Религиозные культы

52. Религиозный культ

Религиозный культ представляет собой совокупность религиозных обрядов. Обряд является специфическим элементом религии. Всякий обряд есть стереотип коллективных действий, символизирующих те или иные общественные идеи, нормы, идеалы и представления.

Специфика религиозных обрядов состоит в их идейном содержании и направленности, т. е. в том, какие именно идеи, представления, мифы и образы они воплощают в символической форме. Напротив, культ есть лишь социальная форма объективации религиозного сознания, реализации религиозной веры в действиях группы индивидов.

Между сверхъестественными силами или существами, в которые верит человек, и самим верующим формируются особые двусторонние отношения, названные нами выше «иллюзорно-практическими». Они иллюзорны, поскольку предмет религиозной веры объективно не существует, но они носят практический характер, поскольку реализуются в религиозном культе.

Религиозный культ, следовательно, есть реальная, социально-объективированная форма воздействия на предмет религиозной веры. Из этого вытекает, что он не может рассматриваться вне и помимо религиозных верований, символическим воплощением которых является. Характерно, например, что одни и те же с точки зрения их естественного, материального содержания культовые действия приобретают в различных религиозных системах принципиально отличное идейно-символическое и образное содержание. В религиозном обряде главное значение имеют не сами ритуальные действия, а их осмысление, истолкование верующими и служителями культа.

С научной точки зрения любые обряды, в том числе и религиозные, имеют социальную природу. В зарубежной литературе довольно широко распространена психоаналитическая интерпретация религиозных обрядов, согласно которой последние являются либо формами проявления бессознательных агрессивных или сексуальных побуждений, либо объективацией неких «архетипов», существующих в коллективном бессознательном.

Обряды вообще и религиозные в частности ни в коем случае не являются спонтанным проявлением бессознательных побуждений отдельного индивида. Религиозные обряды есть важная форма практической совместной жизнедеятельности верующих. Через нее реализуется их воздействие на сверхъестественные силы и существа. Иначе говоря, религиозные обряды, как и религия в целом, представляют собой целиком общественный продукт.

Именно через религиозные обряды приобщается индивид к той или иной конфессиональной общности, именно культовые действия являются для религиозных организаций важным средством «улавливания душ».

Следующая глава >>

1. Религиозный раскол

6. 1. Религиозный раскол Происходит религиозный раскол ранее единого христианства на несколько крупных ветвей – религий. Перечислим

5. РЕЛИГИОЗНЫЙ РАСКОЛ

5. РЕЛИГИОЗНЫЙ РАСКОЛ В XV веке происходит религиозный раскол ранее единого христианства на несколько крупных ветвей — религий. А именно, на православие, ислам, католицизм, буддизм, иудаизм.Таким образом, все известные сегодня основные религии, перечисленные выше, вышли

Культ «Высшего существа» и Культ Разума

Культ «Высшего существа» и Культ Разума Упразднив христианские службы и закрыв монастыри, революционеры ввели новую религию — «Культ Разума». Собор Парижской Богоматери был переименован в «Храм Разума» и 10 ноября 1793 года там состоялось грандиозное представление:

III РЕЛИГИОЗНЫЙ КРИЗИС

III РЕЛИГИОЗНЫЙ КРИЗИС Другим испытанием был религиозный кризис. Ныне довольно трудно понять то значение, которое в IV и V веках имели великие ереси ариан, несториан, монофизитов, так глубоко волновавшие восточную церковь и государство. В них часто усматривают простые

74. Религиозный быт

74. Религиозный быт В религии древних евреев первое место занимало богослужение со всеми его внешними церемониями. Главным центром богослужения в Иудее был столичный город Иерусалим, а в Израильском царстве — провинциальный город на южной границе, Бетэль. Но в обоих

Глава 3 Религиозный фон

Глава 3 Религиозный фон В том, что касалось личной веры, отец Жозеф до конца дней оставался верным учеником Бенета из Канфилда. Если мы хотим понять ученика, то должны узнать учение наставника. Но чтобы оценить его учение верно, сперва следует познакомиться с той

Религиозный синкретизм

Религиозный синкретизм Набуриманни и Кидинну заслуживают быть в первых рядах в истории чистой науки, но нам не следует приписывать им современную «научную философию». Такое отношение было возможно только у греческих философов-агностиков, которые при этом были впереди

АУГСБУРГСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР

АУГСБУРГСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР Карл V Габсбург был реалистически мыслящим человеком. Вопросы веры как таковые, судя по всему, его не слишком интересовали. Если он и воевал с протестантскими князьями в Германии, то только потому, что они угрожали его центральной власти и, в

Религиозный раскол

Религиозный раскол Покончив с властью давидидов на территории северных племен, израильский царь поторопился избавиться и от религиозного влияния ааронидов из иерусалимского Храма. С этой целью он создает два собственно израильских религиозных центра — один на юге, в

♦ Домашний культ, общественный культ

? Домашний культ, общественный культ О домашнем культе мы уже говорили не раз: напомним, что к нему прибегали при необходимости совершения обрядов перехода (см. Этапы жизни и обряды перехода, глава 4); он касался лишь конкретного человека или ограниченного сообщества

1555 Аугсбургский религиозный мир

1555 Аугсбургский религиозный мир После начала Реформации Германия оказалась расколотой на две части, протестантскую и католическую, между которыми в 1546–1547 гг. началась война. В ходе ее всем стало ясно, что легкая победа одной из сторон невозможна и что Священная Римская

Брак как религиозный институт

Брак как религиозный институт На фоне большинства европейских стран, где в ту эпоху постепенно вводился гражданский брак, императорская Россия резко выделяется своей решительной позицией в зaщиту брака как строго религиозного института. Начиная с середины XVIII века

Погребальный культ и культ предков

Погребальный культ и культ предков Довольно долго у славян сохранялся патриархально-родовой строй. По свидетельству византийских историков, славяне жили племенами и родами, состоявшими из больших семей. Роды и семьи возглавлялись старейшинами. Поэтому у славян

Религиозный синкретизм в Китае

Религиозный синкретизм в Китае Конфуцианство, даосизм и буддизм, сосуществуя в Китае в течение долгих веков, постепенно сближались между собой, при этом каждая доктрина находила свое место в складывавшейся общекитайской системе религиозного синкретизма. Конфуцианство

Культ личности или культ великой идеи?

Культ личности или культ великой идеи? В описанных условиях и речи быть не может о борьбе с коррупцией. Победить ее можно, только свергнув власть финансовой экономики, «денежного мешка». И нашей стране удалось этого добиться. Впервые во всемирной истории. Почему же

Кому верить?

Усилению влияния нетрадиционной религиозности способствует факт духовной атрофированности общества. Вовлеченные в секты люди, в особенности молодежь, перестают быть носителями традиционных ценностей. Неокульты изменяют национальное самосознание, мешают их исторической памяти, трансформируют ментальность. Декларируемая их лидерами приверженность неким абстрактным «общечеловеческим» духовным ценностям есть не что иное, как попытка завуалировать с помощью ни к чему не обязывающих призывов свое стремление к религиозно-политическому влиянию.

В современном сектоведении принято делить секты на тоталитарные и классические. Классические или исторические, это те религиозные секты, вероучение которых отличается от традиционных конфессий, но при этом они не несут социальной опасности, не травмируют психику человека.

Традиционные религиозные организации всегда созидательны. И это одно из коренных отличий от секты. Можно долго перечислять, какое цивилизационное влияние оказало христианство на становление культуры и государственности в нашей стране. Мы знаем огромное количество ученых, поэтов, писателей, которые считали себя христианами, и христианство влияло на их творчество и труд.

Например, сложно представить Гоголя или Достоевского без православия, или всемирно известного химика Роберта Бойля без протестантизма. При этом нам совершенно не известен ни один известный ученый физик-иеговист, поэт-сайентолог, архитектор-мунит.

– Я читаю лекции в разных аудиториях на тему религиозного экстремизма, – говорит кандидат философских наук, член Союза журналистов России, священник Ставропольской и Невинномысской епархии Антоний Скрынников, – И часто приходится сталкиваться с величайшим заблуждением. К примеру, человек говорит, я не попаду в секту, потому что я умный, кандидат наук, майор полиции, окончил школу с золотой медалью и т.п. Все это глупости, все это не работает. В секты попадают разные люди, от генералов до докторов наук. Попадают, прежде всего, те люди, которые не знают собственной религиозной традиции, которых легко обмануть, выдав культ за традиционную конфессию.

По словам отца Антония, зачастую люди, попадающие в секту, находятся в стрессовой ситуации, тогда человек более доверчив. Это азы психологии, которые хорошо знают все мошенники, начиная от мормонских проповедников и заканчивая телефонными мошенниками из мест лишения свободы.

Одно время Свидетели Иеговы «дежурили» возле похоронных контор. Ведь очевидно, что человек, который идет в похоронное бюро, находится в угнетенном психическом состоянии – у него умер кто-то близкий. И если в этот момент к нему подойти со словами утешения, пригласить на собрание, то есть надежда, что человек в своей скорби откликнется на такой подход.

– На нашей памяти и более страшные случаи, когда последователи шарлатана Григория Грабового «работали» в Северной Осетии во время теракта в Беслане и после него. Они собирали деньги с убитых горем матерей, обещая им воскресить их деток… – напоминает отец Антоний.

Не всегда деструктивное влияние тех или иных культов может проявляться напрямую. Часто секты для того, чтобы скрыть свою религиозную деятельность и уйти от надзора правоохранительных органов, маскируют свою деятельность. Например, регистрируются как спортивные, педагогические, общественные, медицинские и прочие организации, вводя в заблуждение не только государство, но и доверчивых граждан.

Один из таких ярких случаев произошел несколько лет назад в станице Темнолесской Шпаковского района. Там секта «Анастасиевцев» выкупила несколько гектаров земли и зарегистрировались как КФХ «Смородина». В течение долгого времени никто и не подозревал, что вместо крестьян-фермеров там собираются сектанты.

В августе страну потрясла страшная новость из Ульяновской области, где 16-летний подросток убил мать, младших брата и сестру, бабушку и дедушку, а потом покончил с собой. Мало кто тогда обратил внимание, что его мать была привержена к вазирелигиозной системе «дизайн человека» и последние несколько лет в воспитании сына строго следовала инструкциям адептов этой секты.

Не зная броду, не суйся в воду

В епархию часто обращаются люди с вопросом: что делать, если близкий человек попал в секту?

– Самое главное – не терять с ним контакт, – советует отец Антоний. – Большинство сект старается разорвать связь новичка с родственниками и друзьями, чтобы иметь большое влияние. Поддерживая отношения с близким, не нужно играть в поддавки и делать вид, что вас всё устраивает. Отказываться от общения нельзя. Когда вы обратитесь к специалистам (священнику, психологу, в полицию), им нужно будет четко понимать, в какую секту попал ваш близкий. Вы можете посмотреть названия и авторов литературы, которую он читает, посмотреть сайты, которые он посещает. И, конечно, не надо отчаиваться. Как показывает опыт и практика, при грамотном подходе, рано или поздно близкий вам человек покинет секту.

Отца Антония дополняет иерей Ставропольской и Невинномысской епархии Евгений Шишкин.

– В силу чрезмерной активности проповедников большинства нетрадиционных религиозных учений, простому человеку не всегда удается избежать общения с ними на богословские темы, – говорит он. – Здесь стоит вспомнить русскую пословицу: «Не зная броду, не суйся в воду». В общении с сектантами нельзя проявлять самонадеянность – не надо оставаться один на один с полученным от них информационным «вбросом», его надо обязательно обсуждать с человеком, более компетентным в религиозных вопросах.

По словам отца Евгения, интернет в данном случае вторичен по сравнению с живым общением, хотя и он может быть важным инструментом поиска информации о «подводных камнях» той или иной секты. Один из ключевых принципов безопасности в любой сфере гласит: «Предупрежден – значит вооружен». Нередко деструктивные культы работают «под прикрытием», имитируя коммерческие, благотворительные, образовательные и прочие организации. Защита от опасностей религиозного плана нередко похожа на защиту от мошенников в финансовой сфере, с той лишь разницей, что во втором случае под угрозой все-таки кошелек, а не душа.

Как же быть, если жертвой опасной секты стал кто-то из близких?

– Если налицо признаки уголовного преступления, конечно, предпринимаются меры по линии правоохранительных органов, – советует отец Евгений. – А если вы только предчувствуете неладное? Неужели ждать, пока случится беда? Помощь близким, попавшим в секту, похожа на помощью человеку, которого засасывает болото. Главная и на первый взгляд неочевидная задача – не попасть туда самому. Нельзя погружаться в сектантскую среду, как нельзя отходить с того места, где под ногами твердая почва. Второе условие – наладить мосты, не подменяя доверительное общение созависимостью. Сохраняя или восстанавливая отношения, нельзя подчинять жизнь семьи новым интересам ближнего, уходить от споров на религиозные темы.

По мнению отца Евгения, сам процесс возвращения ближнего из опасного духовного состояния лучше всего описал еще в XIX веке глубокий знаток человеческой души, наш ставропольский святой, святитель Игнатий Брянчанинов: «Словопрение – самое слабое оружие против сектантства. Оно приносит больше вреда, чем пользы. Ересь бывает от гордыни, и лишь ожесточается от словесного обличения. Ее можно победить кротким увещанием; еще лучше – молчаливым приветствием, смирением, любовию, терпением, молитвою прилежною, исполненною соболезнованием о ближнем и милосердием к нему…».

Ислам или не ислам?

Еще большую головную боль доставляют обществу деструктивные исламистские культы, под которыми в современной России обычно понимается ваххабизм. Это определение является скорее политическим, чем богословским, но в данном случае именно политическая сторона дела особенно важна – как с точки зрения мотивации адептов течения, так и с точки зрения опасности, которую оно представляет для государства.

Российский ваххабизм весьма неоднороден. В нем несколько различных течений. Ваххабитов отличает нетерпимое отношение к инакомыслящим и инаковерующим, стремление к созданию «шариатского» государства в той или иной форме (как правило, всемирного халифата), уверенность в том, что они ведут джихад против безбожной власти, склонность к силовым методам в миссионерской работе. Многие ваххабитские группы признали терроризм самым эффективным способом достижения поставленных целей.

О том, как отличить мусульманских сектантов от адептов традиционного ислама, рассказывает заместитель муфтия Ставропольского края Закир Шарыпов.

– Обычно любой религиозный деструктивный культ имеет индивидуальное отличительное название, которое обосабливает его от обычных верующих мусульман, – поясняет он. – В Коране говорится, что человек, исповедующий ислам, может называться только мусульманином и не должен относить себя к какому-то другому названию, партии, группе.

Адепты культа ничего, кроме специальной литературы, не читают и не признают. Обычно авторами этих книг и брошюрок являются сами отцы основатели культа, либо их верные ученики.

Идеологи и вербовщики деструктивных культов постоянно говорят о том, что вы еще не до конца поняли всю суть и истинность «их работы, их движения». Мусульманам же следует помнить, что ислам прост и понятен.

У каждого деструктивного культа есть своя особая отличительная идея. Именно на ней строится вся работа секты, вокруг этой идеи крутятся все цели, желания и мечты адептов. Именно от воплощения этой идеи, по мнению адептов, в жизнь зависит счастье и успех в этом мире и в будущем, с точки зрения идеологов культа. Провозглашаемая идея обычно бывает глобальной, нереальной и сложно осуществимой.

Адепты деструктивных направлений всегда стремятся к тому, чтобы призывать других, вербовать в свои ряды новых сторонников. А свои собственные семьи часто оставляют без должного внимания.

Любой новый участник деструктивного культа в скором времени сам становится активным миссионером, призывающим, вербовщиком. Его специально побуждают, чтобы он призывал других. Ценность члена секты определяется тем, сколько новичков он привлек в ряды культа. А ислам, прежде всего, призывает сначала заниматься самим собой и уделять внимание себе и своей семье. При этом мусульманин не должен быть равнодушен к судьбам и жизням других людей.

Для борьбы с ваххабизмом предлагаются разные методы. Многие религиозные деятели и специалисты говорят, что эту идеологию можно победить только идеологией, советуют усиливать пропаганду. Но немало и таких, кто считает, что максимально эффективны, в первую очередь, административно-правовые методы. Так думают, например, в Чечне, где ваххабизм запрещен.

Точка зрения властей

Правительством Ставропольского края проводится систематическая работа, направленная на профилактику религиозного экстремизма. Эта деятельность осуществляется во взаимодействии с традиционными религиозными, национально-культурными организациями, научным сообществом края.

– В соответствии с Конституцией Россия – светское государство, – говорит председатель комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества Александр Писаренко. – Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. Люди имеют право самостоятельно определять свое отношение к религии, могут создавать религиозные объединения, молиться, проводить обряды.

При этом необходимо подчеркнуть, что не все религиозные направления оказывают на личность и общество положительное воздействие. К сожалению, как и в любой человеческой деятельности, в религиозной сфере имеются организации, носящие деструктивный характер. Это касается некоторых нетрадиционных религиозных течений.

К традиционным конфессиям для России относятся: православие, традиционный ислам, буддизм, иудаизм. Это религии с многовековой историей, органично сочетающиеся с культурными традициями народов, населяющих нашу страну.

Духовный поиск человека иногда может выходить за рамки привычных конфессий. И закон этого не запрещает. Но в таком случае человек должен быть полностью уверен, что заинтересовавшее его новое религиозное течение не является деструктивным культом или террористической организаций. В каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход. К выбору веры, как к выбору врача, следует относиться с большой ответственностью.

И особенно важно чтобы люди избегали любого общения с представителями религиозных организаций, признанных российским судом экстремистскими.

Председатель краевого комитета по делам национальностей и казачества считает, что граждане должны внимательно относится к себе и своим близким, чтобы избежать нежелательного вовлечения в объединения, идеология которых может представлять опасность.

Обо всех фактах религиозного экстремизма следует сообщать в комитет Ставропольского края по делам национальностей и казачества и в правоохранительные органы.

Анатолий Петров

Читайте «МК-Кавказ» на Google News

Отношения религии и искусства представляют собой вечную загадку как религиоведения, так и для эстетики. Попытки разгадать эту загадку предпринимаются учеными самых разных взглядов и областей науки: философами, социологами, психологами, семиотиками (специалистами по теории знаковых систем) и т.д. И все-таки окончательного решения проблемы на сегодняшний день не предложено. Эта проблема имеет несколько аспектов, часть из которых решается относительно легко, другая же часть сопротивляется однозначному решению. Относительно решенными можно считать вопросы о том, в какой степени связаны между собой религиозные обряды с теми или иными видами искусства, каковыми были требования религиозных догматов по отношению к искусству и как они менялись исторически.

Особая и практически неисчерпаемая тема – отражение и переосмысление искусством религиозных сюжетов. Однако при всей своей многогранности эта тема тоже поддается научному осмыслению, и сложности ее решения связаны, скорее, с обилием фактического материала, чем с какими-то принципиально не поддающимися решению проблемами.

Но вот вопрос о том, где кончается религия и начинается искусство, является воистину «проклятым» вопросом науки. И религия, и искусство пользуются символическим языком. Более того, одни и те же предметы, или, как скажут культурологи, артефакты, могут принадлежать и религии, и искусству. Как, например, относиться к текстам Библии, особенно к тем, где напрямую не выражена христианская мифология («Песнь песней», где говорится о любви, «Экклезиаст», представляющий собой символическое философское послание и т.д.). Что это: священные книги – факт религии – или это шедевры древней литературы? То же самое можно сказать, например, о русских иконах. Это неотъемлемая часть православных религиозных культов или шедевры живописи?

В XIX веке над этим вопросом задумался выдающийся немецкий философ Людвиг Фейербах. Его ответ был достаточно прост и по-своему убедителен. Фейербах считал, что в религии человек обожествляет себя, передоверяя свои представления об идеале какой-то третьей силе (Богу или Абсолюту). То есть религия имеет своим предметом самого человека, но не сознает этого. В отличие от религии, искусство сознает, что оно – о человеке, и посредник ему не требуется. Искусство, таким образом, зеркально противоположно религии. Если попытаться афористично сформулировать тезис Фейербаха (сам он, правда, таким афоризмом не пользовался), то можно сказать, что в религии человек скрыт за Богом, а в искусстве открыт самому себе. Даже если искусство изображает религиозный сюжет, оно трактует его как метафору человека, а не как предмет веры.

Казалось бы, все очень убедительно и логично. Но есть одно «но», с которым теория Фейербаха справиться не может. Проблема состоит в том, кто имеет право определять принадлежность того или иного артефакта к религии или искусству. У любого артефакта есть создатель (автор) и зритель (или читатель). По логике Фейербаха получается, что искусство только тогда отлучается от религии, когда и автор, и зритель понимают его как искусство. По отношению же к древним формам приоритет отдается зрителю. Грубо говоря, современный читатель должен воспринимать библейские стихи как факт искусства, даже если авторы мыслили их иначе. Но тогда мы оказываемся в ловушке, ведь получается, что артефакты религии и искусства ничем не различаются, кроме того, как мы их понимаем. Но здравый смысл подсказывает, что стихи современных поэтов, как правило, качественно отличаются от библейских, а современная живопись мало похожа на иконопись.

Эти качественные отличия теория Фейербаха не описывает. Кроме того, подавляющее большинство гениальных художников, поэтов и музыкантов, подобно древним религиозным авторам, не считают свой талант личным качеством, воспринимают себя, скорее, исполнителями высшей воли, чем полностью свободными творцами. Великий Бетховен писал, что в моменты озарений «Бог говорил над его ухом». Пушкин и Мицкевич чувствовали себя слугами высшей силы – эти примеры можно продолжать и продолжать. И все-таки музыка Бетховена, стихи Пушкина и Мицкевича, картины Леонардо да Винчи и т.д. не являются фактами религии.

На мой взгляд, религия и ее артефакты отличаются от искусства прежде всего не позицией воспринимающего и даже не верой в реальность высших сил. Бетховен мог быть убежден в высшей природе своей музыки, и его слушатели могли в это верить, но все равно концерт Бетховена не является фактом религии. Главное отличие в том, что религия имеет заданный эталон, нравственно-эстетический канон с единым центром, а искусство такого центра не имеет. Для христианства этот центр связан с Библией и прежде всего с Новым Заветом. Вся эстетическая религиозная деятельность направлена на утверждение и подтверждение этого центра. Искусство же всегда распахнуто в мировую культуру вообще, канонизированного единого центра в нем нет.

Таким образом, один и тот же артефакт, действительно, может быть частью и искусства, и религии, но дело не в том, во что верит зритель, а в том, в какой системе этот артефакт существует. Современное светское искусство открыто мировой культуре, в этих произведениях мы почувствуем отголоски самых разных традиций и представлений. В то же время современное же религиозное искусство рождается из своего канона и его утверждает. Как только внутри религиозной системы нарушается канон, неизбежен конфликт. Например, сознание XX века совершенно спокойно и лояльно относится к тенденциям графического примитива в живописи. Но как только знаменитый художник Анри Матисс попытался в этом стиле оформить стены капеллы в Вансе, у многих возникло отторжение и чувство кощунства. Матисс попытался говорить о Библии на том языке, на котором религия о Библии не говорит.

Конечно, искусство не появилось само по себе «просто так». Оно пробивало себе дорогу, постепенно освобождаясь от религиозного догмата и одновременно расшатывая сам догмат. Например, ислам запрещал изображение Бога и его творений , поэтому, в отличие от христианской Европы, там почти отсутствует живописная традиция (за исключением шиитской Персии).

В раннем христианстве не раз вспыхивали дискуссии о допустимости иконописи, и в Византии в VIIIвеке иконопись вообще была запрещена как идолопоклонничество. Правда, через сто лет икона была восстановлена в правах, но в пределах достаточно жесткого канона.

В частности, художники, занимавшиеся росписью средневековых храмов, сталкивались порой с большими трудностями. Например, картина рая предполагала изображение обнаженных Адама и Евы, так сказано в Библии, но канон не допускал изображение обнаженной плоти как греховное. Чаще всего проблема решалась так, что тела Адама и Евы либо скрывались листвой, либо пышными волосами прародительницы, либо, вопреки библейской логике, одетыми, как, например, на знаменитой фреске собора св. Вита в Праге (правда, одета там только Ева, стоящая лицом к зрителям, фигура Адама, изображенная спиной, обнажена). В эпоху Возрождения канон смягчился, но не везде. Например, в Испании запрет на изображение обнаженной плоти, особенно женской, существовал до XIX века.

Для более адекватного понимания соотношения религии и искусства необходимо учитывать и тот факт, что религиозное сознание и культура имеют и свою «изнанку» – пласт народно-смеховой культуры, не подвластный догмату, а порой его пародирующий. Применительно к христианской культуре этот пласт описал М.М. Бахтин в своей книге о Франсуа Рабле, назвав этот слой культуры «карнавальным». Элементы карнавального искусства, чуждого религиозным канонам, постоянно давали о себе знать и отчасти расшатывали сам канон. Например, в позднем Средневековье в готических храмах вполне могли оказаться откровенно эротические композиции, а в Страсбургском соборе была даже представлена сатирическая композиция «Похороны ежа», где священники изображались в виде ослов. Правда, со временем она была уничтожена.

Таким образом, искусство как открытая система и религия как система канонизированная, ориентированная на единый этико-смысловой центр, при всей схожести не совпадают. Можно говорить о своеобразной омонимии артефактов (омонимы – слова, пишущиеся одинаково, но означающие разное) религии и искусства, когда одни и те же предметы в разных системах означают разное. Скажем, русская икона до освящения имеет для православного сознания совсем не тот статус, как она же после освящения. Хотя с точки зрения искусства в ее статусе ничего не меняется.

Все это имеет не только теоретический, но и практи­чес­кий смысл. Например, где должны находиться древнерусские иконы – в музеях или в церквях? Помещенные в музей по соседству с шедеврами светского искусства они становятся артефактом искусства и воспринимаются именно так. В церкви их статус меняется, акцент переносится в сферу религиозного восприятия, икона становится объектом поклонения и почитания. И дело не в зрительских предпочтениях, а во всей системе координат. Даже глубоко верующий человек в музее едва ли встанет на колени перед иконой – он ее не так увидит. Так где же должны храниться иконы? Если в музее – они теряют свой религиозный статус, а ведь они рождались религиозным сознанием и для религиозного сознания. Если в церкви – миллионы зрителей, лишенных религиозного чувства или принадлежащих к иным кон­фес­сиям, лишаются возможности видеть древние шедевры. Не пойдет же мусульманин в христианский храм смотреть Андрея Рублева!

Простого ответа здесь нет именно потому, что нет однозначного ответа на вопрос о границах религии и искусства.

Строго говоря, речь идет скорее о сложившейся традиции, чем о догмате. Коран напрямую не запрещает рисование, но сложившаяся система интерпретации фактически привела если не к запрету, то к значительному сужению сферы живописи.

Религиозная вера выражается в определенных действиях и отношениях, т.е. в религиозном культе. Культ – это социальная форма выражения религиозных переживаний, идей, понятий и образов, воплощение религиозной веры в действиях отдельных людей и социальной группы. Исполняя культ, верующий устанавливает связь с объектами своей веры, культ придает религии не только духовный, но духовно-практический характер.

Культ состоит из обрядов – стереотипных, повторяющихся действий, которые установлены традицией и обычаем и символизируют религиозные идеи и ценности, предметы и события. В обрядах сконцентрирован огромный культурный и социальный опыт, в нем зашифрована информация о наиболее важных, ключевых событиях в жизни общества, через исполнение обрядов этот опыт передается от поколения к поколению. Обряд появляется там, где другие способы трансляции культурного опыта – язык, орудия труда, непосредственное обучение и т.п., не действуют. Часто люди, исполняющие обряд, не понимают его рационально, по это и не нужно, ведь в обряде важнее эмоциональная сторона.

Обряды носят символический характер, они образно представляют религиозные события, предметы, идеи. За каждым движением или словом в обряде стоит идеальный смысл, и вне обрядового действия эти слова и жесты не имеют значения. Таким образом, смысл обрядовых действий не в них самих, а в том содержании, которое они представляют. Пока участники обряда расшифровывают его и эмоционально сопереживают, обряд живет, но если стоящие за обрядом смыслы и ценности перестают что-то значить и более эмоционально не трогают людей, то обряд умирает.

Каждая религия создает свою систему обрядовых действий. Ритуалы очищения и крещения, жертвоприношения и возжигания свечей, поклонение святым и соблюдение постов, заговоры и молитвы – все это примеры обрядов. О молитве стоит сказать особо, поскольку она является важнейшим компонентом многих религий. В молитвах верующий обращается к Богу или к святым с помощью слов. Считается, что вначале молитвы были частью жертвоприношений, но в развитых религиях они приобрели самостоятельный смысл. В зависимости от того, с какими чувствами верующий обращается к объектам своей веры, различаются и молитвы, с их помощью верующий может благодарить, восхвалять, просить и просто общаться с Богом или святыми. Кроме того, в христианстве, например, существуют специальные молитвы на каждый день недели. Возносить молитвы можно уединенно, тогда молитва исполняет психологические функции. Молиться можно и вместе с другими верующими, тогда функции молитвы не только психологические, но и социальные, она объединяет верующих, позволяет сопереживать и воздействовать друг на друга.

Коллективные молитвы, как правило, происходят в храмах, особым образом организованных пространствах, которые усиливают религиозные чувства. Убранство храмов, запахи, песнопения, действия священнослужителей вызывают особенные эмоции даже у неверующих людей.

В древнем обществе все члены родовой общины на равных участвовали в культовых действиях, роли различались лишь в зависимости от пола и возраста. Но вместе с развитием общества постепенно появляются специальные люди, которые отправляют культовые действия – шаманы и колдуны. Поначалу они не имели особых привилегий перед другими членами общины, но позднее, на стадии формирования раннеклассового общества, служители культура образовали особый профессиональный слой и стали частью правящей верхушки. Жрецы – это уже отдельное привилегированное сословие, которое участвует в управлении государством, обеспечивает и контролирует религиозную жизнь общества. В одних странах жрецы – это часть знати, так было, например, в Древней Греции; в других обществах, в частности в Индии, – это отдельная замкнутая каста, которая занимает господствующее положение в обществе.

Едва появившись, сословие жрецов стало накапливать не только богатства, но и знания, во всех раннеклассовых обществах жрецы были самыми образованными людьми. Роль жрецов в обществе часто становилась главной, поскольку вся жизнь, государственная и политическая, нравственная и правовая, были сакрализованы.

Религия – это не только вера и культ, но еще и социальный институт, т.е. устойчивая, воспроизводящаяся форма коллективной деятельности людей. Все религиозные организации, независимо от типа, воздействуют на своих членов, следят за соблюдением религиозных норм, вырабатывают вероучение, разрабатывают систему его оправдания, обеспечивают культовую деятельность и руководят ею.

Основной религиозный институт – церковь – объединение верующих со строго централизованной системой отношений между священнослужителями и мирянами на основе общего вероучения и культа. Примерами церквей являются римская католическая церковь, русская православная церковь, англиканская церковь, независимая греческая (элладская) церковь и т.д. Церковь регулирует религиозную деятельность, контролирует поведение людей, сохраняет и передает религиозную информацию. Руководят церквями профессиональные священники. Церковь связана с государством, хотя в большинстве современных государств она отделена от государства. Принадлежность к церкви, как правило, определяется традициями общества и семьи, к которым принадлежит человек, однако в современном мире люди все чаще выбирают себе церковь самостоятельно и осознанно. В церкви нет строгого членства, а число приверженцев меняется и строго не контролируется.

Другая форма религиозного объединения – секта – возникает как оппозиция по отношению к какому-либо религиозному направлению или церкви. Секты претендуют на исключительность своих идей и ценностей, с этим связаны настроения избранничества, которые ведут к изоляционизму. Секты часто обвиняют исходную конфессию в искажении вероучения и призывают вернуться к подлинным истокам вероучения, они выступают не только против других церквей, но и против государства. Сектами являются Свидетели Иеговы, мормоны, Церковь Единения, духоборы, молокане и др. Членство в секте, в отличие от принадлежности к церкви, строго контролируется, а число приверженцев, как правило, невелико. В сектах нет жесткой иерархии и особых регламентированных отношений между священнослужителями и мирянами, часто между ними вообще нет различий. Одной из разновидностей секты является харизматический культ. Это тот случай, когда секта возникает на основе почитания какого-то конкретного человека, которому приписываются особенные божественные свойства. Узурпировав качества Бога, такая личность руководит сектой, контролирует жизнь своих последователей и требует от них абсолютной преданности. Примером харизматического культа является секта «Аум Синрике». Подобные секты существуют, пока жив гуру и те, кто с ним лично общался.

Срок жизни любых сект недолог, максимум 100–200 лет, после этого они либо исчезают, либо превращаются в церкви и деноминации. Например, христианство возникло как одна из сект в иудаизме, но позже стало мировой религией с множеством церквей. За последнее столетие появилось огромное количество новых сект, которые независимы от исходных религий, не хотят исправлять прежнее вероучение или возвращаться к истокам, современные секты часто ищут принципиально новые пути. Пример такой секты – движение «Нью-Эйдж». Кроме того, в современном обществе существуют секты, которые объединяют элементы разных религий, такова, например, секта «Као-Дай» во Вьетнаме, сочетающая в себе христианство, буддизм и даосизм.

Деноминация занимает промежуточное положение между церковью и сектой и объединяет черты обеих. Деноминации также иерархически организованы, как церкви, они не изолируются от основного вероучения, а с сектой их сближает строгий контроль членства и претензии на исключительность и окончательную истину. Примером деноминации является методизм. Деноминации не конфликтуют с государством, но в отличие от церквей и не стремятся к тесному контакту с ним.

Секта и деноминация – это религиозные организации, их следует отличать от ереси, т.е. неортодоксального религиозного учения. Секты и деноминации поддерживают ереси.

В современных религиях продолжается процесс образования церквей, деноминаций и сект, но развитые мировые религии все же представляют собой целостные и устойчивые системы. Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам. Именно в таком порядке они исторически появились и в такой последовательности мы будем их рассматривать. Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и не должна ассоциироваться с какой-то одной нацией или государством. Версии мироздания, морально- этические нормы в мировых религиях различаются, но смысл остается один – устремленность человека к миру потустороннего и сверхъестественного и поиск спасения бессмертной души.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *