Религия фетишизм

СКРОМНЫЙ Двухместный, Эдсон , DENDASCK, Карла Viana , ЛИ, Галаад Ferreira

СКРОМНЫЙ Двухместный, Эдсон; DENDASCK, Карла Ван ЗИЛ; ЛИ, Галаад Ferreira религиозный фетишизм потребления: использование опыта в христианской религиозном контексте. Многодисциплинарные основных научных знаний журнал-Vol. 1. Год. 1. Марта. 2016, pp: 132-141-ISSN: 0959-2448

РЕЗЮМЕ

Религия всегда была в человечество, учитывая, что большое значение, анализировать вероисповедный аспект в жизни человека становится чем-то сложными и всеобъемлющими. Это исследование имеет в качестве своей темы использования христианского религиозного опыта. Настоящее исследование пытается понять, если опыт потребления представляет себя как фетиш товаров в рамках христианского религиозного мира, находясь в контексте глобализации нео либерализм и потребительского общества. Для проведения такого расследования в характер качественного исследования, будет проводиться библиографическое исследование, таким образом получения последовательной теоретической основы, основанный в области социальных наук и наук религии.

Ключевые слова: фетишизма. Опыт потребления. Религиозные рынка.

ВВЕДЕНИЕ

Религии всегда были в жизни человека, многие ученые пытаются объяснить, что человек должен любить то, освящения божество, будь то животное, предок, элементы природы или даже звезды как солнце и Луна. Эти вопросы являются предметом изучения различных областей знаний, как антропология, социология, психология и история (ГОРДЕР; HELLERN; NOTAKER, 2000).

Религиозный аспект в жизни человека настолько глубоко, что если мы анализировать и сравнивать людей с другими живыми существами, мы находим языковых систем, разработанных в киты и птиц, это все еще можно наблюдать с помощью инструментов, подобных нам людей, однако никогда не исследование проверены религиозные аспекты в животных обезьян. Религиозный аспект это столь важное значение в жизни человека, который становится одной из особенностей, что большинство отличить человека от других существ (FUNARI, et. Др. 2009 г.).

Согласно Бергер (1985) важной особенностью религиозный аспект в жизни человека, что потому, что он является конструкцией человека, религиозная практика несколько всегда является коллективной, даже внутренние владение религиозной практики в жизни человека занимает место в коллективе с другими верующими. Поэтому при изучении религии важно понимать, что каждая религия это мировоззрение и коллективная вера. Вследствие этого коллективного характера, присущие религии, так много здания религии как последующие изменения не являются лица.

В начале христианства, раннего христианства, называется период соответствующих первых веков тысячелетия, т.е. до Константина, христиан превратился внимание бедным, этот вид христианской практики вдохновил жизни Христа и Библейские рассказы, написанные преимущественно в Новом Завете, выделите фигуру скромный, нуждающимся, обиженных и угнетенных. Также выделяется в Евангелиях Нового Завета, роль последователей Христа должны не просто увидеть людей как духовные существа, но и как социального существа с потребностей человека (Сильва, 2011).

Когда мы предлагаем расследовать различные отношения человека с религией через науку, авторы таких Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма) являются основным вступительным авторов. Эти авторы отличаются в различных аспектах, они смогли проанализировать религии как социальное явление и каждый в свой собственный путь может предложить анализ о религиозной жизни в примитивных и современные также после промышленной революции, что сводный капиталистической системы (BIZELLI, 2006).

Как уже сказал в конце 19 века ученые поняли религии как социальное явление, Дюркгейм полагает, что религия должна сохранять единство социальной группы и обеспечить сохранение основных идей этой группы. Для примитивных обществах эти фундаментальные функции были, так как в этом контексте религии были связаны с кланами, которые нужны единства среди ее членов, это подразделение было биологическими средствами, но totemismo. Таким образом для Дюркгейм религия является социальным институтом, настоящее во всех обществах, оба в примитивных как современный, который имеет право обязать человека к социальной группе, в которой это часть (Вайс, 2012).

Дюркгейм (2000) указывает, что в примитивных обществах, социальные группы, называемые кланов, союз между членами не просто биологических, автор указывает, что эта взаимосвязь является тотемные, каждый клан тотем, totem и это коллектив состоящий из представления Священного предка, или Бог, через животных или растений является фактором единства и идентификации среди членов клана.

Дюркгейм основные моменты:

Тотем является их флаг, знак, по которому каждый клан отличается от других, видимый знак его личности, бренд, который распространяется на все, что является частью клана одну сторону или другую. (ДЮРКГЕЙМ, 2000:36).

Вебер (2004), анализируя исторические траектории христианства, который стал гегемонистских религии последнего тысячелетия, делает различия между еврейской корень христианства и самой христианской религии. Автор указывает на то, что в рисунке compactuava Ветхого Завета Бога с еврейского народа коллективно, с приходом Христа и переход в христианство отношения между человеком и Богом становится индивидуальный. То же самое происходит с концепцией спасения, что прежде чем в иудаизм был направлен в избранный народ в христианстве спасение является универсальным, Т.Е не ограничивается лишь один человек, но имеет индивидуальный характер, как указал Леманн (2012).

Это цитирует индивидуализации и теологических предположений реформатской христианской церкви как предопределение, Вебер пишет работу «протестантская этика и дух капитализма». В этой работе автор исследует немецкий среди других вещей, как появление протестантизма увеличила рост капитализма и способствовали этому, были гегемонистские системы, добавив этой системы не только в экономической, но также характер моральных и религиозных ценностей (Вебер, 2004).

По словам Ferreira и Adams (2012) для Вебер протестантской Реформации, главным образом способствовали признательность за работу, от идеи, что работа прибавил характер человека, как следствие западного образа жизни изменилась, как он был добавлен к работе моральные ценности не только необходимость существования и работника еще финансово успешным и предприимчивых граждан рассматриваются как люди предопределил к спасению , католических блаженных, а также реформирования прибыли, что ранее запрещалось становится видно как знак благословение.

Законные социальные институты их религии путем присвоения статуса естественность и онтологической действительность. Религии обеспечивают институты и текущей системы священный характер и космических, через свои ценности, будучи эти существующие структуры, как божественные указы и завещаний, из-за этого, они должны быть сохранены (Бергер, 1985).

В дополнение к Реформации другого исторического процесса, который мобилизовал капитализм был английский промышленной революции. От этого появились глубоких социальных преобразований, что событие изменило дизайн мир западных людей. Эти изменения в мировоззрении связаны с отношения человека с течением времени, социальные отношения, с городского пространства и потребления товаров, как материалы, такие как нематериальный (STORNI; ПО ОЦЕНКАМ, 2010).

Одна из передач современного капитализма потребления, потребления основывается не только на современных проблем, потребностей человека, а также не только удовольствие от потребления. Это постоянная и бесконечных потребление на потребителя своего рода чтит и потребления в этом контексте рассматривается как священный обряд. Потреблять, то есть, участвующих в «культ» необходим для человека между логикой капитализма, эта логика прибыли, индивидуализм, конкуренции и потребления (TADA, 2013).

Акт потребления товаров является не индивидуальные потребности, а скорее необходимость капитализма, чтобы выжить как экономической системы. Так что если производит все несколько лишних товаров, они не потребляются по необходимости, но по желанию, для удовольствия в акте потребления, т.е. к фетиш (STORNI, уважение, 2010).

Так что если законные и сохранившихся экономической модели сосредоточены на максимальный поколения богатства путем эксплуатации труда и прибыль, это богатство обычно накапливается в руке крошечные богатого меньшинства. Обратите внимание, что система описанные выше довольно сильно отличается от системы где его соли путем преодоления нищеты и удовлетворения основных человеческих потребностей, как если бы вы хотели первых Апостолов и последователей христианства (Сена, 1998).

Главным образом между десятилетий 50 и 60 годов прошлого века производится много работ и исследований, дело с так называемой «теория секуляризации», эта теория, которая является объектом изучения после просветления, основанный на идее, что модернизация и рационализация современного мира приведет к упадку доминирующей религии в обоих религиозного мышления, руководствовались образа жизни народа а также важность религии в самом обществе. Мы видим, что эта идея религиозного упадка был неправ, процесс модернизации и рационализации принесли секуляризацию некоторых социальных секторов, но это не означает снижение религий как ожидаемый (Бергер, 2000).

С этого dessecularização мира, а именно, постоянство важность религий в постсовременной жизни, нужно человека и религиозной рынка фетишистская особенность капиталистической системы, если создавать религиозные рынки. Этот религиозный рынок основывается от конкуренции между различными религиями и различных конфессий и той же религии, эта конкуренция приводит к адаптировать его выступления, его учение и даже их догм в сценарий, который является наиболее выгодным для них религиозных лидеров и религиозных структур. Учитывая высокие информационных и коммуникационных технологий в контексте глобализованного мира, религии преодоления национальных границ, увеличение религиозного плюрализма. Этот рост религиозного плюрализма, в сочетании с религиозной рынка может в итоге стать одноразовые религии, что религия более не удовлетворяет пожелания группы или лица оно может быть дано как устаревшие и по-прежнему могут включаться мгновенно (FRIGERIO, 2008).

Сокращений (2014) добавляет, что, после рынке неолиберальной оптический, религиозной рынка в Бразилии устанавливается от 90 в потреблении товаров и услуг, Евангелие сегмента продукции, услуг, ориентированных на этих религиозных групп и т.д., однако этот рынок получает новый взгляд, когда она начинает предлагать опыт потребления, главным образом на основе проповеди и свидетельских показаний, записанных на CD и DVD. Кандидаты становятся проповедников и Евангелие певцов, названный как экс bruxos, экс травестис, экс трафиканты, экс macumbeiros, они имеют свидетельство где сообщать их опыта и истории жизни. Реализовать переход потребления товаров и услуг для потребления.

Для Oliveira (2013 год) ищет смоченной в контексте неолиберальной много церквей и религий использовать маркетинговые стратегии, чтобы предложить конкурентоспособный продукт по отношению к их конкурентам и удовлетворительных для верующих потребителя, тем самым привлекая все больше и больше верующих. Чтобы иметь возможность консолидировать свой бренд эти учреждения создают их личность пытается дифференцировать себя от конкурентов.

В поле этого конкурса в то же время рынок и религиозные, религии и церкви, создать, интерпретировать и ressignificam стратегии маркетинга управления, состоящий из который может быть вызван религиозными маркетинга. Эта практика состоит в использовании изображения религии как стратегию для продажи товаров, услуг и опыта. Этот религиозный образ работает на практике, как своего рода тотем. Точка победить с этим маркетинг является ум, воображение, желание и вера потребителя, что делает его истинным не только веры, которая следует за церковь, но и верность религиозным потребление этой церкви (МАРАНЬЯН сына, 2012).

Важно здесь продифференцировать между потреблением потребительства, потому что часто путают эти две концепции. Баумана (2008) разъясняет, что потребление является главным образом функцию и занятия людей как лиц, проживающих в капиталистической системе, так как потребительство является атрибутом, который может произойти в обществе, этот атрибут происходит, когда потребление становится частью жизни людей ненормально, так что вы начать потреблять больше нет необходимости.

Баумана (2008:62) объясняет, что:

Для компании приобретает этот атрибут, глубоко личном качестве хотят, желание и цель должна быть, например, возможность работать в компании, подчеркнул («отчуждению») лиц и рециркулированных/отчуждения в иностранные силы, которая ставит «общества потребления» в движении и продолжает идти в качестве конкретной формы человеческого сосуществования, хотя в то же время устанавливает конкретные параметры для отдельных жизненных стратегий, которые являются эффективными и обрабатывает вероятности выбора.

Таким образом потребление случается иметь символический и тотемные характер, так как акт индивидуального и коллективного. Отношения между группой потребителей акций, члены группы разделяют одинаковые вкусы, интересов, предпочтений и потребляют же марок. Бренды, которые totemizadas и так sacralizadas, передавать социальные смыслы и может быть знак социального престижа или плохо vista (RETONDAR, 2008).

Нери и Васконселос (2014) разъяснить это отношения единства среди группы потребителей также присутствует в церквях, сегодня есть церкви, посвященный рокеры, для серферов, для гомосексуалистов, скейтбордистов и других форм различия. Можно видеть, что таким же образом, что любит группы потребителей определить как продукты предлагаются бренда, образ жизни и любит верных церкви определяют, как это будет. Эти религиозные учреждения действуют в аналогии с отметки, когда пытаются убедить потребителей покупать их продукт через маркетинг.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ

Основная стратегия религии и церкви интернализировать в верующих в церкви решения вашей проблемы, а также ответы на ваши вопросы и проблемы. Преподается в этих учреждениях, что все может достигаться через веру и послушание догма, защищали их. Таким образом, чтобы эти принципы преподаются, используются различные средства коммуникации, такие как религиозные программы в служении радио и телевидения и публикации в религиозных журналах (ДАУИТ; ОЛИВЕЙРА МОТА, 2008).

Lipovetsky (2007) описывает эволюцию трех веков потребительской капитализма, первый характеризуется крупных национальных и международных брендов и популяризация потребительских товаров длительного пользования, так что это этап так называемого массового потребления. Этот этап начинается в конце 19 века в конце второй мировой войны. Основная продукция потребляется были автомобили, техника и телевизоры. На втором этапе произошли три десятилетия характеризуется тот факт, что потребление увязываться с социальное положение, в течение этого периода Северной Америки и части капиталистической Европы, прошел через период, известный как государства всеобщего благосостояния, в этот период население этих стран процветал, потребители, провел так, чтобы быть более требовательным, таким образом, потребление пошел от массивных индивидуализированный характер. Прежде чем основная продукция были прочного две фазы усиливается потребление товаров кратковременного пользования, уже на этом этапе начинается мгновенное потребление, которое усиливается на третьем этапе.

Третий этап, также называемый этап избыточного потребления сохраняется по сей день. Эта фаза характеризуется изменением определения стоимости товаров, где товары более ценится проходит быть эмпирического.

Lipovetsky говорит:

Апогей товара не является значение дифференциального знак, но эмпирическое значение, «чистый» потребление стоит не как социальный означающего, но как набор услуг для отдельных лиц. Фаза III является момент, когда значение отвлекающее превалирует над почетное значение, сохранения себя о провокационных сравнения, чувственного комфорта, на дисплее явных признаков. (LIPOVETSKY, 2007: 134).

Согласен, таким образом, с известью и религиозные учреждения Transferetti (2007), сначала и прежде всего социальные институты, поэтому его работы на основе законов, регулирующих общества, среди них законы рынка. Социальные учреждения, являются отражением отдельных лиц, которые составляют их, с целью современного потребления общества, формируется отдельными лицами, которые должны использовать форму трансцендентности, религиозные учреждения адаптировать бизнес-практики, регулируется законами рынка и применить в религиозном контексте. По этой причине многие церкви имеют их верных клиентов, как многие верующие даже если бессознательно имеют свои церкви как брендов.

ССЫЛКИ

Баумана, Сигизмунда. Жизнь для потребления. Превращение товара. Эд. Рио-де-Жанейро: Захар, 2008.

Бергер, Питер. Dessecularização мир: глобальный взгляд. Религия и общество, v. 21, n. 1, стр. 9-24, 2000.

Бергер, Питер. Священные купола: элементы социологической теории религии. Эд. Сан-Паулу: Editora Паулины, 1985.

ДЮРКГЕЙМ, Эмиль. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемные система в Австралии. Эд. Сан-Паулу: Martins мосты, 2000.

ГОРДЕР, Йостейн. (Org); HELLERN, Виктор; Генри NOTAKER. Книга религий. Эд. Сан-Паулу: Companhia дас Letras, 2000.

Лакатош, Ева Мария; Маркони, Marina de Andrade. Основы научной методологии. 5. Эд. Сан-Паулу: Атлас, 2003.

Леманн, David. Надежда и религии. Передовых исследований, v. 26, п. 75, p. 219-236, 2012.

Лима, Мария Эрика de Oliveira; TRANSFERETTI, Иосиф. Религиозные фоне символических товаров: от производства до потребления. Треки-журнал центра для изучения коммуникаций. n. 8, p. 38-51, 2007.

LIPOVETSKY, Жиль. Парадокс счастья. Эссе на общество избыточного потребления. Эд. Сан-Паулу: Companhia дас Letras, 2007.

СЫН МАРАНХАО, Eduardo Meinberg Альбукерке. «Маркетинг и священная война: Поставка и обслуживание религиозных требований для верных потребителей. Журнал, v горизонт. 10, n. п. 25, 201-232, 2012.

МАРКС, Карл. Столица. Критика политической экономии. Том 1. Сан-Паулу: Нова Editora культурных Ltda., 1996.

Нери Alberto Доменикони; Васконселлос, Эзра воин. Индивидуализация и фрагментации: эффекты пост современности в современном христианстве. Наук религии: история и общество, v. 12, п. 2, стр. 118-132, 2014.

Оливейра, Miguel Мачадо. Вера, социальной работы и рекламы: Критический дискурс-анализ социальной ответственности вселенской Церкви Царства Божьего. 2013. 175 f. Диссертация (докторская в письмах) Федеральный ду Риу-Гранди-ду-Норти, Натал, 2013.

Перейра, Клаудия; и др. «Потребление опыта» и «Потребительский опыт»: концептуальной дискуссии. Международные связи и потребление – COMUNICON, к 2015 году.

Сена, Юнг Mo. Желание и религии. 3. Эд. Петрополис, RJ: Editora Vozes, 1998.

Вебер, Макс. Протестантская этика и дух капитализма. Антониу Флавио Пьеруччи/под ред. Сан-Паулу: Companhia дас Letras, 2004.

Вайс, Рэйчел. Дюркгейм и элементарные формы религиозной жизни. Дискуссии о НЭР Порту-Алегри, n. 22, с. 95-119, 2012.

Доктор наук религии, степень магистра в области семиотики и коммуникации, профессор в университете Рондония контакт: modesto.unir.br

Докторант пост в клинического психоанализа и магистра в области биоэтики, директор центра исследований и развития передовых исследований, тренер и педагог курсы MBA в компании, Кампинас и São Пауло email: prof.dra.csd@hotmail.com

По специальности в области социальных наук – PUC-Кампинас, научный сотрудник центра исследований и передовых исследований email: gileade@cpdt.com.br

Фетишизм — она из самых ранних форм древней культуры, известная практически всем народам нашей планеты. Фетиш – иначе — талисман или амулет, обладающий защитными, охранительными и сверхестественными свойствами. Фетишем иногда становилась частица почитаемого объекта, например камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д.). Фетишем мог быть даже какой-нибудь рисунок, татуировка на теле, также — любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека.

До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулетом служил предмет, кто рому приписывали магические свойства отвращатъ от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был всячески оберегать своего владельца от бед и неприятностей. Способность отвращать от беды приписывалась и талисманам (от лат – «посвящение»). Но амулет носили открыто, обычно на шее, а талисман прятали от посторонних глаз.

Помимо личных фетишей существовали и общие для всего племени или страны. Обычно ими становились какая-либо большая гора или красивое, сильное дерево. У общих фетишей могла быть и своя «специализация»: один управлял временами года, другой ведал здоровьем, третий — охотой, рыбной ловлей и т. д. Особая группа фетишей связана с распространённым у многих народов мира культом предков. Тогда изображения предков становятся предметом поклонения. Иногда это идолы — человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а иногда предка изображает специальный знак, как это было принято, например, в Китае.

Яркой иллюстрацией фетиша, связанного с культом предков, являются алэлы енисейских кетов. Алэл представляет собой деревянную куклу с большой головой, с руками, ногами, глазами из бусин или пуговиц, одетая в традиционную кетскую одежду из сукна и оленьих шкур. Обычно куклы изображают старух, которые призваны помогать семье во всех её делах. Они охраняют дом, следят за детьми, за оленями и собаками. Алэлы переходят от родителей к детям. При перекочёвках их возят в специальном берестяном туеске. По понятиям кетов человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с ними обращаться. В противном случае членам семьи грозит гибель.

Фетишизм в Африке распространён в форме культа обожествляемых материальных предметов — от деревянных столиков, брусков, раковин, камней, деревьев, скал до предметов традиционного африканского искусства (статуи и статуэтки людей и животных, различные украшения, маски, барабаны), всевозможных талисманов и амулетов (предметов, защищающих от болезней, несчастий и приносящих удачу). Фетишистские представления часто переплетались с анимистическими, и поэтому бывает трудно отделить одни от других.

Среди многообразия африканских фетишей учёные выделяют несколько условных групп. Это фетиши, предназначенные для семей и родов; для общин, племён и племенных объединений; так называемые общенародные или общегосударственные фетиши и, наконец, фетиши личные.

Семейные и родовые фетиши появились на заре человеческой истории. Такими фетишами были, например, каменные топоры, почитавшиеся в глубокой древности как окаменевшие молнии божества воды и грома Фаро у народа бамбара (Мали) и божества грома и молнии Шанго у йоруба. У бамилеке (Камерун) можно перечислить около 20 общеплеменных фетишей, в том числе священные камни, барабаны и гонги, табуретки и троны предков, глиняные трубки, слоновьи бивни, шкуры леопардов, кожи питонов и т.д.

В средневековом государстве Лунда (существовало на стыке территорий современных Анголы, Замбии и Заира) наибольшее распространение получили деревянные изображения животных и людей. Общенародные фетиши почитались в Африке как высшие святыни и имелись, в частности, у ашанти (Гана) и баганда (Уганда). История одного из них — так называемого Золотого тропа — полна драматизма. О ней некогда говорил весь мир, ей посвящены многие статьи и книги.

К числу наиболее известных и значительных фетишей, призванных обеспечить контакты между земным и священным мирами, между живущими, с одной стороны, и духами и богами — с другой, относятся статуи, статуэтки, маски и тамтамы (барабаны). И сегодня они являются непременной принадлежностью многих ритуальных церемоний и обрядов. Статуи и статуэтки предназначены для воздействия на участников церемоний своей торжественной неподвижностью, маски же, наоборот, — своим динамизмом.

Роль барабанов не сводится к простому ритмическому сопровождению религиозных шествий, танцев и песнопений. «Они, — пишет французский исследователь Верже, — считаются существами, наделёнными душой, личностью. Их освящают, время от времени в них вливают новую силу путем приношения даров и жертв… Если барабан во время церемонии опрокидывается, то церемонию сейчас же прерывают… У каждого барабана есть свой исполнитель, которому разрешается… играть на нём лишь после особого посвящения и длительного обучения.

Широко были распространены в Африке и личные фетиши. Чаще всего их получали или покупали у колдунов, знахарей и прорицателей, которые освящали фетиши и «отвечали» за их действенность. Фетиши должны помогать своим обладателям, оберегать от врагов, болезней и других напастей. Некоторые фетиши могли действовать самостоятельно, без посредничества колдунов, но самыми сильными считались фетиши, которые подчинялись им. Поскольку поведение фетишей часто непредсказуемо, их побаивались и старались задобрить. Обладатель фетиша ублажал его, совершая определённые ритуалы и делая подношения. Если же приобретённый фетиш или вообще не действовал, его возвращали изготовителю. Иногда провинившиеся фетиши даже наказывали.

Интересен африканский обычай истязания фетишей, причём не только для наказания их, но и для побуждения к действию. Например, прося о чём-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращённые к нему просьбы и обязательно выполнит их.

Повышение значимости внешней атрибутики жизни, наделение предметов сверхзначимым сверхценным смыслом – это фетишизм в широком смысле. В науке, в зависимости от области применения фетиша рассматриваются несколько видов фетишизма: товарный, эротический (сексуальный), религиозный, суеверный, денежный.

Товарный фетишизм – персонификация избранных товаров и придание им сверхсмыслов (товары – основная форма социальных связей). Современное общество, по сути, является потребительским, сознание людей утилитарно и стремится к обладанию и потреблению. Для многих единственная цель и стимул в жизни – приобретение желанных вещей, которые повышают статус человека, увеличивают значимость, создают иллюзорную мощь. В условиях, когда социум оценивает по внешним атрибутам, значимость многих человеческих качеств теряет свою ценность. Это проблема общества, которая особенно затрагивает молодежь в период активного формирования психики и социализации. Замена социальных отношений товарными, восприятие себя через призму обладания значимыми вещами ведут к дегуманизации и самой личности человека. Тогда личность не значима сама по себе со всем человеческим, что ей свойственно, человек, не обладающий значительной суммой денег, телефоном, популярной марки, дорогим автомобилем может ощущать себя неполноценным.

Стремление повысить свою значимость за счет вещей отрицательно влияет на психику молодежи. Дегуманизация человеческих отношений может запутать во всех значимых жизненных приоритетах и, прежде всего, в таком случае пострадают объектные отношения и эмоциональная сфера. Аспекты, которые часто не осознаются и ведут к проблемам в отношениях, отражены в следующих вопросах: Чем руководствоваться при выборе спутника жизни, друзей? Как относиться к близким людям, которые не обладают материальными ценностями и имеют низкий уровень жизни? Что можно делать для достижения желаемого, а чего делать нельзя? Это нравственные и моральные дилеммы, но и еще проблемы, ведущие к серьезным психологическим трудностям.

Отношения, которые были построены через призму материального или потребительского отношения к партнеру характеризуются неопределенностью, холодностью чувств, когда человек не понимает, что чувствует он сам и, что чувствует его близкий человек: отношения используются, они удобны и выгодны, но не приносят удовлетворения и рано или поздно что-то в них начнет разрушаться. В социуме также не редко можно наблюдать отношение к человеку, как к существу без индивидуальности и чувств, например в организациях, где люди, как пешки или винтики, кто-то решает, что их можно поменять местами, уволить, заменить и, при этом любые методы хороши. Не учитывается личностная составляющая сотрудника, его влияние на коллектив, а также не имеет значение то, что он чувствует. Все решает только расчет: экономия денег, замена по возрастному и гендерному предпочтению и т.д. Конечно, в условиях больших учреждений и даже страны в целом невозможно учитывать индивидуальность и чувства каждого, невозможно посылать на войну солдат и плакать о каждом, психика человека, ответственного за такие распоряжения защищает его от тяжелых чувств. Однако в повседневном общении, в отношениях, дружбе по-прежнему главное гуманизм, даже, если это и звучит старомодно.

Дружеские отношения часто также стоятся по принципу соревновательности в области достижений, важен статус, деньги, материальные ценности, успехи детей и самое важное в них — у кого лучше и больше, а позиция не успешности крайне болезненна для самооценки. В таком случае также происходит дегуманизация, опредмечивание дружеских отношений, в них не главное удовольствие от общения, они нагружены соревновательностью, главная цель которой соответствовать или быть лучше, что, безусловно, отражение проблем с самооценкой. Скорее всего, такая неустойчивая самооценка родом из детства, когда родители любили и хвалили только за хорошие результаты, за пятерки, а реакция родителей на более низкие результаты откликалась у ребенка душевным опустошением и снижением своей значимости. Такой ребенок не был для своих родителей ценен и любим безусловно, а являлся дополнением к ним самим и должен был повышать за свой счет чувство их собственной значимости.

Похожий психологический механизм может привести к одной из достаточно распространенных особенностей современности – стремлению совершенствовать свою внешность и соответствовать признанным стандартам красоты. Стремление выглядеть хорошо вполне нормально, речь о том, когда желание обладать нужными формами и видом заставляет ложиться под нож, улучшая зачастую то, что не требует улучшения, когда тело становится ответственным за психологический комфорт и за поддержание отношений. Особенно плохо, когда это превращается в зависимость. Тело такого человека, чаще всего женщины, само по себе становится фетишем. Превращая свое тело в предмет, который можно изменять, «перекраивать» в угоду моде, для повышения самооценки или для поддержания отношений, женщина расщепляет свой внутренний мир, нарушается ощущение единения тела и психики, которое формировалось всю предшествующую жизнь, у нее изменяется восприятие реальности. Возникает расщепление на тело и психику, на новое и старое тело, тело становится предметом, который можно обновить, омолодить, создается иллюзия управления временем, может возникнуть потребность в постоянных изменениях, потому как совершенству нет предела. Оказаться заложником потребности в таких изменениях – серьезная проблема.

Еще одна проблема с похожими причинами – использование женщиной своего тела в целях заработка – проституция. Если тело товар, то это товарный фетишизм, но ведь труд человека – это не предмет, это результат его психической деятельности, даже тогда, когда он выполняет чисто механическую работу, например, перекладывает деталь с одного места на другое. Потому, как любая деятельность дееспособного человека регулируется корой головного мозга, нервной системой, психикой. Даже к монотонной, механической работе у человека есть свое отношение, он выполняет ее с какими-то чувствами, он выработал какой-то свой индивидуальный способ её выполнения и т.д. Используя свое тело для работы, которое изначально нацелено на продолжение рода, рождения ребенка, отцом которого может быть один мужчина, женщина превращает свое тело в инструмент для работы. В таком случае можно снова говорить о расщеплении личности на психику и тело, так как чтобы использовать тело для работы нужно «убрать» эмоции, свое отношение к клиенту, обезличивать клиентов, как людей со своими достоинствами и недостатками.

Мужчина — потребитель услуг проститутки в свою очередь дегуманизирует её, ему незачем учитывать её чувства, считаться с ними. Тогда становится возможна реализация любых желаний и действий и, он может не испытывать угрызений совести, не понесет наказания за грубое отношение к ней, и избавлен от чувства тревоги и других неприятных чувств, которых он боится в отношениях с женщинами. Расщепление и дегуманизация не способствует психическому здоровью людей и может быть причиной психических расстройств, зависимостей от психоактивных веществ и других психологических проблем.

Фетишизм в психоаналитическом понимании – защита от тревоги и страха кастрации, компромиссное решение психики, помогающее организовать сексуальную жизнь хотя бы при каких-то условиях. Хоть здесь он и в помощь, но все же — это симптом нездоровья.

Фетишизм – в широком смысле, который стал частью психологической реальности человека, это непростое явление, свидетельствующее о психологических проблемах, он вполне заслуживает определения «симптом» и даже скорее определения «болезнь» (личностная и социальная). Дегуманизация практически во всех сферах жизни, будучи не распознанной и в целом считающейся нормальной, ведет к обеднению психики, психологическим проблемам, к проблемам в отношениях, является защитой от чувств и отдаляет человека, как от лучшего понимания себя, так и от лучшего понимания тех, кто рядом.

ФЕТИШИЗМ (от португ. feitigo — амулет, магическая вещь) — поклонение материальным предметам, которым приписываются не присущие им свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Впервые Ф. был обнаружен португальскими моряками в Западной Африке в XV в., а затем многочисленные модификации Ф. были выявлены почти у всех народов. Объектом поклонения — фетишем — мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: необычный камень, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Обращение людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с должным почтением к выбранному ими предмету. За оказанную помощь его могли благодарить, за бездействие могли наказывать. У одного из африканских народов был обычай истязать фетишей, причем не только в целях их наказания, но и для побуждения к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит их. В противном случае он выбрасывался или заменялся другим. Видимо, в глубокой древности люди не наделяли избранные ими в качестве фетиша предметы сверхъестественными свойствами и даже не одухотворяли их. Суть Ф. заключалась в том, что человек усматривал в отдельных предметах свойства, которые не открывались обычными органами чувств. Первобытный фетишист делал эти предметы «чувственно-сверхчувственными», причем сверхчувственные свойства приписывались им либо на основе случайных ассоциаций, либо на основе неверно понятых причинно-следственных связей. Элементы Ф. присутствуют практически во всех религиях и широко распространены в сфере бытовых суеверий и предрассудков. Так, до наших дней сохранилась вера в амулеты, талисманы и прочие предметы, якобы приносящие удачу или отводящие опасность.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 623-624.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *