- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Ребышева Л.В. 1 Савицкая Ю.П. 1 1 Тюменский государственный нефтегазовый университет Трансформация российского общества не могла не затронуть систему ценностей и ценностных установок молодых россиян. Сегодня много говорится и пишется о разрушении традиционной для русской культуры системы ценностей. Молодежь находится «в поисках», начиная от простого и важного вопроса смысла жизни, до активной выработки своей системы ценностей. Несомненно, на выбор молодого человека влияют происходящие события, его окружение, восприятие мира. В статье приводится теоретический анализ работ, затрагивающих проблему религии в современном обществе. Дается сущностное толкование научных категорий «ценности», «религия». Приводятся эмпирические данные отношения современного студенчества к данному феномену. Делается вывод о роли влияния религиозный убеждений молодежи на формирование отношения к представителям различных религиозных конфессий. 141 KB ценности система ценностей религия религиозные ценности молодежь студенчество 1. Амиров Я.Б. Конфессиональный портрет современной России / Я.Б. Амиров // Вопросы гуманитарных наук. – 2009. – № 11. – С.23. 2. Булатова Т. А. Проблема религиозной толерантности в СМИ / Т.А. Булатова // Вестник ТГПУ 2012. – 12 (127). – С. 208-214. 3. Вояковский Д. С. Молодежь и религия: проблема «исламского» экстремизма / Д.С. Вояковский // Вестник Башкирского университета. – 2009. – Т. 14. – № 1. – С. 273-276. 4. Курганская М.Я. Религиозное сознание // Социология молодежи. Энциклопедический словарь. – М.: Academia, 2008. – С. 396–397. 5. Конституция Российской Федерации от 30 марта 2012г. – pravzakon.ru›doc18.htm 6. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений : / В.Т. Лисовский // Социологические исследования. – 1998. – № 5. – С.98-104. 7. Молодежь Югры: вчера, сегодня, завтра. Материалы научно-практической конференции : Ханты-Мансийск, 1999. – 266 с. 8. Осипова Л.Б., Толмачева С.В. Исследование восприятия социальной рекламы молодежной аудиторией /Л.Б. Осипова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2015. – №2 (35) — С. 207-214. 9. Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения . – Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13365 (дата обращения:10.09.2012). 10. Шанская А.В. Возрождение традиций язычества / А.В. Шанская // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. – № 1. – С. 180-184. В сегодняшнем динамичном, быстроменяющемся мире социальные группы подвержены влиянию со стороны различных факторов. Особенно это касается такой группы, как молодежь. Ведь молодые люди находятся только в начале своего жизненного пути и нуждаются в ориентирах, которыми и выступают ценности. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются стержневыми в любую эпоху и в любом обществе. Например, трудолюбие, образованность, доброта, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Ведь именно «падение» значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. По этому поводу Р. Т. Насибуллин и Ф. Г. Хайруллин справедливо утверждали, что «любое общество цементируется на базе общепринятых ценностных ориентиров, переходящих из поколения в поколение по всем сферам общественной жизни, в том числе по формам устройства государства и экономической системы, духовной культуры и социальной системы» . Связь культуры и ценностей диалектична, ибо в той степени, в какой культура определяет ценности общества, обуславливаются ее уровень и содержание. Так, Лапин Н.И. писал: «система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она в свою очередь оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая важнейшим мотивом социального действия и поведения индивидов» . Ценности никогда не выступают разрозненно, они всегда оформляются в некоторую целостную систему, которая является основой регулирования поведения личности, группы, общества. В социологии проблема ценностных ориентаций является одной из важнейших, так как ее решение связано с непосредственной системой жизнедеятельности личности и социальных групп .
Россия на современном этапе развития проходит через сложнейшие социальные трансформации, происходят глубокие фундаментальные ценностные сдвиги, влекущие за собой обновление различных сторон общественной жизни, в частности религиозной сферы жизни россиян. После крушения советского строя в России сформировалось совершенно иное отношение к религии. Мы наблюдаем явление, которое в зависимости от отношения к нему называют по-разному: «возрождение духовности», «мода на религию».
Применительно к законодательной базе, следует отметить, что в Конституции РФ указывается свобода вероисповеданий, отражающая право каждого гражданина свободно выбирать и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой . Одновременно, Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 01.07.2011 г. регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.
Религия — один из тех феноменов, который актуален во все времена. Под религией понимается особая духовно-практическая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них являются основным смыслом жизни. Основная религиозная ценность — вера, которая дает человеку абсолютную уверенность в достижении желаемой цели. Вера в Бога — существовала во многих культурах, начиная с самых древних, а религиозные войны, крестовые походы, межнациональные и межэтнические конфликты, погромы и преследования на почве антисемитизма показывают, что религия формирует определенное отношение и влечет за собой те или иные поступки. Как отмечают некоторые авторы , наиболее конфликтогенными на сегодняшний день являются именно этнические и конфессиональные процессы, которые решаются при помощи экстремистских и террористических методов. Как отмечает Я.Б. Амиров , «к началу 90-х годов ХХ века оно было представлено 15-20 конфессиями, тогда как к настоящему времени в стране зарегистрировано более 60 конфессий». Такое количество конфессий приводит к различному роду конфликтам, спорам, непонимания. Лидеры различных конфессий проявляют готовность к сотрудничеству с государством, участию в решении социальных проблем. Религиозные объединения проводят в этом направлении большую работу. При этом, можно отметить, что большинство среднестатистических жителей России не знает об этих конфессиях, и вряд ли назовут более 10, наиболее распространенных, те о которых говорят в СМИ. Таким образом, можем отметить, что современные социальные изменения оказывают в определенной мере деформирующее воздействие на религиозное сознание, об этом говорит, в первую очередь появление сект и «модных» религий в духовно-религиозном пространстве современной России и мира в целом. Возникновение, функционирование, трансформация религиозных общностей в современных условиях не могут быть осмыслены без анализа сущности, функций, методов религиозного образования. Оно является важнейшим «каналом» распространения религиозных взглядов и способов действия, пополнения религиозных объединений молодежью, условием их существования и жизнеспособности, поэтому именно религиозному образованию уделяется такое большое внимание всеми религиозными конфессиями. Можно даже сказать, что от того, насколько будут развиты как собственно религиозное образование, так и его контакты с образованием светским, зависит будущее самой религии.
Религия отражается и конструируется в соответствии с личностными смыслами в психике принявшего ее человека в виде религиозности, возникает научный интерес к изучению характера религиозности молодежи, механизмов ее возникновения, психологических последствий и ее роли в развитии личности молодого человека. Сохранение нравственности в обществе, духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание — это одна из областей, где религиозные организации и государство сотрудничают на основании того, что религия во все времена была и носителем, и оформителем общечеловеческих ценностей. Конечно, нельзя ставить знак равенства между нравственностью и религиозным мировоззрением, последнее — не панацея от безнравственности, но традиционная роль религии как носителя нравственных ценностей должна учитываться. К основным направлениям деятельности государственных учреждений с молодежью относятся:
- развитие православных молодежных организаций;
- проведение обучающих семинаров по вопросам организации молодежного служения;
- создание и развитие православных молодежных досуговых, тематических клубов и групп с целью создания здоровой молодежной среды общения, проведение миссионерских, образовательных и социальных программ;
- проведение аналитической работы и создание информационного поля для пропаганды православного молодежного движения в обществе: издание газет, сотрудничество со светскими СМИ, развитие и продвижение интернет-сайта отдела, другие информационные проекты.
При этом следует заметить, что существует опасность в том, что «борьба за молодежь» между объединениями, основанными на разных мировоззренческих позициях, может привести к еще одному расколу российского общества и так пока далекого от интеграции. Особое значение в русле рассмотрения данной проблемы имеют такие фундаментальные научные категории, как личность, ценности и смысл жизни, отношение к жизни и смерти, которые служат основой для формирования и развития гармоничной личности с приоритетом духовно-нравственных идеалов. Важность изучения данных феноменов состоит в том, что они сообщают направленность деятельности человека, придают ей ценности, содержащие смысл, позволяют занять определенную позицию, регулируют поведение, формируют способы самоактуализации, что и обусловливает актуальность проводимых социологических исследований.
Жизнедеятельность современной молодежи как социальной группы разворачивается в условиях отсутствия атеистической пропаганды, мировоззренческого плюрализма, огромного количества информации религиозного плана. В данной социальной ситуации представляется чрезвычайно актуальной необходимость обратить внимание на религиозные ценности студенческой молодежи, ведь именно молодые люди выбирают траекторию духовно-нравственного развития общества. Дополнительную актуальность также придает то обстоятельство, что политическая элита пытается вмонтировать религию в систему образования. Современная студенческая молодежь представляет собой поколение, вовлеченное в духовный поиск, активно ищущее собственную религиозную идентичность. Важной составляющей отношений религиозных общностей с молодежью является взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования. Основные аспекты: обеспечение государством светского характера образования в образовательных учреждениях; государственная поддержка преподавания общеобразовательных дисциплин; предоставление возможности обучать студентов религии в учебных заведениях вне рамок образовательной программы; государственное лицензирование и аккредитация образовательных учреждений, созданных религиозными организациями . Исходя из этих позиций, в мае 2014 года проведено авторское пилотажное социологическое исследование на тему «Религиозные ориентации студенческой молодежи Тюменского государственного нефтегазового университета». Задачей авторского социологического исследования являлось выявление верований студентов. В исследовании приняли участие 120 студентов вуза. Вера является актом личностного самоутверждения.
Таблица 1
Представления студентов о вере в Бога, в %
№ |
Варианты ответов |
% |
Смыслообразующая ценность в жизни |
||
Психологическая помощь и поддержка |
||
Нечто сверхъестественное |
||
Самосовершенствование |
||
Один из морально-нравственных образцов |
||
Ничто |
||
Элемент культуры |
Для того чтобы сравнить декларируемую религиозность студентов и их фактическое поведение, обратимся к анализу того, как они относятся к институционализированной религии, то есть что они думают об институте Бога на земле, как часто общаются с Богом посредством молитвы и читают ли они религиозную литературу. Для большинства молодежи вера в бога является смыслообразующей ценностью в жизни (33 %) либо психологической поддержкой, надеждой на лучшее (20 %). Остальное малозначимо. То есть вера в Бога у молодежи выступает важной составляющей осознания реальности. Молодежь воспринимает церковь, прежде всего, как источник духовной поддержки (41%) и сообщество единоверцев (26 %). Не очень значима для молодежи церковь в качестве помощи или самосовершенствования (10 %). На таком же месте по значимости стоит и восприятие церкви просто как элемента общественной жизни. Но можно сказать, что основную свою функцию объединения верующих церковь выполняет. На вопрос «Что молодые люди ищут в церкви?» ответы следующие: чтобы помолиться (30 %), послушать проповедь (30 %), для получения эстетического удовольствия (20 %). В наименьшей степени молодежь идет в церковь для встречи с духовным наставником (2 %) и ради уединения (3 %). Можно предположить, что молодежь, проявляя свои религиозные чувства, идет в храм, ища там участия в общем религиозном действии (помолиться, послушать проповедь), но не ради индивидуальных наставлений или раздумий. Отмечено, что в последнее время наблюдается всплеск нетрадиционной религиозности (вера в общение с духами, магию, гадание, астрологию и т.п.). Разжиганию интереса к оккультизму и мистике содействует распространяемая в изрядном количестве соответствующая литература, пользующаяся повышенным спросом среди молодежи. В ходе проведения опроса удалось выяснить, что в существование сверхъестественных сил верят 63,3 % респондентов, 23,3 % в существование таких сил не верят, а 13,3 % опрошенных затруднились ответить. Тем временем в существование Бога верят 68,3 %, при этом 38,3 % верят, что Бог существует, но не вмешивается в ход событий; 30 % опрошенных считают, что Бог есть и Он контролирует всё на земле, 25 % респондентов не верят в Бога.
Религиозное сознание студентов характеризуют сложная структура, размытость и неоднородность. Это обусловлено, в первую очередь, эмоциональной восприимчивостью молодежи, стремлением ко всему новому и современному. Однако, несмотря на склонность к поиску истины в сектах и нетрадиционных религиях, стоит отметить, что у традиционных религий число адептов в лице молодых людей значительно выше . Результаты проведенного опроса свидетельствуют, что 47% респондентов идентифицируют себя с православием; 15% указали атеизм; 12% — агностицизм; 10% еще не определились; 6,7% — ислам. К тому же 6,7 % опрошенных назвали свои варианты ответов, такие как: кришнаизм, иудаизм, я человек верующий, но не религиозный. Большинство респондентов (60 %) утверждают, что выбор вероисповедания стал их самостоятельным выбором после религиозных исканий, 35 % опрошенных отметили, что придерживаются выбранного вероисповедания, поскольку это традиционная религия их семьи, 78,3 % респондентов являются крещенными, при этом 60 % респондентов крестили, пока они были детьми, а 18,3 % приняли обряд крещения осознанно. Авторы сочли необходимым рассмотреть признаки не только религиозного сознания молодежи, но и религиозного поведения. Как правило, степень включенности студенческой молодежи в религиозную деятельность значительно ниже, чем в других возрастных группах. Общим свойством религиозности современной студенческой молодежи является ее пассивный, не церковный характер. В связи с этим, респондентам был задан ряд вопросов, в которых речь шла о посещении церкви, чтении религиозной литературы и проведения ритуалов, в частности, соблюдении постов. Опрос показал, что большинство опрошенных (57 %) редко ходят в церковь, 35 % респондентов не посещают церковь вообще и лишь 8,3 % называют себя истинно православными. Выяснилось, что чаще ходят в церковь девушки, 60 % респондентов не читают религиозную литературу и 74 % не соблюдают религиозные посты. Сохраняя веру в Бога, студенты утрачивают другие существенные элементы религиозной веры. Вероятно, что молодежь верит в возможность личного общения с Богом, но без посредников и свидетелей. На вопрос «Имеются ли в Ваших семьях какие-либо религиозные традиции?» результаты оказались следующими: 47 % опрошенных отметили, что в их семьях сохраняются религиозные традиции, но треть (36 %) добавили, что им не придается значение. Итак, число семей, в которых отсутствуют религиозные традиции и обряды, меньше, семей, в которых придают значение религиозным традициям. В Таблице 2 в обобщенном виде приведены итоги вопроса о значимости для респондентов библейских заповедей. По результатам таблицы видно, что самые важные для молодежи заповеди касаются межличностных отношений: «Не убивай», «Не кради», «Почитай отца и мать» и, вопреки распространенному суждению, «Не прелюбодействуй».
Таблица 2
Значимость библейских заповедей для московской молодежи
№ |
Заповеди |
Рейтинг (значимость в порядке убывания от 1-10) |
Почитай единого Бога |
6 место |
|
Не делай себе кумира |
8 место |
|
Не произноси имени Бога напрасно |
9 место |
|
Посвящай один день недели Богу (единственная неважная) |
10 место |
|
Почитай отца твоего и мать твою |
3 место |
|
Не убивай (самая важная) |
1 место |
|
Не прелюбодействуй |
4 место |
|
Не кради |
2 место |
|
Не лжесвидетельствуй |
5 место |
|
Не желай дома ближнего твоего |
7 место |
Выявлено, что менее важными заповедями признаются те, что касаются почитания Бога (10 место). В подтверждение можно сказать, что студенты признают важными все заповеди без исключения. Однако неважной для исполнения заповедью признается лишь одна — «Посвящай один день Богу». Очевидно, она просто непонятна студентам. Достойно внимания осуждение молодежью прелюбодеяния и супружеской измены. На вопрос: «Какую роль, по Вашему мнению, должны играть религиозные организации в духовной и общественной жизни нашей страны?», ответы распределились следующим образом. За активную роль конфессий в общественно-политической жизни общества высказалось лишь 5,4 % респондентов; значительно больше (24,0 %) считают, что их деятельность должна быть направлена только на удовлетворение религиозных потребностей верующих; почти половина (49,2 %) респондентов полагают, что их деятельность должна быть строго ограничена — служить укреплению духовности и нравственности в обществе. На вопрос «С кем бы Вы могли поделиться своими самыми сокровенными мыслями?» лишь 3,4 % опрошенных назвали духовного наставника. Небезынтересно, что среди респондентов, верующих в сверхъестественные силы, показатель составил 6,9 %. Видимо, это показатель того, что в их жизни играют роль новоявленные идолы, гуру, современные «колдуны» и т.д. В целом результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что базовые ценности современной молодежи не отличаются от традиционных ценностей российского общества. Можно говорить о формировании религиозных представлений у студенческой молодежи. Возможно, что в дальнейшем это выразится в становлении новой моральной системы.
Рецензенты:
Силин А.Н., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;
Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Ребышева Л.В., Савицкая Ю.П. ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ УБЕЖДЕНИЙ МОЛОДЕЖИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21310 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI
13. Выберите верные суждения о религиозном и светском сознании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для религиозного сознания характерно восприятие нравственных норм как производных воли высших сил.
2) Для светского и религиозного сознания не характерно взаимодействие.
3) Позиция религиозного сознания — отделение церкви от школы и государства.
4) Религиозное сознание может сформироваться у человека в зрелом возрасте.
5) В религиозном сознании может соединяться адекватное действительности содержание и иллюзи
14. Какие положения ислама отражают регулятивную функцию мусульманской религии? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) запрет на употребление алкоголя
2) соблюдение поста в месяц Рамадан
3) почитание Мухаммеда как последнего пророка
4) вера в единого Бога
5) признание Корана священной книгой
6) обязанность жертвовать средства в пользу бедных
15. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Список терминов.
16. Согласно Конституции РФ‚ наша страна является светским государством. Выберите в приведённом ниже списке черты, характеризующие светское государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отсутствие обязательной государственной религии
2) деятельность институтов, обеспечивающих демократическое развитие государства
3) обеспечение государственной поддержки материнства и детства
4) отделение религиозных организаций от государства
5) гарантия свободы совести и вероисповедания
17. В стране N обострились межконфессиональные отношения. Какие факты свидетельствуют о том, что в государстве N не реализуется принцип свободы совести? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Конституция не закрепляет статус одной из религий в качестве государственной.
2) Представители религиозных меньшинств не имеют права занимать государственные должности.
3) Представители религиозного большинства не имеют права переходить в другие конфессии.
4) Государство не оказывает финансовую поддержку религиозным организациям.
5) Представители религиозных меньшинств не имеют права строить культовые здания в столице государства.
6) В стране не запрещено создание политических партий по религиозному принципу
18.Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей, раширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистика. Назовите две причины происходящего
Ответы.
-
Конфессиональному
-
1
3.3
4. 235
5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) три «великие исторические религии»: буддизм, христианство, ислам;
2) положения «кодекса личной морали»:
например, в буддизме:
— усвоение четырёх благородных истин буддизма как собственной жизненной программы;
— воздержание от лжи, слов, не относящихся к нравственной цели;
— ненасилие, непричинение зла живому;
— духовное самопогружение;
например, в христианстве:
— не убивай;
— не прелюбодействуй;
— не кради;
— почитай отца и мать;
например, в исламе:
— совершение пятикратной молитвы в течение дня;
— соблюдение поста в месяц рамазан;
— обязательная благотворительность;
— совершение хаджа. Могут быть приведены иные положения «кодекса личной морали» любой из религий.
6. 123
7. 33221.
8. 236
9. 135
10. 45
11. 136
12. 136
13. 145
14. 126
15. 384612.
16. 145. Светское государство — это государство, в котором не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной какая-либо религия и закрепляется свобода совести вероисповедания. Признаки светсткого государства: нет государственной религии; религиозные объединения не финансируются государством; религиозные объединения отделены от государства, государство независимо от церкви и атеизма; все конфессии равны перед законом; религиозные объединения не вправе участвовать в формировании избирательных фондов; государство не вмешивается в определение гражданами отношения к религии; школа свободна от церкви; религиозные объединения не участвуют в формировании органов государственной власти.
17. 235. Свобода совести — принцип, по которому человек свободен в выборе религии.