Религиозные мировоззрения

Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Основные исторические виды и сущность мировоззрения

Мифология — начальная форма мировоззрения.

Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.

Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Религия — мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое миродействие и миропонимание.

По Канту, религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.

Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия — сознание массовое, а философия — сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия — всегда работа мысли.

Мифологическое мировоззрение

Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.

С момента «обнаружения» человеком себя в окружающем мире перед ним возникла проблема, связанная с его отношением к миру. Для этого необходимо было искать ответы на важные вопросы: какова сущность и природа окружающего мира, какова сущность и природа самого человека, что общего между человеком и окружающей его действительностью и что их разделяет, как следует вести себя в этом мире? Подобные вопросы относят к разряду мировоззренческих.

Сама постановка такого рода вопросов стала свидетельством определенной зрелости человека, развития его мировосприятия. В ходе своих наблюдений человек стал подмечать в окружающих его явлениях и процессах закономерности, связи. Некоторые из них были восприняты как результаты внутренней активности, относительно скрытой, но целенаправленной деятельности. Последовал вывод о том, что не только человек познает и осваивает мир, но и сам он является объектом исследования, наблюдения и воздействия.

Не только животные и растения, но и реки, горы, степи, огонь, воздух, земля, вода, небесные светила оказались в понимании человека одушевленными. Каждая из актуализированных таким образом сущностей обрела личностное начало, а вместе с ним — волю, устремления, интересы, пристрастия. Каждая подобная сущность, конечно же, была наделена именем. Кроме того, в человеческом сознании сформировалось представление о существах, невиданных в обычной практике, но якобы играющих существенную роль в процессах бытия, способных оказать большое влияние на жизнь человека. Различные культурно-этнические системы отличаются совокупностью своих мифологических существ. Неотъемлемые персонажи античных мифов — боги-олимпийцы, кентавры, грифоны, циклопы, сирены; в русской традиции — это Ярило, лешие, птица-феникс и т.д.

Рис. Мировоззрение и его типы.

Некоторые из людей оказались талантливыми организаторами своих соплеменников, мужественными и умелыми воинами. Другие — мудрецами, повлиявшим на сознание и образ жизни многих людей. Третьи проявили себя как искусные художники или ремесленники. Все они остались в человеческой памяти и в представлении следующих поколений приобрели статус героев, наделенных сверхчеловеческими способностями, полубогов. Им приписывали невероятные подвиги, они смело вступали в борьбу со стихией, в партнерство или противоборство со сверхъестественными сущностями, часто выходили победителями в сложных и опасных ситуациях. В рассказах, легендах о них переплетались реальный опыт, народная мудрость, образность, выдумка, приобретшая фантастические формы.

Так возникла мифология. Она считается первым типом мировоззрения и представляет собой относительно стройную систему мифов, а также представление о мире и отношение к нему, основанное на критериях, вытекающих из содержания мифов.

Миф в современном понимании — это форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности.

В мифах отражается представление людей древних обществ о происхождении мира и человека, о характере его функционирования, системы духовных, этических, эстетических ценностей и норм. Миф отличает простота сюжета, согласно которому человек вступает во взаимодействие с очеловеченной природой и фантастическими существами. Все, что было изложено в мифах, не могло подвергаться критике, принималось за факты действительности, являлось образцом мировосприятия, поведения.

Другими словами, миф — это проявление мировосприятия древнего человека, содержащее определенные ориентиры и некоторые предписания его повседневной практики.

Древний человек, осознав свою автономность в природе, еще не в полной мере выделил себя из нее. Он себе представлялся неотъемлемым, естественным и, по всей видимости, достаточно уязвимым элементом окружающего мира и полагался больше на чувства, чем на разум. Следует заметить, что элементы мифологическою восприятия мира существуют и сегодня, по в глубокой древности мифология была единственной формой мировосприятия. Мифологическое сознание отличается восприятием никогда не наблюдаемых в реальности, идеальных картин, рожденных творческим воображением человека, в качестве «неопровержимых фактов бытия». Оно стирает грани между естественным и сверхъестественным, объективным и субъективным, подменяет причинно-следственные связи аналогиями и поверхностными объяснениями.

Итак, мифология (от греч. mythos — сказание и logos — слово, понятие, мысль, разум) — тип мировоззрения, которому свойственно чувственно-образное некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием мифов; их содержание принимается как священное, а сформулированные в них нормы — как требующие неукоснительного исполнения.

В ходе развития мифологического мировоззрения и мифологии как системы мифов в человеческом сознании крепла убежденность в реальности и могуществе сверхъестественных сил. волей которых детерминированы процессы действительности и жизнь самого человека. Возник и стал выделяться в отдельные нормативно-ценностные регулятивные системы элемент поклонения этим силам.

Первоначально в качестве предмета поклонения выступали тотемы (как правило, животные или растения, считающиеся покровителями той или иной группы людей — рода) и фетишы (неодушевленные предметы, наделенные в представлениях верующих сверхъестественными свойствами). Однако их сакральные свойства в определенный момент развития человеческого сознания девальвировались, их место заняли сверхъестественные нематериальные (часто в представлении людей — человекоподобные) всесильные сущности. Как правило, они не были непосредственно связаны с природой, но сами выступали ее творцами.

Между этими существами возникала определенная иерархия. Люди искренне верили в способность этих существ контролировать компоненты природы, причем как реально существующие (например, океан), так и вымышленные («подземное царство»). Различные сверхъестественные сущности могли «заведовать» той или иной сферой деятельности людей или распространять свое покровительство на крупные области, на которых люди проживали. Таким образом, весь окружающий человека мир был поделен между совокупностью божеств, которые в зависимости от их статуса обладали большими или меньшими сверхъестественными полномочиями. Приблизительно так выглядел политеизм.

Но возникали представления и о единственном могущественном боге, способном единолично определять абсолютно все происходящие в природе и обществе процессы. Люди безраздельно доверяли ему, наделяли непререкаемым авторитетом. Такая система называется монотеизмом.

Так сформировался еще один тип мировосприятия — религиозный, в котором, как и в мифологическом, чувственный аспект в отношениях к действительности преобладал над рациональным.

Религиозное мировоззрение

Главным отличием религии является безграничная вера в сверхъестественное идеальное начало — Бога, в его всесильность и вездесущность. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости от Бога и безоговорочное поклонение ему.

Надо отметить, что феномен поклонения священным предметам, животным возник примерно водно время с формированием системы мифов, во многих случаях это был один и тот же процесс. Элементы религиозного мировосприятия присутствовали и в мифологическом сознании. Но окончательное формирование развитых религиозных верований обычно связывают с монотеизмом, когда религиозное мировоззрение стало преобладать над мифологическим. Среди ранних монотеистических религий наиболее известны иудаизм, буддизм, сложившиеся до нашей эры, в начале первого тысячелетия сформировалось христианство, а в середине — ислам.

Религия (лат. religio — благочестие, набожность, святыня) — мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемые верой в существование сверхъестественной сущности — божества, влияющего на окружающей мир и жизнь человека.

Круг проблем, решаемый религиозным мировоззрением, существенно не отличается от проблем, решаемых мифологией. Однако характер их решения в рамках религии более строг и однозначен. Религиозные системы (прежде всего мировые религии) органичнее мифологических и совершеннее их в структурном плане. Они более строго и детально регламентируют жизнь человека. Помимо онтологической, идеологической, воспитательной функций, свойственных и мифологии, религии реализуют оценочную, консолидирующую, утешительную и некоторые другие функции.

Однако и религиозное мировоззрение было в немалой степени противоречиво. Это естественно. Мировосприятие даже отдельного человека нередко оказывается сложнее, чем самая совершенная религиозная система. Развивающемуся общественному сознанию еще более проблематично не выйти за рамки религиозного сознания. Это обусловлено неповторимостью индивидуального сознания, сложностью коллективного, многофакторностью и динамизмом общественного сознания. Процесс освоения окружающего мира связан с разносторонним практическим опытом, необходимостью углубления самых различных прикладных знаний, важностью обладания точными данными и закономерностями процессов доступного наблюдению бытия.

В решении фундаментальных мировоззренческих вопросов о мире, обществе, познании человек уже в древности опирался не только на мифологические традиции, религиозные ценности и нормы, но и на рациональное знание. Это было обусловлено совершенствованием производства материальных и духовных ценностей. Развитию рациональных знаний способствовало появление все новых типов специализированной деятельности — животноводства, земледелия, медицины, возведение крупных инженерных сооружений. Важную роль играло развитие искусств и ремесел. Немалое значение имела социально-территориальная экспансия, реализованная в экономических, политических, культурно-информационных отношениях с соседними и дальними странами. Она принимала различные формы — от путешествий и торговых экспедиций до войн. Дальние морские и сухопутные походы, военное противоборство требовали организации производства различных технических устройств, транспортных средств, строительства коммуникаций и т.д. При решении этих задач возникали многие вопросы, которые невозможно было разрешить в рамках мифологии и религии. Одновременно эти процессы вскрывали противоречия некритического мировоззрения.

В результате все более очевидной становилась необходимость формирования рационального осмысления действительности. Процесс возникновения и развития такого подхода к действительности происходил параллельно с развитием «некритичных» по своей сути видов мировоззрения — мифологического и религиозного. Однако поначалу рациональное знание распространялось исключительно в области практик и, как правило, не выходило за рамки решения бытовых вопросов. Оно носило в большей степени вспомогательный характер. Мифология и религия, тем временем, обрели форму идеологических систем.

Новые знания оказывали существенное влияние на социальную практику, на сознание. Они стали первыми элементами науки и, помимо прочего, требовали обобщения, систематизации. Постепенно сформировалось осознанное стремление целостного восприятия мира на основании именно этих знаний. Мировосприятие все больше основывалось на понимании сущности окружающих человека процессов и явлений, на более логичных теоретических выводах, все чаше подтвержденных эмпирическим опытом. Так складывался еще один тип мировоззрения — философский.

Философское мировоззрение

Философию как мировоззрение отличает критическая позиция в отношении окружающего мира, в отношении самого человека, а также в отношении процесса познания человеком действительности. Философское мировоззрение основывается на логически непротиворечивых выводах по поводу предмета исследования. Не требующая доказательств вера, традиционные для мифологии взгляды в философии были потеснены стремлением разобраться в сущности вещей.

Постепенно философия стала занимать все более прочные мировоззренческие позиции, но не отменила окончательно ни мифологии, ни тем более религии. Следует также отметить, что по своей сущности и значению в жизни общества все виды мировоззрения во многом схожи между собой. Это позволяет определить сущность мировоззрения.

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, ценностные ориентации, идеалы, жизненная позиция, убеждения, которые лежат в основе отношения человека (отдельного человека, группы людей, сообщества) к себе и к миру, его повседневного поведения и устремлений.

В мировоззрении обычно выделяются два уровня: образно-эмоциональный и понятийно-категориальный. Мифологический и религиозный типы мировоззрения в большей степени носят эмоционально-образный характер. В отличие от этою философский тип мировоззрения основан прежде всего на рациональном мышлении. он представляет собой логически обоснованные системы взглядов и оценок действительности, отношений к ней.

Наконец, философия оказалась более динамичной, емкой и разнообразной формой мировоззрения. Она глубже проникает в сущность вещей и процессов, позволяет иметь о них более емкое и разностороннее представление.

В мифологии и религии все это либо отсутствует, либо не имеет такой же, как в философии, строгости.

Элементы философского мировоззрения существовали всегда с тех пор, когда человек впервые задумался о том, что его окружает, как этот окружающий мир устроен, как возник тот или иной его элемент, кто он сам в этом мире. Мифология и религия также содержат в себе в качестве компонентов фрагменты философского знания, так как в них присутствуют определенные обобщения. С другой стороны, мифологию и религию в какой-то степени можно считать вариантами философского подхода к реальности.

Так, для мифологии окружающий мир — это некоторая данность, само собой разумеющееся вместилище явлений и процессов, в той или иной мере понятных человеку, арена драматичных взаимоотношений сверхъестественных сущностей, на которой нашлось место и самому человеку, хотя отведенная ему роль и скромна. При этом ни прошлое, ни будущее в мифе зачастую существенно не отличаются от настоящего, мир цикличен в своем развитии, субъект исследования этим ничуть не обеспокоен, эволюция для него носит достаточно ограниченный, а порой лишь бытовой характер.

Большинство известных религий трактуют мир как творение Бога, запрещая задумываться о том, существует ли (существовало ли) что-нибудь вне этого «товарного» (т.е. сотворенного) мира. Человек — всего лишь один из элементов, всецело зависящий от творца реальности, но в то же время самое важное и совершенное творение, призванное осознанно, в доступной ему форме и в дозволенных свыше пределах реализовывать божественную волю в этом мире.

Философия не удовлетворяется простотой и статичностью мифологической картины мира, заданностью и предопределенностью религиозной трактовки бытия. Философы выдвигают различные, порой противоречащие друг другу идеи субстанционального характера или рационально обосновывают онтологические (например космологические) идеи мифов. Так, некоторые ранние философские системы выступали с позиций гилозоизма (предполагающего одушевленность всех материальных тел, природы космоса).

Даже в рамках религиозного мировоззрения философия стремится к более полному пониманию бытия, к более адекватному его отражению, к познавательной разноплановости. Помимо политеизма (многобожия, язычества) и монотеизма (религия, в основе которой вера в единого Бога) философская мысль, проявляясь в религии, в разнос время выдвигала концепции деизма, пантеизма. Позиция деизма заключается в представлении о том, что Бог создал мир и после этого не вмешивался в его развитие, давая человеку возможность самому жить по разумным законам, полученным вместе с актом творения. Пантеизм отождествляет Бога с природой.

Однако философия выходит далеко за рамки религии.

Философия стремится учесть все значительные сведения о реальности. Она критически исследует вновь возникшие концепции, но подвергает сомнению и представления о природе, сложившиеся ранее. Суммируя весь критический опыт и последние достижения науки, философия формирует современное представление о мире. В это представление включены все вопросы, которые возникли как в самом начале развития человеческой цивилизации, так и в ходе всей ее истории. Эти вопросы называют философскими — о вечном и временном, о беспредельном и конечном, о единичном и неисчислимом, о возвышенном и низменном, об истине и заблуждении, о справедливости и обмане, о совершенстве и примитивности. Философию в равной мере интересует и вся Вселенная, и отдельный человек. Философы вновь и вновь рассуждают о том, что такое наш мир. как он возник и в каком направлении развивается; о красоте, любви, добре, счастье.

Реальность в различных философских системах, учениях, школах представляется неодинаково, но каждая новая концепция, как правило, не отвергает прежнюю (во всяком случае не отвергает абсолютно). Очередная концепция, скорее, добавляет новые штрихи в создаваемую веками картину мира. В результате взаимодействия подобных систем и представлений философское знание стремится более глубоко проникнуть в сущность известных ранее явлений и процессов, составляющих наш мир.

Философия ставит целью сформулировать универсальные подходы, позволяющие полно и глубоко осознать общие закономерности бытия или сущность его важных фрагментов — окружающего нас материального мира, общества, человека. При этом философия пытается обеспечить наибольшую объективность содержащегося в ней знания. Однако в любую концепцию неизбежно включается значительный субъективным компонент, обусловленный личностью ее автора. И как нет одинаковых людей, так и нет двух одинаковых философских концепций. Впрочем, это не мешает большим группам философов и разделяющим их позиции представителям общества придерживаться каких-либо общих принципов, наиболее фундаментальных положений, центральных, особо значимых идей.

  1. Понятие мировоззрения

Мировоззрение – совокупность взглядов и убеждений, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение. Философ и гуманист ХХ века Альберт Швейцер писал: «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования». Мировоззрение – это общественное и историческое явление. Оно возникает с появлением общества. Мировоззрение включает в себя мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Первые две формы мировоззрения связаны с эмоционально-чувственной сферой человека. Миропонимание представляет собой сплав разума и веры человека, его убеждений и оценок. Эта форма складывается в процессе объяснения и практического освоения реальной действительности. В структуре мировоззрения выделяют несколько компонентов: знания; убеждения и верования; ценности и нормы; эмоционально-волевой компонент. В мировоззрении формируется целостное понимание человеком мира и самого себя.

Итак, мировоззрение – это единство знаний и убеждений, разума и веры, эмоционального и интеллектуального, оценок и норм, мироощущения, мировосприятия и миропонимания, индивидуального и общественного. Это сложное явление социальной жизни, которое находит свое выражение как в сознании отдельного человека (индивидуальное сознание), так и в сознании больших масс людей (общественное сознание).

История развития человечества знает несколько типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

К дофилософским формам мировоззрения относятся мифология и первобытная религия. Мифологическое мировоззрение было порождено неумением древнего человека объяснить природные явления и стихии. В то же время мифы были первой попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества древнего мира. Религиозное мировоззрение в ранних, неразвитых формах практически сливается с мифологией. В поздних, более развитых формах оно опирается на определенную идейную и понятийную основу. Религия – это форма мировоззрения, основу которого составляет вера в существование сверхъестественных сил и признание главенствующей роли сверхъестественного мирового начала в мироздании и жизни людей. Религиозное мировоззрение в форме трех мировых религий – буддизма (VI–V вв. до н. э.), христианства (I в. н.э.) и ислама (VII в. н.э.) – до настоящего времени широко распространено в разных странах мира.

Философия – это самый поздний в историческом развитии тип мировоззрения, возникший после мифа и религии. Первоначально философская мудрость проявляет себя в качестве критики традиционного уклада жизни, норм и представлений. Первые ростки философии зарождаются на почве сомнения в справедливости и истинности обыденных, традиционно-патриархальных положений. Философия возникает в период кризиса мифолого-религиозного сознания.

Мифология распадается на ряд форм общественного сознания: философию, религию и искусство. В религии систематизированы ценностные подходы, а искусство явилось профессиональным осуществлением образного мышления и эстетической деятельности. На долю философии выпало рациональное познание. Первые из известных философских учений появляются в VII–VI вв. до н. э. практически одновременно в трех различных регионах – в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции.

По глубине знания в мировоззрении выделяются два уровня – жизненно-практический и теоретический. Первый уровень мировоззрения отличается тем, что в его основе лежит рассудок, здравый смысл, который складывается на основе обыденного, повседневного опыта людей. На втором, теоретическом, уровне мировоззрения господствует философия и наука. Здесь ценятся прежде всего знания, полученные путем научных экспериментов и философско-теоретических обобщений. В структуре мировоззрения философия занимает центральное место, выполняя свою мировоззренческую функцию. Философия представляет собой систему наиболее общих понятий о мире, о месте человека в нем. С появлением философии произошел переход на другой, более высокий уровень мировоззрения – теоретический, рациональный. Такой переход называют переходом «от мифа к логосу». «Логос» на греческом языке означает «слово», «закон», «учение». Переход сознания человечества от мифа к логосу был связан с попытками поиска закономерностей в окружающем мире, с созданием первых теорий.

  1. Исторические типы мировоззрения

В мифологии отразилась неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин. Она объясняет мир и все явления в нем действием богов и героев. «Миф» в переводе с древнегреческого языка означает «слово», «рассказ». Мифы – это рассказы о деятельности предков, богов, героев, о происхождении мира, различных природных явлений и общественных установлений – норм, обычаев, правил поведения. Мифы для древнего человека представляли такую же реальность, как научные теории для современника.

С мифологией тесно связана религия. Их содержание на начальных этапах развития человечества во многом совпадало. Особенностью религиозного мировоззрения является формирование в сознании человека особого сверхъестественного и сверхчувственного мира, который невозможно познать с помощью разума. Этот мир постижим лишь с помощью веры в сверхъестественные силы. Латинский термин religio первоначально означал, по разным толкованиям, «благочестие, святыня», также «собирать, благоговеть» и «связывать, соединять». Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. Именно вера, а не знание, является основой религиозного мировоззрения. Основная функция религии – это иллюзорная компенсация проблем. Сначала религиозные системы являются политеистическими, в которых существует много различных богов. Но в дальнейшем, с централизацией государства, в этих системах выделяется главное божество, понижающее статус остальных. Так возникает монотеизм.

Философия как тип мировоззрения осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира. Ей присущи следующие черты.

  1. Ее исходным пунктом и целью является человек, его место в мире и отношение к этому миру.
  2. Она изучает предельные основания мироустройства.
  3. Основным средством познания является умозрение и интуиция.
  4. Ее эмпирическая база познания – частные науки и общественно-историческая практика.
  5. Она сочетает в процессе изучения действительности гамму подходов.

Древнегреческое слово «философия» означает «любовь к мудрости». Объектом философии (т. е. то, на что направлено философское познание) выступает вся Вселенная. Философия изучает не отдельные стороны, свойства и отношения, присущие различным вещам и явлениям мира, а наиболее общие для всех вещей и явлений свойства, отношения и связи. Предметом философии (то, что конкретно изучает философия) является всеобщее мировоззрение и отношение к нему человека: коренные условия и причины всего существующего, всеобщие и необходимые законы и формы всякого бытия (существования), всякой жизни, познания и деятельности.

В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении, об отношении человека к внешнему, окружающему миру, о способности правильно понять этот мир и целесообразно действовать в нем. Философия имеет три главные темы: мир, человек и его отношение к миру. Философия является третьим, после мифологии и религии, историческим типом мировоззрения.

В сфере философии родились такие дисциплины, как логика (наука о правилах, законах мышления человека), этика (наука о морально-нравственных принципах), эстетика (наука о гармонии и красоте мира), а также социология, психология.

Философия всецело обращена к личности, культивирует в ней душу и разум. Древнеримский мыслитель Сенека считал, что она помогает гражданину при «человеческой слабости обладать бесстрашием Бога». Французский философ XVII века Рене Декарт пришел к выводу, что каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют». Познание человека – центральная проблема философии. Постановка ее содержится уже в словах древнегреческого философа Сократа: «Познай самого себя».

В процессе исторического развития философии были выделены три основных принципа, характеризующие «родовую» сущность человека: одушевленность, деятельность, социальность.

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях.

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

Одной из форм мировоззрения (научно-теоретической) является философия, которая изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

{reklama0}

Сущность мировоззрения

Всякая философия — это мировоззрение, т.е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Мировоззрение — сложный феномен человеческого сознания, который охватывает миропонимание и мировосприятие. Оно включает в себя:

  • видение человеком окружающего мира;
  • оценку качественных и количественных параметров природы;
  • осознание своего места в мире;
  • отношение человека, в том числе и практическое, к окружающей действительности во всем ее многообразии.

Мировоззрение связано с упорядоченным целенаправленным отражением в сознании человека многообразия освоенных им (в той или иной мере) явлений, процессов и отношений бытия. Наконец, мировоззрение играет важнейшую роль в деятельности человека, в его практических взаимодействиях с доступными на данный момент фрагментами мира.

Мировоззрение — система взглядов, убеждений, идеалов, принципов, определяющих отношение субъекта к окружающему миру, к обществу, к самому себе, а также практическую деятельность человека.

Из всех форм знания именно философия является наиболее универсальной, глубокой и разносторонней духовно-информационной системой. Философское знание обеспечивает максимум условий для формирования самых емких по содержанию и разнообразных по форме систем целостного восприятия мира. Самая первая функция философии — представлять и выражать мировоззрение.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

  • философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;
  • философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;
  • философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения.

Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

  • идеалистическим;
  • материалистическим.

Материализм — философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм — философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Ценностные ориентации, вера, убеждение и идеалы

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации — система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.

Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.

Идеал — это мечта:

  • о совершенном обществе, в котором все честно;
  • гармонически развитой личности;
  • разумных межличностных отношениях;
  • нравственном;
  • прекрасном;
  • реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения — это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:

  • духовное ядро личности;
  • основу мировоззрения.

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

Философия как мировоззрение

Специфика философии такова, что она не является лишь прикладным знанием о мире. Философия, до определенного времени «вбиравшая» в себя и все научное знание, и в немалой степени искусство, тем не менее не тождественна ни науке, ни искусству, ни какой-либо другой форме человеческого восприятия мира.

Философия предполагает четкий понятийно-категориальный аппарат. Философское знание опирается прежде всего на знания (а не на вымыслы и традиции). Как и наука, философское знание отличается логичностью выводов, рефлексивностью — т.е. «само- изучением», критическим отношением к собственным форме и содержанию. Философия стремится к совершенствованию элементов методологической базы, систематизации накопленной информации. И это также роднит ее с наукой.

Однако философия изучает не только то, как мир существует сам по себе, но и значение этого мира для людей. Она рассматривает вопросы смысла жизни и смерти, свободы и ответственности, должного и сушею и т.д. Этим она похожа на мифологию и религию и одновременно отличается от науки.

Философия, таким образом, уникальна. Уникальность ее — в многоаспектности, в способности проявляться самым различным образом. Важнейшая форма проявления философии заключается в том, что она является одним из основных видов мировоззрения; причем во многом видом, наиболее совершенным.

Философия развивается быстрее мифологии и религии; кроме того, ее развитие более разнообразно. Это обусловлено, с одной стороны, необходимой связью философии с решением социально- практических задач, с историческими условиями, с другой — ростом научного знания, с которым философия тесно взаимодействует.

Рис. Мировоззрение и его типы.

Философия аккумулирует накопленные людьми опыт и знания, оказываясь наиболее полным выразителем современной ей культуры. Это происходит путем непосредственного и опосредованного взаимодействия философии с наукой, с искусством, с религией, с повседневной жизнью общества. Философия в определенной мере взаимообусловлена экономикой и характером материального производства, политикой, правом. В ней в концентрированном виде отражается уровень развития отдельной цивилизации и человеческой в целом.

Типы философского мировоззрения

В историческом многообразии можно выделить три основополагающих типа философского мировоззрения.

Первый из них — космоцентризм — философское мировоззрение, в центре которого находится осмысление Космоса, Вселенной, понимаемой как всесильное начало, основа, главный закон, определяющий все сущее в природе, обусловливающей жизнь человека и общества. Такое мировоззрение было наиболее распространено в древних цивилизациях — Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции.

Теоцентризм — следующий тип философского мировоззрения, в центре внимания которого находится Бог. Волей и самим существованием Бога объясняются бытие и развитие всех элементов, составляющих мир, созданный Богом. Такое мировоззрение было наиболее распространено в Средние века в христианской Европе и в исламских странах.

Антропоцентризм — третий основной тип философского мировоззрения. Он характерен постановкой в центр внимания философских концепций проблемы человека, его сущности, возможностей, устремлений, ценностей, предназначения в этом мире, задач. Антропоцентрическая традиция берет свое начало в древности (в частности в античности — в учении Сократа), но развитие свое получила в эпоху Возрождения и позже стала доминировать прежде всего в западноевропейской философии.

При этом надо понимать, что, по сути, вся философия антропоцентрична, так как отражает взгляд на мир именно человека. Это справедливо даже в том случае, когда речь идет о религиозном знании. Более того, исследователи и в насквозь теоцентричной религиозной философии выделяют антропологизм; действительно, человек — центральная и самая «ответственная», в силу присущей ему рефлексии, фигура среди всех творений Бога. Другими словами, антропоцентризм как тип мировоззрения неверно отождествлять с принципиальной антропоцептричностью человеческого мышления или одним из принципов религиозной философии.

Современные философские концепции преимущественно антропоцентричны. но могут содержать в себе отдельные элементы других типов философского мировоззрения. Любая конкретная философская система отражает мировоззрение как минимум одного человека, а может выражать основные идеалы, интересы, принципы и ценности группы людей, социальной страты и даже целого общества. Другими словами, философская концепция может стать идеологией.

Идеология — упорядоченная совокупность (система) идей, выражающая взгляды конкретного социального образования (социальной группы, страты, социального масса, общества в целом, т.е. определенного социального субъекта) на социальную действительность в ее конкретных проявлениях, ее прошлое, настоящее и перспективы ее развития, отражающая ценности, интересы и цели деятельности данного образования.

Мировоззрение связано с социальной эволюцией. Поэтому философские системы могут с течением времени претерпевать определенные изменения.

Итак, различные виды и типы мировоззрения обусловлены социально-историческим развитием, они формировались входе практической деятельности человека по мере развития его мышления и накопления опыта. Из известных основных видов мировоззрения — мифологического, религиозного, философского — в наше время преобладает последний. Представлять мировоззрение — важная, хоть и не единственная, функция философии.

УДК 008 И.В. ТОПЧИЙ

КРИЗИС ВЕРЫ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Рассматривается проблема кризиса религиозной веры в западноевропейской культуре, обусловившие его факторы — научная революция и (философские концепции Нового времени, а также его проявления в сфере искусства.

Ключевые слова: религия, секуляризация, десакрализация, наука, рациональное мышление, обмирщение, критический реализм.

Введение. Тема кризиса веры является одной из основных составляющих проблематики общего кризиса западноевропейской культуры Нового времени. Как отметил М.Хайдеггер, с развертыванием новоевропейской истории христианство, хотя и продолжало существовать, бесповоротно утратило свою средневековую судьбоносную силу . С утратой этой стержневой основы, которой являлась христианская вера, начинает рушиться все здание европейской культуры, а влияние этого процесса ощущается далеко за пространственными и временными рамками новоевропейской культуры.

Несмотря на то, что уже длительное время проблема кризиса веры является предметом пристального внимания представителей гуманитарных наук, интерес к ней не иссяк и поныне: ведь эта тема находится на стыке разных дисциплин: истории культуры, философии, религиоведения, этики

— и такая многозначность привлекает возможностью ее разностороннего исследования.

Приступая к рассмотрению проблемы кризиса веры в западноевропейской культуре Нового времени, необходимо прежде всего отметить, что речь идет о религиозной вере как принципе мировоззрения, основанном на бездоказательном принятии постулатов о существовании некой сверхчувственной реальности, именуемой Богом. В данном случае под кризисом веры будет подразумеваться снижение роли религиозного фактора, падение религиозности в культуре в целом и доли религиозной тематики в искусстве в частности.

Постановка проблемы. Задача исследования состоит в попытке выявления взаимосвязи таких форм выражения духовной жизни, как наука, философия, религия, искусство; взаимообусловленности трансформации различных форм общественного сознания в сторону их обмирщения. В этой связи необходимо рассмотреть прежде всего обусловленность самого кризиса веры ходом Научной Революции, развитием философских воззрений, изменением общественно-политических условий. В статье рассматривается процесс обмирщения искусства как проявление кризиса веры. Акценты сделаны на вопросах трансформации религиозного искусства, тематическом и жанровом многообразии светского искусства и особой роли литературы в процессе «расколдовывания мира».

Данное культурологическое исследование проведено с использованием проблемно-хронологического метода, который способствовал объективному представлению социокультурной ситуации Нового времени .

Сравнительно-исторический метод, направленный на изучение взаимосвязи двух пластов культуры — упадка религиозности и обмирщения искусства в западноевропейской культуре, позволил выявить причины трансформации религиозного мировоззрения. Данная работа ориентирована на деятельностный подход к пониманию сущности культуры как процесса социально значимой деятельности человека, рассматриваемой в диалектической взаимосвязи ее способов и результатов — норм, ценностей, смыслов, значений .

Социокультурные основания кризиса веры в западноевропейской культуре Нового времени. Новое время — крупнейший этап в развитии западноевропейской культуры. Эта эпоха отмечена становлением нового мировоззрения, отличительной чертой которого является его светский характер. Возникновение нового мышления уходит корнями к временам бунта против средневековой Церкви, когда зависящее от прежних стереотипов и отталкивающееся именно от них новое идеологическое движение имело три формы, находившиеся в диалектической взаимосвязи: Возрождение, Реформация и Научная Революция. Их совокупные усилия положили конец культурному господству католической церкви в Европе и породили более индивидуалистический, скептический и светский дух Нового времени.

В эту эпоху был проложен беспрепятственный путь к новым формам общественной жизни, основанной на принципах личной свободы и разумного начала. Абсолютная монархическая власть, привилегии высших сословий, клерикальная цензура, служащие угнетению произвольные законы, слабость хозяйственных связей — все это уступает место новым формам правления, опирающимся не на предполагаемые божественные установления и унаследованные традиции, но на рационально утверждаемые индивидуальные права и взаимовыгодные общественные отношения.

В ходе исторического развития были созданы условия для кризиса христианской религии и веры. Этому способствовала трансформация общественного сознания после Реформации, формирование научной картины мира. Отказ от сословной иерархии в ходе буржуазных политических революций привел к тому, что Церковь утрачивает свое прежнее высокое место в социальной иерархии.

Все больше набиравшие силу антицерковные движения и движения за свободу совести, идущие от Локка и Вольтера, подтачивали и подрывали авторитет религии в глазах европейцев, которые становились все более психологически независимыми от Бога и Церкви.

Новое время ознаменовано отказом от прежнего мировоззрения, основанного на вере в божественное откровение. В формировании нового типа мышления, свободного от давления религиозного авторитета, первостепенную роль сыграло развитие науки, прежде всего естествознания. Прогресс науки повлек за собой освобождение человечества — эмпирическое, рациональное, основанное на здравом смысле и той вещной реальности, которую каждый человек мог самостоятельно ощутить и осознать. Догматическое откровение уступило место теориям, поддающимся проверке, проходящим испытания практикой и обсуждением среди равных.

По мере того как религиозная вера отступала, ей на смену пришла новая вера — в науку и прогресс. Эта уверенность в научном прогрессе, заместившая в новом мировоззрении христианскую веру в духовную эволюцию человечества, возрастала по мере ослабления влияния христианства.

Новое мышление сохраняло уверенность в великом будущем человечества, даже достигнув стадии наибольшего обмирщения в XIX веке. Двигателем прогресса стали не религия и вера, но наука и разум. Источником всякого усовершенствования мира и раскрепощения человечества была признана не Божья, а человеческая воля.

Скорейшему повороту в сторону сугубо мирского немало способствовало параллельное науке развитие философии. С началом Нового времени философия стала утверждаться как независимая сила в интеллектуальной жизни. Точнее говоря, философия начала освобождаться от пут религии, дабы вступить в новый союз с наукой.

По мере того как философы, поколение за поколением, выстраивали все более строгие заключения на основании эмпирических данных, становилось ясным: все философские рассуждения о Боге, о бессмертии и свободе души, а также все прочие предположения, выходящие за рамки конкретного опыта, не имеют под собой никакой почвы.

Уже стараниями Декарта и Канта былая связь между христианской верой и человеческим разумом еще больше ослабла. К концу XIX века эта связь за весьма редкими исключениями исчезла вовсе.

Основу для упрочения позиций философии в смысле критически-негативного отношения к религии, вере, Богу создавало бурное развитие естествознания и промышленности XIX века. Представители различных философских школ сходились во мнении, что Бог — это «некое предположение», которое должно быть окончательно развеяно.

Кульминацией развития западноевропейского сознания явилось знаменитое провозглашение Фридрихом Ницше «смерти Бога». С беспощадностью пророка он как в зеркале отразил сущность христианства с его ложными ценностями и лживыми словами, отрицающими естественную жизнь человека и его тело, эту землю, мужество и отвагу, радость и свободу, созидание и саму жизнь.

Итак, развитие философии и естественных наук отразило новые культурные тенденции, воплощенные в представлениях о движении и развитии. Занявшие место религиозных или метафизических воззрений рационализм и эмпиризм привели в конце концов к новым последствиям: рационализм выдвинул концепцию человека как высшей или окончательной формы разума, утвердив и сделав ее своим основанием, тогда как эмпиризм проделал то же самое с концепцией материального мира как важнейшей и единственной реальности, тем самым дав жизнь — соответственно -светскому гуманизму и научному материализму.

Естествознание своими многочисленными открытиями полностью развенчало представления о божественном происхождении человека и мира, тем самым выбив почву у религиозной веры. Однако такая все возрастающая интеллектуализация и рационализация жизни порождает представление, что нет никаких таинственных, не поддающихся учету сил, что, напротив, всеми вещами можно овладеть путем расчета. Это означает, по словам М.Вебера, что мир расколдован . Чувственный склад ума рассматривает все с точки зрения эволюции и прогресса. Человеческая история представляется теперь не как реализация непостижимого божественного замысла, а как либидо Фрейда, экономические факторы Маркса, взаимодействие космических лучей, биологических сил, инстинктов, физи-

ко-экономических комплексов. Именно эти силы, а не человек, являются творцами всех исторических событий и создателями культурных ценностей. Все это приводит к возрастающему отрицанию вечных ценностей, которые вытесняются временными или быстротечными соображениями.

Таким образом, союз философии и науки, создавший неблагоприятные условия для религиозной веры, имел колоссальное значение для всей западноевропейской культуры. Поэтому кризис веры, затронувший так или иначе различные области культуры, не мог не отразиться и на эстетической сфере. Поскольку искусство — душа любой культуры и оно чутко реагирует на все происходящие в ней изменения, то наиболее интересным представляется проявление кризиса веры в области художественного творчества.

«Обмирщение искусства» как проявление кризиса веры в западноевропейской культуре Нового времени. В Новое время духовная жизнь общества вступает под новые созвездия . Постепенно совершались перемены в мироощущении людей, изменилось понимание роли и места человеческой личности. Под воздействием успехов естественных наук и связанной с ними философии авторитет христианской церкви во всех областях ослаб. Европейское искусство также находится в русле этих общекультурных тенденций. Поворот от сверхчувственного идеала к реальности в сфере художественного творчества проявляется в расширении тематического диапазона искусства, в новой трактовке традиционно использовавшихся мифологических сюжетов, в том числе христианской мифологии.

Общий перелом в творческом мировосприятии этой эпохи был одновременно переломом и в тематике произведений искусства. Внешне он выразился в резком расширении существующего сюжетного репертуара и в качественной его трансформации, в новизне многих тематических мотивов, в которых использовался большой жизненный материал, до того не входивший в орбиту живописи.

Религиозные сюжеты трактуются на светский лад. По словам Орте-ги-и-Гассета, уходит вера, приходит чувственность . Это касается, прежде всего, изобразительного искусства Нового времени, в особенности живописи барокко. Творчество таких крупнейших мастеров XVII века, как Рубенс, Рембрандт, Пуссен, Веласкес, Вермер, различных по художественной манере, образному строю произведений, принадлежащих к разным стилевым направлениям, тем не менее может служить примером отхода от следования иконографическим канонам, «обмирщения», «очеловечивания» религиозных образов, приближения их к реальному бытию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как и все искусство XVII века, живопись барокко отдавала должное религиозным сюжетам, но они уже занимают значительно меньше места, чем раньше. При этом они насыщены чувственными полнокровными образами, мистическая экзальтация переходит в жизненную экспрессию. Все это свидетельствует о том, что религиозный дух ускользает из искусства, причем не только изобразительного, но и из других его видов, в частности музыки.

Новое время знаменует собой следующий после Ренессанса крупный этап в художественном освоении реального мира, в нарастающем приближении искусства к действительности. Самым очевидным свидетельством новых тенденций служит возникновение и распространение в эту эпоху нового творческого подхода, основанного на восприятии действи-

тельного мира в его непреображенной, «открытой» реальности. Коренной сдвиг в принципах образного претворения обозначился сразу в решительных и отчетливых формах, накладывая свою печать и на обширный тематический круг, свободный от прежних мифологических сюжетов и воплощаемый в формах энергично развивающегося бытового жанра, пейзажа, натюрморта .

Особенно показательным в этом смысле является искусство XVII века, в тематический репертуар которого вторгается обширный круг мотивов реального бытия.

С появлением в XVII веке развитой и дифференцированной системы жанров, несущей в себе возможность более широкого охвата образов и явлений реальной действительности, мифологическая тематика утратила свое прежнее всеохватывающее значение. Теперь она только один из жанров.

XVII век — это начало конца всеобъемлющей роли мифа (прежде всего христианского) в художественной тематике. Появляется новый, вне-мифологический принцип образного претворения, воплотившийся не только в бессюжетных жанрах типа портрета, пейзажа и натюрморта, но и распространивший свое действие на сюжетную живопись и, прежде всего, открывший условия для энергичного подъема бытового жанра.

Жанровой живописи свойственны большое разнообразие сюжетов и тем, символизм выражения. Реабилитация телесного человека породила новый взгляд на роль женщины, обращение к Любви как к объединяющему началу Вселенной, как к волшебной силе, обеспечивающей не только процветание рода человеческого, но и вечную жизнедеятельность природного мира. Отсюда обилие семейно-свадебных мотивов, чувственно-эротических образов, семейных портретов, тем материнства, детства, старости.

Лейтмотивом искусства Нового времени является тема любви с акцентом на чувственно-телесной ее стороне, особенно это характерно для живописи рококо — творчество А. Ватто, Ф. Буше. Интерес Нового времени к повседневной, обыденной жизни проявляется в обращении искусства к темам трапезы и кухни, а также в изображении людей различных социальных типов, профессий; особенно характерным это стало для искусства XIX века.

В музыке также растет доля светских произведений. Музыкальной вершиной Нового времени становится возникновение оперы.

В Новое время происходит десакрализация человека и мира. Искусство и, в первую очередь, литература как ведущий вид художественного творчества принимают непосредственное участие в этом процессе. Если раньше искусство игнорировало негативное начало: ничего грубого, вульгарного, унижающего человеческое достоинство не находило в нем места, то в дальнейшем возвышающие и идеализирующие направления искусства начинают исчезать и постепенно заменяются их противоположностями. Искусство делает бессмертных смертными, освобождая их от всего божественного и благородного, заостряя внимание на всем посредственном, негативном. Искусство раньше шло из души к душе, теперь оно обращается к чувственности или рассудку.

Новые особенности мировосприятия проявились ярче в искусстве слова, которое наиболее способно передавать время и движение, описы-

вать среду, анализировать характеры, отражая своеобразие духовного климата эпохи и являясь проводником новых идей. На протяжении всего Нового времени литература обращается к непосредственной действительности, отражая мир во всех его многообразных проявлениях, акцентируя внимание на тех сторонах жизни, которые до той поры не удостаивались внимания искусства. Это проявляется в изменении и расширении тематического круга, обогащении арсенала выразительных средств.

Одним из факторов, способствовавших десакрализации, стало появление в литературе антибожественной тематики, начиная с «Фауста» Гете.

Демократизация общества приводит к возникновению неподдельного интереса к обыкновенному человеку, его мыслям и чувствам, непростой судьбе. Уже в «Исповеди» Руссо обнаруживается этот подход к человеку, но массовым он становится в XIX веке.

В немалой степени такая смелость литературы была связана с успехами естественных наук и развитием философии, а также с изменением общественно-политических и экономических условий.

Все эти изменения в самой действительности вызвали к жизни новый тип художественной концепции мира, воплотившейся в критическом реализме. Явления действительности предстали в искусстве критического реализма во всей сложности, многогранности и богатстве своих эстетических свойств в соответствии с усложнившейся и обогатившейся общественной практикой.

Если романтизм был предчувствием, предощущением несовершенства нового строя жизни, то критический реализм XIX века обнаружил его противочеловечность. В концепции романтизма еще были иллюзии; критический реализм — это трезвое искусство «утраченных иллюзий».

Вышедший из реализма натурализм был лишен какой-либо поэтики, в нем отсутствует характерная для реализма критика социальности. Натурализм (Золя, Доде, братья Гонкур), опираясь на позитивизм и эволюционную теорию Дарвина, сводит человеческую деятельность к биологическим мотивам; формирование характера обусловливается бытом; большое значение придается бессознательным факторам. Социальная беспристрастность, «картинки с натуры» были выражением социальной апатии, фатализма, пессимизма.

Введение в искусство патологических социальных типов (проституток, пьяниц, убийц) было характерно для «эстетики безобразного», разработанной в культуре декаданса.

Все это свидетельствует о том, что гуманистические идеалы претерпели существенную трансформацию. Пристальное внимание к человеку обнаружило не только достоинства личности, но и выявило ее несовершенство. Реализм XIX века и следующий за ним натурализм в своем стремлении изображать действительность такой, какая она есть, показали те аспекты человеческого бытия, которые не выставлялись ранее на всеобщее обозрение. Однако демонстрация пороков и недостатков человечества с целью их осознания и исправления не привела к желаемым результатам. Призыв Стендаля показать протест человеческой совести против общественной несправедливости с тем, чтобы подвигнуть читателей на борьбу с этой несправедливостью, не оправдался. Напротив, откровенное живописание грубой реальности, в конечном счете, приводило к подавленности, опустошенности, утрате нравственных ориентиров.

Таким образом, искусство Нового времени становится все более мирским, светским. Оно ориентируется на отражение реального эмпириче-ски-чувственного мира во всех его многообразных проявлениях. Оно стремится доставлять удовольствие. Это искусство разнообразно по формам и видам. Отсюда — многостилье Нового времени. Искусство той эпохи отразило общекультурную ситуацию: коренное изменение мировоззрения, падение религиозности в культуре в целом.

Заключение. В наши дни, когда культура переживает кризис, а возрождение в различных формах интереса к религии стало фактом жизни, мыслители все чаще обращают свои взоры к тем явлениям, которые имеют различные наименования, но примерно один и тот же смысл. «Смерть Бога», «расколдовывание мира», «обмирщение искусства», «секуляризация мышления» — все эти понятия отражают различные аспекты кризиса христианской веры — фундамента европейской культуры на протяжении столетий. Попытка рассмотреть проблему кризиса веры в искусстве в контексте взаимодействия с наукой и философией привела к следующим результатам.

1. Сама постановка проблемы связана со значительными изменениями социокультурной ситуации. Кризис веры, понимаемый как упадок религиозности, имеет ряд предпосылок, среди которых необходимо отметить обстоятельства двоякого рода. Во-первых, ситуация в самой церкви: раскол, религиозные войны, последовавшие за Реформацией, поставили под сомнение способность религии нести согласие в мир и успокоение в души. Несмотря на стремление церкви сохранить свою главенствующую роль любыми средствами, тем не менее, ведущей тенденцией Нового времени стала утрата веры. Во-вторых, сам характер развития капиталистического производства требовал рационального осмысления действительности на основе научной картины мира. Выразители рационального духа эпохи: просветители, философы-эмпирики, секуляризованно мыслящие политики -выступали за ограничение влияния церкви на мирские дела.

Важное место среди событий, исторически подготовивших упадок религиозного мировоззрения, принадлежит движению Реформации, значение которой для становления культуры Нового времени состояло прежде всего в разрушении средневековой иерархической картины мира позднего католицизма и переориентации воли человека с созерцательного отношения к истине на активный ее поиск в Книге мира.

Кардинальный сдвиг в западном мышлении был обусловлен Научной Революцией, ставшей поворотным пунктом в судьбе европейской культуры. Философское осмысление результатов Научной Революции пошло по путям рационализма и эмпиризма в направлении светского гуманизма и материализма соответственно.

На стыке естествознания и философии формировалась новая картина мира: от признания Бога как перводвигателя механизма мира и олицетворения высшей нравственности в XVII-XVIII веках до окончательного вытеснения его под влиянием теорий Маркса, Дарвина, Фрейда в XIX веке, итогом которого стало заявление Ницше: «Бог умер!».

Все это способствовало формированию светского мировоззрения, свободного от давления каких бы то ни было авторитетов, в том числе религиозных.

Кризис веры, затронувший практически все области культуры, как в зеркале отразился в искусстве. Сфера художественного творчества, таким образом, явилась своего рода индикатором глобальных общекультурных изменений.

2. Симптомом снижения роли религиозного фактора в эстетической сфере стало обмирщение западноевропейского искусства. Прежде всего, это выразилось: а) в жанровом многообразии искусства. Возникновение так называемых «жанров реальной действительности» — пейзажа, натюрморта, портрета, бытового жанра — свидетельствовало о нарастающем интересе к человеку и окружающему его миру, столь характерном для Нового времени; б) в изменении и обогащении тематического материала искусства. В Новое время общий тематический арсенал эпохи разделяется на два основных комплекса: круг мифологических образов, включая сюжетные мотивы Священной истории, которые можно рассматривать как порождение христианской мифологии, и круг произведений, свободных от тематического преображения на почве мифа и связанный с непосредственным воплощением мотивов реального бытия. В XVII веке эти два тематических комплекса равнозначны, в отличие от XVIII века, когда религиозная тематика, еще сохранив достаточное распространение, утратила былую содержательную силу, и тем более от XIX века, когда она была практически полностью оттеснена образами реальной действительности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Религиозное искусство испытывало сильное влияние светского художественного творчества. Трансформация религиозного искусства выражается в новой трактовке религиозных сюжетов на светский лад, приближение религиозных образов к реальному бытию, наполнении прежних форм церковного искусства жизненным содержанием.

Новое искусство ориентируется на отображение реального мира во всех его разнообразных проявлениях. В своем стремлении изображать действительность такой, какая она есть, в живописании жизненных реалий искусство и, особенно, литература доходят подчас до натуралистических крайностей, содействуя тем самым «расколдовыванию мира» от божественных чар. Обращаясь к дьявольской тематике, к показу патологических социальных типов, литература смело проникала, подобно науке, в ранее запретные сферы, не удостаивавшиеся внимания искусства. «Эстетика безобразного», вошедшая в искусство в качестве необходимой составляющей, явилась выражением оборотной стороны освобожденного от божественности мира. Драматизм западноевропейской культуры Нового времени, таким образом, был определен этим сложным и многозначным явлением, которое получило название «кризис веры».

Библиографический список

1. Хайдеггер М. Европейский нигилизм / М. Хайдеггер // Проблема человека в западной философии. — М.: Прогресс, 1988. — 546 с.

2. Гвардини Р. Конец Нового времени / Р. Гвардини // Вопросы философии. — 1990. — №4. — С. 25-38.

3. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т.2. — М.: Мысль, 1990. — 829 с.

4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. -М.: Политиздат, 1992. — 542 с.

5. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга.

— М.: Изд. группа «Прогресс», 1992. — 464 с.

6. Тарнас Р. История западного мышления / Р. Тарнас. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. — 448 с.

7. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. — М.: Мысль, 1990.

— 396 с.

8. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.П. — М.: Искусство, 1989. — 319 с.

9. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства / Х. Ортега-и-

Гассет // Самосознание европейской культуры ХХ века. — М.: Политиздат, 1991. — 365 с.

Материал поступил в редакцию 27.03.09.

I.V. TOPCHIY

BELIEF CRISIS AS THE TENDENCY OF DEVELOPMENT OF CULTURE OF NEW TIME

ТОПЧИЙ Инна Владимировна, доцент кафедры «История и культурология» ДГТУ, кандидат философских наук (2004). Окончила Ростовский государственный университет (1999).

Область научных интересов: проблемы развития культуры Нового времени, ее влияние на развитие современной культуры.

Имеет 13 публикаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *