнка, то это его/её право.

– Как защищаются права детей в семьях с верующими родителями, если они пытаются вовлечь его в свою веру против воли ребёнка?

Молдашарип Кадыржан: – К сожалению, данный вопрос чётко не урегулирован законодательством. Так как религия отделена от государства, то и внутрисемейное религиозное воспитание не контролируется законом в том числе. Но это только в том случае, если оба родителя верующие.

На моей практике был случай, когда светский отец вдруг ударился в религию, причём деструктивного характера, и начал давить на свою дочь, насильно принуждая её носить платок, читать намаз, не слушать музыку и так далее.

Мы с его супругой добились того, что он имеет право видеться с дочерью только два раза в неделю и только в присутствии мамы, с которой также был расторгнут брак. К этому делу мы подключили орган опеки, Управление по делам религии и Управление образования. Процесс был долгим, но зато сейчас девочка живёт без всякой религиозной агитации со стороны отца и уже не плачет.

Адилгазы Серикхан: – Касательно спорных аспектов воспитания в семье детей, судам надлежит учитывать положение ст. 12 «Конвенции о правах ребёнка» (г. Нью-Йорк, 20 ноября 1989 года, Постановление Верховного совета РК от 8 июня 1994 года «О ратификации Конвенции о правах ребенка») и ст. 62 Кодекса «О браке (супружестве) и семье», где говорится, что ребёнок вправе свободно выражать своё мнение в семье по вопросам, затрагивающим его интересы, независимо от возраста.

Также согласно кодексу ребёнок может быть заслушан в рамках судебного или административного разбирательства. Если до этого дойдёт.

Справка. Согласно данным КНБ РК, в 2019 году из Сирии были возвращены 595 граждан Казахстана. В рамках первого этапа на родину вернули 47 человек, из них 30 детей. В ходе второго этапа – 231 человека, из них 156 детей, в числе которых было 18 сирот. На третьем этапе в Казахстан возвратились 246 человек, в том числе 171 ребёнок. На четвёртом этапе на родину вернули 71 гражданина Казахстана, среди них 49 детей. «Таким образом, из Сирии были возвращены 595 человек: 33 мужчины, 156 женщин, 406 детей (32 сироты)»,– говорится в распространённом КНБ РК сообщении.

– Если по какой-то причине ребёнок захочет принять какую-то веру, но родители возражают, как в данном случае поступает закон?

Молдашарип Кадыржан: – К сожалению, такие случаи законом тоже не урегулированы.

– Как действующее законодательство защищает детей от влияния деструктивных сект?

Адилгазы Серикхан: – Законодательство РК ограничивает влияние на детей деструктивных сект. Но родителям нелегко доказать факт вовлечения их ребёнка в секту.

Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию РК» от 2 июля 2018 года №169 регулирует отношения, касающиеся реализации прав детей на получение информации. В том числе по части защиты ребёнка от информации, способной причинить вред его здоровью и развитию.

Молдашарип Кадыржан: – Если ребёнка агитирует посторонний человек, то такое лицо можно привлечь к административной ответственности, наложив взыскание в виде штрафа от 138 900 тенге. Если же агитируют родители, то закон никак не может вмешаться в семейное воспитание.

Добавлю, что я не имею ничего против религии, но всё же я на стороне соблюдения канонов религии с умом и без фанатизма.

Основные понятия, связанные с религиозным воспитанием и просвещением

В настоящее время вопрос религиозного воспитания является одним из наиболее актуальных и сложных. Данная проблема вызывает большой интерес не только со стороны педагогов, но и со стороны общества.

Религия – это одно из направлений общественного сознания, представленное сложившимися и устоявшимися убеждениями, которые предусматривают безусловную преданность конкретной идее, закону, ценности или принципу.

Воспитание – это процесс передачи жизненного опыта подрастающему поколению и формированию норм и правил поведения, принятых в обществе.

Определение 1

Религиозное воспитание – организованный процесс, направленный на духовно-нравственное совершенствование личности и способствующий ее развитию через определенную веру (в вечную жизнь, бесконечную любовь, совершенство и т.д.), привитую различными социальными институтами и проявляющуюся в во всех сферах общественной жизни.

Воспитательный потенциал религиозного воспитания основан на том, что её фундаментом является целостность знания и веры, которые способствуют выработке у учащихся ценностных ориентаций, помогают самоопределиться в жизни.

Одним из основных элементов религиозного воспитания является религиозное просвещение, основная функция которого – это трансляция специфических знаний в области религии. Религиозное просвещение может осуществляться только лицами, имеющими специальную профессиональную подготовку (священнослужители). Под специфическими знаниями в области религии понимают разнообразные религиозные доктрины: ценности, образ жизни и мироощущение.

Задачи религиозного воспитания и просвещения

Основные задачи религиозного воспитания заключаются в следующем:

  1. Формирование этичной личности. Под этикой в рамках религиозного воспитания понимают ответственность перед окружающими людьми, в широком смысле ее понимания. Человек может чувствовать ответственность за других людей, только в том случае, если он способен к эмпатии. Именно поэтому религиозное воспитание, в первую очередь, направлено на формирование у ребенка милосердия, доброты и умения сострадать. Важно научить ребенка не просто совершать акт милосердия, а получать от этого реальное удовлетворение.
  2. Формирование духовно-нравственных качеств личности каждого ребенка – направлено на усвоение и принятие религиозных знаний и правил, овладение навыками нравственного поведения.

Задачи религиозного воспитания находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Духовно-нравственные качества личности являются основой для милосердия. Именно поэтому с самого появления религиозного воспитания в школах (гимназиях, лицеях), основной его целью было сформировать у ребенка устойчивый нравственный характер.

Замечание 1

Таким образом, религия в процессе воспитания призвана духовно «укреплять» конкретные мысли, жизненные устои, принципы и нормы поведения.

Религиозное воспитание, несмотря на всю его противоречивость, очень важно, так как именно оно способно сделать человека человеком, научить современных граждан быть в первую очередь людьми. Однако важным является и тот момент, что нельзя насильно заставлять идти человека по конкретному религиозному пути. Каждый должен сам «придти» к той религии, которая ему ближе и понятнее, либо вовсе отказаться от какой-либо религии.

Возможные проблемы религиозного воспитания в школе

Несмотря на то, что религиозное воспитание показывает высокие воспитательные результаты, существует ряд проблем, связанных с его внедрением в воспитательный процесс школы.

Одной из основных проблем является то, как именно выражается религия. Довольно часто ее навязывание осуществляется в агрессивной форме. Взрослые, стараясь привлечь ребенка к религии, не всегда учитывают его мнение, состояние его внутреннего мира, да и в целом игнорируют его желания. В том случае, если религию «навязывают» ребенку, то она не только не приносит ожидаемого воспитательного эффекта, а напротив, способствует формированию негативных сторон личности.

Второй наиболее остро стоящей перед современной школой проблемой является вопрос о том, что «стоит ли вообще вносить религиозные предметы в учебные программы?» и «как достичь оптимального уровня религиозного обучения и воспитания в нашем многоконфессиональном обществе?». К тому же современное государство является светским, равно как и существующая система образования. Все это вызывает опасение, что детям будет навязана конкретная система мировоззрения.

Для решения данной проблемы, представители религиозных конфессий отвечают, что «церковь не стремится подменить школу в образовательном процессе, она всегда открыта для сотрудничества и партнерства по вопросам воспитания подрастающего поколения».

Таким образом, сотрудничество церкви и школы на основании социального партнерства не будут нарушать светскости образования и ни в коем случае не умаляют значимости государственных образовательных организаций в сфере обучения и воспитания.

Кроме того, в настоящее время интересы церкви и государства в лице школы, совпадают по многим пунктам:

  • осуществление процесса интеграции учащихся в национальную культуру различных народов, населяющих наше многонациональное государство;
  • организация процесса социализации учащихся в обществе;
  • воспитание у учащихся целостного духовно-нравственного мировоззрения;
  • воспитания этических традиций;
  • формирование у учащихся гражданской и культурной идентичности;
  • профилактика различных социальных девиаций.

Однако в настоящее время светскость современного государства трактуется в сторону атеизма и антирелигии. В связи с чем, чаще можно встретить запрет на введение в образовательные программы учебных дисциплин, связанных с религией.

Замечание 2

Таким образом, школа не должна игнорировать такого важного элемента в жизни общества, как религия, способствующего воспитанию милосердной и нравственной личности. Необходимо научиться ее правильно применять в педагогическом процессе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Зайцева, Ольга Рафаилевна, 2005 год

1. Библия. Книги Священного Писания. М.1998 г.

2. Алексеев П.В. Социальная философия: учебное пособие, М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 г., 256 с.

3. Аскарова Г.Б. Религиозно-эстетическое просвещение в светской школе. // Педагогика, 2005, № 1, С. 37 45.

4. Ахтамзян Н.А. Дискуссия в немецком обществе об образовательной политике Германии. // Педагогика, 2003, № 2, С. 67 74.

5. Ахтамзян Н.А. Система государственно-общественного управления образованием в Германии. // Педагогика, 2004, № 6, С. 85 -93.

7. Безрогое В.Г. Светские и религиозные начала в школьном образовании Ирландии. // Педагогика, 2004, № 3, С. 99 102.

9. Блаженов Д. Христианство: закон и свобода. //История. Издательский Дом «Первое сентября», 2002 г. № 20, С. 11.

10. Бибихин В.В. Философия и религия. // Вопросы философии. 1992. №7. С. 31-43.

11. Боговоплощение и духовный смысл Христианской цивилизации: Слово Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. //Воспитание школьников. 2000, № 4, С. 2 — 4.

12. Бондаревская Е.В., Кульневич С.А. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие для педагогических учебных заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-н-Д.: Творческий центр «Учитель», 1999, 560 с.

13. Бёмер Г. История ордена иезуитов. /Перевод с немецкого Н.Попова. Смоленск: «Русич», 2002, 464 с.

14. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. М.: Истина и жизнь, 2000, 140 с.

15. Величко О.И. Пий XII в отечественной историографии второй половины XX в. // Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы 1939 1958 (Дискуссионные аспекты), М.: РАН Институт славяноведения, 2003, С. 166 — 181.

17. Власова Т.И. О содержании и методах воспитания духовности у современных школьников. //Известия Южного отделения Российской академии образования. Выпуск IV, Ростов-на-Дону, 2002, С. 166- 175.

18. Воробьев Н.Е., Иванова Н.В. Модернизация учебного процесса всредней школе Германии. // Педагогика, 2002, № 7, С. 96 106.

19. Воробьев Н.Е., Новакова О.В. Дидактическая система В. Клафки. // Педагогика, 2004, № 2, С. 80 84.

20. Воробьев Н.Е., Новакова О.В. Педагогика экзистенционализма как одно из направлений развития педагогической мысли в Германии: Монография. Волгоград, 2002, 141 с.

21. Воробьев Н.Е. Спортивная педагогика в Германии: становление, развитие, проблемы. Волгоград, 1997, 159 с.

22. Ворожейкина O.JI. Образование в Федеративной Республике Германия.// Социально-политический журнал. 1998, № 4, С. 172- 180.

23. Вульфсон Б.Л. Мировое образовательное пространство на рубеже XX XXI вв. // Педагогика, 2002, № 10, С. 3 — 14.

24. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: Изд-во УРАО, 1999 г., 208 с.

25. Газман О.С. Гуманизм и свобода. // Основы педагогики, /под ред. Вульфова В.Д., Иванова В.Д. М.: Изд-во УРАО, 1999,1. С. 220 229.

26. Генкель Г. Народное образование на Запале и у нас. СПб: Типография Брокгаузъ — Ефронъ, 1906, 150 с.

27. Глейзер Г.Д. Новая Россия: общее образование и образующиеся общество.// Педагогика, 2000 г., № 6, С. 3 13.

28. Государство и образование: опыт стран на Западе. Сборник обзоров. М., 1992, 140 с.

29. Давлетин К.Д. Национальные и религиозные компоненты культуры. // Педагогика, № 6, 2003 г. С. 74 81.

30. Ч 33. Демков М.И. История Западно-европейской педагогики. М.: Типография Сытина, 1912, 407 с.

31. Джемс, У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993. 620 с.

32. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и перспективы развития. М.: Просвещение, 1993, 193 с.

33. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. -М.: Педагогическое общество России, 2000, 352 с.

34. Джуринский А.Н. Сравни тельная педагогика. М.: Академия,1998, 176 с.

35. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. 195 с.

36. Долженко О.В. Очерки по философии образования. М., 1995, 300 с.

37. Ельцова О.В. Система негосударственных школ ФРГ. // Педагогика, 2002, № 9, С. 91 98.

38. Жиров А.И., Мосин В.Г., Соломин В.П. Создание,формирование и функционирование образовательных систем:

39. Монография. СПб, 1999,91 с.

40. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. Том 1. Христианское учение о познании.М. 1996, 450 с.

41. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: фонд «Христианская жизнь», 2002. 272 с.

42. Ершов А.С. О некоторых учебных заведениях в Западной Европе. // Русский вестник. № 4, 1863 г. С. 835 848.

43. Иванова И.М. Развитие научно-образовательной системы Германии в едином европейском пространстве. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Елец, 2000 г., 22 с.

44. Иванова Н.В. Основные направления развития содержания общего среднего образования в Германии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград, 2001, 185 с.

45. Ильин А. Иезуиты и их влияние на историю человечества. М.: Изд-во Сытина, 1905, 78 с.

46. История педагогики и образования. Учебное пособие. /Под ред. Пискунова А.И. — М.: Творческий центр «Сфера», 2001 г., 512 с.

47. Йонт, Р.У. Созданы, чтобы учиться: введение в педагогическую психологию для системы христианского образования: СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2001, 375 с.

49. Карсавин Л.П. Католичество. Пг.: Изд-во «Огни», 1974, 161 с.

50. Каптерев П.Ф. о семейном воспитании. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. /Сост. и автор коммент. Андреева И.Н. М.: Издательский центр1. Академия», 2000. 168 с.

54. Колесова И.С. О роли религиозной культуры в содержании образования. // Педагогика, 2003, № 9, С. 108 109.

55. Краевский В.В. Философия, культура, образования (материалы круглого стола).// Вопросы философии, 1999, № 3, С. 3 55.

56. Куломзина С.С. Что значит молиться Богу? М., 2002, 318 с.

57. Курдюмова И.М. Община и школа: партнерское взаимодействие: зарубежный опыт. //Перемены 2003 г. № 2, С. 14-18.

58. Ланин Б. Образование в Германии.// Педагогический вестник. № 5, 1998 г. С. 28 35.

59. Лиферов Б.Т. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира: типология, сравнительный анализ. Рязань: Изд-во Рязанского педагогического университета, 1997 г., 53 с.

60. Любан Т.Н. Христианско-педагогическая антропология129

62. Лыкова Н.Г. Возможности православного воспитания вформировании духовно-нравственных ценностей учащихся. //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (13.00.01), Тюмень — 2003 г., 22 с.

63. Метлик И.В. Изучение религии в системе образования. // Педагогика, 2003, № 7, С. 71 78.

65. Мухамеджанова Н.М. Актуальные проблемы развития культуры в контексте обновления содержания образования. Учебно-методическое пособие для учителей гуманитарного цикла ко всем видам курсов. Оренбург: ООИПКРО, 2000 г., 86 с.

67. Павлов А.С. Курс церковного права. /Посмертное издание редакции «Богословского вестника», выполненное под наблюдением доцента Московской Духовной Академии И.М.Громогласова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Собственная типография, 1902 г., 593 с.

68. Пигалев А.И. Вера.// Культорология. XX век. Энциклопедия. * СПб., 1998. Т.1. С.107.

69. Пилиповский В.Я. Неогуманистические идеи в западной педагогике.// Педагогика, 1993, № 6, С. 97 103.

70. Писарева Л.И. Дидактические исследования в ФРГ. // Педагогика, 2003, № 8, С. 98 102.

71. Писарева Л.И. Организация педагогической науки в ФРГ. // Педагогика, 1999, № 4, С. 108 112.

72. Писарева Л.И. Модернизация школьного образования ФРГ. // Народное образование, 2004, № 2, С. 33 38.

73. Пискунов А. И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII XX вв. — М.: Педагогика, 1976, 296 с.

74. Полонская И.Н. Религиозный опыт: экзистенциальный аспект социально-философского анализа. //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростовский государственный университет, 2001 г., 23 с.

75. Прянникова В., Равкиев 3. История образования и педагогической мысли. М., 1995, 125 с.

77. Религиозное понимание духовности. //Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учебное пособие. М. 1999, С . 91 — 108.

79. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.; Издательство131

80. Первое сентября», 2000. 496 с.

81. Суворов С. Б. Политические системы и образовательная политика в современном мире. / Под ред. Долгова В.М. Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 1999 г. 187 с.

82. Тихонова М.Г. Объединенная Германия. Образовательная политика. // Педагогика, 1994, № 5, С. 103 113.

83. Филиппов В. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание. // Воспитание школьников № 3, 1999, С. 5 — 7.

84. Философия и педагогические проблемы взаимосвязи. — Сборник научных трудов. Свердловск, 1988, 108 с.

85. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы круглого стола). // Вопросы философии, 1995, № 11, С. 3-35.

86. Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992. 475 с.

87. Хриенко Т.В. Динамика духовных ценностей современной молодежи. // Социально-гуманитарные знания, 2005, № 1, С. 197-203.

88. Чурсина Э.А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики. //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 2001 г., Елец, 18 с.

89. Штейнер П. Духовное обновление педагогики. М., 1995, 251 с.132

90. Большая советская энциклопедия. /Гл. ред. Прохоров А. М. -М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1974, т. 18.

91. Энциклопедический словарь. /Под ред. Ф.А. Брокгауза и И.А.Ефрона. СПб: Типолитография И.А.Ефрона, 1893, т. 8а, Германия, С. 485.

92. Albers, Wolfgang. Kurswissen Religion: Kirche Staat — Politik. Stuttgart: Klett, 1994.

93. Almond, B. Moral concerns. Atlantic Highlands, N.J. 1987 (Humanities Press International), s. 380.

95. Anweiler, O. Schulpolitik und Schulsystem in der DDR/ Opladen, 1988.

96. Aretz, J. Schwierige Orientierungssuche. Kirche und Gesellschaft. J.P. Bachem Verlag GmbH, Koeln, 2003, Nr. 297, s.16.

98. Avenarius, H. Die Rechtsordnung der Bundesrepublik Deutschland. Eine Einfuerung. Neuwied: Luchterhand, 1995.

99. Badura, P. Grundpflichten als verfassungsrechtliche Dimension. // Deutsches Verwaltungsblatt, 97. Jg. 1982, 861 872.

100. Baeumler, Chr. Funktion der Theologie: Wissenschaft und Praxis in Kirche und Gesellschaft 62 (1973), S. 288 298.

104. Bartolomaus W. Einfuhrung in die Religionspadagogik. Kosel-Verlag, Munchen, 1983, 200 s.

105. Beck, C., Crittenden, В., Sullivan, E. Moral education. New York, 1991, Newman Press.

107. Biemer, G. Theologische Grundlagen der Jugendpastoral: Diakonia 12 (1981), S. 293 -310.

108. Biemer, G. Der Dienst der Kirche an der Jugend. Handbuch kirchlicher Jugendarbeit I, Freiburg, 1985.

109. Biemer, G., Biesinger, A. Christ werden braucht Vorbilder, Mainz, 1983.

110. Bienemann, G. Glauben entfalten Leben ermoeglichen, Muenchen, 1982.

113. Bitter, G. Hinfuerung zur Diakonie als Aufgabe der Katechese: LebKat 7, 1985, S. 15-20.

115. Bleistein, R. Jugend zwischen Scholarium und Emanzipation, Muenchen, 1972.

116. Bleistein, R. Hinwege zum Glauben, Wuerzburg, 1975.

117. Bleistein, R. Kirchliche Jugendarbeit, Duesseldorf, 1976.

119. Boer, Ch. Dei Massstab der Menschenwuerde. // Kirche und Gesellschaft. J.P. Bachem Verlag GmbH, Koeln, 2003, Nr.301.

120. Brezinka, W. Glaube, Moral und Erziehung. Muenchen; Basel: E. Reinhardt, 1992.

122. Bubolz, Georg (Hrsg.). Religionslexikon: Kompaktwissen fuer Schueler und junge Erwachsene. Cornelsen: Frankfurt/M, 1990.

124. Chirri, G. On reading the General Principles N. 11: Progressio, 53,1984, S. 13 15.

126. Dammeyer, M. Ziel Gesamtschule. Dortmund, 1985.

128. Doerger, H. J. Religionsunterricht in der Schule. Verlag W., Stuttgart, 1980.

129. Doerger, H.J., Lott, J. Einfuehrung in die Religionspaedagogik, Verlag W. Kohlhammer, Stuttgart, Berlin, 1977.

130. Edelstein, W. Moralisch Intervention in der Schule, Skeptische Ueberlegungeg. // Oser / Fatke / Hoeffe, 1986, S. 439 444.

131. Engelmayer, O. Einfuerung in die Wertpsychologie. Darmstadt, 1977, (Wissenschaftliche Buchgesellschaft).

132. Esser, W.G. Religionsunterricht und Konfessionalitaet. Zum Religionsunterricht morgen VI, 1975.

136. Feifel E., Lauenberger R., Stachel G., Wegenast K. Handbuch der

137. Religionspadagogik. Band I, Religiose Bildung und Erziehung Gutersloher Verlagshaus, 1977.

138. Fend, H. Gesamtschule im Vergleich. Bilanz der Ergebnisse des Gesamtschulversuchs. Weinheim, 1982.

139. Fox H. Katholische Religion (Kompendium Didaktik), Ehrenwirth, Munchen, 1983.

140. Frankl, V.E. Der leidende Mensch. Antripologische Grundlagen der Psychoterapie, Muenchen, 1990.

142. Fuer, Ch. Deutsches Bildungswesen seit 1945. Grundzuege und Probleme. Bonn, Inter Nations, 1996.

143. Geissler, G. Das Problem der Unterrichs-Methode. (o. J.) Quellen, 1985.

146. Gollwitzer H. Was ist Religion. (Fragen zw. Theologie, Soziologie, Padagogik) Piper Munchen Zurich, 1985.

148. Hamann, В. Die Lebenswelt heutiger Jugendlicher. // Kirche und Gesellschaft. J.P. Bachem Verlag GmbH, Koeln, 2000, Nr. 268. s. 16.

149. Heimann, P, Otto, G., Schultz, W. Unterricht. Analyse und Planung. // Blumenthal, A., Ostermann, A. Auswahl. Reihe В., 1978.

150. Heitger, M. Prolegomena zu einer neuen Bestimmung von Religion und Bildung: Wissenschaft und Glaube, 1, 1988, S. 40 52.

152. Helmreich, E. C. Religionsunterricht in Deutschland. Muenchen, 1966.

153. Hepp, G. Erziehung im Spannungsfeld von Familie und Schule. // Lehren und Lernen, 16. Jg. 1990, Heft 7, S. 6 21.

155. Horstmann-Schneider A. Sein und menschlicher Existenz. Konigshausen & Neumann, Wurzburg, 1995.

157. Kaufmann, F.X. Die heutige Traditionskrise und der Religionsunterricht. // Bischofskonferenz, 1989, S. 60 73.

158. Kimminich, O. Was ist Grundwerte? Zum Problem ihrer Inhalte und ihrer Begruendung Duesseldorf, 1977.

160. Knauber, A. Religionspaedagogik. In Lexokon fuer Theologie und

161. Kirche, Hoefer, J., Achter Band, Herder, Freiburg im Breisgau, zweite Auflage, 1963.

162. Koecher, R. Religionsunterricht zwei Perspektiven. // Bischofskonferenz, 1989. S. 22 — 59.

165. Leuser, C. Abitur-Wissen Religion: Die Frage nach dem Menschen. Freising: Stark, 2000.

166. Leuser, C. Abitur-Wissen Religion: Christliche Ethik. Freising: Stark, 2002.

167. Lewis, C. S. The Problem of Pain. Macmillan Publishing Company, New York, 1986, 160 p.

171. Luebbe, H. Religion nach der Aufklaerung. Hamburg, 1986.

172. Luhmann, N. Funktion der Religion. Frankfurt, 1977 (Suhrkamp).

173. Mackie, J. L. Ethik. Auf der Suche nach dem Richtigen und Falschen. Stuttgart, 1991 (Reclam).

175. Maier, R. Muendigkeit. Zur Theorie eines Erziehungszieles. Bad Heilbrunn, 1981, Klinhardt.

177. Najder, Z. Values and evaluations. Oxford, 1975 (Clarendon Press).

178. Nass, E. Christliche Ueberzeugung gefragt. // Kirche und Gesellschaft. J.P.Bachem Verlag GmbH, Koeln, 2002, Nr. 295, s.16.

180. Nipkow, К. E. Grundfargen der Religionspaedagogik, 2 Bde. (GTB 105 -106, 1978).

181. Ohlig, Karl-Heinz. Religion in der Geschichte der Menschheit. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2002.

182. Oliver, D., Bane, M. J. Moral education: is reasoning enough? // Beck / Crittenden / Sullivan, 1971, S/ 252 271.

183. Otto, G. Schule Religionsunterricht — Kirche, 1968.

184. Peters, Hans. Elternrecht, Erziehung, Bildung und Schule. In140

185. Bettermann, К.A., Scheuner, U. Die Grundrechte. Berlin, 1988, S. 369-445.

186. Rahner, K., Vorgrimler, H. Kleines Theologisches Woerterbuch. 11. Aufl., Freiburg im Breisgau: Herder, 1978

190. Rokeach, M. The nature of human values. New York, 1973 (The Free Press).

191. Rolff, H.-G. u.a. Jahrbuch der Schulentwicklung. Bd.: 8 Weinheim, 1994.

193. Schmidt H. Leitfragen Religionspadagogik, Verlag w. Kohlhammer, Stuttgard Berlin — Koln, 1991.

194. Schmidt-Kortenbusch, M. Abitur-Wissen Religion: Mission, oekumene, eine Welt. Stuttgart: Klett, 1996.

197. Seibert, J. Lexikon christlicher Kunst. Freiburg im Breisgau: Herder, 1980.

198. Stachel G., Esser W. Was ist Religionspadagogik, Benziger Verlag, 1971.

200. Steinbuechel, T. Christliche Grunghaltungen in der Krise der Zeit und des Menschen. Frankfurt am Mein, 1949 (Knecht).

201. Stock, H. Studien zur Auslegung der synoptischen Evangelien im Unterricht, 1967.

202. Stoodt, D. Die geselschaftliche Funktion des Religionsunterrichts. // Ev. Erzieher 21, Jg. 1991, S. 49.

203. Studienfuerer fuer den Fachbereich Evangelische Theoligie. 16. • Aufgabe, Marburg, WiSe 2002 / 2003, 100 s.

204. Tillmann, K.-J. Unterricht als soziales Erfahrungsfeld. -Bonn, 1976.

207. Wegenast, K. Curruculimtheorie und Religionsunterricht, 1972.

208. Wehr, G. Die sieben Weltreligionen. Kreuzlingen/Muenchen: Hugendubel, 2002.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *