Религиозный скептицизм

Если вы собираетесь посетить Европу в декабре, постарайтесь сделать это на католическое рождество. И совсем не обязательно ехать на сам праздник, когда цены подскакивают и все закрыто. Европа начинает готовиться к рождеству за несколько недель до праздника, обретает нарядный вид и в воздухе витает дух праздника. Ну и конечно, сильнее всего он ощущается в самом центре католического христианства, в Риме.

В этой поездке у нас было мнoжество «впервые». В первый раз поехали путешествовать зимой, впервые взяли отель в самом центре города, и в первый раз взяли с собой ребенка, пятилетнюю дочку.
Погода в Риме в середине декабря очень приятная, прохладно утром, 6-8 градусов, но до 20 градусов днем и солнечно. Остановились мы в отеле Академия 3*, в 50 метрах от известного фонтана ди Треви. Сразу скажу, отель вполне приличный, комнаты средних размеров, просторная ванная комната. В комнатах есть холодильник, но нет чайника. Мы не смогли смириться с такой несправедливостью, и пошли узнавать в рецепшен где можно попить чай или кофе. И оказалось что сделали это совсем не зря, в отеле есть еще одно крыло с отдельным входом, там в холле стоял чайник и всегда лежит чай/кофе.
Центральное месторасположение отеля свело пользование общественным транспортом к минимуму. Можно сказать что весь центр Рима мы обошли пешком. Были опасения, выдержит ли долгие переходы 5-ти летняя дочка, но оказалось что мы зря переживали, она стойко выдерживала все испытания и с удовольствием открывала для себя новый мир.
Остаток первого дня мы начали с посещения фонтана Треви, впрочем так начинался и заканчивался для нас каждый день. Фонтан смотрится великолепно и возле него в любое время толпятся люди.


Далее мы пошли по украшеным улочкам и вышли к Пантеону. Пантеон внутри производит величественное впечатление, благодаря огромному куполу. Говорят что до сих пор точно не известно, как людям 2000 лет назад удалось возвести такую конструкцию.


Дальше мы продолжили к площади (пьяцца) Навона. Одна из центральных площадей с великолепными фонтанами, к рождеству превращается в рынок рождественских украшений.



Ну а дети могут покататься на замечательной карусели, которой более 100 лет.
Незаметно наступил вечер, и конечно же главный вопрос, волнующий самостоятельных туристов- где покушать. Италия родина пиццы и различных макаронных изделий. И в любом ресторане вам предложат большой выбор этих традиционных блюд. Попали мы в ресторан не дешевый, но с русской официанткой, что было удобно в первый вечер в Италии. Ужин на троих нам обошелся в 50 евро, который состоял из 2 порций чем-то начиненных галушек (да простят меня знатоки итальянской кухни, я человек картошки а не макорон) и небольшой пиццы для ребенка. Все это с вином и на закуску итальянский капучино.
Второй день был рекордным по количеству пройденных километров. С утра мы направились на площадь Венеции.
Красивейшее место, обязательно стоит подняться на первый ярус Вотториано, оттуда открывается неплохой вид на окрестности.
Ну а если есть желание, то за деньги можно подняться и на крышу. Оттуда мы прошли в базилику Санта-Мария-ин-Арачели и спустились с противоположной стороны, продолжили путь в сторону Колизея.
Преодолев расстояние в километр, любуясь по дороге древним Форумом, мы добрались до главной достопримечательности города.
Сфотографировав его со всех возможных ракурсов, мы отказались от удовольствия зайти внутрь и продолжили наш пешеходный рейд. Следующей целью нашей прогулки была базилика Санта-Мария-ин-Космедин. Точнее не она сама, а уста истины. Дочка сказала что обязательно хочет проверить, действительно ли эта скульптура откусывает руку если сказать не правду.
Любуясь по дороге различными римскими достопримечательностями- храмами и древностями, которые в Риме на каждом шагу, мы дошли до нашей цели.
Лично убедившись что руки никто не откусывает, мы продолжили наш путь по набережной Тибра, утопающей в желтой листве зимне-осеннего города.
Так мы дошли до острова Тибирина, прошли мимо Большой синагоги, и закончили наш круг на площади Венеции.
Дальше сели на автобус и поехали на площадь дель Пополо, которая примыкает к большому и красивому парку Вилла Боргезе.
Парк украшен множеством скульптур самых разных известных личностей и оттуда открывается красивый вид на город.
В центре парка, в красивой усадьбе, находится музей-галлерея.
Назад мы уже шли по ночному городу, украшенному гирляндами и елками.
Пройдя через Испанские ступени, мы можно сказать доползли до гостиницы.
На третий день мы поехали в Ватикан. Начали с посещения Ватиканского музея, вход в который находится вне этого города-государства. Обходя стены города, нам пришлось буквально отбиваться от русскоговорящих гидов, предлагающих экскурсию. Билеты в музей я заказал заранее, напуганый в форумах длинными очередями. И это было большой ошибкой. Билеты через интернет стоили на 4 евро дороже. В итоге, заплатив на 8 евро дороже (дети бесплатно), оказалось что на кассах не было ни души и я потратил больше времени на подтверждение заказа, чем если б покупал бы билет на месте. Но это мелочи жизни, сам музей очень богатый, и мы с легкостью убили там пол дня.
Далее мы попытались попасть в собор Святого Петра, но вход на территорию Ватикана был закрыт изза того что Папа Римский устраивал аудиенцию. Не став ждать пока откроют вход, мы пошли гулять по городу. Рим нельзя назвать красивым. Здания старого города не поддерживают в идеальном виде. Кому-то он может показаться бледным, или даже запущенным. Но в этом есть свой шарм, Рим предстает перед нами таким, каким он сохранился за последние тысячи и сотни лет. Ничего не скрывая и не приукрашивая.
Мы вновь прошли по площади Навона, купив пару безделушек. Вечером мы поехали в район баров и ресторанов Траставере. Погуляв немного по тихим улочкам, мы сели в уютном ресторане-пиццерии. Жена с дочкой заказали по пицце, а я лазанью. Когда нам принесли пиццу, мы поняли разницу между рестораном в центреи рестораном-пиццерией в менее туристическом районе. Если в ресторане, заказав пиццу, вам принесут личную пиццу размером с тарелочку, то тут нам принесли два огромных подноса. Осилив половину принесенного, мы попросили оставшуюся пиццу завернуть с собой, воспользовавшись разговорником.
Следующий день начался с повторной поездки в Ватикан.
Посетив базилику Святого Петра, мы уж было собрались поехать в очередной собор. Но в автобусе повстречали наших соотечественников, которых раньше видели в отеле. После короткого обмена впечатлениями, они поведали нам что посетили торговый центр, расположенный за городом. Короткого взгляда жены было достаточно чтоб я понял, очередной собор отменяется. Дорога до этого торгового центра под названием Eurome 2 заняла полтора часа. Доехав на метро до конечной остановки, необходимо было пересесть на междугородний автобус. Но в итоге оно того стоило. Торговый центр оказался огромным, красиво украшенным и было приятно погулять и ознакомиться с местным ассортиментом товаров.
На обратном пути мы таки заехали в последнюю базилику Сан-Пьетро-ин-Винколи, к оформлению которой приложил руку сам Микеланджело.
Прошлись в последний раз по вечернему городу, кинув на последок монетки в фонтан ди Треви, мы вернулись в гостиницу. Утром, плотно позавтракав в отеле, мы попращались с Римом.

Вопрос: Почему религиозный скептицизм сегодня настолько распространен?
Ответ: Религиозный скептицизм не следует путать с атеизмом или нерелигиозностью, хотя атеистов можно отнести к одному из видов религиозных скептиков. Такие люди могут просто иметь серьезные сомнения или неопределенно относиться к религии. На самом деле религиозный скептицизм не является чем-то новым. Знаменитые скептики Нафанаил (Иоанна 1:45-47) и Фома (Иоанна 20:25) были учениками Иисуса. Однако сегодня кажется, что это явление становится все более распространенным.
Многие моменты способствовали возникновению религиозного скептицизма. Один из них – культура в целом. На протяжении более тысячи лет дух западной культуры был «христианским»; то есть иудео-христианское мировоззрение уважалось и преподавалось, даже хотя и не всегда исполнялось. Ситуация начала меняться во время Просвещения (также известного как «Век разума») в начале 1700-х годов и продолжилась в промышленный век, когда человек не знал никаких преград. Культурные изменения ускорились в модернистской и сегодняшней постмодернистской эпохах, в частности, из-за засилья многообразных культур и способов мышления.
Дэвид Киннаман, президент группы Барна, пишет в своей книге «unChristian: Что новое поколение на самом деле думает о христианстве… и почему это важно»: «Многие молодые американцы говорят, что жизнь кажется сложной – что трудно понять, как жить под наплывом информации, мировоззрений и вариантов, с которыми они сталкиваются каждый день. Одно из конкретных критических замечаний, которое молодые люди часто выдвигают относительно христианства, заключается в том, что последнее не предлагает глубоких, содержательных или стимулирующих к размышлениям ответов на жизнь в сложной культуре». Иными словами, они считают библейские ответы на культурные вопросы слишком упрощенными. Общество слишком «изощрено», чтобы обратить внимание на «старомодные» ценности Библии. Они отвергают такие простые ответы, как «потому что в Библии так написано», и не видят – возможно, их никогда не научили – более глубоких причин, лежащих в основании указаний Священного Писания.

Другая причина сегодняшнего религиозного скептицизма связана с самими практикующими религию. К сожалению, некоторые религиозные люди безнравственны, нечестны или просто жестоки. У некоторых скептиков в прошлом был плохой опыт, связанный с религией. По мнению группы Барна основная причина, по которой религиозный скептицизм возрос среди миллениалов (родившихся между 1985 и 2002 гг.) в Соединенных Штатах, связана с взаимодействиями с «христианами», которые не являлись таковыми на самом деле. Религиозное лицемерие оставило многих разочарованными и отдалило от веры, которая когда-то укрепляла западный мир.
Отсутствие христоподобного отношения и действий среди верующих указывает на отсутствие личной трансформации. Мы призваны быть похожими на Христа. Но многие христиане больше сосредоточены на неправедности в культуре, чем на праведности в своих сердцах. Они упускают из виду момент в Галатам 2:19-20: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос…». Распятая жизнь противостоит лицемерию.
Еще одним фактором, способствующим религиозному скептицизму сегодня, является чрезмерная зависимость от эмпиризма. Люди, которые хотят, чтобы все было «доказано» без каких-либо сомнений, будут естественно скептически относиться к духовным истинам, которые не могут быть оценены количественно, расчленены или испытаны в лаборатории. Как ни странно, многие религиозные скептики принимают в качестве евангельской истины теорию натуралистической эволюции, которая никогда не была доказана, в то же время отвергая рассказы очевидцев о чудесах Иисуса в Евангелиях.
Религиозный скептицизм также может быть вызван стремлением должным образом ознакомиться со всеми существующими религиозными убеждениями – и последующим замешательством из-за противоречивых вероучений, которым следуют различные религиозные системы. Одна группа говорит об Иисусе, а другая говорит противоположное. Третья группа вообще отвергает Его в пользу месмерического гуру или церебральной философии, или камня диковинной формы. Этого достаточно, чтобы скептически настроить любого человека. Добавьте к этой путанице повсеместное принятие постмодернистского релятивизма, и становится неудивительно, что сегодня так много религиозных скептиков.
Интеллектуальный религиозный скептицизм сам по себе не плох. На самом деле здоровый скептицизм – это хорошо, ведь мы должны опасаться ложного учения, и нам сказано: «Испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Иоанна 4:1). Здоровая, крепкая вера допускает вопросы и поиск ответов. Бог может выдержать нашу проверку, и сомнение не должно приравниваться к неверию. Господь призывает нас: «…придите – и рассудим» (Исаии 1:18).
Нам сказано: «Со внешними обходитесь благоразумно» (Колоссянам 4:5; см. также 1 Фессалоникийцам 4:12 и 1 Тимофею 3:7). Мы можем вовлечь скептиков в диалог, ведущий к истине. Апостол Петр говорит: «Будьте всегда готовы дать ответ любому, кто спросит вас, на чем основана та надежда, что живет в вас» (1 Петра 3:15; тут и далее – современный перевод Российского Библейского общества). Он продолжает, указывая, как привлечь собеседника: «…только отвечайте кротко и уважительно. Храните свою совесть чистой, чтобы те люди, что хулят вашу добрую жизнь, которой вы живете, веруя в Христа, устыдились собственных слов» (1 Петра 3:15-16). Кротость и уважение имеют решающее значение во взаимодействии со скептиками в нашем постмодернистском веке.

Стремясь доказать недостоверность всех известных наук, данное направление сохраняло тесную связь с естествознанием и медициной. После эллинизма оно возобновляется в Александрии Сарпедоном и Гераклидом (учеником Птоломея), Энесидемом (I в. до н.э.).

Среди трудов представителей римского скептицизма наиболее известны сочинения Энесидема»Пирроновские речи”, «О мудрости”, «Об исследовании”. В своих произведениях мыслитель продолжил традиции Гераклита в трактовке души, а также поставил проблему о ее рациональных возможностях. Это нашло отражение в формулировке «тропов” — аргументов, направленных против суждений о реальности, которые основаны на непосредственных впечатлениях. Уже сама проблематика «тропов” представляет определенный интерес для психологической мысли: о различии в происхождении, строении и, как следствие, восприятии всего живого и предметов; о телесной и моральной обусловленности содержания суждений людей; о различном устройстве органов чувств у одного человека; о неодинаковости восприятия по причине различий состояний человека (его возраста, сытости, трезвости, движения и т.д.) и другие.

В лице позднейших скептиков Менодота, Феода, Секст-Эмпирика и других школа сливается с врачами-эмпириками, занимавшимися изучением чувственно обнаруживающихся признаков болезней и игнорирующих аналитические средства познания их причин.

Римский эклектизм

Название данного направления развития античной мысли, как и многих древних школ, носит условный характер, ибо в большинстве случаев мыслители все же ориентировались на определенные мировоззренческие традиции. Среди выдающихся представителей римского эклектизма выделялись Марк Теренций Варрон, Корнелий Цельс, ученики школы Секстиев.

О психологических идеях многих выдающихся ученых эллинизма и Древнего Рима мы знаем благодаря произведениям Марка Туллия Цицерона(106-43 гг. до н.э.) «Республика”, «Закон”, «Оратор”, «Академические вопросы”, «О природе богов”, «О высшем благе и зле”, «Тускуланские беседы”. Об интегративном характере психологических мыслей Цицерона могут свидетельствовать следующие положения его учения:

— природа есть материальное единство, в котором имеется разумное начало, разлитое в определенной пропорции;

— разумное начало находит свое выражение в высшем творении природы — человеке, состоящем из тела и души. Тело есть сосуд для души, а душа — начало, оживляющее тело;

— признавая бога, Цицерон презирает выдумки о традиционных представлениях о богах и судьбе души после смерти;

— человек, по мнению мыслителя, отличается от животного тем, что ему присуща высокая целесообразная деятельность в силу наличия у него разумной души;

— сущность души — в интеллектуальной деятельности, животное же имеет только неразумную душу как начало вегетативной и чувственной деятельности;

— благо состоит в возможном усовершенствовании души и тела;

— по причине того, что к душе относится не только мышление, но и воля, совершенство души должно быть теоретическим и практическим. Теоретическое совершенство предполагает мудрость, рассудительность, знание человеческих и божественных вещей, их причин. Практическое совершенство — это умеренность, смелость, справедливость. Цицероном употреблен термин «утешение души” и их виды. Таким образом, утверждается мысль о возможном изменении душевных состояний человека под воздействием разнообразных ”утешительных” средств.

Психологические и особенно социально-психологические идеи Цицерона имели большое влияние на Западе в период поздней античности, в средние века, особенно в эпохи Возрождения и Просвещения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *