Религиозный человек

Просмотры: 2 760

Некоторые люди чувствуют, что Бог есть, что Он видит их и направляет их жизнь. Реальность Бога предстает как очевидность; это и есть вера – веришь, потому что видишь.

Встреча с Богом приводит людей в церковь. Люди хотят узнать здесь о Боге больше. В служителях церкви видят «специалистов по Богу» и обращаются к ним за помощью. Как сделать свою душу открытой для новой встречи с Ним? Что Бог считает правильным и что – плохим? Что делать и от чего воздерживаться?

Тем, кто здесь впервые, церковь кажется осколком таинственного «иного мира». Тёмные византийские лики строго смотрят из полумрака, звучит торжественное пение на языке, который лишь смутно напоминает русский, бородатые люди в балахонах величаво расхаживают туда-сюда, под сводами клубится ароматный дым.

Красота греческого богослужения когда-то определила выбор веры князем Владимиром. Послы, вернувшиеся из Царьграда, сказали: «не свемы, на небе ли есмы были, ли на земли». Благолепие и ощущение святости – инструменты, с помощью которых церковь внушает свой авторитет.

Атмосфера благоговения располагает доверять всему, что ты здесь услышишь. Священника возвышает над тобой лишь амвон, по которому он ходит, а тебе кажется, будто он выше во всем, что по-настоящему важно. Чтобы узнать, чего от тебя хочет Бог, просто слушай, что скажет тебе священник. (Хорошо еще, если только священник, а не любой человек, который явно «свой» в храме: пономарь, послушник, продавщица в церковной лавке.)

И тут начинается грандиозная подмена. Чувство Божьего присутствия в жизни оказывается простой наживкой: оно нужно только затем, чтобы человек пришел в церковь. Дальше церковь сделает всё возможное, чтобы отключить у него критическое мышление, и потом подсадит на свой продукт. Продукт, который называется «православие».

Оказывается, Бог хочет, чтобы ты верил в нетленные мощи, мироточивые иконы и священные таинства. Он хочет, чтобы ты всё время чувствовал себя виноватым в том, что ты человек, и непрестанно каялся в этом. Тебе внушают, что нужно «спастись». От чего спастись? Вроде как, от греха. Грех есть смерть. Если спасешься от греха, после смерти попадешь в рай. Иначе – в ад.

Если ты не убивал, не крал, не прелюбодействовал и в целом не делал большого зла – это не значит, что на тебе нет греха. Вкушал скоромную пищу по средам и пятницам? Грех чревоугодия! Увидел эротический сон? Грех блуда! Радовался своим достижениям? Так это и вовсе гордыня, или «смертный грех»!

Покайтесь! Главы ваши преклоните! Слушайте, что батюшка говорит! Делайте, как боженька велит!

Чтобы спастись, нужно верить во всё, что услышал в церковных стенах.

Не веришь, что Антоний Римлянин за 3 дня проплыл на камне от Адриатического моря до Волхова? Сомневаешься, что немцы не взяли Москву исключительно по молитве еп. Илии? Думаешь, Бог не мог создать растения раньше, чем свет, который нужен им для фотосинтеза?

Да ты, оказывается, в Бога не веришь! Когда издохнешь, будешь ввергнут в геену огненную, идеже плач нескончаемый и скрежет зубов!

Так человек, который однажды поверил в Бога, начинает запивать лампадным маслом бутерброды с землёй из могилы «старца». Он верит, что это служит делу его спасения. Путь от встречи с Богом до веры в душеспасительность таких бутербродов называется «воцерковление».

Воцерковленные, вспомните о вашем разуме и о том чувстве Бога, которое когда-то привело вас в церковь. Встаньте перед лицом Бога и ответьте себе честно, во что же вы верите.

В Бога – или в чудотворные иконы, перед которыми надо зажигать свечи и класть поклоны?

В Бога – или в святых угодников, нетленные мощи которых мироточат в золоченных раках?

В Бога – или в священные ритуалы, помогающие вам спастись: по утрам запивай святой водичкой освященную просфору, если зеваешь – перекрести рот?

Вы действительно думаете, что Богу есть дело до ваших эротических снов? Верите, что после смерти пройдете семнадцать мытарств и окажетесь в раю, если при жизни не пропускали церковных служб? Или в аду – за то, что ели скоромное в пост?

Наверняка вы считаете, что православие делает человека нравственным. Но быть нравственным – это еще и быть честным. Честны ли вы в своей вере? Что, если вся «православность» – всего лишь самовнушение? Когда даже перед самими собой вы притворяетесь верующим «в православие», только чтобы другие православные считали вас за своих.

Давайте задумаемся о том, во что искренне верим, а во что – нет. Перестанем обманывать самих себя. «Аз есмь Истина», сказал Бог. Чтобы прийти к Нему, не надо заставлять себя верить в ложь.

  • Shares

В послании к римлянам Павел пишет о преображённой жизни, о том какие качества нам просто необходимы. Сегодня поучения Павла так же уместны, как и в 1 веке.

Основываясь на стихах из послания к римлянам можно назвать 3 главных качества христианина.

Доброжелательность

«Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим.12:14)

Антон Иванов, служитель церкви «Новая Жизнь» г. Казань:

Слово «благословляйте» — это перевод греческого глагола, буквально означающего «доброе слово». «Благословить» кого-либо — значит «сказать доброе слово» о нём. В данном случае — это «сказать доброе слово» Богу о тех, кто несправедлив по отношению к нам. «Проклинать» не означает произносить так называемые бранные слова; «проклинать» противоположно по смыслу слову «благословлять» и означает «призывать Божьи проклятья на наших гонителей». Этот стих перекликается с учением Иисуса: «Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6:28; Мф. 5:44).

Илларион Огородников, служитель московской церкви ЕХБ «Евангелие»:

В Библии сказано: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным». Я думаю, этот принцип работает в любых ситуациях, в отношениях между различными народами, религиями и конфессиями.

В. А. Попов, преподаватель Московского заочного библейского института:

Вежливость — это моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой общения. Она включает внимательность, доброжелательность ко всем, деликатность, такт.

Читая евангельские повествования о деяниях Иисуса, мы не можем не заметить той особой деликатной формы обращения, которую применял Он, беседуя с людьми. В словах Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф.16:24) — нет насильственного принуждения, а содержится любящий призыв, нежное отцовское приглашение.

Бог не спасает человека без человека. Он предоставляет ему полную свободу выбора и самоопределения.

Каково было Его отношение к людям порочным, грешным? Он не обходил их стороной и не называл ничтожными людьми.

«Покайтесь и веруйте в Евангелие», «…иди и впредь не греши» (Мк.1:15; Ин. 8:11) — вот основной характер призыва грешников к покаянию. Он исходит из величайшей любви и чуткости к измученному грехом сердцу человека.

Сострадательность

«Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим.12:15)

Антон Иванов, служитель церкви «Новая Жизнь» г. Казань:

Это наставление особенно касается наших отношений с христианами. В первой части Рим. 12 Павел подчёркивал, что мы «составляем одно тело во Христе , а порознь один для другого члены» (ст. 4, 5). В письме к коринфянам он писал, что «страдает ли один член , страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26).

К сожалению, сегодня, как добавляет один комментатор: «Чаще всего чужая радость вызывает в нас зависть, а чужие слезы – желание пройти мимо. Христианский же подход подразумевает участие в радостях и скорбях окружающих нас людей» (Комментарий МакДональда).

Поэтому, Рим. 12:15 предполагает близость членов церкви между собой. Этой близости не достичь, собираясь на поклонение несколько раз в неделю. Она не придёт, даже если мы будем болтать друг с другом до и после библейских занятий и богослужений. Всё это важно, однако стих 15 призывает к большему. Один преподаватель христианского университета признает, что он интроверт, и все же говорит своим студентам: «Независимо от того, насколько мы по природе общительны или необщительны, Библия призывает нас активно участвовать в жизни других людей». Мы становимся ближе друг к другу, когда участвуем в таких событиях в жизни товарищей, какие вызывают смех и слезы, — в рождении детей, свадьбах и похоронах.

Христианин может петь и страдать с любым человеком. Христианин сострадателен.

В. А. Попов, преподаватель Московского заочного библейского института:

Часто люди говорят: «У меня нет никаких талантов», имея в виду талант ученых, художников, организаторов. Но гораздо важнее таланты сердца, которыми Господь наделил каждого человека, например, приветливость, чуткость, сострадательность. С помощью этих талантов человек развивает умение ставить самого себя в положение тех, с кем он сталкивается, принимая в расчет чужие переживания.

Способность не делать другим того, чего не желаешь, чтобы тебе делали, приобретается упражнением. Чуткое внимание к ближнему — это всегда труд, внутреннее напряжение. Человек, обладающий духовной культурой, совершенно чужд духу нетерпимости и сознания собственной исключительности, умеет оценивать чужие мнения, имея свои собственные, оставаясь при этом самим собой.

Мы привыкли общаться с людьми, которые нам симпатичны. Видя какие-нибудь недостатки человека, мы сторонимся его, осуждаем за глаза, не давая себе труда понять мотивы его действий и поступков, не прилагая усилий добраться до подлинной его сущности.

В любом человеке есть прекрасное. Открывать его, искать сокровища сердца — задача христианина, сопряженная с непрестанным трудом души.

Изолированность от других людей угнетает человека, единение и общение, наоборот, придает бодрость. Это естественный закон жизни, отступая от которого человек вынужден неминуемо страдать.

Дэвид Сантистивен, лидер прославления в церкви «Allison Park Church» (Питтсбург, штат Пенсильвания):

Что же отличает вас? Что делает вас прекрасным лидером? Это ваш непрерывный голод по Божьему присутствию и глубокое сострадание к людям. Точка. И неважно, если вам 65 лет, и вы носите мешковатые брюки. Вы на своем месте, если у вас есть постоянная жажда Бога и сострадание к людям. Неважно, молоды ли вы и неопытны. Голод по Богу. Сострадание к людям.

Александр Величко, пастор, епископ, директор «Славянской внешней миссии»: «Только во Христе мы можем по-настоящему быть милостивыми и сострадать».

Cмиреномудрие

«Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» (Рим.12:16)

Антон Иванов, служитель церкви «Новая Жизнь» г. Казань:

В стихе 16 Павел обращается к тем, кто считает себя лучше других, потому что у них больше богатства или власти, потому что они более талантливы, или получили лучшее образование, или по каким-то иным причинам. Этот текст мы можем отнести даже к тем, кто чувствует превосходство над другими членами церкви только лишь потому, что у них больший христианский стаж, более основательное знание Библии, потому что они более активно участвуют в работе церкви, более благочестивы в жизни и т.д.

Стивен Мэтсон, христианский блогер из США:

Технологии и соцсети дали людям возможность представить себя миру в самом лучшем виде с помощью фоторедакторов, идеальных цитат, крутых путешествий и самоуверенных фраз в комментариях и постах.

Нас учат высказывать любое мнение без задних мыслей, быть гордыми и не стесняться своих убеждений и манеры поведения. Но мы легко становимся эгоистичными и высокомерными, когда речь идет о политических взглядах, богословских дебатах, религиозных традициях и социального мировоззрения. Редко услышишь, что надо внимательно слушать, вежливо вести диалог, искренне принести извинения или признаться в своей ошибке. Осознание и признание своих ошибок, понимание границ своих возможностей, жизнь в смирении требуют от нас необычайного самоконтроля и смелости. Смирение было и есть замечательной чертой характера в обществе, где ценят великих и постоянно подчеркивают важность возвышения собственного эго.

В. А. Попов, преподаватель Московского заочного библейского института:

Тщеславие есть порок, в каких бы условиях жизни оно ни проявлялось. Оно особенно предосудительно, когда дерзает являться именно там, где даже простая скромность недостаточна, а необходимо полнейшее и глубокое смирение.

Сергей Головин, президент Христианского Научно-апологетического Центра, президент международного просветительского общества «Человек и христианское мировоззрение», декан Межвузовского факультета апологетики христианства, член редакционной коллегии журнала «Богословские размышления»:

Что же такое – смирение? Понятие это включает две составляющие. Оно – бинокулярно. Во-первых, это – правильное видение Бога и понимание того, как Он велик. Во-вторых – правильное видение себя и понимание того, как мы малы. Именно этот урок и преподает нам Мария, матерь Иисуса.

Всякий человек имеет врожденную тенденцию быть правым в собственных глазах. Нам кажется, что мы всё видим правильно. Мы же ВИДИМ это! Заблуждаются же те, кто не согласен с нами. Но «естественное» зрение неизбежно нас подводит. Согласно мудрой притче Андерсена, у каждого в глазу – осколок дьявольского зеркала, искажающий наше восприятие. Величайший из грехов, называемый гордыней, не позволяет нам признать этого.

Вадим Калацей, поэт, композитор, музыкальный продюсер, сооснователь группы «Новый Иерусалим», пастор церкви «Надежда для народов»:

Сегодня можно прослыть смиренным, не высовываясь, не рискуя, не конфликтуя и при этом не исполняя Воли Бога. Истинное смирение – орудие исполнение Его воли. Истинное смирение не ищет своего, оно ищет Божьего. Истинное смирение акцентирует внимание не на человеке, а на Боге.

Нет большего смирения, чем пройти по жизни, исполняя то, к чему призвал Бог, не завидуя чужому успеху и не позволяя дьяволу, себе и людям разворовать дары и таланты, которыми так щедро наделил каждого из нас Бог!

Алексей Коломийцев, пастор церкви «Слово Благодати» рассказал «Что такое смирение».

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Почему вера заставляет людей тратить деньги, как магнит может изменить степень религиозности человека, а также что общего между религией и природой — на эти и другие вопросы отвечает отдел науки «Газеты.Ru».

Страх божьей кары — двигатель прогресса

Вера в моралистических, карательных богов, интересующихся человеческими делами, возможно, облегчила распространение и развитие человеческих обществ, считают авторы исследования, опубликованного в последнем выпуске журнала Nature. В данном исследовании ученые проверяют гипотезу о том, что

вера в всевидящего и карающего бога способствует росту сотрудничества, доверия и справедливости у людей из регионов, географически отдаленных от других сторонников той же религии, таким образом способствуя социальному расширению группы.

Бенджамин Грант Перзики и коллеги взяли интервью у 591 человека из восьми регионов мира — в Бразилии, Маврикии, российской Республике Тыва, Танзании, а также на островах в южной части Тихого океана. Интервьюированные были приверженцами мировых религий, таких как христианство, буддизм и индуизм, а также сторонниками разнообразных местных религий и традиций, включая вероисповедания предков и анимизм. Авторы изучали поведение участников во время «экономической игры».

Каждому участнику выдавали по 30 монет, кубик, грани которого были окрашены в три цвета, и две чаши. От участников требовалось загадать цвет, выбрать чашу, куда они хотят положить кубик, а затем подбросить кубик. Если выпавший цвет совпадал с загаданным, то человек должен был положить часть монет в заранее выбранную чашу, если не совпадал — то в другую. В одной серии экспериментов одна чаша принадлежала самому игроку, а вторая — единоверцу, живущему в одном с испытуемым регионе. Во второй серии опытов первая чаша принадлежала либо единоверцу, живущему по соседству, либо единоверцу из другого региона земного шара. Помимо этого, с испытуемыми проводили подробное интервью и задавали вопросы, связанные с их отношением к своим богам, измеряли и усредняли оценки качеств богов, таких как, например, нравственность, нравоучительность, милосердие, жестокость.

Участники игры не озвучивали свои решения о загаданном цвете и чаше, а значит, решение о том, куда положить монеты, оставалось полностью на их совести. Тем не менее если бы все игроки действовали честно, то итоговый расклад укладывался бы в картинку статистической вероятности. Между тем этого не случилось.

Ученые выяснили:

чем больше человек был склонен характеризовать своего бога как «всевидящего» и «карающего», тем больше денег он готов был пожертвовать незнакомцам той же религии.

Результаты также показали, что люди делают это не потому, что хотят получить божественное вознаграждение, а потому, что верят в сверхъестественное наказание.

Как утверждают экспериментаторы, данное исследование наглядно показывает, что вера людей в сверхъестественное наказание способствовала повышению сотрудничества в обществах и их дальнейшему продуктивному развитию.

Магниты против религии

Впрочем, как показывает другое исследование, религиозность связана не только с чувством кооперации и сотрудничества и, более того, не является «неизменной величиной». Недавно в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience было опубликовано исследование о связи религиозности с бытовым национализмом и реакцией мозга на угрозу. Исследователи утверждают, что с помощью магнитной стимуляции области мозга, отвечающей за поиск и принятие решений, можно изменить отношение человека к мигрантам и религии.

В данном исследовании люди заполняли тесты, определяющие степень их религиозности и отношение к приезжим. Далее на мозг испытуемых воздействовали с помощью коротких магнитных импульсов. После чего участники снова должны были высказать свое мнение о религии и мигрантах, причем перед этим людей просили подумать о смерти (как утверждают психологи, такие мысли повышают степень религиозности) и просмотреть написанные мигрантами тексты, выражающие их негативное или позитивное отношение к новому месту жительства.

Несмотря на внешние стимулы,

результаты показали снижение религиозности на 32,8% и улучшение отношения к иммигрантам на 28,5%.

По мнению исследователей, такая реакция объясняется тем, что и религиозность, и негативное отношение к мигрантам являются ответом мозга на вызов — угрозу. В ситуации с религией угроза — это страх смерти, в ситуации с мигрантами — боязнь представителей другой культуры.

Красивый пейзаж отвлекает от церкви

Уменьшить степень религиозности человека можно не только с помощью магнитных импульсов, для этого есть и более приятные способы. Так, психологи выяснили, что среда проживания непосредственно влияет на степень религиозности человека: чем лучше климат и красивее окружающая среда, тем реже люди обращаются к богу и посещают церковь. Статья об этом необычном исследовании недавно была опубликована в журнале Sociology of Religion.

Оказалось, что

люди, проживающие в регионах с красивой природой и хорошими климатическими условиями, намного реже других относят себя к той или иной конфессии.

Психологи закономерно объясняют это тем, что приятные глазу пейзажи и хорошая погода способствуют эмоциональной стабильности людей и оказывают благоприятное воздействие на психику, то есть делают то, что огромное количество людей ищут именно в религии и вере в высшие силы.

Бог против стресса

Нельзя, однако, утверждать, что природа — монополист на рынке средств для поддержания хорошего настроения, а вера не оказывает положительного влияния на эмоциональное состояние человека. Согласно новому исследованию Американской психологической ассоциации, опубликованному в журнале Psychological Science, мысли о боге могут сделать верующих менее разочарованными и уменьшить повседневные стрессы, так же как и ежедневное созерцание красивых пейзажей.

Проведенные экспериментальные исследования показали, что, когда люди думают о религии и боге, их мозг работает по-другому, а это позволяет человеку проще реагировать на неудачи. Сначала участников исследования просили записать их размышления на тему религии, а потом — выполнить очень сложный тест: уровень заданий был настолько высоким, что ошибки совершали все без исключения испытуемые. Результаты показали, что у верующих, думавших перед выполнением задания о религии и боге, уменьшалась мозговая активность в областях передней части поясной извилины коры головного мозга (ACC), отвечающей в том числе за поведение и готовность к непредвиденным ситуациям и ошибкам.

Как следствие, они не сильно переживали и нервничали по поводу совершенных ошибок.

Атеисты реагировали иначе: если предварительно им давались задания, связанные с богом и религией, то в области АСС активность увеличивалась. Исследователи предполагают, что для верующих людей любые жизненные изменения могут быть закономерны и объяснимы верой и религией, поэтому их стрессовые эмоции от неудач намного меньше. Напротив, для атеистов мысли о боге могут противоречить их восприятию мира и жизненным представлениям, что приводит к большей нервозности и переживаниям, когда они совершают ошибки.

Исследователи считают, что данные результаты могут помочь понять другие интересные, но достаточно спорные сведения о религиозных людях. Например, есть некоторые доказательства, что верующие люди дольше живут, бывают более счастливыми и здоровыми. Ученые, однако, призывают атеистов не отчаиваться, считая, что подобные закономерности могут быть связаны именно с системой, помогающей понять структуру жизни и свой собственный мир. Возможно, атеисты были бы столь же эффективны в ситуации переживания стрессов, если бы предварительно думали о своих собственных верованиях и убеждениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *