Религиозные организации участники

(Друкуємо мовою оригіналу)

15 декабря после Объединительного собора в Украине появилась автокефальная объединенная Православная церковь Украины (ПЦУ). Митрополитом Собор выбрал 39-летнего митрополита на тот момент УПЦ КП Эпифания. В то же время УПЦ (МП) на внеочередном Синоде заявила, что не признает решения Собора и считает каноничной только себя. В Крыму и ОРДЛО уже звучат опасения священников о мести за томос от местных структур власти. Детальнее о Соборе и будущем Украинской православной церкви в эфире Радио Донбасс.Реалии говорили религиозная публицистка Татьяна Деркач и руководитель Донецкой епархии УПЦ (КП) архиепископ Сергий (Горобцов).

– За два месяца до Собора вы не давали комментарии прессе. Вы общались накануне Собора с представителями УПЦ (МП) об их настроениях. Ваше молчание было связано с Собором?

Татьяна Деркач: Отказывалась от комментариев немного про другим причинам. Общение с УПЦ (МП) надо поддерживать, чтобы понимать что будет дальше и как они относятся ко всем событиям. Тем более, что события перед Собором начали сильно накаляться и они стали более непредсказуемыми. Но я уже тогда не рисковала раскладывать по полочкам, кто победит, как будет развиваться Собор.

– Но самая большая интрига – это было участие УПЦ (МП). Только два иерарха не скрывали своего присутствия на этом Соборе. Это была программа максимум для УПЦ (МП) или могло больше иерархов присутствовать?

В Московском патриархате работали механизмы запугивания. Если прийти на этот Собор, сразу лишают сана, забирают храм Татьяна Деркач

​Татьяна Деркач: Когда еще в апреле была анонсирована дорожная карта для автокефалии, было сказано, что 15 архиереев Московского патриархата подписали вместе с Киевским патриархатом прошение к патриарху Варфоломею. Сейчас мы видим двух. По моим данным, должно было быть шесть, потом один накануне отказался. Ситуация стала очень непрогнозируемой после 13 декабря, когда состоялось так называемое совещание Киевского патриархата. Оно проходило очень тяжело и внесло еще больше непредсказуемости.

В Московском патриархате работали механизмы запугивания. Если прийти на этот Собор, сразу лишают сана, забирают храм, не дают служить.

ДИВІТЬСЯ ТАКОЖ: Нам потрібно довершити повноцінне єднання – Епіфаній про єдину Православну церкву України

– Еще томос не получен, но скорее всего это уже символическое событие, 6 января 2019 года Епифаний получит из рук Вселенского патриарха Варфоломея томос. Ваше общее впечатление от собора?

Татьяна Деркач: Как мы уже знаем из того, что выплыло в прессу, на Соборе все происходило тяжело, конфликтно. И президенту приходилось несколько раз бегать уговаривать стороны вернуться в зал.

Самую большую проблему составил выбор предстоятеля. У Киевского патриархата были жесткие, достаточно высокие мало выполнимые требования. Собор прошел не хуже, чем проходили соборы в пятом-шестом веках, которые сопровождались криками, скандалами.

– Президент Петр Порошенко, который сидел в импровизированном президиуме Собора рядом с церковными иерархами, активно участвовал в процессе. Насколько нормально вмешательство светского человека, представителя светской власти? Сейчас противники Объединительного собора активно говорят, что это не религиозный проект, а политический проект Порошенко.

Татьяна Деркач: Тут скорее не нормально, когда люди забывают, какую-то часть церковной истории и начинают манипулировать. Потому что церковь никогда не была отделена от государства.

Власть не имеет права вмешиваться в каноны, указывать какого архиерея назначать, менять богослужебный порядок. Что касается таких проектов, я считаю, это абсолютно нормально. Потому что дать автокефалию Вселенский патриарх не может, если он не убедится, что новосозданная церковь не вступит в радикальный конфликт с властью, то есть, ее не начнут подавлять, гнать.

Татьяна Деркач, религиозная публицистка

– Есть ли еще какие-то примеры, когда представители власти активно участвовали в создании поместных церквей?

Татьяна Деркач: У нас много автокефальных церквей на Балканах. Там постоянно возникали какие-то конфликты. Был конфликт у церкви с властью, когда была Османская империя. Когда эти церкви выходили из подчинения и появлялась собственная власть, естественно, она старалась быть драйвером получения автокефалии.

– На внеочередном Синоде УПЦ (МП) руководящий делами митрополит Бориспольский и Броварской Антоний сказал, что не признает решения Собора и считает каноничной только свою церковь. Как долго могут существовать две канонические православные структуры? Как вести себя в этом случае журналистам, например? Какую называть каноничной?

Татьяна Деркач: Журналисты не могут оценивать каноничность церкви. Они могут обращаться к иерархам той или другой структуры по титулу, который принят в данной церкви. Это максимально нейтрально.

Мне кажется, в Московском патриархате очень надеются, что в марте 2019 года поменяется власть. Но им будет сложно восстановить свои потери Татьяна Деркач

Мы оказались в сложном гибридном положении, такого никогда не было в истории церкви. Естественно, что УПЦ (МП) не будет признавать до самого конца. Мне кажется, они очень надеются, что в марте 2019 года поменяется власть. Но Московскому патриархату будет сложно восстановить свои потери.

– Отче, присутствовали ли вы на Соборе? Ваши впечатления от того, что там происходило?

Архиепископ Сергий: Мы все переживали, это действительно историческое событие. Объединение церквей и потом томос – это предвестник завершения войны на Востоке Украины. Было сложно, были разные мнения.

Я думаю, дальнейший процесс будет не менее сложным, потому что нам предстоит объединить всех остальных священников и епископов. Но огромное количество верующих и духовенства радуется, что в Украине наконец единая поместная православная церковь.

Як обрали голову єдиної помісної православної церкви в Україні – фотогалерея

– Архиепископ Симферопольский и Крымский Климент дал свой комментарий проекту Радио Свобода Крым.Реалии. Он опасается, что местная власть может отомстить за томос местным отделениям православной церкви Украины, сейчас их ничего не сдерживает. Может ли что-то подобное начаться на подконтрольной территории. И сколько там осталось приходов?

Архиепископ Сергий: В Донецкой области на временно оккупированной территории осталось 36 приходов, дом милосердия и всего 6 священников.

Есть опасение, что к 1 марта 2019 года они в «ДНР» снимут якобы со своей регистрации наши приходы, хотя мы там не регистрировались. Они сказали, что если мы не примем их условия, они заберут наши храмы, имущество, земли и так далее.

– А какие условия?

Архиепископ Сергий: Наши священники встречались с представителями их так называемой «власти». Нашим священникам поставили условие, чтобы они в ближайшее время перерегистрировались по «закону» «ДНР». А наше духовенство задало вопрос, зарегистрирована ли где-нибудь «ДНР». Начались негативные моменты, связанные с угрозами.

В этом году у нас отобрали два помещения в Донецке, которое принадлежало Киевскому патриархату. Мы не собираемся «перерегистрироваться» и я опасаюсь, что к следующему году мы можем потерять наши приходы.

90% богослужения проводится на украинском языке, не могу сказать, что приходит мало людей. Сначала боялись, что им будет мстить власть, а потом стали приходить. Плюс, мы занимаемся на той территории широкой благотворительностью, передаем через наших прихожан. Духовенство не занимается политическими вопросами.

ДИВІТЬСЯ ТАКОЖ: Що буде далі із УПЦ (МП)?

– Есть ли у вас оценка количества прихожан, которые ходят в приходы православной церкви Украины?

Архиепископ Сергий: В целом, на воскресные богослужения в большие храмы приходят 100-130 человек, в сельские храмы 30-50 человек. На большие праздники людей собирается очень много.

– Что в церкви для вас лично поменяется для получения томоса?

Архиепископ Сергий: Томос дает основу самостоятельности в управлении, нас признает весь православный мир. Когда у нас будет единая церковь в Украине, у нас будет одна философия, одна идеология. В это тяжелое время мы сможем объединить украинское общество.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

​(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу. Якщо у вас є тема для публікації чи відгук, пишіть нам: Donbas_Radio@rferl.org)

НА ЦЮ Ж ТЕМУ:

Після Об’єднавчого собору: Москва для протидії ПЦУ використає не лише свою агентуру в Україні

Нам потрібно довершити повноцінне єднання – Епіфаній про єдину Православну церкву України

Допомога армії, вечері для малозабезпечених та нові храми: чим ділиться митрополит Епіфаній у соцмережах?

УПЦ (МП) допомагала Гіркіну готувати анексію Криму – СБУ

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Добровольность объединения предполагает свободное волеизъявление. Поэтому создавать общественные и религиозные организации и участвовать в их деятельности могут лишь дееспособные граждане, осознающие общность своих интересов в удовлетворении духовных или иных нематериальных потребностей.

Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.

Правовое положение общественных и религиозных объединений регулируется статьей 6 Федерального закона «О некоммерческих организациях» N 7-ФЗ, Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Пример

Церковь

Деноминация

Секта

Культ

Римский католицизм; Англиканская церковь

Методизм; Конгрегационизм

Свидетели Иеговы

Отца небесного; Храм людей; Церковь Единства

Источники членства

Все или большинство членов общества преданы церкви

Набор путем обращения в веру детей членов общины; в некоторых случаях обращение в веру новых людей

Братство преданных верующих; обращение в веру на основе убеждений

Братство преданных верующих; обращение в результате эмоционального кризиса

Отношение к государству

Тесно связаны с государством и нерелигиозными организациями

В нормальных отношениях с государством, но не входят в его структуру

Выступают против других религий, а также государственных и светских органов власти

Отрицание других религий, а также государственных и светских органов власти

Тип руководства

Профессиональные священники, работающие полный рабочий день

Профессиональные священники

Непрофессиональные священники, имеющие слабую подготовку

Харизматический лидер

Тип вероучения

Формальная теология

Терпимость к различным точкам зрения и спорам

Упор на чистоту вероучения и возврат к изначальным принципам

Новые принципы; откровение и проникновение в новую сущность

Вовлеченность членов

Сведено до минимума или совсем не требуется для многих членов

Незначительная вовлеченность, разрешается иметь другие обязательства

Необходимо глубокой чувство преданности

Необходима полная преданность

Тип религиозного действия

Наличие ритуалов

Наличие ритуалов, слабая эмоциональная выразительность

Глубокая эмоциональность

Глубокая эмоциональность

Одним из важнейших понятий в религиоведении — понятие «религиозность». Оно характеризует качественную и количественную определенность субъективного усвоения религиозных ценностей и норм, их влияние на поведение, жизнедеятельность верующих и религиозного сообщества. Религиозность — это мировоззренческая ориентация индивида и группы, выражающаяся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, взаимоотношений; религиозность — это отношение к религии. Религиозность лежит в основе типологии общественных групп по их отношению к религии. Принято выделять людей религиозных и нерелигиозных. Среди религиозных выделяют следующие типы: 1) Убежденные верующие: в их сознании доминируют религиозные идеи; религия играет решающую роль. Они тщательно соблюдают обряды, праздники и посты, читают религиозную литературу, знают вероучение и культ, принимают активное участие в жизни религиозной общины; 2) Традиционные верующие: в их сознании религиозные идеи пребывают в равновесии с нерелигиозными. Религия играет важную, но не решающую роль. Они соблюдают только главные обряды и отмечают большие религиозные праздники, вероучение знают в самых общих чертах, информированы про культ; 3) Сомневающиеся верующие: в их сознании доминируют нерелигиозные идеи, религия почти не влияет на их поступки. Они не знакомы с вероучением, культом, практически не связаны с религиозной общиной. Среди нерелигиозных выделяют следующие типы: 1) Неверующие: они сознательно не приемлют для себя веры в Бога, не признают канонов, догматов, религиозных культов, но при этом не пытаются отстаивать своей мировоззренческой позиции в своем окружении; 2) Атеисты: они отрицают существование Бога, загробного мира, бессмертие души. Как правило, атеисты толерантны к убеждениям других, но отстаивают свою точку зрения на религию; 3) Индифферентные: они одинаково равнодушны как в вере в Бога, так и к неверию в него, просто не интересуются религией. Религиозность может существовать в них в скрытой, латентной форме и проснуться при определенных обстоятельствах.

В обществе в целом в зависимости от доминирования религиозных или нерелигиозных индивидов (а также степени их влиятельности), влияние религии может развиваться в двух противоположных направлениях: секуляризации и сакрализации.

Сакрализация (от лат. sacer — священный) — это наделение предметов, вещей, явлений, людей «священным» (в религиозном смысле) содержанием, подчинение политических и общественных институтов, социальной и научной мысли, культуры и искусства, бытовых отношений религиозному влиянию. В основе сакрализации лежит признание священного в противовес мирскому, светскому, подчинение Богу, в результате чего мирское, повседневное приобретает божественный смысл. Сакрализация способна приобретать следующие формы:

Клерикализм (от лат. clericalis — церковный) — отрицание прогрессивных достижений культуры и демократии, последовательное преследование проявлений свободомыслия.

Фанатизм религиозный (от лат. fanaticus — неистовый, исступленный) — слепая, доведенная до крайней степени приверженность религиозным идеям и стремление к неукоснительному следованию им в повседневной жизни, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим.

Изуверство религиозное — крайнее выражение фанатизма, заключающееся в совершении во время отправления культа действий, причиняющих вред психическому и физическому здоровью человека: моления истязательного характера (самобичевание, распятие, оскопление и проч.), целенаправленное доведение до физического и морального истощения, осуществление бесчеловечных способов религиозного наказания (побивание камнями), истязания или убийство по религиозному признаку.

Секуляризация (от лат. saecularis — мирской, светский) — процесс освобождения различных сфер общественной и политической жизни, индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов от влияния религии. Снижение влияния религии выражается в сужении круга выполняемых ею в обществе функций, в отчуждении церковной собственности в пользу государства, выведении образования из-под опеки церкви, в развитии светского искусства, светской морали. Как правило, секуляризация есть следствие свободомыслия.

Свободомыслие религиозное — это направление общественной мысли, которое отвергает религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивает свободу разума в поисках истины. Общими чертами для многочисленных форм свободомыслия являются признание права человеческого разума вторгаться в сферу религии, критическое отношение к религии и противопоставление религии иным ценностным ориентирам. Различают следующие формы свободомыслия:

Светский гуманизм — отстаивание достоинства человеческой личности, ее право на свободное духовное развитие без диктата религии.

Богоборчество — осуждение богов за попущение злу и неустройство мира, за их равнодушие к людским страданиям, несправедливость и жестокость («- Я не Бога не принимаю… я мира им созданного, мира-то Божьего не принимаю»).

Религиозный нигилизм (часто совпадающий с моральным) выражается в дерзком и циничном отвержении духовных (прежде всего, в религиозном смысле) ценностей («Если Бога нет, стало быть, все позволено!»).

Религиозный индифферентизм — безучастие, безразличие, равнодушие к религии (может являться как следствием осознанных размышлений, так и просто леностью мысли).

Антиклерикализм — осуждение притязаний церкви на светскую власть, на диктат в сфере образования и культуры (может быть свойственен и верующим, но опасающимся церковного произвола личностям).

Религиозный скептицизм — выражение сомнений в отношении истинности религии или отдельных ее сторон. Возникает в результате сопоставления религиозных канонов и догм с жизненными реалиями, с фактами церковной истории, даже сравнение канонов и догм между собой, так как они нередко противоречивы.

Пантеизм — сопоставление Бога со Вселенной, мысленное отождествление Бога и Природы. Различают материалистический (божество растворяется в мироздании («природа есть не что иное, как Бог в вещах») и идеалистический (божество растворяет мироздание в себе) пантеизм.

Деизм — признание Бога творцом мироздания и отрицание его участия в событиях природы, его невмешательство в закономерный ход событий. Сторонники деизма убеждены в наличии некоего разумного творца мироздания, сложного, но закономерного и познаваемого. Творец выступает не как нечто сверхъестественное, а как такая же естественная и закономерная первопричина.

Натурализм — отрицание всего сверхъестественного, опора исключительно на естественнонаучные знания: существует только природа, а человек и общество — неотделимая часть природы.

Атеизм — отрицание веры в сверхъестественные силы и существа, критика самих основ религиозного миропонимания. Воинствующий атеизм — не только отрицание, но и преследование веры, культа и их носителей.

В настоящее время свободомыслие не имеет такого важного значения, ибо большинство государств являются светскими и демократическими: в них церковь отделена от государства и провозглашена свобода совести ( может именоваться также свободой вероисповеданий, хотя это понятие несколько уже). Между государством и религией, между обществом и религией могут существовать различные взаимоотношения, которые можно разделить на три типа:

1) Веротерпимость — привилегированное положение в государстве одной из религий при признании права на исповедание иных религий.

2) Свобода вероисповеданий — свобода выбора религии и отправления религиозных культов.

3) Свобода совести — право исповедать любую религию или вовсе быть неверующим, в более широком смысле — свобода от любого духовного насилия. Насаждение официального свободомыслия уже нарушает свободу совести (и фактически перестает быть свободомыслием).

В исторической ретроспективе можно выделить несколько этапов взаимоотношения общества и религии:

1) Стихийная веротерпимость Древнего мира, которая объяснялась тем, что не возникало сомнений в реальности существовании ни своих, ни чужих богов.

2) Религиозная монополизация государственной и общественной жизни, которая была свойственна эпохе Средневековья, когда церковь контролировала или пыталась контролировать все аспекты жизни, или же сливалась с высшей государственной властью (Папская держава, халифаты исламского мира)

3) Эмансипация (освобождение) государства и общества от религиозной монополизации, начавшаяся в эпоху Возрождения.

4) Веротерпимость, свобода вероисповеданий и совести, свойственные, прежде всего европейским государствам начиная с 18 века.

В настоящее время соблюдение принципа свободы совести неодинаково. В некоторых государствах при формально декларируемой свободе совести существуют привилегированные религии или религиозные направления: ислам в арабских странах, католицизм в латиноамериканских или западноевропейских, православие в Греции. Особый статус той или иной религии зафиксирован в конституциях 42-х государств, в других законодательство требует при занятии высших должностей принесения религиозной присяги или принадлежности к официальной церкви. В отдельных государствах (Саудовская Аравия, Пакистан) религиозное влияние распространяется на большинство сфер общественной жизни, функционирует мусульманское право, атеизм запрещен. В Израиле государственной религией является ортодоксальный иудаизм, а раввинат Израиля обладает широкими полномочиями в сфере политики, государственного управления, регуляции семейно-брачных отношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *